Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ОПЕРАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ОПЕРАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ

ОПЕРАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ - деятельность по решению практических задач в быстроменяющихся условиях, которая осуществляется на основе моделирования человеком состояний объектов трудовой деятельности и приводит к формированию в конкретной ситуации схем (плана) действий по управлению реальными объектами и процессами. Понятие «оперативное» употребляется, по крайней мере, в трех смыслах: протекающее быстро и эффективно; непосредственно включенное в трудовую деятельность человека (от лат. opera - труд); состоящее из операций. Каждый из этих смыслов находит свое выражение и в термине «О. м.». Оно протекает в специфических условиях, связанных с особым характером задач управления: в условиях динамичности ситуаций решения задач (быстрая смена обстановки), наличия большого числа взаимосвязанных, в т. ч. конфликтных, факторов, высокой ответственности за результат решения, ограниченности времени на его поиск, необходимости выдвижения и проверки гипотез в самом процессе действия и др. Решение, являющееся результатом О. м., должно быть конструктивным, конкретным и наилучшим в данных условиях. Можно выделить три основные функции О. м.: решение задач, планирование, декодирование. Необходимость в решении задач возникает при непредвиденных отклонениях управляемого процесса от нормального режима функционирования, когда привычные способы регулирования непригодны для приведения системы в требуемое состояние. При этом возможны три случая: 1) способ регулирования выбирается оператором из ряда известных (в том числе и маловероятных); 2) комбинируются некоторые известные способы; 3) создаются новые способы регулирования. Осуществление функции планирования обусловлено необходимостью временного упорядочения, организации действий по управлению объектом в нормальных условиях работы. Деятельность планирования состоит в подыскании совокупности способов, средств и определенных сроков реализации поставленной цели. Важнейшей особенностью планирования является предвидение возможных отклонений в работе управляемого объекта. Особую форму планирования составляет оптимальное планирование - сравнительная оценка возможных в данных условиях вариантов регулирования и выбор наиболее оптимального. С точки зрения современной теории принятия решений реализация обеих рассмотренных функций О. м. есть принятие решения о действии, которое является результатом процесса выбора способа действия. Декодирование информации об объекте управления как функция О. м. состоит в переводе образа сигналов в образ управляемого объекта. Собственно интеллектуальными компонентами декодирования являются ассоциативные и реконструктивные процессы - актуализация содержания знания, относящегося к данным сигналам, развертывание, реконструкция и интерпретация этого знания об объекте управления. Исходя из сказанного, следует, что О. м. является по преимуществу образным, т. е. мыслительная деятельность оператора в большинстве случаев неразрывно связана с образами управляемых объектов. Прежде чем отреагировать на ту или иную ситуацию (оперативный образ), необходимо проверить адекватность образа реальной обстановке и только на основе созданного образа принять решение по управлению. Распространенными типами задач О. м. являются диагностические, т. е. задачи на установление причинно-следственных отношений между состояниями объекта (напр., установление причин сбоев). Здесь значителен удельный вес логических компонентов О. м. Другую большую группу задач составляют задачи по управлению перемещением объектов в пространстве (транспортные системы). При решении этих задач особенно велик удельный вес образных компонентов О. м., что требует определенного развития пространственных представлений и «временного» воображения оператора.

В начало словаря