Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "Ш" (часть 5, "ШКА"-"ШПО")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш" (часть 5, "ШКА"-"ШПО")

ШКАЛИРОВАНИЕ

ШКАЛИРОВАНИЕ (от англ. scaling - определение масштаба) - метод моделирования реальных процессов с помощью числовых систем. В конфликтологии Ш. является одним из средств математического анализа изучаемого явления, способом организации эмпирических данных. Различные методы Ш. представляют собой особые приемы трансформации качественных характеристик в некую количественную переменную. Общий процесс Ш. состоит в конструировании по определенным правилам самой шкалы. В ходе различных опросов предлагается набор утверждений, каждое из которых должны оценить с помощью градуированного набора высказываний. Напр., от «очень одобряю», до «очень не одобряю». Этим высказываниям приписывают различные баллы. Конечный шкальный балл - это сумма полученных баллов по всем признакам. Независимо от выбора метода Ш. исследователь должен обеспечить соответствие составленной им шкалы требованиям надежности и валидности (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, 1996). В конфликтологии Ш. является более разработанной процедурой, чем в психологии и социологии. Ш. конфликтологической информации способствует получению новой информации, которую без использования Ш. добыть затруднительно.

* * *

метод моделирования реальных процессов с помощью числовых систем. В социальных науках (антропологии, социологии, психологии и др.) Ш. является одним из важнейших средств математического анализа изучаемого явления, а также способом организации эмпирических данных, получаемых с помощью наблюдения, изучения документов, анкетного опроса, эксперимента, тестирования. Большинство социальных и психологических объектов не может быть строго фиксировано относительно места и времени своего существования и потому не поддается прямому измерению. Поэтому возникает вопрос о специфике числовой системы, которая могла бы соотноситься с эмпирическими данными такого рода. Различные методы Ш. и представляют собой особые приемы трансформации качественных характеристик в некоторую количественную переменную. Общий процесс Ш. заключается в конструировании по определенным правилам самой шкалы и включает в себя два этапа. На этапе сбора данных, от методов которого зависит вид психологической информации, осуществляется создание эмпирической системы исследуемых объектов и фиксирование типа отношений между ними. На этапе анализа данных, от методов которого зависит объем информации, строится числовая система, моделирующая отношения эмпирической системы объектов; иногда этот этап обозначают также как выбор и реализацию метода Ш. Существуют два типа задач, решаемых с помощью методов Ш.: а) числовое отображение совокупности объектов их усредненной групповой оценки; б) числовое отображение внутренних характеристик индивидов посредством фиксации их отношения к какому-либо психологическому явлению. В первом случае отображение осуществляется с помощью шкалы оценок, во втором - шкалы установок.

ШКОДЫ СИМПТОМ

ШКОДЫ СИМПТОМ (тимпанит Шкоды, описан чешским терапевтом J. Skoda, 1805-1881) - тимпанический перкуторный звук над участком легкого, расположенным выше зоны перкуторной тупости, возникшей в результате массивного экссудативного плеврита или крупозной пневмонии; обусловлен эмфиземой несдавленных участков легкого.

J. Skoda. Uber den Herzstoss und die durch die Herzbewegungen verursachten Tone. Medicinische JahrbUcher des kaiserlich-koniglichen osterreichischen Staates, 1837; 13: 227-266.

ШКОЛА

ШКОЛА - 1. учебное учреждение; 2. организованная группа учёных, чьи подходы к области исследования подчинены определённой доктрине и структурированы вокруг определённой точки зрения. Часто школа связана с теорией одного исследователя, например, школа И.П.Павлова; 3. направление, течение в науке, искусстве, литературе, общественно-политической мысли и т.п., обладающее характерными свойствами, методами, приёмами. Например, школа психиатрии.

ШКОЛЫ ПСИХИАТРИИ

ШКОЛЫ ПСИХИАТРИИ - национальные традиции в развитии психиатрии. Согласно П.В.Морозову, С.А.Овсянникову (2009), основные западные школы психиатрии таковы. 1. Немецкая школа психиатрии основана на нозологической концепции Э.Крепелина, фундаментальных трудах по общей психопатологии и тщательном клинико-психопатологическом исследовании различных психических расстройств в динамическом их измерении. 2. Французская школа психиатрии, в противовес немецкой, базируется на статическом, синдромальном подходе, блестящих исследованиях в области психопатологии и вместе с тем недооценкой динамических аспектов психиатрической патологии. 3. Английская школа психиатрии характеризуется традиционно скептическим отношением к психопатологии и общей психопатологии, к нозологической концепции, конструированию сложных систем классификации психических расстройств. Британские психиатры предпочитают небольшое число простых диагностических терминов, различные тесты и шкалы, используемые для клинических, психофармакологических и эпидемиологических исследований, а также очень сдержанно относятся к принятию международных классификаций психических расстройств. 4. Скандинавская школа психиатрии отличается индивидуальным подходом к каждому пациенту, признанием особой роли внешних факторов в развитии психического расстройства, расширением рубрик реактивных психозов и промежуточной группы функциональных психозов за счёт сужения рамок эндогенных психозов, высоким уровнем развития внебольничной и социальной помощи психиатрическим пациентам, разработкой многоосевых принципов классификации психиатрических расстройств. 5. Американская психиатрическая психиатрия отличается эклектичностью, отсутствием определённой теоретической концепции, относительно поверхностным отношением к проблемам психопатологии и динамическим аспектам психиатрической патологии. Что касается русской школы психиатрия, то стоит более близко к немецкой, нежели какой-то другой школе, в ней сочетаются стремление к высокому клиническому мастерству, тенденция к разработке глубоких теоретических проблем психопатологии, системный подход к пониманию психиатрической патологии и традиционно гуманное отношение к психиатрическим пациентам. Советский период русской психиатрической школы оказался достаточно драматическим и тем не менее поразительно плодотворным, так как за 70 лет существования СССР страна находилась в состоянии непрерывной войны и/или в условиях экономической блокады восстанавливала свою жизнь, и тем не менее, именно советские исследователи подняли психиатрию на мировой уровень. В постсоветский период русская психиатрия, по мнению некоторых исследователей, неуклонно деградирует, она занята, в основном, переписыванием и перетолковыванием иностранных текстов, ей во всё растушей степени свойственен отказ от традиционных ценностей научной психиатрической мысли, тенденция к преобладанию клинико-статистических исследований. В целом упомянутый перечень известных школ психиатрии имеет явный отпечаток евроцентризма. В литературе, например, отсутствуют или редко встречаются сколько-нибудь систематизированные сведения о школах психиатрии в Индии, Китае, Японии, в странах мусульманского мира, как если бы научной психиатрии в таких странах вовсе не было или её нет до сих пор, либо там механически используют какие-то европейские её версии.

ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - раздел образовательной психологии. Школьный психолог занимается консультированием младших и старших школьников, помогает в составлении учебного плана и в тестировании при оценке потенциальных эмоциональных и/или когнитивных трудностей.

ШКОЛЬНАЯ ФОБИЯ

ШКОЛЬНАЯ ФОБИЯ - страх перед школой и школьной обстановкой. Ср. неприязненное отношение Гека Финна к хождению и учению в школе в «Похождениях Тома Сойера» М. Твена.

* * *

(греч. phobos - страх) - 1. иррациональный страх перед школой или школьной обстановкой; 2. отказ посещать школу из страха отвечать на уроках, подвергаться насмешкам сверстников и т.п. Обычно синонимичность 1 и 2 не приветствуется, поскольку речь идёт фактически о несколько разных расстройствах.

ШЛЕЗИНГЕРА СИМПТОМ

ШЛЕЗИНГЕРА СИМПТОМ - парестезии в стопе и характерная тетаническая судорога в поднятой и вытянутой ноге лежащего на спине пациента. Симптом тетании (Schlesinger, 1910).

ШЛОФФЕРА СИНДРОМ

ШЛОФФЕРА СИНДРОМ (опухоль Шлоффера, описана австрийским хирургом H. Schloffer, 1868-1937) - воспалительный инфильтрат (абсцесс) в брюшной полости, формирующийся спустя несколько недель или месяцев после операции. Нередко больной нащупывает его сам, жалуясь при этом на субфебрильную лихорадку, тупые ноющие боли в животе вне связи с приемом пищи, нарушения стула. Возникает вследствие воспаления брюшины вокруг инородного тела, точечной перфорации полого органа, нагноения осумкованной гематомы и др. Лечение хирургическое.

H. Schloffer. Chronisch entzUndliche Bauchdeckengeschwulst nach Bruchoperationen. Zentralblatt fUr Chirurgie, 1908; 35: 113-115.

ШМИДЕНА СИНДРОМ

ШМИДЕНА СИНДРОМ (по имени немецкого хирурга V. Schmieden, 1874-1946) - симптомокомплекс при гиперплазии слизистой оболочки желудка, обусловленный частичным или полным ее выпадением в двенадцатиперстную кишку. Характеризуется признаками гастростаза: приступообразной болью и чувством переполнения в эпигастрии после приема пищи, изжогой, рвотой только что съеденным. Диагноз подтверждают эндоскопически. Лечение хиругическое.

V. Schmieden. Die Differentialdiagnose zwischen MagengeschwUr und Magenkrebs; die pathologische Anatomie dieser Erkrankungen in Beziehung zu ihrer Darstellung in Rontgenbilde. Archiv fUr klinische Chirurgie, Berlin, 1911; 96: 253-344.

ШМИДТА СИНДРОМ

ШМИДТА СИНДРОМ (описан немецким терапевтом и неврологом A. Schmidt, 1865-1918) - бульбарный альтернирующий синдром: сочетание паралича (пареза) мягкого нёба, голосовой складки, трапециевидной и грудино-ключично-сосцевидной мышц (следствие поражения языкоглоточного, блуждающего и добавочного нервов) с гемипарезом или гемиплегией на противоположной стороне. Наблюдается при сосудистом и опухолевом поражении продолговатого мозга.

A. Schmidt. Casuistische Beitrage zur Nervenpathologie. II. Doppelseitige Accesoriuslahmung bei syringomyelie. Deutsche medicinische Wochenschrift, Berlin, 1892; 18: 606-608.

ШМИШЕКА ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК

ШМИШЕКА ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК (Schmieschek, 1970) - психодиагностический метод выявления личностных акцентуаций, основанный на соответствующей концепции K. Leonhard. Включает 88 вопросов, в которых отражены признаки 10 типов акцентуации характера и темперамента. В нашей стране используется в модификации В.М.Блейхера (для взрослых, 1973) и И.В.Крук (для детей и подростков, 1975).

ШМОРЛЯ УЗЛЫ

ШМОРЛЯ УЗЛЫ (описаны немецким патоморфологом Ch. G. Schmorl, 1861-1932; бытующий синоним - грыжа Шморля - является ложноориентирующим термином) - хрящевые узлы в телах позвонков, обусловленные проникновением вещества межпозвонковых дисков в их субхондральные (прилежащие к дискам) отделы. Чаще всего это происходит в подростковом периоде вследствие конституциональной слабости замыкающих пластинок тел позвонков (см. Шейермана синдром). Могут образоваться также в результате травмы. Выявляют при рентгенографии, компьютерной и магнитно-резонансной томографии. Не вызывая симптомов раздражения или сдавления нервных структур, не являясь непосредственной причиной каких-либо расстройств вообще, указывают на уязвимость позвоночника по отношению к статико-динамическим перегрузкам. Способствуют нередким диагностическим ошибкам, так как их принимают за грыжи межпозвонковых дисков, которые могут воздействовать на содержимое позвоночного канала.

G. Schmorl. Uber Knorpelknotchen an der Wirbelbandscheiben. Fortschritte auf dem Gebiete der Rontgenstrahlen, 1928; 38: 265-279.

ШМУТТЕРМАЙЕРА МЕТОДИКА ГРУППОВОЙ СТУПЕНЧАТОЙ МУЗЫКОТЕРАПИИ

ШМУТТЕРМАЙЕРА МЕТОДИКА ГРУППОВОЙ СТУПЕНЧАТОЙ МУЗЫКОТЕРАПИИ (Schmuttermayer, 1980) - вариант психотерапии с использованием музыки (прослушивание, танцы, пение и др.) при патологии аффектов, влечений, моторики и восприятия, а также интрапсихических и межличностных проблемах.

ШНАЙДЕР

ШНАЙДЕР (Schneider) Курт (1887-1967) - немецкий психиатр и патопсихолог. Вместе с К. Ясперсом считается основным представителем феноменологического направления в психиатрии. Образование получил в ун-тах Тюбингена и Берлина (д-р медицины, 1912), Кельна (д-р философии, 1921). После защиты в 1919 г. дис. для замещения должности доцента работал у Г. Ашаффенбурга в Кельнском ун-те. С 1931 - экстраординарный профессор и директор Лечебного ин-та Немецкой исследовательской психиатрической клиники в Мюнхене. С 1934 г. - профессор гистологии и невропатологии ун-та. Затем - ординарный профессор психиатрии и директор Психиатрической клиники в ун-те Гейдельберга (1946-1955). В 1951 - 1952 гг. был ректором этого ун-та. В своей работе Die psychopathischen Personlichkeiten (Leipzig, Wien, 1922) дал практический признак психопатии как особенности личности, от которой страдает либо сам пациент, либо его окружение. Вывел учение о патологическом развитии личности на новый уровень: предложил общую эмпирическую номенклатуру психопатий, которые рассматривал прежде всего как эндогенно обусловленные. На основе наиболее ярко проявляющихся черт выделил: гипертимных, депрессивных, неуверенных в себе, фанатичных, тщеславных, лабильных, взрывных, равнодушных, безвольных и астеничных психопатов. Сделал попытку определить шизофрению как патологическое изменение личности и мировоззрения, а не как нозологическую единицу. При этом описал ряд характерных симптомов шизофрении: убеждение больного в том,что его мысли произносятся вслух; слуховые галлюцинации, комментирующие его поведение; соматические галлюцинации; бред и ощущение, что действия контролируются другими (Die Psychologie der Schizophrenen und ihre Bedeutung fbr die Klinik der Schizophrenic, Lpz., 1930). Трактовал религиозность как психическое отклонение (Zur Einfuhrung in die Religionspsychopathologie, Tubingen, 1928). Кроме этого автор трудов: Klinische Psychopatologie, В., 1931; Psychischer Befund und psychiatrische Diagnose, 1939. И.М. Кондаков

ШНЕЙДЕРА ПЕРВИЧНЫЙ БРЕД ОТНОШЕНИЯ

ШНЕЙДЕРА ПЕРВИЧНЫЙ БРЕД ОТНОШЕНИЯ (K. Schneider) - систематизированный интерпретативный бред персекуторного содержания, не сопровождающийся обманами восприятия и иными нарушениями, которые делали бы бред психологически детерминированным и понятным. Рассматривается как свойственный параноидной шизофрении на паранойяльном этапе её течения.

ШНЕЙДМАНА ТЕСТ MACEA PICTURE STORY

ШНЕЙДМАНА ТЕСТ MACEA PICTURE STORY (Schneidman, 1947) - проективная личностная методика, позволяющая выявить особенности адаптации испытуемого в окружающей среде, его межличностные отношения, тип самооценки. Синоним: Тест MARS.

ШНИТЦЛЕРА МЕТАСТАЗ

ШНИТЦЛЕРА МЕТАСТАЗ (описан австрийским хирургом J. Schnitzler, род. в 1865) - увеличенные лимфоузлы («пакет») в тазовой клетчатке между мочевым пузырем (или маткой) и прямой кишкой. Определяют пальцевым ректальным исследованием при раке IV стадии органов брюшной полости (чаще - желудка).

ШОВИНИЗМ

ШОВИНИЗМ - крайний национализм, особенно великодержавный.

Вечером в пивной он так пылко ратовал за мировое господство Германии, что расплачиваясь, забыл проверить содержимое своего кошелька (Г. Манн, Гретхен).

Ср. патриотизм.

* * *

(от франц. chauvinisme) - крайняя, наиболее опасная форма национализма, выражающаяся в безудержном возвеличивании собственной нации, проявляющаяся в национальном чванстве и высокомерии.

Термин "шовинизм" появился во Франции. В 1831 г. в комедии братьев И. и Т. Коньяр "Трехветная кокарда" одним из героев был агрессивно-воинственный новобранец Никола Шовен. Считается, что прототипом этого персонажа была реальная личность - ветеран наполеоновских войн Н. Шовен (N. Chauvin), воспитанный в духе преклонения перед императором - создателем "величия" Франции.

Словом "шовинизм" впоследствии стали обозначать и различные проявления националистического экстремизма. На практике он зачастую сочетается с расизмом. Разновидностью шовинизма является великодержавный шовинизм - идеология и политика господствующих классов нации, которая занимает главенствующее (державное) положение в обществе. Великодержавный шовинизм направлен на порабощение других наций, их дискриминацию в различных областях общественной жизни.

* * *

(фр., по имени солдата, поклонника завоевательной политики Наполеона) - идеология и политика крайнего воинствующего национализма. В плане психопатологии - проявление паранойяльной психопатии.

* * *

(от фр. chauvinisme) - агрессивная форма национализма, проповедь национальной исключительности, противопоставление интересов одной нации интересам другой, разжигание неприязни, ненависти на национальной почве. Термин «Ш.» появился во Франции в 1831 г. как производное от имени ветерана наполеоновской гвардии Н. Шовина. Разновидность Ш. - великодержавный Ш. - идеология и политика нации, занимающей главенствующее (державное) положение в государстве. Великодержавный Ш. направлен на политическое, экономическое и культурное порабощение др. наций. Крайнее проявление Ш. - фашизм.

ШОГАМА-МИРОВСКОГО МЕТОДИКА ПСИХОТОНИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ

ШОГАМА-МИРОВСКОГО МЕТОДИКА ПСИХОТОНИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ (Шогам, Мировский, 1965) - модификация метода аутогенной тренировки Шульца.

ШОК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШОК АФФЕКТИВНЫЙ

См. Шок психический.

ШОК ГИПОВОЛЕМИЧЕСКИЙ

Возникает вследствие большой кровопотери, потери большого количества жидкости через желудочно-кишечный тракт (например, при дизентерии, холере) и других патологических состояний, ведущих к чрезмерной дегидратации (ожоги, несахарный диабет и др.).

ШОК ЗАТЯНУВШИЙСЯ

ШОК ЗАТЯНУВШИЙСЯ - осложнение при лечении инсулиновыми шоками в виде глубокой и нередко длительной комы, из которой пациента не удаётся вывести в/в глюкозы и рекомендуется в неотложном порядке использовать реанимационные мероприятия (гормоны, диуретики, дыхательные и сердечные аналептики и др.). Иногда содержание сахара в крови во время затянувшегося шока является нормальным, а реакция на введение глюкозы оказывается парадоксальной. По выходе из такой комы иногда выявляются признаки психоорганического синдрома, в отдельных случаях деменции. См. Кома.

ШОК ИНСУЛИНОВЫЙ

ШОК ИНСУЛИНОВЫЙ - относительно неглубокое коматозное состояние (кома 1 степени) при лечении инсулиновыми шоками, наступающее вследствие искусственной гипогликемии.

ШОК ОТСРОЧЕННЫЙ

ШОК ОТСРОЧЕННЫЙ - 1. гипогликемическая кома, возникающая спустя несколько часов после того, как пациент при проведении инсулиношокой терапии был выведен из комы. Развитие комы связывают с накоплением экзогенного инсулина в организме; 2. отставленный судорожный припадок, возникающий некоторое время спустя - через 10-60 сек. после включения электрического тока.

ШОК ПЕРЕРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ

Развивается из-за снижения периферического сосудистого сопротивления при нормальном или повышенном сердечном выбросе. Он может быть вызван сепсисом, анафилаксией, передозировкой некоторых лекарственных средств. Причиной перераспределительного шока может быть также диабетический кетоацидоз, недостаточность коры надпочечников и гипопитуитаризм.

ШОК ПСИХИЧЕСКИЙ

ШОК ПСИХИЧЕСКИЙ - вариант острой реакции на стресс, для которой, помимо прочего, характерно отстранённое восприятие происходящих психотравмирующих событий. Обычно в это время пациенты внешне ведут себя в целом упорядоченно. Отсутствие аффективной реакции объясняется нарушением самоосознавания - появлением дереализации, вследствие чего всё случившееся воспринимается пациентами как нечто нереальное, не вызывающее у них соответствующей ответной реакции.

* * *

Син.: Шок эмоциональный. Реактивный психоз, возникающий при внезапных, угрожающих жизни обстоятельствах, влекущих за собой появление резко выраженного аффекта страха. Проявляется в виде беспорядочного двигательного возбуждения или ступора.

ШОК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

ШОК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ - реакция индивида на совершенно неожиданное переживание, к которому индивид не был подготовлен и который способен вызвать появление симптомов психического расстройства.

ШОК СПИНАЛЬНЫЙ

При остро возникающем поражении спинного мозга вследствие разлитого торможения, распространяющегося ниже уровня патологического процесса, возникает клиническая картина периферического (вялого) паралича и расстройства чувствительности в части тела, расположенной ниже уровня повреждения спинного мозга, сохраняющегося в течение нескольких суток (см. диасхиз), а также расстройства чувствительности и тазовые нарушения. В дальнейшем вялый паралич постепенно сменяется признаками, характерными для центрального (спастического) паралича. В случае отсутствия анатомического перерыва спинного мозга, например при его контузии, возможно постепенное частичное или полное восстановление нарушенных функций. Описал М. Наll.

ШОК ТЕПЛОВОЙ

Син.: Истощение тепловое. Возникает при перегревании вследствие недостаточной ответной реакции сосудов сердца на экстремально высокую температуру, особенно часто развивается у пожилых людей, принимающих мочегонные препараты. Проявляется слабостью, головокружением, головной болью, анорексией, тошнотой, рвотой, позывами на дефекацию, обмороком. В острой стадии (стадии шока) кожа приобретает пепельный цвет, становится холодной и влажной на ощупь, зрачки при этом расширены, артериальное давление обычно низкое, температура тела нормальна или даже понижена.

ШОК (ШОКИРОВАННОСТЬ)

ШОК (ШОКИРОВАННОСТЬ) (фр. choc «удар») - оцепенение вследствие сильного душевного потрясения. Шок может быть следствием хамства, несправедливости, бесстыдства, цинизма. Может сочетаться с удивлением, возмущением. Ср. выражение неприятно поразить.

Он остановился посреди улицы как вкопанный. Ужасное подозрение шевельнулось в нем: «Неужели она…» Значит, и все остальные драгоценности - тоже подарки [ее любовников]! Ему показалось, что земля колеблется… Он взмахнул руками и свалился без чувств (Г. Мопассан, Драгоценности).

Генри увидел, что Дорис смотрит на него с ужасом. Она, видимо, была потрясена и шокирована (А. Уолферт, Банда Тэккера).

ШОК ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ

См. Шок психический.

ШОКИРОВАТЬ

ШОКИРОВАТЬ - бессознательно или сознательно смущать собеседника. Отрицательное явление, от которого следует воздерживаться, заранее прикидывая, не вызовет ли такая-то информация реакцию шока и смягчая ее подачу. Целесообразная реакция культурного человека - внешне не показывать, что шокирован, вести себя как ни в чем не бывало. Ср. фраппировать.

- «Да-с! - повторяет Яшкин, задумчиво глядя на графин. - По моему мнению, и наук много лишних!» «То есть как же это-с? - тихо спрашивает Пимфов. - Какие науки вы находите лишними?» «Всякие…Я бы перевешал все эти… науки… Все лишнее… И науки, и люди… и тюремные заведения, и мухи… и каша… И вы лишний… Хоть вы и хороший человек, и в Бога веруете, но и вы лишний…» «Прощайте, Илья Мартыныч!» - лепечет Пимфов… (А. Чехов, Мыслитель).

ШОКОВАЯ ТЕРАПИЯ

ШОКОВАЯ ТЕРАПИЯ - общее название методов лечения с использованием в качестве терапевтического средства коматозного состояния, то есть физиологического стресса.

ШОЛЬЦА - БИЛЬШОВСКОГО СИНДРОМ

ШОЛЬЦА - БИЛЬШОВСКОГО СИНДРОМ (описан немецкими неврологом и психиатром W. Scholz, 1889-1971, позднее - морфологом М. Bielschowsky, 1869-1940) - прогрессирующая лейкодистрофия головного мозга, проявляющаяся у детей, чаще в десятилетнем возрасте, эпилептиформными припадками, эмоциональной ограниченностью (потеря интересов, апатия, невозможность концентрации внимания), нарастающей деменцией, корковой глухотой, снижением остроты зрения, расстройствами артикуляции (скандированная речь), парезами черепных нервов, центральными парезами и параличами конечностей, хореоатетозом.

W. Scholz. Klinische, pathologisch-anatomische und erbbiologische Untersuchungen bei familiarer, diffuser Hirnsklerose im Kindesalter (Ein Beitrag zur Lehre von den Heredodegenerationen). Zeitschrift fUr Neurologie, Berlin, 1925; 99: 651-717.

M. Bielschowsky, R. Henneberg. Uber familiare diffuse Sklerose (Leukodystrophia cerebri progressiva hereditaria). Journal fUr Psychologie und Neurologie, Leipzig, 1928; 36: 131-181.

ШОНА СИНДРОМ

ШОНА СИНДРОМ (по имени американского кардиолога J. D. Shone; синоним - парашютообразный митральный клапан) - врожденный порок сердца, характеризующийся соединением хорд митрального клапана в один тяж, прикрепляющийся к одной сосочковой мышце; надклапанным митральным стенозом, сочетающимся с аортальным; нередко и коарктацией аорты. Лечение хирургическое.

J. D. Shone, R. D. Sellers, R. C. Anderson et al. The developmental complex of parachute mitral valve, supravalvular ring of the left atrium, subaortic stenosis and coarctation of the aorta. [The] American journal of cardiology, 1963; 11: 714.

ШОПАЛКОГОЛИЗМ

ШОПАЛКОГОЛИЗМ - неспециальный термин, обозначает болезненную страсть к покупкам, которой страдают преимущественно женщины.

ШОПИНГОМАНИЯ

ШОПИНГОМАНИЯ - Стремление совершать покупки, зачастую совсем необязательные.

ШОРОХОВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШОУФРЕНИЯ

ШОУФРЕНИЯ (англ. see-смотреть, греч. phren -ум, разум) - неспециальный термин, обозначает невротическое стремление к опьянению развлечениями для защиты от ощущения тревоги, внутренней опустошённости и скуки.

ШПАЛИНСКИЙ

Владислав Викторович (1936-2003) - украинский психолог, специалист в области педагогической и социальной психологии. Канд. психологических наук (1973), профессор (1992). Окончил филологический фак-т Харьковского государственного ун-та. Работал преподавателем языка и литературы, завучем, зам. директора по воспитательной работе, но его внимание всегда привлекала психология. После окончания аспирантуры в МГПИ им. В.И. Ленина защитил канд. дисс. на тему: Экспериментальное психологическое исследование групповой сплоченности, посвященную исследованию сплоченности, как ценностного ориентационного единства (ЦОЕ) коллектива. В объемном эксперименте исследовались важнейшие характеристики группы: общность системы ее ценностных ориентации, целей, норм, установок, присущих группе как единому целому. Было показано, что ЦОЕ зависит от уровня развития группы и что для коллектива разнородность ориентации не препятствует сохранению его сплоченности. Для осуществления конкретных измерений были разработаны методики, отличные от социометрических и позволяющие вычислять индекс групповой сплоченности. Полученные данные привели к выводу, что высокий уровень ЦОЕ наблюдается в коллективах, где взаимоотношения людей опосредуются целями и ценностями совместной деятельности, в отличие от диффузных групп, где феномен ЦОЕ практически отсутствует. Результаты этих исследований были опубликованы в учебном пособии для студентов пед. вузов: Социальная психология коллектива (М., 1978, в со-авт. с А.В. Петровским). В дальнейшем Ш. работал в сфере образования Харькова. В круг его научных интересов входили прикладные аспекты социальной психологии личности и коллектива. С 1990 г. он зав. сектором последипломного образования по подготовке практических психологов и социальных работников Харьковского государственного педагогического ун-та им. Г.С. Сковороды. В последнее время разрабатывал проблемы, связанные с психологией управления образовательными учреждениями. Опубликовал монографию Психология менеджмента , Харьков, 1999, М., 2001. Автор книги: Личность в кризисном обществе , Харьков, 1994, отмеченной на конкурсе Европа накануне нового тысячелетия (Мюнхен), а также ряда научных трудов и вузовских пособий, переведенных и изданных за рубежом. А.Б. Петровский

ШПЕРРУНГ

ШПЕРРУНГ - «закупорка мыслей», «обрыв мыслей», внезапная остановка, перерыв ассоциативного процесса.

* * *

(нем. sperren - запирать, закупоривать) - состояние блокады умственной деятельности, речевой активности, целенаправленной деятельности и, возможно, процессов сознания и самоосознавания. Возникает эпизодически, может длиться до нескольких часов и даже суток. Рассматривается как характерный симптом шизофрении, однако может возникать и во время психических припадков эпилепсии.

* * *

Внезапный обрыв хода мыслей или длительная задержка мыслительных процессов. Возможный признак шизофрении.

ШПЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШПЕТ Г. Г.

ШПЕТ Г. Г. (1879-1940) - известный русский и советский философ, профессор Московского университета, вице-президент Российской академии художественных наук (1923-1929), первым в России начавший читать курс этнопсихологии и организовавший в 1920 году в стране кабинет этнопсихологии. Опубликовал в 1927 году работу "Введение в этнопсихологию", где в форме дискуссии с В. Вундтом (см.),М. Лацарусом (см.) и X. Штейнталем (см.) выразил свои взгляды на предмет и основные методы исследования этнопсихологии.

Этническая психология, с точки зрения Ш., должна быть описательной, а не объяснительной наукой. Предметом этнопсихологии, по его мнению, является выявление типичных коллективных переживании представителей конкретного народа, которые выступают следствием функционирования их языка, мифов, нравов, религий и т. п. Как бы отдельные представители той или иной одной этнической общности не были индивидуально различимы и сколько бы не схожим было их отношение к подобным социальным явлениям, всегда можно найти нечто общее в их реакциях. При этом общее, по Ш., не есть усредненное, не есть совокупность сходств, всегда объединенная по сравнению с некоторыми индивидуальными слагаемыми. Общее понималось им как "тип", как "общее проявление психики многих индивидов", как характеристика, объединяющая и показывающая нюансы всего своеобразия мыслей, чувств, переживаний, поступков и действий людей конкретной национальности.

По мнению Ш., этнопсихология должна позаимствовать у этнологии классификацию социальных явлений, а затем ставить следующие вопросы: "А как это переживается народом данной эпохи? "Что он любит, чего боится, чему поклоняется?" и т. п.

В целом взгляды Ш. были во многом эклектичными, не давали возможности непосредственно изучать многообразие этнопсихологических явлений. Однако главная заслуга Ш. состоит в том, что он одним из первых после 1917 г. способствовал их распространению в стране.

ШПИГЛЕРА ОПУХОЛЬ

ШПИГЛЕРА ОПУХОЛЬ (синдром Ансела - Шпиглера, 1802-1863; трихоэпителиома Брука - Фордайса; по именам британских врачей H. Ancell и H. A. G. Brooke, 1854-1919, американского дерматолога J. A. Fordyce, 1858-1925, и австрийского дерматолога E. Spiegler, 1860-1908; синонимы - цилиндрома кожи, аденокистозная эпителиома, тюрбанная опухоль) - редкая доброкачественная опухоль сложного строения, развивающаяся из волосяного фолликула и его эмбрионального зачатка, эккринных и апокринных потовых желез и их эмбриональных зачатков, комбинированных элементов придатков кожи: чаще множественные плотные полушаровидные возвышающиеся узлы разного размера, локализующиеся почти исключительно на волосистой части головы; иногда опухоль распространяется почти на всей площади волосистой части головы в виде множественных бугристых слившихся узловатых разрастаний; кожа над узлами лишена волосяного покрова. Наблюдается чаще у женщин, иногда с рождения или детского возраста; рост эпителиом усиливается в период полового созревания, далее замедляется. Возможен регресс опухоли, редко наблюдают малигнизацию. В семейных случаях наследование аутосомно-доминантное. Лечение оперативное. При небольших образованиях с локализацией на волосистой части головы говорят об опухоли Ансела - Шпиглера, поражения назолабиальной области называют трихоэпителиомами Брука - Фордайса.

H. Ancell. History of a remarkable case of tumours developed on the head and face. Medico-Chirurgical Transactions, London, 1842; 25: 227-247.

H. A. G. Brooke. Epithelioma adenoides cysticum. British Journal of Dermatology, Oxford, 1892; 4: 269-286.

J. A. Fordyce. Multiple benign cystic epithelioma of the skin. Journal of Cutaneous and Genitourinary Diseases, Chicago, 1892; 10: 459-473.

E. Spiegler. Uber Endotheliome der Haut. Archiv fUr Dermatologie und Syphilis, Berlin, 1899; 50: 163-176.

ШПИЛЬКА

ШПИЛЬКА - колкий намек, обиняк. Отрицательное речевое поведение.

- Подчас в каждом слове ее торчала - ух какая булавка! (Н. Гоголь, Мертвые души).

ШПИЛЬМЕЙЕРА - ФОГТА - БА??ТТЕНА СИНДРОМ

ШПИЛЬМЕЙЕРА - ФОГТА - БА??ТТЕНА СИНДРОМ (описан неврологами - британским F. Batten, 1865-1918, позднее - Н. Vogt, род. в 1875, и немецкими W. Spielmeyer, 1879-1935, нейрональный цероид-липофусциноз (ювенильный тип)) - см. Баттена синдром.

F. E. Batten. Cerebral degeneration with symmetrical changes in the maculae in two members of a family. Transactions of the Ophthalmological Societies of the United Kingdom, 1902; 23: 386-390.

H. Vogt. Uber familiare amaurotische Idiotie und verwandte Krankheitsbilder. Monatsschrift fUr Psychiatrie und Neurologie, Basel, 1905; 18: 161-171, 310-357.

W. Spielmeyer. Klinische und anatomische Untersuchungen Uber eine besondere Form von familiarer amaurotische Idiotie. Freiburg im Breisgau, Gotha, 1907.

ШПИЛЬРЕЙН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШПИТЦА СИНДРОМ

ШПИТЦА СИНДРОМ (описан американским патологом S. Spitz, 1910-1956) - меланоцитарная опухоль, наблюдающаяся в детском возрасте и характеризующаяся доброкачественным течением: одиночный узелок на лице или ногах, овальный или круглый, диаметром несколько миллиметров, редко больше, розового или желтоватого цвета, твердой консистенции; является разновидностью родимого пятна с наличием характерных веретенообразных клеток с ядрышками в крупном ядре. Лечение хирургическое.

S. Spitz. Melanomas of childhood. The American Journal of Pathology, Philadelphia, 1948; 24: 591-609.

ШПОРНАЯ БОРОЗДА

ШПОРНАЯ БОРОЗДА - борозда на медиальной поверхности затылочной коры головного мозга, которая делит среднюю часть доли на верхнюю и нижнюю части. Область коры, окружающая это борозду, шпорная кора, является основной областью зрительной чувствительности.

ШПОРЫ КОСТНЫЕ

ШПОРЫ КОСТНЫЕ - шиловидные разрастания на поверхности кости; чаще встречаются в области бугра пяточной кости (пяточные шпоры). Возникают в связи с воспалением синовиальных сумок, перегрузкой при статических деформациях нижних конечностей или постоянной травматизацией пяточной области. Процесс часто бывает двусторонним. При длительном существовании шпоры в области ее верхушки формируется синовиальная сумка. Периодическое ее воспаление сопровождается болью, усиливающейся при ходьбе и длительной статической нагрузке. Диагноз подтверждается результатами рентгенологического исследования.

В легких случаях назначают анальгетические и противовоспалительные средства, с подошвенной поверхности удаляют омозолелые участки кожи, в обувь вкладывают специальные стельки с выемкой в области шпор, проводят электрофорез раствора йодида калия или новокаина. Лечебный эффект дает местное введение анестезирующих средств, гидрокортизона, облучение расфокусированным лучом лазера. Костные шпоры, не поддающиеся консервативному лечению, удаляют оперативным путем.

Предыдущая страница Следующая страница