Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "С" (часть 7, "СЕР"-"СИМ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 7, "СЕР"-"СИМ")

СЕРЕЙСКОГО СМЕСЬ

СЕРЕЙСКОГО СМЕСЬ (Серейский, 1955) - порошки, содержащие фенобарбитал, бромизовал, кофеин, папаверина гидрохлорид и кальция глюконат. Назначается при лечении эпилепсии, которая проявляется полиморфными припадками.

СЕРИАЦИИ ОПЕРАЦИИ

СЕРИАЦИИ ОПЕРАЦИИ [лат. series - ряд; operetio - действие, дело] - выстраивание объектов в порядке возрастания или убывания к.-л. признака. По определению Ж. Пиаже, С. о. заключаются в объединении асимметричных транзитивных отношений в систему. Например, ребенку дается определенное число неравных отрезков А, В, С, Д и задание расположить их в порядке возрастания длины. На дооперациональной стадии развития ребенок не способен это делать систематически: он сравнивает случайно выбранные пары А/Е, С/Д, А/Д и т.д. и соотносит результаты. Со . или не получается, или получается случайным, а не систематическим способом. На конкретно-операциональной стадии развития интеллекта, примерно с 7-8 лет, ребенок использует систематический метод для решения вышеуказанной задачи: он выбирает наименьший из отрезков, потом наименьший из оставшихся и т.д. и, таким образом, легко и систематически строит серию отрезков в порядке возрастания длины. Таким образом, С. о. предполагают не только сравнение объектов (А>В), но и координацию отношений «больше-меньше» между собой, т.е. их транзитивность (если А>В и В>С, то А>С). С. в речевом плане (предполагаемая, например, тестом Бурта: «Эдит более светлая, чем Сюзанна; Эдит более темная, чем Лили; какая из девочек самая темная?») требует формальных операций и становится доступной ребенку в 11-12 лет. Логическая структура С о . полностью аналогична структуре классификации, с той только разницей, что если в классификации используется операция, состоящая в объединении индивидов в классы и классов друг в друга, то Со . объединяет операции соединения асимметричных отношений, которые выражают различия между этими индивидами (классами). Как и для операций классификации, Пиаже выделяет не только простую Co ., но и так наз. мультипликативную Co ., в которой две системы отношений умножаются друг на друга. А.Г. Лидере, Д.В.Ушаков

СЕРИИ СНОВИДЕНИЙ МЕТОД

СЕРИИ СНОВИДЕНИЙ МЕТОД - методика исследования сновидений. Индивид ведёт дневник сновидений (записывая их тотчас после пробуждения) до тех пор, пока их не накопится около 50 или более. Затем весь набор сновидений изучается с целью выявить какие-то модели, повторяющиеся темы и др.

СЕРИЙНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

СЕРИЙНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - вообще - поведение, которое состоит из ряда реакций или действий, когда порядок, в котором они осуществляются, является особенно важной его характеристикой.

СЕРИЙНЫЕ СНОВИДЕНИЯ

СЕРИЙНЫЕ СНОВИДЕНИЯ - термин пациентов, обозначающий сновидения, иногда длящиеся десятилетиями и продолжающиеся, по их словам, «частями», «сериями». После каждой новой порции сновидения (следующей за сновидением в ту же ночь или позже, иногда спустя месяцы и даже годы) следует «продолжение» сновидения, начинающееся обычно с того же места, где оно закончилось. Некоторые пациенты сообщают о том, что перед появлением очередной «серии», наблюдается сон, в котором содержится краткое содержание предыдущих «серий». Серийные сновидения встречаются при различных психических расстройствах и в продромальном их периоде, а также у приблизительно у 5-6% считающихся психически здоровыми людей.

СЕРОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ

СЕРОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ (лат. serum - сыворотка логия) - реакция соединения антигена с антителом, сопровождающаяся указывающими на этот процесс такими явлениями, как: а) преципитация; б) агглютинация; в) связывание комплемента.

СЕРОТОНИН

СЕРОТОНИН - нейротрансмиттер, находящийся в нервных «дорожках» периферийного ганглия, в ЦНС и других тканях. Это «ингибиторный» нейротрансмиттер, действие которого проявляется в различных психологических процессах, включая боль, сон, аффекты (в психопатологии это в первую очередь депрессия и биполярное аффективное расстройство). Многие тимоаналептики, особенно антидепрессанты последних поколений, обладают способностью избирательно тормозить обратный захват серотонина пресинаптической мембраной, увеличивать концентрацию серотонина в синаптической щели, чем и объясняется их терапевтическое действие.

СЕРЬЁЗНЫЙ

СЕРЬЁЗНЫЙ (лат. serius - серьёзный, важный) - 1. значительный, играющий существенную роль; 2. разг. - лишённый чувства юмора, всё воспринимающий буквально, вне контекста происходященго.

СЕРЬЕЗНЫЙ РАЗГОВОР

СЕРЬЕЗНЫЙ РАЗГОВОР - важный по содержанию и по тону. Ср. крупный разговор.

СЕСТЬ НА СВОЕГО ЛЮБИМОГО КОНЬКА

Ср. идея фикс.

СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА

СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА - представление деятельности оператора решению той или иной задачи управления в виде сетевой модели. Для ее построения деятельность оператора разбивается на ряд отдельных действий, имеющих вполне определенный смысл. Такими действиями могут быть нажатие кнопки, включение тумблера, движение руки к органу управления, перемещение взгляда, опознание характеристики объекта и т. п. На языке сетевых моделей эти действия называются работами, а моменты их завершения - событиями. Каждая работа должна быть в конечном итоге охарактеризована двумя параметрами - математическим ожиданием и дисперсией продолжительности (времени выполнения) этой работы.

СЕТЕВЫЕ МОДЕЛИ

СЕТЕВЫЕ МОДЕЛИ - 1. класс моделей семантической памяти, в которой, как предполагают, отдельные её простые единицы (энграммы) каким-то образом взаимосвязаны. Например, в такой модели нет специальной «ячейки» для понятия «дерево». Последнее, гипотетически, формируется из ряда элементов, таких, как, «растение», «ствол», «крона» и т.д., каждое из которых, в свою очередь, образуется таким же образом, из ещё более простых единиц, а «дерево», соответственно, включается далее в систему более сложных категорий. Данный подход констатирует факт существования иерархии понятий, но он не разъясняет того, как следует понимать процесс, в ходе которого множество единиц образа или понятия моментально объединяются в одно целое при воспоминании или представлении чего-либо; 2. класс моделей научения и памяти, представляющих современный когнитивизм (наук, изучающих познавательные процессы человека).

СЕТКА МЕНЕДЖМЕНТА

СЕТКА МЕНЕДЖМЕНТА - «сетка управляющего», поле интересов руководителя, в соответствии с которыми определяются приоритеты в его деятельности. Предложена американскими психологами Р. Блейком и Дж. Мутоном. Вертикальная ось С. м. определяет степень напористости, ориентации на свои интересы, а горизонтальная - степень корпоративности, ориентации на интересы работающих. На основе С. м. К. Томасом и Р. Килменном разработан метод определения стратегий поведения в конфликте. См. Томаса К. опросник

СЕТЧАТКА

СЕТЧАТКА - одна из оболочек задней части глаза, обеспечивающая восприятие информации, которая содержится в световом диапазоне электромагнитного излучения. Обычно упоминается о трёх основных её слоях: 1. слое ганглиозных клеток; 2. слое биполярных клеток и 3. фоторецепторном слое. Последний слой содержит около 115 млн палочек, ответственных за зрение при слабом освещении, и 6 млн колбочек, отвечающих за цветное зрение и восприятие тонких деталей. Упомянутые числа дают наглядное представление об общем числе рецепторов в организме человека и том грандиозно большом объёме информации, который человеческий мозг постоянно воспринимает и обрабатывает на протяжении всей жизни человека.

СЕТЬ НЕРВНАЯ

Совокупность функционально взаимосвязанных нейронов и их аксонов.

СЕТЬ ПЕТРИ

СЕТЬ ПЕТРИ - математическая модель дискретных систем с параллельно функционирующими и асинхронно взаимодействующими компонентами. Предложена немецким ученым К. Петри в начале 60-хгг. Графически С. П. представляет собой двухдольный ориентированный мультиграф с вершинами двух типов: переходами (моделирующими события в дискретной системе) и позициями (моделирующими предусловия выполнения события и постусловия, возникающие после события). Позиции графически обозначаются кружочками, переходы - черточками. Направленное ребро может связывать только позицию и переход. Кроме того, задается начальная разметка позиций: каждой из них сопоставляется одно из чисел 0, 1, 2 , ... (число маркеров или фишек). Этим числом моделируется некоторая емкость позиций, количество ресурсов в ней. По отношению к переходам позиции могут быть входными или выходными. Некоторый переход t называется возбужденным или разрешенным (и может сработать), если число фишек его входной позиции р не меньше числа ребер, ведущих из р в t. Срабатывание возбужденного перехода заключается в удалении из каждой его входной позиции р числа фишек, равного числу ребер, ведущих из р в t, и добавлении в каждую его выходную позицию q числа фишек, равного числу ребер, ведущих из t в q. В результате срабатывания перехода получается новая разметка С. П. Два возбужденных перехода с общими позициями не должны срабатывать одновременно. С помощью С. П. моделируются не временные, а причинно-следственные связи. С. П. широко применяются для моделирования различных систем. В инженерной психологии и эргономике С. П. используют для описания, проектирования и исследования деятельности оператора, определения показателей качества его деятельности, расчета надежности СЧМ (Л. Д. Потебня).

СЕЧЕНОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЖАТИЕ ИНФОРМАЦИИ

СЖАТИЕ ИНФОРМАЦИИ (сжатие данных) - представление информации (данных) меньшим числом битов по сравнению с первоначальным. Основано на устранении избыточности. Различают С. и. без потери информации и с потерей части информации, несущественной для решаемых задач. К первой группе относятся методы кодирования, использующие статистику потока сигналов для получения выигрыша в среднем, напр., кодирование короткими комбинациями символов более часто встречающихся элементов сообщения (код Морзе). Ко второй группе относятся методы, основанные на различных аппроксимациях данных (приближенно выраженных каких-либо величин), напр., кодирование непрерывной кривой дискретными отсчетами, основанное на теореме Шеннона - Котельникова. По способу устранения избыточности все методы Си. делятся на три группы: 1) структурные, предусматривающие дискретное строение массивов информации и предполагающие их простейшее кодирование; 2) статистические, определяемые понятием энтропии как меры неопределенности, учитывающий вероятности появления, а следовательно, и информативность тех или иных сообщений (см. выше); 3) семантические, учитывающие целесообразность, ценность, полезность или существенность информации. При инженерно-психологическом проектировании для уменьшения времени и вероятности ошибочных действий оператора при вводе и считывании информации С. и. является основным методом создания компактных систем ввода и систем отображения информации, поскольку возможности их пространственного уплотнения ограничены психофизиологическими особенностями оператора. Для этого используются все рассмотренные методы исключения избыточности, обеспечивающие минимизацию числа кнопок, их размещение на панели управления с учетом структуры системы управления, числа команд и частоты обращения к кнопкам пульта. Аналогичное делается для создания компактных систем отображения информации вызывного типа с учетом возможного числа сигналов, вероятности их поступления, а также важности и срочности их обработки.

СИБАЗОН

СИБАЗОН (Sibazonum, Apozepam, Densedin, Diazepam, Saromet, Serensin, Vatran, Седуксен, Реланиум и др.) - один из основных безодиазепиновых транквилизаторов. Сибазон показан к применению при лечении различных нервно-психических расстройств (неврозов, психопатий, различных неврозо- и психопатооподобных состояний с тревогой, страхом, раздражительностью, нарушениями сна, обсессивно-фобической и сенестоипохондической симптоматикой), для купировании психомоторного возбуждения, тревожной ажитации, эпилептического статуса, спастических состояний, алкогольной абстиненции, а в соматической медицине - при лечении зудящих дерматозов, язвенной болезни желудка, сердечной аритмии, при подготовке к хирургической операции. В детской психоневрологической практике применяется при лечении невротических и неврозоподобных состояний, головных болей, энуреза, нарушений настроения и поведения. Противопоказания к назначению, побочные явления терапии, в основном, такие же, как и при лечении хлозепидом.

СИБСЫ

СИБСЫ (англ.) - 1. родные братья и сёстры (сокращённое «сиблинги»). Термин используется в психиатрической генетике. Синоним: Сиблинговая группа; 2. в антропологии - группа родственников, состоящая из всех прямых потомков одного человека. Иногда эту группу по мужской линии обозначают термином «род», по женской линии - термином «клан», а по обеим линиям - термином «сиб».

СИГНАЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИГНАЛИЗАТОР СЧМ

СИГНАЛИЗАТОР СЧМ - разновидность индикатора, предназначенного для предъявления человеку-оператору сведений в тех случаях, когда требуется специальное привлечение его внимания. Привлечение внимания требуется при поступлении особо важных сигналов, возникновении отказов и неисправностей в аппаратуре, нарушении хода технологического процесса, совершении оператором ошибок при вводе информации и др. случаях, требующих немедленного реагирования. Для этого применяются визуальные и звуковые С. При использовании визуальных С. для привлечения внимания оператора используется мерцание (проблесковое свечение), применение индикатора больших размеров или с повышенной яркостью свечения. Хороший результат дает цветовое кодирование (напр., красный цвет - сигнал опасности). Визуальные С. располагают обычно отдельно от других индикаторов. Это обеспечивает лучшее обнаружение таких С. В особо ответственных случаях визуальный сигнал дублируется звуковым сигналом для лучшего привлечения внимания оператора. Звуковые С. могут давать информацию оператору в виде закодированных неречевых сообщений или в виде словесных сигналов предупреждения. Звуковые С. должны: 1) обеспечивать привлечение внимания работающего оператора путем неожиданной подачи сигнала, изменением уровня звукового давления, модуляции по частоте и уровню, увеличением длительности звучания, частоты следования; 2) сообщать оператору об отказе или изменениях в СЧМ; 3) не перегружать слуховой анализатор работающего оператора; 4) не отвлекать внимание других операторов и не мешать речевой связи; 5) не утомлять работающего оператора, не оглушать его при увеличении уровня звукового давления сигнала и не путать его при неожиданном появлении, что может привести к нарушению деятельности. В качестве звуковых С. неречевых сообщений используются зуммеры, звонки, гудки, сирены, свистки и пр. Параметры генерируемых ими сигналов должны соответствовать возможностям слухового анализатора человека. При маскировке звукового сигнала шумовыми и тональными помехами необходимо предусмотреть меры, способствующие выделению оператором полезного сигнала на фоне помех. Для формирования словесных сигналов предупреждения применяются синтезаторы речи, читающие автоматы, магнитофонная запись.

СИГНАЛЬНАЯ ТРЕВОГА

СИГНАЛЬНАЯ ТРЕВОГА - в психоанализе - тревога, представляющая ответ Эго на внутреннюю опасность и побуждающая систему бессознательного индивида использовать защитные механизмы. Например, такая тревога будит человека до того, как сновидение превратится в кошмар.

СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ - в теории И.П.Павлова - нейрофизиологические структуры головного мозга человека, в информационных процессах в которых используются разные знаковые системы: в первой сигнальной системе - это сенсорные стимулы (ощущения, наглядные образы), во второй сигнальной системе - слова, язык. Аналогичным образом представляются психические процессы и в психоанализе, в котором различаются первичные процессы и вторичные процессы (см. Бессознательное). Вообще термин «сигнальная система» часто употребляется в отношении систем коммуникации нечеловеческих биологических видов.

* * *

(от лат.signum - знак и греч. systema - целое, соединение) - первая и вторая С.с. (1-я С.с., 2-я С.с.) способы регуляции поведения животных существ в окружающем мире, свойства которого воспринимаются головным мозгом в виде сигналов, либо непосредственно улавливаемых органами чувств как ощущения цвета, звука, запаха и др. (1-я С.с.), либо представленных в знаковой системе языка (2-я С.с.). Термин введен И.П. Павловым для характеристики различий между сигнальной деятельностью головного мозга животных и человека и выявления специфически человеческих типов высшей нервной деятельности.

* * *

(от лат. signum - знак и греч. systema- целое, соединение) - первая и вторая С. с. (1-я С. с, 2-я С. с.) - термины, введенные И. П. Павловым для обозначения двух качественно различных уровней эволюционного развития высшей нервной деятельности. Совокупность непосредственных условных раздражителей (зрительных, слуховых, тактильных), вызываемых ими возбуждений в анализаторах и условно-рефлекторных процессов называется 1-й С. с. Она присуща как животным, так и человеку. Совокупность словесных сигналов, вызываемых ими нервных процессов и система возникающих на этой основе временных нервных связей называется 2-й С. с. Поскольку слово является орудием отвлечения и обобщения, 2-я С. с. обеспечивает более высокий уровень отражения, чем 1-я С. с. Она присуща только человеку. 2-я С. с. является высшим регулятором нервной деятельности и поведения человека. Это означает, что поведение человека детерминируется не столько непосредственными чувственными воздействиями действительности, сколько ее опосредованным отражением в форме сложных систем словесных связей. Наряду с этим 2-я С. с. часто изменяет и подчиняет себе протекание нервных процессов, вызываемых непосредственными раздражителями 1-й С. с. Несмотря на принципиальное отличие первосигнальных и второсигнальных процессов, в норме всегда имеет место их взаимодействие. На основе относительного преобладания у человека 1-й или 2-й С. с. выделяются специфические человеческие типы высшей нервной деятельности - художественный (преобладание 1-й С. с ) , мыслительный (преобладание 2-й С. с.) и средний (относительно одинаковая роль 1-й и 2-й С. с ) .

СИДЕНГАМА ХОРЕЯ

СИДЕНГАМА ХОРЕЯ (Sudenham, 1636) - нейроревматизм (см.).

* * *

(по имени английского врача Th. Sydenham, 1624-1689; синонимы - пляска святого Витта, малая хорея, ревматическая хорея) - проявление ревматического энцефалита с поражением мозжечка и его ножек; в современной клинической практике встречается крайне редко. Возникает почти исключительно в детском и юношеском возрасте (5-15 лет), появление ее в более старшем возрасте расценивают как васкулит центральной нервной системы (чаще при системной красной волчанке). Связана с образованием антинейрональных антител, взаимодействующих с антигенами базальных ганглиев. Обычно возникает через несколько месяцев после острого приступа ревматизма, поэтому нередко у больных не удается выявить других признаков ревматизма или стрептококковой инфекции. Проявляется двусторонним или односторонним (гемихорея) гиперкинезом, возникающим остро или под-остро, с нарастанием в течение 2-4 недель. При вовлечении гортани и языка развиваются дизартрия и нарушение глотания. В легких случаях могут быть лишь гримасничанье и манерные жесты (следствие стремления больного придать непроизвольным движениям видимость целенаправленных). Кроме того, характерны мышечная гипотония (при так называемой мягкой хорее она «маскирует» хорею), снижение сухожильных рефлексов, «застывающий» коленный рефлекс (продленное хореическое сокращение четырехглавой мышцы бедра при повторном постукивании по ее сухожилию). Часто выявляют психические изменения (аффективная лабильность, тревожно-депрессивные и навязчивые состояния, снижение внимания и памяти), вегетативные нарушения (лабильность артериального давления, тахикардия). В большинстве случаев гиперкинез спонтанно регрессирует в течение 3-6 месяцев. Возможны рецидивы заболевания, в том числе на фоне беременности, приема оральных контрацептивов, психостимуляторов, препаратов леводопы, дифенина. В отдаленном периоде у части больных, перенесших хорею Сиденгама, выявляют смазанность речи, неловкость движений, тремор, тики, астенические, навязчивые или тревожно-депрессивные расстройства. Лечение: постельный режим в остром периоде, малые дозы бензодиазепинов или барбитуратов, в более тяжелых случаях применяют нейролептики, вальпроевую кислоту или карбамазепин. Используют глюкокортикоиды, плазмаферез, внутривенный иммуноглобулин. Перенесшим хорею Сиденгама в течение 5 лет необходима профилактика бензатином бензилпенициллином.

T. Sydenham. Schedula monitoria de novae febris ingressu. Londini, 1686; p. 25-28.

СИКАРА - КОЛЛЕ СИНДРОМ

СИКАРА - КОЛЛЕ СИНДРОМ (описан J. A. Sicard и одновременно французским оториноларингологом F. J. Collet, 1870-1966) - поражение языкоглоточного (IX), блуждающего (X), добавочного (XI) и подъязычного (XII) нервов сразу по их выходе из полости черепа: сочетание одно-или двусторонних параличей мышц голосовой складки, мягкого нёба и грудино-ключично-сосцевидной мышцы с анестезией гортани, глотки, мягкого нёба и корня языка. Наблюдается при опухолях (чаще - метастатических) в зоне яремного отверстия; переломах основания черепа, линия которых проходит через яремное отверстие.

J. A. Sicard. Syndrome du carrefour condylodechire posterieur (type pur de paralysie des quatre derniers nerfs craniens). Marseille medical, 1916-1917; 53: 385-397.

F. J. Collet. Sur un nouveau syndrome paralytique pharyngo-larynge par blessures du guerre (hemiplegia glosso-laryngo-scapulo-pharyngee). Lyon medical, 1916; 124: 121-129.

СИКАРА - РОБИНО СИНДРОМ

СИКАРА - РОБИНО СИНДРОМ (синдром Вейзенбурга - Сикара - Робино; описан американским врачом T. H. Weisenburg, 1876-1934, позднее - французскими неврологом R. Sicard и анатомом М. Robineau; синоним - глоссофарингеальная невралгия) - невралгия языкоглоточного нерва: острая приступообразная боль, начинающаяся в корне языка или миндалине и распространяющаяся на нёбную занавеску, горло, ухо, иногда иррадиирующая в глаз, угол нижней челюсти, шею. Возникновение боли могут провоцировать прием горячей, холодной или твердой пищи, движения языка, зевание, кашель. Длительность болевых приступов 1-3 минуты, интервалы между ними неодинаковы. Возможные причины заболевания: перегиб и сдавление языкоглоточного нерва в месте его соприкосновения с задненижним краем шило-глоточной мышцы, сдавление корешка нерва уплотненной позвоночной или задней нижней мозжечковой артериями, воспалительные и опухолевые процессы или аневризмы в задней черепной ямке. Показана терапия основного заболевания; симптоматически применяют местные анестетики.

T. H. Weisenburg. Cerebellopontine tumor diagnosed for six years as a tic doloreux. The symptoms of irritation of the ninth and twlfth cranial nerves. Journal of the American Medical Association, Chicago, 1910; 54: 1600-1604.

R. Sicard, Robineau. Algie velo-pharyngee-essentielle. Traitement chirurgical. Revue neurologique, Paris, 1920; 27: 256-257.

СИЛА

СИЛА (общеславянск., имеет соответствие в балтийских языках, например, лит. siela - убеждение, беспокойство) - в нейрофизиологии - работоспособность нервной системы, характеристика процессов её возбуждения.

* * *

амплитуда характеристики звуковых волн; определяется звуковой энергией, приходящейся на единицу времени и единицу площади, перпендикулярной направлению распространения звуковых волн. Выражается величиной звукового давления (единица измерения в системе СИ - Ньютон на квадратный метр, Н/м2) и интенсивностью звука (ватт на квадратный метр, Вт/м2). Минимальное значение С. з., при котором звук становится слышимым, называется порогом слышимости. Уровень С. з. над порогом слышимости измеряется в децибелах (дБ). Уровню С. з. при пороге слышимости, равному 0 дБ, соответствует звуковое давление 2 10 -5 Н/м2 и интенсивность звука 1 10-12 Вт/м2. Болевой порог равен 103 дБ, или б, 3 107 Н/м2. Уровнем С. з. определяется уровень его громкости, измеряемый в фонах. 1 фон соответствует уровню С. з. 1 дБ при частоте 1000 гц.

СИЛА В СОЦИАЛЬНОМ КОНФЛИКТЕ

СИЛА В СОЦИАЛЬНОМ КОНФЛИКТЕ - возможность и Способность сторон конфликта реализовать свои интересы вопреки противодействию противника (оппонента).

СИЛА ВОЛИ

СИЛА ВОЛИ - 1. общее значение - сознательный, добровольный выбор в ситуации альтернативы; 2. в работах ранних интроспекционистов - сложное соотношение кинестетических ощущений и образов, которое возникает наряду с осознанием цели или задачи действий или мыслей человека; 3. в бытовом значении - способность индивида заставить себя делать что-либо против своего желания.

* * *

см. Воля.

В чертах Волка Ларсена не было ничего порочного. Его лицо тоже избороздили глубокие морщины, но они говорили лишь о решимости и силе воли (Дж. Лондон, Морской волк).

См. картину Ф. Гойи «Портрет Исабеллы Кобос де Порсель».

СИЛА ДУХА (ТВЕРДОСТЬ ДУХА)

СИЛА ДУХА (ТВЕРДОСТЬ ДУХА) - высокая духовная, душевная стойкость.

Там, за далью непогоды,

Есть блаженная страна:

Не темнеют неба своды,

Не проходит тишина…

Но туда выносят волны

Только сильного душой!..

Смело, братья, бурей полный,

Прям и крепок парус мой!

(Н. Языков, Пловец)

СИЛА МЫШЦ

Ее градации по 6-балльной «Шкале Мед. исследовательского Совета ВОЗ»:

0 - нет видимых сокращений мышечных волокон;

1 - наблюдаемое или пальпируемое сокращение мышц без движений;

2 - минимальные движения при отсутствии нагрузки;

3 - движения с преодолением легкого сопротивления;

4 - движения с преодолением силы тяжести и небольшого сопротивления;

5 - нормальная мышечная сила, т.е. при значительном внешнем сопротивлении.

СИЛА НЕРВНОЙ ВОЛНЫ

СИЛА НЕРВНОЙ ВОЛНЫ - свойство нервной системы, характеризующее ее выносливость, работоспособность и проявляющееся в следующем: 1) способности нервной системы, не переходя в тормозное состояние (торможение) выдерживать либо очень сильное, либо длительное (хотя и не сильное) возбуждение; 2) тормозящем действии посторонних раздражителей. Чем слабее нервная система, тем раньше нервные центры переходят в состояние утомления и охранительного торможения С. н. с. связана также с чувствительностью, лица со слабой нервной системой имеют более высокую чувствительность. С. н. в. является профессионально важным качеством для целого ряда операторских профессий. Лица с сильной нервной системой более приспособлены для работы в экстремальных условиях, лучше выдерживают высокий темп работы, они лучше приспособлены к работе в условиях помех и пр. В то же время лица со слабой нервной системой лучше приспособлены для выполнения однообразной монотонной работы, они лучше реагируют на сигналы малой интенсивности, чем люди с сильной нервной системой. Поэтому сила и слабость нервной системы не являются абсолютными качествами; могут существовать различные ситуации, в которых лучше проявляется то или иное из этих свойств нервной системы.

СИЛА СВЕТА

СИЛА СВЕТА - векторная величина, характеризующая зависимость мощности светового излучения источника света от направления. Количественно С. с. определяется мощностью светового излучения в данном направлении внутри единичного телесного утла, вершина которого совпадает с источником света. Единица измерения С. с. называется канделой, она является шестой основной единицей в системе СИ, позволяющей распространить эту систему единиц измерений на всю оптику. Через кд. определяются все остальные световые единицы: люкс, люмен и др. Кд. называется 1/60 С. с, создаваемой одним квадратным сантиметром плоской поверхности расплавленной платины при температуре ее затвердевания (2046 град.К) по направлению перпендикуляра к этой поверхности. На практике эта единица воспроизводится с помощью специальных эталонных ламп накаливания. Сравнением с С. с. эталонных ламп определяется С. с. других источников излучения. Помимо рассмотренной векторной величины С. с, зависящей от направления излучения, для реальных источников часто используют понятие средней сферической С. с, которую определяют как частное от деления полной мощности светового излучения источника света на 4 р.

СИЛА ЧЕЛОВЕКА

СИЛА ЧЕЛОВЕКА - способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Различают следующие разновидности С. ч.: 1) динамическая С. ч.- С. ч., проявляющаяся при движениях; 2) статическая С. ч.- С. ч., проявляющаяся при изотермическом напряжении мышц; 3) амортизационная с.- С. ч., проявляющаяся при уступающих воздействию движениях; 4) взрывная С. ч . - способность проявить С. ч. большой величины в течение очень короткого времени. С. ч. и развиваемые им в процессе работы усилия используются в физиологии труда для определения энерготрат организма, определения степени тяжести труда, определения норм переноски тяжестей и пр. В инженерной психологии из силовых характеристик наиболее часто учитывается сила руки. Ее величина зависит от положения руки по отношению к туловищу, направления и характера движения, используемой руки (правая и левая). Наибольшая сила развивается при толкании от себя и вытягивании на себя. При этом значительное преимущество имеется тогда, когда рука вытянута вперед. По силовой характеристике толкающие движения несколько превосходят вытягивающие. Знание силы руки важно для определения допустимого сопротивления органов управления. При этом нужно также учитывать, что от величины мышечного усилия зависят скорость и точность двигательных реакций, а также устойчивость руки.

СИЛА Я

СИЛА Я - в психоанализе - степень самостоятельности личности, её способности преодолевать проблемы, связанные с внешними влияниями.

СИЛЛОГИЗМ

СИЛЛОГИЗМ (греч. syllogismos) - дедуктивная формула из трёх суждений, два из которых служат посылками, а третье - выводом из этих посылок. В классическом случае, где используются только три термина, различаются: 1. категорический силлогизм (например: все словари скучны, эта книга - словарь, следовательно, эта книга наводит скуку); 2. условный силогизм (например: если политики лгут нам, мы расстраиваемся; политики, как известно, лгут; следовательно, мы расстраиваемся); 3. разделительный силлогизм (например: мэр является обманщиком либо глупцом; мэр - честен; следовательно, мэр - глупец).

* * *

(от греч. syllogismos) - умозаключение, состоящее из двух или более суждений (посылок), из которых следует третье суждение (вывод). Делать подобного рода умозаключения часто приходится операторам, деятельность которых связана с принятием решения. Так, диспетчерам и операторам сложных систем нередко приходится принимать решение о преобладании одного параметра над другим не путем их прямого изменения, а на основании сравнения с третьим параметром. В абстрактной форме эти решения можно представить как: А значительно больше Б Б несколько меньше В В ? А. Аналогичным образом можно моделировать часто встречающиеся в деятельности оператора решения о степени возможности событий: А менее возможно, чем Б Б несколько возможнее В В ? А. С помощью набора подобных задач (подставив вместо символов конкретные параметры) удается выяснить, в какой мере тот или иной специалист справляется с теми элементами трудового процесса, которые представляют собой детерминированные умозаключения. Психологические исследования показывают, что при решении двухпосылочных С. испытуемые используют или наглядно-образное сопоставление терминов С. либо понятийное. При этом процесс решения может осуществляться либо как полное развернутое умозаключение (если человек применяет общее правило вывода нового знания из известных положений к конкретному случаю; при этом отчетливо осознаются обе посылки С. и процесс их сопоставления в «уме»), либо как свернутое умозаключение (энтиема) - саморазъяснение, когда человек, делая правильный вывод, не осознает одной из посылок. В деятельности оператора встречаются оба типа решений. При первых встречах с задачами типа С. (порядка 20...30 реализаций) осуществляется умозаключающее решение. Затем происходит переход на свернутый алгоритм, что приводит к сокращению времени и повышению надежности решения задачи.

СИЛЬВИЕВ ВОДОПРОВОД

СИЛЬВИЕВ ВОДОПРОВОД - канал в среднем мозге, идущий от заднего конца третьего желудочка к четвёртому желудочку.

СИМАНОВСКОГО - ПЛАУТА - ВЕНСАНА АНГИНА

СИМАНОВСКОГО - ПЛАУТА - ВЕНСАНА АНГИНА - см. Венсана ангина.

СИМБИОЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИМБИОТИЧЕСКАЯ ФАЗА

СИМБИОТИЧЕСКАЯ ФАЗА (symbolic phase) - в теории объектных отношений - восприятие младенцем себя и заботящегося взрослого как две части одного организма.

СИМВОЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИМВОЛ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ

СИМВОЛ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ - в психоанализе - представление, которое обозначает вытесненное психическое отображения некоего объекта, имеющее сугубо индивидуальное значение и не считающееся связанным с какой-либо глубинной или универсальной символизацией.

СИМВОЛ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ

СИМВОЛ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ - в психоанализе - представление, которое обозначает вытесненное психическое отображение некоего объекта, имеющее всеобщее значение.

СИМВОЛИЗМ

СИМВОЛИЗМ - в отличие от общепринятой системы символов, усматривание больными обычных символов там, где они не играют символической роли.

СИМВОЛИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИМВОЛИКА СИМПТОМА

СИМВОЛИКА СИМПТОМА - в психоанализе - скрытый смысл симптома, замаскированное выражение бессознательных, неприемлемых в силу деструктивного, с позиции сознания, содержания побуждений.

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - любой психологический процесс, основывающийся на использовании символов каких-либо объектов, явлений, процессов. Синонимы: Символизация, Символическое представление.

СИМВОЛИЧЕСКОЕ

СИМВОЛИЧЕСКОЕ - термин, использованный психоаналитиками для проведения различий между явлениями и структурами, характеризующимися специфическим отношением к реальности.

З. Фрейд использовал термин «символический» при описании различных методов интерпретации сновидений. Так, в работе «Толкование сновидений» (1900) он различал «символическое толкование», основанное на представлении сновидения как некоего целого и замене его другими понятиями, отражающими аналогичное содержание, и метод «расшифровывания», представляющий сновидение в качестве условного шифра, в котором каждый знак может быть заменен при помощи заранее составленного ключа другим знаком общеизвестного смысла и значения.

В более широком плане, выходящем за рамки толкования сновидений, З. Фрейд говорил о символическом применительно к ошибочным действиям и невротическим симптомам. Он не использовал понятие «символическое» при различении неврозов и психозов, «Я-либидо» и «объект-либидо», а также размышлении о «Я-идеале» и «идеале Я», однако по сути дела и в том, и в другом случае речь шла о психоаналитическом понимании отношений между реальностью, фантазиями, воображаемыми представлениями и символическим восприятием их, что позднее стало важным объектом исследования у французского психоаналитика Ж. Лакана (1901-1981), который считал, что весь аналитический опыт разворачивается «на стыке воображаемого и символического».

С точки зрения Ж. Лакана, настройка воображаемого зависит от символической связи между людьми. Символическая связь - это то, что люди определяют себя посредством закона. Каждый человек определяет свое собственное Я, исходя из обмена символами. В конечном счете именно «символическое отношение определяет положение субъекта в качестве видящего» и именно слово, символическая функция, «определяет большую или меньшую степень совершенства, полноты, приблизительности воображаемого». Это означает, что положение человека в структуре воображаемого постигается лишь через осознание того, что направляющая инстанция находится по ту сторону воображаемого, на уровне символического, проистекающего из вербального обмена между людьми.

Ж. Лакан исходил из того, что все человеческие существа участвуют в символическом мире. Они включены в него, переживают его и являются его носителями. Посредством символического регистра происходит конструирование человека как такового. Символическое связано со словом, языком и в этом качестве оно является значимым для психоаналитической теории и практики. На основе подобных представлений о символическом Ж. Лакан вычленил три уровня или три регистра (реальное, воображаемое и символическое), изучение соотношения которых способствует психоаналитическому пониманию желаний человека и возникновения невротических заболеваний, связанных с их реализацией.

СИМВОЛИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ РАЗВИТИЕ

СИМВОЛИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ РАЗВИТИЕ (синонимы: развитие семиотической функции, знаковой функции) [греч. symbolon - знак; лат. functio - исполнение] - появление и дальнейшее совершенствование способности ребенка к представлению (репрезентации) мира, собственных действий и переживаний с помощью знаков и символов. Таким образом, в С. ф. необходимо различать обозначаемое содержание (или просто «обозначаемое») и обозначающие его образования («обозначающее»). Понятие С. ф. введено Ж. Пиаже, который относит ее появление к концу сенсомоторной стадии развития интеллекта (второй год жизни ребенка). В этот период, почти одновременно, появляются 5 основных форм С. ф.: подражание, отсроченная имитация, рисование, воображение (mental images) и речь. Источником С.ф.р. является, по Пиаже, развитие подражания (шире - сенсомоторного интеллекта). Когда на втором году жизни подражание начинает осуществляться или отсроченно, или внутренне, это и знаменует появление С. ф. На этапе сенсомоторного интеллекта обозначающее неотличимо от обозначаемого (как белый цвет молока от самого молока) и имеет образную, метафорическую природу. На следующем этапе развития становится возможной собственно символическая репрезентация, когда в качестве обозначающего выступают символы, по-прежнему образные и имеющие внутреннее сходство с обозначаемым, но уже отделенные от него. Дальнейшее развитие С. ф. определяется тем, что ребенок начинает использовать обозначающее, не только отделенное от обозначаемого, но и не имеющие с ним сходства (знаки речи). Развитие игры, рисования и др. форм С. ф. (2-7 лет) формирует способность ребенка представлять объекты и события, которые отсутствуют в данный момент времени, и создает не ограниченное видимым полем пространство мышления ребенка. Таким образом С. ф. обеспечивает формирование представлений и делает возможной интериоризацию действия в мысль о действии (т.е. в конце концов - в операцию). А.Г.Лидерс, К.Н.Поливанова

СИМВОЛЫ ПОБЕДЫ И ПОРАЖЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ

Достижение определенных целей (в конфликте, в результате Которых победа одной и поражение другой стороны Становится общепризнанным фактором, например, захват столицы противника).

СИМОН

СИМОН (Simon) Теодор (1873-1961) - французский психиатр. Работал врачом в больнице, осуществляя контроль за госпитализацией детей с различными нарушениями. Ознакомление с трудами А. Бине побудило его к личному знакомству, приведшему к плодотворному сотрудничеству (совместно опубликовали более 20 статей). Вместе с Бине, работая в рамках Комиссии по изучению методов обучения умственно отсталых детей, они создали, ставшую в дальнейшем всемирно известной, шкалу измерения интеллекта, названную шкалой Бине-Симона (Methodes neuvelles pour le diagnostic du niveau intellectuel des anormaux, Annee psychologique, 1905, 11) . Эта шкала включала в себя только 30 заданий в порядке возрастания трудности. Вторая версия шкалы, 1908 г., была соотнесена с возрастами от 3 лет до взрослого состояния, а третья, 1911г., была несколько отредактирована и дополнена. В результате научных контактов с С. Ж. Пиаже натолкнулся на тот факт, что ошибки детей при решении тестовых задач носят неслучайный характер. После смерти Бине в 1911 г. С, будучи специалистом прежде всего в медицине, перестал заниматься проблемой создания психодиагностических методик и полностью переключился на психиатрию. Основные труды: Les enfants anormaux. 1907 (совм. с A.Binet); Pedagogie experimentale, 1924; Lстиhomme normal, 1938. И. М. Кондаков

СИМОНА ОЧАГИ

СИМОНА ОЧАГИ (описаны немецким педиатром G. Simon, 1882-1957) - небольшие плотные очаги в верхушках одного или обоих легких, сохраняющиеся после первичной туберкулезной инфекции; реактивация их может обусловить развитие вторичного легочного туберкулеза.

G. Simon. Sekundare Streuherde der Lunge, insbesondere der frUhen Spitzeenherde. Leipzig, 1930.

СИМОНОВ

Павел Васильевич (р. 1926) -российский психофизиолог и нейрофизиолог, автор потребностно-информаци-онной теории эмоций. Д-р медицинских наук (1961), профессор (1969). Директор Института высшей нервной деятельности (с 1982). Д. чл. АН СССР (1987). Академик-секретарь отделения физиологии РАН (с 1988). Гл. ред. Журнала высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова (с 1982). Чл. ряда зарубежных академий наук. Лауреат Государственной премии СССР (1987, в коллективе) за создание и разработку методов диагностики и прогнозирования состояния мозга человека. Окончил военно-медицинскую академию в Ленинграде (1951). Работал там же и в военно-клиническом госпитале. С 1960 по 1962 г. работал в системе АН СССР. С 1962 г. - сотрудник Института высшей нервной деятельности, в дальнейшем директор этого института. Основные научные интересы С. связаны с нейрофизиологией и психофизиологией мотиваций и эмоций. Согласно разработанной им потребностно-информацион-ной теории эмоций (1964), эмоция - это отражение мозгом какой-либо актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения. Эту вероятность субъект оценивает непроизвольно, сопоставляя - зачастую неосознанно - представления о средствах, времени, ресурсах, необходимых для достижения цели, с информацией, поступившей в данный момент (Эмоциональный мозг, 1981). Наряду с информационной системой мозга человек располагает мотиваци-онной, которая устанавливает динамическую иерархию конкурирующих потребностей (Мотивированный мозг, 1987). С. создал классификацию потребностей, в которой наряду с тремя базисными потребностями (витальными, социальными, идеальными) выделил потребность в вооруженности (знаниями, Умениями, навыками) и потребность в преодолении препятствий на пути к цели (воля). Описал феномен эмоционального резонанса, который обнаруживается на ранних этапах эволюции живой природы и который у человека воспитанием может быть развит в способность к сочувствию и сопереживанию. По С. творческое начало в деятельности мозга представлено неосознаваемым рекомбинировани-ем опыта, ранее накопленного сознанием и частично подсознанием. Это реконструирование побуждается и направляется доминирующей потребностью. Сознание формулирует проблемы для познающего ума, производит отбор гипотез путем их логической оценки и практики. Теория эмоций С. стала основой для разработки методов объективного контроля эмоционального стресса, его влияния на творческую и операторскую деятельность человека. Автор трудов: Происхождение духовности , в соавт., М., 1989; Созидающий мозг, М., 1993 и др. Э.А. Костандов

СИМОНОВА ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ

СИМОНОВА ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ (Симонов, 1964) - рассматривает эмоции в качестве реакции организма на ситуацию информационного дефицита. Положительными, согласно теории, являются эмоции, которые связаны с устраняющими этот дефицит впечатлениями, отрицательными эмоциями - с впечатлениями, которые этот дефицит не ликвидируют или могут его увеличивать. В ситуациях достаточной информации эмоции не возникают и поведение носит рациональный или заученный, привычный характер. Теория В.П. Симонова является единственной из всех ныне существующих, в которой эмоции наделяются позитивными качествами.

СИМПАТИЙ ШКАЛА

СИМПАТИЙ ШКАЛА (греч. sympatheia лат. scala - лестница) - шкала межличностных симпатий. Основана на представлении симпатии, как: 1. тенденции индивида считать, что человек, который ему нравится, похож на него самого, и 2. общей положительной оценке такого человека.

СИМПАТИЧЕСКАЯ ЦЕПЬ

СИМПАТИЧЕСКАЯ ЦЕПЬ - последовательное соединение спинных симпатических ганглиев.

СИМПАТИЯ

СИМПАТИЯ (греч. sympatheia - сочувствие) - 1. влечение, расположение к кому-либо; 2. объект такого отношения.

* * *

(греч. буквально «сочувствие») - устойчивое одобрительное эмоциональное отношение человека к другому человеку (людям или к чему-то), безотчетная любовь, влечение.

Пока их связывала лишь истинная нежность, чувство взаимной симпатии, и Рубо [ее муж] еще не был помехой (Э. Золя, Человек-зверь).

В первой форме симпатия есть не что иное, как то же подражание, душевное подражание, так как она является внутренней потребностью согласовать наши чувства и мысли с чувствами и мыслями других (Г. Компере, Умственное и нравственное развитие ребенка).

Ср. аттракция, влечение, антипатия.

* * *

Неосознанная психологическая расположенность одного человека к другому, которая, однако, в дальнейшем может оказать неоправданной.

* * *

чувство эмоциональной Предрасположенности одного человека к другому, повышенный интерес и влечение к нему.

* * *

(от греч. sympatheia - влечение, внутреннее расположение) - устойчивое положительное эмоциональное восприятие человека человеком, одобрительное отношение человека к другим людям, их группам или социальным явлениям, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, стремлении помочь, оказать внимание и т.д.

* * *

(от греч. sympo - совпадать) - сочувствие, сострастие, влечение к партнеру по взаимодействию, предпочтение его др. коллегам или сотрудникам (др. членам социальной группы). Возникновение чувства С. к человеку может служить предпосылкой для психологической совместимости. Однако чтобы она возникла, необходимо появление С. друг к другу, а не только с одной стороны.

СИМПАТОМИМЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

СИМПАТОМИМЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА - лекарственные препараты, которые имитируют эффекты стимуляции симпатического отдела автономной нервной системы.

СИМПЛИФИКАЦИЯ ТРУДА

СИМПЛИФИКАЦИЯ ТРУДА (от лат. simplex - простой...) - точка зрения, согласно которой технические устройства проектируются таким образом, чтобы управление ими было предельно упрощено. Рабочий процесс при этом сводится к выполнению оператором исключительно элементарных, однообразных двигательных актов, напр., периодическому нажатию кнопок, переключению тумблеров, повороту рычагов. Творческий момент в такой деятельности сведен к минимуму, ее содержательная сторона практически отсутствует, человек фактически превращается в придаток машины, оставаясь лишь исполнителем механических действий и движений. При реализации принципа С. т. эффективность деятельности оператора зачастую оказывается низкой. Это обусловлено тем, что при пассивной позиции оператора его переход к активным действиям требует значительной затраты сил. Противоположным принципу С. т. является принцип активного оператора (см. Принципы инженерной психологии).

СИМПСОНА СИНДРОМ

СИМПСОНА СИНДРОМ (описан английским эндокринологом S. L. Simpson, 1900-1983) - постинфекционные нарушения гипоталамической регуляции у детей, перенесших корь или скарлатину. У мальчиков наблюдают ускоренный рост, ожирение, позднее половое созревание, женоподобный внешний вид, оволосение по женскому типу, женские черты характера, красные или розовые стрии растяжения; у девочек - ускоренный рост, ожирение, позднее половое созревание, гирсутизм, красные или розовые стрии растяжения. Прогноз благоприятный.

S. L. Simpson. Clinical and pathological aspects of adrenal glands. Proceedings of the Royal Society of Medicine, London, 1934; 27: 383-387.

СИМПТОМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИМПТОМ - МИШЕНЬ

СИМПТОМ - МИШЕНЬ - в психиатрии - расстройство, являющееся основной целью психофармакотерапии на данном отрезке еривой развития заболевания. Предполагается, что с его устранением могут исчезать другие, зависимые от него психические нарушения.

СИМПТОМ «БЕЛОГО ПЯТНА»

Син.: Симптом Мантейфеля-Лайгнель-Левастина. При надавливании пальцем на кожу над III - IV плюсневыми костями лежащего на спине больного возникает белое пятно, очень медленно исчезающее. Отмечается при сосудистой недостаточности в дистальных отделах ног, в частности при облитерирующем эндартериите и некоторых других сосудистых заболеваниях. Описали: в 1901 г. Мантейфель, в 1924 г. Лайгнель-Левастин.

СИМПТОМ «БОЛТАЮЩЕЙСЯ» РУКИ

Если врач трясет поднятое предплечье ребенка, больного хореей, то в связи с мышечной гипотонией кисть беспомощно болтается и угол, образуемый кистью и предплечьем, становится более острым, чем в норме.

СИМПТОМ «ВЕЛИКОЛЕПНОГО БЕЗРАЗЛИЧИЯ»

Спокойно-пренебрежительное отношение, проявляющееся больным к имеющемуся у него серьезному органическому, в частности онкологическому заболеванию.

СИМПТОМ «ВИШНЕВОЙ КОСТОЧКИ»

Син.: Симптом Тея. Темно-красное (вишневое) пятно, окруженное серовато-белым ободком в центре макулярной зоны. Характерен для болезни Тея-Сакса (см.) и некоторых других форм амавротической идиотии. Описал английский офтальмолог W. Tay (1843-1927).

СИМПТОМ «ВОЛОСА»

СИМПТОМ «ВОЛОСА» - Ощущение наличия во рту инородного тела, чаще волоса, отмечается обычно при интоксикации этилированным бензином (тетраэтилсвинцом). Возникает, вероятно, вследствие раздражения рецепторов тройничного и языкоглоточного нервов выделяющимся через слизистую оболочку рта токсином. Может быть обусловлен и некоторыми другими ядами.

СИМПТОМ «ВОРОБЬИНОГО ХВОСТА»

При спондилолистезе (см.) возникает черепицеобразное смещение остистого отростка соскальзывающего позвонка на остистый отросток позвонка, расположенного ниже. Описал отечественный ортопед Г.И. Турнер (1858-1941).

СИМПТОМ «ВРОСШЕГО НОГТЯ»

СИМПТОМ «ВРОСШЕГО НОГТЯ» - Боль в ногтевой фаланге большого пальца стопы при облитерирующем эндартериите.

СИМПТОМ «ГАМАКА»

Выявляемое на ангиограмме бессосудистое пространство, имеющее веретенообразную форму и прилежащее к костям черепа в теменно-височной области. Обращенная к мозгу его сторона «провисает» наподобие гамака. Характерен для хронической субдуральной гематомы (см. гематома субдуральная хроническая).

СИМПТОМ «ГЛАЗ И ЯЗЫКА»

При наличии хореических гиперкинезов больному трудно одновременно по заданию закрыть глаза и высунуть язык, затем некоторое время задержать их в таком положении. При закрывании глаз он обычно смыкает зубы, прикусывая язык. Симптом наблюдается при малой хорее.

Предыдущая страница Следующая страница