Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Психология общения. Энциклопедический словарь
Статьи на букву "М" (часть 2, "МЕЖ"-"МЕТ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 2, "МЕЖ"-"МЕТ")

МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ СТРАТЕГИИ В ДИПЛОМАТИИ

Стратегии межкультурной коммуникации (М. к.) разрабатываются как в институтах профессиональной дипломатии, так и в дипломатии, осуществляемой за рамками государственных и межгосударственных дипломатических институтов. В широком смысле слова дипломатия и есть инструмент М. к. Цель дипломатии по определению заключается в установлении диалога с «другими» и попытка решить мирными способами возникающие между «нами» и «ними» противоречия. Следует отдавать себе отчет в том, что наиболее сложным становится О. между представителями разных цивилизационных ареалов. Естественно, что от дипломатов, действующих на этом направлении, требуется не только знакомство с культурой своих партнеров, но и владение целым набором соответствующих практических умений и навыков. Задействованный в переговорном процессе дипломат должен хорошо разбираться в национ. законодательствах, знать особенности существующих полит. режимов и ориентироваться в механизме принятия решений в странах-партнерах. Проблемы М. к. выходят на первый план в подготовке и ведении переговоров. Как отмечает известный исследователь дипломатии Р. Коэн, переговоры с представителем культуры, делающей акцент на межличностные взаимоотношения и на цикличность времени, могут показаться слишком неконкретными дипломату, привыкшему к эффективности и скорейшему достижению положительного результата. Готовясь к дипломатическим контактам, следует помнить, что представители др. страны могут быть весьма ранимы в том, что касается интерпретации нек-рых истор. событий, с их т. зр. затрагивающей национ. гордость. Не секрет, что для западноевропейских и североамериканских дипломатов проблема прав человека, т. к. она воспринимается культурой Запада, стала аксиомой, в то время как во многих др. странах подобный подход не находит понимания. Следовательно, в дипломатии гораздо сложнее найти точки соприкосновения с партнером, обладающим иным жизненным опытом и разделяющим иные ценности. Знание языка, обычаев и культуры своих партнеров по переговорам, норм дипломатического протокола страны становятся для дипломата залогом его успешной работы. В контексте переговоров между представителями разных культур опр. роль играют и невербальные коммуникации. Это и язык жестов, и выражение лица, и тактильный контакт. Каждая сторона может по-своему интерпретировать подобные посылы. Непременным условием успешного межкультурного диалога является знание и понимание дипломатом своей собственной культуры. М. к. неизбежно подразумевает и «диалог» религий. Лит.: Зонова Т. В. Современная модель дипломатии. Истоки становления и перспективы развития. М., 2003; Cohen S. Foundation For a Future Peace. London-New York, 2002. Т. В. Зонова

МЕЖЛИЧНОСТНАЯ ИГРА

Человеческая игра - это деятельность, в к-рой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. М. и. - важная составляющая повседневных близких отношений. И хотя игры занимают лишь малую часть в общем объеме взаимодействия партнеров по О., они могут быть отнесены к ресурсам личностно ориентированного взаимодействия, обеспечивающим множество функций в межличностном О., усиливая межличностную мотивацию партнеров, их взаимную притягательность, придавая новые силы межличностному О. Без М. и. такие жизненно важные факторы отношений, как возбуждение и изменение, удивление, новизна, пострадают. М. и. между близкими друзьями и у романтических пар принимает разл. формы. Среди них: вербальные поддразнивания; физические нападения друг на друга, включая удары, мнимую борьбу, действия украдкой (при этом игроки внимательно следят за ударами, чтобы избежать физич. боли, если удары становятся болезненными, игра прекращается); вербальные обыгрывания каких-либо идиоматических высказываний (включая смешные прозвища, фразы для сексуальной активности, личные шутки); ролевые игры (когда один или оба партнера воплощаются в кого-то другого); публичные представления, когда партнеры работают на публику (напр., разыгрывается «любовная ссора» с целью понаблюдать за волнением зрителей). Использование интимного вербального кода, а также вербальное поддразнивание - важный признак интимности. Кроме того, интимный вербальный код наряду с физич. игрой могут обеспечивать конструктивное разрешение конфликта. Такие игры, как болтовня и ролевая игра позволяют партнерам дистанцировать свое индивидуальное Я от демонстрируемого поведения, снижая тем самым подотчетность партнеров друг перед другом. Вербальное поддразнивание используется в очень близких отношениях, поскольку здесь высок риск нанесения вреда отношениям. Т. о., опр. виды игр выполняют опр. функции. К характеристикам игры в межличностной коммуникации можно отнести: 1) повторяющиеся темы из истории отношений; 2) понимание обоими партнерами «правил игры»; 3) высокий уровень взаимности, вызывающий удовольствие от игры. Иной аспект исследования игры в межличностном взаимодействии представлен в концепции психол. игры Э. Берна. Он определял игры как комплекс скрытых трансакций, отличительной особенностью к-рых является, во-первых, неосознанное стремление каждой из сторон к достижению превосходства над другой и получению вознаграждения и, во-вторых, скрытые мотивы их участников. Во время скрытой трансакции участник чаще всего притворяется, т. к. создает видимость, что делает что-то одно, а в действительности делает совсем другое. Термин «игра» в данной концепции подчеркивает такие признаваемые исследователями свойства игры, как опр. уровень закрытости партнеров в игре. Человеческие игры не предполагают полного взаимопонимания. Оно возможно, но партнеры не ставят перед собой цели его достижения в игре. Мысленно проигрывая ходы друг друга, они контролируют партнера, о чем ему тоже известно. Им важно понять мысли друг друга, но это не предполагает личностного самораскрытия, более того может мешать игре. Лит.: Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. М., 1988; Выготский Л. С. Лекции по психологии игры // Вопр. психологии. 1966. № 6; Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб., 2001. Н. В. Казаринова

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ : КРИТЕРИИ И УРОВНИ УСПЕШНОСТИ

Основными психол. критериями успешности О. следует считать легкость, спонтанность, свободу, контактность, коммуникативную совместимость, адаптивность и удовлетворенность. Исследование, проведенное В. Н. Куницыной в 1980-1990-х гг., позволило выделить 6 уровней успешности и дать их психол. характеристику: 1) уровень мастерства и свободы в О. - предполагает высокую совместимость, контактность и гибкость, адаптивность, хорошие навыки и саморегуляцию, отсутствие отчужденности, т. е. включенность в социальные связи, отсутствие фрустрированности и напряженности, адекватность реагирования; 2) лидерский уровень - его легко достигают экстраверты, хорошо владеющие навыками и умениями, лидеры по натуре, уверенные в себе и удовлетворенные сложившимися отношениями в близком кругу. Они находят взаимопонимание с людьми, имеют развитое чувство собственного достоинства, к-рое избавляет от недоверия к людям и лишних ссор и недоразумений. Лидеры смелы и активны в контактах, ситуативно застенчивы, без излишней чувствительности, прибегают к манипулированию, владеют разнообразными способами влияния и воздействия на людей, не авторитарны, любят советовать; 3) радикально-партнерский уровень - характерен для партнерски ориентированных радикалов, умеющих выслушать и найти общее решение. Они конформны, хорошо работают в группе, практичны и не агрессивны, обладают высокой эмпатией, эгоцентричны; им присущи хороший самоконтроль и самодисциплина; 4) рационально-консервативный уровень - лица, составившие эту группу, консервативны, закрыты, расчетливы, нонконформны, погружены в себя, мечтательны, плохо контролируют эмоции; у них отсутствует эмпатия; 5) агрессивно-авторитарный уровень - у этих людей авторитарность сочетается с высокой агрессивностью (что обычно характерно для высоко авторитарных личностей). У них нет достаточной гибкости в способах влияния, снижено самоуважение, следствием чего является высокая тревожность; недостаток влияния обусловлен, помимо всего прочего, недостаточной сформированностью навыков и умений, что подтверждается также и отсутствием манипулятивности. Им свойственны повышенная конфликтность, нетерпение, недоверчивость, отсутствие партнерской ориентации, раздражительность, порою взвинченность, внутренние и внеш. конфликты; 6) уровень невротического одиночества и застенчивости его составили люди с глубоким чувством одиночества, аутистичные, крайне невротизированные, плохо адаптирующиеся, с неважной саморегуляцией. Они мечтают о легкости О., но повышенная самокритичность и неуверенность не дают им реализовать имеющиеся навыки и умения. Это - застенчивые, сенситивные, необщительные скептики и даже холодные люди. Лит.: Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001. В. Н. Куницына

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ ОПОСРЕДСТВОВАННОЕ

В межличностном О. (М. о.) происходит не просто обмен информацией, состояниями, идеями, но порождение новой информации, нового общего состояния, новых идей. Это осуществляется на уровнях: экологическом, эмоциональном, когнитивном, поведенческом. В условиях опосредствования, т. е. когда в М. о. внедряются технические средства (СМИ, СМК), происходят следующие изменения: 1) увеличивается количество партнеров по О., одновр. вступающих во взаимодействие; 2) усиливается роль образной регуляции О., т. е. в силу пространственно-временной разделенности субъектов О. осн. процесс О. происходит в «виртуальном пространстве» образов и представлений друг о друге; 3) коммуникативное сообщение исходит не от одного человека, а является творческим продуктом коллектива авторов; 4) наблюдается нарушение равновесия в О. - один из партнеров резко «усиливается» за счет использования информационных технологий, к-рые позволяют интенсифицировать процесс взаимодействия на всех 4 уровнях. В результате М. о. приобретает более «виртуальный», т. е. образный, абстрактный, символический характер, оставаясь при этом наполненным реальными переживаниями субъектов такого О., что порождает т. н. феномен «разорванной коммуникации». Лит.: Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2002. Л. В. Матвеева

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ПОЗНАНИЕ

Межличностное познание (англ. interpersonal cognition) - понимание человека человеком. Понятие имеет неск. синонимов: межличностное восприятие, межличностная перцепция, восприятие человека человеком, межличностное оценивание, социальная перцепция. Ни один из этих терминов не является совершенным. В науч. литературе выделяется 4 компонента М. п.: когнитивный, аффективный, мотивационный и поведенческий. Наиболее изучены первый и второй. Поведенческий рассматривается как производный от первых 2; мотивационный - как обеспечивающий направленность процесса познания. Когнитивный компонент М. п. определяется способностью отражать внутр. мир человека на познавательном рациональном уровне. В ходе его изучения анализируются: 1) содержание житейских представлений людей о личностных особенностях, к-рые используются в процессе познания. Прежде всего, к ним относятся стереотипы, эталоны и имплицитные теории личности; 2) способы М. п. Они по преимуществу представлены в когнитивистском подходе к социальному познанию; 3) условия и факторы эффективности М. п. Условно они делятся на внутр. и внешние; 4) процессы порождения и развития когнитивного компонента М. п. и методы его совершенствования. К ним относятся: поведенческие тренинги и тренинги личностного роста, ролевые и деловые игры, а также формирующие эксперименты в разл. формах обучения. М. п. не сводится только к мыслительному анализу. Значительную роль в процессе познания человека человеком отводится аффективному компоненту, к-рый прежде всего обусловлен такими феноменами, как эмпатия, идентификация и нек-рые другие. М. п. - это сложный, многоплановый процесс, неоднозначность к-рого определяется множеством факторов, относящихся к обстоятельствам внеш. среды, социального окружения, особенностям субъектов и объектов познания. Отдельные аспекты М. п. разрабатываются частными теориями. К частным концепциям, в к-рых отражены отдельные стороны М. п., относятся теории социального и эмоционального интеллекта. В зап. психологии, начиная с работ представителей гуманистической психологии, большое распространение получила идея значимости эмоциональной сферы для понимания себя и др. людей. В 1990 г. Питер Саловэй (P. Salovey) и Джон Майер (J. Mayer) вводят новое понятие «эмоциональный интеллект», под к-рым они понимают способность человека понимать эмоциональные проявления и «управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов». В настоящее время многие психологи рассматривают эмоциональный интеллект как вид социального интеллекта и с большим энтузиазмом относятся к изучению «связи аффекта и интеллекта». Лит.: Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2001; Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983. Н. А. Рождественская

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ПОЗНАНИЕ: ИМПЛИЦИТНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Межличностное познание: имплицитные теории личности (англ. implicit - скрытый, подразумеваемый, не выраженный прямо) являются важной составляющей процесса О. и познания людьми друг друга. Имплицитные теории личности (И. т. л.) - совокупность житейских представлений о личностных свойствах и их сочетаниях, к-рые, как правило, не осознаются и формируются стихийно (А. Г. Шмелев, М. Кук (M. Cook)). В широком смысле слова их можно рассматривать как специфический эталон - мерку оценки личности. Вместе с тем такие эталоны, наряду со стереотипами, следует рассматривать как составные части И. т. л. И. т. л. начали интенсивно изучать после того, как в конце 1940-х гг. у американских психологов наступил период «охлаждения» к оценочным шкалам, широко распространившимся в практике отбора в армию, в образовании и на производстве. Специалисты в области психотехники заметили, что, оценивая своих учеников по опр. шкалам (качествам или параметрам), учителя хорошим ученикам приписывали только хорошие качества (способный, прилежный, аккуратный), плохим - плохие. То же относится и к оценкам, к-рые получали разл. рабочие и служащие на производстве и в организациях. Т. о., был сделан вывод, что оценки, к-рые познаваемый человек получает при заполнении оценочных шкал людьми, к-рые его оценивают, могут иметь мало общего с тем, каким набором личностных качеств он действительно обладает. Стало очевидным, что, если оценочные шкалы малопригодны для получения объективной информации о человеке, то они являются весьма эффективным методом изучения того, как люди воспринимают друг друга. Для изучения И. т. л., как правило, применяется 2 метода: личностный семантический дифференциал (ЛСД), разработанный Ч. Осгудом, и тест личностных конструктов Дж. Келли (ТЛК). Основное отличие данных процедур состоит в том, что в ЛСД черты, к-рые оцениваются в людях, задаются экспериментатором (испытуемый получает готовый список прилагательных в виде набора биполярных шкал, по к-рым он должен оценивать человека). В ТЛК испытуемый сам называет качества, по к-рым сравнивает оцениваемых им людей. Как считают отеч. и зарубеж. авторы, ТЛК больше пригоден для изучения более тонких индивидуальных различий между людьми, а ЛСД - для изучения групповых особенностей. В настоящее время создаются модели, объясняющие взаимосвязь между свойствами, составляющими имплицитные теории, и познавательно-аффективными процессами, а также поведением человека. Исследования развивались в направлении изучения точности и когнитивной сложности межличностного восприятия, а также совершенствования матем. аппарата обработки анкетных данных. «Когнитивная сложность» - это количество независимых характеристик, по к-рым оцениваются люди. Как отмечают многие авторы, когнитивно простой человек видит мир в черно-белых красках и делит людей лишь на хороших и плохих. Когнитивно сложные люди оценивают других по неск. параметрам, напр., «сильный-слабый», «активный-пассивный», «напряженный-расслабленный» и др. Они могут интегрировать противоречивую информацию о людях и не столь упрощают картину мира, как это делают когнитивно простые люди. Помимо этого, когнитивно сложные более точны в предсказании поведения людей, менее полезависимы, т. е. более критично относятся к информации, поступающей из социума, более дифференцированно воспринимают социальную ситуацию, лучше предсказывают в эксперименте конструкты других, а значит, в большей степени способны к пониманию внутр. мира. «Когнитивно простые» более нетерпимы к когнитивному диссонансу, более склонны к «эффекту ореола», более однозначно и оценочно дифференцируют объекты, более чувствительны к навязанной вербальной установке в оценке других. И. т. л. являются так называемой исходной информацией, к-рая имеет тенденцию к сохранению устойчивости. Поэтому они плохо поддаются изменениям даже при наличии противоречащих им фактов. Лит.: Практикум по психодиагностике. Дифференциальная психометрика / Под ред. В. В. Столина и А. Г. Шмелева. М., 1984; Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М., 1987. Н. А. Рождественская

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ПОЗНАНИЕ: СПОСОБЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ПОЗНАНИЕ: ЭТАЛОНЫ

Термин употребляется в неск. значениях. Во-первых, эталонами называют житейские представления о личностных свойствах и их сочетаниях, к-рые формируются в личном опыте человека (по терминологии Г. Олпорта, «генерализованные обобщения») и к-рые человек применяет в кач. «мерки», оценивая окружающих его людей. Они являются «персонифицированным выражением его нравственно-эстетических и антропологических требований к людям, его более или менее осознаваемых представлений о том, как должны выглядеть внешне и как должны себя вести (выполнять разные обязанности и использовать свои права) люди, входящие в конкретную социальную общность - мужчины и женщины, молодежь и старики, учащиеся и преподаватели, начальники и подчиненные, ученые и работники сферы обслуживания и т. д.» (А. А. Бодалев). Следует отличать житейское понятие «эталона» от науч. понятий о типах людей и типичных образов, создаваемых искусством. А. А. Бодалев подчеркивает, что создание науч. понятий о типах людей и образов типичных представителей каких-либо групп населения - это сознательная работа, направленная на выделение нек-рых свойств, характеризующих группы людей в опр. отношении. Формирование же эталонов или представлений о людях в быту обычно протекает стихийно в процессе приобретения человеком жизненного опыта, в ходе его деятельности и О. Во-вторых, в ряде работ термин «эталон» используется для обозначения «идеального» или «образцового» представителя опр. группы людей, напр., «идеального руководителя». В-третьих, эталоном называют систему нормативных требований, к-рые предъявляются к опр. категории специалистов. Эталоны изучаются с т. зр. их содержания и адекватности. В эмпирических исследованиях анализируются разл. факторы, влияющие на формирование правильных представлений о людях. Прежде всего это совместная деятельность, О. и стаж работы, а также достоверность наблюдений и адекватность выборки. Неадекватные эталоны формируются под воздействием обобщения незначительного количества наблюдений, когда человек делает неправомерный вывод о закономерной связи между опр. психич. свойствами, к-рые лишь иногда, а не постоянно сопутствуют друг другу. Напр., человек неск. раз сталкивался с интеллектуально высокоразвитыми людьми, отличавшимися аккуратностью. Он делает вывод: все интеллектуалы - аккуратные люди. Результатом ограниченного опыта взаимодействия с людьми, как отмечает М. Кук, является обобщение по аналогии, к-рое широко распространено среди людей. Напр., если среди друзей человек пользуется авторитетом, то он уверен, что и незнакомые люди будут относиться к нему с таким же уважением. Эталоны формируются на основе выводов, к к-рым приходит человек в ходе жизни. Помимо этого, они усваиваются от авторитетных людей, а также из средств массовой информации и литературы. Если такой эталон становится расхожим и приобретает выраженную эмоциональную окраску, то его можно отнести к разряду стереотипов. Эмоционально окрашенные эталоны характеризуются устойчивостью. Показано, что уже в школьном возрасте они изменяются только под влиянием наглядных и весьма весомых фактов. За рубежом данная проблематика в значительной мере разрабатывалась в рамках концепции социальных представлений С. Московичи, проанализированной в трудах А. И. Донцова. Социальные представления - это знания, верования и ценности, к-рые создаются, распространяются и поддерживаются в межличностных коммуникациях представителями опр. культуры и являются формами отношений, связывающих индивида и общество. Лит.: Бодалев А. А. Личность и общество. М.,1983; Донцов А. И., Емельянова Т. П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М., 1978. Н. А. Рождественская

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Межличностное пространство - структурная характеристика процесса соотнесения позиций, ориентированных друг на друга и действенно вовлеченных в поддержание этих позиций индивидов в локально опр. рамках. С этой т. зр., М. п. можно рассматривать как «межличностный продукт». Формируется структура, к-рая не предусматривает наличия «посторонних», т. е. число ролей ограниченно, а распределение и соотношение ролевых позиций участников коммуникации столь устойчиво (стабильно), что вмешательство или захват чужой роли рассматриваются как нарушение модели О., и попытка нарушить структуру обычно встречает возражение со стороны участников О. Лит.: Доценко Е. Л. Межличностное общение: семантика и механизмы, 1998; Казаринова Н. В. Межличностная коммуникация: социально-конструкционистский анализ, 2006; Леонтьев А. А. Психология общения, 1997; Шоттер Дж. М. М. Бахтин и Л. С. Выготский: интериоризация как «феномен границы» // Вопр. психологии. 1996. № 6. Н. В. Казаринова

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

М. о. формируются в процессе длительного О. и взаимодействия людей. Отношения - целостная система индивидуальных избирательных сознательных связей личности с разными сторонами объективной действительности, включающая 3 связанных компонента: отношение человека к людям; к себе; отношения к предметам внеш. мира. Так определял отношения В. Н. Мясищев, включая в понятие отношения помимо связей между людьми, отношение к объективной действительности во всем ее многообразии. Следует указать на нек-рую созвучность этого понятия с установкой, в частности трехкомпонентный характер отношений и установок - когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий. В определении В. Н. Мясищева присутствуют существенные признаки всего класса отношений индивидуальный и целостный характер, избирательность и сознательность. Частью всего класса отношений являются. М. о., в к-рых важное место занимает неосознаваемый пласт. М. о. отличаются от обычных человеческих контактов и формального взаимодействия по ряду признаков. Это длительные, основанные на потребности взаимодействия, преим. парные, избирательные контакты, сохраняющие свой эмоционально насыщенный компонент и при отсутствии непосредственного взаимодействия. В отличие от непосредственных контактов они имеют определенную, иногда неосознаваемую цель и мотив, ярко выраженный ментальный уровень, т. е. рефлексируются, анализируются, мысленно проигрываются и планируются. Позитивные М. о. - отношения между людьми, возникающие на основе взаимной симпатии, общих интересов, характеризующиеся длительностью по времени существования, глубиной, взаимностью, удовлетворяющие потребности общающихся в эмоциональной преданности, доверии, любви. Классификация типов отношений: 1) взаимоотношения - встречные, интегрированные отношения людей, к-рые проявляются в групповых эффектах сотрудничества, соревнования, сплоченности, совместимости, взаимопомощи; 2) личные отношения - связь человека с человеком как субъектом взаимодействия; отношения к личностным достоинствам и свойствам каждого. Чаще встречается асимметрия; 3) самоотношение - выражается в принятии или непринятии себя как целого, в степени критичности своих черт, включая недостатки в первую очередь. Адекватность самооценки О. и отношения имеют опр. близкие пересекающиеся стороны. А. А. Леонтьев отмечает, что О. есть актуализация отношений людей. Стабильные, скрепленные потребностью друг в друге отношения можно обозначить как привязанности. Привязанности, по определению В. Н. Куницыной, - долговременные, устойчивые, позитивно окрашенные взаимоотношения, эмоционально наполненные и основанные на большой потребности друг в друге. Привязанности неоднозначны по своему психол. содержанию. Формируются в детстве и накладывают отпечаток на взаимоотношения с близкими людьми в течение всей жизни. Отличаются от дружеского О.; привязанности более эмоциональны и различаются по эмоциональной дистанции и силе (интенсивности). Лит.: Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001; Куницына В. Н., Панферов В. Н. Проблема отношений личности в трудах В. Н. Мясищева // Психол. журн., 1992, № 3; Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1997; Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психол. наука в СССР. М., 1960. В. Н. Куницына

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ БЛИЗКИЕ

Межличностные отношения близкие - Межличностные отношения можно определить как взаимную готовность партнеров к опр. типу чувств, притязаний, ожиданий и поведения, к-рая осуществляется в повседневном взаимодействии этих людей. Принято различать отношения знакомства, приятельства, дружбы. Главным критерием является мера, глубина вовлечения личности в отношения. Др. критерий - степень избирательности при выборе партнеров для взаимоотношений. Избирательность можно определить как число признаков, значимых для установления и воспроизводства отношений. Третий критерий различие функций (целей, назначения) отношений. Дополнительными критериями для различения межличностных взаимоотношений можно считать: дистанцию между партнерами, продолжительность и частоту контактов, участие ролевых клише в актах О., нормы отношений, требования к условиям контакта. Негативной формой дружеских взаимоотношений является вражда. Вражда предполагает негативные эмоциональные установки по отношению к партнеру: ненависть, антипатию, неприятие. Отношение вражды проявляется в отсутствии доверия, скупости в контактах и передаче любой информации партнеру, тенденции к размежеванию и обнаружению различий. Осн. функцией деструктивных взаимоотношений является культивирование, поддержание, удовлетворение аномальных потребностей и личностных черт (стяжательство, агрессия, хулиганство и пр.). Отношения знакомства - источник осознания социальной и видовой принадлежности: половой, возрастной, территориальной и т. д. Без такой «привязки» к вполне опр. возрасту, полу, территории невозможно правильное поведение. Приятельские отношения возникают на основе отношений знакомства. Само слово «приятель» указывает на особую роль приятия - неприятия, когда симпатии антипатии являются одним из основных условий поддержания отношений. Для психол. оценки приятельских отношений меньшее значение имеет содержание разговоров и гораздо большее - взаимный интерес друг к другу. Дружеские отношения возникают из отношений знакомства и приятельских отношений, для этого необходимы условия, способные еще больше сблизить людей. Важный фактор становления дружеских отношений - время. Дружеские отношения можно разделять на инструментальные и эмоционально-исповедальные, семейно-брачные и родственные отношения. Супружеские отношения являются частью семейных отношений, поэтому по содержанию, функциям, способам регулирования они значительно отличаются от отношений любви. С т. зр. общества функции супружества заключаются в обеспечении обществ. контроля над воспроизводством населения и сексуальным поведением. С т. зр. индивида брак является межличностным отношением, позволяющим удовлетворить потребность в эмоциональной привязанности, индивидуальной половой любви, потребности в продолжении рода, организации быта и досуга, моральной и эмоциональной поддержке. Супружеские, семейные отношения не существуют сами по себе. Они обычно включены в систему родственных отношений. Родственные отношения основаны на общности происхождения, связи по рождению. Число лиц, включенных в родственные отношения, зависит от многих факторов: фактическое число родственников, близость проживания, культурные традиции. Все родственные отношения имеют одинаковый базис, единую функцию: забота о поддержании физич. и социального благополучия членов родственной группы, защита их здоровья, социального положения, чести, достоинства. В отличие от других межличностных взаимоотношений, супружеские (и часто родственные) отношения подвергаются социальной регламентации. Это придает супружескому сотрудничеству элемент долга и ответственности («супружеский долг»). Только в отношениях родства, через детей обязанности значительно, если не полностью, преобладают над правами. Н. Н. Обозов

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Индивидуальные навыки, умения, способности человека устанавливать контакты и находить общий язык с людьми - это необходимые условия формирования и развития отношений. Существенными среди многих психол. механизмов являются легкость и контактность О., доверие и понимание, эмоциональное притяжение и принятие, осуществляемые в процессе непосредственного О. Легкость и контактность следует рассматривать как способность к спонтанному, не отягощенному излишней рефлексией и осторожностью О., и как непрерывный процесс, удовлетворяющий потребность в обмене информацией, чувствами и поддержкой. Истинная легкость О. не является поверхностным бессодержательным актом на всем протяжении взаимоотношений; даже в привычных устоявшихся ритуализированных парных взаимодействиях близких людей, родственников они имеют скрытые от посторонних глаз оттенки и содержание. Легкость О. обеспечивается природными способностями человека, темпераментом, общительностью, а также коммуникативными навыками и умениями; предполагает отсутствие жесткой программы и целей О., манипулятивности и корыстных целей. Доверие. Отношение доверия к партнеру включает ожидание ответного доверия и поддержки, надежду и уверенность, что доверие не будет использовано во вред партнеру, стремление разделить чувства и ожидания по поводу обсуждаемых значимых событий и получить подкрепление собственных оценок и прогнозов. Важная функция доверительного О. - это сближение и углубление отношений в процессе О., сокращение психол. дистанции до оптимального уровня. Доверчивость - негативная сторона доверия; выражается в необоснованном стремлении верить на слово, верить любому человеку, несмотря на постоянные разочарования, подвохи, невыполнение обязательств и обещаний; носит защитный характер, подсознательно питается подозрительностью и сомнениями; в основе лежит эмоциональная и личностная незрелость. Понимание - это накопление и оперирование системой вербализованных знаний о др. людях с целью достичь максимального соответствия суждений, оценок, представлений о человеке его объективно существующим чертам, свойствам, мотивам, причем, главным и наиболее сложным в этом процессе является конечная «расшифровка» мотивов, что позволяет оценивать конкретные поступки и прогнозировать поведение. Понимание, по мнению В. А. Лабунской, обслуживается комплексом социально-перцептивных способностей. Ею была разработана методика диагностики уровня развития способностей к адекватному пониманию невербального поведения. Понимание может быть эмпатичное, сочувствующее, оптимистичное, либо холодное, рациональное, манипулятивное, эгоистическое. Эмоциональное притяжение - предполагает эмоциональную развитость, эмпатию, влечение; они актуализируются в непосредственном взаимодействии людей. Принятие человека - интуитивный процесс согласия, расположения и готовности взаимодействовать. В итоге взаимодействия все перечисленное приводит к психол. близости. Ее уровень зависит от меры развитости каждого механизма и меры его представленности в отношениях. Лит.: Знаков В. В. Понимание в познании и общении. Самара, 2000; Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001; Лабунская В. А. О структуре социально-перцептивных способностей личности // Вопр. психологии межличностного познания и общения: Сб. науч. тр. / Под ред. О. Г. Кукосяна. Краснодар, 1983. В. Н. Куницына

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ РИТУАЛЫ

Ритуалы - это регулярные, повторяющиеся, четко обозначенные, имеющие устойчивую последовательность действия людей, создающие возможность совместного коллективного существования, прогнозируемости социальных событий. Ритуальные правила являются разновидностью регулятивных правил, т. е. принудительных действий, к-рые обычно имеют форму императива: «делай Х» или «если У, то делай Х» (напр., «в верхней одежде не входить», «стучи, когда входишь»). Социальные правила, управляя нашим поведением, одновр. регулируют и конституируют структуру социального взаимодействия, обычно выступая в кач. фоновых допущений. В нек-рых случаях правилом будет предписание, в других - правила, конституирующие саму деятельность, бывают правила-рецепты, применяющиеся при обучении какой-либо деятельности, но не имеющие принудительной силы, или же правила, к-рые вычитываются из практики самой деятельности, но к-рые нигде не зафиксированы. В повседневном О. к ритуальным формам взаимодействия можно отнести приветствия и прощания, комплименты и благодарности, вопросы о здоровье и обмен подарками. В выборе всех этих привычных и, казалось бы, само собой разумеющихся форм поведения, мы не свободны. С детства им настойчиво обучают и на протяжении всей последующей жизни достаточно строго контролируют их соблюдение. Ритуалы межличностного О. выполняют, как правило, те же функции стабилизации отношений, социального контроля, передачи опыта и т. д., что и в иных видах социального взаимодействия. Однако в отличие от религ. ритуалов они в значительно меньшей степени стандартизированы и почти не подвергаются рационализации (т. е. специальному осмыслению в сознании их участников). Успешность ритуального межличностного взаимодействия зависит в осн. от таких факторов, как: 1) ориентация в ситуации О. и знание соответствующих ей правил поведения; 2) умение подчинять свое поведение этим правилам (часто вопреки непосредственным эмоциям и ощущениям), не смущаясь нек-рой неискренностью своих проявлений; 3) умение помочь другому «сохранить лицо», если его поведение в данной ситуации в чем-то не соответствует сложившемуся стереотипу о должном. Лит.: Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. М.,1988; Гофман И. О «работе лицом» // Межличностное общение. Сер. «Хрестоматия по психологии» / Сост. и общ. ред. Н. В. Казариновой, В. М. Погольши. СПб., 2001; Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб., 2001. Н. В. Казаринова

МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ КРИЗИС

Благодаря создателям теории динамических систем в науч. мире сложилось принципиальное согласие относительно того, чтобы признавать кризисы фундаментальным свойством процесса развития. В кач. отличительных особенностей кризисного состояния любой системы следует выделять: 1) ее крайнюю неустойчивость; 2) относительно кратковременный характер такого состояния (система стремится к определенности); 3) случайность выбора дальнейшего направления развития, невозможность его надежного прогнозирования. Кризисная ситуация - это состояние, в к-ром система в результате давления изнутри или снаружи утрачивает свой порядок и структуру, что приводит к изменению одного состояния на другое, качественно отличного от первого. Кризисные ситуации в межличностном взаимодействии могут быть осмыслены как ситуации, в к-рых субъекты сталкиваются с невозможностью продолжать взаимодействие с помощью привычных для них способов, форм и установок, поскольку это угрожает сложившемуся ранее порядку О., отношениям, безопасности личности в данном взаимодействии. Кризисные ситуации отличаются от категории трудных (сложных, напряженных, конфликтных) ситуаций утратой возможности их управления. Существенным моментом и тех, и других является негативное эмоциональное состояние всех вовлеченных в ситуацию лиц. Кризис на его начальных стадиях в любом человеке актуализирует инфантильную установку сознания и тип активности, т. е. происходит упрощение, стереотипизация, прямолинейность и одновр. сужение обзора переживаемого события. В результате активизируются относительно примитивные механизмы воздействия партнеров друг на друга, аналогичные паттернам детского поведения, смыслом к-рых является прямое или косвенное сообщение партнерами друг другу (или одним из них) о неудовлетворенности межличностных потребностей и попытка эту неудовлетворенность немедленно снять. Обращение к несложным (инстинктивным) формам межличностного поведения вызвано необходимостью усилить автономность индивидуальной позиции сторон в условиях нарушенного межличностного равновесия за счет ослабления позиции Другого. Лит.: Аргайл М., Фернхэм М., Грэхем Дж. А. Стрессовые ситуации // Межличностное общение. Серия «Хрестоматия по психологии» / Сост. и общ. ред. Н. В. Казариновой, В. М. Погольши. СПб., 2001; Василюк Ф. Е. Типология переживания различных критических ситуаций // Психол. журн. 1995. № 5; Он же. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психол. журн. 1995. № 3. Н. В. Казаринова

МЕНТАЛИТЕТ В ОБЩЕНИИ

Менталитет в общении - видение мира, мыслительная традиция. В О. как в поведенческой форме сознания наиболее ярко воплощается мыслительная традиция, характер национ. мировосприятия. О. определяет способ членения мира в той или иной культуре, проявляя собой ее ментально-истор. формы. Менталитет общества, коллективное сознание, будучи объектно-генетической основой коммуникативного действования, образует архаическое ядро О., определяющего этику и прагматику коммуникативных практик. Ментально-психич. Я воссоздается языком в коммуникативных сообществах. В. Гумбольдт, А. А. Потебня в своих трудах заложили основы исследования взаимосвязи речевого и коммуникативного поведения и его ментальной медиации. Ю. М. Лотман отметил характерную для русской культуры театрализацию О. как промежуточный код между жизненными ситуациями и их интерпретацией: ментальность воплощается в языковые маски, инсценирующие индивидуальность. Мотивы выбора языковых масок могут быть в каждую из эпох различны, однако мотивация их формирования всегда порождается менталитетом самозащиты индивида в условиях конкретного социума. П. А. Флоренский подчеркивал тесную взаимосвязь социальных феноменов менталитета и О. Он утверждал, что русским имманентно присущ поиск особого смысла выражений в силу производности повседневных выражений от культовых, содержащих сакральный смысл. Общий «склад мыслей», по мнению П. А. Флоренского, выступает изначальной основой О. В кач. такой основы он отмечает у русских взаимообусловленность идей. «Круглое мышление» (итог может служить началом причин) как стиль, характерный для русского сознания, передающийся из поколения в поколение, - антипод рационализму, структурирующему духовную систему мыслей и их отклонения в О. (Флоренский, 1998). Передача ментальных установок в О. на уровне обмена ценностями и личностными смыслами придает общительному взаимодействию уникальную трансцендентальную связь между посылками времени. А. Вежбицкой выделены бессознательные конструкции общительного стиля русских: неагентивность (неуправляемость желаниями, приходящими как явление свыше), фатализм (вынужденность поведения вызовами судьбы), морализаторство (приписывание ситуативных этических качеств), нереалистичность (ориентация на мир идеальных сущностей). Менталитет оказывается мультиплицирующей иллюзией мнемических и перцептивных процессов О. В кач. интенции, мотива, установки он исследуется в актах О. как на макроуровне (фатическое О.), так и на мезоуровне (социальное О.). Менталитет в социальном О. как выражение организованной ментальной активности индивида является предметом анализа на уровнях формально-семиотического текста О., семантически-содержательного - на социокультурном уровне, где выявляются способы классификации, кодирования и декодирования коммуникативных значений в их истор. значении и коммуникативных задачах. Лит.: Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров // Человек-текст-семиосфера-история. М., 1999; Флоренский П. А. У водоразделов мысли // Флоренский П. А. Имена: Сочинения. М.-Харьков, 1998. Г. В. Акопов

МЕТОД ГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ

Метод групповой дискуссии (лат. discussio - рассмотрение, исследование) - 1) применяемый в практике руководства группами способ организации совмест. деятельности, имеющий целью интенсивное и продуктивное решение групповой задачи; 2) прием, позволяющий, используя систему логически обоснованных доводов, воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии в процессе непосредственного О. Использование М. г. д. позволяет: 1) сопоставляя противоположные позиции, дать возможность участникам увидеть проблему с разных сторон; 2) уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации; 3) нивелировать скрытые конфликты, поскольку в процессе открытых высказываний появляется возможность устранить эмоциональную предвзятость в оценке позиции партнеров; 4) выработать групповое решение, придав ему статус групповой нормы (если решение разделяется всеми участниками, происходит групповая нормализация, если же нет, то возможна групповая поляризация); 5) использовать механизм возложения и принятия ответственности, увеличивая включенность участников дискуссии в последующую реализацию групповых решений; 6) повысить эффективность отдачи и заинтересованность участников дискуссии в решении групповой задачи, предоставляя им возможность проявить свою компетентность и тем самым удовлетворить потребность в признании и уважении. Существуют разл. формы организации М. г. д. - от простых производственных совещаний до специально подготовленных форм типа «мозговой атаки». Сфера применения М. г. д. - любые формы совмест. деятельности, требующие согласованных групповых действий. Лит.: Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб., 2000 ; Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985. Л. А. Карпенко

МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ФРУСТРАЦИИ РИСУНОЧНЫЙ

Метод изучения фрустрации рисуночный (PictureFrustration Study, P-F). С. Розенцвейг. Адаптация Н. В. Тарабриной. Методика С. Розенцвейга сконструирована на основе разработанной автором «эвристической теории фрустрации». В процессе адаптации методики некрые рисунки (№ 15 и № 17) были заменены, а сами картинки перерисованы. Смысловое содержание картинок сохранено. Методика состоит из 24 рисунков, на к-рых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации. На рисунке слева одно действующее лицо говорит слова, фрустрирующие др. персонаж рисунка, ответ к-рого не приводится. От респондента требуется, чтобы он написал в пустом квадрате первый ответ, пришедший ему в голову. В этом отношении методика напоминает ассоциативный тест, хотя в данном случае обычно продуцируются не отдельные слова, а фраза или целое предложение. При этом методика является проективной, в специфическом смысле рисуночного подхода, поскольку идентификация с каким-либо из персонажей картины поощряется структурой стимула. Для того чтобы облегчить подобную проекцию, специально опущены черты лица или какие-либо другие (внешние) выражения характера изображенных действующих лиц. Исследование методикой «рисуночной ассоциации» показывает, что реплика условного партнера по О., к-рым является персонаж на рисунке слева, выступает в кач. стимула к актуализации внутр. диалога субъекта, сложившегося в результате индивидуального опыта переживаний и поведения в фрустрирующих ситуациях. Каждый ответ респондента оценивается с т. зр. 2 критериев: направления и типа фрустрационной реакции. С т. зр. направления реакции делятся на: 1) Экстрапунитивные реакция респондента направлена на живое или неживое окружение ; 2) Интропунитивные - реакция направлена субъектом на самого себя; 3) Импунитивные реакции фрустрирующая ситуация рассматривается респондентом как малозначащая, как отсутствие чьей-либо вины или как нечто такое, что может быть исправлено само собой, стоит только подождать и подумать. Реакции различаются также с т. зр. их типов: 1) Тип реакции «с фиксацией на препятствии» - в ответе респондента препятствие, вызвавшее фрустрацию, всячески подчеркивается или интерпретируется как своего рода благо, а не препятствие или описывается как не имеющее серьезного значения; 2) Тип реакции «с фиксацией на самозащите» - главную роль в ответе респондента играет защита себя, своего Я, и субъект или порицает кого-то, или признает свою вину, или же отмечает, что ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана; 3) Тип реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности» - ответ направлен на разрешение проблемы; реакция принимает форму требования помощи от др. лиц и т. д. Из сочетаний этих 6 категорий получают 9 возможных факторов оценки и 2 дополнительных варианта. Ответы, обозначенные при помощи счетных факторов, записываются на специальном бланке в соответствующие графы и подсчитываются. Затем вычисляется показатель GCR (group conformation rates), к-рый получается путем сопоставления ответов конкретного респондента со «стандартными», среднестатистическими. Методика не дает материала для заключений о структуре личности, но позволяет с большей долей вероятности прогнозировать эмоциональные реакции респондента на разл. трудности или помехи, к-рые встают на пути к удовлетворению потребности, к достижению цели. Кроме исследовательских задач, методика может быть использована для целей дифференциальной патопсихол. диагностики, в практике профотбора и профориентации, а также в психокоррекционной работе. Лит.: Тарабрина Н. В. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций. Методические рекомендации. Л., 1984; Она же. Методика изучения фрустрационных реакций (Picture-Frustratuion Study, S. Rosenzweig) // Иностранная психология. 1994. Т. 2. № 2 (4). Н. В. Тарабрина

МЕТОД КОНТЕНТ-АНАЛИЗА РЕЧИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕТОД ПОРТРЕТНЫХ ВЫБОРОВ (МПВ). Л. СОНДИ. МОДИФИКАЦИЯ Л. Н. СОБЧИК

МПВ - это тест 8 влечений Л. Сонди, к-рый в новом, модифицированном варианте позволяет не только вывить индивидуально-личностные особенности человека, но и определить его профессионально важные черты и деловые качества, рекомендовать набор наиболее подходящих видов деятельности. Методика базируется на выявленной закономерности, к-рой подчиняется избирательность человека в О. с окружающими: люди более тесно общаются и создают устойчивые формы отношений (дружба, любовь, сотрудничество) с теми, кто имеет общие с ними характерологические свойства. Неосознанное влечение к лицам, похожим на себя, корнями уходит в генетическую предиспозицию. В основе концептуального подхода автора модифицированного теста лежит теория ведущих тенденций, к-рая рассматривает личность как многофакторную структуру. 8 факторов теста оказались значимо связанными с индивидуальноличностными типами, выделенными в рамках теории ведущих тенденций. В модифицированном варианте все 48 портретов, составляющих стимульный материал методики, выполнены художником-портретистом Б. И. Энским. Респонденту предъявляются поэтапно 6 серий по 8 портретов, каждый из к-рых соответствует опр. личностному радикалу. Респонденту предлагается выбрать сначала 2 симпатичных (или наиболее приемлемых) портрета и 2 наименее симпатичных (неприемлемых). Выбранные портреты регистрируются согласно их порядковому номеру от 1 до 8 по коду, отражающему его факторное значение. Выделяются 3 вида реакций: средняя, нулевая и полная. Средней называется такая реакция, когда респондент выбирает в среднем от 2 до 4 из 6 портретов одного фактора. При нулевой реакции респондент не выбирает ни одного портрета данного фактора или выбирает только один как симпатичный и один как несимпатичный портрет. При полной реакции респондент выбирает от 4 до 6 портретов одного какого-либо фактора, при этом суммируются и выбираемые, и отвергаемые портреты. Полный выбор выявляет то влечение или личностную тенденцию, к-рая оказывает наибольшее динамическое воздействие, т. е. требует разрешения. При этом реакция может быть позитивной, если все (или почти все) выборы выявляются как симпатичные, и негативной, если все (или почти все) выборы расцениваются как несимпатичные. При комбинированном выборе речь пойдет об амбивалентной реакции. Состояние напряженной потребности, выявляемое полной реакцией по какому-либо фактору, может проявиться двояко: как тенденция к отреагированию вовне, т. е. реакция, предшествующая удовлетворению влечения, и как вытеснение неотреагированного влечения в подсознание, сублимация его профессиональной деятельностью, межличностными отношениями, интересами и увлечениями. Реакции, при которых респондент выбирает, по меньшей мере, 2 портрета как симпатичных и как минимум 2 - несимпатичных, называются амбивалентными. Если респондент выбирает 4, 5 или 6 портретов, но среди них есть как «симпатичные», так и «несимпатичные», то такой двойственный выбор называется амбиэквальным. Валидность теста была проверена в эксперименте на репрезентативной группе - более 1000 человек мужчин и женщин, занятых в разных видах профессиональной деятельности. При этом были обнаружены достоверные корреляционные связи между опр. выборами портретов и видами профессиональной деятельности, в к-рых были заняты респонденты. В последующем обнаруженные критерии использовались в сфере раннего профессионального самоопределения в школах, лицеях и колледжах, а также в кадровом отборе и в сфере управления персоналом. В психол. консультировании метод портретных выборов позволяет выявить личностные проблемы, в т. ч. (что важно) неосознаваемые, тем самым определять зону напряженных отношений. Компьютерная версия теста значительно облегчает работу психолога, позволяет исключить ошибки регистрации и обсчета показателей теста, дает рекомендации по выбору профессии и способствует личностно ориентированному подходу в выборе психокоррекционных и иных реабилитационных мер. Лит.: Собчик. Л. Н. Введение в психологию индивидуальности. М., 1997; Она же. Тест восьми влечений Сонди и его модификация. М., 1999; Она же. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб., 2003, 2005, 2007; Szondy L. Lehrbuch der experimentallen Tribdiagnostic. Bern-Stuttgart, 1960. Л. Н. Собчик

Предыдущая страница Следующая страница