Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Психология общения. Энциклопедический словарь
Статьи на букву "П" (часть 4, "ПОТ"-"ПРО")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 4, "ПОТ"-"ПРО")

ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ

Общим критерием избирательности в О. выступают потребности, к-рые человек удовлетворяет в процессе взаимодействия с др. людьми. Среди многообразия социальных потребностей, удовлетворение к-рых предполагается самим процессом О., выделяют потребности в стимуляции, событиях, узнавании, достижениях и признании, структурировании времени (М. Е. Литвак). Потребности в стимуляции удовлетворяются, когда О. инициирует активность человека, его стремление к действиям, поднимает эмоциональный тонус. Потребность в событиях приносит удовлетворение от получения новых впечатлений, определяющих динамику жизни. Потребность в узнавании удовлетворяется каждый раз, когда человек встречает знакомых людей. При узнавании происходит социальное подтверждение личности со стороны др. людей, тем самым поддерживает его самоидентификация. Потребности в достижениях и признании связаны с позитивным переживанием чувства собственного достоинства человека, с уважением и самоуважением. Потребности в структурировании времени удовлетворяются на основе индивидуальной формы ритмичности жизнедеятельности человека, способами времяпрепровождения, к-рые он выбирает. Полноценность О. определяется количеством потребностей, удовлетворяемых в его процессе, а также зависит от отношения участников взаимодействия друг к другу. При этом позитивными факторами являются: принадлежность к одному социальному слою, одной возрастной категории, наличие общих интересов. Лит.: Ефимова Н. С. Психология общения. М., 2006; Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1997; Рогов Е. И. Психология общения. М., 2004. Н. С. Ефимова

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ

Правоохранительная беседа профилактическая - один из методов оказания предупредительного воздействия на профилактируемых лиц. Психол. содержание П. б. п. состоит в контроле поведения профилактируемого и диагностике состояния его антисоциальных и криминогенных установок. Главное - выяснение наличия криминогенного потенциала в особенностях текущей жизненной ситуации, степени его осознания собеседников, наличие вариантов поведения и вероятность актуализации и выбора правопослушных. Исходя из этой направленности П. б. п., специалисту необходимо владеть навыками диагностики и прогнозирования асоциальных и/или криминальных форм поведения, а также их своевременного купирования. Осн. диагностическим признаком криминогенного состояния является наличие признаков зависимости профилактируемого лица от психотравмирующих факторов и обстоятельств - долговых, корпоративных, статусных (особенно неформальных) обязательств, родственных связей и пр. Осн. негативное влияние идет со стороны именно этих факторов, - чем жестче зависимость от них, тем опаснее состояние лица. Важно выявить эти факторы в конкретной, персонифицированой форме, что нередко вызывает сильное сопротивление со стороны профилактируемого. Существенно также наличие регламента в текущий момент жизни - целей, планов, обязанностей, ответственности. Любые ситуации неопределенности заполнения личного времени диагностически неблагоприятны. В итоге необходимо установить психол. позицию профилактируемого лица в реально складывающейся жизненной ситуации с целью выбора, при необходимости, методов и средств их коррекции. Е. Г. Самовичев

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ: ДОПРОС В БЕСКОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

Бесконфликтная ситуация обычно бывает обусловлена заинтересованностью допрашиваемого в полном и объективном расследовании преступления, готовностью и желанием сотрудничать с правоохранительными органами (ПОО). Наиболее распространенной процессуальной формой ее является допрос свидетеля (потерпевшего). По закону допрос начинается с предложения свидетелю (потерпевшему) рассказать все известное ему об обстоятельствах, в связи с к-рыми он вызван по делу. После свободного рассказа, к-рому соответствует рефлексивное слушание следователя, свидетелю задаются вопросы. Выделяются коммуникативные ситуации Д., обусловленные свободным рассказом свидетеля. Особое внимание здесь обращается на выяснение особенностей восприятия им разл. объектов окружающей действительности: закономерности восприятия (предметность, целостность, структурность, осмысленность), влияние жизненного, профессионального опыта, возможность искажения воспринимаемых явлений. Характер вопросов во многом зависит от обстановки, следственной ситуации, в к-рой они заданы, от той информации, к-рой располагает следователь. Вопросы подразделяются на дополняющие, уточняющие (детализирующие) и напоминающие. Недопустимо задавать свидетелю так называемые негативные вопросы, к-рые могут сформировать у него отрицательную оценочную установку в отношении лиц или событий, интересующих следователя. Акцентируется внимание на положительных качествах допрашиваемого. Чтобы помочь ему вспомнить забытые факты, используются приемы, активизирующие память с предъявлением во время допроса разл. документов, фототаблиц, вещественных доказательств, выезд на место происшествия и т. наз. метод «когнитивного интервью» (С. Н. Богомолова, В. А. Образцов). Возможна коммуникативная ситуация, обусловленная безразл. отношением свидетеля к деятельности ПОО. Подчас допрашиваемый, не желая лгать и вводить органы следствия в заблуждение, не проявляет активности и занимает, по существу, позицию стороннего наблюдателя. Побудить таких лиц дать развернутые показания возможно, напомнив им о гражданском долге, ценностных ориентациях, жизненной позиции. Разговор целесообразно переводить в круг привычных, близких их сознанию представлений. Выделяются коммуникативные ситуации, обусловленные допросом потерпевшего. Пострадавший от преступления чаще всего бывает заинтересован в оказании помощи следователю. Однако он может длительное время испытывать состояние психич. напряженности, отрицательно влияющее на полноту и достоверность его показаний, что должно учитываться следователем при выборе форм обращения, формулировке вопросов, особенно интимного характера. В установлении психол. контакта с потерпевшим важно эмпатическое слушание, сдержанное, сочувственное отношение. При наличии данных о психич. воздействии на потерпевшего со стороны заинтересованных лиц следователь обязан принять упреждающие меры, способные оградить потерпевшего от этого и убедить в том, что единственно правильной является позиция, не допускающая искажения истины, несмотря ни на какое постороннее влияние. В любом случае следователь должен продемонстрировать свою решимость установить истину и защитить права потерпевшего. Лит.: Достулов Г. Г. Психология допроса на предварительном следствии. М., 1976; Кертес И. Тактика и психологические основы допроса. М., 1965; Коновалова В. Е. Психология в расследовании преступлений. М., 1978; Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей. М., 1967. В. В. Романов

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ: ДОПРОС В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ: ДОПРОС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Сознание, поведение несовершеннолетнего, его отношение к происходящему должны быть учтены в процедуре допроса независимо от того, в какой бы процессуальной роли ни выступал несовершеннолетний. Вызов на допрос свидетеля, не достигшего 16 лет, производится, как правило, через его родителей или иных законных представителей. Для участия в допросе свидетелей в возрасте до 14 лет, а по усмотрению следователя - и при допросе 14-16-летних свидетелей, вызывается педагог, специалист в области возрастной психологии. При необходимости вызываются также законные представители несовершеннолетнего или его близкие родственники. Допрос несовершеннолетнего свидетеля в суде, когда этого требуют интересы установления истины, может быть по определению (постановлению) суда проведен и в отсутствии подсудимого. Свидетель, не достигший 16 лет, должен быть удален из зала заседания по окончании допроса, кроме случаев, когда суд признает необходимым дальнейшее его присутствие. Такой порядок направлен на то, чтобы нанести как можно меньше вреда психике несовершеннолетнего. При подготовке к допросу несовершеннолетнего свидетеля, если позволяют обстоятельства, рекомендуется заблаговременно получить сведения о его семье, учебе, поведении, психол. развитии, состоянии, осведомленности в событиях, о к-рых предполагается его допрашивать, и др. особенностях. Место предстоящего допроса выбирается т. о., чтобы оно не вызывало у ребенка излишнего психич. напряжения и было привычным для него. Разговор следует начинать в присутствии сопровождающего его лица, педагога, постепенно вовлекая в него и ребенка. Важно сформировать у допрашиваемого мотивацию дачи показаний, пояснить, что от него ждут помощи, вести себя ненавязчиво, не прибегая к наводящим вопросам. Следует обращать внимание не только на содержание рассказа ребенка, но и на его манеру говорить, интонации, тон речи, паузы между словами. Содержание, форма, достоверность свидетельских показаний несовершеннолетних во многом зависят от уровня их психол. развития. Дети более внушаемы, чем взрослые, более податливы постороннему воздействию, из-за чего подросток рассказывает не то, что помнит, а то, что об этом говорят старшие. Чтобы убедиться в том, что малолетний свидетель говорит по наущению кого-то, следует поинтересоваться, понятно ли ему самому то, о чем он говорит, не расспрашивали ли его об этом иные лица, не советовали ли они ему, как надо отвечать на вопросы следователя (суда). При допросе малолетних свидетелей, особенно потерпевших, следует чередовать прямые вопросы с нейтральными либо вызывающими положительные эмоции, проявлять особый такт и внимание. Об этом особенно следует помнить при допросе детей, подвергшихся сексуальным посягательствам, наблюдавшим противоправные, насильственные действия старших. Продолжительность допроса несовершеннолетних потерпевших должна быть: детей 3-5 лет - 15-20 мин, детей 5-7 лет - 20-25 мин; детей 7-10 лет - чуть больше. Если за это время не удалось выяснить нужное, следует сделать перерыв в допросе. Лит.: Долгова А. И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М., 1981; Коченов М. М., Остова Н. Р. Психология допроса малолетних свидетелей: Методич. пособие. М., 1984; Ситковская О. Д., Конышева Л. П. Психологическая экспертиза несовершеннолетних в уголовном процессе. М., 2001. В. В. Романов

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ

Представление социальное - система ценностей, идей и практик, предназначенная для ориентировки индивидов в социальном и материальном мирах, а также для облегчения интрагрупповых коммуникаций между индивидами. П. с. - ключевое понятие теории социальных представлений, сформулированной С. Московичи. П. с. имеет 2 аспекта - концептуальный (вербальный) и иконический (образный). Концептуальный аспект рассматривается в связи со знанием и с языком, иконический - подчинен концептуальному. Хотя можно отдать предпочтение слову по сравнению с образом, однако это не означает, что сам образ при этом исчезнет. П. с. рассматриваются двояко: 1) как продукты социального мышления; 2) как процессы, посредством к-рых конструируется реальность. Как социально-психол. механизмы они задают то, как индивиды думают и говорят о событиях и объектах, определяют то, как строится взаимодействие с ними. П. с. - не отражение объекта, но процесс его реконструкции и создания. Оно включает реконструкцию социально (культурально, исторически) разделенного знания и его создание и инновацию в индивидуальной активности. Эта двойственность П. с. как продукта и как процесса обеспечивает им вездесущность, статус образующих элементов социального мира в каждодневной жизни индивидов. С. Московичи возвращается к «забытому понятию», т. к. П. с. восходит к коллективному представлению Э. Дюркгейма. Однако существует принципиальное отличие П. с. от коллективного представления. Невозможность использовать понятие Э. Дюркгейма обусловлено трансформацией социальной сферы, изменением общества. В отличие от коллективного представления, П. с. - динамическое образование, появляющееся и функционирующее в совр. обществе, характеризующемся гетерогенностью позиций, существующих в разл. группах, социальной мобильностью, распространением науч. знания и новых форм коммуникации. Кроме того, в формировании коллективных представлений первична реальность, в формировании П. с. первичен коммуникативный процесс. Включение понятия П. с. в психологию объясняется недостаточностью классических моделей для объяснения смысловых связей человека с миром. Критикуя понятие образа, мнения, социальной установки, С. Московичи показывает, что ошибочность любой исследовательской традиции, пытающейся предсказать или изменить поведение, коренится в сведении отношений субъекта и объекта к отношениям стимула и реакции и постулировании разрыва между внеш. и внутр. миром. С т. зр. С. Московичи, в П. с. своеобразной форме обыденного познания, служащего основой «психологии», - субъект и объект диалектически взаимосвязаны, а стимул и реакция представлены в целостном неразрывном комплексе. Лит.: Jovchelovitch S. Social representations, public life and social construction // Representations of the social: bridging theoretical traditions / Ed. by K. Deaux, G. Philogиne. Oxford, 2001; Moscovici S. La Psychanalyse: son image et son public. P., 1961; Idem. The history and actuality of social representations // The psychology of the social. Ed. By U. Flick, Cambridge, 1998; Idem. The phenomenon of social representations // Social representations: explorations in social psychology. S. Moscovici / Ed. by G. Duveen, N. Y., 2000. И. Б. Бовина

ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ОБЩЕНИЯ

Принцип системности в коррекции нарушений общения - в философии это методологический инструмент науч. познания целого; в медицине - методологический инструмент познания здоровья и болезни человека. Философско-методологические аспекты системного подхода к человеку: 1) организм и личность как природно-социальная система состоит из ряда соподчиненных подсистем и их взаимосвязанных элементов; 2) целое (система) определяет природу частей (элементов человека); 3) части не могут быть познаны в отрыве от целого; 4) составные элементы системы изучают в неразрывной взаимосвязи и взаимодействии друг с другом; 5) системный подход нацеливает на преодоление редукционизма (лат. reductio - возвращение, сведение). Система в медицинской сфере объединяет основополагающие нормы, правила и принципы деятельности врачей в целях избавления людей от болезней, укрепления их здоровья как некой целостности. Системный подход к организму развивается в теории функц. систем П. К. Анохина. Элементом системы здравоохранения выступает медицина и ее структурные элементы. Однако и сама медицина выступает в кач. системы, элементами к-рой являются профилактическая, клиническая, научная и др. ее сферы. Науч. медицина - это тоже система, но уже иного качества и уровня. При определении понятия «системности» в медицине исходят из того, что оно теснейшим образом взаимосвязано с понятием целостности человека, к-рое представляет собой разнообразие структур, разных целостных систем, к-рые в свою очередь связаны между собой в рамках более общей системы. Нарушения О. также требуют системного анализа и системного подхода в коррекции нарушений О. Лит.: Новая философская энциклопедия. М., 2001; Спиркин А. Г. Философия. М., 1998; Хрусталев Ю. М. Философия. М., 2004. Ю. М. Хрусталев

ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ В ТРУДАХ АНАНЬЕВА Б. Г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ В ТРУДАХ ЛЕОНТЬЕВА А. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ В ТРУДАХ ЛОМОВА Б. Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ В ТРУДАХ МЯСИЩЕВА В. Н.

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОКСЕМИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОСТРАНСТВО ОБЩЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ

Пространство общения межличностное - структурная характеристика процесса соотнесения позиций ориентированных друг на друга и действенно вовлеченных в поддержание этих позиций индивидов в локально опр. рамках. С этой т. зр. межличностное пространство можно рассматривать как «межличностный продукт». Формируется структура, к-рая не предусматривает наличия «посторонних», т. е. число ролей ограниченно, а распределение и соотношение ролевых позиций участников коммуникации столь устойчиво (стабильно), что вмешательство или захват чужой роли рассматриваются как нарушение модели О. Попытка нарушить структуру обычно встречает возражение со стороны участников О. Лит.: Доценко Е. Л. Межличностное общение : семантика и механизмы. Тюмень, 1998; Казаринова Н. В. Межличностная коммуникация: социально-конструкционистский анализ. СПб., 2006; Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1997. Н. В. Казаринова

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ

Профессиональная коммуникабельность - сложные интерперсональные действия - оценка и понимание человека человеком, поддержание и прекращение социальных контактов, акты организации и упорядочивания информационных сведений на уровне формирования представлений, акты воздействия, действия организации и управления, действия обслуживания человека человеком. Эти условия социальной среды могут быть охарактеризованы как: а) работа индивидуальная или в группе, при наличии малого или большого количества социальных контактов, с постоянным или меняющимся кругом людей; б) работа с людьми в необычных состояниях сознания, с отклоняющимся поведением, или в контактах с животными, микроорганизмами, растениями; в) контакты с посетителями, клиентами, поставщиками услуг; г) длительные контакты с сотрудниками, коллегами в замкнутом пространстве. Лит.: Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий. М., 1993; Культура речи в технической документации. М., 1982; Психологические механизмы формирования оценочных суждений. Саратов, 1989; Сергеич П. Искусство речи на суде. М., 1988; Фрадкина Р. Н. Говорящие руки: Тематический словарь жестового языка глухих России. М., 2001. В. В. Пчелинова

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ : КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

При определении эффективности профессионального общения (П. о.) опираются на его характеристику как единства коммуникации, социальной перцепции и интеракции. Собственно коммуникативная компетентность (К. к.) связана со способностью передачи принятия информации; с овладением разл. средствами: вербальными, невербальными; личностным воздействием (персонализация, представленность себя в другом); достижением одинакового восприятия коммуникативной ситуации. Формируется К. к. через тренинги, игры, естеств. ситуации, самовоспитание. Интерактивная компетентность выражается в способности вырабатывать стратегию и тактику взаимодействия, правильно его организовывать, в умении выбирать оптимальную модель поведения с учетом ситуации и индивидуальных особенностей и свойств др. субъектов П. о. (формируется через ситуативные и ролевые тренинги, деловые игры, в конкретных видах совмест. деятельности). Перцептивная компетентность выражается в развитой рефлексии, способности к формированию адекватного образа другого, прочтению за внеш. проявлениями психол. свойств человека и особенностей ее поведения через механизмы эмпатии и идентификации; эмоциональной регуляции перцептивного процесса. К. к. в П. о. включает: знание законов П. о.; умения и навыки реализации этих знаний в каждом из ее компонентов; способность к самореализации, самоконтролю, самопреодолению в П. о. Показатель высокого уровня К. к. - способность управлять целостной ситуацией П. о. Лит.: Бодалев А. А. Личность и общение: Избр. психол. тр. М., 1995; Деркач А. А., Куликова Е. В., Селезнева Е. В. Акмеологические основания развития профессиональной компетентности кадров управления. М.-Псков, 2007; Познание человека человеком: Возраст., гендер., этнич. и проф. аспекты / Под ред. А. А. Бодалева, Н. В. Васиной. СПб., 2005; Яблокова Е. А. Некоторые подходы к определению места акмеологии в системе наук о человеке // Развитие профессионализма государственных служащих: Методология и практика / Под ред. А. А. Деркача. М., 1998. Е. В. Селезнева

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ : КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ

В рамках профессионального общения (П. о.) существуют коммуникативные барьеры (К.б.) - мотивационные, интеллектуальные, эмоциональные, социально-культурные и др. Определяющее влияние на процесс и результативность П. о. оказывают интеллектуальные барьеры (И. б.), - их причиной является неравномерность развития разл. сторон интеллекта у коммуникатора и реципиента. В зависимости от ситуации и психол. особенностей участников О. это может быть фонетическое непонимание, семантические, стилистические, логические барьеры, поскольку коммуникаторы могут владеть разл. объемами исходной информации и выбирать разл. критерии для доказательства. Эмоциональные барьеры выступают не только как самост. явление в П. о., но и как своеобразный катализатор, усиливающий влияние др. К.б. Для преодоления влияния отрицательных эмоций на П. о. необходимо учитывать требования: при организации разл. форм О. следует создавать спокойную деловую атмосферу; не считать полностью достоверной информацию, сообщенную коммуникатором в эмоционально неуравновешенном состоянии; если субъект П. о. переживает отрицательные эмоции, ему не следует оценивать информацию и категорически отрицать аргументы собеседника, принимая решения. Положительные эмоции в целом повышают коммуникативные качества человека, способствуют устранению интеллектуальных, социально-культурных и др. барьеров. Вместе с тем, положительные эмоции снижают объективность коммуникатора, провоцируют одностороннее освещение фактов, преувеличение своих возможностей. Эстетические барьеры связаны, в первую очередь, с внеш. видом, в частности, с одеждой участников П. о. Социальнопсихол. барьеры возникают вследствие неприятия формы О. и из-за разности знаний о предмете О. и его психол. оценок, а также при несоответствии ролевой компетенции личности и той системы О., в к-рую она включается. Эффективности П. о. могут препятствовать коммуникативные барьеры: недостаточное понимание важности О.; неправильные установки сознания; социально-ролевая оппозиция между субъектами О.; социально-ролевое несоответствие ситуации О.; информационное несоответствия позиций субъектов О.; барьер, возникающий из-за разности социального опыта партнеров и различия уровней образования и т. д. Преодолению К.б. в П. о. способствует овладение профессиональным мастерством и самовоспитание профессионала. Лит.: Андреева Г. М. Психология социального познания: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. Изд. второе, перераб. и доп. М., 2000; Битянова М. Р. Социальная психология: Учеб. пособие. СПб., 2000 ; Руденский Е. В. Основы психологии общения менеджера: Учеб. пособие. М.-Новосибирск, 1997; Потеряхин А. Л. Психология управления. Основы межличностного общения. К., 1999. Е. В. Селезнева

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ ТРУДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ "ЧЕЛОВЕК ПРИРОДА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ "ЧЕЛОВЕК-ЗНАК"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ "ЧЕЛОВЕКТЕХНИКА"

Картина мира, складывающаяся у представителей данного типа труда, связана, прежде всего, с видением технической оснащенности жизнедеятельности: Земля видится как источник тепла, энергии, поверхность земли (пустыни, горы, моря) - это место для прокладки кабелей, транспортных артерий, возведения жилья или производственных корпусов. История человечества, цивилизация, культура - это прежде всего достижения науч.-техн. революции (создание электродвигателей, радио, компьютеров и др.). Предметную область деятельности в системе «Ч.-Т.» характеризуют: физич. и химические процессы, макро- или микротехника, трассы; параметры, величины; показания приборов, к-рые могут выходить из строя и т. п. Профессиональное общение (П. о.) подчинено предметной деятельности и вместе они выступают детерминантами психич. процессов. При взаимодействии людей в системе «Ч.-Т.» осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками и т. п. В П. о. конкретный индивид овладевает «фондом духовного богатства», созданного др. людьми, благодаря чему преодолевается ограниченность его индивидуального опыта; вместе с тем он вносит в этот «фонд» то, что создал сам. Именно этим определяется значение П. о. в жизни индивида. Языком технономических профессий являются чертежи и спецификации. В П. о. фиксируются предмет, средства и продукт деятельности, характер деятельности показывает степень детализации усилий в труде. Здесь люди выступают в функц.-ролевом взаимодействии как подчиненные, окружающие, бригада, экипаж, летный состав, личный состав, бригадир, начальник, командир. Нормативное П. о. происходит в контексте требований технологии производства. Личное П. о. проходит в форме производственных собраний - «летучек», «совещаний», «науч.-техн. советов». Наиболее эффективными методами П. о., способствующими безопасному труду, являются беседа и плакат. В условиях личного П. о. у каждого из его участников активнее протекают процессы самоконтроля, совместно ведется поиск решения. Широкое распространение микропроцессорной техники привело к появлению новой области «речевой технологии», к-рая включает задачи компьютерного синтеза речи, распознавания речи и личности диктора в П. о. Для определения качества передачи речи по каналу связи пользуются понятиями «разборчивость» и «артикуляция». При проектировании многих систем, в к-рых используется речевой канал связи, важен учет человеческого фактора и специфики П. о. Особо это необходимо в работе со сложными техническими системами и аппаратами (атомный реактор, гидроэлектростанция, космический корабль, подводная лодка и т. п.). Лит.: Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995; Котик М. А. Психология и безопасность. Таллин, 1987; Ломов Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М., 1991; Соркин Р., Кантович Б. Речевое общение // Человеческий фактор. Т. 1, М., 1991. В. В. Пчелинова

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ "ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ"

Картина мира у представителей этой сферы деятельности связана с выделением красивого прекрасного и привнесением в нее красоты, удобства, эстетического наслаждения (напр., планету Земля можно представить «голубой», «маленькой», «беззащитной» и др.). Профессионалы выделяют и удерживают в сознании феномены такого рода: художественные стили, гармонию цветового решения (картины, архитектурного проекта, театральной декорации), исполнительскую концепцию, музыкальное оформление представления и пр. Предметная область деятельности в системе «Ч.-Х. о.» характеризуется понятиями: эскиз, идея, форма, среда города, надписи, экспозиция, авторский текст и т. п. Внеш. проявления работы мало вербализуются, они чаще характеризуются через продукт, а не через общие категории. По этой причине профессиональное общение (П. о.) совершается, как правило, в оценочном режиме с помощью устных высказываний на художественном совете, в приемочной комиссии, на вернисаже, конкурсе, фестивале, кастинге. Выступления критиков фиксируются в письменных оценочных суждениях. Под влиянием П. о. изменяется тип оценочной шкалы. Важно субъектное начало в системе «Ч.-Х. о.»: художественный такт, раскованность мысли, чувство цвета и формы, художественный вкус, эмоциональная отзывчивость и т. п. В ходе П. о. оценки складываются из операций сравнения и категоризации, к-рые описываются вербально. Образные процессы в артономических профессиях и специальностях играют ведущую роль и в предметной деятельности, и в П. о.: новая идея возникает не только в форме понятий и умозаключений, но и в форме образа - наглядного представления. Образыпредставления обеспечивают упреждающее планирование актуальных и потенциальных действий. По этой причине профессионалы в системе «Ч.-Х. о.» особенно сенситивны к предугадыванию и прогнозированию событий. В П. о. творческой личности важен контакт с общественностью зрителями, слушателями, посетителями, критиками и т. п. Особенности работы в творческих профессиях: эмоционально-психол. нагрузки, дефицит времени (нужен экспромт, быстрота реакции), требуется нестандартный ум, способность непредвзято видеть события, раскованность художественной мысли, смелый полет фантазии. Особенности саморегуляции представителей этого типа профессий - в умении подчинять авторские амбиции общим целям. Кроме артистичности нужны исполнительская четкость, терпение, способность к многократному редактированию сделанного и самодисциплина. Лит.: Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995; Ломов Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М., 1991. В. В. Пчелинова

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ "ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК"

Картина мира у представителей социономического типа труда наполнена разнообразными и разномыслящими людьми, группами, сообществами, организациями с их сложными взаимоотношениями. Профессионалы выделяют феномены, характеризующие умонастроение, поведение людей, образ их жизни, формы активности, а также способы упорядоченности социума. Предметная область деятельности определяется понятиями: духовные потребности населения, здоровье человека, интересы организаций, возможность О. и мн. др. - детализация, дробность представлений о социуме здесь выше, чем в каком-либо др. типе профессий. Социономы умеют руководить группами, коллективами, сообществами людей (придавать нек-рую упорядоченность обществ. процессам сообразно поставленным целям), учить и воспитывать людей разного возраста, лечить, осуществлять полезные действия по обслуживанию разл. потребностей людей (материальных, духовных, социальных). Особенности исполнительно-двигательной стороны труда в профессиях системы «Ч.-Ч.»: речевые действия, требующие профессиональных навыков ; выразительные свойства внешности и одежды, имеющие значение для успешности деятельности; умение слушать и слышать, понимать и принимать стороннего человека, сопереживать ему; умение адекватно передавать свое отношение слушателям, терпение и такт. Профессиональное общение (П. о.) проходит в след. формах: индивидуальная и групповая беседа, игровое занятие; урок, лекция, семинар, консультация; врачебный прием или прием посетителей в офисе; консилиум, конференция, мозговой штурм, групповая дискуссия, деловая игра, тренинг и др. Особенности саморегуляции представителей типа профессий «Ч.-Ч.»: требуется постоянное совершенствование своих знаний и навыков, стремление к развитию и соответствие быстротекущим процессам социального движения, желание быть в курсе текущих обществ. событий, - это способствует взаимопониманию с окружающими. П. о. в данной сфере труда особо требует умений сообразовывать свое поведение с моральными, этическими и юрид. нормами. Поскольку рабочий день, как правило, оказывается ненормированным, разные формы П. о. могут варьировать в зависимости от потребностей реципиентов. Работники системы «Ч.-Ч.» (прежде всего педагоги, журналисты, врачи) могут быть подвержены «эмоциональному выгоранию» при отсутствии склонности к работе с людьми и неправильной организации взаимоотношений в окружающими, поскольку профессии данного типа требуют множества контактов с разными людьми, группами и коллективами и эмоциональной вовлеченности в процесс О. Необходима система профессионального отбора и грамотная психопрофилактика. Лит.: Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995. В. В. Пчелинова

Предыдущая страница Следующая страница