Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "В" (часть 10, "ВОЗ"-"ВОЛ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 10, "ВОЗ"-"ВОЛ")

ВОЗБУЖДЕНИЕ КАТАТОНИЧЕСКОЕ

ВОЗБУЖДЕНИЕ КАТАТОНИЧЕСКОЕ - двигательное возбуждение пациетов с кататонией, чаще выражается гиперпродукцией реактивных, нелепых и импульсивных действий, обычно немотивированных, бессмысленных и часто не оставляющих следа в памяти. Нередко при этом отмечается обилие хаотически сменяющихся выразительных действий, за которыми не стоят соответствующие эмоциональные состояния. См. Кататония.

ВОЗБУЖДЕНИЕ КООРДИНИРОВАННОЕ

ВОЗБУЖДЕНИЕ КООРДИНИРОВАННОЕ - внешне упорядоченное и последовательное, но мотивированное болезненными причинами поведение пациентов в состоянии сумеречного помрачения сознания, нередко отличающееся чрезвычайной и несвойственной им в обычном поведении агрессивностью и жестокостью.

ВОЗБУЖДЕНИЕ МАНИАКАЛЬНОЕ

ВОЗБУЖДЕНИЕ МАНИАКАЛЬНОЕ - речевое, двигательное возбуждение маниакальных пациентов, сопровождающееся гиперпродукцией выразительных актов. См. Мания.

ВОЗБУЖДЕНИЕ ПСИХОГЕННОЕ

ВОЗБУЖДЕНИЕ ПСИХОГЕННОЕ - двигательное возбуждение пациентов в состоянии острой реакции на стресс (обычно это паническое бегство или агрессивные действия, вызванные страхом).

ВОЗБУЖДЕНИЕ ПСИХОМОТОРНОЕ

В психиатрической практике термин «возбуждение» используется для обозначения болезненно усиленной речевой или двигательной деятельности человека. Галлюцинаторно-бредовое возбуждение возникает при наплыве угрожающих галлюцинаций или преобладании в клинической картине бредовых идей преследования, воздействия. Возбуждение сопровождается тревогой и страхом. Больные напряжены, насторожены, злобны, их ни на минуту не оставляет ощущение нависшей над ними угрозы. Они по бредовому трактуют все происходящее вокруг, всюду видят опасность и врагов; внезапно пытаются спастись бегством, нападают на окружающих или наносят повреждения себе. Делириозное возбуждение возникает чаще в ночное время, в период наплыва угрожающих зрительных или слуховых (обычно императивных) галлюцинаций. Двигательное возбуждение сопровождается сильным страхом, который и обусловливает особенности поведения (больной, «спасаясь», выпрыгивает в окно и т. д.). Маниакальное возбуждение сопровождается аффектом веселья, постоянным стремлением к бестолковой деятельности, речевым возбуждением и стойкой бессонницей. Паническое возбуждение психогенно по своей природе и представляет бессмысленное моторное возбуждение (в форме «двигательной бури»), возникшее в результате очень сильных потрясений, катастроф. Психопатическое возбуждение также, как правило, обусловлено какими-либо психологическими причинами и обычно целенаправленно. При удерживании больного возбуждение возрастает; содержание речи (требования, угрозы, брань) меняется в зависимости от действий окружающих и ситуации. Эпилептическое возбуждение возникает при сумеречном помрачении сознания, перед судорожными припадками или после них, при эпилептических психозах; это возбуждение сопровождается выраженным аффектом злобы, агрессивно-разрушительными действиями. Возбуждение возникает внезапно и в некоторых случаях может приводить к тяжелым последствиям (убийство, увечье и т. п.).

Возбуждение - это чаще состояние, требующее неотложной психиатрической помощи. Главная задача среднего медицинского работника при оказании помощи возбужденному больному до прибытия машины для его перевозки в психиатрическое учреждение состоит в обеспечении безопасности больного и окружающих. См. также Параноидный синдром, Галлюцинации, Бред, Маниакальный синдром.

ВОЗБУЖДЕНИЕ РЕЧЕВОЕ

ВОЗБУЖДЕНИЕ РЕЧЕВОЕ - возбуждение преимущественно в сфере речи, многоречивость. Синонимы: Логорея, Словесный понос.

ВОЗБУЖДЕНИЕ СУБКОМАТОЗНОЕ

ВОЗБУЖДЕНИЕ СУБКОМАТОЗНОЕ - беспорядочное и некоординированное двигательное возбуждение пациентов, находящихся в субкоматозном состоянии (особенно часто наблюдается на выходе из комы). См. Кома.

ВОЗБУЖДЕНИЕ ХАОТИЧЕСКОЕ

ВОЗБУЖДЕНИЕ ХАОТИЧЕСКОЕ - общее название форм психомоторного возбуждения с беспорядочными движениями и действиями.

ВОЗБУЖДЕНИЕ ЭКСТАТИЧЕСКОЕ

ВОЗБУЖДЕНИЕ ЭКСТАТИЧЕСКОЕ - возбуждение в экстатическом состоянии. См. Экстаз.

ВОЗБУЖДЕНИЕ ЭПИЛЕПТИФОРМНОЕ

ВОЗБУЖДЕНИЕ ЭПИЛЕПТИФОРМНОЕ - неистовое двигательное возбуждение с разрушительно-агрессивными действиями в состоянии дисфории или в сумеречном помрачении сознания у эпилептоидных психопатов или пациентов с эпилепсией. Нередко наблюдается после эпилептического припадка.

ВОЗБУЖДЕНИЕ ЭРЕТИЧЕСКОЕ

ВОЗБУЖДЕНИЕ ЭРЕТИЧЕСКОЕ (греч. erethizma - раздражение, возбуждение) - двигательное возбуждение с агрессивно-разрушительными действиями у пациентов с олигофренией.

ВОЗВЕДЕНИЕ ЛЕСОВ

ВОЗВЕДЕНИЕ ЛЕСОВ - интерактивный поведенческий процесс, в результате которого его участники усваивают некую структуру моделей поведения. Например, это обучение родителем своего ребёнка каким-то навыкам; в итоге ребёнок овладевает этим навыком, а родитель, в свою очередь, научается тому, как воспитывать ребёнка. Лучше всего обучать будущих родителей психологии детей и умению воспитывать последних даже в принудительном порядке, нежели эти процессы пускать на самотёк, что, собственно стало чем-то вроде сакральной традиции. От невежественных родителей ничего хорошего обычно не происходит. Трогодит не может воспитать современного человека, его лучше во-время хотя бы кастрировать.. Нечто подобное происходит, повидимому, когда врач-психиатр овладевает навыками расспроса пациента и устанавливает с последним продуктивный контакт, а пациент проясняет для себя характер своего расстройства. Синоним: Форматирование.

ВОЗВЕЛИЧЕНИЕ

См. славословие.

ВОЗВРАТНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ

ВОЗВРАТНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ - процесс самоторможения нейрона после того, как он произвёл потенциал возбуждения. Осуществляется посредством клеток Реншо, замкнутых на нейронах и генерирующих постсинаптический потенциал торможения.

ВОЗВРАТНЫЙ ТИФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЗВРАТНЫЙ ТИФ ЭНДЕМИЧЕСКИЙ (КЛЕЩЕВОЙ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ВЫТЕСНЕННОГО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЗВЫШЕНИЕ В СОБСТВЕННЫХ ГЛАЗАХ

ВОЗВЫШЕНИЕ В СОБСТВЕННЫХ ГЛАЗАХ - повышение оценки собственной личности в связи с какими-то обстоятельствами, оправдывающими это.

Я чувствую…, что она любит меня… любит меня! Как это возвышает меня в собственных глазах! (В. Гёте, Страдания юного Вертера).

…Все вдруг забегали, засновали, и с быстротой молнии разнеслась весть, что составляется кадриль. Это всех воодушевило. Каждый вырос в своих глазах, почувствовал себя более знатным (К. Миксат, История Ности-младшего и Марии Тот).

Ср. гордость, чувство собственного достоинства.

ВОЗВЫШЕННОСТЬ ДУШИ

ВОЗВЫШЕННОСТЬ ДУШИ - постоянное пребывание в возвышенных чувствах.

Я хочу доказать вам, что умею ценить возвышенность и свободу вашей души (И. Тургенев, Дым).

Есть особый род возвышенности души, которая приобретается только привычкой к презрению (Э. Ренан, Мысли и афоризмы).

ВОЗВЫШЕННЫЕ ЧУВСТВА

ВОЗВЫШЕННЫЕ ЧУВСТВА - положительные чувства, относящиеся к религии, к духовности, к заботе о благе других, неприятие низменного.

Любой человек, который знаком с возвышенными чувствами, имеет право на то, чтобы с ним обращались как надлежит, исходя не столько из его положения, сколько из его характера (С. Шамфор).

Ср. неаполитанскую песню «Санта Лючия», арию «Casta Diva» из оперы В. Беллини «Норма». См. картину Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской».

ВОЗДЕЙСТВИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЗДЕЙСТВИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ НА КОНФЛИКТ

Действие управляющей системы (президента, руководителя министерства или предприятия, совета директоров, руководства партии и т.п.) на участвующие в конфликте стороны (или на одну из них) с целью изменения Содержания и интенсивности конфликтного взаимодействия, его масштабов для эффективного разрешения или урегулирования конфликта.

ВОЗДЕРЖАНИЕ ОТ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ОТЗЫВОВ ПРИ ЗАПРОСЕ

В этой си туации проявляйте сдержанность и вообще немногословие.

- Не осуждай! Ведь слову нет возврата!.. Не осуждай! Дерзнешь ли поручиться, Что ты пристрастием не будешь увлечен? Не осуждай! Ты можешь ошибиться! Не осуждай - не будешь осужден! (М. Розенгейм).

ВОЗДЕРЖАНИЕ ОТ СПОРА СО СТАРШИМИ

См. тактичность.

ВОЗДЕРЖАНИЕ ПОЛОВОЕ

ВОЗДЕРЖАНИЕ ПОЛОВОЕ - то же, что Абстиненция сексуальная.

ВОЗДЕРЖАТЬСЯ ОТ ЗАМЕЧАНИЙ, ОТ СВОЕЙ РЕПЛИКИ

Не на все реплики собеседника нужно реагировать словесно (репликой) и немедленно. Солидному культурному человеку не следует экспансивно реагировать на чье-то нетактичное речевое поведение, а также высказывать немедленные скороспелые суждения по важной, но сложной поднятой проблеме. Молчание в таких случаях может стать очень красноречивым знаком осуждения, неприятия или респектабельности. Ср. обойти молчанием, Молчи - за умного сойдешь (поговорка).

ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА (лат.perspicere - смотреть сквозь, проникать взором) - размытость очертаний отдалённых объектов, возникающая из-за исчезновения ощущения цвета и размывания контрастности между фоном и этими объектами. Является монокулярным сигналом глубины пространства.

ВОЗМОЖНОСТЬ

ВОЗМОЖНОСТЬ - 1. - то, что при определённых обстоятельствах должно случиться; 2. то, что индивид считает себя способным осуществить при определённых условиях. В значительной степени зависит от реалистичности знаний относительно самого себя. Люди с реалистическим знанием себя обычно имеют более или менее адекватное представление о своих истинных возможностях, они не возьмут «ношу не по себе» и не дают несбыточных обещаний, в отличие, например от пациентов с неврастенией, склонных взваливать на себя непосильные обязанности или обещать сделать нечто очень трудное; 3. в теории восприятия Д.Гибсона - существенное, «привлекательное» качество объекта или явления. Так, в стуле привлекает то, что на нём можно сидеть.

ВОЗМУЩЕНИЕ

ВОЗМУЩЕНИЕ - негодование, несогласие с чем-л., чаще всего достаточно бурно выражаемое вовне (повышение тона и силы голоса, резкие жесты, выразительная мимика).

Из лесу вышел турок, зажимая свою рану окровавленною тряпкою. Солдаты подошли к нему с намерением приколоть, может быть из человеколюбия. Но это слишком меня возмутило… (А. Пушкин, Путешествие в Арзрум).

«Я прошу тебя…не поощряй его частых визитов. Это всем бросается в глаза. Я знаю, что уже пошли пересуды». Лота промолчала; Альберта, по-видимому, задело ее молчание (В. Гёте, Страдания юного Вертера).

Ср. смущение.

ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ

ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ - 1. то, что индивид считает выгодой, прибылью, пользой и т.п. Как и наказание, вознаграждение является фактором внешней мотивации поведения инфантильного индивида или, иными словами, показателем того, что внутренние мотивирующие факторы у него всё ещё не сформированы; 2. в бихевиоризме - стимулы, которые закрепляют желаемое поведение. Гипотеза, согласно которой наказание ослабляет связи между стимулом и реакцией, не получила подтверждения в экспериментах и в конечном счёте Торндайк отказался от идеи о том, что вызывающие неудовольствие стимулы имеют какое-либо отношение к научению. Ныне термин связывается главным образом с областью контроля поведения, в которой вознаграждение демонстрирует свою очевидную эффективность, в отличие от обычно бесплодного наказания. Родителям, подчёркивается, следует осознать, что вознаграждение желательного поведения является, повидимому, единственной процедурой, позволяющей достичь желаемых эффектов при воспитании детей. Им также следует принять во внимание предостережения Скиннера в отношении наказания, поскольку, помимо своей общей неэффективности, наказание зачастую сопровождается негативными побочными эффектами (гнев, обида и др.), которые могут повлечь за собой нежелательные последствия. Многие родители тем не менее продолжают наказывать детей за неприемлемое поведение и считают это правильным, ничего не зная о гуманистических тенденциях бихевироизма или с ними не считаясь, уповая н традицию, поскольку «за дело». детей всегда наназваеют, как это делает сама суровая жизнь. Синоним: Подкрепление.

ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ И СОБСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС

ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ И СОБСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС - феномен, установленный недавними исследованиями, состоит в том, что внешнее вознаграждение за выполнение деятельности, которая интересна сама по себе, может подрывать этот интерес (Серафино, 2005). Одно из объяснений феномена называют гипотезой сверхоправдания (overjusnification): восприятием вознаграждения как фактора внешней ситуации, как бы дискредитирующего внутренний интерес к деятельности.

ВОЗРАСТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЗРАСТ АНАТОМИЧЕСКИЙ

ВОЗРАСТ АНАТОМИЧЕСКИЙ - возраст, определяемый по развитию тела, степени окостенения. Наиболее общий метод - определение степени окостенения запястных костей.

ВОЗРАСТ В ПСИХОЛОГИИ

ВОЗРАСТ В ПСИХОЛОГИИ -

конкретная, относительно ограниченная по времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с развитием индивидуальных особенностей.

В отечественной психологии принята следующая периодизация В.: младенчество (от рождения до 1 года); предошкольное детство (1-3 года); дошкольное детство (3-6 лет); младший школьный возраст (6-1 лет) подростковый возраст (1-15 лет); юность: первый период (старший школьный возраст 15-17 лет), второй период (17-1 год); зрелый возраст: первый период (1-35 лет), второй период (35-6 лет); пожилой возраст (6-75 лет); старческий возраст (75-90 лет; долгожители (90 лет и выше).

-----------------------------------

ВОЗРАСТ В ПСИХОЛОГИИ - категория, служащая для обозначения относительно ограниченных временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического В., выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического В. обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение. Попытка системного анализа категории психологического В. принадлежит Л.С. Выготскому. Ключевыми его характеристиками он считал социальную ситуацию развития, отражающую место ребенка в системе общественных отношений, деятельность ребенка, новообразования в сфере сознания и личности. Процесс перехода от одной возрастной ступени к другой предполагает глубокое преобразование всех названных структурных компонентов психологического В. и может сопровождаться более или менее выраженными конфликтами, противоречиями. В нормативно-ценностном плане, приобретающем особое значение за пределами детства, каждый В. характеризуется специфическими жизненными задачами, от своевременного решения которых зависит как личностное развитие в целом, так и успешность перехода на следующий возрастной этап (например, выбор профессии и профессиональная подготовка, создание семьи и др.). С ходом возрастного развития связаны и необратимые психофизиологические изменения. Однако тесно взаимосвязанные между собой линии физического (физиологического), психического и социального развития индивида могут не совпадать во времени. Неравномерность темпа развития указанных сторон приводит к нередким расхождениям в степени физической, психологической и социальной зрелости индивида, обусловливая явления акселерации, асинхронии психического развития, психофизического и личностного инфантилизма и др. Хронологические границы В. заметно варьируют в зависимости от социокультурных, экономических и других факторов. Необходимо различать процессы возрастного (онтогенетического) и функционального развития (в рамках отдельных психических процессов) (А.В. Запорожец). Для последнего характерны относительно частые, парциальные изменения, накопление которых, однако, и создает предпосылки для качественных возрастных сдвигов в детском сознании и личности. В ряде концепций В. рассматривается как «суммация разнородных явлений роста, общесоматического, полового и нервно-психического созревания, зрелости и старения, конвергируемых со многими сложными явлениями общественно-экономического развития человека в конкретных исторических условиях» (Б.Г. Ананьев). В современной психологии подчеркивается необходимость междисциплинарного подхода в исследованиях возрастных особенностей психики. Возрастные ступени отличаются относительностью, условной усредненностью, что не исключает, однако, индивидуального своеобразия психического облика человека. Возрастная характеристика развития личности отражает определенную систему требований, предъявляемых обществом к человеку на том или ином этапе его жизни, и сущность его отношений с окружающими, его общественное положение. Специфические характеристики В. определяются особенностями вхождения ребенка в группы разного уровня развития и в учебно-воспитательные учреждения, изменением характера воспитания в семье, формированием новых видов и типов деятельности, обеспечивающих освоение ребенком общественного опыта, системы сложившихся знаний, норм и правил человеческой деятельности, а также особенностями физиологического развития. Понятие возрастных особенностей, возрастных границ не имеет абсолютного значения - границы В. подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер и не совпадают в различных социально-экономических условиях развития личности. В психологии принимаются различные по принципам построения концепции возрастной периодизации. Так, в 20-е годы XX в. складывались концепции развития психики, ориентированные на анатомо-физиологические изменения организма ребенка (П.П. Блонский и др.). В 70-е годы Д.Б. Элькониным была предложена периодизация развития психики, основанная на смене фиксированных для каждого возраста ведущих видов деятельности: игры (дошкольники), обучения (младшие школьники), интимно-личного общения (подростки), учебно-профессиональной деятельности (юноши). В 80-е годы А.В. Петровский предложил концепцию возрастной периодизации развития личности, которая определяется типом деятельностно-опосредствованных отношений индивида с наиболее референтными для него группами. Безотносительно к решению вопроса о детерминации возрастных особенностей, концепции возрастной периодизации в основном отражают единую точку зрения психологов на определение границ возрастных этапов. Г.В.Бурменская, А.В.Петровский

ВОЗРАСТ ГЕСТАЦИОННЫЙ

ВОЗРАСТ ГЕСТАЦИОННЫЙ (лат. hesternus - новоиспечённый) - возраст, определяемый с расчётного момента зачатия.

ВОЗРАСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

ВОЗРАСТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ - уровень развития учебных умений, определяемый стандартизированными тестами.

ВОЗРАСТ ОСНОВНОЙ

ВОЗРАСТ ОСНОВНОЙ - определяемый стандартизированными тестами самый высокий возрастной уровень, все задания теста для которого были выполнены индивидом. Нечётко разграничивается с умственным возрастом, отвечающим шкале возрастных эквивалентов.

ВОЗРАСТ РАЗВИТИЯ

ВОЗРАСТ РАЗВИТИЯ - 1. общее значение - оценка уровня развития, выраженная в терминах возрастных норм; 2. сложная оценка уровня развития, основанная на обобщённом показателе, выведенном из различных показателей развития.

ВОЗРАСТ РЕПРОДУКТИВНЫЙ

ВОЗРАСТ РЕПРОДУКТИВНЫЙ - возраст, когда мужчина способен оплодотворить, а женщина - зачать и родить. В России таким возрастом у женщин принято считать период с 15 до 49 лет, а у мужчин - с 16 до 59 лет.

ВОЗРАСТ УМСТВЕННЫЙ

ВОЗРАСТ УМСТВЕННЫЙ - уровень умственного развития, определяемый у испутыемых в возрасте до 18 лет тестом на интеллект. В норме соответствует хронологическому (паспортному) возрасту.

ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА

ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА - одна из разновидностей условной большой группы людей, объединяемых по признаку возраста. В соответствии с возрастной периодизацией выделяются группы дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников, студентов, молодежи, групп среднего возраста, зрелого возраста и т. д. Л.А.Карпенко

ВОЗРАСТНАЯ НОРМА

ВОЗРАСТНАЯ НОРМА - 1. среднестатистический результат выполнения стандартизированного теста, определённый на большой репрезентативной выборке детей определённого возраста; 2. средний возраст, в котором ожидается достижение конкретных результатов. Такие ожидания основываются на эмпирических выводах о результате из значения 1.

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЖИЗНИ

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЖИЗНИ - хронология эндогенных изменений в развивающемся организме. Восходящее развитие происходит с момента зачатия и продолжается в период роста и развития организма и личности. В период зрелости происходит медленная смена фаз в основном внутреннего развития. В периоде инволюции или обратного развития организма происходят биологические и психологические процессы снижения функциональных возможностей. Нередко бывает так, что возникшие ранее проблемы с психическим здоровьем переходят из одного возраста пациента в другой, так что к пожилому возрасту, если только он доживает до него, они как бы постепенно накапливаются. Любые психиатрические отклонения несут в своих клинических проявлениях явственный отпечаток того возраста, в котором они появляются, и такие различия являются весьма значительными, существенно важными для практики их распознавания. Развитие некоторых психических расстройств однозначно связывается с определённым возрастом, особенно это касается детско-подросткового возраста, когда под влиянием различных внутренних и внешних факторов тем или иным образом нарушается процесс психического созревания и формирования личности (например, это такие расстройства у детей и подростков, как синдром гиперактивности с дефицитом внимания, гебоидный синдром, нервная анорексия, синдром дисморфофобии, психопатия). То же наблюдается в пред- и старческом возрасте, когда возникают свойственные именно этой возрастной группе населения психические заболевания. См. Стадии развития человека.

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости. В. п. оформилась в качестве самостоятельной области знания к концу XIX в. Возникнув как детская психология, В. п. долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребенка, однако запросы современного общества и логика развития науки сделали очевидной необходимость целостного анализа онтогенетических процессов и междисциплинарных исследований. В настоящее время разделами В. п. являются: детская психология, психология юности, психология зрелого возраста, геронтопсихология и др. В. п. стремится к раскрытию психологического содержания последовательных этапов онтогенеза, изучает возрастную динамику психических процессов, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий. Г.В.Бурменская

* * *

отрасль психологической науки, изучающая закономерности развития психики людей на разных этапах развития личности, различного возраста.

ВОЗРАСТНОЙ ЭКВИВАЛЕНТ

ВОЗРАСТНОЙ ЭКВИВАЛЕНТ - уровень или стадия развития любой характерной черты, умения и т.п., определяемые относительно того, что является типичным для среднего уровня в эквивалентном возрасте. Для многих важных показателей развития (физический рост, интеллект, навыки чтения и т.п.) были созданы шкалы, по которым определяется уровень развития конкретного ребёнка относительно норм, принятых для населения в целом.

ВОЗРАСТНЫЕ И ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ АЛКОГОЛИЗМА

ВОЗРАСТНЫЕ И ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ АЛКОГОЛИЗМА -

Ранний (подростковый) алкоголизм включает формирование признаков первой стадии в возрасте до 18 лет. Существует мнение, что этот алкоголизм протекает всегда злокачественно. Однако в большинстве случаев признаки зависимости появляются только после 3-5-ти лет пьянства. В подростковом возрасте чаще приходится сталкиваться с первой стадией алкоголизма, вторая стадия встречается редко, а третья стадия вообще не успевает развиться. Поэтому алкогольные психозы в этом возрасте также нечасты, если только выпивки не сочетаются с приемом других психоактивных средств. Социальная дезадаптация наступает быстро, иногда еще до первых признаков алкоголизма.

Алкоголизм в пожилом возрасте, если пьянство в этом же возрасте началось, развертывается относительно медленно. Однако соматические осложнения выступают рано и само старение ускоряется.

Женский алкоголизм протекает, как правило, тяжелее, чем у мужчин: быстрее формируется, одна стадия скорее сменяет другую, чаще встречается злокачественный тип. Весьма выраженной бывает социальная дезадаптация.

ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ

ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ - онтологическая характеристика психического развития человека. В теории Л. С. Выготского это понятие обозначает переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. В. к. обусловлены, прежде всего, разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением др., которая более соответствует новому уровню психологического развития ребенка. Во внешнем поведении В. к. обнаруживаются как непослушание, упрямство, конфликтность, негативизм. По времени они локализованы на границах стабильных возрастов и проявляются как кризис новорожденности (до 1 мес.), кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11-12 лет) и юношеский кризис.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ СОЗНАНИЯ

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ СОЗНАНИЯ -

Нарушение сознания у детей зависит от возрастного этапа формирования сознания. О наличии нарушения сознания можно судить только по поведению ребенка.

Для детей в возрасте до 3-х лет наиболее характерно состояние оглушенности, для которого типично снижение активности во всех психических проявлениях. Выраженность оглушенности чаще бывает незначительной, поэтому такое состояние оценивается как обнубиляции. В таком состоянии ребенок заторможен, реакции замедлены, внимание привлекается с трудом, интереса ни к чему не проявляет, безразличен к приходу матери, игрушкам.

Для индивидуального периода формирования сознания нарушения более разнообразны, однако, чем моложе ребенок, тем чаще наблюдаются состояния оглушенности.

Делирий в этом возрасте отличается стертостью, фрагментарностью, меньшей длительностью, отсутствием последовательности в его развитии, наличием иллюзий и галлюцинаций воображения, отражающих аффективно-окрашенные переживания. Дети рассказывают, что они видели, как на кровати лежала красивая кукла или маленькая собачка, уверяет, что приходила мама. Ребенок не может ответить, было это во сне или наяву.

Сумеречные состояния в данном возрастном периоде крат-ковременны и не развернуты. Чем моложе ребенок, тем больше в структуре сумеречного состояния выражен компонент автоматизированных движений и действий, что соответствует психомоторному уровню реагирования в этом возрасте. Наиболее часто встречаются оральные автоматизмы (жевание, глотание, чмоканье, облизывание) или однообразные действия руками (поглаживание, перебирание пальцами).

На этапе формирования коллективного сознания (9-16 лет) наиболее характерен делириозный синдром. В этом возрасте можно выделить стадии в развитии делирия. На пределириоз-ной стадии ребенок становится двигательно-беспокойным, пугливым, обидчивым, затем появляется склонность к иллюзорному восприятию: иллюзии носят устрашающий характер, появляются гипнагогические галлюцинации. Для стадии истинных галлюцинаций типичны мелкие зооптические галлюцинации: больной видит мух, муравьев, пчел, кошек, собак. Такие галлюцинации чаще наблюдаются при различных интоксикациях, особенно атропиноподобными препаратами.

Онейроидные состояния в этом возрасте еще не полностью развернуты, чаще имеет место ориентированный онейроид, однако в пубертатном возрасте наблюдаются типичные переживания, когда больные видят себя участниками различных фантастических событий. Воспоминания о переживаниях сохраняются, но чаще имеют отрывочный характер.

Сумеречные состояния в подростковом возрасте часто сопровождаются аффективными расстройствами, переживанием страха, злобы, отчаяния с агрессивным поведением.

В юношеском возрасте (5-й этап формирования сознания - 16-22 года) наблюдаются все клинические варианты расстройств сознания, характерные для зрелого возраста.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НЕВРОЗОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССТРОЙСТВ ОЩУЩЕНИЙ, ВОСПРИЯТИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССТРОЙСТВ ОЩУЩЕНИЙ, ВОСПРИЯТИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ -

Особенности патологии ощущений, восприятий, представлений зависят не только от характера заболевания, клинической формы, остроты и его стадии, но и от возраста больного (детский, подростковый, зрелый).

Сенестопатии могут развиваться у детей с 5-7-летнего возраста, чаще всего проецируются в области органов брюшной полости (хотя могут иметь и иную локализацию), возникают обычно в виде кратковременных эпизодов. Повторяемость таких кратковременных, но неприятных ощущений в области живота, которые ребенок не в состоянии обычно четко описать, может быть первым признаком начинающейся в детском возрасте эпилепсии.

Патологические ощущения в виде сенестопатии у подростков более оформлены, напоминают подобные расстройства у взрослых.

В силу яркости, образности детского восприятия, неразвитости еще второй сигнальной системы у детей иллюзии могут быть и в норме, когда реальное часто переплетается с фантастическим. Детям младшего возраста свойственна склонность к фантазированию, способность одушевлять или воспринимать по-иному реальные предметы, наделять их какими-то особыми свойствами, но в то же время не отключаться от действительности.

При патологическом фантазировании ребенок целиком отрывается от реального мира, он весь в своих болезненных фантазиях.

Кроме того, у детей могут быть и собственно иллюзии как патология, возникающая либо на фоне страхов (аффектогенные иллюзии), либо при интоксикации и инфекциях, при де-лириозном расстройстве сознания.

Особенностью детского возраста, касающейся патологии восприятия, является частое «видение» различных героев сказок и мультфильмов. Это касается не только иллюзий, но и галлюцинаций. Дети «видят» «бабу-ягу», «злую колдунью». Другой характерной чертой, свойственной галлюцинациям детского возраста, является преобладание зрительных обманов восприятия (даже при шизофрении, в отличие от этой болезни у взрослых, протекающей преимущественно со слуховыми галлюцинациями).

У детей и подростков могут быть и псевдогаллюцинации в виде гипнагогических. Вышеуказанные возникают чаще всего на фоне болезни, особенно протекающей с помрачением сознания в виде онейроида (шизофрении, инфекции, в том числе интоксикации).

Псевдогаллюцинации в виде гипнагогических могут возникать у детей и подростков и без какого-либо психоза, но при наличии таких черт, как эмоциональная лабильность, впечатлительность, повышенная внушаемость.

Нарушения сенсорного синтеза в виде расстройства схемы тела и метаморфопсий бывают у детей (обычно после 6-7-летнего возраста) при органических поражениях головного мозга различной этиологии.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ШИЗОФРЕНИИ. ОСОБЕННОСТИ ТЕЧЕНИЯ ШИЗОФРЕНИИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ И ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗЫ В ФОРМИРОВАНИИ И ТЕЧЕНИИ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ И ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗЫ В ФОРМИРОВАНИИ И ТЕЧЕНИИ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ -

При изучении заболеваемости в разные возрастные периоды было обнаружено, что существуют такие периоды, когда риск заболеваний значительно возрастает. Эти периоды получили название «возрастные кризы». Повышенная чувствительность и риск заболеваний в возрастные кризы обусловлены, с одной стороны, биологической перестройкой, формированием и развитием определенных структур жизнедеятельности, а с другой - появлением новых условий жизни и новых требований, предъявляемых к формирующейся личности.

Выделяют следующие возрастные периоды: младенчество - до 1 года, детство - до 11 лет, отрочество - 12-15 лет, юность - 16-21 год, зрелость - 22-50 лет, обратное развитие - 51-70 лет, старость - 70 лет и старше.

В клинической практике наиболее значимыми являются следующие возрастные кризы: парапубертатный, препубер-татный, пубертатный и климактерический.

ВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

ВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ - различия в поведении, происходящие на протяжении всей жизни человека. Наиболее тщательно изучены возрастные различия интеллектуального развития. Установлено, в частности, что умственный возраст, измеряемый традиционными тестами, увеличивается у среднего ребёнка на 1 год с каждым прожитым календарным годом до 15-18 лет. У некоторых людей это может происходить даже до начала третьего десятилетия жизни. Резкое снижение JQ часто наблюдается за несколько лет до смерти и это может использоваться, как сообщается, для предсказания времени наступления смерти. В отношении изменений поведения в поздней взрослости и старости делаются следующие обобщения: а) это происходит в результате разрушения нервных клеток. К 80-90 годам может теряться до 40% кортикальных нейронов; б) у пожилых людей возникает больше проблем со здоровьем, снижаются острота зрения и слуха, вкусовой, обонятельной и болевой чувствительности; в) пожилым людям требуется больше времени для заучивания вербального материала, возникающий дефицит кратковременной памяти (особенно в ситуациях, требующих распределении внимания) вызван, предположительно, нарушением процесса поиска информации в памяти; в) с увеличением возраста ЦНС работает всё медленнее, снижается скорость реагирования при решении широкого круга задач; г) в том, что касается креативности, то на этот счёт существует разные гипотезы. Lehman считает, например, что большинство творческих достижений приходится на ранние этапы карьеры учёного или художника. Но накапливаются, однако, и факты, свидетельствующие о существовании иной возможности. Так, Клод Манэ начал свой знаменитый цикл «Кувшинки» в возрасте 73 года, Бенжамин Франклин изобрёл бифокальную линзу в 78 лет, Софокл написал «Царя Эдипа» в 75 лет, Д.Б.Шоу написал свою первую пьесу в 48 лет, самые поздние произведения Баха и Бетховена, по свидетельству искусствоведов, явно превосходят по своему качеству более ранние, лучшие свои произведения Ф.М.Достоевский и Л.Н. Толстой написали незадолго до своей смерти, а речь Ф.М.Достоевского, уже старого и немощного человека, в память об А.С.Пушкине буквально потрясла всех, кто её слушал.

ВОЗРАСТНЫХ СРЕЗОВ МЕТОД

ВОЗРАСТНЫХ СРЕЗОВ МЕТОД - один из методов исследования, наиболее широко применяемых в психологии развития и состоящий в сравнении результатов выполнения тех или иных экспериментальных заданий детьми разного возраста. В. с. м. наиболее часто применяется при изучении показателей психического развития, поддающихся количественному измерению (например, интеллектуального уровня, измеряемого с помощью IQ-тестов). В. с. м. позволяет выявлять скорость и направление происходящих изменений, сопоставлять темпы развития разных психических процессов и т.п. Существенным ограничением В. с. м. является усредненный характер выявляемых закономерностей, который «стирает» индивидуальные различия. Кроме того, будучи весьма чувствительным к количественным изменениям, он мало информативен при изучении качественных сдвигов в психическом развитии. Это определяется, в частности, тем, что при сравнении разных возрастных групп необходимо использовать одни и те же экспериментальные задания, которые часто оказываются недостаточно адекватными при переходе ребенка на новую ступень развития. А.Л.Венгер

ВОЗРОЖДЕНИЕ

ВОЗРОЖДЕНИЕ - эпоха в истории европейской культуры XIII-XVI веков, ознаменовавшая собой возврат к традициям древних цивилизаций Греции и Рима и наступление Нового времени. Для периода Возрождения характерен исключительный интерес к отдельной человеческой личности. То же, что Ренессанс.

ВОЙНА

ВОЙНА - социальный конфликт высшей интенсивности, один из способов развития и завершения общественно-политических, экономических, идеологических, национальных, религиозных, территориальных и др. противоречий между государствами, народами, нациями, классами посредством вооруженного насилия. Отличительные признаки В.: порождается прежде всего глубинными политическими и социально-экономическими причинами, носящими объективно-субъективный характер; ведет к качественным изменениям состояния всех сфер жизни общества, их перестройке на военный лад; главное орудие В. - вооруженные силы, военные формирования; ведет, как правило, к крупным человеческим жертвам, утрате материальных и духовных ценностей, разрушительно воздействует на общество.

* * *

самая острая, жестокая и деструктивная Форма социального конфликта, сложное общественно- политическое явление, продолжение политики Насильственными средствами, затрагивающее все сферы жизнедеятельности общества. Специфическое содержание войны составляет вооруженная борьба. Главными и решающими средствами ее ведения являются вооруженные силы, а также другие военизированные формирования. Наряду с вооруженной борьбой для достижения поставленных конфликтующими сторонами целей в войне применяются также экономические, политические, дипломатические, идеологические, психологические и другие средства и соответствующие им формы борьбы.

ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ

ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ - психические процессы, осуществляемые с использованием собственной активности человека.

Предыдущая страница Следующая страница