Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
АПОПАТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

АПОПАТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ

АПОПАТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ (греч. apopatos - отхожее место) - любое поведение, на которое негативное влияние оказывает присутствие других людей. Обычно подразумевается, что это поведение не ориентировано на какую-то определённую реакцию окружающих, его проявлениями считаются бахвальство, надменность, «красование», «зазнайство», «важничание». Иными словами, это поведение, более расчитанное на то, чтобы подавить самоуважение окружающих, пробудить в них чувство униженности, неполноценности и поддержать собственную позитивную самооценку. Тем самым предполагается, что данный паттерн поведения существенно отличается от демонстративно-истерического. В последнем случае пациенты большей частью ведут себя таким образом, чтобы вызвать у окружающих сочувствие, сострадание, жалость, хотя и они не прочь «красоваться», «важничать» или бахвалиться и ровно ничего не имеют против того, чтобы ими (или только ими) восхищались. Это вызвано тем, что едва ли не любому истерику (как и всякому другому характерологическому типу) наряду с истерическими свойственны и другие черты характера. Под апопатическим, судя по его описанию, имеется в виду поведение, в котором одновременно проявляются истерические и паранойяльные черты характера. Специальные термины, обозначающие существующие или хотя бы наиболее частые комбинации психопатических (и вообще характерологических) особенностей личности, пока что отсутствуют, как отсутствуют и сведения о том, какие из них являются преобладающими, встречающимися реже или каких не бывает вовсе. Что касается термина «апопатический», то в плане психопатологии он не может расчитывать на широкое признание, как и прочие термины, содержащие психосексуальные коннотации, обычно используемые в психоанализе и русских матерных выражениях. Попутно можно отметить, что в некоторых школах социальной психологии считается твёрдо установленным тот факт, что индивидуально-психологические качества личности оказывают значительно меньшее влияние на поведение человека, нежели влияние на него со стороны окружающих людей. Это напоминает известную своей продуктивностью дискуссию относительно того, что является первичным: курица или яйцо.

* * *

(от греч. apo «из» и pathos «чувство») - поведение, которое обусловлено присутствием других людей или для которого важно их присутствие. Под это подводится важничание, хвастовство, кокетство.

Сколько наслаждений дает [женщине] обдуманный наряд, надетый для того, чтобы понравиться ему, чтобы ему сделать честь… Когда, прогуливаясь, вы увидите женщину, на миг остановившуюся перед витриной магазина, присмотритесь к ней хорошенько: «Лучше ли я покажусь ему в этом уборе?» - вот что написано на просиявшем ее лице, в блещущих надеждою глазах, в играющей на губах улыбке (О. Бальзак, Дочь Евы).

Эмилия… принялась болтать с братом гораздо громче, чем то допускал хороший тон; она вскидывала головку, усиленно жестикулировала и смеялась без особого повода… чтобы привлечь внимание невозмутимого юноши (О. Бальзак, Загородный бал).

…Она снова переглянулась с матерью, отошла и вернулась обнаженная, с одним развевающимся шарфом в руке. Она стала танцевать для Алкивиада. Движения танцовщицы все смелее, она раскрывает кому-то объятия, кого-то манит и опять улетает… (И. Томан, М. Томанова, Сократ).

Еще платьице мелькнуло в калитку, и сердце Тома замерло. Мгновение спустя он был во дворе и бушевал, как индеец: визжал, хохотал, гонялся за мальчиками, прыгал через забор, рискуя сломать себе шею или переломать руки и ноги, кувыркался, становился на голову, - и все время украдкой поглядывал, замечает ли его Бекки Тэтчер (М. Твен, Похождения Тома Сойера).

И что бы ни надела я,

И чтобы я ни сделала,

При тебе и без тебя 

Это только для тебя.

(Песня)

Ср. подчас дети учатся ради того, чтобы понравиться учительнице, студенты - преподавателю; некоторые артисты-мужчины поют явно в расчете на то, чтобы произвести впечатление сугубо на женщин, а артистки-женщины - на мужчин.

В начало словаря