Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ - процесс развития человеком своих потенциальных способностей.

* * *

(self-actualization) - 1. термин, первоначально введённый автором организменной теории К. Гольдштейном для обозначения ведущего для человека мотива осознавать и реализовать все свои потенциальные возможности; 2. в теории личности А. Маслоу - «вершинный» уровень психологического и личностного развития, который может быть достигнут при следующих условиях: а) удовлетворение всех базовых, дефицитарных потребностей, после чего появляется возможность «актуализации» имеющегося у любого человека потенциала креативности, добра и безграничного роста его личности, и б) что сам человек не ограничивает себя в своём саморазвитии или этому не препятствуют некие объективные внешние обстоятельства.

* * *

(от лат. действительный, настоящий) - одно из концептуальных понятий гуманистической психологии. По взглядам А. Маслоу, С.- это желание стать большим, чем являешься; это потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Этот путь труден, он связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он же путь к полноценной, внутренне богатой жизни. Человек, вышедший на уровень С., не отягощен завистью, злобой, цинизмом, дурным вкусом, он не склонен к депрессии и пессимизму, эгоизму и т. д. Понятие «самоактуализация» было предложено психотерапевтом К. Гольдштейном в книге «Организм. Холистический подход» (1939). Автор считал, что любой организм, и в особенности человеческий, стремится к актуализации тех возможностей, которые заложены в нем от природы. Процесс выявления этих возможностей Гольдштейн и назвал самоактуализацией, рассматривая ее в качестве основного мотива и цели человеческой жизни.

Понятие «С.» в центре концепции одного из популярных психологов XX в.- К. Роджерса (1902-1987). Для него С. - сила, которая заставляет человека развиваться на самых различных уровнях, определяя и его овладение моторными навыками, и высшие творческие взлеты. Человек, полагает Роджерс, имеет врожденную тенденцию жить, расти, развиваться. Все потребности подчинены этой тенденции - они должны быть удовлетворены в целях позитивного развития. Ребенок должен знать, что он любим, независимо от того, что он делает, тогда потребность в положительном отношении и самоотношении не будет в противоречии с потребностью в самоактуализации. Жесткость, антисоциальность, незрелость - результат страха и психологической защиты. Задача психолога - помочь человеку открыть свои позитивные тенденции, которые на глубинных уровнях присутствуют у всех, пробудить, поддержать стремление к возможно полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В. Франкл считал, что реализация себя как жизненная цель, по сути дела, крайне эгоцентрична. Необходимо обращение к другим, смысловым категориям бытия, и тогда самоактуализация будет лишь средством достижения особых «смысловых», «надличностных» целей бытия.

* * *

(от позднелат. actualis - действительный, настоящий) - желание стать всем, чем возможно; потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала (по А. Маслоу). Одно из концептуальных понятий гуманистической психологии. Человек, вышедший на уровень С., не отягощен завистью, злобой, цинизмом, дурным вкусом, он не склонен к депрессии и пессимизму, эгоизму и т. д. Понятие «С.» было предложено психотерапевтом К. Гольдштейном в книге «Организм. Холистический подход» (1939). С. является центром концепции одного из популярных психологов ХХ в. - Карла Роджерса (1902-1987). Для него C. - сила, которая заставляет человека развиваться на самых различных уровнях, определяя и его овладение моторными навыками, и высшие творческие взлеты. Человек, полагает Роджерс, имеет врожденную тенденцию жить, расти, развиваться. Все потребности подчинены этой тенденции - они должны быть удовлетворены в целях позитивного развития. Жесткость, антисоциальность, незрелость и т. п. - результат страха и психологической защиты. Задача психолога - помочь человеку открыть свои позитивные тенденции, которые на глубинных уровнях присутствуют у всех, пробудить, поддержать стремление к возможно полному выявлению и развитию своих личностных возможностей (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, 1996). Отсутствие возможностей С. является одной из глубинных причин конфликтов. Создание условий для С. ребенка в семье и школе, взрослого на работе и в обществе - важная предпосылка профилактики многих видов конфликтов.

В начало словаря