Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "А" (часть 12, "АМН"-"АНА")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 12, "АМН"-"АНА")

АМНЕЗИЯ КОНГРАДНАЯ

АМНЕЗИЯ КОНГРАДНАЯ (лат. con - совместно, gradior - идти) - выпадение памяти на впечатления периода нарушенного сознания или, в меньшей степени, острого психотического состояния.

АМНЕЗИЯ ЛАКУНАРНАЯ

АМНЕЗИЯ ЛАКУНАРНАЯ (лат. lacuna - яма, углубление) - частичное выпадение памяти на впечатления периода нарушенного сознания или острого психотического состояния.

АМНЕЗИЯ ОПЬЯНЕНИЯ

АМНЕЗИЯ ОПЬЯНЕНИЯ - значительное ослабление или полная потеря памяти на впечатления периода глубокого алкогольного опьянения, связанная с оглушением сознания. Утраченные воспоминания позднее не возвращаются ни спонтанно, ни с помощью специальных приёмов психотерапии или применения психоактивных субстанций. Наблюдается как у пациентов с алкоголизмом при наличии симптома потери количественного контроля, так и лиц, не страдающих алкогольной зависимостью, но склонных в силу своих характерологических особенностей или под влиянием настроения к однократному приёму больших доз алкоголя или вынужденых это делать по каким-то внешним причинам.

АМНЕЗИЯ ОРГАНИЧЕСКАЯ

АМНЕЗИЯ ОРГАНИЧЕСКАЯ - общее название амнезий, вызванных органическим поражением головного мозга.

АМНЕЗИЯ ПЕРИОДИЧЕСКАЯ

АМНЕЗИЯ ПЕРИОДИЧЕСКАЯ - выпадение памяти на впечатления периода актуализации другой личности у пациентов с диссоциативным расстройством идентичности. Приводятся наблюдения, согласно которым такая амнезия проявляется по-разному или её может не возникать вообще в отношении одной из личностей. См. Личность множественная.

АМНЕЗИЯ ПОСТГИПНОТИЧЕСКАЯ

АМНЕЗИЯ ПОСТГИПНОТИЧЕСКАЯ (лат. post - после, греч. hypnos - сон) - выпадение памяти на впечатления периода гипнотического транса. Различают 2 вида такой амнезии: 1. выпадение памяти на впечатления глубокого гипнотического сна (по В.М.Бехтереву) или сомнамбулизма (по А.Форелю). См. Гипноз; 2. выпадение памяти на впечатления периода неглубокого гипнотического транса под влиянием специального внушения.

АМНЕЗИЯ ПРОГРЕССИРУЮЩАЯ

АМНЕЗИЯ ПРОГРЕССИРУЮЩАЯ - неуклонно нарастающее опустошение памяти, развивающееся по закону Рибо, то есть от забывания свежих впечатлений по направлению ко всё более отдалённым, от разрозненных и несистематизированных впечатлений - ко всё более связным и упорядоченным, от менее автоматизированных - ко всё более привычным, автоматизированным. Рассматривается как характерный признак старческого слабоумия, однако в сходной, аналогичной форме наблюдается и при других абиотрофических проыессах.

* * *

Постепенно прогрессирующее ослабление памяти, вплоть до ее опустошения. При этом, в соответствии с Законом обратного хода памяти (см.), сначала нарушается память на текущие события, на то, что было недавно, затем на события последних лет, в то время как далекое прошлое может еще значительное время сохраняться в памяти. А. п. характерна, в частности, при дисциркуляторной энцефалопатии (см.).

АМНЕЗИЯ ПСИХОГЕННАЯ

АМНЕЗИЯ ПСИХОГЕННАЯ - Расстройство памяти (почти всегда антероградное) вследствие тяжелого психологического конфликта или острого эмоциогенного стресса.

АМНЕЗИЯ РЕТАРДИРОВАННАЯ

АМНЕЗИЯ РЕТАРДИРОВАННАЯ (лат. retardatio - замедление) - отставленная амнезия, выпадение памяти на внешние и/или внутренние впечатления периода острого психоза (спутанности сознания) спустя некоторое время после того, как к пациентам вернулось состояние ясного сознания.

АМНЕЗИЯ РЕТРОГРАДНАЯ

АМНЕЗИЯ РЕТРОГРАДНАЯ (лат. retro - позади, gradior - идти) - выпадение из памяти впечатлений, которые непосредственно предшествовали началу острого психического расстройства, в особенности нарушению сознания (чаще всего коме, сопору). Синоним: Амнезия ретроактивная (лат.retro - позади, activus - деятельный).

АМНЕЗИЯ РЕТРОГРАДНАЯ ПЕРИОДИЧЕСКАЯ

АМНЕЗИЯ РЕТРОГРАДНАЯ ПЕРИОДИЧЕСКАЯ (Бехтерев, 1900) - приступообразно возникающие эпизоды ретроконградной амнезии сосудистого или эпилептического генеза чаще всего на сравнительно непродолжительное время.

АМНЕЗИЯ СИСТЕМНАЯ

АМНЕЗИЯ СИСТЕМНАЯ - выпадения памяти на определённые умственные или двигательные навыки. См. Агнозия, Апраксия, Афазия.

АМНЕЗИЯ СНОВИДЕНИЙ

АМНЕЗИЯ СНОВИДЕНИЙ - выпадение памяти на сновидения, содержание которых представляются индивиду существенно важным и, повидимому, психотравмирующем в том или ином отношении. Воспоминание о забытом сновидении затем нередко является внезапно и несколько позже, спустя несколько часов, дней или месяцев, как спонтанно, так и в связи с каким-то случайным впечатлением. В иных случаях, напротив, память на яркое и значащее сновидение вдруг и к удивлению самого индивида, который старается его вспомнить, исчезает спустя некоторое время после его пробуждения. Случается и так, что некоторые пациенты стремятся восстановить в своей памяти забытый сон, если помнят, что видели его, но это им удаётся не всегда, но такое одинаково часто бывает и со здоровыми людьми. Расстройство (в первом его варианте) не рекомендуется смешивать с мнимыми воспоминаниями сновидений (рефлекторными галлюцинациями памяти). Большинство людей, как правило, забывает содержание сновидений вскоре после пробуждения (исключая тех из них, кто усматривает в сновидениях нечто значительное для себя, например, верит тому, что сны имеют прогностическое значение) немного позднее забывается и сам факт сновидения, но это явление в качестве расстройства памяти на сновидения не рассматривается. Анормальные сновидения амнезии чаще всего не подвержены, обычно они не забываются, независимо от их содержания, и спустя много лет, как бы указывая тем самым на то.сильное впечатление, которое они оставляют после себя или на некие ассоциации, имеющие для пациентов особый смысл.

АМНЕЗИЯ ТРАНЗИТОРНАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ

АМНЕЗИЯ ТРАНЗИТОРНАЯ ГЛОБАЛЬНАЯ (Bender, 1956; Fischer, Fdams, 1958; Завилянский и др., 1989) - однократная преходящая ретроградная амнезия на период от нескольких часов до ряда недель. Связана, предположительно, с транзиторной ишемией в бассейне базиллярной артерии.

АМНЕЗИЯ ФИКСАЦИОННАЯ

АМНЕЗИЯ ФИКСАЦИОННАЯ (лат. fixus - твёрдый, нерушимый, крепкий) - неспособность запоминать или воспроизводить текущие впечатления. Швейцарский психиатр Клапаред был первым, кто установил, что фиксационная амнезия является нарушением преимущественно произвольной, эксплицитной памяти, функционирование непроизвольной, имплицитной памяти при этом может быть существенно не нарушено. Известны случаи, когда таких пациентов удавалось научить весьма сложным вещам (например, исполнению трудной музыкальной композиции).

* * *

Потеря способности фиксировать в памяти текущие события. Является, в частности, одним из ведущих проявлений синдрома Корсакова (см.).

АМНЕЗИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ

АМНЕЗИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ - выпадение памяти в условиях эсперимента (под влиянием гипоксии головного мозга, электросудорожного шока, введения психоактивных средств и др.).

АМНЕЗИЯ ЭПИЗОДИЧЕСКАЯ

АМНЕЗИЯ ЭПИЗОДИЧЕСКАЯ (греч. epeisodion - случай) - выпадение из памяти группы тем или иным образом объединённых друг с другом впечатлений о случившемся в недавнем или в отдалённом прошлом, не связанное с определёнными органическими или мотивационными нарушениями. Нередко выявляется случайно, при сообщении о происходившем кем-то из окружающих.

АМНЕЗИЯ ЭПОХАЛЬНАЯ

АМНЕЗИЯ ЭПОХАЛЬНАЯ (греч. epoche - длительный период времени) - выпадение памяти на впечатления длительных периодов личной жизни вплоть до забывания близких людей, привычного места жительства и даже своего собственного имени. Характеризует состояние истерической или диссоциативной фуги. Обычно полностью проходит после амитал-натриевого растормаживания и никогда более не повторяется.

АМНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

АМНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ - заключается в том, что больные забывают названия предметов. Вместо того чтобы назвать ложку, карандаш, они описывают их качества и назначение: «это - чем едят», «это - чем пишут». Однако нередко достаточно произнести первый слог, чтобы больной вспомнил слово и произнес его, но через несколько минут он снова его забывает.

АМНЕСТИЧЕСКИЕ ТРАНЗИТОРНЫЕ ЭПИЗОДЫ

АМНЕСТИЧЕСКИЕ ТРАНЗИТОРНЫЕ ЭПИЗОДЫ - выпадения памяти на впечатления периодов времени протяжённостью от нескольких часов до ряда дней у лиц в возрасте 45 - 70 лет. Связаны, предположительно, с неэпилептическими цереброваскулярными приступами с наступающими при этом нарушением функционирования лимбических структур (Frank, 1981).

АМНИОН

АМНИОН - околоплодный пузырь с амниотической жидкостью, окружающей плод во время его внутриутробного развития.

АМНИОТИЧЕСКАЯ ЖИДКОСТЬ

АМНИОТИЧЕСКАЯ ЖИДКОСТЬ - жидкость, находящаяся между плодом и окружающей его плодной оболочкой. Содержит белки, жиры, глюкозу, соли, гормоны, витамины, а также продукты жизнедеятельности плода.

АМНИОЦЕНТЕЗ

АМНИОЦЕНТЕЗ (греч. amnion - жертвенная чаша, оболочка утробного плода прокол) - операция по извлечению амниотической жидкости с целью выявить возможные дефекты хромосом и наследственные биохимические нарушения у плода.

АМОКСАПИН

АМОКСАПИН ( Amoxapinum Азедин, Демолокс, Дефанил, Моксадил, Омнипресс) - умеренный антидепрессант с седативным и лёгким антипсихотическим эффектами. Действует преимущественно на норадренергическую систему, а также блокирует Д- и С-2- серотониновые постсинаптические рецепторы. Амоксапин показан к применению при лечении ажитированных депрессий и депрессивно-параноидных состояний, а также тревожных состояний в рамках невротических и реактивных депрессий. Возможные побочные эффекты терапии: экстрапирамидная симптоматика (акатизия, дистония и др.), галакторея, запор, ортостатическая гипотензия, кардиотоксические явления, токсическое воздействие на почки. Описаны случаи злокачественного нейролептического синдрома. Препарат не назначается детям, беременным, в период грудного вскармливания, при эпилепсии, соматических и неврологических заболеваниях с дисфункцией разных органов и систем.

АМОНАШВИЛИ

Шалва Александре вич (р. 1931) - грузинский педагоги психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии. Д-р психологических наук (1973), профессор (1980). Д. чл. АПН СССР (1989-1991), поч. чл. РАО (1993). После окончания Тбилисского ун-та (1955) работал в НИИ педагогики Министерства просвещения Грузинской ССР (с 1983 по 1991 -его директор). С 1987 - ген. директор экспериментального научно-производственного объединения MHO Грузии. С 1964 г. А. руководил экспериментом по определению нового содержания, форм и методов начального обучения, в том числе обучения детей с 6 лет в условиях школы. Разработанная им система воспитания и обучения - педагогика целостной жизни детей и взрослых - строится на началах гуманности и веры в ребенка, на основе воспитания творчеством и сотрудничества педагогов с детьми. Задача школы - опираясь на всю полноту детской жизни, придать ей культурные формы саморазвития, превратить школьные занятия в уроки счастья жизни, познания, общения, взросления. В своей педагогической системе А. предлагает организацию такой детской жизни, которая помогает взрослому направить энергию ребенка на продуктивные занятия. Нравственная основа детской учебной кооперации в этой системе заключается в способности радоваться успехам других, готовности прийти на помощь. Отношения между старшими и младшими детьми организуются путем шефской помощи детскому саду, начальным классам и др. Отменены балльные оценки, не допускается сравнение детей друг с другом. Обучение начинается сразу на нескольких доступных учащимся уровнях, например, при обучении чтению - от беглого чтения до знакомства с буквами. Ученики участвуют в построении урока, в составлении заданий, собственного учебника, в планировании ответов и т.п. Результаты научно-практических трудов А. опубликованы в книгах: Основы формирования навыков письма и развития письменной речи в начальных классах, Тб., 1970; Обучение. Оценка. Отметка, М., 1980; Созидая человека , М., 1982; Здравствуйте, дети!, М., 1983; В школу- с шести лет, М., 1986; Единство цели, М., 1987; Лично-стно-гуманная основа педагогического процесса, Минск, 1990; и др. В.В.Давыдов

АМОРАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМПЛИТУДА ДВИЖЕНИЯ

Определяется расстоянием смещения отдельных частей тела при движениях, которые могут быть активными (см.) или пассивными (см.).

АМПЛИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

АМПЛИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ [лат. amplificatio - увеличение, распространение] - всемерное использование потенциала возможностей развития психики на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм и методов воспитания. Теоретической основой концепции А. является признание уникальности и качественного своеобразия ступеней возрастного развития ребенка и утверждение непреходящего, абсолютного значения психологических новообразований, возникающих на ранних возрастных стадиях для всего последующего развития личности (А.В.Запорожец). В практической детской психологии подход, утверждающий принцип А., противостоит подходу, в котором обосновывается необходимость искусственной акселерации развития, т.е. форсирования темпа развития ребенка и как можно более раннего перехода на последующую возрастную ступень развития. Внедрение программ обучения, ориентированных на усвоение новых «полезных» знаний, умений и навыков, начиная уже с раннего и дошкольного возраста, и ускоренный переход к «более взрослым» видам деятельности приводит к сокращению детства. Напротив, сторонники идеи А. отстаивают право ребенка на детство, как особо значимый период в возрастном развитии, обладающий уникальными возможностями развития и выступают за обогащение содержания и «культивирование» специфически детских видов деятельности в жизни ребенка и, в первую очередь, игры. О.А.Карабанова 49

АМПУТАЦИЯ

АМПУТАЦИЯ (лат. amputatio - отсечение) - удаление периферической части органа, конечности. Удаление органа целиком обозначают термином экстирпация (лат. extirpatio - вырывание с корнем).

АМТХАУЭРА ТЕСТ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТА

АМТХАУЭРА ТЕСТ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТА (Amthauer, 1953) - тест для исследования интеллекта у лиц в возрасте от 13 до 61 года.

АМУЗИЯ

АМУЗИЯ (а греч. musikos - музыкальный - утрата способности воспринимать и воспроизводить музыкальные тексты ( амузия сенсорная и амузия моторная), а также читать и/или писать ноты (асимболия музыкальная - от а греч. symbolon -знак). Сенсорная амузия возникает при поражении поля 22, моторная амузия - поля 45 (по Бродману). Утрата способности играть на музыкальных инструментах - см. Апраксия.

АМУЛЕТ

АМУЛЕТ (лат. amuletum - апотропей, оберег) - согласно распространённому суеверию, это некий предмет, волшебным образом охраняющий от болезней, несчастий, влияния злых чар.

АМУР

АМУР - известный также как Купидон, в древнеримской мифологии - бог любви, сын богини Венеры. В древнегреческой мифологии А. выступал под именем Эрос или Эрот и изображался в виде крылатого мальчика с луком, колчаном и стрелами.

АМФЕТАМИНОВЫЕ ЭФФЕКТЫ

АМФЕТАМИНОВЫЕ ЭФФЕКТЫ (amphenamine effects) - результат воздействия на организм амфетаминов, мощных симпатомиметиков. Типичны: подъём АД, сокращение гладкой мускулатуры, усиленное потребление кислорода, подавление аппетита, гипертермия, повышение уровня бодрствования, снижение чувства усталости, улучшение концентрации внимания, эйфория, увеличение речевой и двигательной активности. Длительное применение амфетаминов вызывает усталость, депрессию, другие расстройства (головную боль, головокружение, сосудистые нарушения, дисфория, тревога, ажитация, спутанность сознания, в частности, делирий и др.). Предполагается, что при этом происходит пролиферация рецепторов и повышение их чувствительности к амфетаминам, а также изменение активности стриато-нигрального пути или снижение чувствительности пресинаптических рецепторов допамина.

АНАБОЛИЧЕСКИЕ ПРЕПАРАТЫ

АНАБОЛИЧЕСКИЕ ПРЕПАРАТЫ (греч. anabole - подъём, praeparatus - приготовленный) - лекарственные вещества, стимулирующие синтез белков в организме. Различают нестероидные анаболические препараты (например, оротат калия) и стероидные анаболические препараты, являющиеся естественными вещестами (к примеру, тестостерон) или синтетическими производными, аналогами гормонов надпочечников (метандростенолон, феноболин, ретаболил, силаболин, метиландростендиол). Анаболические препараты назначаются обычно при лечении состояний физического истощения, кахексии, нервной анорексии. Нередко они используются как запрещённые к применению допинг-препараты в профессиональном спорте, а также фанатиками бодибилдинга. Синонимы: Анаболики, Анаболизанты.

АНАГОГИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ

АНАГОГИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ - способ толкования мифов, ритуалов, сновидений и других символических образований с точки зрения рассмотрения их возвышенного, этического значения в отличие от аналитического толкования, ориентированного на выявление их сексуального содержания.

Представление об анагогическом толковании было выдвинуто психоаналитиком Г. Зильберером в работе «Проблема мистики и ее символики» (1914). Он исходил из того, что анагогическое толкование сновидений способствует пониманию универсальных символов, относящихся к духовному пласту человеческой психики и, следовательно, с успехом может быть использовано в психоаналитической терапии.

Исследуя гипнагогические состояния, Г. Зильберер провел различие между материальными, функциональными и соматическими явлениями. Он соотнес первые явления с символизацией объектов и представлений, вторые - с символизацией состояний и различных проявлений души, третьи - с символизацией телесных впечатлений. Общая направленность символики рассматривалась им в плане отражения универсальных ценностей этического, духовного порядка, а это давало ему основание говорить, в частности, о необходимости анагогического толкования сновидений.

Анагогическое толкование было поддержано К.Г. Юнгом, который рассматривал сновидение через призму его телеологической, проспективной функции. Противоположной точки зрения придерживался Э. Джонс, подвергший критике взгляды Г. Зильберера на анагогическую интерпретацию символики. В своей работе «Теория символизма» (1916) он выступил против расширенного толкования функциональных явлений и использования анагогических образов в ущерб сексуального понимания символики.

Что касается З. Фрейда, то его отношение к идеям Г. Зильберера было двойственным. С одной стороны, он одобрительно отнесся к его «интересной серии опытов» по изучению гипнагогических состояний, демонстрации того, с какой очевидностью работа сновидений переводит абстрактные мысли в зрительные образы, а также его доказательству принятия участия в образовании сновидений самонаблюдения как параноического бреда. С другой стороны, З. Фрейд критически отнесся к идее Г. Зильберера о необходимости осуществления анагогического толкования сновидений.

Размышления основателя психоанализа об идеях Г. Зильберера содержались в таких его работах, как «О нарциссизме» (1914), «Сон и телепатия» (1922), «Новый цикл лекций по введению в психоанализ» (1933).

АНАКЛИЗИЯ

АНАКЛИЗИЯ (греч. «прислонение, опора») - чрезмерная эмоциональная зависимость индивида от других людей, сильная привязанность к ним. Связано с понятием психологического симбиоза (см.). Ср. дуальное единство.

* * *

(греч. аnaklitos - прислонённый, опирающийся) - чрезмерная, до потери самостоятельности привязанность к кому-либо, зависимость от кого-либо.

АНАКЛИТИЧЕСКАЯ ДЕПРЕССИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАКЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ

АНАКЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ - тенденция ребенка к идентификации себя с родителем, который поддерживает и воспитывает его. Ср. психологический симбиоз.

АНАКЛИТИЧЕСКИЙ ВЫБОР ОБЪЕКТА

АНАКЛИТИЧЕСКИЙ ВЫБОР ОБЪЕКТА - выбор взрослым мужчиной любимой женщины, которая очень похожа на его мать, и взрослой женщиной - того, кто похож на ее отца. Ср. X. Дейч пишет, что в подростковый период девочки, влюбляясь, объекты для любви часто выбирают схожие с отцом или братом («Психология женщины»).

Ср.:

Нинон де Ланкло так хорошо выглядела в шестьдесят пять лет, что в нее влюбился молодой человек, с которым она и имела роман. К сожалению, он оказался ее сыном (П. Мантегацца, Физиология женщины).

Ср. Эдипов комплекс.

* * *

- выбор мужчиной женщины, которая очень похожа на его мать, а женщиной, соответственно, мужчины, во многм похожего на своего отца.

АНАЛГЕЗИЯ ВРОЖДЕННАЯ

Может проявляться нечувствительностью к боли или индифферентным к ней отношением. Является следствием дефекта развития нервных структур, обеспечивающих ноцицептивную чувствительность. Описаны семейные случаи врожденной аналгезии.

АНАЛИЗ

АНАЛИЗ (в психологии). Мысленное или реальное расчленение целого на составные части, выполняемое в процессе познания или предметно-практической деятельности.

* * *

(греч. analysis - разложение, расчленение) - 1. умственная операция разложения целого на составляющие его части; 2. методы, используемые при выявлении и изучении отдельных частей целого; 3. результаты изучения частей некоего целого.

* * *

одна из операций мышления. Это мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон. Обратная процедура мышления - синтез.

АНАЛИЗ АНТИГЕННЫЙ

Исследование антигенных свойств биологических тканей с помощью различных серологических реакций.

АНАЛИЗ БЕСКОНЕЧНЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАЛИЗ ГЕНЕТИЧЕСКИЙ

Обобщенное обозначение исследований наследственных свойств организма.

АНАЛИЗ ДАННЫХ

АНАЛИЗ ДАННЫХ - 1. Совокупность действий, осуществляемых исследователем в процессе изучения полученных тем или иным образом данных с целью формирования определенного представления о характере явления, описываемого этими данными. Исследователь пытается данные «свернуть», сократить их количество, стремясь потерять при этом как можно меньше полезной информации, потенциально в них заложенной. Делается это обычно с помощью математических методов. 2. Процесс изучения статистических данных с помощью математических методов, не предполагающих вероятностной модели изучаемого явления. Принципы А. д.: а) вариация предпосылок, лежащих в основе выбираемых методов анализа; б) системный подход к А. д.; в) отказ от той точки зрения, что любое исследование имеет начало и конец (Ю. Н. Толстова, 2003). В отечественной конфликтологии процедуры А. д. пока еще недостаточно проработаны в силу молодости науки.

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - изучение разных видов деятельности, которыми занимается человек.

АНАЛИЗ ДИДАКТИЧЕСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ

АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ - один из основных методов конфликтологии, исследование документальных источников, в которых отражены конфликты или их характеристики, с целью получения более достоверной информации об объекте изучения. Обычно выделяют два основных метода А. д.: качественный (традиционный, классический) и формализованный (количественный; контент-анализ). Первый состоит в изучении (чтении, просмотре и т. д.) документа, направленном на выявление и объяснение информации, содержащейся в источнике, с определенной, интересующей конфликтолога в каждой конкретной ситуации точки зрения. Здесь основная задача - проникнуть в суть документа, понять его содержание, извлечь всю информацию, касающуюся конфликта. Основная слабость классического А. д. - субъективность. Суть второго (контент-анализа) заключается в том, чтобы найти такие легко подсчитываемые признаки, черты, свойства документа (напр., частота употребления определенных терминов), которые с необходимостью отражали бы существенные стороны содержания. Тогда качественное содержание делается более объективно измеримым. В интересах количественного анализа выделяются смысловые единицы и единицы счета.

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ (от греч. аnаlуsis - разложение и sуnthеsis - соединение) - процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. А. и С. играют важную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех его ступенях. Логический А. заключается в мысленном расчленении объекта на составные части и является методом получения новых знаний. А. позволяет выявить строение исследуемого объекта, его структуру; расчленение сложного явления на более простые элементы дает возможность отделить существенное от несущественного, сложное свести к простому; одной из форм А. служит классификация предметов и явлений. А. развивающегося процесса позволяет выделить в нем различные этапы, противоречивые тенденции и т. д. B процессе А. мысль движется от сложного к простому, от случайного к необходимому, от многообразия - к тождеству и единству. Однако А. приводит к выделению сущности, которая еще не связана с конкретными формами ее проявления: единство, продолжающее оставаться абстрактным, еще не раскрыто как единство в многообразии. C., напротив, есть процесс объединения в единое целое частей, свойств, отношений, выделенных посредством А. Идя от тождественного, существенного к различию и многообразию, он соединяет общее и единичное, единство и многообразие в живое конкретное целое. C. дополняет А. и находится с ним в неразрывном единстве (B. И. Гараджа, B. B. Кешелава, 2001). А. и С. являются одними из главных и эффективных методов изучения любых конфликтов.

АНАЛИЗ КЛИНИЧЕСКИЙ ЛАБОРАТОРНЫЙ

Результаты исследования состава различных тканей организма; крови, мочи, цереброспинальной жидкости (ликвора) и пр., а также биоптических материалов.

АНАЛИЗ КОНЕЧНЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАЛИЗ КОНФЛИКТА

АНАЛИЗ КОНФЛИКТА - процесс мысленного разложения целостного конфликта на подструктуры, элементы. Конфликт - очень сложное явление, обладающее большим числом характеристик, оценить которые человеческий мозг не в состоянии. Единственный способ и первый этап в познании конфликтов - разложение их на более простые составные части. А. к. применяется в интересах как исследования конфликтов в целом, так и изучения их элементов, видов, уровней, этапов, динамики и др. Наиболее эффективным видом А. к. является системный анализ. А. к. целесообразно проводить, используя три вида системного анализа: системно-структурный, системно-функциональный и системно-генетический. Учитывая ключевую роль информации в развитии, диагностике и управлении конфликтом, необходим также системно-информационный анализ. Этот вид А. к. пока не разработан и применяется конфликтологами эпизодически в виде отдельных элементов. Еще три вида А. к. целесообразно использовать в интересах ускорения познания и регулирования конфликтов: системно-содержательный, междисциплинарный и системно-ситуационный. Как необходимое условие и этап в управлении конфликтом А. к. включает: анализ конфликтной ситуации; анализ собственной позиции; выявление причин, обстоятельств и условий конфликта; вторичную рефлексию; варианты разрешения; способы разрешения; критерии разрешения; последствия.

АНАЛИЗ ОШИБОК

АНАЛИЗ ОШИБОК -

один из методов обработки эмпирических данных и рассматривает анализ отклонений от нормативно заданного протекания трудового процесса,возникающих по вине человека.Осуществляется на основании сравнительного анализа информации,полученной при изучении документации по авариям,травматизму,наблюдений за процессом труда,экспертной оценки.

АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - способ исследования детского развития, основанный на изучении результатов продуктивной деятельности детей: рисунков, поделок и т.п. А. п. д. д. применяется как в массовых исследованиях для определения общих закономерностей психического развития, кросс-культурных особенностей и т.п., так и при изучении развития отдельного ребенка в диагностических целях. Наиболее часто как в тех, так и в других целях используются детские рисунки. Их изучение предоставляет данные для выявления представлений ребенка об окружающем, его эмоциональных особенностей, уровня развития восприятия, воображения, мышления. Большой материал для изучения индивидуальных особенностей ребенка дает анализ коллекции его рисунков, сделанных в разное время (Ю.А. Полуянов). На стыке А. п. д. д. с тестовыми методами находятся рисуночные диагностические методы: тесты «Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Несуществующее животное» и др. А. Л. Ветер

АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АНАЛИЗ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - метод психологического исследования, в котором исследователь анализирует дневниковые записи, архивные материалы, производственные документы, продукты трудовой или учебной деятельности и т. п. Актуальное поведение испытуемого при этом не наблюдается и не измеряется. В отечественной психологической литературе приняты термины А. п. д., или праксиметрический метод, в американской научной литературе вместо них используется термин «архивный метод» (В.Н. Дружинин). По целям и конкретным приемам реализации различают следующие реализации данного метода. Биографический метод, с помощью которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей. Близким к нему является метод психологического анамнеза. К разновидностям метода А. п. д. относится также контент-анализ, который представляет собой один из наиболее разработанных и строгих методов анализа документов. В инженерно-психологических исследованиях контент-анализ предполагает изучение разного рода документов, регламентирующих и определяющих деятельность оператора. Эти документы можно разбить на три группы. Первая группа характеризует содержание и организацию трудовой деятельности, устройство и принцип работы системы, особенности рабочей среды. Сюда относится прежде всего эксплуатационная документация и нормативные документы, регламентирующие деятельность оператора. Вторая группа отражает результаты деятельности. Она включает журналы и ведомости учета выпущенной продукции, отработки технологических задач, производственно-экономические отчетные документы и т. п. Третья группа включает документы, характеризующие индивидуальные особенности операторов. Сюда относятся служебные и медицинские характеристики, представления для назначения на должность, отчеты о деятельности специалиста и т. п. чение всех этих документов позволяет составить общее представление о задачах оператора, степени их сложности, условиях деятельности, режимах работы, некоторых индивидуальных особенностях конкретных специалистов. Все это затем может быть положено в основу для более детального психологического анализа как данного вида деятельности в целом, так и деятельности конкретных лиц. Близкими к методу А. п. д. являются проективные методики исследования личности, которые занимают промежуточное положение между психологическим измерением (тестированием) и А. п. д. С первым их роднит то, что процедура применения проективной методики такая же, как и любого другого психологического теста: испытуемому дается инструкция выполнить определенное задание. Однако, в отличие от традиционных тестов, акцент переносится на процедуру анализа и интерпретации продуктов деятельности испытуемых. Применение проективных методик направлено не столько на измерение той или иной психической функции, сколько на измерение модуса личности в ее отношениях с социальной средой (В.Н. Дружинин).

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -

один из основных методов исследования психики личности, заключающийся в ее оценке на основе сделанного, ее социальной активности.

АНАЛИЗ СИСТЕМНЫЙ (СИСТЕМНО-СТРУКТУРНЫЙ)

АНАЛИЗ СИСТЕМНЫЙ (СИСТЕМНО-СТРУКТУРНЫЙ) - метод, реализующий принцип системности в анализе психических явлений, выявляющий строение системы и характер существующих уровней и связей. А. с. включает: уточнение, какой психологический феномен берется для анализа как целое; параметры, число и вид элементов; их группировки в подструктуры и структуры; определение связей между ними; системообразующий фактор; условия функционирования системы, ее ресурсы; взаимосвязи с другими системами.

А. с. дополняется другими методами, сопряженными с системным подходом - генетическим, лонгтитюдным, индуктивным, дедуктивным и композиционным. Одной из разновидностей А. с. являются системные описания, которые не сегодняшний день являются наиболее информативными и конструктивными. Они представляют собой структурированную интеграцию различной информации о системном объекте и выполняют объяснительную и предсказательную функции. Спецификой психологических и акмеологических системных описаний является то, что многие из них непосредственно не наблюдаемы - сознание, образ, мысль. В акмеологических системных описаниях объектами являются данные, относящиеся как к отдельному человеку, так и определенной выборке (профессиональной, возрастной, типологической). Кроме того, выявляются условия и факторы, способствующие или препятствующие развитию личности и ее профессионализма.

Виды системных описаний: вербальное (качественно строгое), символическое (формулы, знаки), структурно-функциональное, предметное. Первичным материалом для системных описаний в психологии и акмеологии являются экспериментальные данные и психологические шкалы (в том числе данные тестирования, наблюдений, анкетирования, интервьюирования). Процедуры построения системных описаний являются многошаговыми.

Категории: функциональная система деятельности; системогенез профессиональной деятельности; функционально-динамическая система личности; психические состояния в деятельности и пр. В акмеологии - системные описания профессионализма личности и деятельности, качественно строже (на уровне общего и особенного) системного описания профессионализма конкретных видов деятельности, акмеограммы специалистов.

АНАЛИЗ СТРУКТУРНЫЙ

АНАЛИЗ СТРУКТУРНЫЙ (Кretchmer, 1918; Birnbaum, 1919) - анализ психоза в плане роли в его возникновении и проявлениях факторов разного плана (этиологии, патогенеза, влияния конституции, наследственной отягощённости, интоксикаций, органических повреждений головного мозга, дисстресса, дополнительных, привходящих обстоятельств и т.д.). При этом по возможности учитывается также влияние характера, личностных качеств, возраста, пола, образования, рода профессиональной деятельности, жизненной ситуации, экологии и др. В итоге анализа выявляется определённое или хотя бы приблизительное значение роли наследственных, врождённых, симптоматических, органических, функциональных, экзогенных, психогенных, характерологических и иных факторов развития и динамики болезненного состояния, симптомообразования, а тем самым устанавливается не только род, вид и тип заболевания или расстройства, но также индивидуальный диагноз, обычно являющийся, таким образом, многомерным, то есть полидеменсиональным или многоосевым. Однако это не означает отказа от нозологии и учёта того обстоятельства, что у значительной части пациентов имеется не одно заболевание, а одновременно два разных или более. Идея структурного анализа идея получила отражение в последних американских и международных классификациях психических расстройств. Что касается отечественной психиатрии, такой подход к анализу психических расстройств является традиционным.

АНАЛИЗ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АНАЛИЗ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - изучение и рассмотрение деятельности, основанные на ее расчленении на составные части, определении входящих в нее элементов, разборе ее основных свойств. Наиболее разработанная методика системного А. т. д. предложена В. Д. Шадриковым. Она опирается на методологию системного подхода и предполагает А. т. д. на нескольких уровнях. Уровень личностно-мотивационного анализа предполагает изучение системы потребностей личности, с одной стороны, и возможностей их удовлетворения, заложенных в особенности профессии,- с другой. Степенью взаимосоответствия этих двух аспектов определяется уровень мотивации трудового поведения. На уровне компонентно-целевого анализа вскрываются цель и значение каждого действия в общей структуре трудовой деятельности. При этом должна рассматриваться не только внешняя сторона, но и внутренняя, связанная с реализацией психических свойств работника и психических процессов, участвующих в выполнении действий. На уровне структурно-функционального анализа изучаются принципы организации и механизмы взаимодействия отдельных действий в целостной структуре деятельности. При этом вскрываются связи между отдельными действиями, их значимость и вес. На уровне информационного анализа выявляются те признаки, ориентируясь на которые работник выполняет трудовые действия, устанавливаются способы получения работником информации, необходимой для деятельности, изучается организация информационного потока во времени и т. п. На психофизиологическом уровне проводится изучение физиологических систем и процессов, опосредствующих деятельность. Большое значение при этом придается анализу активационных и информационно-энергетических процессов. Уровень индивидуально-психологического анализа предлагает изучение субъекта деятельности, личности работника во всем многообразии ее свойств. В результате сочетания всех перечисленных уровней описания деятельности она представляется как многоуровневое полиструктурное образование. При этом системный анализ требует рассматривать любое явление в развитии, что по отношению к профессиональной деятельности выступает, в частности, как требование изучения процесса овладения деятельностью, становления профессионального мастерства. Дальнейшая разработка методов системного А. т. д. требует конкретизации приемов выявления существенных связей изучаемых структур и их динамики. В качестве одного из таких приемов можно использовать регистрацию психологических свойств, синхронно проявляющихся и воздействующих друг на друга при совершении того или иного действия. В результате строится матрица связей, которую можно выразить графически в виде структуры профессионально-важных качеств работника (структурограмма).

Предыдущая страница Следующая страница