Приглашаем посетить сайт

Иностранная литература (ino-lit.ru)

Психология общения. Энциклопедический словарь
Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАК"-"ТЕР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАК"-"ТЕР")

ТАКТИЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Тактильная информация - обмен информацией между животными на основе физич. контактов. В силу своей природы тактильная коммуникация возможна только на близком расстоянии. Она широко распространена в животном мире, особенно выражена у видов с исключительно «общественным» образом жизни. Среди насекомых это, напр., муравьи, у к-рых описана передача информации о найденном корме при помощи «антеннального кода», пчелы, у к-рых описана передача информации о месте массового цветения растений с помощью «языка танцев», включающую тактильную составляющую. Тактильная коммуникация имеет важное значение и для позвоночных. Так, напр., самка колюшки, прежде чем отложить икру в гнездо, сделанное самцом из растений, нуждается в серии толчков, к-рые он проделывает, тычась своим рыльцем в основание ее хвоста. У шимпанзе физич. контакты с др. особями - осн. компонент коммуникативных воздействий, направленных на то, чтобы подбодрить или успокоить др. животное. Тактильные контакты используются, в частности, как приветствие после разлуки, в знак примирения после агрессивной стычки (Гудолл). Выражается тактильная коммуникация в касаниях друг друга рукой, похлопываниях, объятиях, поцелуях. Один из самых важных видов тактильных контактов у обезьян - груминг, или обыскивание шерсти. Животные, находящиеся в тесных дружеских отношениях, напр., мать и ее выросший отпрыск, двое взрослых самцов или самок, когда встречаются после разлуки, обычно, поприветствовав друг друга, садятся и подолгу занимаются взаимным обыскиванием. Последние также эффективно уменьшает напряженность между двумя взрослыми самцами, если между ними существуют натянутые отношения. Нередко наблюдаются и агрессивные тактильные контакты, такие как шлепок, удар, затрещина, укус. Исследователи подчеркивают, что такого рода воздействия эффективно работают на поддержание порядка в сообществе шимпанзе. Лит.: Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. М., 1992. Н. Н. Мешкова

ТАНЕЦ КАК НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Выполнение танцем функций О. возможно благодаря тому, что он является: 1) совокупностью невербальных сигналов и знаков, имеющих пространственно-временную структуру и несущих информацию о психол. особенностях личности и группы; 2) особой (ритмизированной) формой экспрессивного поведения личности; внесловесным языком, «внесловесными диалогами» (Мартинес); 3) «невербальной формой О. в культуре», способной выполнять одну из осн. функций языка - хранение и передачу системы высших ценностей общества; 4) «интерпретацией как всеобщей универсальной жизни, так и нашего внутр. бытия» (Луговая). О танце как особом знаке, в котором в концентрированном виде представлен внутр. смысл, как личностном, так и надличностном, и одновр. как о процессе, в ходе к-рого достигается единство внешнего и внутреннего, пишет М. М. Бахтин. Представления о танце как о невербальном О., о его социально-психол. функциях лежат в основе разл. психол. практик: социально-психологически ориентированной танцевальной психотерапии, экспрессивной терапии, танцевально-экспрессивного тренинга (ТЭТ). В основе ТЭТ лежит представление о танце как экспрессивной модели выражения личности, включенной в опр. социально-психол. контекст. Участникам танцевального взаимодействия предоставляется для осознания, анализа и изменения сложным образом организованная и взаимосвязанная система их отношений посредством кинесической, такесической и проксемической структур невербального поведения. Разл. компоненты системы отношений человека: отношения к себе, к другому, к миру по-разному представлены в разл. видах танца: индивидуальном, парном, групповом танце. Лит.: Королёва Э. А. Танец, его происхождение и методы исследования (по работам зарубежных ученых ХХ века) // Советская этнография. 1975. № 5; Луговая Е. К. О невербальной форме общения в культуре // Танец как язык и миф // Вестник МГУ. Серия 6. 1991. № 3; Шкурко Т. А. Танцевально-экспрессивный тренинг. СПб., 2003; Noack A. On a Jungian approach to dance movement therapy // Dance Movement Therapy: Theory and Practice. London-N. Y., 1992. Т. А. Шкурко

ТАНЦЫ ПЧЕЛ

Танцы пчел - сложная система коммуникации, позволяющая пчелам-разведчицам с помощью информации абстрактного характера путем т. наз. дистанционного наведения сообщать рабочим пчелам о найденных ими местах обильного цветения растений (Frisch), а также пчелам«квартирмейстерам» (это всегда самые старые пчелы в улье) сообщать др. пчелам во время роения о найденном ими подходящем месте для жилья (Lindauer; Lewis, Schneider). «Танец» осуществляется внутри улья, в полной темноте (с целью наблюдения в экспериментах используются однорамочные стеклянные ульи), на вертикальной поверхности сотов. К. Фриш описал три разновидности «танца», информирующие об удаленности источника корма. 1) «Танец-толчок»: пчела беспорядочно бежит по сотам, время от времени виляя брюшком (в том случае, если она обнаружила корм на расстоянии два - пять метров от улья); 2) «круговой танец», состоящий из пробежек по кругу попеременно по часовой стрелке и против нее (если корм обнаружен на расстоянии до 100 м); 3) «виляющий танец» - пробежки по прямой, сопровождающиеся вилянием брюшка с возвращением пчелы к исходной точке то слева, то справа (если корм найден на большом расстоянии от улья). Как показал К. Фриш, расстояние до источника корма коррелирует с 11 параметрами «танца», напр., с его продолжительностью, темпом, количеством виляний брюшком, длительностью звуковых сигналов. Во время «виляющего танца» пчела передает также информацию о направлении, в к-ром нужно лететь: угол между линией пробежки и вертикалью соответствует углу между линией полета пчелы от улья к источнику корма и направлением на солнце. При этом если следует лететь навстречу солнцу, пчела «танцует» снизу вверх, если же от солнца, то сверху вниз. Дополнительную информацию, а именно запаховую, пчелы получают, обнюхивая разведчицу, волосистое тело к-рой обсыпано пыльцой цветков. Кроме того, «танцующая» пчела время от времени останавливается и делится с пчелами, двигающимися за нею в фигурах «танца», нектаром с обнаруженных ею цветков. Позднее было показано (Лопатина), что молодые пчелы-фуражиры не в состоянии полностью воспринять информацию, содержащуюся в «танце», и вынуждены доучиваться. Скептики долго не признавали реальность описанных К. Фришем «танцев» пчел. Были выполнены с целью проверки многочисл. исследования. Само описание явления «танца» пчел дополнилось новыми подробностями. Важное открытие, безоговорочно подтвердившее правоту К. Фриша, было сделано в исследовании, авторы к-рого использовали в кач. пчелы-разведчицы электронную пчелу-робота, управляемую с помощью компьютерной программы. Модель, сделанная из латуни и покрытая тонким слоем воска, выполняет «виляющий танец», совершая при этом вибрационные и колебательные движения и издавая звуки, генерируемые синтезатором. Через каждые три минуты компьютер вносит поправку в «танец» пчелы-робота с учета изменившегося положения солнца. Через каждые десять циклов «танца» она выделяет каплю ароматизированного сиропа, поедаемого следующими за нею пчелами. Установлено, что 80 % пчел, следовавших за «танцующей» пчелой-роботом, прилетали в то место, к-рое было указано (Мichelsen et al.). Явление, обнаруженное К. Фришем у медоносной пчелы - способность к дистанционному наведению, - позднее было описано у дельфинов (Evans, Bastian), шимпанзе (Мenzel), муравьев (Ж. И. Резникова). Лит.: Лопатина Н. Г. Сигнальная деятельность в семье медоносной пчелы (Apis melifera). Л., 1971; Frisch K. Ьber die Spriche der Bienen. Zool. Jahrb. Von. 1923, V. 40; Lindauer M. Communication among Social Bees. Cambridge, Massachusetts: Harvard Univ. Press, 1961; Michelsen A. The dance language of honeybees: recent findings and problems // Peter Marler Book, 1998. Н. Н. Мешкова

ТВОРОГОВА НАДЕЖДА ДМИТРИЕВНА

ТВОРОГОВА Надежда Дмитриевна (р. 1948) - российский психолог, спец. в обл. клинической психологии, докт. психол. наук, проф. (1994). Окончив в 1971 г. ф-т психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, начала работать в 1 ММИ им. И. М. Сеченова (ныне - Моск. мед. академия им. И. М. Сеченова). С 1994 г. заведует каф. педагогики и мед. психологии этого вуза. С 2000 по 2008 гг. совмещала работу в ММА с заведыванием каф. клинической психологии ун-та РАО. В 1977 г. под рук. проф. Ю. М. Орлова, акад. А. В. Петровского защитила канд. дис. по социальной психологии «Экспериментальное изучение макроструктуры деятельности общения студента». В 1992 г. защитила докт. дис. по теме «Психология управления общением личности». Исследование имело теоретико-эксперим. характер, О. рассматривалось не только как интер-, но и как интраиндивидный процесс, составляющие к-рого оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности студента в вузе. Было показано, что личность имеет возможность осознанно управлять своими межличностными взаимоотношениями в группе, влиять на свой межличностный статус в ней. Саноцентристская направленность исследований Н. Д. Твороговой представлена в ряде статей и обобщена в монографии «Общение: диагностика и управление» (2002). Совместно с проф. Ю. М. Орловым были разработаны когнитивноэмотивный тест (КЭТ) (1992, 1999) и шкала измерения потребностно-мотивационного профиля референтности группы (МПРГ). В своих исследованиях Творогова использовала деятельностный подход - и при изучении процесса О. врача с пациентом, О. студента в своей учебной группе и др.; он стал методологической основой подготовленных ею учебных пособий по психологии для среднего и высшего мед. образования. Н. Д. Творогова имеет высшую квалификационную категорию по специальности «Психотерапия», ей присвоено звание «Почетный профессор» (2008). Совместно со специалистами Бирмингемского унта (Великобритания) работает в научно-образовательной программе «Обучение врачей, управленцев здравоохранения, медсестер, фармацевтов профессиональному общению». Творогова Н. Д. - авт. более 200 науч. публикаций. В последнее десятилетие возглавляла разработку образовательных программ и обучающих пособий по психологии для высших и средних мед. учебных заведений. Значит. место в них уделено обучению профессиональному О. Осн. труды: Деловое общение, 2001; Психология управления, 2001; Общение: диагностика и управление, 2002; Социальная психология, 2008; автор глав «Социальная психология в медицине», «Психология взаимоотношений врача с пациентом», «Групповые факторы в работе врача» учеб. пособия: Социальная психология / Под ред. проф. А. М. Столяренко, 2001. К. В. Кулешова

Т-ГРУППА

Т-группа (англ. training-group) - малая группа, создаваемая для обучения базовым межличностным умениям. К таковым относят: умение распознавать и оценивать индивидуальные, групповые, межличностные проблемы; развитие коммуникативных умений применительно к конкретным ситуациям; развитие самопознания. Возникновение Т-г. относится к 1947 г. и связано с классическими исследованиями К. Левина в обл. групповой динамики. Психологи клинической ориентации в подобной групповой работе обычно акцентируют индивидуальные проблемы участников, социальные психологи - проблемы личностных ресурсов эффективной деятельности организаций. В любом случае принципиальным оказывается совершенствование понимания участниками групповых процессов, развитие чувствительности к ним (отсюда еще один используемый термин для Т-г. - тренинг чувствительности). Т-г. относятся к совокупности методов т. наз. эксперим. обучения - т. е. обучения посредством переживания опыта. Осн. составляющими подобной групповой реальности являются открытое предъявление участников друг другу, интенсивная безоценочная межличностная обратная связь, апробирование новых форм О. Роль ведущего, называемого тренером или фасилитатором, состоит, прежде всего, в создании доверительного и в этом смысле психологически безопасного, поддерживающего группового климата. Последнее делает возможным включение участников в самоисследование и исследование складывающегося группового процесса. Лит.: Карвасарский Б. Д. (общ. ред.). Психотерапевтическая энциклопедия. СПб., 1998; Клиническая психология. Словарь… М., 2006. Н. Д. Творогова

ТЕАТР ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

Театр психологический - метод психотерапии, использующий систему театральных средств с целью исследования и/или коррекции субъективной психол. реальности клиента, его поведения, О. В настоящее время Т. п. развивается в 2 осн. формах: 1) театр как психотерапевтическая система (клинические ролевые игры, использующие в своем арсенале разл. методы имитационного моделирования поведения (behavioral simulations), драмотерапия и театральная психотерапия); 2) театр как исследовательская лаборатория (терапевтический театр Я. Л. Морено, психодрама и психол. театр Ж. Дюрана). Благодаря специфичности своей функц. и организационной структуры, Т. п. отражает систему социальных отношений в их динамике. Так, работа актера над сценическим образом под рук. режиссера сравнима с социализацией человека в референтной группе. Традиционное деление сцены на 3 плана (первый связан с идеальными образами и образами будущего, второй - с реальными событиями жизни и третий, символизирующий содержание бессознательного), соотносится с психол. пространством личности, в к-ром человек выделяет прошлое, настоящее и будущее. Используемые в Т. п. методы, позволяющие моделировать разл. жизненные ситуации, способствуют воссозданию важных связей, утерянных или не состоявшихся в реальной жизни. Посредством театральной игры человек получает возможность выйти за рамки той реальности, в к-рой он существует, наделяя предметы окружающего его мира иными значениями. В собственной сценической практике может происходить актуализация отсутствующего опыта О., его осознание и присвоение через личные переживания. Благодаря действующим процессам рефлексии, сопровождающим театральную игру, ее участник получает в свое распоряжение эффективные инструменты коррекции собственных поведенческих стереотипов, стереотипов О. Через осознание психол. закономерностей собственного поведения обретается способность управлять ситуациями О. Это способствует восстановлению нарушенного психотравмирующими обстоятельствами О., повышению ответственности за собственные поступки и овладению контролем над собственным поведением в процессе О. Для зрителей существует возможность через сопереживание героям спектакля разрешать и свои коммуникативные проблемы. Т. п. наиболее полно представлен в работах Ж. Дюрана, рассматривающего его как метод исследования коллективного бессознательного и как форму взаимодействия человека с теневой частью своей личности. В условиях театральной системы моделируются разл. психич. состояния и психол. пространства, отражающие межличностные отношения или внутр. мир героя, исследуются психол. механизмы в условиях моделируемого эксперимента, создаются предпосылки переноса ситуации эксперимента в реальную жизнь (благодаря «феномену двойника» актерисследователь контролирует собственный внеш. образ). А. С. Калашников

ТЕЛЕВИДЕНИЕ: РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Переход к обществу инновационного развития предполагает смену парадигмы деятельности телевидения. Наряду с рекламно-коммерческой составляющей в новой модели должна существовать и сильная некоммерческая. Только она и может обеспечить развитие просветительской функции, некоммерческой по своей природе. Осн. принципы построения новой модели таковы. 1. В России как обществе инновационного развития должна быть реализована комплексная модель телевидения, имеющая как некоммерческую (гос. и/или обществ.), так и коммерческую составляющую. 2. Некоммерческая составляющая должна поддерживать и развивать просветительскую и информационную функции телевидения, коммерческая преим. развлекательную функцию. 3. Телевидение должно обеспечить трансляцию ценностей, на к-рых строится общество инновационного развития и обеспечивается демографический рост. Это ценности образования, знания, творчества, самовыражения, труда, трудолюбия, реализации возможностей, сил и способностей человека, духовного совершенствования, культуры, искусства, а также ценности семьи, любви, верности, здоровья, здорового образа жизни, счастья др. людей, уважения к др. людям (толерантность), активный образ жизни. 4. Взаимодействие телевидения и общества должно строиться на сильной обратной связи без блокирующих ее механизмов в пользу рекламно-коммерческих интересов. 5. Государство вырабатывает правила и осуществляет контроль над сферой телевещания, поддерживая баланс интересов между акторами сферы телевизионного вещания, добиваясь реализации права всех рос. граждан на доступ к функционально полноценному телевидению, реализующему информационную, просветительскую и развлекательную функции. Такой подход предполагает: 1) Введение разл. статуса телеканалов по основанию «коммерческие/некоммерческие». Государство поддерживает развитие некоммерческих каналов - именно они в большей степени могут обеспечить задачи инновационного развития общества. 2) Переход под контроль государства системы медиаизмерений, расширение ее географии до полного охвата всех регионов и типов населенных пунктов. 3) Необходимость разработки пакета законов о телевидении, к-рые бы открыли возможности гражданам напрямую воздействовать на телеканалы, их контент, выстраивать полноценную обратную связь между обществом и телеканалами. Предлагается всю аудиовизуальную продукцию разделить на неск. категорий по основанию ограничения доступа к ней детей и подростков на основании существующих в мире практик. Этот вопрос требует коллегиального решения. Один из возможных вариантов - разделение продукции на три категории: А, Б и В. Категория А не содержит агрессивных и эротических элементов, опасных для психич. здоровья детей и подростков, и может транслироваться по телевидению на любых телеканалах. Категория Б может содержать ограниченное число агрессивных и эротических элементов и может транслироваться по телевидению в поздние вечерние и ночные часы. Категория В может содержать любые агрессивные и эротические элементы. Ее трансляция возможна лишь с помощью специальных закодированных каналов с запретом доступа к ним детей и подростков. Статус коммерческих тематических телеканалов ограниченного доступа предполагает отсутствие ограничений на структуру и характер транслируемой продукции. Рекламная норма - максимум 9 минут в течение любого часа. Однако необходимо, чтобы эти каналы и радиостанции были закодированы так, что дети и подростки не имели к ним доступа, а распространение этих каналов происходило исключительно на платной основе. А. В. Шариков

ТЕЛЕВИЗИОННАЯ КОММУНИКАЦИЯ : ФЕНОМЕН "РАЗОРВАННОЙ КОММУЦНИКАЦИИ"

Феномен «разорванной коммуникации» проявляется в рассогласовании авторского посыла и зрительских ожиданий на разных уровнях взаимодействия: 1) социальном (со стороны заказчика стремление осуществить направленное информационное воздействие, получить финансовую прибыль; со стороны реципиента как члена социума - реализовать право на получение достоверной информации, на защиту своих интересов через апелляцию к СМИ как к «четвертой власти»); 2) социально-психологическом (со стороны телекоммуникатора соответствие политике телекомпании, повышение собственного статуса в творческом коллективе, рейтинга производимого телесообщения (телепрограммы); со стороны реципиента - получение необходимой для осуществления жизнедеятельности информации, повышение своего статуса в референтной группе). 3) психологическом (со стороны автора - реализация творческих планов, идей, замыслов; со стороны зрителя - получение удовольствия от просмотра телепередачи, от обращения к личности любимого ведущего или героя телесообщения). Лит.: Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2000; Информационная и психологическая безопасность в СМИ. Телевизионные и рекламные коммуникации. Т. 2. М., 2008. Т. Я. Аникеева

ТЕЛЕВИЗИОННАЯ КОММУНИКАЦИЯ: САМОВЫРАЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Телевидение как обществ. институт рекрутирует в кач. коммуникаторов особый тип людей, удовлетворяющих строгим требованиям, предъявляемым ведущим передач как телевизионной корпорацией, так и спецификой опосредствованной коммуникации. Пространственная разделенность партнеров по О. в случае прямого эфира и пространственно-временная в случае записанной передачи с необходимостью обусловливают более значительную роль репрезентации партнеров по взаимодействию в сознании коммуникатора и зрителя. Непроизвольная идентификация зрителя с телекоммуникатором оказывает влияние на формирование картины мира человека. Особенности самовыражения телеведущего демонстрируют зрителю эталон самопрезентации личности в публичном О. Успешное СЛТК проявляется в гармоничности индивидуального стиля самовыражения в О.; а именно отсутствии противоречия между вербальным и невербальным компонентами благодаря умению в нужной мере внутренне дистанцироваться от ограничивающего влияния обязанностей представительского О. Своеобразие самовыражения личности коммуникатора позволяет описать совокупность след. категорий: 1) уверенность самопредъявления личности в публичной коммуникации; 2) коммуникативная установка на поддержание контакта с аудиторией; 3) эмоциональная выразительность стиля О. личности; 4) деловитость, прагматическая направленность личности; 5) профессиональная компетентность личности; 6) информационное и коммуникативное лидерство в О. Успешное самовыражение личности телекоммуникатора в прямом эфире подразумевает 1) одаренность ведущего в коммуникативной сфере самореализации личности - в частности гибкость, динамичность и эмоциональную выразительность стиля О.; 2) владение предметом обсуждения и темой О., исключительно быстрое принятие интеллектуальных решений; 3) артистизм личности. Ю. В. Мочалова

ТЕЛЕВИЗИОННОЕ SMS-ОБЩЕНИЕ

Телевизионное SMS-общение (от англ. Short Message Service - служба коротких сообщений) - разновидность интерактивной модели вещания, к к-рой все более стремится совр. телевидение, основанная на синтезе телевидения и компьютерных технологий. Телевизионную интерактивную модель вещания от обычной отличает возможность телезрителя, к-рый по собственной воле становится активным субъектом коммуникативного процесса, лично воздействовать на производство телевизионного продукта. «Интерактивное телевидение» положило начало новым формам О., обладающими особенностями: к ним может быть отнесено телевизионное SMS-общение. По причине опосредствованности в телевизионном SMS-общении отсутствует прямой, непосредственный контакт коммуникатора с аудиторией: SMS-общение как разновидность интеракции дает возможность получения обратной связи. Телевизионное SMS-общение имеет как социальную, так и индивидуально-личностную направленность, не носит организованного характера, спонтанно, что сближает его с межличностным. Тем не менее, время трансляции, а иногда и темы для обсуждения задаются телевизионным каналом, транслирующим SMS-чат. Телевизионное SMS-общение не требует строгого соблюдения принятых в обществе правил О., что также сближает его с межличностным и связано с тем, что передаваемое сообщение не обязательно должно быть понятным широкой аудитории. При индивидуально-личностной направленности SMS-сообщение может быть составлено т. о., что передаваемая информация будет понятной лишь какому-то конкретному лицу. Специфика аудитории в телевизионном SMS-общение состоит в том, что каждый человек или группа лиц в любой момент может уйти от позиции стороннего наблюдателя, может стать коммуникатором, а потом вернуться к прежней позиции. Коммуникатор в телевизионном SMS-общение может приобретать коллективный характер, когда выступает от имени группы, к-рую он представляет, а может носить и индивидуальный характер. Эта характеристика представляет собой синтез характеристик массовой коммуникации и межличностного О. Разл. группы SMS-сообщений включают: SMS-сообщения как «Я-сообщения», характеризующиеся самопрезентацией; сообщения, обращенные к абстрактным людям; сообщения, ориентированные конкретным лицам, в связи с чем указываются их имена и т. п.; сообщения, побуждающие к взаимодействию и последующим SMS-ответам. Лит.: Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. М., 2000 ; Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. СПб.-М., 2003; Общение. Интенсивный курс. СПб.-М., 2005; Чуднова Н. В. Особенности образа «Я» «жителя Интернета» // Психол. журн. 2002, № 1. Л. И. Рюмшина

ТЕЛЕВИЗИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Разновидность информационного взаимодействия человека. Взаимодействие с телевизионным источником информации, подразумевающее внутр. согласие зрителя во время телепросмотра подчиняться доминированию телевизионной информации в своем сознании, коль скоро человек принял на себя пассивную роль зрителя, обязывающую его разглядывать демонстрируемое на телеэкране (если задействовать культурно-антропологическую терминологию описания паттернов отношений людей друг с другом Г. Бейтсона). Авторы и создатели телепередач в результате неизбежной для любого коммуникативного акта духовной адресации к личности зрителя оставляют у него впечатление о собственных духовных интенциях. Этот факт доказывает, что телевизионное взаимодействие является процессом О. между вещателями, авторами, создателями передачи и зрителями. Лит.: Бейтсон Г. Экология разума. М., 2000; Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2002. Ю. В. Мочалова

ТЕЛЕКОММУНИКАТОР

Телекоммуникатор - субъект телевизионной коммуникации, создающий и транслирующий телевизионное сообщение. Спецификой деятельности телекоммуникатора на этапе подготовки сообщения являются: а) коллективный характер творческого труда при подготовке передачи; б) необходимость находиться в состоянии непрерывной коммуникации; в) публичность процессов взаимодействия авторов и героев передачи; г) отсутствие четко структурированных объективных критериев оценки творческого результата; д) ненормированный рабочий день, отсутствие эргономических норм труда; е) необходимость соотносить собственные критерии оценки творческого продукта с требованиями коллег и руководства; ж) необходимость контактировать с коллегами и руководством на неформальном уровне, что является основой создания совместного творческого продукта; з) творческая деятельность «по необходимости», а не по вдохновению, что означает способность концентрации волевых, интеллектуальных, эмоциональных и творческих усилий в зачастую неизвестные заранее и непредсказуемые по длительности моменты времени; и).особенности участников телевизионного сообщения как средство передачи информации, к-рое способствует интерпретации содержательных аспектов передачи; к) характер взаимодействия между режиссером и участниками передачи и их отношение к содержанию сообщения определяют коммуникативный аспект телевизионного сообщения, что отражается на выборе средств и форм воздействия в структуре телекоммуникации. Результаты включенного наблюдения показывают, что психол. состояние, к-рое переживают творческие работники телевидения в процессе создания телевизионного сообщения, является состоянием поглощенности деятельностью. Анализ телекоммуникационной деятельности позволяет выделить след. осн. ее особенности: 1) Высокая творческая и личностная включенность в телекоммуникационную деятельность всех ее субъектов. 2) Постоянное совершенствование телесообщения в процессе его создания. 3) Высокая интенсивность процесса создания телесообщения. 4) Совместная творческая деятельность на всех этапах создания телесообщения. 5) Своеобразие межличностных отношений субъектов телекоммуникационной деятельности в связи с тем, что они выходят за рамки совместной творческой деятельности по созданию телесообщения и выполняют функцию удовлетворения потребностей в принадлежности, уважении, любви и признании. Следствием перечисленных особенностей телекоммуникационной деятельности по созданию телевизионного сообщения как творчески уникального информационного продукта является объективно творческий характер этой деятельности, к-рая вследствие своей специфики, предъявляет особые условия к личности телекоммуникатора как активного субъекта опосредствованного О. и предполагает возможность его самореализации. Лит.: Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2002. Л. В. Матвеева, Т. Я. Аникеева

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ

Телефон доверия - неотложная психол. помощь, предназначенная для экстренного использования в ситуациях, не терпящих отлагательства; адресована лицам, находящимся в кризисных состояниях, тем, у к-рых возникли, по их мнению, непреодолимые препятствия в О. со дначимыми другими. В терапевтическом контакте по Т. д. выделяют (Амбрумова, Полев, 198 8) неск. последовательных этапов: 1) установление контакта, на первый план выступает эмоциональное принятие клиента; 2) интеллектуальное овладение ситуацией; 3) планирование действий, необходимых для преодоления критической ситуации; 4) активная психол. поддержка. Постоянным компонентом психотерапевтических бесед является их седативная направленность, создающая фон для развития позитивного интерперсонального контакта (Лежепекова с соавт., 198 3). О. по Т. д. требует от персонала (клинических психологов, психиатров, добровольцев-непрофессионалов) профессиональной компетентности для подобного вида работы, знаний, жизненного опыта, особых голосовых интонаций, понимающего подхода (но не проявления жалости к абоненту), коммуникативной компетентности и др. Лит.: Карвасарский Б. Д. (общ. ред.). Психотерапевтическая энциклопедия. СПб., 1998; Клиническая психология. Словарь… М., 2006. Н. Д. Творогова

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ ПРИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ

Телефон доверия при правоохранительных органах - одна из форм организации работы психол. службы, главное назначение к-рой - оказание экстренной психол. помощи сотрудникам правоохранительных органов (ПОО), членам их семей и населению по телефону. В Отделениях внутренних дет (ОВД) телефоны доверия созданы с 1993 г., активно развиваются с 1998 г. и способствуют предупреждению преступлений, профилактике правонарушений, формированию позитивного обществ. мнения о работе ОВД, оказанию консультативной помощи жителям по правовым вопросам, психол. поддержке сотрудников ОВД и членов их семей. Работа телефона доверия (Т. д.) строится на принципах анонимности, гуманности, уважения к личности, защиты нрав человека, честности, доверия, компетентности, бесплатности. Осн. задачи: 1) получение сведений от анонимных абонентов о готовящихся либо совершенных преступлениях и передача их для реализации в оперативно-служебной деятельности; 2) профилактика противоправных действий со стороны граждан и сотрудников ОВД; 3) оказание помощи абонентам в преодолении психотравмирующих ситуаций, в т. ч. связанных с деятельностью ОВД; 4) повышение престижа ОВД и установление доверительных отношений с населением; 5) оценка степени суицидального риска у обратившихся лиц и принятие мер по предотвращению реализации суицидальных тенденций; 6) направление абонентов к иным службам, организациям, учреждениям, где их запросы могут быть удовлетворены более полно и квалифицированно; 7) анализ причин и источников повышенного психич. напряжения в обществе, факторов, влияющих на состояние оперативной обстановки в регионе. Т. д. работает круглосуточно, информация о назначении, порядке, времени его работы доводится до сведения сотрудников и населения через печать, радио, телевидение. Номер Т. д. наносится на стационарные посты милиции и ее автотранспорт. К работе на Т. д. допускаются сотрудники ПОО, имеющие соответствующее образование и прошедшие специальную подготовку в области телефонного консультирования. Осн. методы работы - консультативная беседа. Выделяются 4 модели организации и функционирования Т. д. при ПОО: 1) переименованный телефон дежурной части, существующий для получения от населения информации, представляющей оперативный интерес; 2) отдельно выделенный телефонный номер при отделе по связям с общественностью, пресс-службе или др. отделах; 3) телефоны психологов подразделений; 4) сочетает функции получения информации от населения, консультирования населения по вопросам, связанным с деятельностью ОВД, и оказания психол. помощи сотрудникам и населению. Также есть модель «прямой линии», предусматривающая эпизодическую организацию работы, когда к ответам на вопросы абонентов привлекаются руководящие работники ПОО. Организация работы Т. д. должна обеспечивать соблюдение методологических, этических и организационных принципов оказания психол. помощи, отбор и подготовку консультантов с учетом их личностных особенностей, работоспособности, эмоционального состояния, отсутствия синдрома «выгорания», обученности по программам оказания психол. помощи по телефону. Лит.: Аврамцев В. В., Кравчук О. Н. Руководство по психологическому консультированию на телефоне доверия // Практич. пособ. для психологов органов внутренних дел. Н. Новгород, 2000; Хачатурян С. Д. Консультирование в деятельности «телефонов доверия» при правоохранительных органах. Владимир, 2000. С. Д. Хачатурян

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СРЕДА

Терапевтическая среда (от гр. забота, уход, лечение) (в клинической психологии): 1) обстановка, способствующая самоуважению и личной ответственности, привлечению клиента к осмысленной деятельности (в этом значении термин используется в гуманистическом подходе к лечению); 2) среда, оказывающая модифицирующее воздействие на человека. Обычно имеется в виду внеш. среда, хотя термин может применяться и для описания внутренней (напр., физиологической) среды. Т. с. эффективно дополняет др. методы терапевтического воздействия на клиента, в процессе работы над его трудностями в О. Лит.: Карвасарский Б. Д. (общ. ред.). Психотерапевтическая энциклопедия. СПб., 1998; Клиническая психология. Словарь… М., 2006. Н. Д. Творогова

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС

Терапевтический альянс (гр. забота, уход, лечение; фр. alliance - союз, объединение) - в психотерапии: 1) такое развитие взаимоотношений между клиентом и психотерапевтом, при к-ром клиент рассматривает психолога как симпатизирующего ему союзника в преодолении проблем; 2) общее качество отношений между психотерапевтом и клиентом. Лит.: Клиническая психология. Словарь… М., 2006; Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Психоаналитические теории личности. СПб., 2007. Н. Д. Творогова

ТЕРАПИЯ, ЦЕНТРИРОВАННАЯ НА КЛИЕНТЕ

Терапия, центрированная на клиенте (от гр. забота, уход, лечение) - вид психотерапии, разработанный К. Роджерсом, в к-рой психотерапевт поддерживает клиента и способствует его личностному росту. Предполагает след. коммуникативные компетенции психотерапевта: Безусловно позитивное отношение - одобрительное и уважительное отношение психотерапевта к клиенту независимо от его поведения. Подлинность - способность психотерапевта проявлять свои истинные внутр. чувства, не скрывая их от пациента. Фокусировка (лат. focus - центр, средоточие) - способность сфокусироваться на содержании чувств или переживаний клиента. Отзеркаливание - реакция психотерапевта, отражающая переживание клиента. Децентрирование (от лат. de- приставка, обозначающая удаление, и centrum - центр, средоточие) - способ выхода за границы собственных представлений благодаря угадыванию с помощью воображения или логики, как выглядели бы вещи, события с т. зр. др. человека. Несоответствие (incongruence) - наличие различий в опыте, коммуникации и понимании. Если то, что человек выражает (коммуникация), то, что происходит (опыт), и то, на что человек обращает внимание (осознание), почти совпадают, то такой человек обладает высокой степенью соответствия (конгруэнтностью). Он способен осознавать собственные внутр. переживания и согласовывать с ними свое поведение. К несоответствию (и в конечном итоге к ригидности личности) может приводить отрицание личностью какого-то аспекта своего Я, отсутствие свободного поведения, что препятствует эффективности ее О. Лит.: Карвасарский Б. Д. (общ. ред.). Психотерапевтическая энциклопедия. СПб., 1998; Клиническая психология. Словарь… М., 2006. Н. Д. Творогова

ТЕРАПИЯ, ЦЕНТРИРОВАННАЯ НА ОТНОШЕНИЯХ

Терапия, центрированная на отношениях (ТЦО) вид психотерапии, предложенный Дж. Б. Миллер (1976), К. Гиллиган (1982), Дж. Джордан (1989), в к-рой жизненный опыт клиента изучается в контексте его отношений с другими; психотерапевт принимает активное участие в О. с пациентом, не придерживаясь нейтральной позиции (защищаемой фрейдистами и др. психоаналитиками). Ядром человеческих отношений, с т. зр. представителей ТЦО, являются взаимная эмпатия (mutual empathy) и взаимное доверие (empowerment). Взаимность (mutuality) подразумевает уважение к жизненному опыту другого, открытость и искренность (Джордан, 1986). О., приносящее обоюдную пользу (connection). Взаимная эмпатия помогает увидеть сходство с др. человеком и различия. Понимание, принятие одного человека другим, несмотря на различия между ними, является средством для улучшения качества взаимоотношений и помогает каждому ощутить свою значимость. Мнение о себе и о других не может стать адекватным без взаимного обмена эмоциями в межличностном О. Пытаясь понять другого, человек расширяет свое сознание и утверждает в себе нечто новое (Джордан, 1986). Близость, равенство, тесное О., эмоциональная поддержка друг друга приносят глубокое удовлетворение обоим партнерам и являются признаком их психол. здоровья. В процессе О. периодически может возникать непонимание, однако если отношения достаточно искренние, то оно не влечет за собой серьезных проблем. Конфликт и гнев не только неминуемы в процессе О., но и необходимы (Джордан, 1990; Миллер, 1989). Клинический опыт показывает, что для человека болезненна психол. изоляция (речь не идет об одиночестве). При психич. изоляции возникает чувство невозможности общаться с людьми; человек не верит в возможность быть понятым другими. Отсутствие возможности получить эмпатическое понимание вызывает стыд (Джордан, 1989). Изоляция и отчуждение могут привести к возникновению психич. расстройств. Большая часть клиентов, приходящих на психотерапевтический сеанс, - женщины, а психотерапевты, как свидетельствует межд. опыт, в большинстве мужчины. Объективность, беспристрастность, безличные отношения между психотерапевтом и клиентом отражают мужскую модель взаимодействия, к-рая не слишком эффективна при работе с женщинами и нек-рыми мужчинами. Мужчины-психотерапевты во избежание критики нередко скрывают свою истинную манеру общаться с пациентом, приносящую психотерапевтический эффект; нек-рые женщины-психотерапевты для авторитетности также считают необходимой большую дистанцию со своими клиентами. Т. о., большинство психологов находятся под влиянием стандартов, отражающих мужскую модель психотерапии. Представители ТЦО считают главной проблемой клиента, пришедшего на сеанс психотерапии, страх быть непонятым и страх быть общительным. Психотерапевт должен открыто проявлять внимание к своим клиентам и искренне заботиться о них. Чтобы терапия стала эффективной, она должна превратиться в О. с взаимной симпатией. Зависимость (dependence) в этом контексте рассматривается как положительное качество, способствующее личностному росту клиента и психотерапевта. Лит.: Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Телесноориентированные и женские теории личности. СПБ., 2007; Gilligan, C. In a different voice. Cambridge, MA, 1982; Jordan, J. (Ed.) Women’s growth in diversity. N. Y., 1997; Miller J. B. Toward a new psychology of women. Boston, 1976. Н. Д. Творогова

Предыдущая страница Следующая страница