Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "Ц" (часть 1, "ЦАЙ"-"ЦЕН")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ц" (часть 1, "ЦАЙ"-"ЦЕН")

ЦАЙТЛЮПЕН

ЦАЙТЛЮПЕН - субъективное ощущение увеличения скорости движения объектов. Вариант нарушения самоосознавания.

ЦАЙТРАФТЕР

ЦАЙТРАФТЕР - субъективное ощущение замедления скорости движения объектов. Вариант нарушения самоосознавания. Иногда удаётся установить, что цайтрафтер является, как и цайтлюпен, проекцией восприятия скорости движений своего тела на восприятие движения воспринимаемых внешних объектов. Например, замедленность движений собственного тела не воспринимается, она усматривается в замедлении скорости движения людей, машин и др.

ЦАНГЕМАЙСТЕРА ТРИАДА

ЦАНГЕМАЙСТЕРА ТРИАДА (по имени немецкого гинеколога W. Zangemeister, 1871-1930) - сочетание трех признаков нефропатии беременных: артериальной гипертензии, протеинурии, отеков ног.

ЦВААРДМАКЕРА СИСТЕМА ЗАПАХОВ

ЦВААРДМАКЕРА СИСТЕМА ЗАПАХОВ - система классификации запахов, основана на гипотезе о существовании девяти основных запахов. Это: 1. эфирный (фрукты); 2. ароматический (специи); 3. благоухающий (цветы); 4. амброзиевый (мускус); 5. чесночный (чеснок); 6. пригорелый (кофе); 7. козлиный (прогорклый); 8. грязный (клопы); 9. тошнотворный (кал) запахи.

ЦВЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦВЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ

ЦВЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ - любой из двух цветовых тонов, который может быть дополнительно примешан к предъявляемому ахроматическому «серому» цвету.

ЦВЕТ ОБЪЁМА

ЦВЕТ ОБЪЁМА - цвет, воспринимаемый как заполнение трёхразмерного пробела, как организованный, ясный и «большой». Вариант синестезии.

ЦВЕТ ЭКРАНА

ЦВЕТ ЭКРАНА - цвет изображения на экране. Ц. э. зависит от физических свойств люминофора и должен по возможности соответствовать цели применения и возможностям оператора. При визуальных наблюдениях предпочтительными являются желтый и зеленый цвета, т. к,- свет желто-зеленого оттенка ощущается человеком наиболее ярко и является наиболее предпочтительным с психофизиологической точки зрения, вызывая зрительное утомление. Для целей фоторегистрации изображений вследствие лучшей чувствительности фотоматериалов предпочтительны голубой и пурпурный цвета. Во многих случаях Ц. э. во время облучения люминофора (флуоресценция) отличается от цвета в течение времени послесвечения (фосфоресценция).

ЦВЕТА ОСНОВНЫЕ

ЦВЕТА ОСНОВНЫЕ - 1. любые три тона, из которых никакие два при смешении не дают третьего цветового тона. Существует большое число наборов основных цветов, которые не идентифицируются с волнами определённой длины; 2. в интроспекции - четыре основных цвета: синий (длина волн 475 нм), зелёный (около 510 нм), жёлтый (585 нм) и красный (около 495 нм). Значение 2 принято в специальной литературе по учению о цветном зрении.

ЦВЕТКОВА

Л юбовь Семеновна (р. 1929) - российский психолог, специалист в области нейропсихологии. Д-р психологических наук (1970), профессор (1976). Засл. профессор МГУ им. М.В. Ломоносова (1996). Чл. Международного общества нейропсихологов (1990). Чл. РИСО издательства Патолингвистика (ФРГ), чл. редкол. ряда иностранных научных журналов. Лауреат Ломоносовской премии МГУ им. М.В.Ломоносова (1973). Окончила отделение психологии философского фак-та МГУ (1953). Работает на кафедре нейро-и патопсихологии фак-та психологии МГУ. Ученица А.Р. Лурия. Под его руководством защитила канд. дис: Психологический анализ восстановления речевых функций после локальных поражений мозга (1962). В 1970 г. защитила докт. дис: Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. Занимается изучением психологических и нейропсихологичес-ких закономерностей нарушения высших психических функций при локальных поражениях мозга (Нейропсихология и восстановление высших психических функций , М., 1990). Разрабатывает научные основы восстановления психических функций и восстановительного обучения, ведет поиск методов его научного обоснования, а также исследует неиропсихологические и психологические аспекты управления процессом обучения больных (Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга (совм. с А.Р. Лурия, 1966). Автор ряда монографий и учебных пособий: Нарушение и восстановление счета. (При локальных поражениях мозга), М., 1972; Нейропсихологическая реабилитация больных: Речь и интеллектуальная деятельность , (учеб. пос, 1985); Нейропсихология и восстановление высших психических Функций, М., 1990 и др. О. Г. Носкова

ЦВЕТНОГО ЗРЕНИЯ ТЕОРИИ

ЦВЕТНОГО ЗРЕНИЯ ТЕОРИИ - теории, объясняющие основные явления цветного зрения и патологии цветоощущения. Наиболее известными являются: 1. теория Юнга-Гельмгольца, признаёт существование трёх типов цветовых рецепторов (к красному, зелёному и синему тонам). Считается, что все остальные цвета образуются в результате комбинаций основных. Теория не объясняет некоторых фактов. Например, почему дихроматы, путающие красный цвет с зелёным, воспринимают жёлтый цвет; 2. Теория Геринга, развитая дальше Харвичем и Джеймсоном и известная как теория обратного процесса, принимает три системы рецепторов: красно-зелёных, жёлто-голубых и чёрно-белых. Предполагается, что каждая система функционирует как антагонистическая пара. В настоящее время эта теория считается наилучшим, хотя и предварительным, объяснением системы цветового зрения, в том числе и патологии цветовосприятия. Сведений в литературе относительно того, как именно согласуются многочисленные колорические иллюзии в бодрственном состоянии и нарушения цветовосприятия в образах сновидения, с одной стороны, и упомянутые теории, с другой стороны, не встречается.

ЦВЕТНОЙ СЛУХ

ЦВЕТНОЙ СЛУХ - зрительно-слуховые ассоциации у отдельных индивидов, когда определенный звук, музыкальный или немузыкальный, может вызывать соощущение определенного цвета. Однако такие соощущения могут быть разными у различных людей. Ср. одинаковое число единиц в музыкальной октаве и в спектре радуги.

У женщин значительно чаще встречается явление цветного слышания - когда гласные звуки кажутся окрашенными в определенный цвет, вызывают ощущение этого цвета; также и числовая форма (number form) - когда числа ассоциируются с какой-нибудь формой, с каким-нибудь конкретным предметом (X. Эллис).

ЦВЕТОВАЯ АГНОЗИЯ

ЦВЕТОВАЯ АГНОЗИЯ - потеря способности различать цвета. См. Агнозия.

ЦВЕТОВАЯ СЛЕПОТА

ЦВЕТОВАЯ СЛЕПОТА - любой из врождённых дефектов цветового зрения. Встречаются форма полной цветовой слепоты (ахроматопсия и монохромазия), но наиболее часто встречается дихромазия, при которой воспринимаемые цвета могут быть описаны с использованием только двух тонов. Подавляющее большинство дихроматов путают красный и зелёный цвета, много меньше таких из них, кто путает синий и жёлтый тона. Цветовая слепота является сцепленной с полом генетической характеристикой, у мужчин встречается намного чаще, чем у женщин. Расстройство встречается у 1 из 15 мужчин и у 1 из 100 женщин.

ЦВЕТОВОЕ ЗРЕНИЕ

ЦВЕТОВОЕ ЗРЕНИЕ - способность человека различать электромагнитные излучения разных длин волн т. н. видимого цвета (370 - 760 нм). Наш орган зрения (глаз) не обладает способностью вычленять из общего светового потока отдельные его составляющие, а видит один результирующий цвет, что отражается в законах смешения цветов. Большинство закономерностей Ц. з. объясняет т. н. трехкомпонентная теория цвета. Она исходит из того, что любой цвет можно получить при смешении трех цветов (красного, синего, зеленого), взятых в качестве основных. Аппаратом Ц. з. в сетчатке являются колбочки, которые и играют роль фоторецепторов. В ней имеются три вида колбочек, каждый из которых избирательно реагирует на один из основных цветовых раздражителей. Аппаратом Ц. з. в высших отделах зрительного анализатора являются спектрально чувствительные нервные клетки, называемые оппонентными, потому что они возбуждаются при действии одного из цветов и тормозятся при действии других. Поэтому в настоящее время принята т. н. стадийная теория Ц. з., которая предполагает две стадии кодирования цветовой информации: трехкомпонентную на периферии (в рецепторах) и оппонентную в центральных отделах зрительного анализатора, находящихся в коре головного мозга.

ЦВЕТОВОЕ КОДИРОВАНИЕ

ЦВЕТОВОЕ КОДИРОВАНИЕ - способ кодирования зрительной информации, при котором смысл информации заключен в цвете кодового знака. к использованию цветового алфавита состоят в следующем. В алфавите следует отдавать предпочтение зеленому, красному, голубому, желтому и фиолетовому цветам. Общее число используемых цветов может быть увеличено, если обозначения меняются не только по цветовому тону, но и по яркости. Знаки алфавита должны быть хорошо различимы при точном опознании цвета. Цветовой контраст эффективно применяется только при освещении белым цветом, поскольку видимый цвет зависит от общего освещения. Допустимая яркость цветовых знаков в кд/м2: минимальная - 10, рекомендуемая - 170, для отраженного света, а также в условиях темновой адаптации - 30...70. Оптимальная угловая величина цветового знака 35...45". При выборе цветового алфавита (его длина не должна превышать десяти градаций) следует учитывать также привычные ассоциации, которые сложились у человека в процессе его жизни. Напр., красный цвет обычно ассоциируется с опасностью, неисправностью, неготовностью к работе, зеленый - со спокойной обстановкой, нормальным ходом событий, желтый - с необходимостью получения предупреждения.

ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ ИНТЕРЬЕРА

ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ ИНТЕРЬЕРА - производится с учетом характера (категории) работ, степени их точности, климатических и географических особенностей, санитарногигиенических условий. Выполнение рекомендаций по Ц. р. и. способствует уменьшению нагрузки на нервную систему и снижению утомляемости, повышению производительности труда, обеспечению безопасности производственных процессов, а также улучшению эстетического уровня производственных помещений. Ц. р. и. должно осуществляться с учетом психологического и физического влияния цвета на человека. Цвет оказывает определенное тонизирующее, информационное и регулирующее воздействие на оператора. Напр., окраска дальней стены помещения в один из отступающих цветов (зеленый, синий, голубой) создает ощущение его удлинения. Для создания иллюзии сокращения длинного помещения дальнюю стенку окрашивают в один из выступающих цветов (красный, оранжевый, желтый). Аналогичным образом может быть достигнут психологический эффект «снижения» или, наоборот, «подъема» потолка помещения. Помещения, предназначенные для интенсивной, нервно-напряженной работы, желательно окрашивать в успокаивающие цвета (зеленый, голубой). Теплые цвета (красный,-оранжевый, желтый) целесообразно использовать для окраски помещений в холодном климате; в этом случае человек получает субъективное восприятие дополнительной теплоты. Окраска оборудования и помещений в теплые тона создает также ощущение легкости, в холодные тона - тяжести. Большое значение имеет правильный выбор коэффициента отражения поверхностей интерьера. Рекомендуется, чтобы потолок отражал 60 - 90% падающего света, стены 40 - 90%, полы 20 - 40%. С учетом этого положения разработано несколько вариантов совместимых цветов в интерьере. Однако при этом необходимо учитывать, что цвет может восприниматься человеком, по-разному, в зависимости от обстановки. Напр., отраженный цвет зависит от характера источника освещения и прежде всего от его спектральных характеристик. На восприятие цвета оказывают также влияние цвета других объектов, одновременно попадающих в поле зрения наблюдателя.

ЦВЕТОВОЙ ИНТЕРЬЕР

ЦВЕТОВОЙ ИНТЕРЬЕР - сочетание цветовых компонентов отделки и оборудования помещения. Влияние цвета на аффективное состояние впервые было установлено в исследованиях В.М.Бехтерева. Фактически речь идёт о частом варианте синестезии, когда восприятие цвета сопровождается определёнными эмоциями. Это явление с успехом используется в психотерапии с помощью цветовых стимулов - хроматотерапии.

ЦВЕТОВОЙ КОНТРАСТ

ЦВЕТОВОЙ КОНТРАСТ - естественная колорическая иллюзия, при которой воспринимаемый цвет любого объекта некоторым образом зависит от цвета окружающего его фона. Наблюдается при наложении двух дополнительных цветов друг на друга либо при последовательном их предъявлении.

* * *

мера различия цветов по их яркости и цветовому тону. Контрастные характеристики цветов являются слагаемыми яркостного контраста и контраста по цветовому тону, который характеризуется количеством цветовых порогов между двумя цветами и определяется с помощью цветового круга. По своему значению Ц. к. может быть большим, малым и средним. Условия получения большого Ц. к.- большой контраст по цветовому тону при среднем или большом яркостном контрасте или средний контраст по цветовому тону при большом яркостном контрасте. Условия получения среднего Ц. к.- средний контраст по цветовому тону при среднем яркостном контрасте или малый контраст по цветовому тону при большом яркостном контрасте. Условия получения малого Ц. к.- малый контраст по цветовому тону при среднем или малом яркостном контрасте, средний или большой контраст по цветовому тону при малом яркостном контрасте.

ЦВЕТОВЫЕ ЗОНЫ СЕТЧАТКИ

ЦВЕТОВЫЕ ЗОНЫ СЕТЧАТКИ - зоны сетчатки с разной цветовой чувствительностью. Центральной ямкой сетчатки, где находятся только колбочки, воспринимаются все цвета; зоной вокруг центральной ямки - синие, жёлтые и все ахроматические цвета (красный и зелёный цвета этой зоной воспринимаются как серый или имеющие жёлтый и голубой оттенки); периферией сетчатки, в которой находятся только палочки, воспринимаются все ахроматические цвета.

ЦЕБОЦЕФАЛИЯ

ЦЕБОЦЕФАЛИЯ (от греч. kebos - обезьяна; kephale - голова). Аномалия формирования черепа, главным образом лицевого, при которой недоразвитие носа сочетается с уменьшением расстояния между глазами (гипотелоризм). В результате лицо напоминает морду обезьяны.

ЦЕГЕ-МАНТЕЙФЕЛЯ СИМПТОМ

ЦЕГЕ-МАНТЕЙФЕЛЯ СИМПТОМ (по имени отечественного хирурга В. Г. Цеге-Мантейфеля, 1857-1926) - характерный признак заворота сигмовидной кишки: с помощью клизмы можно ввести только 1-2 стакана воды, которая быстро вытекает без примеси кала и без отхождения газов.

ЦЕДИТЬ СЛОВА СКВОЗЬ ЗУБЫ

ЦЕДИТЬ СЛОВА СКВОЗЬ ЗУБЫ - говорить медленно, невнятно, неохотно. Признак надменности субъекта или вынужденности, принужденности речи.

- Она приняла было меня с недовольной и холодной складкой в лице, едва цедила сквозь зубы (Ф. Достоевский, Униженные и оскорбленные).

ЦЕЛЕВАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ЦЕЛЕВАЯ ПСИХОЛОГИЯ - термин последователя необихевиоризма Э.Ч. Толмена, обозначает направление исследований в любой психологии, в котором основное значение придаётся роли цели в детерминации поведения.

ЦЕЛЕВОЕ СМЕЩЕНИЕ

ЦЕЛЕВОЕ СМЕЩЕНИЕ - термин Мертона, обозначает процесс, в котором средства, выработанные для достижения какой-либо цели, сами превращаются в определённые цели (в социологии, например, это тенденция чиновников действовать ради собственных, нежели общественных интересов, а также такая же тенденция, получившая название «железный закон олигархии»). В отечественной психологии данный феномен впервые описан А.Н.Леонтьевым.

ЦЕЛЕНА - ГЕЛЛЕРСТЕДТА СИНДРОМ

ЦЕЛЕНА - ГЕЛЛЕРСТЕДТА СИНДРОМ (болезнь Целена - Геллерстедта, описана патологами - немецким W. Ceelen, 1883-1964, позднее - шведским N. Gellerstedt, род. в 1896; синоним - идиопатический гемосидероз легких) - редкая форма диссеминированного поражения легких у детей, предположительно иммунно-аллергической природы. Течение волнообразное - кризы сменяются периодами ремиссии различной продолжительности. Проявления криза: лихорадка, одышка, кашель, кровохарканье. При осмотре выявляют участки укорочения легочного звука. Выслушивают влажные хрипы над легкими. При обследовании обнаруживают гипохромную анемию, повышенное содержание непрямого билирубина в сыворотке крови, гипергаммаглобулинемию, в мокроте присутствуют сидерофаги; при рентгенологическом исследовании органов грудной клетки - множественные двусторонние облаковидные тени, исчезающие при стихании обострения. Возможны легочные кровотечения. Прогноз неблагоприятный в связи с развивающейся дыхательной и сердечной недостаточностью.

W. Ceelen. Die Kreislaufstorungen der Lungen. In: F. Henke and O. Lubarsch, editors: Handbuch der speziellen pathologischen Anatomie und Histologie, Berlin, 1931; 3: 10.

N. Gellerstedt. Uber die «essentielle» anamisierende Form der braunen Lungeninduration. Acta pathologica et microbiologica Scandinavica, Copenhagen, 1939; 16: 386-400.

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ МЕХАНИКА

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ МЕХАНИКА - механика управляемого тела, предложенная Г. В. Кореневым для описания движений человека при больших отклонениях органа управления. Целенаправленная механика изучает целенаправленное движение тела или системы тел, следующих воле человека. Поэтому, в отличие от классической механики, в Ц. м. кроме трех законов Ньютона используется еще понятие цели движения, поставленной заранее человеком. Цель является доминирующим понятием в Ц. м., поскольку движением управляют исключительно ради ее достижения (решения поставленной задачи). Методы Ц. м. были применены для описания движения тела человека и для построения антропоморфного роботаманипулятора, обладающего элементами искусственного интеллекта. При помощи данного метода построена также теория процесса письма, работы на пишущей машинке или кнопочном пульте управления, а также теория совместных движений зрительного аппарата и руки при выполнении различных задач. Для решения задач Ц. м. разработаны нелинейные модели движений тела человека и его отдельных органов. Однако практическая реализация этих моделей сопряжена со многими трудностями. Одна из них состоит в том, что модели оператора имеют много степеней свободы, что затрудняет составление уравнений движения и их решение. Другая трудность обусловлена недостатком данных по анатомии и динамической антропометрии мускульного аппарата человека. Преодоление этих трудностей создает большие возможности для адекватного описания двигательных функций человека.

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ - осознанный выбор направления развития человека в сторону некоторого теоретического или реального образца.

ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ

ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ - процесс порождения новых целей в жизни и деятельности человека.

* * *

процесс порождения новых целей в деятельности человека, одно из проявлений мышления. Ц. может быть как непроизвольным, так и произвольным, характеризоваться временной динамикой. Существует ряд механизмов Ц.: превращение полученного требования в индивидуальную цель, выбор одного из имеющихся требований, превращение мотивов в мотивы-цели при их осознании, превращение неосознанных предвосхищений в цель, выделение промежуточных целей, переход от предварительных к окончательным целям, образование иерархии и временной последовательности целей. Исследования Ц. образуют одно из важнейших направлений психологического анализа деятельности (индивидуальной и совместной): изучаются зависимость Ц. от мотивации деятельности, роль эмоций в актах оценки достижимости результата, соотношение общих и конкретных целей. Анализ Ц. ведется в функциональном плане, в плане исторического развития психики, онтогенетического развития психики и биологической предыстории целей как осознанных образов будущих результатов действия.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ - переосмысление человеком того места, которое он занимает в экономической, социальной, производственной структуре мира.

ЦЕЛЕРА-ГРИЗИНГЕРА-НЕЙМАНА КОНЦЕПЦИЯ ЕДИНОГО ПСИХОЗА

ЦЕЛЕРА-ГРИЗИНГЕРА-НЕЙМАНА КОНЦЕПЦИЯ ЕДИНОГО ПСИХОЗА (Zeller, 1838; Griesinger, 1865; Neumann, 1859) - сложившаяся под влиянием взглядов J. Guislain представление о том, что существует некое единое эндогенное психическое расстройство, проявляющееся последовательной сменой следующих его стадий: 1. меланхолия; 2. мания; 3. безумие; 4. деменция. W. Griesinger указывает, что процесс может остановиться на любой его стадии, обратимыми же являются лишь расстройства, существующие в 1-й и во 2-й его стадии. Согласно В.Гризингеру, в динамике единого психоза вслед за манией наступает стадия безумия (соответствует аффективно-бредовому расстройству), сменяющаяся стадией сумасшествия (галлюцинаторно-бредовым расстройством. Концепция единого психоза знаменовала отказ от симптоматологического подхода к изучению психозов и способствовала разработке и изучению общепатологических и патогенетических их основ, положила начало развитию психиатрии течения, придающей первостепенное значение исследованию динамики психических расстройств. В последующие годы наблюдались как категорический отказ от этой теории, так и попытки тем или иным образом её модифицировать. Так, J.Wyrsh 1956), K.Сonrad (1959), W.Jancarik (1959) развивали концепцию, согласно которой на одном полюсе единого эндогенного психоза наблюдаются депрессивные и маниакальные состояния при циркулярном психозе, на другом полюсе располагается прогредиентно текущая простая форма шизофрении, а в качестве промежуточных этапов рассматриваются эндогенные психозы с фазным течением и наличием в клинической картине бреда и чувства изменённой личности или приступообразные формы без полной ремиссии и психическим дефектом. Данная концепция не опровергнута до сих пор. В отечественной психиатрии влияние этой концепции было значительным, оно, в частности, выразилось стремлением выявить общепатологические закономерности, свойственные всем психическим заболеваниям (Штернберг 1973; Снежневский, 1973, 1975).

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ - возможность человека израсходовать для достижения своей цели имеющиеся ресурсы в тех или иных размерах.

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННАЯ СИСТЕМА

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННАЯ СИСТЕМА - система, продолжающая преследовать одну и ту же цель, изменяя свое поведение при изменении внешних условий. Существенной особенностью Ц. с. является их способность получать одинаковые результаты различными способами. Системы этого класса могут изменять свои задачи, они выбирают как сами задачи, так и способы и средства их реализации. К классу Ц. с. относятся СЧМ. Их целеустремленность обусловлена наличием в них человека. Именно он ставит цели, определяет задачи и выбирает средства достижения цели. Причем, это он за счет изменения структуры своей деятельности может осуществлять и в условиях изменившейся внешней среды.

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ - способность человека преодолевать препятствия на пути к цели.

* * *

- стремление индивида к достижению ясной и определенной цели. Сочетается с упорством, настойчивостью, интересами (заинтересованностью), желанием, силой воли. Ср. задача-ориентированность. Ср. устремленность.

ЦЕЛИ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

ЦЕЛИ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ -

Цели групповой психотерапии могут быть различными в зависимости от разных подходов и теоретических построений, однако можно выделить наиболее общие из них, обусловленные спецификой этого метода.

1. Разобраться в проблеме каждого члена психокоррек-ционной группы, которая является источником декомпенсации личности и развития симптомов болезни.

2. Способствовать осознанию каждым членом группы, за счет чего возникает неадекватная адаптация в среде. Повысить социальную компетентность личности в области межличностных, групповых отношений, расширить знание и представление о себе и других.

3. Групповая психотерапия должна ускорять процесс созревания личности, принятия ею большей степени ответственности.

4. Содействовать личностному росту и развитию на основе творческого подхода к своим собственным изменениям и приобретению более продуктивных навыков взаимодействия.

5. Формировать здоровые отношения личности для эффективного достижения своих целей и реализации творческого потенциала.

ЦЕЛИ КОНФЛИКТОЛОГИИ

ЦЕЛИ КОНФЛИКТОЛОГИИ - осознанные и сформулированные конфликтологами образы главных предвосхищаемых перспективных результатов, к достижению которых будут стремиться ученые в течение достаточно длительного промежутка времени. Основными целями отечественной конфликтологии являются: развитие методологии, теории, методов на основе системных эмпирических исследований реальных конфликтов всех видов; создание системы конфликтологического образования в стране, пропаганда конфликтологических знаний в обществе; организация системы практической работы конфликтологов по прогнозированию, предупреждению и урегулированию конфликтов.

ЦЕЛИБАТ

ЦЕЛИБАТ - обет безбрачия, т. е. отказ от сексуальных отношений. Это может быть осознанный и преднамеренный шаг или же вынужденное положение, связанное с определенными обстоятельствами (плохим здоровьем, отсутствием партнера и т. д.). В некоторых религиях священнослужители должны соблюдать Ц., кроме того, в большинстве религий превозносятся и всячески пропагандируются среди мирян чистота и непорочность. Сексуальное возбуждение обычно снимается ночными поллюциями.

ЦЕЛОВАНИЕ

ЦЕЛОВАНИЕ - руки. Светский жест. Предписывается целовать руку женщине, если она протягивает ее, при условии нахождения в помещении, только замужней женщине. Не рекомендуется этого делать в отношении девушки и разведенной женщины, в официальной обстановке, а также на улице.

ЦЕЛОВАТЬСЯ

ЦЕЛОВАТЬСЯ - знак приветствия, любви, расположения и др. Подчас оттенок ритуальной искусственности и церемонности.

ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ - особенность восприятия, заключающаяся в отражении объектов в совокупности их свойств при непосредственном воздействии на органы чувств; формируется в предметной деятельности человека с момента его рождения. Ц. в. не является простой суммой мгновенных ощущений, а обусловлена взаимосвязью и взаимозависимостью различных ощущений, благодаря которым формируется целостный образ предмета. Последний складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде ощущений различных модальностей. Даже в том случае, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта, вследствие привлечения знаний, накопленных в жизненном опыте, возникает единый сложный образ. Особенно легко ассоциируются зрительные, двигательные и осязательные ощущения.

ЦЕЛОСТНОСТЬ ЭГО ПРОТИВ ОТЧАЯНИЯ

ЦЕЛОСТНОСТЬ ЭГО ПРОТИВ ОТЧАЯНИЯ - последняя из восьми стадий жизни человека, по Э.Эриксону (1963)). Целостность Эго означает, повидимому, «спокойствие старости» и принятие своей смерти как чего-то естественного и как части миропорядка, хотя сам Э.Эриксон подобные выражения не использует.

ЦЕЛОСТНОСТЬ Я

ЦЕЛОСТНОСТЬ Я - психическая интеграция жизненного опыта, упорядочивающая переживания человека и придающая ему смысл жизни.

Представление о целостности Я составляет важную часть ряда психоаналитических исследований. Так, в выдвинутой Э. Эриксоном (1902-1994) концепции восьми возрастов жизни человека она рассматривалась в качестве завершающей стадии жизненного цикла. Целостность Я понималась им в качестве особого душевного состояния человека, адаптированного к победам и поражениям, заботящегося о делах и людях, являющегося продолжителем человеческого рода и производящего материальные и духовные ценности.

С точки зрения Э. Эриксона, целостность Я это: «постнарциссиче-ская любовь» человека, то есть переживание опыта, передающего мировой порядок и духовный смысл; принятие человеком своего единственного и неповторимого цикла жизни; завершающая консолидация всех жизненных сил, являющаяся гарантией защиты достоинства собственного стиля жизни против внешних и внутренних угроз; эмоциональная интеграция, благоприятствующая соучастию человека в жизни других людей посредством следования лидерам или принятия ответственности лидерства.

Целостность Я противопоставляется Э. Эриксоном отчаянию. Отсутствие или утрата интеграции Я дает о себе знать в страхе смерти. Отчаяние связано с пониманием того, что времени осталось слишком мало, чтобы попытаться начать новую жизнь и «испытать новые пути к целостности». Если отчаяние порождает страх смерти, то целостность Я предопределяет доверие к жизни. В этом смысле проявляется замкнутость цикла жизни, то есть устанавливается органическая связь между целостностью взрослого человека и младенческим доверием, тем базисным доверием, которое обнаруживается у ребенка на первой стадии его существования и проявляется в легкости кормления, глубине сна и ненапряженности внутренних органов. По мнению Э. Эриксона, жизненность отношений между целостностью взрослого и младенческим доверием можно выразить, сказав, что «здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие их старики обладают достаточной целостностью, чтобы не бояться смерти».

ЦЕЛЫЙ И ЧАСТИЧНЫЙ

ЦЕЛЫЙ И ЧАСТИЧНЫЙ - в психоанализе - целый объект - это человек, в отношениях с которым субъект принимает тот факт, что он (объект) является целостной, автономной личностью. Частичный объект - это либо часть тела, к которой субъект относится так, будто она существует исключительно для удовлетворения его потребностей, либо человек, с которым он обращается как с неким органом, существующим для удовлетворения его потребностей (для младенца, например, это грудь. Для фетишиста таким частичным объектом могут быть длинная шея, толстые ноги или плоский зад женщины).

ЦЕЛЫХ СЛОВ МЕТОД

ЦЕЛЫХ СЛОВ МЕТОД - метод обучения детей чтению, в котором основное внимание уделяется отношениям между определёнными конфигурациями букв («целым словам») и их произношением. Синоним: Метод посмотри-скажи.

ЦЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦЕЛЬ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦЕЛЬ СЧМ

ЦЕЛЬ СЧМ - в общем случае модель необходимого будущего кибернетической системы, являющаяся той формой отражения действительности, которая объединяет прошлое, настоящее и будущее. Для СЧМ помимо этого можно определить и Ц. второго уровня (по отношению к модели необходимого будущего состояния) как модель необходимого будущего поведения системы и Ц. третьего уровня как модель настоящего поведения СЧМ. Все три модели (цели) состояния и поведения СЧМ на практике могут быть закреплены в структурной организации технической части системы в виде: 1) конечного состояния технической части СЧМ (соответствующего цели первого уровня); 2) динамического .состояния технической части СЧМ (соответствующего цели второго уровня); 3) фактического стереотипа поведения технической части системы (соответствующего цели третьего уровня). Эти три вида состояний образуют естественную иерархию Ц. первого, второго и третьего уровней. В зависимости от сложности системы число уровней Ц. может быть значительно большим, чем в данном простейшем случае. Более того, возможен так называемый эффект упрятывания целей, или субординации, сосредоточения функций (по Л. А. Орбели, Л. Берталанфи, М. И. Сетрову). Таким образом, сложная СЧМ состоит из множества подсистем, каждая из которых имеет свою иерархию Ц. в виде моделей конечного, динамического состояний и стереотипа поведения технических и человеческих подсистем. Поэтому в СЧМ при конкретном ее поведении Ц. «закреплены» в технической части структуры всей системы. Отсюда следует, что для системы в целом целостность ее структуры означает и целостность системы ее целей всех уровней для всех ее подсистем (как фактических, так и потенциальных). Поскольку при таком подходе для каждой из подсистем различаются три уровня Ц., то и целостность подсистем по таким целям целесообразно рассматривать состоящей из трех форм целостности, сопоставленных каждому из понятий Ц. (В. В. Павлов).

ЦЕЛЬВЕГЕРА СИНДРОМ

ЦЕЛЬВЕГЕРА СИНДРОМ (по имени американского педиатра H. U. Zellweger, 1909-1990; синонимы - синдром Боуэна, цереброгепаторенальный синдром) - наследственное заболевание из группы пероксисомных болезней. Нарушение функций пероксисом - клеточных органелл, содержащих группу ферментов (преимущественно оксидаз), которые используют кислород для окисления различных субстратов, приводит к нарушению синтеза плазмогенов, составляющих от 5 до 20 % фосфолипидов большинства клеток организма, а особенно нервной ткани. Поэтому практически все пероксисомные болезни имеют ярко выраженную неврологическую симптоматику и манифестацию в раннем детском возрасте. Характерны: пренатальная задержка роста; мышечная гипотония; затруднение сосания; арефлексия; долихоцефалия; высокий лоб; круглое плоское лицо; одутловатые веки; гипертелоризм; монголоидный разрез глаз; катаракта; пигментная ретинопатия или дисплазия зрительного нерва; колобома радужки; низко расположенные ушные раковины; микрогнатия; расщелина нёба; латеральное или медиальное искривление пальцев; поражение печени (гепатомегалия, дисгинезия внутрипеченочных протоков, цирроз печени); поликистоз почек; нередко - тяжелые, несовместимые с жизнью аномалии легких и пороки сердца; задержка психомоторного развития; судороги; стойкая желтуха. При патоморфологическом исследовании выявляют задержку миелинизации нейронов; накопление липидов в астроцитах; в печени, почках и мозге уменьшено содержание плазмогенов; в клетках печени и других тканях организма снижено количество пероксисом, большинство пероксисомных ферментов неактивны. В крови повышена активность трансаминаз и отмечается стойкая гипербилирубинемия. Рентгенография выявляет точечную кальцификацию надколенника и синхондроз вертлужных впадин. В качестве диагностического теста используют определение активности дигидроацетонфос-фатацилтрансферазы в фибробластах. Возможна пренатальная диагностика (определяют наличие пероксисом, уровень плазмогенов и др. в биоптате ворсин хориона и культуре клеток амниотической жидкости). Прогноз неблагоприятный; дети погибают на первом году жизни. Тип наследования - аутосомно-рецессивный.

P. Bowen, C. S. N. Lee, H. U. Zellweger, R. Lindenburg. A familial syndrome of multiple congenital defects. Bulletin of the Johns Hopkins Hospital, 1964; 114: 402.

ЦЕЛЬСА БОЛЕЗНЬ

ЦЕЛЬСА БОЛЕЗНЬ (Цельс Авл Корнелий - древнеримский мыслитель, автор сочинения в 8 томах «О медицине») - каталепсия, состояние восковой гибкости при кататонии.

ЦЕНА ДЕЛЕНИЯ ШКАЛЫ

ЦЕНА ДЕЛЕНИЯ ШКАЛЫ - значение измеряемой величины, соответствующее одному делению шкалы. Ц. д. ш. представляет собой размер отрезка (в единицах измеряемой величины) между двумя соседними градуировочными отметками шкалы. Она показывает, насколько изменится значение измеряемой величины при изменении показания на одно деление или применительно к дискретной шкале - на один шаг дискретности. Комбинированные приборы имеют несколько значений Ц. д. ш. Значение Ц. д. ш. должно выражаться числом 1 2 или 5 где п 0, 1, 2...9. Зная Ц. д. ш., измеренное значение определяют ее умножением на количество отсчитанных по шкале делений. Ц. д. ш. необходимо четко отличать от постоянной шкалы (отношение диапазона измерения к значению последней числовой отметки шкалы). У некоторых приборов вместо Ц. д. ш. употребляются константы по току или напряжению. Будет ошибочным считать за Ц. д. ш. считанное по шкале численное или измеренное значение.

ЦЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЦЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - в широком смысле затраты материальных, энергетических или структурно-информационных средств на выполнение деятельности. В инженерной психологии Ц. д. понимается в узком смысле как напряженность физиологических функций и психических процессов, обеспечивающих реализацию определенного качества деятельности (см. также Тяжесть труда).

ЦЕНА ОШИБКИ

ЦЕНА ОШИБКИ - значимость ошибок, как для деструктивных, так и для конструктивных процессов, связанных с функционированием человека. Ц. о. соотносится с быстротой обнаружения ошибки, допущенной человеком, возможностью ее устранения и последствиями ошибочного действия или бездействия. Эти последствия могут отразиться на качестве технологического процесса, состоянии объекта управления, изменении окружающей среды, сохранности жизни людей. В условиях НТР резко возросли стоимость технических средств и Ц. о. человека при управлении сложными системами. Приходит понимание, что Ц. о. имеет не только экономическое, но и экологическое, социальное, нравственное и политическое измерение. Напр., в условиях космических полетов, выполнения др. специальных задач резко возрастает зависимость успешного решения задачи от психологической совместимости экипажа (группы), длительного бесконфликтного взаимодействия. Высока Ц. о. и в ряде др. видов деятельности, напр. средств массовой информации. В конфликтологии под Ц. о. понимается значимость негативных последствий ошибочных решений и действий, осуществляемых участниками конфликта, лицами, занимающимися его урегулированием, конфликтологами. Определение Ц. о. является довольно непростой задачей. Напр., до сих пор не определены ни причины, ни Ц. о., приведших к распаду СССР. Поскольку главным процессом, вызвавшим развал СССР, был системный конфликт, задача анализа этого конфликта вот уже около 20 лет стоит перед отечественными конфликтологами, но пока не решена.

* * *

значимость ошибок как для деструктивных, так и для конструктивных процессов, связанных с деятельностью человека. В инженерной психологии и психологии труда Ц. о. отождествляется с быстротой обнаружения ошибки, допущенной человеком, возможностью ее устранения и последствиями от ошибочного действия или бездействия. Эти последствия могут отразиться на качестве технологического процесса, состоянии объекта управления, изменении окружающей среды, сохранности жизни и здоровья людей. В настоящее время приходит понимание, что Ц. о. имеет не только экономическое, но и экологическое, социальное, нравственное и политическое измерение.

ЦЕНЕСТЕЗИЯ

ЦЕНЕСТЕЗИЯ (греч. kenon - пустота, aisthesis - ощущение, чувство) - болезненная психическая анестезия, утрата способности осознавать собственные эмоции, чувства, включая утрату ощущения своего Я.

ЦЕНЗУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦЕНКЕРА ДИВЕРТИКУЛ

ЦЕНКЕРА ДИВЕРТИКУЛ (описан немецким врачом и патологом F. A. Zenker, 1825-1898) - мешковидный дивертикул верхнего отдела пищевода, образующийся сначала на задней его стенке, а затем распространяющийся и на боковую. Возможные проявления: отрыжка непереваренной пищей, наличие видимого выбухания на шее сбоку, ощущение затруднения прохождения пищи на уровне шеи, затруднение дыхания, сухой кашель; часто наблюдаются аспирационные пневмонии. При наличии клинических проявлений показано хирургическое удаление дивертикула.

F. A. Zenker, H. W. von Ziemssen. Krankheiten des Oesophagus. Leipzig, 1867.

ЦЕНКЕРА НЕКРОЗ

ЦЕНКЕРА НЕКРОЗ (ценкеровская дистрофия, описана F. А. Zenker; синонимы - восковидная дистрофия, стекловидная дистрофия) - возможное осложнение некоторых инфекционных заболеваний (брюшной и сыпной тифы), травм, судорожных состояний: сухой некроз мышц, при котором очаги имеют серо-желтый цвет с сальным блеском, придающим им сходство с воском.

ЦЕННОСТЕЙ РАЗЪЯСНЕНИЕ

ЦЕННОСТЕЙ РАЗЪЯСНЕНИЕ - вариант морального образования, в котором основное значение придаётся осознанию или разъяснению моральных оценок и этических соображений.

ЦЕННОСТЕЙ СИСТЕМА

ЦЕННОСТЕЙ СИСТЕМА - любой более или менее связный набор ценностей, индивидуальных, социальных или абсолютных.

ЦЕННОСТИ

ЦЕННОСТИ - то, что чем человек особенно ценит, дорожит в жизни, чему придает особое значение. Обусловлены историческим опытом, экономическим положением и культурой.

ЦЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫЕ

ЦЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫЕ - совокупность духовных идеалов представителей тех или иных этнических общностей, в которых находит отражение их историческое своеобразие.

Ц. н. выступают в роли социально и нормативно-культурных аксиом поведения людей одной этнической принадлежности. В условиях социальной аномии (разрушения социальных структур и нравственных ориентиров поведения) защита Ц. н. иногда служит "оправданием" тех или иных правовых и политических действий, как это было, например, в нацистской Германии.

В современной России, в тех или иных вновь образованных на обломках СССР государствах некоторые политические группы противопоставляют "свои" национальные ценности - чуждым, якобы навязанным, не "нашим". Выступая под лозунгом развития русских национальных ценностей (скромность, коллективизм, стремление к равенству, терпеливость), консерваторы выступают против введения института частной собственности, рыночной экономики.

Национальные ценности очень активно влияют на характер межнациональных отношений, часто находят выражение в национализме. В этой связи важно их понять, выяснить, насколько они, проявляясь в поступках, действиях и поведении отдельных представителей той или иной этнической общности, являются соответствующими интересам всей нации.

ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫЕ

ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫЕ - разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу целей, которые необходимо достигать, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям.

Ц. с. - важнейший элемент системы социальной регуляции поведения человека, социальной группы, общества в целом, обеспечивающий мотивацию их жизни и деятельности. На основе Ц. с. вырабатываются социальные нормы (свобода, равенство, братство, мир, честь, соц. справедливость, гражданский долг и др.).

* * *

общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные обьекты, духовная деятельность человека и ее результаты.

ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ -

система ценностей (материальных, духовных, нравственных, эстетических и др.) которыми руководствуется человек в своей жизни. Производными понятиями являются: престиж, уровень притязаний, ценностно-ориентационное единство (см), эстетический вкус. Ц.о.л. - важнейший фактор общения, содержащий мыслительный и эмоциональные, нравственные и правовые компоненты способностей личности.

ЦЕННОСТНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ

ЦЕННОСТНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ - разновидность регуляции процессов, участвующих в управлении поведением человека, группы, сообщества. Ц. р. направлена на обеспечение соответствия поведения, оценок, решений, всей активности субъекта разделяемым им ценностям. Понимание закономерностей Ц. р. необходимо для обоснованных прогнозов поведения людей, когда ими делается выбор. Имеет большое значение для конструктивного разрешения моральных внутриличностных конфликтов.

ЦЕННОСТНОЕ СУЖДЕНИЕ

ЦЕННОСТНОЕ СУЖДЕНИЕ - этическая или нравственная оценка, особенно того, что «должно быть выполнено» на основе этики и морали.

Предыдущая страница Следующая страница