Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ЭГО

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЭГО

ЭГО - понятие, используемое в психоанализе для обозначения одной из частей или инстанций психики человека.

В классическом психоанализе структурное понимание человеческой психики осуществлялось через призму раскрытия взаимосвязей между Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго). Подобная терминология находит свое отражение и в современной зарубежной психоаналитической литературе.

В переводах зарубежной, особенно англоязычной литературы на русский язык нет единообразия в использовании соответствующих терминов. В одних работах английское «Ego» переводится как Я, в других - как Эго, в третьих сохраняется двойной перевод, когда в зависимости от контекста или стремления провести различие между Я как личностью и Я как специфической частью ее одновременно используются оба термина - и Я, и Эго.

В настоящее время психоаналитическая литература в России характеризуется тем, что одни авторы предпочитают использовать термин Эго, в то время как другие - термин Я. Для российских психоаналитиков Эго и Я - взаимозаменяемые понятия, в большинстве случаев не приводящие к содержательным недоразумениям. Тем не менее если исходить из идейного наследия З. Фрейда, из немецкого термина «Ich», то следует скорее придерживаться не кальки с английского «Ego», а заложенной в 20-е годы традиции, когда в переводах с немецкого языка на русский использовался термин Я.

* * *

(лат.- ego - я, самость) - в психоанализе - структурное и топографическое понятие, относящееся к организованным частям психического аппарата, то есть скопление когнитивных и перцептивных процессов, которые осознаются и соотносятся с реальностью, а также определённые защитные механизмы, то есть некие посредники между инстинктными импульсами и интернализованными социальными запретами. По определению З.Фрейда 1923), «Эго - это та часть Ид, которая видоизменилась под непосредственным влиянием внешнего мира...Эго представляет то, что может быть названо умом и здравым смыслом, в противоположность Ид, содержащим страсти». Эго и Самость часто путают, они, скорее всего, принадлежат разным системам отношенияй. Эго, что считается наиболее вероятным, принадлежит объективной системе, где личность расматривается как структура, а Самость - к феноменологической системе, где личность понимается как опыт переживания. См. Бессознательное, Феноменология; 2. центральное ядро, наиболее активная часть личности, функционирующая благодаря сознанию и, в свою очередь, само участвующее в формировании сознания. Именно вокруг Эго как бы вращаются все психические действия и процессы, благодаря ему под влиянием взрослых людей происходит их организация, интеграция и осуществляется контроль над ними. Первые признаки формирования Я можно увидеть у детей в возрасте 1-2 года: это самостоятельность, целенаправленность, упрямство, «вредность» детей. См. Бессознательное.

В начало словаря