Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ЗАДАЧА

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЗАДАЧА

ЗАДАЧА - 1) отраженная в сознании или объективированная в знаковой модели проблемная ситуация, содержащая данные и условия, которые необходимы и достаточны для ее разрешения наличными средствами знания и опыта; 2) форма структурирования и представления экспериментального материала в исследованиях процессов познания и практической деятельности; 3) одна из форм проектирования содержания обучения. Термин «3». используется также в нестрогом смысле как синоним цели действия или деятельности. Как и проблема, 3. берет начало в проблемной ситуации, которая приобретает задачный вид, когда субъект выделяет в ней предметные компоненты (условия), преобразование которых по определенной процедуре (способу, алгоритму) дает новое соотношение, составляющее искомое 3., ее решение. Превращение проблемной ситуации в 3. является актом продуктивного мышления. В строгом смысле 3. - это формализованная, «вырожденная» проблемная ситуация с полным набором известных данных и известным алгоритмом нахождения искомого; ее решение можно передать компьютеру. Выделяют и другие типы 3. - с недостатком или избытком данных, неопределенностью условий, ограничением времени на решение и т.п. Если хотя бы один элемент проблемной ситуации, преобразуемый в 3., или самой 3., вызывает трудность у субъекта, она становится для него проблемой. Наличие общей генетической основы проблемы и 3. (проблемная ситуация), многозначность самого понятия 3., зависимость понимания ситуации как 3. или как проблемы от личностного контекста, размывают психологический смысл этих двух понятий, приводят к появлению таких противоречивых терминов, как «проблемная задача», «творческая задача», «эвристическая задача» и др., к трактовке мышления как способности решать 3. В исследованиях продуктивного мышления, технического творчества и т.п. фактически иод именем 3. используются проблемы, предполагающие выявление противоречий, выдвижение и проверку гипотез по их устранению и т.п. Размытость смысловых границ между 3. и проблемой говорит об их взаимопереходах, о континуальном пространстве, охватывающем всю область «от хорошо определенных формальных 3. до таких плохо определенных 3., как сочинение фуги» (У. Рейтман). Наряду с мыслительными 3. в познавательной деятельности выделяются также перцептивные, мнемическис, коммуникативные. 3. могут возникать в практической деятельности людей или создаваться преднамеренно - учебные, игровые, исследовательские. В профессиональной деятельности особенно широко распространены конструктивно-технические 3., для решения которых разрабатываются эвристические методы технического творчества и компьютерные методы поискового конструирования. Актуальной остается проблема разработки непротиворечивой типологии 3. Словесная формулировка 3. как обобщенная знаковая модель множества прошлых проблемных ситуаций является специфической формой представления содержания обучения. В традиционном обучении дается набор стандартных 3., очищенных от признаков прошлых проблемных ситуаций и решаемых по заранее данному учителем образцу, указывающему последовательность элементарных операций, приводящих к обнаружению искомого. Такие 3. лишены личностного смысла, их решение не развивает продуктивного мышления, связанного с самостоятельным анализом проблемной ситуации и постановкой на этой основе собственных 3. А.А. Вербицкий Игра дидактическая [греч. didaktikos - поучительный] - специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями. Многие И. д. составлены по принципу самообучения, когда сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями. И. д. является одной из методических разновидностей обучения. К. И. Поливанова

* * *

- 1. Отраженная в сознании или объективированная в знаковой модели проблемная ситуация, содержащая данные и условия, которые необходимы и достаточны для ее разрешения наличными средствами знания и опыта. 2. Форма структурирования и представления экспериментального материала в исследованиях процессов познания и практической деятельности. 3. Одна из форм проектирования содержания обучения. Как и проблема, З. берет начало в проблемной ситуации, которая приобретает задачный вид, когда субъект выделяет в ней предметные компоненты (условия), преобразование которых по определенной процедуре (способе, алгоритму) дает новое соотношение, составляющее искомое З., ее решение. Превращение проблемной ситуации в З. является актом продуктивного мышления. В строгом смысле З. - это формализованная проблемная ситуация с полным набором известных данных и известным алгоритмом нахождения искомого; ее решение можно передать компьютеру. Выделяют и др. типы З. - с недостатком или избытком данных, неопределенностью условий, ограничением времени на решение и т. п. Если хотя бы один элемент проблемной ситуации, преобразуемый в З., или самой З. вызывает трудность у субъекта, она становится для него уже не проблемной, а трудной. С конфликтологией связаны четыре больших класса З. Во-первых, З., решаемые всеми участниками конфликта в процессе его развития, связанные с определением своего поведения в конфликтных ситуациях. Во-вторых, З., решаемые третьими лицами, занимающимися урегулированием конфликта. В-третьих, исследовательские З., решаемые конфликтологами при изучении конфликтов. В-четвертых, З., решаемые обучаемыми в процессе учебных занятий по конфликтологии, - учебные З.

* * *

- вообще - нечто, что необходимо сделать, действие, которое необходимо совершить. Обычно термин используется с уточняющими словами с тем, чтобы ограничить тип рассматриваемых задач. Задача отличается от проблемы тем, что в принципе она имеет известные правила решения, которые необходимо лишь усвоить, как это делается, например, в школе; решение проблемы ещё только предстоит найти, что обычно приходится делать в жизни и в науке посредством собственных усилий. Не исключением являются и дети, которые самостоятельно решают немало стоящих перед ними междличностных проблем. Это, как считают, относится и к преодолению эгоцентризма маленькими детьми. Иными словами, коперниковский поворот - от эгоцентризма в сторону аллоцентризма - начинает совершаться у детей в возрасте около 3-х лет.

* * *

данная в определенных условиях (напр., в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий согласно определенной процедуре. 3. включает в себя требования (цель), условия (известное) и искомое (неизвестное), формирующееся в вопросе. Между этими элементами существуют определенные связи и зависимости, за счет которых осуществляется поиск и определение неизвестных элементов через известные. 3. становится логико-психологической категорией, когда она представляется другому субъекту и принимается им к решению. Субъект переформулирует, доопределяет 3., ищет способ ее решения, что свидетельствует о включении процесса мышления. В этой связи мышление нередко трактуется как способность решать 3. Полный цикл продуктивного мышления включает постановку и формулирование 3. самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия которых имеют проблемный характер. В познавательной деятельности различают 3. перцептивные, мнемические, речевые, мыслительные. 3. могут возникать в процессе практической деятельности или создаваться преднамеренно (напр., учебные). При разработке типологии 3. используются такие параметры, как число решений, характеристика условий (полнота, неполнота, противоречивость), требований (степень их определенности), отношение 3. к общественным и индивидуальным потребностям. Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности.

В начало словаря