Приглашаем посетить сайт

Культура (niv.ru)

Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Статьи на букву "А"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Следующая страница

Статьи на букву "А"

Абстрагирование

Абстрагирование - мысленное выделение, вычленение некоторых элементов конкретного множества и отвлечение их от прочих элементов данного множества. В качестве исходного множества для А. может выступать множество свойств (предмета, группы предметов), множество предметов, множество процессов, множество событий и т. п. Напр., в общей психологии абстрагируют общие психологические свойства от индивидуально-психологических особенностей. Психология в целом основана на А. психических свойств, психических процессов, психических состояний от многих других свойств, процессов, состояний животных и человека. Предмет изучения любой науки, как и предмет любого исследования, м. б. представлен как целый ряд последовательных процессов А. от конкретной действительности.

Абстракция

Абстракция (отвлечение) - мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении их от других, несущественных. Результатом является построение понятий, моделей, теорий, классификаций. Первично А. выступает при непосредственном чувственно-образном отражении окружающей среды, когда одни свойства последней становятся ориентирами для восприятия и действия, а другие - игнорируются.

Автоматизация

Автоматизация (в психологии) - процесс формирования различных навыков путем упражнения, с освобождением сознания от контроля за правильностью выполняемых операций.

Авторитарность

Авторитарность - социально-психологическая характеристика личности военнослужащего, отражающая ее стремление максимально сосредоточить в своих руках всю полноту власти и подчинить своему влиянию сослуживцев, подчиненных, партнеров по взаимодействию и общению.

Агитация

Агитация - информационная деятельность с выраженной функцией побуждения личного состава к определенного рода действиям. Как показывает войсковой опыт, в боевых и экстремальных условиях А. может выступать эффективным методом поддержания морально-психологического состояния личного состава.

Агрессивность

Агрессивность - 1) свойство быть агрессивным (враждебным, наступательным); 2) тенденция к проявлению агрессии.

Адаптация

Адаптация (от позднелат. adaptatio - приспособление) - приспособление организма человека (военнослужащего) к внешним условиям. В настоящее время различают адаптацию физиологическую, психофизиологическую (органов чувств), психологическую, социально-психическую и социальную. Учет особенностей А. корабельных специалистов к условиям длительного плавания (боевого дежурства) необходим для успешного руководства подчиненными.

Акмеология

Акмеология (от греческого acme - лик, вершина, высшая степень чего-либо) - междисциплинарная наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин. Изучает закономерности и механизмы развития человека в зрелом возрасте (от 30 до 50 лет). Акмеологические инварианты воина представляют собой такие компоненты структуры профессионализма, которые обуславливают его активность, инициативу и творчество в достижении возможно более высоких результатов в воинском труде, но которые, как правило, ранее не были востребованы.

Активные методы обучения

Активные методы обучения - совокупность способов и приемов, направленных на развитие у обучающихся творческого мышления и способности квалифицированно решать профессиональные задачи. А.м.о. обеспечивают активизацию познавательной деятельности творческого характера, тесную связь теории с практикой, овладение диалектическим методом анализа и решения сложных проблем, развитие рефлексивной сферы мышления (самосознание и саморегуляция мыслительной деятельности, создание атмосферы сотрудничества, развитие необходимых навыков общения). В практике военно-профессиональной подготовки находят применение следующие А.м.о.: анализ конкретной ситуации, «интеллектуальная разминка», сократический метод, «мозговая атака», военно-профессиональная дискуссия, военно-профессиональная игра, обучение через НИР, профессиональная консультация, «круглый стол», методы деловой поездки и др.

Акцентуация характера

Акцентуация характера - понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Активно используется военными психологами при определении индивидуально-психологических особенностей военнослужащих. Выделяются следующие основные виды акцентуаций характера: 1) Демонстративный (астероидный) - выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания; 2) Педантичный - повышенная ригидность, инертность психических процессов, неспособность к вытеснению травмирующих переживаний; 3) Застревающий (паранойяльный) - повышенная подозрительность и болезненная обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие мнения других и, как следствие, высокая конфликтность; 4) Возбудимый - склонность к злобно-тоскливому настроению, с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева, конфликтность, вязкость мышления, скрупулезная педантичность; 5) Гипертимный - повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью; 6) Дистимный - преобладание пониженного настроения, склонность к депрессиям, сосредоточенность на мрачных сторонах жизни; 7) Циклотимический - смена гипертимических и дистимических фаз; 8) Аффективно-экзальтированный - легкость перехода от состояния восторга к состоянию печали. Восторг и печаль - основные сопутствующие этому типу состояния; 9) Эмотивный - лица этого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью.

Амбивалентность

Амбивалентность - одновременное переживание противоположных эмоций и чувств (например, радости и горя, смеха и печали).

Амнезия

Амнезия (от греческого а - отрицательная частица и mneme -память) - нарушения памяти, возникающие при функциональных расстройствах (истерическая А.) или различных поражениях (травмах, заболеваниях) мозга. Ретроградная А. - нарушение памяти на события, предшествующие поражению мозга. Антероградная А. - нарушение памяти на события, происходившие после момента поражения мозга. Длительность А. может быть различной, от нескольких минут, до многих лет.

Анализ конкретной ситуации

Анализ конкретной ситуации - метод, который заключается в том, что в военно-педагогическом процессе руководителем создаются конкретные проблемные ситуации, взятые из профессиональной практики. От обучающихся требуются глубокий анализ ситуации и принятие соответствующего оптимального решения в данных условиях.

Анализ результатов деятельности

Анализ результатов деятельности - один из основных методов военной педагогики и педагогики высшей военной школы, заключающийся в оценке личности военнослужащих по результатам социальной активности.

Андрогогика

Андрогогика (от греч. aner, andros - взрослый мужчина, зрелый муж ago - веду) - наука об обучении взрослых, обосновывающая деятельность обучающихся и обучающих по организации процесса обучения.

Анкетирование

Анкетирование - способ изучения личности военнослужащего путем опроса с использованием анкеты. Применяется при проведении психологических, педагогических и социологических исследований.

Апатия

Апатия - психическое состояние, вызванное утомлением, тяжелыми переживаниями или заболеванием и проявляющееся потерей интереса и безразличием к окружающему. Характеризуется эмоциональной пассивностью, безразличием, упрощением чувств, равнодушием к событиям окружающей действительности и ослаблением побуждений и интересов. А. протекает на фоне снижения физической и психологической активности. А. может быть кратковременной и долговременной. А. является одним из признаков кризисного психического состояния личности военнослужащего.

Ассоциативная психология

Ассоциативная психология - направление, возникшее в ХУ11-XIX вв. и получившее распространение преимущественно в Англии. В качестве главного объяснительного принципа используется ассоциация. Школы придерживающиеся этого направления считали ассоциацию основным механизмом функционирования сознания и психики, стремясь к строго детерменистскому объяснению психических феноменов.

Ассоциативно-рефлекторная теория

Ассоциативно-рефлекторная теория - психолого-педагогическая теория обучения, опирающаяся на основные закономерности условно-рефлекторной деятельности головного мозга. В соответствии с А.р.т. усвоение знаний, навыков и умений осуществляется как образование в сознании различных систем ассоциаций. Процесс образования этих систем включает в себя восприятие, осмысление, запоминание и применение полученных знаний на практике. Центральным звеном этого процесса выступает осмысление. Исходя из основных положений А.р.т., в отечественной военной дидактике утвердились принципы, методы и формы обучения военнослужащих. Характерной чертой А.р.т. обучения являются сосредоточение внимания на активизации познавательной деятельности военнослужащих, на формировании у них творческого мышления.

Ассоциация

Ассоциация (от лат. associo - соединяю, связываю) - связь двух или нескольких психических процессов (ощущения, представления и т.д.), выражающаяся в том, что появление одного из них вызывает появление другого или других психических процессов.

Астеник

Астеник (от греч. а - отриц. частица sthenos -сила; букв. бессилие) - человек, у которого ярко выражены след. особенности телосложения: общая худощавость, узкие плечи, плоская и узкая грудная клетка, длинные нижние конечности, вытянутое лицо, длинный и тонкий нос. Астеническому типу телосложения соответствует т. н. шизоидный темперамент, для которого характерны замкнутость (интроверсия), уход во внутренний мир, несоответствие реакций внешним стимулам, контрасты между чрезмерной ранимостью и бесчувственной холодностью.

Астения

Астения - нервно-психическая слабость, проявляющаяся в повышенной утомляемости и истощении, нарушении сна. Возникает у военнослужащих в результате различных заболеваний, а также при чрезмерных умственных и физических перенапряжениях, длительных отрицательных переживаниях и конфликтах.

Аутизм

Аутизм (от греческого autos - сам) - психическое состояние внутринаправленного внимания, отчужденности от коллектива. Характеризуется замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтении своего внутреннего мира контактам с окружающими людьми. Состояние аутизма характерно для военнослужащих с повышенным суицидальным риском.

Аутогенная тренировка

Аутогенная тренировка - тренировка, при которой военнослужащий путем самовнушения приучается управлять (в известной мере) своими психическими и физиологическими состояниями. А.т. активно используется    войсковыми    психологами    для    снятия       нервно психического напряжения у военнослужащих.

Аффект

Аффект (от лат. affekus - душевное волнение, страсть) - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта, порождаемого либо противоречиями между его влечениями, стремлениями и желаниями, либо противоречиями между требованиями, которые предъявляются человеку (или он предъявляет себе), и возможностями выполнить эти требования. Для состояния А. характерно сужение сознания, при котором внимание субъекта целиком, поглощено породившими А. обстоятельствами и навязанными им действиями. Нарушения сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды, события, а в случае сильного А. - к полной амнезии. А. предельно ограничивает возможность произвольной регуляции поведения. Обладая свойствами доминанты, А. тормозит несвязанные с ним психические процессы и навязывает тот или иной способ «аварийного» разрешения ситуации (оцепенение, бегство, агрессия, самоубийство). В условиях воинской службы А. может развиваться в критических ситуациях (неуставные взаимоотношения, конфликт в семье, с сослуживцами, командованием, измена близкого человека и др.). Устойчивость к вовлечению в состояние А. зависит от уровня развития моральной мотивации военнослужащего.

Аффилиация

Аффилиация ( от англ. Affiliation - соединение, связь) - потребность (мотивация) в общении, в эмоциональных контактах, дружбе, любви. А. проявляется в стремлении иметь друзей, взаимодействовать с окружающими, оказывать к.-л. Помощь, поддержку и принимать их от него. А. формируется в отношениях с родителями и сверстниками и зависит от стиля воспитания. Она усиливается в ситуациях, порождающих стресс, тревогу и неуверенность в себе. Общение с др. людьми помогает в таких ситуациях смягчить негативное эмоциональное переживание. Блокирование А. порождает чувство одиночества, бессилия и вызывает состояние фрустрации.

Следующая страница