Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "В" (часть 12, "ВОС"-"ВТО")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 12, "ВОС"-"ВТО")

ВОСПРИЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ

ВОСПРИЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОЕ - восприятие, понимание и оценка человека человеком. Значительное число исследований В. м. посвящено изучению формирования первого впечатления о человеке, где выясняются закономерности «достраивания» образа др. человека на основе наличной, нередко ограниченной информации о нем, и при выявлении актуальных потребностей воспринимающего субъекта фиксируется действие механизмов, приводящих к искажению В. м. Важной особенностью В. м. является не столько восприятие качеств человека, сколько восприятие его во взаимоотношениях с др. людьми (восприятие предпочтений в группе, структуры группы и т. д.). Важнейшие механизмы В. м.: 1) идентификация - понимание и интерпретация др. человека путем отождествления себя с ним; 2) социально-психологическая рефлексия - понимание другого путем размышления за него; 3) эмпатия - понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания; 4) стереотипизация - восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик какой-л. социальной группы и др.

* * *

- понимание и оценка человека человеком, характеризующееся определенной пристрастностью, что проявляется в слитности когнитивных познавательных и эмоциональных компонентов, в ярко выраженной оценочной и ценностной окраске.

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА - отражение в сознании человека объективно существующего пространства, формы, величины и взаимного расположения объектов, их удаленности и направления, в котором он находится. В. п. и одновременный анализ положения собственного тела относительно окружающих предметов совершаются в процессе двигательной деятельности организма и составляют особое высшее проявление аналитико-синтетической деятельности, называемое пространственным анализом. При В. п. участвуют все органы чувств человека, однако наибольшую информацию о пространстве (до 95%) человеку дает зрение. Пространственное зрение начинается с превращения плоскостного восприятия в глубинное. В пространственном зрении на плоскости значительная роль принадлежит аккомодации и конвергенции глаза, а при восприятии глубины к ним присоединяются функции, выполняемые специальными точками сетчатки. В процессе пространственного зрения осуществляется зрительная локализация предметов. Обязательными для пространственного зрения являются движения глаз.

ВОСПРИЯТИЕ СКАЗКИ

ВОСПРИЯТИЕ СКАЗКИ - сложный процесс активного воссоздания образно-предметного и нравственно-смыслового содержания сказки, как особой литературно-художественной формы, способ освоения ребенком социальной действительности. Восприятие сказки, как и игра, составляет один из наиболее значимых видов деятельности ребенка-дошкольника, определяя развитие, как интеллектуальных и познавательных процессов (речи, мышления, воображения), так и эмоционально-личностное, нравственное и эстетическое развитие ребенка. В классической психологии В. с. выступает как уход ребенка от враждебности окружающего мира, социального давления, ограничений и запретов в мир фантазии, свободы и вымысла (К. Бюлер, В. Штерн), способов символического удовлетворения подавленных сексуальных тенденций (психоанализ), воображаемой реализации нереализуемых тенденций. В современной психологии В. с. рассматривается также как один из способов мифологического освоения мира, построения ценностно-смыслового поля, поиска путей разрешения конфликтов (Б. Беттельхайм). Сказка, как художественно-литературная форма имеет особую композицию и структуру (В.Я. Пропп), организующие процесс восприятия ребенком сюжета и нравственносмыслового содержания сказки. Такие особенности сказки, как вымысел и фантастичность, создают семантическое поле сказки, обеспечивая дифференциацию ребенком знаков и значений, их отрыв от предметов, формируя внутренний план сознания ребенка. В.с. в дошкольном возрасте носит синкретический характер и осуществляется с опорой на игру, иллюстрацию, действие. Психологическим механизмом при этом выступает активное содействие (сначала в форме реального, а затем мысленного действия) и сопереживание герою сказки (А.В. Запорожец). Одной из линий развития В. с. является переход от непосредственного «наивного» соучастия ребенка в событиях сказки к эстетическому восприятию, в основе которого лежит последовательная децентрация ребенка, переход к более адекватному и полному восприятие фабулы и содержания сказки. Сказка, как и любое произведение искусства, обеспечивает переживание (катарсис) событий и поступков, выходящих за пределы непосредственного опыта ребенка, создавая условия для присвоения ценностно-смыслового и нравственного культурного опыта (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов). О.А.Карабанова

ВОСПРИЯТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

ВОСПРИЯТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ - одна из разновидностей слухового восприятия, представляющая процесс приема и переработки слуховым анализатором речевых сообщений, адресованных человеку. В качестве элементов словесного сообщения выступают речевые звуки, заключающие в себе при этом одновременно звуковые признаки, выражающие настроение говорящего, его отношение к содержанию того, о чем он говорит, отношение к собеседнику или аудитории и т. д. Такие звуки могут рассматриваться также в качестве речевого сигнала. Интонационные, громкостные, спектральные оттенки речи, характерные задержки, изменение темпа, акцентирование и т. п.- все это лежит в основе восприятия сопровождающих речь эмоций. Эти эмоции находятся также в определенной зависимости от содержания вызываемых речью образов и представлений. С точки зрения обработки речевого сигнала выявляют сенсорный, перцептивный и смысловой уровни. На сенсорном уровне осуществляются акустический анализ и выделение звуков в составе слова, которое узнается на перцептивном уровне восприятия. На смысловом уровне устанавливается смысл предложения и всего сообщения в целом. С точки зрения сформированности самого процесса смыслового восприятия оно может быть сукцессивным (развернутым) и симультанным (одномоментным, мгновенным). Восприятие речевого сообщения включает также в себя процесс вероятностного прогнозирования. Слушатель воспринимает речевое сообщение, начиная с предположения о сигнале на входе. Речевое сообщение может характеризоваться разной глубиной и уровнем прогнозирования, как хода развития мысли, так и появления наиболее вероятного для данного контекста слова. Обусловливаясь системой языка, речевое восприятие зависит также от характера и организации речевого сообщения (логико-смысловой структуры речи, длины и глубины фраз, коммуникативной насыщенности речи и т. д.). Смысловое восприятие речи обусловливается также и индивидуальными особенностями слушающего, напр, особенностями мышления (его гибкостью, продуктивностью), памяти (ее объемом, типом), направленностью личности, характером установки.

ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ

ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ - социально-психологический процесс построения образа др. человека, разворачивающийся, прежде всего, при непосредственном общении с ним (Бодалев А. А.). В. ч. ч. осуществляется следующим образом. Первоначально при восприятии незнакомого человека основное внимание уделяется его внешности (экспрессия лица, глаза, выразительные движения, прическа). Далее формируются представления о его чертах характера, способностях, интересах, эмоциональных состояниях, которые очень часто группируются вокруг профессиональной характеристики личности. Выделяются четыре основные стратегии в восприятии др. человека: 1) аналитическая, при которой каждый элемент внешности интерпретируется как форма проявления свойства личности (наличие очков - ученый); 2) эмоциональная, при которой непосредственно не воспринимаемые свойства личности интерпретируются в зависимости от общей привлекательности или непривлекательности; 3) перцептивно-ассоциативная, при которой приписываются свойства др. человека, внешне похожего; 4) социально-ассоциативная, при которой приписываются свойства той социальной группы, к которой человек м. б. отнесен. В конфликтной ситуации В. ч. ч. становится более искаженным.

ВОСПРИЯТИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ НЕАДЕКВАТНОСТЬ

ВОСПРИЯТИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ НЕАДЕКВАТНОСТЬ - несоответствие восприятия конфликтной ситуации субъектом действительному положению дел. В. к. с. н. порождается не только природой сознания, но и социально-психологическими различиями участников коммуникации, а также их индивидуальными особенностями. Чем труднее ситуация, значительнее ее неопределенность и динамизм, тем больше вероятность В. к. с. н. В зависимости от наличия факта восприятия и его полноты возможны варианты: а) конфликтная ситуация объективно существует, но она не осознается сторонами; б) конфликтная ситуация объективно существует, но осознается только одной из сторон; в) объективная конфликтная ситуация существует, и стороны воспринимают ее как конфликтную, однако с теми или иными искажениями (случай В. к. с. н.); г) объективная конфликтная ситуация отсутствует, но, тем не менее, отношения сторон воспринимаются ими как конфликтные. См. Конфликт ложный.

ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОСПРИЯТИЯ РАЗВИТИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ (в системах «человек-машина») - процесс формирования информационной модели (изображений), ее зрительного восприятия и принятия решения по поводу соответствия построенной информационной модели ее эталону (кодовому эквиваленту). Основная проблема В. и. состоит именно в том, чтобы найти оптимальное соотношение между требованиями, обусловленными необходимостью согласования характеристик управляемого процесса (объекта), оператора и решаемых задач. В процессе В. и. решаются следующие задачи: 1) прием информации, поступающей от источника сообщения и по каналу связи; 2) размещение информации в буферной памяти согласно адресам и ее хранение в течение требуемого времени; 3) преобразование принятых кодов в соответствующие коды изображений (кодовые эквиваленты информационной модели); 4) визуальное предъявление изображений информационной модели; 5) зрительное восприятие информации и принятие решения о соответствии информационной модели эталонной; 6) формирование концептуальной модели (оперативного образа). Для решения этих задач создается тракт В. и., представляющий собой человеко-машинную систему, в которой задачи 1 и 2 являются чисто техническими, задачи 3 и 4 хотя и являются техническими, но должны решаться с учетом возможностей и ограничений оператора, задачи 5 и 6 решаются оператором. В тракте В. и. возможно появление ошибок (сбоев). Их источниками могут являться как технические элементы (при решении задач 1 и 4), так и оператор (при решении задач 5 и 6). При этом следует иметь в виду, что ошибки оператора зависят не только от его психофизиологических качеств, но в определенной степени и от результатов решения задач 3 и 4 техническими элементами тракта В. и. Ошибки оператора оказывают определенное влияние на процесс воспроизведения информации, что может привести к неадекватному формированию оперативного образа. Эти ошибки можно регулировать путем повышения квалификации оператора путем профессионального отбора и обучения и совершенствования средств В. и. путем учета инженерно-психологических требований при проектировании и изготовлении.

ВОСПРОИЗВОДСТВО КУЛЬТУРЫ В ХОДЕ ПСИ ХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

ВОСПРОИЗВОДСТВО КУЛЬТУРЫ В ХОДЕ ПСИ ХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - проблема, вытекающая из основных положений культурно-исторической теории психического развития. Идеи Л.С. Выготского относительно содержания возрастных периодов, развитые позднее в работах его последователей (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), сводят суть возраста к некоторому типу В. к., причем каждый возраст «ответствен» за некоторый особый пласт человеческой культуры и, следовательно, за некоторое особое содержание становящегося сознания. Каждому возрасту присущ особый тип воспроизводства, особый тип сотрудничества со взрослым (социумом), обеспечивающий формирование именно данного «функционального органа» сознания. Для развития этих положений продуктивным оказывается различение типов воспроизводства как двух типов моделирования, известных в культуре (В.А. Штофф, Ю.М. Лотман). Различают модели научные и художественные. В первом случае строится особый «препарат» действительности, на котором исследуется и проверяется некоторая его характеристика, как правило, частичная. Художественные же модели строятся посредством воссоздания целостной действительности. Соответственно и ребенок в разные периоды своей жизни осуществляет разные типы моделирования действительности. При научном моделировании ребенок, как правило, под непосредственным руководством взрослого воссоздает отдельные действия и операции, выявляя собственное действие, т.е. осуществляя рефлексию. Действия ребенка и взрослого при этом реципрокны: взрослый как бы отступает, открывая ребенку пространство для все более полного собственного действия («открытое действие», Б.Д. Эльконин). Этот тип воспроизводства присущ раннему, младшему школьному и юношескому возрастам. Относительно него может быть использован термин «формирование». Именно к такого рода воспроизводству может быть в полной мере отнесен термин «знаковое опосредование». Второй тип моделирования (художественный) может быть понят как своеобразное удвоение действительности, особое построение своего собственно полного действия на основе известных образцов. Например, улыбка младенца есть своеобразное удвоение улыбки матери, выстраивание собственного полного действия «радом» с действием матери. Еще нагляднее подобное художественное моделирование может быть проиллюстрировано на примере подросткового действия или игры. Здесь уже нельзя говорить о формировании, а лишь об инициировании. Суть же опосредования состоит в этом случае в том, что продукту моделирования придается некоторое значение, выражающее отношение взрослого (социума) к действиям ребенка. Такое опосредование, видимо, не может быть полно описано как знаковое, скорее следует говорить об опосредовании смыслом. К. Н. Поливанова

ВОССТАНАВЛИВАЮЩАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

ВОССТАНАВЛИВАЮЩАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ - термин К.Юнга, обозначает аналитическую интерпретацию, в которой определённая часть поведения оценивается как индикатор наличия некоторого бессознательного процесса.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ

ВОССТАНОВЛЕНИЕ - 1. повторное восстановление целого из отдельных его частей; 2. способность одного аспекта целого вызывать ту же реакцию, что и само это целое; 3. воспоминание целого после предъявления какой-то одной его части; 4. возвращение к исходному или нормальному состоянию; 5. то же, что и воспроизведение (см.).

ВОСТОК

ВОСТОК - термин, обозначающий не просто географическое пространство, а особого рода идею как совокупность государственности, религиозности, нравственности, а также философии, культуры, искусства.

Кроме того, В. обозначает одну из частей внутриев-ропейского раскола, начавшегося еще в IX в. н. э.в христианском мире.

По сложившейся традиции к В. стали относить все, что связано с византийской религиозной догматикой, государственностью и культурой. В своих истоках В. характеризовался религией, отличной от европейского католицизма как особой формы государственного устройства, принижением земной человеческой жизни.

В настоящее время термин В. широко применяется для обозначения обширного культурного региона, расположенного географически восточнее России. Проблема взаимоотношений "Востока и Запада" до сих пор вызывает многочисленные дискуссии и споры среди ученых, отстаивающих приоритет того или др. региона.

ВОСТОРГ

ВОСТОРГ (церковнослав., от вос- как обозначение движения вверх и тopгamu «рвать», буквально - «порыв вверх», ср. однокоренное торжество) - подъем радостных чувств.

Впоследствии нередко были в моей жизни моменты большого счастья. Но еще ни разу до сих пор не испытывал я такого сильного наплыва восторга, как в ту минуту, когда мои глаза увидали эти правильные строчки черных букв, отчетливо напечатанных на белой глянцевитой бумаге. Припадок обуявшей меня радости носил даже несколько дикий характер, и я не сумел ее выразить не чем иным, как безумными скачками через пять ступенек сразу (А. Куприн, Первенец).

Я пустился домой; в моей душе был восторг. Все мелькало в уме, как вихрь, а сердце было полно (Ф. Достоевский, Подросток).

Ср. «Карамболину» из оперетты И. Кальмана «Фиалка Монмартра».

* * *

(церковнославянск. вос- движение вверх, торгати - рвать; буквально - поры вверх) - восхищение, экстаз, «большой подъём чувств», высшая точка радости, счастья. Состояния восторга чаще возникают в толпе, заворожённой каким-то событием, ярким выступлением оратора, а также в маниакальном состоянии. Во всех упомянутых состояних индивид в это время совершенно забывает о себе, его ощущение собственного Я как бы растворяется в том, что он в это время воспринимает. Иными словами, в состоянии восторга сознание становится изменённым до степени, способной существенно нарушить адаптивное поведение и адекватную оцегнку реальности.

ВОСТРИКОВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

ВОСТРИКОВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - доктор исторических наук, профессор. В 1997 г. в Институте востоковедения РАН защитил докторскую диссертацию по теме: «Конфликты в ближнем зарубежье и стабильность в Азии (начало - середина 90-х гг.)». Специальность: 07.00.15 - история международных отношений и внешней политики. Предложил авторское видение конфликтов ближнего зарубежья как объективного динамического процесса, претерпевающего непрерывную трансформацию, с которой России придется иметь дело не только в обозримом будущем, но и в долговременной перспективе. Провел всесторонний анализ содержания и специфики национальных интересов России в Центральной Азии и Закавказья. Выявил особенности этнополитических процессов как ближнего, так и дальнего азиатского зарубежья, их взаимопереплетение и влияние на региональную и общеконтинентальную стабильность. Определил типы современных этнополитических угроз международной безопасности, факторы провоцирования милитаристских процессов. Раскрыл источники обострения внешних угроз безопасности России на азиатском направлении, а также меры политической, дипломатической, информационной, экономической, военной и административной их нейтрализации. Обосновал направления политики РФ по управлению кризисными процессами в ближнем зарубежье в целях реализации национальных интересов России и обеспечения ее безопасности.

ВОСХИЩЕНИЕ

ВОСХИЩЕНИЕ (церковнослав., буквально «взятие вверх», родственно слову похищать, от хитити «хватать, похищать», ср. захватить «увлечь») - состояние высшего удовлетворения, восторженное состояние, неистовая радость. Возможные проявления - употребление восклицательных предложений, междометий и междометных фраз, оживленная жестикуляция, громкий голос, хлопанье в ладоши, воздушный поцелуй, широко раскрытые глаза (восхищение сродни удивлению). Типичная реакция - тщеславие объекта восхищения, зависть, презрение (так как может быть истолковано как подхалимство), ответное восхищение или расположение. Объект восхищения может реагировать эмоционально нейтрально, если избалован поклонением.

Отнюдь не вменяя ей в вину того, что она понравилась молодому Г…М…, я восхищался действием ее красоты и гордился тем, что любим девушкой, которую все находят очаровательной (А. Прево, Манон Леско).

Однажды вечером он привел все общество в восхищение, присоединив свой чудный голос к голосу Эмили в одном из прекраснейших дуэтов Чимарозы (О. Бальзак, Загородный бал).

Восхищение всегда утомительно для человеческой природы (там же).

Добродетель заставляет себя уважать, а уважение - вещь неудобная; добродетель заставляет восхищаться, а восхищение - вещь невеселая (Д. Дидро, Племянник Рамо).

Мы всегда любим тех, кто восхищается нами, но не всегда любим тех, кем восхищаемся мы (Ларошфуко).

Ср. уважение, почтение.

* * *

(церковнославянск. вос - движение вверх, хитити - хватать, похищать) - состояние высшего удовлетворения, восторженное состояние, неистовая радость.»Мы всегда любим тех, - писал Ларошфуко, - кто восхищается нами, но не всегда любим тех, кем восхищаемся мы».

ВПЕРИТЬ ВЗОР

Часто это отдает некультурностью. Оправдано как многозначительный взгляд, т. е. как молчаливо-красноречивое предупреждение. Этого не надо делать по отношению к экстравагантно выглядящему человеку, по отношению к собеседнику, которого вы хотите к чему-то склонить (это невежливо). Ср. понятие скопофобия - чувство неловкости человека, когда его долго или пристально рассматривают.

ВПЕЧАТЛЕНИЕ

ВПЕЧАТЛЕНИЕ (словообразовательная калька франц. im - в, pressе - печать) - 1. предполагаемый нервный эффект стимуляции; 2. то, что было воспринято, представлено в сознании и, возможно, сохранилось в памяти.

ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНОСТЬ

ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНОСТЬ (рус. - впечатывать, оставлять впечатление, отдавать в печать) - особенность восприятия, при которой определённые наглядные образы сопровождаются яркими эмоциями, а воспринятое надолго запечатлевается в памяти. Любой взрослый человек, вспоминая впечатления своего детства, может подтвердить, что детские впечатления отличаются особой силой, яркостью и эмоциональностью. Чрезмерная, болезненная впечатлительность взрослого индивида отличается от нормальной тем, что внешние впечатления воспринимаются как очень близкие или даже изначально свойственные собственному Я и, кроме того, таким образом, что они невольно включаются в систему собственной идентичности. Это определённо указывает на то, что обострённая впечатлительность имеет в своей основе расстройство самовосприятия. Столь сильное овладение некими впечатлениями обозначается также редко употребляемым термином фиоцинация (лат. fio - возникать, рождаться; становиться, делаться). Высокая степень впечатлительности нередко встречается у тревожных, ипохондрических, истерических пациентов, у лиц с повышенной внушаемостью. С другой стороны, впечатления могут быть поверхностными, не порождающими живой эмоциональной реакции. Они, по сообщениям пациентов, как бы скользят по периферии их сознания, не вызывают аффективного отклика, плохо запоминаются или вообще не сохраняются в памяти. Расстройство этого типа особенно часто бывает у пациентов с апатией, депрессией, оглушённостью сознания. Поверхностность восприятия впечатлений следут отличать от утраты эмоционального резонанса - потери способности осознавать свои непосредственные аффективные отклики на какие-то внешние или внутренние стимулы.

* * *

качество личности, заключающееся в повышении доли образного, эмоционального, некритического отражения действительности.

ВРАБАТЫВАНИЕ

ВРАБАТЫВАНИЕ -

процесс адаптации личности к определенному виду деятельности, в процессе которого постепенно повышается ее дееспособность и работоспособность.

* * *

процесс вхождения человека в текущую трудовую деятельность. Приступая к работе, человек не сразу входит в привычный темп и ритм деятельности, не сразу выполняет работу быстро и четко. В ходе В. происходит своеобразная настройка всех психофизиологических функций, обеспечивающая успешное выполнение трудовой деятельности. В процессе В. выделяют три стадии: 1) стадию мобилизации, охватывающую период от момента начала подготовки до включения в деятельность; 2) стадию первичной реакции, развивающейся на короткий период после начала работы, и 3) стадию гиперкомпенсации, характеризующуюся поиском такого режима труда, при котором достигается стабильный оптимальный для данных конкретных условий ритм. В период В. актуализируется рабочий динамический стереотип, повышаются возбудимость и функциональная подвижность (лабильность) нервной системы, усиливается концентрация возбуждения нервных процессов. Указанные физиологические изменения сопровождаются уменьшением числа ошибочных действий и временем выполнения производственных операций, повышением ритмичности работы и производительности труда. Обычно процесс В. заканчивается в течение первого часа работы, после чего наступает период устойчивой работоспособности, в течение которого ее уровень достигает своего максимально возможного значения.

ВРАГ

ВРАГ - 1. Человек, нанесший существенный материальный или моральный ущерб, к которому сложилось выраженное негативное, обычно длительное, отношение. 2. Военный противник, неприятель. 3. Противоположная сторона в конфликтах высокой интенсивности. 4. Такой оппонент в конфликте, к которому существует крайне неприязненное отношение: вражда, ненависть и т. п.

ВРАЖДЕБНОСТЬ

ВРАЖДЕБНОСТЬ - сильная неприязненность к кому-л., в том числе ненависть, зложелательность. Типичная реакция - ответная враждебность, дистанцирование, пренебрежение (если объект враждебности уверен в своих силах и возможностях), реже - желание нейтрализовать враждебность.

Ведь я знала этих твоих ночных посетительниц еще с детства, но теперь это причиняло мне почти физическую боль, что-то напрягалось во мне; то была враждебность и вместе с тем ревность при виде этой явной, этой интимной близости твоей с другой (С. Цвейг, Письмо незнакомки).

Литвинов влюбился в Ирину, как только увидел ее… но долгое время не мог добиться не только взаимности, но и внимания. На ее обращении с ним лежал даже отпечаток какой-то враждебности (И. Тургенев, Дым).

Ср. фрагмент «Монтекки и Капульетти» («Танец рыцарей») из балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». Ср. ненависть, недоброжелательство.

* * *

(от рус. - варяг, ворог, чужестранец) - 1. интенсивная и длительная неприязнь, при которой агрессивное отношение к кому-либо проявляется как активно и открыто, так и скрытым образом; 2. желание, побуждение причинить вред кому-либо , кто воспринимается «враг»; 3. качество личности индивида воспринимать нейтрально или доброжелательно настроенных к нему людей своими личными врагами, лицами, представляющими непосредственную угрозу собственной безопасности без объективных на это оснований (обычно это свойственно лицам с психопатическими качествами, индуцированным в интересах агрессивной политики или пациентам с психическим расстройством) или в силу прежнего негативного опыта общения с такими и подобными людьми.

* * *

фиксированная психологическая Установка на конфликтное взаимодействие, готовность к конфликтному поведению.

ВРАЖДЕБНОСТЬ К СЕМЬЕ

ВРАЖДЕБНОСТЬ К СЕМЬЕ - ненависть к близким, заботящихся о пациенте людям. Её можно представить как инверсию аффектов или паратимию, симптом, более свойственный шизофрении, особенно детско-подростковой шизофрении, а также гебоидному синдрому. Возможной причиной расстройства является деперсонализация, вследствие чего пациент воспринимает своих близких как посторонних, чужих или даже недоброжелательно настроенных к нему людей. К посторонним лицам отношение пациентов столь заметным образом как будто не меняется.

ВРАТЬ

ВРАТЬ - говорить ложь. Отрицательное поведение. Ср. пословицы: Кто много врет, часто завирается; Кто много врет, много божится. Врет сплошь, а переврать и не умеет. Подовраться под кого-либо. Вранье не введет в добро (Словарь Даля). Собеседнику, слушающему лжеца, нужно быть начеку, при первых подозрениях лжи перестаньте ему доверять и вежливыми намеками дайте ему понять, что вы поняли его поведение, или же делайте вид, что все в порядке.

ВРЕДНЫЕ, ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИВЫЧКИ

ВРЕДНЫЕ, ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИВЫЧКИ - см. Стереотипия поведения.

ВРЕМЕННОЕ СМЕЩЕНИЕ ПОРОГА ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ

ВРЕМЕННОЕ СМЕЩЕНИЕ ПОРОГА ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ - смещение порога чувствительности в силу разных причин к стимулу вверх на определённое время. Например, снижение светочувствительности после предъявления зрительных стимулов высокой интенсивности.

ВРЕМЕННОЙ РЯД

ВРЕМЕННОЙ РЯД - организация данных во временном измерении. Позволяет выявлять колебания активности функции. Например, циркадианные (суточные) и иные ритмы.

ВРЕМЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВРЕМЯ АДАПТАЦИИ

Время, в течение которого происходит угасание ощущения и наступает привыкание.

ВРЕМЯ АСТРОНОМИЧЕСКОЕ (ЧАСОВОЕ ВРЕМЯ)

ВРЕМЯ АСТРОНОМИЧЕСКОЕ (ЧАСОВОЕ ВРЕМЯ) - измеряемая объективными методами исследования длительность определённого события.

ВРЕМЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

ВРЕМЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ - переживаемое время, субъективное ощущение продолжительности определённого события.

ВРЕМЯ РЕАКЦИИ

Время от момента раздражения рецепторов до начала рефлекторной реакции.

* * *

интервал времени от момента предъявления какого-либо раздражителя до ответной реакции организма. Часть этого времени составляет латентный (скрытый) период. В. р. делится на три фазы: время прохождения нервных импульсов от рецептора до коры головного мозга; время, необходимое для переработки нервных импульсов и организации ответной реакции в Ц. н. с; время ответного действия организма. Различают простые реакции (стандартный ответ на стандартный сигнал), реакции выбора (каждому сигналу соответствует свой ответ) и реакции на движущийся объект. Чем сложнее реакция, тем больше В. р. (т. н. закон Хика). В. р. зависит от модальности раздражителя. Самое короткое время получается в ответ на слуховые раздражители, более продолжительное - на световые, и самое длинное - на обонятельные, вкусовые и температурные. В. р. зависит также от функционального состояния человека, его установки, интенсивности раздражителя (закон силы), возраста, условий восприятия. В среднем время простой реакции составляет 0,15 с и увеличивается от сложности выбора в соответствии с законом Хика. В. р. учитывается при разработке и проектировании пультов управления, систем отображения информации, конвейерных линий, рабочих мест операторов. В. р. широко используется в профессиональном отборе; оно является критерием, по которому можно судить о пригодности человека к таким профессиям, как диспетчер, оператор, водитель и др. В. р, учитывается также в спортивной и управленческой деятельности, в клинической практике, при различных видах хронометрирования. Для измерения В. р. используются секундомеры (электронные и механические), рефлексометры, специальные времяизмерительные устройства.

ВРЕМЯ СОЦИАЛЬНОЕ

ВРЕМЯ СОЦИАЛЬНОЕ - длительность события, измеряемое шкалой его социальной ценности. Например, «эпоха Х» - время действий личности, пусть и непродолжительное, но оказавшее значительное влияние на общественные процессы, как положительное, так и негативное. Так, время И.Христа, который проповедовал, судя по религиозным текстам, всего несколько лет, является социальным и более чем какое-либо иное заслуживает в христианском мире того, чтобы считаться эпохальным.

ВРЕМЯ ХРАНЕНИЯ В ОПЕРАТИВНОЙ ПАМЯТИ

ВРЕМЯ ХРАНЕНИЯ В ОПЕРАТИВНОЙ ПАМЯТИ - промежуток времени, в течение которого след из кратковременной (оперативной) памяти может быть восстановлен и использован для дальнейшей переработки. Наряду с объемом памяти В. х. в о. п. является одной из важнейших характеристик памяти, которые необходимо учитывать при организации управленческой и операторской деятельности, проектировании рабочих мест и средств отображения информации, организации визуальной и речевой коммуникации. Необходимость воспроизведения информации в текущей (оперативной) деятельности через время, превышающее В. х. в о. п., приводит к перегрузке оперативной памяти и включению в работудолговременной памяти. Это является источником возникновения напряженности в работе, способствует появлению ошибок и уменьшению пропускной способности человеческого канала переработки информации.

ВРЕМЯ ЦИКЛА РЕГУЛИРОВАНИЯ

ВРЕМЯ ЦИКЛА РЕГУЛИРОВАНИЯ - время, в течение которого управляемый объект переводится из исходного положения в заданное. В. ц. р. определяет быстродействие СЧМ, т. е. способность этой системы своевременно решать поставленные перед ней задачи. При определении В. ц. р. необходимо учитывать временные- характеристики как технических устройств, так и человека-оператора.

ВРОЖДЁННАЯ НАДПОЧЕЧНИКОВАЯ ГИПЕРПЛАЗИЯ

ВРОЖДЁННАЯ НАДПОЧЕЧНИКОВАЯ ГИПЕРПЛАЗИЯ - расстройство, при котором уже в раннем детском возрасте выявляется гиперпродукция гормонпродуцирующих клеток коркового слоя надпочечников и ещё до рождения выделяется избыточное количество гидрокортизона и андрогенов (гормонов коры надпочечников). Девочки с такой патологией рождаются обычно с мужскими внешними половыми признаками. В некоторых случаях бывает возможной гормональная и/или хирургическая коррекция нарушения.

ВРОЖДЁННЫЕ ИДЕИ

ВРОЖДЁННЫЕ ИДЕИ - философская доктрина об априорном (доопытном) существовании у человека определённых представлений (о времени, пространстве, причинности, совершенстве и даже аксиом геометрии), на чём упорно настаивал, в частности, Р.Декарт. Частичное подтверждение эта доктрина получила в психологии, а именно в том, что касается готовности к развитию определённой психологической функции. Например, гипотетическая врождённая готовность к овладению языком (Хомский), имеющая некоторые фактические подтверждения (см. Бессознательное). К.Юнг пошёл ещё дальше Р.Декарта в поисках врождённого знания, указав на существование древних и генетически закреплённых мыслеформ (архетипов), определённым образом организующие текущие впечатления.

ВРОЖДЁННЫЙ

ВРОЖДЁННЫЙ - 1. свойственный от рождения, являющийся естественным, природным; 2. в более точном значении - приобретённый в силу особенностей внутриутробного развития, то есть не являющийся собственно наследственным, генетически детерминируемым. Например, токсоплазмоз может быть врождённым, но не наследственным заболеванием.

ВРОЖДЁННЫЙ ДЕФЕКТ

ВРОЖДЁННЫЙ ДЕФЕКТ - 1. присущий от рождения дефект, являющийся наследственно обусловленным либо связанным с нарушенным различными внешними факторами внутриутробным развитием (интоксикации, тератогены, гипоксия и др.): 2. более точно - вызванный исключительно нарушениями внутриутробного развития.

ВРОЖДЁННЫЙ СИФИЛИС

ВРОЖДЁННЫЙ СИФИЛИС - сифилис на разной стадии его развития, выявляемый у новорождённых. Наиболее уязвимым для врождённого сифилиса является фетальный период (начиная с 90 дня беременности до момента родов). Характерными признаками врождённого сифилиса являются следующие основные признаки: 1. сифилитический менингит; 2. менингоэнцефалит; 3. сосудистая патология мозга; 4. гидроцефалия; 5. умственная отсталость (большей частью это идиотия, имбецильность); 6. массивная неврологическая симптоматика. Могут быть, кроме того, апоплектиформные приступы и эпилептические припадки. Сравнительно редко проявления врождённого сифилиса ограничиваются относительно неглубоким нарушением личностного развития или дебильностью. Синоним: Конгенитальный сифилис.

ВРОНО КОНЦЕПЦИЯ ВОЗРАСТНОГО ПАТОМОРФОЗА

ВРОНО КОНЦЕПЦИЯ ВОЗРАСТНОГО ПАТОМОРФОЗА (Вроно, 1971) - теория, описывающая закономерности видоизменения симптоматики психического расстройства у детей и подростков. Дети и подростки, утверждает теория, реагируют на вредность в соответствии с их функциональными возможностями. Например, у них не бывает структурированного бреда в силу незрелости умственной деятельности, бред ограничивается, в основном, эмоциями беспредметного страха, необоснованной подозрительности. Дети в раннем возрасте обнаруживают в первую очередь симптомы невропатии в значительной степени независимо от того, что является причиной её развития. Ещё ранее о закономерном и весьма значительном влиянии возрастной незрелости на процессы симптомообразования у пациентов детско-подросткового возраста указывали многие детские психиатры в СССР и ряде других стран. В последующем эта теория получила многочисленные подтверждения и развитие в трудах многих отечественных и зарубежных исследователей, в частности, в фундаментальных книгах В.В.Ковалёва.

ВСЁ ИЛИ НИЧЕГО ЗАКОН

ВСЁ ИЛИ НИЧЕГО ЗАКОН - 1. в нейропсихологии - явление, когда нейрон выделяет нервный импульс либо этого не делает, то есть работает в альтернативном режиме "да" или "нет"; 2. в педагогической психологии - положение о том, что ассоциация формируется с первой попытки либо не формируется вообще; этому положению противостоит теория о постепенном формировании ассоциаций.

ВСЕЛЕННАЯ

ВСЕЛЕННАЯ - всё сущее, что было, есть и будет. Понятие, не имеющее научного определения. Вселенная в эмоциональном плане есть нечто загадочное, могущественное, необъятное, непостижимое, ни с чем несравнимое и не укладывающееся в сознании, вселяющее мистическое чувство, так как она не имеет ни начала, ни конца, ни каких бы то ни было пределов и несопоставимая с теми представлениями, которые связаны с «земными» впечатлениями. Встречаются пациенты с космогоническими бредовыми идеями вселенского масштаба (бредом сотворения мира), в которых, вероятно, выражается ощущение несоизмеримого с человеческим могущества, с бредом вечной жизни, когда пациенты считают себя свидетелями происхождения Вселенной, начиная с Большого взрыва, бредом тотальной катастрофы мира, выражающие, возможно, ощущение внутреннего распада личности на всю Вселенную.

ВСЕМОГУЩЕСТВО МЫСЛИ

ВСЕМОГУЩЕСТВО МЫСЛИ - 1. в психопатологии - а) уверенность индивида в том, что всё происходящее в настоящее время является точным воплощением его предшествующих мыслей, фантазий или сновидение об этом, то есть является результатом его умственной деятельности. Синоним: Рефлекторные галлюцинации памяти; б) бредовое или бредоподобное убеждение, согласно которому желания, надежды или мысли могут оказывать непосредственное влияние на внешнюю действительность («мысли материальны, из-за них всё и проиходит»). А.Ребер (2001) утверждает, что такое «убеждение» высказывается и в психоаналитической теории; 2. особенность мышления детей детей в возрасте до 3-4 лет («магического мышления»), согласно которой, как они чувствуют, всё в окружающем их мире происходит только потому, что они так об этом думают чего так хотят.

ВСЕОБЩИЙ КОНФЛИКТ

ВСЕОБЩИЙ КОНФЛИКТ - столкновение, противоборство, в которое вовлечено большинство персонала крупного предприятия либо наемных работников той или иной отрасли народного хозяйства страны из-за расхождения (несовпадения) интересов в сфере производственных, распределительных и трудовых отношений, различия во мнениях по поводу осуществления экономической и социальной политики, деятельности органов Государственной власти и местного самоуправления.

ВСЕОХВАТНОСТЬ

ВСЕОХВАТНОСТЬ (overinclusivereness) - расстройство мышления, при котором мысли от одной поверхностной ассоциации тут же переключаются на другую, подобную предыдущей. Синоним: Скачка идей (см.).

ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА - школа для умственно отсталых детей (обычно страдающих лёгкой и умеренной дебильностью. Программы обучения в такой школе основаны на использовании способностей пациентов к формированию практических навыков, усвоению относительно несложных профессий, не требующих развитого мышления.

ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ

ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ - решение невротика, имеющее целью временное, паллиативное разрешение конфликта, а не преодоление проблемы по существу.

ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ Я

ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ Я - 1. в психодраме Я.Л.Морено - индивид, представляющий другого человека, играющий воображаемую роль кого-то другого. Например, роль отца клиента; 2. в психопатологии - новая, субдоминантная субличность у пациентов с диссоциативным расстройством идентичности, при этом таких субличностей, как указывает Е.Блейлер, может быть до 10-15 и более..

ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ

ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ - склонность к горячности, раздражению, запальчивость, гневливость. Ср. выражения воспылать гневом, вспыхнуть (о чувстве). Оценивается отрицательно.

Я заключил ее в объятия, осыпал бесчисленными нежными поцелуями, просил прощенья за мою вспыльчивость (А. Прево, Манон Леско).

Принцесса не была злой; она была только вспыльчива (А. Дюма, Виконт де Бражелон).

Я вспыльчив как тысяча чертей, и тут никакая этика не выдержит (Ж.-Б. Мольер, Мещанин во дворянстве).

ВСПЫШКА ЧУВСТВА

ВСПЫШКА ЧУВСТВА (ср. пылкий, пылать страстью, вспыхнуть) - внезапное и сильное начало или обострение какого-л. сильного чувства.

Истинная ли это, продолжительная ли страсть? Или это одна неосторожная вспышка, «окончившаяся падением», как говорят романисты? (А. Дружинин, Полинька Сакс).

И тут, наперекор ее желанию не причинять ему зла, внезапная вспышка ярости и боли ослепила ее огненным вихрем искр, перед глазами пошли круги… (Т. Драйзер, Ураган).

ВСТАВИТЬ СЛОВО

ВСТАВИТЬ СЛОВО - вставить в речь красное словцо (далеко не всегда к этому нужно стремиться). Обнаруживает человека, желающего показать себя в хорошем виде, может объясняться желанием самовыражения. Ср. вмешиваться в чужой разговор.

ВСТАВОЧНЫЙ НЕЙРОН

ВСТАВОЧНЫЙ НЕЙРОН - нейрон, расположенный между сенсорным, афферентным нейроном и нейроном эффекторным, передающим команду исполнительному органу. В старых неврологических текстах чаще называется ассоциативным нейроном.

ВСТРЕВОЖЕННОСТЬ

ВСТРЕВОЖЕННОСТЬ - состояние тревоги.

«Отец Христофор, вставайте, пора! - заговорил он встревоженно. - Будет спать, и так уж дело проспали!» (А. Чехов, Степь).

Вошел Мойсей Мойсеич. Он встревоженно поглядел на Соломона и на своих гостей, и опять на его лице нервно задрожала кожа. (А. Чехов, Степь).

ВСТУПИТЬ В РАЗГОВОР С КЕМ-Л

Ср. инициировать разговор.

ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА

ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА - свойственная человеку система условно-рефлекторных связей, формирующихся при воздействии речевых сигналов, т.е. не непосредственного раздражителя, а его словесного обозначения. Вторая сигнальная система возникает на базе первой сигнальной системы в процессе общения между людьми. В психологии используется для обозначения системы ориентировки человека на словесные сигналы, на основе которых возможно образование временных нервных связей. Так как для человека характерно совместное действие первой и второй сигнальных систем, было предложено выделять специфически человеческие типы высшей нервной деятельности по преобладанию той или иной системы. В соответствии с этим художественный тип был определен как имеющий преобладание первой сигнальной системы, мыслительный - преобладание второй сигнальной системы, а средний - как уравновешенный по этому признаку. Понятие о второй сигнальной системе ввел в 1932 г. И.П. Павлов.

* * *

- термин И.П.Павлова, обозначает функциональные структуры, которые активируются речевыми стимулами и используют словесные представления информации.

* * *

(от лат. signum - знак и systema - целое, соединение) - система способов регуляции психической активности живых существ в окружающем мире, свойства которого воспринимаются головным мозгом в виде сигналов, представленных в знаковой форме, в отличие от первой сигнальной системы. Понятие введено И.П. Павловым.

ВТОРИЧНАЯ ВЫГОДА

ВТОРИЧНАЯ ВЫГОДА - 1. вообще - любая длительная выгода (или то, что принимается за выгоду), получаемая пациентом от того, что он болен; 2. психологическое преимущество, которое невротический пациент расчитывает получить или получает благодаря своей болезни. Например, предотвращение или устранение конфликта, возможность избежать неприятных обязанностей или заставить сопровождать себя на улице. Как правило, такая выгода является иллюзорной. Ср. Первичная выгода. Рассматривается как симптом истерии. Синонимы: Вторичный выигрыш, Эпинозный выигрыш. См. Выгода от болезни.

ВТОРИЧНАЯ ДЕВИАНТНОСТЬ

ВТОРИЧНАЯ ДЕВИАНТНОСТЬ - процесс, в ходе которого после акта первичной девиации своего поведения индивид принимает девиантную идентичность, то есть реконструирует своё Я соответствующим образом. Так, индивид принимает и тем самым превращает в качество своего Я такое оправдание собственного неадекватного поведения, с позиций которого оно рассматривается им как вполне естественное, нормальное или вызванное независящими от него внешними факторами. Аналогичный процесс можно усмотреть, например, при игровой зависимости: игра превращается для пациента в нечто столь необходимое, что отказаться от неё он не просто не может или не хочет, он чувствует себя как бы обязанным или обречённым продолжать играть и далее, осознавая игровые побуждения как неотъемлемую часть собственной личности.

Предыдущая страница Следующая страница