Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Психология общения. Энциклопедический словарь
Статьи на букву "П" (часть 3, "ПЕТ"-"ПОО")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 3, "ПЕТ"-"ПОО")

ПЕТРОВСКАЯ ЛАРИСА АНДРЕЕВНА

ПЕТРОВСКАЯ Лариса Андреевна (1937-2006) - российский психолог, социолог и философ, спец. в обл. социальной психологии, психологии О., активных методов обучения. Докт. психол. наук (1986), проф. (1990). Засл. проф. МГУ (2000). Чл.-кор. РАО (1995). Лауреат Ломоносовской премии МГУ за пед. работу (2006). В 1960 закончила филос. ф-т МГУ. Работала преподавателем философии в Новосибирской консерватории и в Киевском политехническом инте. Училась в аспирантуре филос. ф-та МГУ, где под рук. Г. М. Андреевой защитила канд. дис. по проблематике межд. конфликта (1968). После окончания аспирантуры работала на каф. методики конкретных социальных исследований филос. ф-та МГУ. С момента основания каф. социальной психологии ф-та психологии МГУ (1972) работала там до конца своей жизни. В 1985 г. защитила докт. дис.: «Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга». К обл. ее науч. интересов относилась психологии межличностного О. (повседневного, педагогического, семейного), к-рая рассматривалась с гуманистических позиций как О.-диалог. Исследовались механизмы личностного саморазвития, преодоления одиночества, развития компетентности в О. Особое место в поле этих исследований занимала проблема обратной связи в межличностном О. Л. А. Петровская была родоначальницей традиции изучения межличностной обратной связи в отеч. социальной психологии. Науч. интересы Петровской также были связаны с разработкой социально-психол. тренингов как методов развития компетентного О. и коррекции психол. трудностей. Она была инициатором развития этой обл. отеч. психологии как отдельного направления совр. практической психологии (с сер. 1970-х). Стояла у истоков создания теории и практики социально-психол. тренингов, была одним из ведущих спец. в обл. интерактивных методов обучения, групповой дискуссии, создателем программ перцептивно-ориентированного социально-психол. тренинга. Авт. первой книги о тренинге в нашей стране, а также ряда принципиальных работ, посвященных анализу теорет. ориентаций социальной психологии (бихевиоральной, психоаналитической, гуманистической), анализу конфликта во взаимодействии, обратной связи в межличностном О., групповой дискуссии как метода воздействия в практической социальной психологии. Как психолог-консультант развивала идеи самокоррекции и самопомощи. В своей препод. работе реализовывала принцип «оборачивания на себя» социально-психол. знаний, рассматриваемый как условие их присвоения и единственный путь их настоящего осмысления. Результатом ее активной научно-педагогической деятельности была работа с аспирантами (подготовила 36 канд. психол. наук), а также участие в выпуске серии книг и учебных пособий, в к-рых была соавтором: Современная социальная психология на Западе (теоретические направления), 1978; Межличностное восприятие в группе, 1981; Общение и деятельность, 1984; Диагностика и развитие компетентности в общении, 1990 ; Зарубежная социальная психология XX столетия: теоретические подходы, 2001; Социальная психология в современном мире, 2002; и др.; соредактором (Современная зарубежная социальная психология: тексты, 1984; Введение в практическую социальную психологию, 1994, 1999; Зарубежная социальная психология XX столетия: теоретические подходы, 2001). Осн. труды: Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга, 1982; Компетентность в общении. Социальнопсихологический тренинг, 1989; Общение-Компетентность-Тренинг: Избр. тр., 2007. О. В. Соловьева

ПЕТРОВСКИЙ АРТУР ВЛАДИМИРОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПИАР (PR) В ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЯХ

Пиар (PR) в помогающих профессиях (англ. public relations - связи с общественностью) - особая функция управления, к-рая способствует установлению и поддержанию О., взаимопонимания и сотрудничества между организацией, оказывающей помощь (психол. консультацией, тренинговой компанией, лечебно-профилактическим учреждением, реабилитационным центром, Школой здоровья и др.), и целевыми аудиториями (соответствующими группами населения). В своей практической деятельности институт PR формализует важнейшее стремление человека быть понятным, открытым для широкого сотрудничества в атмосфере взаимной доброжелательности. PR помогает руководству организации быть информированным об обществ. мнении и вовремя реагировать на него, выполняет роль «системы раннего оповещения» об опасности и помогает справиться с нежелательными тенденциями, использует исследования и основанное на этических нормах О. в кач. осн. средств деятельности. Последние десятилетия наблюдается интеграция психотерапии в общество. Представители помогающих профессий используют PR для информирования общественности о возможности оказания им той или иной помощи, для убеждения населения в применении программ поддержания индивидуального и обществ. здоровья, необходимости отказа от вредных привычек, использовании методов и форм О., поддерживающих социальное благополучие личности, отдельных групп населения, общества в целом. Услугами PR пользуются психологи, лечебно-профилактические учреждения, организации, функционирующие в сфере обществ. здравоохранения, Школы здоровья. Обязанности PR-специалиста, получившего заказ в рамках обществ. здравоохранения: поддержка связи со специалистами, чиновниками, проведение специальных акций (выставок, приемов, презентаций), проведение мероприятий для журналистов (напр., пресс-ланч), проведение promotion-акции (лотереи, конкурсы, пр.), спонсорские акции, контроль за рекламой и рекламными мат-лами (напр., за тем, как аудитория реагирует на ту или иную рекламу), подключение к программе лидеров общественности, прочее. Важнейшие задачи PR-кампаний: а) установление взаимопонимания и сотрудничества между целевыми аудиториями (внеш. и внутр.), получение поддержки ключевой аудитории и лидера общественности; б) расширение рынка сбыта услуг. PR-специалисты, PR-агентства - это инструменты, с помощью к-рых идеи здоровья, модели поведения, модели О. продвигаются на рынок потребительских услуг населению. Но возникает вопрос о качестве PR-акций, один из критериев к-рого - соблюдение требования «Не навреди» в сфере обществ. здоровья. Продвижение моделей здорового поведения, эффективного О. предполагает содействие PR-специалистов в подборе представителей организаций, занимающихся оказанием подобного рода услуг. Представитель обществ. организации поддерживает имидж человека, к-рый серьезно относится к своему делу и в систему ценностей к-рого входит ценность служения здоровью других. Личный имидж представителя помогающей профессии - это сpедовое явление. Важно, чтобы у клиента, пациента в процессе О. с ним формировались доверительные отношения. Лит.: Королько В. Основы паблик рилейшнз. М., 2000; Творогова Н. Д., Кулешов Д. В. Социальная психология. М., 2008; Чумиков А. Н., Бочаров М. П. Связи с общественностью: теория и практика. М., 2006. Д. В. Кулешов

ПИАР (PR) В РАБОТЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ

Public relations (связь с общественностью) особая функция управления, к-рая способствует установлению и поддержанию О., взаимопонимания и сотрудничества между организацией (психол. консультацией, тренинговой компанией, лечебно-профилактическим учреж дением, реабилитационным центром, Школой здоровья и др.), оказывающей помощь, и целевыми аудиториями (соответствующими группами населения). В своей практической деятельности институт PR формализует важнейшее стремление человека: быть понятным, открытым для широкого сотрудничества в атмосфере взаимной доброжелательности. PR помогает руководству организации быть информированным об обществ. мнении и вовремя реагировать на него, выполняет роль «системы раннего оповещения» об опасности и помогает справиться с нежелательными тенденциями, использует исследование и основанное на этических нормах О. в кач. осн. средств деятельности (Foundation for Pablic Relations Research and Education, 1975). Представители помогающих профессий используют PR для информирования общественности о возможности оказания им той или иной помощи, для убеждения населения в необходимости модификации конфликтного поведения, в использовании методов и форм О., поддерживающих социальное благополучия личности, отдельных групп населения, общества в целом. Услугами PR пользуются психологи, лечебно-профилактические учреждения, организации, функционирующие в сфере обществ. здравоохранения, Школы здоровья. Обязанности PR-специалиста, получившего заказ в рамках обществ. здравоохранения: поддержка связи со специалистами, чиновниками, проведение специальных акций (выставок, приемов, презентаций), проведение мероприятий для журналистов (напр., пресс-ланч), проведение promotion-акции (лотереи, конкурсы и пр.), спонсорские акции, контроль за рекламой и рекламными мат-лами (напр., за тем, как аудитория реагирует на ту или иную рекламу), подключение к программе лидеров общественности, прочее. Важнейшие задачи PRкампаний: а) установление взаимопонимания и сотрудничества между целевыми аудиториями (внешней и внутренней), получение поддержки ключевой аудитории и лидера общественности, б) расширение рынка сбыта услуг. PR-специалисты, PR-агентства - это тот инструмент, с помощью к-рого модели О., обществ. здоровья, индивидуального социального благополучия продвигаются на рынок потребительских услуг населению. Исследуется вопрос о качестве PR-акций, одним из критериев к-рого выступает «гигиеничность» акций, соблюдение ими требования «Не навреди». Продвижение моделей эффективного О. предполагает содействие PR-специалистов в подборе представителей организаций, занимающихся оказанием подобного рода услуг, для работы с целевыми группами, а также заботу не только об имидже этой организации, но и об имидже ее представителей. Представитель обществ. организации, помогающей профессии должен уметь «подать себя». Так, медицинский работник традиционно поддерживает имидж человека, к-рый серьезно относится к своему делу и в систему ценностей к-рого входит ценность служения здоровью других. Для эффекта личного обаяния врача значимы его здоровье, внешность, рост, красота, самоуважение, легкость адаптации к новым условиям, умение сохранять уверенность в кругу незнакомых людей, доброжелательность, проникновенное обращение с нуждающимися в помощи, «психол. андрогиния», умение управлять собой. Имидж в деловом О. медицинского работника является тем личностным инструментом, с помощью к-рого создаются доверительные отношения. Принимая во внимание ролевую отнесенность имиджа, его носитель должен демонстрировать клиенту, пациенту свою способность удовлетворять его потребность в безопасности, стремление к сотрудничеству, учитывать его интересы, свое умение и желание работать в интересах обратившегося за помощью. Личный имидж представителя помогающей профессии - это рядовое явление. Важно, чтобы у клиента, пациента в процессе О. с ним родилась мысль: «Я его знаю, он - хороший, он - годится, т. к. квалифицирован и хочет мне помочь». Лит.: Королько В. Основы паблик рилейшнз. М., 2000; Творогова Н. Д., Кулешов Д. В. Социальная психология. М., 2008; Чумиков А. Н., Бочаров М. П. Связи с общественностью: теория и практика. М., 2006. Д. В. Кулешов

ПИАР (PR)-КОММУНИКАЦИИ

Пиар (PR)-коммуникации - осн. вид профессиональной PR-деятельности. В теории PR коммуникации являются одним из этапов процесса PR, в совр. практике наряду с понятием «PR-коммуникации» существует ряд сходных по значению понятий: «интегрированные PR-коммуникации», «PR-планирование», «коммуникационное планирование». Т. о., в практической сфере PRкоммуникации это более широкое понятие, включающее этапы исследования и планирования PR-действий. Существуют след. классификации PR-коммуникаций: стратегические, практические и кризисные; личные и публичные; устные и письменные. Характерной чертой всех PR-коммуникаций является тщательный подбор информации и запланированные или прогнозируемые формы коммуникации, они не несут рекламного характера, максимально приближенны к реальности, при этом обязательный результат - абсолютная лояльность к источнику информации/целям PR-коммуникации. Большинство PR-коммуникаций - косвенные и публичные, О. с целевой аудиторией осуществляется через СМИ и СМК, т. о. эффективные PR-коммуникации невозможны без учета специфики массовой коммуникации. В О. в PR-коммуникациях применяется весь спектр коммуникативных технологий, задачей PR-коммуникаций является косвенное воздействие на принятие решения целевой аудиторией. Негативное влияние на эффективность PR-коммуникаций могут оказывать коммуникационные барьеры - препятствия на пути движения сообщения от коммуникатора к целевой аудитории. Лит.: Блэк С. Введение в паблик-рилейшнз. Ростов-н/Д, 1998. Т. В. Чухрова

ПОВЕДЕНИЕ РИТУАЛИЗОВАННОЕ У ЖИВОТНЫХ

Поведение ритуализованное у животных - видотипичные поведенческие паттерны, к-рые в процессе ритуализации модифицировались и стали исполнять коммуникативные функции. Эти паттерны обычно стереотипны по форме и являются незавершенными по своему исполнению. Ритуализованное поведение часто имеет определенную, типичную для вида интенсивность. Напр., черный дятел барабанит по дереву при выдалбливании дупла для гнезда. Он же барабанит по сухим ветвям для обозначения занятости территории. В последнем случае звук имеет характерный ритм и является стереотипным по сравнению со звуком при выдалбливании дупла. Ритуализованное поведение характеризуется также изменениями в мотивации. Примером является ритуализованное кормление в процессе ухаживания у многих видов птиц. Самки часто выпрашивают корм у самцов, ухаживающих за ними, с помощью поведения, к-рое в др. случаях наблюдается только при выпрашивании корма молодняком. В ситуации выпрашивания самки не являются особенно голодными, их поведение явно ритуализовано и имеет др. мотивацию, чем при обычном выпрашивании пищи. Н. Н. Мешкова

ПОВЕДЕНИЕ ЭКСПРЕССИВНОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОГРАНИЧНАЯ СЛУЖБА: ОБЩЕНИЕ С ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ

Пограничная служба: общение с иностранными гражданами - составная часть функц. обязанностей военнослужащих пограничной службы, регламентированный должностными инструкциями процесс обмена информацией и восприятия субъектов О. в целях определения законности их действий, а также осуществления управляющего воздействия на их поступки и поведение. О. происходит в условиях непосредственного контакта с иностранными гражданами. Так, находясь в кабине паспортного контроля, контролер непосредственно воспринимает иностранных граждан, осуществляя как визуальный, аудиальный, так и тактильный контакт (при приеме и выдаче документов). Формы О.: 1) категоричное предъявление требований к гражданину (при явных признаках нарушения Закона о гос. границе РФ); 2) последовательный расспрос об обстоятельствах совершенных или планируемых действий с целью установления признаков нарушения (намерения нарушить) границы; 3) контрольнопроверочный опрос с целью получения дополнительной информации о правомерности пересечения гос. границы или нахождения в пограничной зоне (территориальных водах РФ). Непосредственный контакт создает благоприятные условия для нарушителя границы по оказанию на контролера опр. психол. воздействия, давления для решения вопросов пропуска в свою пользу. Как правило, граждане государств Юго-Восточной Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока прибегают к подкупам; граждане государств Зап. Европы и США - к угрозам жалоб и межд. скандалов. Нарушители границы пытаются осложнить процесс контроля отвлечением контролера хорошо продуманными вопросами и замечаниями, ввести в заблуждение относительно своих намерений показной уверенностью и т. д. Обстановка в пунктах пропуска (на судах иностранных государств) создает много визуальных и шумовых помех в работе контролера, что затрудняет задачу правильного восприятия речи др. человека. В ходе вербального О. военнослужащие пограничной службы оценивают особенности голоса и речи партнера: громкость, интонацию, темп, тембр, наличие экстралингв. пауз и т. д. Развитие умений служебного О. военнослужащих пограничной службы осуществляется в процессе изучения этнокультурных особенностей граждан разл. стран, языковой подготовки, социально-психол. тренингов служебного О. Лит.: Гурьянов Ю. В. Формирование операционно-тактической ориентировки служебной деятельности у военнослужащих контролерского состава Пограничных войск Российской Федерации. Дис. … канд. психол. наук. М., 1994; Огнев С. А. Психологические аспекты повышения эффективности деятельности командиров осмотровых групп пограничных кораблей. Дис. … канд. психол. наук. М., 1999. Ю. В. Гурьянов

ПОГРАНИЧНАЯ СЛУЖБА: ТАМОЖЕННЫЙ ОПРОС

Пограничная служба: таможенный опрос - таможенное действие, направленное на получение и фиксацию таможенником в установленной форме объяснений, содержащих фактические данные - доказательства, имеющие значение для правильного разрешения дела о нарушении таможенных правил. С т. зр. психологии, опрос есть взаимодействие между должностным лицом таможенного органа и опрашиваемым с целью получения от последнего информации о совершении нарушения таможенных правил, предполагающее установление психол. контакта и психол. подхода к опрашиваемому. Психол. контакт при опросе носит в известном смысле односторонний характер: таможенник стремится получить как можно больше доказательной информации, будучи сам до опр. момента не заинтересованным в разглашении имеющихся в его распоряжении данных. При опросе таможенник обычно сообщает опрашиваемому минимум информации, необходимой для формулировки предмета опроса и реализации тактических соображений (для восстановления ассоциативных связей у добросовестно заблуждающихся лиц, с целью разоблачения ложных объяснений, для получения сведений об имеющихся в деле вещественных доказательствах, документах и т. д.). Установление и поддержание психол. контакта с опрашиваемым требует применения разл. средств и приемов, однако таможенник не может быть неразборчив в их выборе. Объективность таможенника, выдержка, корректное обращение с опрашиваемым, неуклонное обеспечение прав и законных интересов его благоприятствует установлению контакта, предрасполагают к даче правдивых объяснений. Наиболее целесообразными приемами, побуждаемыми к даче правдивых объяснений опрашиваемым являются: 1) разъяснение противоправности содеянного и его сложных последствий, к-рое может вызвать у опрашиваемого отрицательную оценку собственных действий (такая самооценка является источником раскаяния и признания им своей вины); 2) ознакомление с правовыми последствиями раскаяния и активного способствования раскрытию правонарушений (при одновременном ознакомлении опрашиваемого с мерами ответственности за совершенное правонарушение); 3) активизация положительных качеств опрашиваемого с тем, чтобы их можно было использовать для получения правдивых объяснений. Лит.: Немирич В. В. Основы психологии таможенной деятельности. М., 1995. В. В. Немирич

ПОДДЕРЖКА

Поддержка - 1) предоставление того, что другому необходимо; 2) обеспечение комфорта, признания, одобрения, подбадривания др. человеку (поддерживающая терапия); 3) рефлексия отношения человека с людьми из близкого окружения, сопереживающими и оказывающими ему реальную помощь. Социальная П. - все формы поддержки, обеспечиваемой др. людьми и группами, к-рые помогают индивиду преодолеть трудности в жизни. Эмоциональная П. - принятие клиента психотерапевтом (группой), признание его ценности и значимости независимо от того, какими качествами он обладает, болен он или здоров, даже если отличается от других. Это важнейший механизм лечебного действия в психотерапии, создающий необходимые предпосылки для ослабления защитных механизмов клиента, преодоления им тревоги и страха, принятия себя, повышения самоуважения. Выделение разных видов П. может быть осуществлено и в зависимости от того, кто эту поддержку оказывает. Можно рассматривать особенности поддержки семейной, медицинской, со стороны клинического психолога, терапевтической группы, священнослужителя и др. человеку, нуждающемуся в П., иногда нужно научиться ее принимать, не замыкаясь в себе. Клинический психолог может помочь в этом, объяснить значение поддержки, вовлекая в работу группы самопомощи, семейной психотерапии и др. Поддерживающая (неспецифическая) психотерапия терапия, при к-рой отношению пациента к психотерапевту и активному эмоциональному содействию психотерапевта, принадлежит центральная роль. Такая П. предлагается в случае, когда глубокая реорганизация психики и выявление бессознательных установок не являются обязательными для решения проблемы клиента (Аскевис-Леерпе, Барух, Картрон, 2006). Напр., у пациента может быть кризисное состояние, состояние сильного душевного волнения, вызванное смертью члена семьи, увольнением с работы. Продолжительная поддерживающая терапия показана для лиц, к-рые не в состоянии переносить эмоциональные нагрузки интенсивной глубинно-психол. терапии. Психотерапевт предоставляет клиенту возможность выразить свои чувства, дает ему советы, укрепляет его способность действовать и его механизмы интрапсихической защиты (вместо того, чтобы ставить их под сомнение и анализировать, как в психодинамической форме психотерапии), может помочь сохранить надежду («Вы можете с этим справиться»), может помочь пациенту «выпустить наружу» захвативший его гнев, придав его переживаниям новое направление, может помочь укрепить самоуважение и ободрить, повернув лицом к более приемлемым формам отношения к реальным событиям и обстоятельствам. Одним из возможных видов П. являются профессионально руководимые группы, ставящие задачи информирования участников группы, определения их готовности к изменениям, обсуждения волнующих их проблем. Поддерживающий уход - уход за пациентом, чье состояние не поддается лечению или коррекции. Цель такого ухода в максимальной опоре на сохранные функции, повышении удовлетворенности жизни с одновременным снижением дискомфорта. Хронически больным нужно помочь принять их вполне оправданную зависимость. Программа заботливо опекающего, поддерживающего ухода призвана сводить эту зависимость к минимуму, однако без угрозы полного прекращения поддержки пациента. Например, хоспис для умирающих - приют, где неизлечимые больные находят специальный уход и поддержку, к-рую оказывают им психологически подготовленные «сиделки», а также священнослужители, духовно поддерживая в кризисной ситуации. Лит.: Клиническая психология. Словарь… М., 2006; Энциклопедия психического здоровья / Г.-У. Виттхен. М., 2006. Н. Д. Творогова

ПОДРАЖАНИЕ

Подражание (в социальной психологии) - способ воздействия, при к-ром объект влияния по собственной инициативе начинает следовать образу мыслей или поступкам воздействующего на него субъекта, зачастую даже не знающего об этом. Подобные случаи являются примерами ненаправленного влияния. Однако можно представить себе ситуации, когда субъект влияния, желая послужить «личным примером», требует от др. индивида П. своим действиям или отношению к жизни. Вызванное т. о. П. является результатом направленного влияния. П. проявляется в повторении одним человеком каких-либо поступков, жестов, интонаций и даже в копировании опр. черт характера др. человека, становящегося для него примером или образцом. П. также может быть произвольным и непроизвольным. В первом случае индивид сознательно ставит перед собой задачу подражания выбранному образцу, во втором случае делает это, не задумываясь. Результатом непроизвольного П. значимому другому является усвоение объектом влияния неосвоенных им ранее образцов активности, транслируемых ему субъектом влияния. Если указанные образцы активности, генерализуясь, изменяют личностные характеристики объекта влияния, то возникает феномен идеальной (как правило, неосознаваемой) представленности личности субъекта влияния в его объекте. В разные возрастные периоды П. не играет в жизни человека одинаковую роль. Так, если ребенок в раннем детстве, как правило, просто воспроизводит внеш. действия и словесные реакции взрослых, то уже в дошкольном возрасте П. поступкам взрослого включает сложную внут реннюю переработку полученных образцов. Младший школьник начинает копировать и перенимать личностные качества взрослого, а в среднем школьном возрасте, когда в центре внимания подростков оказываются их сверстники, П. взрослым постепенно вытесняется взаимоподражанием (появляется такой феномен как «групповое подражание»). С вступлением в эпоху юношества основную роль в выборе объекта для П. начинают играть ценностные ориентации человека. В дошкольном детстве ребенок, глядя на взрослых, учится правильно действовать в вещном мире, а в школе учитель и родители уже выступают для него как носители социальных образцов поведения. Здесь перенимаются уже не только и не столько внеш. характеристики и привычки любимого и уважаемого человека, а присущее ему отношение к др. людям. Лит.: Дубов И. Г. Такое многоликое влияние. М.,1989 ; Кондратьев М. Ю. Слагаемые авторитета. М., 1989; Петровский В. А. Психология неадаптивной активности М., 1992; Тард Г. Законы подражания. СПб., 1892; Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 1999. И. Г. Дубов

ПОЗА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЗИЦИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТА В ОБЩЕНИИ

Позиция психотерапевта в общении (лат. positio установка, точка зрения, отношение к кому-либо, определяющее характер действий, поведения) - ролевые стратегии, принимаемые психотерапевтом во взаимоотношениях с клиентом. Ведущие параметры позиции психотерапевта (П. п.): а) «авторитарность - партнерство» в выборе целей и задач психотерапии (авторитарная позиция подразумевает отношение к клиенту как к объекту манипуляций со стороны психотерапевта, партнерство предполагает видение в клиенте равноправного партнера). Примером авторитарной ролевой позиции психотерапевта может служить позиция, занимаемая гипнотизером; б) «директивность - недирективность» в их технической реализации (является одновр. мерой разделения ответственности за результат психотерапии). При директивном О. психотерапевт занимает позицию опекуна, учителя, организатора лечебного процесса, при недирективном - партнера, консультанта, эксперта, помощника. Директивная психотерапия применима в том случае, когда клиент в силу личностных особенностей зависим, ищет опеки, не готов к самост. поведению. Пример директивного психотерапевтического направления - поведенческая психотерапия. Недирективная психотерапия оказывается продуктивнее руководства, когда речь идет о коррекции и изменении клиента в направлении его большей самостоятельности и ответственности. В такой парадигме строится О. в клиент-центрированной и экзистенциально-гуманистической психотерапии, логотерапии; в) «открытая - закрытая» позиция психотерапевта в О. с клиентом. Проявляется в доступности для клиента внутр. мира терапевта. При закрытой форме О. внутр. мир психотерапевта для клиента оказывается недоступен. В возможной в этом случае реакции переноса клиент приписывает психотерапевту желаемые или негативные черты значимого другого, а также благодаря механизму проекции - собственные психол. особенности, как правило, негативные. В контрпереносе психотерапевт проецирует на клиента психич. содержание, являющееся ответом на перенос, блокируя тем самым развитие терапевтических отношений. Выбор П. п. зависит от индивидуальных особенностей психотерапевта и установок клиента, диктуется концептуальной позицией психотерапевта и техническими особeннocтями используемых им методов психотерапии. Показателем профессионализма психотерапевта является его способность сознательно занимать разл. позиции, исходя из интересов клиента и требований используемых методов. В групповой психотерапии вслед за Р. Шиндлером выделяют альфа-позицию эмоционального лидера, бетапозицию лидера-эксперта, гамма-позицию пассивного конформиста и дельта-позицию отвергаемого «козла отпущения», объекта групповой агрессии. Каждую из этих позиций сознательно может занять групповой психотерапевт в зависимости от фазы развития психотерапевтической группы (эти же позиции может занять и каждый участник группы). Лит.: Карвасарский Б. Д. (общ. ред.). Психотерапевтическая энциклопедия. СПб., 1998; Сидоров П. И., Парняков А. В. Клиническая психология. М., 2008. Н. Д. Творогова

ПОЗНАНИЕ В ОБЩЕНИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЗНАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ

Политическое общение - взаимодействие полит. субъектов по поводу ресурсов, безопасности, внутр. порядка и внеш. коммуникации. Аристотель видел в политике высшую форму О. людей. Он называл человека «полит. животным», предполагая, что «…человек по природе своей есть существо политическое, а тот, кто в силу своей природы… живет вне государства, либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек». Т. о., человеку свойственно определять себя, исходя из представления о своем места в социальной иерархии, а также переживания себя как субъекта О. с властью. Полит. О. описывается категориями: полит. активность, полит. власть, полит. лидер, полит. системы, полит. сознание, полит. элита. Лит.: Аристотель. Политика. М., 1957; Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избр. соч. М., 1990 ; Парсонс Т. О понятии «политическая власть // Антропология мировой политической мысли. М., 1997. Т. 2.; Дегтярев А. А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения // Полис. 1996. № 3. Л. В. Матвеева

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ : СУБЪЕКТЫ

Политическое общение : субъекты - лидер, элита, полит. партии, полит. деятели, народ, так называемые публичные личности, отдельные граждане, профессиональные союзы, обществ. организации, а также временно объединившиеся для отстаивания своих прав группы граждан, иногда так называемые неформальные группы и объединения, маргинальные субкультуры. Лит.: Дюверже М. Политические партии. М., 2007; Политология: учебник / Мельвиль А. Ю. (и др.). М., 2009. Л. В. Матвеева

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Переход человечества в XXI в. ознаменовался актуализацией в полит., эконом. и межд. отношениях, рядом кризисов и конфликтов. Полит. реальность требует от человечества пересмотреть прежний миропорядок и начать строить такую модель миропорядка, к-рая обеспечивала бы условия для мирного, устойчивого развития всех государств и регионов в глобальном и взаимозависимом мире. Осн. чертами нового мироустройства должны быть, прежде всего, безопасность, справедливость, демократия, коллегиальность решений и партнерство как в полит., социальной, так и в эконом. сферах. В нашем словаре будут отражены психол. аспекты полит. и эконом. коммуникаций как внутри страны, так и за рубежом. Одними из важнейших субъектов полит. коммуникации являются полит. лидеры, полит. партии, группы электората и информационная среда, создающая возможность полит. дискурса. Необходимо учитывать различие между понятием харизмы, популярность и пассионарность, а также категориальную структуру восприятия полит. лидера разл. группами электората, механизм принятия решения человеком в ситуации многоальтернативного выбора, механизмы воздействия и манипуляции в рамках полит. технологий. Существенным аспектом в этом плане также является различие «черного», «белого» и «серого» PR-технологий, особенности категорий имиджа, образа, репутации и авторитета в полит. О., технологии репутационного менеджмента в социальных коммуникаций. XXI в. ознаменовался возникновением новых форм взаимодействия в политике и внедрением психол. науки в СМИ. С сер. XX в. начались серьезные прикладные и фундаментальные исследования в области изучения взаимодействия полит. субъектов и механизмов, регулирующих отношения людей в процессе создания матер. и духовных ценностей в области СМИ. Появились формы интервью «без галстуков», отбор полит. субъектов, описание компетенций, т. е. умений и знаний человека для выполнения для опр. рода работы в области медиакоммуникации, взаимоотношения людей в творческих коллективах, занятых в полит. технологиях. Бурное развитие науч.-техн. прогресса поставило человека перед серьезной проблемой адаптации его психофизич. возможностей к новому типу машин и механизмов, создающих медийный дискурс. Возникли новые типы психол. области - психология PR, таймменеджмент, психология имиджа, психология рекламы. Лит.: Дюверже М. Политические партии. М., 2007; Политология: учебник / Мельвиль А. Ю. (и др.). М., 2009; Лебедев С. А. Философия социальных и гуманитарных наук. М., 2006 ; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003. Л. В. Матвеева

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ: СУБЪЕКТЫ - ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЛИДЕРЫ

Политическое общение: субъекты - политические лидеры - член партии, к-рый управляет жизнью партии, определяет форму передачи власти и обеспечивает ее легитимность. Существует 3 осн. формы передачи власти: по наследству, путем выборов и аристократический рекрутинг, т. е. назначение сверху. М. Дюверже указывает, что «управление партиями, как и управление большинством совр. социальных объединений - профсоюзом, всевозможными обществ. организациями, носит двойственный характер: демократической видимости и олигархической сущности». Лит.: Дюверже М. Политические партии. М., 2007; Политология: учебник / Мельвиль А. Ю. (и др.). М., 2009. Л. В. Матвеева

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ: СУБЪЕКТЫ - ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

Согласно М. Дюверже, полит. партии - это «те партии, к-рые складывались в период всеобщего избирательного права как единственного способа легитимизации власти и качественного расширения прав парламента». Сущность партий раскрывается в их организации, включающей такие элементы, как комитет, секции, ячейки и милиция (вооруженные подразделения). Партии отражают взаимодействие творческой активности человека как субъекта социально-полит. жизни и интересы общества в целом. Лит.: Дюверже М. Политические партии. М., 2007; Политология: учебник / Мельвиль А. Ю. (и др.). М., 2009. Л. В. Матвеева

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Политическое поведение - поведение субъекта полит. деятельности. В совр. полит. психологии П. п. часто соотносится как с объектом исследования, так и с набором методов, но и то, и другое связано с «поведением человека в полит. контексте» (Д. Каванах). Интерес к П. п. вырос из убеждения, что важнейшей движущей силой в политике является индивид, независимо от того, в какой организации, общине или системе он действует. Чтобы судить о массовых формах полит. активности, необходимо иметь представление об индивидуальных механизмах П. п. Особенно заметно данная исследовательская установка повлияла на изучение электорального поведения и др. форм полит. участия, полит. социализации, полит. мобилизации и др. Многие методы изучения П. п. были привнесены в политологию из др. «поведенческих» наук: социологии, психологии, демографии, этнографии и др. Осн. предметом изучения стало собственно наблюдаемое поведение в политике в самых разл. формах. Начиная с конца 1950-х - нач. 1960-х гг. в зап. полит. науках ведется интенсивное изучение поведения человека в рамках партий, движений, организаций. Одновр. исследуются и стихийные проявления П. п. За последние десятилетия достигнут прогресс в анализе и прогнозе электорального поведения на основе изучения динамики таких его проявлений как установки, мнения, ценности и нормы. Ряд исследователей установил зависимость между изменением установок и возрастом, климатом группы, ее поколенческой спецификой и рядом др. показателей. Признана важность роли такой структуры П. п., как мотивы, стиль межличностных отношений, когнитивный стиль, операционный код, идентификация с полит. группой, стиль принятия решений. Лит.: Гозман Л. Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология. Ростовн/Д, 1996; Шестопал Е. Б. Психологический профиль российской политики 1990-х. Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. М., 2000. Е. Б. Шестопал

ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Политическое сознание - совокупность социальнопсихол. феноменов, связанных с отношением человека к обществ. институтам, прежде всего - к институтам власти. К ним относятся как сознательные, так и не всегда осознаваемые субъектом предпочтения того или иного типа организации обществ. жизни и распределения ответственности. В каждом обществе имеются носители опр. типа П. с., к-рые не просто подчиняются данной системе власти, но и по убеждению предпочитают ее остальным. Среди типов П. с. выделяются, в частности, такие, как тоталитарное, авторитарное, демократическое и др. Особенности П. с. выражаются в экспектациях людей по отношению к власти, в их приверженности опр. нравственным идеалам, в ценностных ориентациях, касающихся разл. социальных процессов и т. д. Лит.: Гозман Л. Я., Шестопал Е. Б. Политическая психология. Ростовн/Д, 1996. Л. Я. Гозман

ПОМОГАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ

Помогающее поведение - предоставление содействия тому, кто в нем нуждается. Такое поведение не предполагает никаких жертв (реальных или потенциальных) со стороны помогающего, хотя при П. п. и возможны нек-рый риск или личные лишения. П. п. может рассматриваться как модель воспитания, обучения, проведения терапии. Помощь др. человеку обычно отвечает социальным нормам. В процессе воспитания человек усваивает, что необходимо и хорошо помогать тем, кто помогает ему (норма взаимности) и тем, кто зависит от него (норма ответственности). Норма взаимности действует особенно тогда, когда речь идет о помощи равному, а норма ответственности в осн. применяется, когда человек не несет ответственности за ситуацию, в к-рой оказался тот, кому нужно помогать. Эти нормы могут столкнуться с нормой, предписывающей не вмешиваться в дела др. человека (норма близости). Физич. сходство благоприятствует оказанию помощи; однако получение помощи от того, кто на тебя похож, может вызвать негативные последствия для самооценки принимающего помощь. Значение сходства возрастает в межгрупповом контексте, особенно, если получатель помощи принадлежит к доминирующей группе (социальной, этнической и пр.). Оказание помощи является добровольным актом, целью к-рого служит делание добра др. человеку. Помощь считается альтруистической, если она не приносит никакой выгоды тому, кто ее оказывает, и, возможно, причиняет ему опр. неудобства или даже подвергает его опасности. По мнению социобиологов, опирающихся на эволюционную теорию Ч. Дарвина, альтруизм способствует выживанию вида. Если помощь является небескорыстной (ее оказывают с расчетом на какую-либо компенсацию), то она соответствует желанию максимизировать выгоду и минимизировать личные затраты. Помощь зависит от условий ситуации. Эффект очевидца (эффект Латейна) - чем больше людей находится рядом, тем более вероятно, что каждый из них полагает, что кто-то другой окажет помощь (следовательно, никто не помогает). Экспериментально показано, что данный феномен обнаруживает себя лишь в аморфной группе (толпа, случайные прохожие и т. п.), но не возникает когда в роли «очевидцев» выступает коллектив, семья, дружная компания и т. п. (Петровский, 1973). Вероятность оказания помощи человеку в состоянии отчаяния зависит от характеристик этого человека и от ситуации, в к-рой звучит просьба о помощи (Аскевис-Леерпе, Барух, Картрон, 2006). П. может быть оказана в форме совета, к-рый необходим человеку, когда он сталкивается с теми или иными жизненными трудностями, перед принятием им важного решения. Совет со стороны психотерапевта обычно относится к сфере реальности и сознания, не предполагает изменения защитных действий психики клиента. Психотерапевтический совет может касаться супружеских отношений: терапевт может быть посредником при разводе; проводить беседы, предваряющие принятие решения о зачатии искусств. путем, о прерывании беременности или эстетической хирургии и т. д. Специалист в роли лидера, или учителя, или терапевта может оказать помощь в форме временной поддержки, к-рая служит тому, чтобы клиент взял свою жизнь в свои руки (У. Шутц, 2004). В случае болезни П. п. пациенту соотносят с профессиональными действиями, способствующими процессу выздоровления. Необходимо помочь пациенту поверить в положительный исход лечения. В случае тяжелых заболеваний, когда у пациента нарушена способность обслуживать себя, П. п. предполагает осуществление постоянного физического, психологического (в зависимости от характера заболевания) ухода за ним. П. п. предполагает психол. готовность к его осуществлению и готовность пациента принять предоставляемую ему помощь. 7 шагов ситуационно обусловленной помощи (используются в процессе сестринского ухода за пациентом). Лит.: Клиническая психология. Словарь… М., 2006; Шутц У. Совершенная ясность. Харьков, 2004. Н. Д. Творогова

ПОНЯТИЯ "МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ" И "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ" В РАЗЛИЧНЫХ КОНЦЕПЦЕПТУАЛЬНЫХ МОДЕЛЯХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

Поощрение и наказание - методы влияния на партнера по О., направленные, прежде всего, на стимулирование и коррекцию его поведения. Наиболее часто применяются в управлении персоналом и педагогике. Поощрения (П.) условно разделяют на материальные (денежные вознаграждения, подарки, привилегии и удовольствия) и психол. (похвала, признание заслуг). Действенность П., особенно материальных, была поставлена под сомнение когнитивными психологами, описавшими «эффект сверхоправдания» - изменение мотивации людей с внутр. на внешнюю при получении ими материальных вознаграждений за то, что они и так с удовольствием делают: «Я делаю это не потому, что мне нравится, а потому, что мне платят». Чтобы избежать негативных последствий при использовании П., рекомендуют не предлагать его заранее и тогда, когда внутр. и внеш. мотивация достаточна. Культивировать удовольствие от внутренне непривлекательных заданий можно, если желаемое поведение, вызванное внеш. побудителем, приписать к внутр. причинам, напр., личностным свойствам. Наказания (Н.) также разделяют на физич. (телесные, материальные, лишение привилегий, привычных удовольствий) и психол. (лишение признания и любви). Исследования показывают необходимость санкций как в рабочем коллективе (доверие в организации возможно только при наличии социального контроля), так и во взаимодействии родителей и детей (отсутствие наказаний (мягких) для детей со сложным темпераментом приводит к их последующей дезадаптации; большая часть пациентов неврологических клиник вышли из семей, предпочитающих вседозволенность). Выделено множество факторов эффективности Н. в пед. практике: характеристики ребенка (его пол, возраст, настроение, темперамент, понимание требований родителя и желание следовать им); ситуации (соответствие характеру проступка, социально-экономический статус семьи, принадлежность к опр. культуре) и родителя (его пол, авторитетность для ребенка при наличии доверительных отношений, преследуемые цели - вымещение или обучение, способность ясно и непротиворечиво формулировать свой посыл, в соответствии с уровнем когнитивного развития ребенка). Неэффективны жестокие и импульсивные наказания, наказания при полном отсутствии поощрений. Лит.: Grusec J. E. and Goodnow J. J. (1994). Impact of parental discipline methods on the child’s internalization of values. Developmental Psychology, 30. Т. В. Казанцева

Предыдущая страница Следующая страница