Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
КОНФЛИКТ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КОНФЛИКТ

КОНФЛИКТ - несогласие во мнении, убеждениях, вследствие противоречия интересов. Считают, что хуже всего, когда сталкиваются интересы. Наиболее целесообразное речевое поведение при конфликте - искать компромисс, соблюдая обычные правила культуры речевого общения, избегая неуважительных коммуникативных действий.

* * *

(лат. conflictus - столкновение) - 1. столкновение антагонистических мотивов, целей, интересов, побуждений, взглядов, действий и др.; 2. в психоанализе - противодействие несовместимых сил (кажущихся таковыми или действительно несовместимых). Внутренний (психологический) конфликт может иметь место между инстинктными импульсами (то есть либидными и агрессивными) или между структурами (например, Эго и Ид). Не все конфликты рассматриваются при этом как невротические, а только те из них, когда одна из сторон конфликта является бессознательной, и/или когда они разрешаются с помощью психологических защит (исключая сублимацию).

* * *

противоречие, столкновение Противоположных взглядов, интересов, точек зрения, форм поведения; разногласие внутри человека или между людьми, чреватое для них серьезными последствиями, состоянием внутреннего дискомфорта или трудностями в установлении нормальных взаимоотношений.

* * *

(от лат. conflictus - столкновение) - психическое явление, заключающееся в столкновении

противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мнений, мотивов, потребностей одного человека. В последнем случае говорят о внутреннем к.

* * *

(от лат. confict - столкновение) - наиболее деструктивный способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, а также борьба подструктур личности. Помимо К., социальные противоречия могут завершаться и разрешаться путем сотрудничества, компромисса, уступки или избегания. С содержательной т. зр. К. можно объединить в два класса - социальные и внутриличностные. Под социальным К. понимается наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу. Если субъекты социального К. противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (напр., в процессе дискуссии, спортивного единоборства), или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие субъектов К. может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности. Противодействие заключается в общении или действиях с целью выражения несогласия с оппонентом, блокировки его активности или нанесения ему материального (морального) ущерба. Под внутриличностным К. понимается выраженное негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения. К. - способ и процедура измерения соотношения сил борющихся сторон.

* * *

(от лат. conflictus - столкновение) - противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление. К. характеризуется следующими признаками: 1) наличие противоречия; 2) восприятие его как значимой, требующей разрешения проблемы; 3) активность, направленная на преодоление противоречия. Традиционно в психологии рассматривают три типа К. Личностный К.- противоречие, возникающее у данного человека между несовместимыми интересами, потребностями, представлениями, ролями и т. п., напр. К. между желанием и чувством долга. Межличностный К.- ситуация, возникающая между разными людьми из-за противоречий в их интересах, целях, способах поведения и др. Межгрупповой К.- возникает, когда участниками ситуации являются группы с разными целями, интересами и т. д. Понятие К. часто рассматривается и в физиологии труда. Он возникает, когда потребности энергопластического обеспечения работы вступают в противоречие с возможностями обеспечения гомеостаза основных жизненных функций. Такое обстоятельство, напр., характерно для целеустремленной деятельности человека в неблагоприятных условиях внешней среды, когда ответная реакция человека носит характер динамического рассогласования. В инженерной психологии изучается особый класс К., которые возникают между человеком и техникой в рамках единой СЧМ. Здесь источником К. является противоречие между требованиями решаемых оператором задач и его возможностями по их решению. Одним из первых на это явление указал Ф. Д. Горбов, назвав ситуацию несоответствия средств отображения информации психофизиологическими возможностями человека по ее приему и переработке как К. человека с прибором. Помимо этого, К. человека с техникой возникает при перегрузке или недогрузке оператора информацией, наличии стрессовых ситуаций, неудобной рабочей позе и многих др. случаях. К. в СЧМ приводят к падению работоспособности и ухудшению функционального состояния оператора, а в случаях их длительного и частого повторения - к возникновению профессиональных заболеваний. Теоретической базой для описания и анализа К. является математический аппарат теории игр. На основе этой теории строятся математические модели К. Одна из первых игровых моделей К. предложена Дж. Нейманом для описания игр двух лиц вполне определенного класса. В дальнейшем эта модель К. усовершенствовалась, обобщалась, расширялась сфера применимости данной модели на К., модели которых отличались от неймановской, но при определенных предположениях допускали сведение их к неймановским игровым моделям, а следовательно, допускали разрешимость данных К. в классе решений теории игр. Эти обстоятельства позволили использовать игровые модели для описания и анализа К. в СЧМ. Дальнейшая разработка теоретических и математических основ разрешения К. в СЧМ проведена В. В. Павловым в рамках разрабатываемой им организмической теории построения оптимальных СЧМ. С этих позиций показывается, что при разрешении К. в СЧМ следует исходить из принципа функционального гомеостазиса, являющегося основным принципом теории К. применительно К СЧМ. Этот принцип требует, чтобы система, находящаяся под воздействием других систем, обладала свойством обеспечивать при решении любой из своих задач постоянство стереотипа своего поведения, проявляя при этом определенную активность и обладая определенной свободой при осуществлении выполняемых действий. Исходя из этих положений, рассматривают различные формы разрешимости К.: индивидуальные, коллективные и кооперативные, показывается, что в общем случае проблему построения теории К. следует рассматривать в классе технических эргатических систем (СЧМ).

В начало словаря