Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "С" (часть 36, "СТР"-"СТУ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 36, "СТР"-"СТУ")

СТРАХ ЖИЗНИ

СТРАХ ЖИЗНИ - страх потерять смысл собственной жизни и ситуаций, в которой это происходит.

СТРАХ КАСТРАЦИИ

СТРАХ КАСТРАЦИИ (кастрационная тревога) - в классическом психоанализе - обычно имеются в виду: а) страх утраты пениса у мальчиков, который возникает при угрозах кастрации, используемых взрослыми для удержания маленьких мальчиков от мастурбирования; б) страх потери способности испытывать эротическое удовольствие; в) страх, связанный с деморализацией относительно маскулинной роли. В более позднем психоанализе (объект-теория) кастрационная тревога рассматривается как разновидность тревоги преследования (на языке психопатологии - бредового настроения).

СТРАХ НАВЯЗЧИВЫЙ

СТРАХ НАВЯЗЧИВЫЙ - см. Навязчивые страхи.

* * *

См. Фобия.

СТРАХ ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ

СТРАХ ПАТОЛОГИЧЕСКИЙ - общее название страхов, представляющих психическое расстройство. Типичными для патологического страха принято считать следующие признаки: 1. отсутствие реальной опасности или угрозы безопасности; 2. избегание ситуаций и объектов, которые пациент считает источником страха; 3. длительное существование страхов (нередко годами, десятилетиями); 4. тенденцию принимать мнимую, воображаемую опасность за реальную угрозу безопасности; 5. стойкие нарушения сна, аппетита, вегетативной регуляции, общего самочувствия, проблемы социализации. В детской психопатологии описывают синдромы страхов, в круг которых включают: а) навязчивые страхи; б) сверхценные страхи; в) панические атаки; г) бредовые страхи; д) ночные страхи, такие, как кошмары, ночные ужасы, недифференцированные ночные страхи, пароксизмальные ночные страхи (Ковалёв, 1979). Строго говоря, речь в большинстве случаев идёт здесь не о собственно страхе, а о тревоге.

СТРАХ, ПАТТЕРН РЕАКЦИИ

СТРАХ, ПАТТЕРН РЕАКЦИИ (Lang, 1971) - включает следующие компоненты: 1. когнитивный - осознание страха («я боюсь»); 2. физиологический - учащенное сердцебиение и т.д; 3. поведенческий - побуждения убежать или напасть.

СТРАХ ПРЕСТУПНИКА

СТРАХ ПРЕСТУПНИКА (лат. pavor sceleris) - в психопатологии - проявление бреда преследования в детском возрасте в виде преобладания страха «плохих людей» (грабителей, воров, отрицательных сказочных персонажей) и неразработанностью когнитивного компонента бреда.

СТРАХ ПУСТОЙ

СТРАХ ПУСТОЙ - болезненный страх, не сопровождающийся какой-либо продуктивной психопатологической симптоматикой (бредом, обманами восприятия, тревогой, депрессией). Синоним: Страх эффекторный.

СТРАХ РАЗЛУКИ

СТРАХ РАЗЛУКИ - тревога у детей, вызванная разлукой с родителями или опасениями остаться без родителей.

СТРАХ СМЕРТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТРАХ УНИЧТОЖЕНИЯ

СТРАХ УНИЧТОЖЕНИЯ - 1. страх собственной гибели; 2. страх разрушения собственной личности.

* * *

эмоция в связи с ситуацией возможной гибели индивида и разрушения его личности.

«Я тебя убью!» - закричал он и, схватив со стола мраморную доску, с неизвестной ему еще силой, сделал шаг к ней и замахнулся на нее. Лицо Элен сделалось страшно: она взвизгнула и отскочила от него (Л. Толстой, Война и мир).

Незыблемо лишь одно единственное чувство, вложенное в нас самой природой: инстинкт самосохранения (О. Бальзак, Гобсек).

Ср. ажитация.

СТРАХИ ДЕТСКИЕ

СТРАХИ ДЕТСКИЕ - эмоциональные реакции детей на ситуации или объекты, которые воспринимаются ими как опасные (угрожающие). С. д. вызывают у детей дискомфорт, возбуждение, желание избегнуть соответствующей ситуации, убежать или спрятаться. Первичная эмоция страха наблюдается уже у новорожденных. Затем С. д. социализируются и возникают как реакция на новые объекты и ситуации. Во втором полугодии жизни нормальным является С. д. при появлении незнакомых взрослых людей. Одним из наиболее распространенных С. д. является страх темноты. Закрепление в эмоциональной сфере ребенка первичного страха расширяет зону его социальных страхов, повышает чувствительность к потенциальным носителям угрозы. С. д. развиваются при недостатке родительского тепла, когда дети не чувствуют себя защищенными. У таких детей нередко развивается, в частности, страх школы. С. д. могут быть проявлением невротических реакций и иногда приводят к психосоматическим заболеваниям. В этих случаях характерны множественные разнообразные С, ночные С. (когда ребенок посреди ночи просыпается с криком или плачем). Т.П.Гаврилова

СТРАХИ НОЧНЫЕ

СТРАХИ НОЧНЫЕ (pavor nocturnus) - детские страхи, связанные со сном и сновидениями. Ночные страхи возникают в периоде дельта-активности сна, то есть в 3-й или 4-й фазе медленного сна. Существуют разные ночные страхи, вызванные рядом причин (Ковалёв, 1979). Это: 1. страхи, обусловленные кошмарами. Могут указывать на тревожно-депрессивное расстройство настроения, проявляющееся преимущественно кошмарными сновидениями; 2. параноидные страхи. Характеризуют детские параноидные состояния, появление которых приурочено к ночному времени. Параноид в детстве проявляется главным образа аффектом страха, объект которого представляется неким воображаемым или реальным, но незнакомым человеком; 3. ночные ужасы. Чаще всего это сумеречные состояния сознания с интенсивным страхом, сопровождающимся беспорядочным психомоторным возбуждением, криком или двигательным оцепенением. Нередко, если пациенты при этом произносят отдельные слова и фразы, удаётся установить, что в это время у пациентов возникают обманы восприятия, в особенности устрашающие зрительные галлюцинации. Иногда наблюдаются упускание иочи и дефекация. В некоторой части случаев это ночные припадки височной эпилепсии. Обычно ночные ужасы возникают в первую половину ночи (спустя 2-3 часа после засыпания). На ЭЭГ у пациентов могут обнаруживаться признаки эпилептической активности (медленные волны, пики, комплексы пик-волна). У другой части пациентов, повидимому, это страхи, указывающие на возможность психического расстройства, в частности, шизофрении; 4. сверхценные страхи (см.). В детской психопатологии имеются в виду страхи, вызванные тревожностью, а также неспособностью детей разграничивать свои фантазии.и реальность Особенно часто такие страхи возникают после фильмов-триллеров, чтения «страшных» сказок, рассказов о чём-то пугающем. У части пациентов в последующие годы такие страхи проявляются в виде навязчивого страха темноты; 5. недифференцированные ночные страхи, природу которых иногда установить не удаётся, в части таких случаев обнаруживается острое соматическое заболевание, ранним проявлением которого являются приступы ночного страха; 6. ночные страхи, вызванные внезапным пробуждением - состояния опьянения сном.

* * *

Форма парасомний (см.). Представляют собой ночные эпизоды выраженного страха, ужаса или паники, сочетающиеся с интенсивными вокализациями, подвижностью, вегетативной активностью (в частности, тахикардией, тахипноэ, расширением зрачков, гипергидрозом). Больной садится в постели, иногда вскакивает с паническим криком. Такие эпизоды обычно возникают в течение первой трети ночного сна, длятся от 1 до 10 мин, могут повторяться. Попытки при этом успокоить больного могут усугубить у него чувство страха, двигательное беспокойство. В дальнейшем эти эпизоды в памяти не сохраняются или же больной с трудом вспоминает какие-то фрагменты случившегося. Иногда сочетаются с сомнамбулизмом (см.). В развитии обоих феноменов придается значение генетическим, органическим и психологическим факторам. Чаще наблюдаются у детей.

СТРАХОВ

Иван Владимирович (1905- 1985) - российский психолог, специалист в области общей и педагогической психологии, психологии характера и типов темперамента. Д-р психологических наук (1941), профессор (1935). В 1958-1975 гг. возглавлял Саратовское отделение ОП СССР. За успешную научно-педагогическую деятельность награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени и медалями. Образование получил в Ярославском педагогическом ин-те, окончив лингвистическое отделение (1927). Уже в студенческие годы испытывал интерес к психологии (тема его дипломной работы - Опыты построения марксистской психологии в России) и потому поступил в аспирантуру Московского ин-та экспериментальной психологии (1927-1930). Одновременно работал ассистентом на кафедре психологии в Московском индустриально-педагогическом ин-те им. К. Либкнехта. Опубликовал серию статей, в которых поднимал проблему типологии и теоретических методов в психологии. В 1931 г. получил приглашение возглавить кафедру психологии Иркутского педагогического ин-та. С 1934 no 1937 г. - зав. кафедрой Гомельского педагогического ин-та. В 1936 г. опубликовал ряд статей, посвященных практическим вопросам педагогической психологии: Об умственной работе учителя , Как изучать ученика, О проф-ориентационной работе в школе. В 1940 г. организовал и возглавил кафедру психологии Саратовского педагогического ин-та (СПИ, 1940-1977). В апреле 1941 г. в Московском государственном педагогическом ин-те успешно защитил докт. дис. на тему: Эмоциональные компоненты характера школьника в связи с общей характерологией . Разработанные С. идеи относительно сущности и типов темперамента, методов его изучения и учета в дальнейшем получили развитие в его собственных работах, а также в работах его учеников и последователей. В годы ВОВ С. преподавал в различных вузах Саратова, а также в Ленинградском ун-те (1945-1946), который был эвакуирован в Саратов. В 1947 г. в Ученых записках СПИ была опубликована одна из наиболее значительных работ С. - Л.Н. Толстой как психолог (повторно изданная в серии Психологи Отечества, 1988). Общие итоги научно-исследовательской работы кафедры психологии СГПИ за 40 лет ее существования были отражены в составленном С. аннотированном указателе (1981) и статье в Вопросах психологии (1982). С. был ред. и соавт. ряда коллективных монографий: Очерки психологии педагогического такта (т. 1 -7, 1960-1969), Вопросы психологии внимания (вып. 1-12, 1969-1980), Вопросы музыкального образования, Формирование музыкально-слуховых представлений и Музыкальное развитие в процессе обучения (1970-1976), а также восьми выпусков Ученых записок СГПИ, посвященных проблемам психологии (1947-1963). Он также автор монографий: Психология творческого вдохновения (1962), Внутренняя речь в художественном изображении (1964), Психология педагогического такта (1966), Психологический анализ в литературном творчестве (в 5 ч., 1973- 1976), Методика психологического анализа характеров в художественном произведении (1977), Психологический анализ в творчестве Л.Н. Толстого (1978). С. А. Богданчиков

СТРАХОМ ВЫЗВАННАЯ АГРЕССИЯ

СТРАХОМ ВЫЗВАННАЯ АГРЕССИЯ - импульсивные агрессивные действия, провоцируемые интенсивным страхом.

СТРЕЛЬЧУКА ГИПНОСУГГЕСТИВНЫЙ МЕТОД ЛЕЧЕНИЯ АЛКОГОЛИЗМА

СТРЕЛЬЧУКА ГИПНОСУГГЕСТИВНЫЙ МЕТОД ЛЕЧЕНИЯ АЛКОГОЛИЗМА (Стрельчук, 1949) - формирование отрицательного условного рефлекса к алкоголю в состоянии гипнотического транса. При этом используются небольшие дозы апоморфина (Зеневич, Либих, 1965). Этот метод, как и другие, бихевиористически ориентированные, не оправдал возлагавшихся на него надежд при лечении алкогольной зависимости.

СТРЕМЛЕНИЕ

СТРЕМЛЕНИЕ - 1. влечение, цель которого индивидом вполне осознана. Рассматривается как вторая фаза волевого процесса, следующая вслед за актуализацией потребности (Рубинштейн, 1946); 2. желание, надежда, намерение, цель, к которой кто-то стремится.

СТРЕМЛЕНИЕ К ОЩУЩЕНИЯМ

СТРЕМЛЕНИЕ К ОЩУЩЕНИЯМ - стремление к участию в деятельности с высоким уровнем ощущений (острых ощущений), наслаждение этим. Ср. пристрастие к игре в карты, присутствие на состязаниях по боксу, футболу, в прошлом - на петушиных боях, в Испании - на корриде, в Древнем Риме - на состязании гладиаторов.

СТРЕМЛЕНИЕ К ОЩУЩЕНИЯМ МОТИВЫ

СТРЕМЛЕНИЕ К ОЩУЩЕНИЯМ МОТИВЫ - обычно это гедонистические мотивы, в основании которых лежит тот факт, что разного рода острые ощущения при определённых обстоятельствах у ряда людей вызывают выраженное чувство удовольствия («кипит адреналин», «классный кайф»). Ощущение удовольствия вызвано, предположительно, тем, что наступает разрядка искусственно вызванного эмоционального напряжения. С этим в значительной степени связано увлечение рискованными видами спорта, азартными играми, то есть «играми с огнём», и вообще любыми занятиями, только бы это доставляло чувство удовольствия. Имеются основания рассматривать стремление к острым ощущениям нехимическим вариантом наркотической зависимости.

СТРЕМЛЕНИЕ К СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

СТРЕМЛЕНИЕ К СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ - поиск индивидом других людей, похожих на него, обусловленный желанием усилить свою самооценку.

Ср.:

«Вот этот самый человек вместе со мной принес сегодня неудачу всему полку. Мы одинаково несчастны» (А. Куприн, Поединок).

СТРЕМЛЕНИЕ ПЕРЕЩЕГОЛЯТЬ ИНФОРМАЦИЕЙ

Ср. тактичность.

СТРЕСС ВЫЗВАННЫЙ БЕЗРАБОТИЦЕЙ

СТРЕСС ВЫЗВАННЫЙ БЕЗРАБОТИЦЕЙ - достаточно тяжёлая для большинства людей психотравмирующая ситуация, порождающая острое чувство несостоятельности, склонность к употреблению алкоголя, конфликтность, распад семьи, депрессию, суицидное и криминальное поведение. Известно, что увеличение индекса безработицы на 1% влечёт рост психиатрической патологии, суицидов, преступности на 4% соответственно (по статистике США). Безработица, достигшая апогея во время последнего мирового финансово-экономического кризиса (в США около 10%, в Испании, Португалии и странах Балтии - почти 20%, в Греции, Италии и Франции - до 10-15%, в РФ - до 25% (официальные данные намного меньше), породила весьма сложную ситуацию с психиатрической и наркологической заболеваемостью, распространением психосоматической патологии в целом ряде стран. Существет, кроме того, скрытая безработица, которая также негативным образом сказывается на здоровье широких масс населения.

СТРЕСС, ВЫЗВАННЫЙ ИЗНАСИЛОВАНИЕМ

СТРЕСС, ВЫЗВАННЫЙ ИЗНАСИЛОВАНИЕМ - непосредственные и отдалённые последствия изнасилования у женщин, установленные в исследованиях ряда авторов. Симптомокомплекс расстройства включает следующие основные признаки: 1. типичные симптомы ПТСР; 2. тревогу, депрессию и низкое самоуважение; 3. когнитивные дисфункции, в том числе нарушения внимания и навязчивые мысли; 4. поведенческие нарушения: асоциальные поступки, агрессивность, злоупотребление химическими веществами; 5. трудности в социальных отношениях, включая сексуальные проблемы, интимные проблемы и виктимность, то есть склонность привлекать к себе сексуальные посягательства в дальнейшем.

СТРЕСС, ВЫЗВАННЫЙ РАЗВОДОМ ИЛИ РАЗДЕЛЬНЫМ ПРОЖИВАНИЕМ

СТРЕСС, ВЫЗВАННЫЙ РАЗВОДОМ ИЛИ РАЗДЕЛЬНЫМ ПРОЖИВАНИЕМ - частая причина обращения за психологической помощью, важный источник уязвимости также в плане психопатологии.

СТРЕСС ЖИЗНИ

СТРЕСС ЖИЗНИ - вид стресса, возникающий в результате комплексного длительного воздействия стрессогенных факторов в основных сферах жизнедеятельности человека. С. ж. - естественная реакция на неестественный образ жизни современного человека. С. ж. оказывает влияние на поведение человека в социальных и во внутриличностных конфликтах. Характер С. ж. зависит не столько от объективных обстоятельств жизни человека, сколько от его индивидуально-психологических особенностей мировоззрения, культуры, направленности и др. Эмпирически выявлена тесная положительная связь между С. ж. и личностной тревожностью (А. М. Жуков, 2004). Профилактика С. ж. способствует предупреждению конфликтов, а главное - сохранению здоровья россиян.

СТРЕСС, ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ДИАГНОЗОМ

СТРЕСС, ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ДИАГНОЗОМ - необоснованная связь различных правонарушений, дела о которых рассматриваются в судах, со стрессом.

СТРЕСС ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ

СТРЕСС ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ - стресс, возникающий в ситуации, которая вызывает у индивида интенсивную и дезорганизующую его психическую активность аффективную реакцию. В норме это, например, физиологический аффект. В патологии такой стресс может проявляться импульсивной реакцией, патологическим аффектом, острой психотической реакцией на стресс. Некоторые исследователи различают, основывываясь на изучении поведенческих реакций, такие формы эмоционального стресса, как: а) импульсивная реакция; б) тормозная реакция; в) генерализованная реакция. Обычно в ситуации эмоционального стресса нарушается динамика психических процессов, наблюдаются аффективные нарушения, изменяется структура мотивации поведения, возникают двигательное и речевое расстройства. Синоним: Стресс рефлекторно-эмоциональный.

СТРЕССОВАЯ РЕАКЦИЯ ГРУБОСТИ

СТРЕССОВАЯ РЕАКЦИЯ ГРУБОСТИ - грубая речь в связи с реакцией на сильный стресс. Это бывает в ходе военного сражения, землетрясения, пожара, несчастного случая.

* * *

- см. Посттравамтическая стрессовая реакция.

СТРЕССОВОЕ ИНТЕРВЬЮ

СТРЕССОВОЕ ИНТЕРВЬЮ - интервью с индивидом, который преднамеренно помещается в ситуацию значительного дисстресса с тем, чтобы оценить его способность преодолевать реальные жизненные психотравмирующие ситуации. Некоторые психиатры сознательно идут на риск, создавая в ходе беседы с пациентом стрессовые ситуации (открыто обсуждая фундаментальные проблемы пациента), и делают это с целью получить от пациента более достоверную информацию, особенно если он скрытен, склонен вести с врачом какие-то игры или явно недооценивает всю серьёзность своего положения.

СТРЕССОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

СТРЕССОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ - любое тестирование, если оно проводится в реальной или моделируемой ситуации эмоционального стресса.

СТРЕСС-СИНДРОМ

Син.: Синдром Селье адаптационный. Стереотипная реакция гипофизарно-надпочечниковой системы в ответ на воздействие на организм различных экзогенных или эндогенных раздражающих факторов («стрессоров»): психотравмирующая ситуация, инфекция, интоксикация или аутоинтоксикация при патологии внутренних органов, травма и пр. Выделяются три стадии реакции: стадия тревоги, резистентности (адаптации) и истощения. Передняя доля гипофиза сначала выделяет повышенное количество ЛКТГ, что ведет к увеличению выделения корой надпочечников глюко- и минералокортикоидов, обеспечивающих мобилизацию резервных возможностей организма и его защиту от раздражителя. Если защитная гормональная реакция оказывается недостаточной или, наоборот, избыточной, возникает патологическое состояние дезадаптации или «болезнь адаптации». Описал в 1950 г. канадский физиолог Н. Selye.

СТРИБМАНА МЕТОДИКА ПСИХОТЕРАПИИ

СТРИБМАНА МЕТОДИКА ПСИХОТЕРАПИИ (Стрибман, 1940) - метод психотерапии истерической афонии сочетанием рациональной психотерапии (убеждением в излечимости расстройства) с одновременной гальванизацией корня языка.

СТРОЕНИЯ ТЕЛА ИНДЕКС

СТРОЕНИЯ ТЕЛА ИНДЕКС - предложенный Айзенком показатель отношения роста к объёму груди. Лица, у которых этот индекс является «нормальным», являются мезоморфами, если он выше среднего - лептоморфами, ниже среднего - эуриморфами.

СТРУКТУРА

СТРУКТУРА (лат. structura) - 1. свободное значение - определённая конфигурация составных частей чего-либо (предмета, органа, группы, высказывания, выразительного акта и др.). Приблизительные синонимы: Гештальт, система, организация; 2. любая сложная система, которая рассматривается как некое единое целое. Например, «структура образа», «структура науки», структура интеллекта ( в частности, по Айзенку, Гарднеру, Стернбергу, Спирмену, Торренсу).

* * *

(от лат. structura - строение, расположение, порядок) - строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как совокупность элементов, ее составляющих, обеспечивающая целостность системы, ее тождественность самой себе, т. е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Существуют и др., более сложные подходы к пониманию С. Однако на нынешнем этапе развития отечественной конфликтологии их применение к анализу конфликтов, скорее всего, будут преждевременным. С. характеризует статическую составляющую системы. Все тела, объекты системы обладают С. Психологические явления и психика в целом также имеют свою С. Благодаря многообразию структурных уровней материи каждая материальная система является полиструктурной. С. системы более устойчива к изменениям, чем ее отдельные свойства. Однако когда количественные изменения системы выходят за границы меры и приводят к качественным переменам, последние всегда связаны с изменением С. Свойства всей системы не м. б. сведены к сумме свойств составляющих ее элементов. В то же время, свойства элементов в рамках С. обычно отличаются от свойств элементов в случае их существования в виде обособленных объектов. Установлено, что гармоническое сочетание принципов связи, подчинения и автономности элементов в С. в конечном счете способствует наиболее эффективному развитию и функционированию любых сложноорганизованных систем (Г. И. Рузавин, 2001). С. является объектом системно-структурного анализа исследуемого явления.

СТРУКТУРА ГРУППЫ

СТРУКТУРА ГРУППЫ (от лат. structura - взаиморасположение, строение...) - совокупность устойчивых связей между членами группы, обеспечивающих ее целостность и тождество самой себе. В зависимости от конкретных задач функциональная организация малой группы может быть представлена различными вариантами коммуникативных структур: цепочкой, звездой, кругом, сетью. Малая группа организуется по принципу цепочки тогда, когда трудовой процесс разбивается на ряд последовательно выполняемых отдельными специалистами операций. Если трудовые операции выполняются членами группы независимо друг от друга, но под руководством одного человека, то функциональная С. г. представляет собой звезду. В том случае, когда трудовой процесс организован циклически, т. е. так, что отдельные операции выполняются разными людьми, но при этом конец одной операции является началом другой, функциональная С. г. выступает как крут. Если по ходу трудового процесса все члены группы связаны друг с другом, то ее функциональная структура представляет собой сеть. В приведенных выше случаях взаимоотношения людей были рассмотрены по производственному признаку, т. е. с точки зрения организации решения производственных задач. Однако эти взаимоотношения можно рассматривать и в другом аспекте - официальном, формальном (деловые взаимоотношения) и неофициальном, неформальном (межличностные взаимоотношения). Деловые взаимоотношения устанавливаются штатным расписанием, должностными инструкциями и другими официальными документами. Однако, вступая в общение и взаимодействие внутри малой группы, люди обнаруживают также свое субъективное отношение друг к другу (симпатия - антипатия, доверие - недоверие, притяжение - отталкивание и т. п.). Эти отношения называются межличностными. В соответствии с этими двумя видами взаимоотношений различают формальную (официальную) и неформальную С. г. Формальная С. г. отражает взаимодействие людей по деловому признаку, неформальная сторона определяется системой эмоционально направленных связей. Признаком хорошей организации группы является руководящая роль официальной С. г. в регулировании межличностных взаимоотношений.

СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА

1. Пространственно-временная организация выполнения алгоритма деятельности человека-оператора. Эта организация складывается из двух групп процессов, существенно отличающихся по их роли в деятельности оператора. Первая группа - поведенческие информационные и биомеханические преобразования, составляющие суть трудового процесса; иначе - это последовательность выполняемых оператором действий. Вторая группа - процессы, обеспечивающие выполнение этих преобразований (действий) в психическом (мотивы, потребности, установки, характер эмоциональных реакций т. п.), энергетическом (протекание вегетативных процессов), биохимическом отношениях. Другими словами, первая группа определяет внешнюю, видимую сторону С. д. о., вторая группа - ее внутреннюю сторону, обеспечивающую выполнение требуемых действий. 2. Психологическое строение деятельности оператора. По мнению Б. Ф. Ломова, ее основными психологическими составляющими являются вектор мотив -» цель, образ -> цель, восприятие текущей информации и концептуальная модель, принятие решения, программа (план) действий, предвидение, структура действия и уровни регуляции, восприятие результатов действия (обратная связь). Перечисленные составляющие образуют единую целостную структуру. Из этого следует, что инженерно-психологические исследования не должны ограничиваться рассмотрением и учетом только «входных» и «выходных» характеристик оператора. Необходимо учитывать всю совокупность «психологических составляющих» деятельности.

СТРУКТУРА КОНФЛИКТА

СТРУКТУРА КОНФЛИКТА - совокупность элементов Конфликтного столкновения (основная причина, Непосредственные участники, социальная среда).

* * *

(от лат. structure - строение, расположение, порядок) - строение и внутренняя форма организации конфликта, выступающая как совокупность элементов его составляющих, обеспечивающих целостность конфликта как системы, его отличие от др. социальных явлений, сохранение его основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. С. к. характеризует статическую составляющую конфликта и его свойства как объекта. С. к. отличается от его функций, характеризующих динамическую составляющую конфликта и его свойства как процесса. С. к. включает две основные подсистемы: объективную (материальную) и субъективную (идеальную или психологическую). Объективная С. к. включает следующие основные элементы: первая противоборствующая сторона, вторая противоборствующая сторона, группа поддержки первой стороны, группа поддержки второй стороны, др. участники конфликта, объект конфликта, его предмет, др. элементы. Субъективная подструктура конфликта представляет собой систему неполных и неточных моделей всех объективных элементов С. к., имеющихся в психиках участников конфликта. Это в первую очередь, образы себя, оппонента, объекта и предмета конфликта, вещественной и социальной среды, в которой развивается конкретный конфликт. К элементам субъективной С. к. относятся также мотивы поведения участников конфликта, преследуемые ими цели, потребности, ценности, их нравственные и профессиональные качества, психологическая устойчивость, культура и др. индивидуально-психологические характеристики. С т. зр. уровней С. к. субъективная подструктура, строго говоря, является главным элементом, характеризующим структуру каждого участника конфликта. Др. словами, она имеет подчиненный характер по отношению к объективной С. к. С т. зр. генезиса структурных элементов конфликта правомерно выделение объективной и субъективной подструктур как равнозначных. Более того, субъективная подструктура конфликта играет решающую роль в возникновении, развитии и завершении борьбы, т. е. она в большей степени определяет динамику и эволюцию конфликта по сравнению с объективной подструктурой. Оценка и регулирование конфликта также в большей степени связаны с изучением и воздействием на субъективные элементы конфликтной ситуации. В процессе развития конфликта С. к. может изменяться. С. к. является объектом системно-структурного анализа конфликта.

СТРУКТУРА КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

СТРУКТУРА КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ - См. Конфликтная ситуация.

СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ -совокупность национально-психологических явлений, составляющая ее содержание.

С. н.п. включает системообразующие (см.: Системообразующие компоненты психологии нации) и динами-ческие (см.: Динамические компоненты психологии нации) элементы. К системообразующим относятся национальное самосознание, национальный характер, национальный темперамент, национальный склад ума, национальные чувства и настроения, национальные интересы и ценностные ориентации, национальные обычаи и традиции, а к динамическим - национально-психологические особенности (см.).

Системообразующие компоненты национальной психологии показывают то общее, что присуще психике представителей конкретной этнической общности, являющееся результатом длительного исторического и культурного развития. Динамические же компоненты отражают изменяющиеся формы проявления этого общего.

СТРУКТУРА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЯ СЕМЬИ (САЛЬВАДОР МИНУХИН)

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТРУКТУРИРОВАНИЕ

СТРУКТУРИРОВАНИЕ (от лат. structura - взаиморасположение, строение) - стратегия организации разрозненной информации в процессе ее запоминания, в результате которой элементы запоминаемого материала связываются по смыслу в целостную группу или несколько таких групп. Условия успешного С: близкое по времени (в идеале - одновременное) поступление элементов в кратковременную память; внутреннее сходство элементов, облегчающее выделение в них общего объединяющего признака.

СТРУКТУРИРОВАННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

СТРУКТУРИРОВАННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ - наблюдение за пациентами в искусственной обстановке (в офисе, в отделении и т.п.).

СТРУКТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

СТРУКТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ -

одно из направлений зарубежной психологии (В. Вундт, Э. Титченер и др.), основное внимание уделявшее структурной организации психического, отношеням его структурными элементами. С.п. подверглась критике со стороны гештальтпсихологии и функциональной психологии.

СТРУКТУРНАЯ СХЕМА АЛГОРИТМА

СТРУКТУРНАЯ СХЕМА АЛГОРИТМА - одна из двух основных (наряду с логической схемой) форм представления схемы алгоритма деятельности оператора. В С. с. а. операторы.алгоритма обозначаются прямоугольниками, а логические условия - ромбами. Внутри каждого прямоугольника и ромба записывается смысл данного члена алгоритма. Если проверяемое логическое условие выполняется, то управление передается по стрелке с индексом 1. Если это условие не выполняется - по стрелке с индексом 0. Достоинством такой формы является наглядность записи алгоритма. Пример структурной схемы для заданного алгоритма (см. Логическая схема алгоритма) приведен на рис. 20.

СТРУКТУРНАЯ ТЕОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТРУКТУРНО-АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА

СТРУКТУРНО-АЛГОРИТМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА - модель, представленная в виде абстрактного графа деятельности (равновесного стохастического Такому графу и его модификациям однозначно соответствует ряд матриц: матрица смежности; матрица, описывающая вероятностный алгоритм решения каждой задачи в любом из режимов работы; матрица для каждого режима. работы; матрица для описания работы человека-оператора во всех режимах. Исходной является матрица смежности, остальные получаются на ее основе с помощью специально введенной операции обобщения. Полученные в матричной форме выражения позволяют создавать математические модели на разных структурно-алгоритмических уровнях: реализации алгоритма, алгоритма задачи, индивидуальной задачи и коллективной задачи. Каждая из моделей может быть построена в двух специфических формах - операционно-логической и предметно-функциональной (Г. В. Сухо дольский). В первом случае модель представляется в виде графа, вершинами которого являются коды сенсорных, моторных и логических операций, а дугами - импликации, характеризуемые частотой. Во втором случае модель также представляется в виде графа. Однако вершины в нем определены предметно, в виде средств контроля и управления, а дуги, определяемые частотой, определены функционально как пространственные перемещения оператора, а также в виде поступающей к нему и исходящей от него информации. Совокупность полученных моделей может использоваться для психологического анализа деятельности, а также для рациональной компоновки рабочего места.

СТРУКТУРНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ

СТРУКТУРНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ - изменение в психике человека, касающееся соотношений и взаимодействий между структурными составляющими психического аппарата.

В психоанализе структурное изменение рассматривается в двух аспектах. Во-первых, в исследовательском плане оно включает в себя раскрытие психического развития ребенка, формирование его Я и Сверх-Я и тех изменений, которые происходят в структуре психики. Во-вторых, в клиническом отношении структурное изменение является предпосылкой успешного лечения и, следовательно, оно рассматривается в качестве одной из составных частей и целей психоаналитической терапии.

При раскрытии специфики различных стадий психосексуального развития ребенка З. Фрейд обратил особое внимание на формирование и изживание эдипова комплекса, в процессе которых происходят соответствующие изменения Я. В работе «Я и Оно» (1923) он показал, что исход эдипова комплекса в идентификации ребенка с отцом или матерью сопровождается таким изменением в Я, в результате которого в психике ребенка формируется Сверх-Я. Это Сверх-Я отделяется от Я и обретает самостоятельное существование в виде совести, идеала, некоего внутреннего наблюдателя, которые оказывают существенное воздействие на мышление и поведение человека. Связанное с появлением Сверх-Я, структурное изменение в психике оказывается таковым, что способствует возникновению конфликтов между Я и новым образованием, обостряя тем самым противоположность реального и психического, внешнего и внутреннего мира.

Разрешение конфликтов между Я и Сверх-Я осуществляется путем защитных механизмов, служащих цели предотвращения опасности. Оказав помощь Я, защитные механизмы не исчезают, они фиксируются в Я и становятся постоянными способами реагирования человека. Тем самым происходит изменение в Я, сопровождающееся тем, что защитные механизмы становятся своего рода инфантилизмами, ослабляющими Я и подготавливающими почву для возникновения невроза. Подобное структурное изменение ведет к тому, что соответствующие способы реагирования человека проявляются и в аналитической работе, когда он обращается за помощью к психоаналитику и становится пациентом.

В процессе психоаналитической терапии аналитик имеет дело со структурными изменениями в психике пациента, приведшими к заболеванию. Поэтому терапевтическая цель состоит не только в том, чтобы сделать осознанным нечто, находящееся в Оно, но и внести коррекцию в Я, предполагающую реструктурирование, то есть такое структурное изменение, которое способствовало бы ослаблению давления Сверх-Я и предоставляло бы пациенту свободу решения в том или ином направлении без использования фиксированных защитных механизмов, сыгравших патогенную роль в психическом заболевании и выступающих в качестве сопротивления при лечении. Стало быть, психоаналитическая терапия ориентирована на структурное изменение в психике пациента, предполагающее устранение ранее фиксированных взаимосвязей между Оно, Я и Сверх-Я, регрессиями и навязчивыми повторениями, инфантилизмами защитных механизмов и сопротивлениями лечению. Подобное структурное изменение способно привести к реорганизации психических процессов, ослабляющих внутренние тенденции пациента, направленные на поддержание болезни, и активизирующих его силы, выступающие на стороне выздоровления.

СТРУКТУРНОЕ НАСИЛИЕ

СТРУКТУРНОЕ НАСИЛИЕ - создание определенных Условий (структуры), ущемляющих потребности и интересы людей (например, эксплуатация человека человеком в Обществе).

СТРУКТУРНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ

СТРУКТУРНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ - одна из разновидностей организационно-управленческих причин конфликтов, заключающаяся в несоответствии структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается. Структура организации должна определяться задачами, которые эта организация будет решать или решает. Однако добиться идеального соответствия структуры организации решаемым задачам практически невозможно. Чем больше структура организации не соответствует требованиям деятельности, которой она занимается, тем менее эффективно функционирование организации, тем больше межличностных и межгрупповых конфликтов возникает в ее коллективах. Несоответствие структуры организации решаемым задачам возникает по двум причинам: а) допускаются ошибки при проектировании структуры организации; б) задачи и деятельность организации непрерывно изменяются. Поскольку структура организации не может постоянно меняться, возникает ее естественное несоответствие деятельности. Чем менее гибко руководство организации приспосабливает ее структуру к изменившимся требованиям деятельности, тем больше в организации возникает конфликтов. При необходимости решить задачу, для выполнения которой в организации нет соответствующего структурного подразделения, возникает проблема: на кого возложить решение этой задачи? Данная проблемная ситуация нередко перерастает в конфликтную ситуацию в связи с тем, что сотрудники или руководители подразделений стараются уклониться от выполнения несвойственных им функций. Предупреждение таких конфликтов достигается за счет регулярной оптимизации структуры организации.

СТРУКТУРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

СТРУКТУРНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ - предложенный В. Ф. Вендой подход к анализу, описанию и проектированию СЧМ в целом и систем отображения информации в частности. Основной смысл концепции состоит в соотнесении структуры технических средств деятельности оператора и психологических факторов сложности (ПФС) выполнения им своих функций, в частности сложности решения оперативных задач. С позиции С.-п. к. проектирование технических средств рассматривается как процесс анализа и материализации априорных стратегий решения задач с целью оптимизации ПФС. Их оптимальный уровень достигается путем многоуровневой взаимной адаптации людей и технических средств. Оптимальными значениями ПФС считаются те, которые обеспечивают достижение цели (решение задачи) при минимальном значении внешнего критерия сложности (времени решения задачи, числа ошибок, показателей эмоциональной напряженности операторсм п.). Оптимизация ПФС достигается путем создания системы адаптивного информационного воздействия между оператором и ЭВМ, работающих по принципу гибридного интеллекта. Он достигается путем разумного сочетания естественного интеллекта человека и возможностей современных ЭВМ. При этом человек и ЭВМ рассматриваются как равноправные партнеры по информационному взаимодействию. Оптимизации ПФС способствует также применение трансформационной теории обучения. Анализ взаимодействия априорных и реальных стратегий поведения оператора и соответствующих им уровней ПФС позволяет расширить рамки инженерно-психологического проектирования, не только распространить его на предварительный выбор характеристик системы, но и сделать проектирование непрерывным, последовательно решающим задачу оптимизации СЧМ и после реализации предварительного проекта, т. е. в ходе эксплуатации системы.

СТРУКТУРНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

СТРУКТУРНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ - свойство восприятия, заключающееся в том, что оно представляет собой не просто конгломерат ощущений, но в нем отражаются взаимоотношения различных свойств и частей, т. е. структура предмета. С. в. весьма тесно связана с другим свойством восприятия - его целостностью. Основой С. в. и целостности восприятия является отражение формы и контура предмета, которые объективно выделяют его из окружающего вида. Исследования показывают, что целостность и С. в. не являются изначальными свойствами перцептивного образа, а формируются в процессе его становления как результат рефлекторной деятельности анализаторов.

СТРУКТУРНЫЙ

СТРУКТУРНЫЙ - 1. представляющий, характеризующий некую структуру; 2. в психоанализе - описание психической деятельности в терминах взаимодействия психических структур, таких, как Эго, Супер-Эго и Ид. «Внутренние объекты» также рассматриваются как структуры, поскольку они являются относительно постоянными составляющими психики.

СТРУКТУРНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТА МОДЕЛЬ

СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТА МОДЕЛЬ - термин Д.Гилфорда, обозначет трёхмерную модель интеллектуального функционирования. Модель включает следующие взаимосвязанные элементы: а) набор операций, б) набор содержаний и в) набор результатов. В итоге автор термина выделяет 120 теоретически различных факторов, лежащих в основе интеллекта.

СТУПОР

СТУПОР - состояние полной обездвиженности с мутизмом и ослабленными реакциями на раздражения. Депрессивный ступор развивается на высоте депрессии и может неожиданно смениться неистовым возбуждением с суицидальными действиями (см. Депрессии). Больные подлежат немедленной госпитализации с осуществлением усиленного надзора, ухода, а иногда и искусственного кормления. Лечение: комбинация антидепрессантов с нейролептиками, вводимых внутримышечно; электросудорожная терапия. Кататонический ступор наблюдается при различных психических заболеваниях (шизофрения, соматогении, органическое поражение ЦНС) и характеризуется заторможенностью с застыванием в неестественных, вычурных позах, неопрятностью. Лечение проводится только в психиатрическом стационаре. Психогенный (реактивный) ступор возникает в результате тяжелой психической травмы, как реакция на последнюю. Требует наблюдения психиатра и лечения внутримышечным введением транквилизаторов.

* * *

(лат. «оцепенение») - общее состояние, характеризующееся чрезвычайной неотзывчивостью, угнетенностью, апатичностью и потерей ориентации.

* * *

(лат. stupor - оцепенение) - состояние обездвиженности, сочетающееся с полным или частичным мутизмом, заторможенностью реакций на внешние и/или внутренние стимулы и изменением мышечного тонуса.

* * *

(от лат. stupor - неподвижность). Психическая и двигательная заторможенность, обездвиженность, с полным или частичным мутизмом (см.) и ослаблением реакций на раздражители, в том числе болевые. При этом больной часами может находиться в фиксированной позе. Формы ступора: апатический (абсолютная безучастность, полная бездеятельность и крайнее бессилие до прострации, сопровождается бессонницей), депрессивный (мрачное оцепенение - массивное двигательное торможение, достигающее полной обездвиженности), психогенный (реакция в форме обездвиженности на переживание катастрофы, внезапной смерти близкого человека и т.п.), экзогенный (состояние обездвиженности, возникающее в результате токсического или инфекционного поражения мозга). Возможное проявление истерии или психоза. Истерический ступор может приходить на фоне псевдодеменции и пуэрилиза. Он может затягиваться на длительный период.

СТУПОР АКИНЕТИЧЕСКИЙ

СТУПОР АКИНЕТИЧЕСКИЙ - ступор с полной обездвиженностью, застыванием в одной позе и нередко с мышечной гипертонией, а также сопротивлением пациента попыткам извне изменить положение его тела.

СТУПОР АЛКОГОЛЬНЫЙ

СТУПОР АЛКОГОЛЬНЫЙ - обездвиженность, наблюдающаяся у пациентов с алкогольной энцефалопатией Гайе-Вернике-Корсакова. Крайне редко, но встречаются эпизоды обездвиженности в состоянии алкогольного опьянения у пациентов с алкогольной зависимостью.

СТУПОР АПАЛЛИЧЕСКИЙ

СТУПОР АПАЛЛИЧЕСКИЙ - обездвиженность, вызванная отключением функций коры больших полушарий и преобладании активности стволовых структур при патологии разного генеза (ЧМТ, опухоли, атрофический процесс и др.). Типичны апрозексия, апатия, абулия, отсутствие психической активности. Синонимы: Кречмера синдром, Бодрственная кома, Акинетический мутизм.

СТУПОР АПАТИЧЕСКИЙ

СТУПОР АПАТИЧЕСКИЙ - резкое снижение двигательной инициативы с пассивностью, порой достигающей степени обездвиженности. Синонимы: Ступор адинамический, Ступор аспонтанный.

СТУПОР БРЕДОВОЙ

СТУПОР БРЕДОВОЙ - обездвиженность, выражающая бредовую мотивацию поведения. Например, пациент с бредом могущества боится шелохнуться, воображая себе, что малейшее его движение приведёт к катастрофическому землетрясению.

СТУПОР ГАЛЛЮЦИНАТОРНЫЙ

СТУПОР ГАЛЛЮЦИНАТОРНЫЙ - обездвиженность, указывающая на определённое содержание императивных галлюцинаций. В типичном случае, например, «голос» приказывает пациенту «не двигаться», никак не разъясняя причины своего распоряжения, что может свидетельствовать о том, что такой ступор фактически приближается к кататоническому, то есть лишённому мотивации. Оцепенение, связанное с бредом и галлюцинациями, объединяют термином псевдоступор Вестфаля.

СТУПОР ДЕПРЕССИВНЫЙ

СТУПОР ДЕПРЕССИВНЫЙ - обездвиженность, указывающая на потерю побуждений к деятельности при меланхолической или заторможенной депрессии. Характерно при этом страдальческое выражение лица. В некоторых случаях не исключается, что такой ступор является кататоническим, то есть указывает на усложнение депрессии вследствие присоединения кататонической обездвиженности. Синоним: Ступор меланхолический.

СТУПОР ИСТЕРИЧЕСКИЙ

СТУПОР ИСТЕРИЧЕСКИЙ - обездвиженность, возникающая по механизму «мнимой смерти» после психической травмы. Поза, в которой застывает пациент, является выразительной и несколько демонстративной, иногда на его глазах появляются слёзы. Нередко при этом наблюдаются другие признаки истерического психоза (синдрома Ганзера и т.д.). Синонимы: Диссоциативный ступор, Псевдокататонический ступор.

СТУПОР КАТАТОНИЧЕСКИЙ

СТУПОР КАТАТОНИЧЕСКИЙ - обездвиженность с мышечной гипертонией, мутизмом, маскообразным, ничего не выражающим лицом, а также со зрачковыми симптомами Бумке, Вестфаля-Бумке (см.). Нередко выявляются каталепсия, негативизм и внезапно возникающие импульсивные действия непредсказуемого, иногда разрушительного характера.

* * *

Проявляется обездвиженностью, мутизмом, повышением или понижением мышечного тонуса. Больной обычно безучастен, и вступить в контакт с ним не удается. Возможно сочетание кататонического ступора с каталепсией (восковой гибкостью), при которой больной застывает в приданном положении, с негативизмом, с оцепенением, при котором больной обычно застывает в позе эмбриона.

СТУПОР МАНИАКАЛЬНЫЙ

СТУПОР МАНИАКАЛЬНЫЙ - обездвиженность или резкое ограничение двигательной активности на высоте маниакального состояния. Рассматривается как проявление смешанного аффективного расстройства настроения.

* * *

Эйфория и ускоренное мышление сочетаются с двигательной заторможенностью, повышением мышечного тонуса. Больной при этом неподвижен, в фиксированой позе с блаженной улыбкой, на вопросы не отвечает. После выхода из этого состояния может сообщить, что в голове у него «кружились вихри мыслей», хотелось петь, танцевать, однако мешала непреодолимая мышечная скованность. Описал немецкий психиатр Крепелин (Е. Krepelin, 1856-1926).

СТУПОР ПСИХОГЕННЫЙ

СТУПОР ПСИХОГЕННЫЙ - общее название «послешокового» и «истерического» вариантов ступора.

СТУПОР ПУСТОЙ

СТУПОР ПУСТОЙ - ступор, который, как можно предположить по данным психического статуса или по сообшениям пациента по выходе из состояния ступора, не сопровождается спутанностью сознания и психотическими симптомами. Синоним: Ступор эффекторный.

СТУПОР РЕЦЕПТОРНЫЙ

СТУПОР РЕЦЕПТОРНЫЙ - ступор со спутанным сознанием пациента. Чаще при этом имеется в виду онейроидное помрачение сознания.

СТУПОР С ВОСКОВОЙ ГИБКОСТЬЮ

СТУПОР С ВОСКОВОЙ ГИБКОСТЬЮ - кататонический ступор, во время которого пациент длительное время сохраняет приданную ему извне позу.

СТУПОР С МЫШЕЧНЫМ ОЦЕПЕНЕНИЕМ

СТУПОР С МЫШЕЧНЫМ ОЦЕПЕНЕНИЕМ - кататонический ступор, во время которого, вследствие преобладания тонуса сгибательных мышц, пациент принимает внутриутробную позу.

СТУПОР ЭКСТАТИЧЕСКИЙ

СТУПОР ЭКСТАТИЧЕСКИЙ - обездвиженность, наступающая в экстатическом состоянии.

СТУПОР ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ

СТУПОР ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ - то же, что ступор послешоковый. См. Острая реакция на стресс.

СТУПОР ЭПИЛЕПТИЧЕСКИЙ

СТУПОР ЭПИЛЕПТИЧЕСКИЙ - ступор, иногда встречающийся у пациентов с эпилептическим психозом. Обычно сопровождается последующей конградной амнезией.

Предыдущая страница Следующая страница