Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ФУНКЦИОНАЛИЗМ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ФУНКЦИОНАЛИЗМ

ФУНКЦИОНАЛИЗМ - направление, исследующее психические процессы с точки зрения их функции в приспособлении организма к среде. Оно возникло под влиянием эволюционной теории в биологии (Ч. Дарвин, Г. Спенсер) и в связи с запросами социальной практики, потребовавшей перейти от стерильного поэлементного анализа сознания в структурной психологии Вундта - Титченера к изучению служебной роли сознания при решении жизненно важных для индивида задач. В функциональной психологии имелось несколько течений. В европейских странах естественно-научной трактовки психических функций придерживались Т. Рибо (Франция), Н. Н. Ланге (Россия), Э. Клапаред (Швейцария), идеалистической трактовки - К. Штумпф и представители Вюрцбургской школы (Германия). В Соединенных Штатах сложился другой вариант функциональной психологии, восходящий к У. Джеймсу и представленный двумя школами: Чикагской (Д. Дьюи, Д. Энджелл, Г. Керр) и Колумбийской (Р. Вудвортс). Психология понималась как наука о функциях (или "деятельностях") сознания в их отношениях к нуждам организма и в связи с задачей его эффективной адаптации к изменяющемуся природному и социальному окружению. Область психологии тем самым существенно расширялась. Она охватывала не только сознание, но и поведение (приспособительные действия), мотивы этого поведения, индивидуальные различия между людьми, механизмы научения и другие проблемы, сближавшие психологию с практикой. Сторонники этого направления внесли существенный вклад в экспериментальную психологию. Однако слабость их теоретических позиций, дуализм в понимании отношений между телесными и психическими функциями, телеологический взгляд на сознание как на целенаправленно действующую сущность привели к тому, что это направление утратило научное влияние. В 20-х гг. XX в. американская функциональная психология была оттеснена бихевиоризмом.

* * *

(лат. functio - исполнение) - в психологии - 1. точка зрения, согласно которой анализ мышления и поведения должен проводиться скорее в понятиях их функций или полезности, чем в понятиях их содержания; 2. школа изучения мышления, парадигма которой разработана Энджелом в противовес доминировавшей в то время подходам структуралистской психологии. Функционалистское направление всё ещё проявляется в современном эмпиризме и напоминает о себе такими терминами, как цель, адаптация, полезность, функция, роль и др.; 3. в философии - подход к изучению сознания, в котором психические состояния рассматриваются как функциональные состояния. Согласно ему, например, два идентичных психических состояния рассматриваются как функционально эквивалентные безотносительно к тому, являются или нет они физически одинаковыми.

* * *

(англ. functionalism) - методологическая ориентация на приоритетное исследование функций тех или иных систем, явлений, объектов. Иногда противопоставляется структурализму и историзму. Для Ф. характерно признание логического и/или онтологического примата функции над структурой и развитием. Системно-функциональный анализ, наряду с системно-генетическим, системно-структурным и системно-информационным, является основным видом системного анализа конфликтов. Понять конфликт невозможно без понимания тех функций, которые он выполняет в системе социального взаимодействия. Ф. выступает объяснительным принципом отечественной конфликтологии.

В начало словаря