Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ОБРАЗ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ОБРАЗ

ОБРАЗ - субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, др. людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. В психологии понятие «О.» используется в нескольких значениях. Наряду с расширительным толкованием, синонимичным понятиям «отражение» и «психика», существует традиция, связывающая с О. преимущественно перцептивные формы знания. При описании развития мышления ребенка выделяют стадию наглядно-обрaзного мышления, отличие которой от более ранних стадий состоит в опоре на зрительные представления как средства решения мыслительных задач. Выделяется также категория умственного О., каковым, в частности, является значение. Закономерности формирования О. конфликтной ситуации у ее участников - одна из важных, сложных и малоисследованных проблем в конфликтологии. О. конфликтной ситуации является упрощенной, а часто и искаженной моделью реальной конфликтной ситуации.

* * *

(общеславянск. «образити» - изобразить, нарисовать) - 1. отображение объекта на сетчатке глаза; 2. в структуралистской психологии - один из трёх подклассов сознания, другие два - это ощущение и чувства. Образ рассматривается как психическое представление текущего или прежнего сенсорного опыта, как «картина в голове»; 3. в когнитивной психологии - мысленное представление сенсорного опыта в виде воспоминаия отражения воспринятых ранее объектов и явлений как реального, так и воображаемого мира. Образ в этом плане есть не фотографически точная копия воспринимаемого или ранее воспринятого, а модифицированный продукт синтеза разных сенсорных стимулов; 4. элемент сновидения (с любой сенсорной модальностью или это мысленный образ чего-то воображаемого); 5. общее отношение к какому-то явлению, например, образ Запада у жителей Африки; 6. общее название чувственного представительства в сознании как воспринимаемого в данный момент (образ восприятия, наглядный образ), так и воспринятого ранее (образ представления, мысленный образ). Различают также последовательные образы видоизменения наглядных образов, возникающие вскоре после прекращения действия сенсорного стимула; 7. в психопатологии - чувственное или мысленное представительство в сознании пациента некоей мнимой реальности (например, галлюцинаторный образ).

* * *

форма отражения обьекта, явления в сознании, субьективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субьекта, строящаяся в соответствии с пространственно-временными и причино-следственными закономерностями и зависящая от системы значений, которыми оперирует субьект. На чувственной ступени познания основой возникновения образа являются ощущение, восприятие, представление; на уровне логического мышления - понятие, суждение, умозаключение. Возникающий в сознании образ зависит от всех психических явлений - воли, эмоций, установок, мотивов и т.д.

* * *

идеальный продукт человеческой деятельности; субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной, мыслительной деятельности, представляющий собой целостное интегральное отражение действительности. В О. одновременно представлены основные оперативные категории: пространство, движение, цвет, форма, фигура и т. п. В информационном отношении О.- необычайно емкая форма отражения окружающей действительности. О. многомерны, многокатегориальны и полимодальны. В О. отражаются не только функциональные перцептивные категории, но и взаимоотношения между ними, как в рамках одной модальности, так и интермодальные. Особенно велика роль зрительных О. По сравнению со слуховыми и двигательными они характеризуются субъективной симультанностью, позволяющей мгновенно схватывать отношения между реальной и представляемой ситуацией, что обеспечивается использованием в качестве перцептивных оперативных единиц восприятия многомерных кодов (сочетаний цветов, формы, конфигурации и т. п.). Зрительные О. содержат в себе аффективные и оперативные элементы. Это позволяет О. трансформироваться в перцептивно-моторные схемы и выполнять функцию регуляции поведения с учетом внешних обстоятельств, а также мотивационных и целевых аспектов деятельности. В О. осознается в первую очередь предметное содержание, соответствующее смысловой стороне стоящей перед субъектом задачи. В то же время фоновые координации, реализуемые на более низких уровнях, не представлены в фокальной области сознания. Манипуляция О. служит средством решения задач опознания, а также важнейшим средством продуктивного восприятия и визуального мышления. В деятельности оператора большая роль принадлежит оперативным образам.

В начало словаря