Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ПОНИМАНИЕ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПОНИМАНИЕ

ПОНИМАНИЕ - 1) способность постичь смысл и значение чего-л. и достигнутый благодаря этому результат; 2) вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений содержанию воздействия. Для П. характерно ощущение ясной внутренней связанности, организованности рассматриваемых явлений. Это м. б. логическая упорядоченность, ясное «видение» причинно-следственных связей. В условиях конфликта степень П. оппонентами друг друга снижается в результате расхождения целей, интересов и мотивов, а также в результате наносимого друг другу ущерба. К психологическим механизмам П. относятся идентификация, проекция, социальная перцепция, эмпатия, инсайт, интуиция, каузальная атрибуция.

* * *

- более или менее правильное восприятие выраженной мысли. Это постижение смысла и значения чего-либо, состояние сознания у субъекта уверенности в том, что созданные, возникшие у него представления адекватны содержанию воздействия извне, в результате которого эти представления возникли. Обратите внимание: это не то же самое, что знание. Знание - это усвоенные сведения, которые человек может воспроизвести и в правильности которых он не сомневается. Понимание, конечно, включается и в процесс говорения, и в процесс письма: человек все время должен корректировать пониманием то, что он говорит, пишет; и понимание, знание, по существу, предшествует словесному выражению. В процессе рецепции речи (при чтении, слушании) понимание, наоборот, происходит как бы после полученного словесного выражения мысли: словесное выражение декодируется внутренней речью (а при продуктивных видах речевой деятельности словесное выражение есть результат кодирования: внутренняя речь субъекта кодируется в словесные знаки, которые он и произносит или пишет). Что и говорить, и при говорении, письме в кодировании могут быть сбои, недостатки (субъект подчас не может как следует сказать все то, что хочет, не получается выразить в нужной мере свои мысли, «знает, а сказать не может» - эта ситуация всем хорошо знакома). Точно так же могут быть недочеты при декодировании устной или письменной речи. То есть при аудировании или письме: человек слышит, что ему говорят, - и не понимает; или слышит одно, а понимает другое, и т. п.

Есть разные виды понимания, в частности, устной речи. С точки зрения его количества, можно выстроить следующий ряд: полное понимание, недопонимание, неполное понимание, непонимание. Недопонимание - это лишь частичное непонимание, ведущее к недоумению в какой-то части воспринимаемого содержания речи; неполное понимание - это провалы в понимании каких-то мест речи, влекущие за собой невозможность осмыслить содержание речи в целом. С точки зрения качества понимания, можно выделить такие его виды, как уяснение (простое понимание); усвоение (понимание, уяснение запоминание слышимого), проникновение в сущность излагаемого (в этом случае воспринимаемая информация синхронно порождает у аудитора дополнительные мысли, оценки, выводы по теме, он постигает тему, возможно, глубже, чем ее излагает говорящий); понимание - некритическое принятие сообщаемого (аудитор легко поддается воздействию), понимание «с точностью до наоборот» (ср.: Я внимательно выслушиваю, что мне говорят, и делаю наоборот, и все хорошо получается), понимание - размышление над сообщаемым как над сырым материалом, его домысливание; понимание с субъективной, даже предвзятой оценкой сообщения {«Говори, говори! Так мы и поверим!»). Это когда понимание сопровождается своей интерпретацией, не вполне совпадающей с тем, что хочет сказать автор, когда аудитор «делает свои выводы»: ср. информация о том, что такой-то большой ученый начинал свой трудовой путь трактористом, у кого-то может всерьез вызвать оценку, что этот человек от сохи - не настоящий ученый. Наконец, может быть неадекватное, а также сумбурное понимание слышимого (т. е. информацию «поймут» по-своему). Услышав, что кто-то поступил в институт - домыслят «поступил по блату». Так, на вопрос нового учителя «Кто у вас тут корифей?» пятиклассники ответили: «А у нас такого нет! Он, наверное, учится в другом классе»; высказывание «Хемингуэй никогда не шел на компромисс» десятиклассник объяснил как «никогда никого не компрометировал».

Отсюда ясно, каких видов понимания нам следует придерживаться, развивать их, а от каких воздерживаться. См. отстояние.

Многие высказывания интерпретируются слушающими не со стопроцентной точностью по отношению к смыслу и замыслу, вкладываемому говорящим. Если слушателей много, то возникают многочисленные и разнообразные интерпретации - у каждого своя. В этой связи задача говорящего в процессе подготовки речи и во время речи должна состоять в том, чтобы как можно больше нейтрализовать возможности неадекватных, субъективных пониманий производимого сообщения. Аудитория тоже должна быть ответственной за качество своего слушания. К слушанию нужно быть подготовленным в разных отношениях.

* * *

(старославянск. «имати» - брать) - 1. в философии - процедура постижения или порождения смысла. Категориальный статус этому термину впервые придал Шлейермахер, указавший на понимание как на процедуру обнаружения смысла текста в процессе его интерпретации, реконструирующей изначальный его смысл. Подчёркивается, что понимание не вписывается в объектно-субъектную схему, так как не познание порождает потребность в понимании, а, наоборот, потребность в понимании ведёт к познанию. 2. субъективное ощущение того, что значение каких-либо впечатлений осознаётся как адекватное воспринимаемым объектам и ситуациям. Это ощущение может быть обманчивым, особенно если объединение впечатлений происходит под влиянием автоматически функционирующих когнитивных структур. Например, то, что первым приходит в голову, большей частью и воспринимается правильным, соответствующим действительному положению дел. Так, яблоки падали на землю и до И.Ньютона, и это было всем понятным до очевидности, но именно он был первым, кто отрешился от восприятия этого явления как привычного, обыденного, а, следовательно, соответствующего пониманию. Увидеть в повседневном нечто непонятное, загадочное, необъяснимое свойственно, как говорят некоторые исследователи, трём категориям людей: детям, подлинным учёным и психиатрическим пациентам; 3. психопатология понимания, как явления внутренней жизни, изучена недостаточно, если не считать описанного С.С.Корсаковым «аффекта недоумения», свойственного состояниям растерянности и аментивного помрачения сознания. Известно, кроме того, о том, что в момент кристаллизации в сознании некоей бредовой структуры у пациентов появляется ощущение прозрения, постижения скрытой до этого непреложной , безусловной истины. Субъективое усиление чувства понимания встречается также у маниакальных пациентов, в экстатических состояниях. Термин используется для образования некоторых понятий, таких, например, как понимающая психология (исследовательского подхода, главным в котором является вживание в роль пациента, способность поставить себя на его место, почувствовать то же, что и он, и увидеть нечто его глазами), психологически понятные связи (представляющих симптомы психогенных расстройств как логично и последовательно, с точки зрения гипотетически адекватного индивида, вытекающих из психотравмирующей ситуации); 3. знание индивидом того, что происходит на самом деле; 4. сочувственная оценка другого человека; 5. на сленге наркоманов - восприятие опьянения как чрезвычайно привлекательного состояния, возникающеее у пациента по мере формирования психологической зависимости от наркотика.

* * *

- способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат.

В начало словаря