Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА - понятие, разработанное П.К. Анохиным и выступающее в его теории построения движения в качестве единицы динамической морфофизиологической организации, функционирование которой направлено на приспособление организма. Это достигается за счет таких механизмов, как:

1) афферентный синтез поступающей информации;

2) принятие решения с одновременным построением афферентной модели ожидаемого результата - акцептора результатов действия;

3) реальное осуществление решения в действии;

4) организация обратной афферентации, за счет которой оказывается возможным сличение прогноза и полученных результатов действия (см. Теория функциональных систем).

* * *

конкретный физиологический аппарат, механизм саморегуляции и гомеостаза, осуществляющий избирательное вовлечение и обьединение структур в процесс выполнения какого-либо очередного акта поведения или функции организма (по П.К. Анохину); психологический подход к данному механизму близок к теории установки Д.Н. Узнадзе.

* * *

динамически формирующаяся организация, которая избирательно объединяет разнородные центральные и периферические аппараты на основе их взаимодействия для получения полезного для организма результата, Понятие Ф. с. ввел П. К. Анохин. Изучая поведение живых организмов, он установил факт обратной афферентации о достигнутом конечном приспособлении эффекта. Это дало возможность рассматривать Ф. с. как замкнутое физиологическое образование с непрерывной обратной информацией об успешности данного приспособительного действия. Ф. с. имеет следующие узловые механизмы. 1. Афферентный синтез, при котором происходит обработка наиболее важной для принятия решения информации. Главное в афферентном синтезе принадлежит мотивационному возбуждению, т. е. информации, отображающей в данный момент потребность организма. Только после афферентного синтеза рождается намерение к действию. 2. Принятие решения с одновременным формированием аппарата прогнозирования результата в виде афферентной модели - акцептора результатов действия. 3. Формирование программы действия. 4. Реализация принятого решения в виде поведенческого акта. 5. Сличение при помощи обратной афферентации параметров результата совершенного действия с параметрами, отраженными в акцепторе результатов действия. Главное значение в рассмотренной схеме поведенческого акта принадлежит механизму, обеспечивающему сличение заданного результата с реально полученным. В процессе осуществления этого акта происходит отработка всей информации, поступающей в органы чувств от различных рецепторов. В него включаются: мотивационное возбуждение, отображающее доминирующую в данный момент потребность; обстановочная афферентация, способствующая удовлетворению мотивации; извлечение из памяти результатов прошлого опыта и т. н. пусковой стимул. Мотивационное возбуждение играет решающую роль в формировании цели (или задачи) действия. Теория Ф. с. открывает новые пути в изучении нейрофизиологических основ психических процессов. Смысл их состоит в том, чтобы исследовать не сами по себе изолированно взятые нервные процессы, а их организацию, системное строение.

В начало словаря