Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ОТБОР ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ОТБОР ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ

ОТБОР ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ - система мероприятий, направленных на выявление лиц, которые по своим психофизиологическим характеристикам, свойствам личности, способностям и задаткам, соответствуют требованиям конкретных специальностей и наиболее пригодны к обучению. О.п. применяется в тех случаях, когда деятельность сложна и предъявляет к субъекту труда повышенные требования, когда количество вакансий существенно меньше кандидатов на них. О.п. предполагает оценку конкретного человека - состояния его здоровья, физического развития, уровня образовательной подготовки, профессиональных способностей.

Основанием, обусловливающим целесообразность О.п., являются индивидуально-психологические и физические различия людей, а также их различия в возможностях своего развития в процессе обучения и воспитания.

О.п. осуществляется поэтапно. Каждый этап является разновидностью профотбора.

1. Медицинский - выявление людей, которые по состоянию своего здоровья могут заниматься данным видом трудовой деятельности.

2. Образовательный - направлен на выделение лиц, исходные знания которых достаточны для овладения специальностью и успешной дальнейшей работы.

3. Анкетный (он же мандатный, специальный отбор) - призван выявить круг лиц, которые по своим специальным характеристикам могут успешно заниматься данной деятельностью. Ранее этот вид отбора играл во многих случаях существенную роль. В настоящее время его значимость резко снизилась.

4. Психологический - позволяет выявить круг людей, индивидуально-психические особенности которых соответствуют требованиям, предъявляемым спецификой обучения и деятельности по конкретной специальности. Психологический О.п. целесообразно проводить для специальностей, предъявляющих реальные требования именно к психологическим особенностям людей, причем эти требования нельзя удовлетворить путем совершенствования техники или специального обучения (жесткие требования к моторным функциям или к развитости образного мышления).

Структура О.п. включает комплекс мероприятий:

- выяснение целесообразности создания системы О.п. кандидатов на конкретную специальность;

- четкое определение конкретных задач О.п.;

- психологическое исследование деятельности в целях определения профессиональных требований к кандидатам;

- подбор и (или) разработка методических приемов оценки характеристик личности (в зависимости от задач отбора и характера деятельности);

- экспериментальное изучение надежности, прогностической дифференцирующей способности выбранных методических приемов;

- разработка и экспериментальная проверка критериев профессиональной пригодности лиц, прошедших психологическое обследование (кандидатов);

- разработка организационно-методических форм проведения профессионального отбора.

Спецификой составления профессиограммы в целях психологического отбора является ориентация на определение относительно устойчивых, стабильных качеств, дифференцирующих людей по эффективности труда. При этом профессиограмма должна определить не одно изолированное качество, а их совокупность, образующую психологическую структуру профессиональной деятельности, а также психологические противопоказания.

С акмеологической точки зрения О.п. является базисом, позволяющим выявить лиц с необходимым психологическим потенциалом для прогрессивного личностно-профессионального развития до уровня акме. Поэтому О.п. нельзя рассматривать как законченное самостоятельное профессиональное мероприятие, он должен быть этапом в решении акмеологических задач.

В начало словаря