Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ОБРАЗОВАНИЕ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ОБРАЗОВАНИЕ

ОБРАЗОВАНИЕ - процесс и результат приобщения обучающихся к опыту предыдущих поколений, происходящего посредством усвоения научных знаний - понятий, познавательных умений, ценностных ориентаций. Ведущую роль в осуществлении О. имеют обучение и воспитание. О. предполагает систему учреждений (школа, вуз и т. д.), реализующих задачи общего и профессионального О. и обеспечивающих преемственность его этапов.

Совершенствование О. состоит в переосмыслении с учетом запросов общества целей, требований к процессу и результату (образованности учащихся), в появлении новых типов образовательных учреждений. В современных условиях О. совершенствуется в соответствии с принципами гуманизации, демократизации, вариативности, непрерывности, региональности и др.

Цели и способы О. трансформируются: от простой передачи знаний и умений к обеспечению понимания, целостной картины мира и глобальных законов развития цивилизации, к овладению обобщенными способами учения и самообучения, методами творческого мышления и анализа нестандартных ситуаций, преобразования действительности; от усвоения обучающимся жестких социальных норм и стандартов к учету требований социума при формировании способности человека к самореализации и раскрытию своей уникальности, к усилению активности субъектов образовательного процесса (обучающихся, педагогов, общества, семьи). Плюрализм целей О. предполагает создание образовательных учреждений нового типа.

Акмеология как наука изучает и выявляет роль разных этапов и форм О. в достижении человеком профессионализма деятельности и зрелости личности. Акмеология как учебная дисциплина включает разделы, направленные на изучение обучающимся основных характеристик человека как профессионала, личности, а также на формирование обучающегося как субъекта осамобразования, процесса своего развития и достижения вершин профессионального и личностного развития.

* * *

(формирование «человеческого образа», «божьего образа», «разумного» начала в человеке) - 1. система, процесс обучения, в котором индивид получает доступ к знаниям, практическим навыкам и умениям, возможность познавать скрытые, фундаментальные связи между объектами, событиями и явлениями, формировать в своём сознании целостный «образ» мира, общества, самого себя и своего места в этом мире (в отличие от овладения более простыми навыкам грамотности, элементарными, бессистемными сведениями), учится размышлять, учиться самому и тому, каким образом и в чём именно реализовать свой творческий потенциал. В плане психопатологии образование может иметь существенное значение в том, что касается стрессоустойчивости, симптомообразования, реакции личности на заболевание, взаимоотношений с врачом, отношения к терапии и собственной активности в этом, сроков обращения за помощью, возможностей реабилитации и др. В СССР в беспрецедентно короткие исторические сроки был достигнут высочайший в мире уровень образования и его практически ничем не ограничиваемая доступность для десятков миллионов людей, благодаря чему за 2-3 десятка лет отсталая, малограмотная и технически отсталая Россия превратилась в величайшую державу планеты. Черчилль сказал по этому поводу, что войну с гитлеризмом выиграл советский учитель и что, вообще, школьный учитель имеет такую власть, какая не снилась ни одному премьер-министру. Ныне система образования, по мнению многих учителей и педагогов, неуклонно деградирует, коммерциализируется и даже криминализируется из-за коррупционных процессов, она теряет системность, цементрирующую нацию и укерепляющее преемственность поколений начало, свой престиж в глазах абитуриентов вузов и своё социально-психологическое значение как один из важнейших факторов формирования личности. К 2011 году в РФ закрыли около 20 000 сельских школ, но в то же время ввели в строй около 30 000 церквей и 700 монастырей. Вероятно, тенденция к деградации образования негативно сказывается и на облике психиатрических пациентов, и на том, как общество в целом относится к проблемам психиатрии и больным с психическими расстройствами; 2. совокупность знаний, полученных в ходе обучения; 3. процесс усвоения знаний; 4. то, что образовалось, возникло в результате какого-то процесса.

* * *

процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений, навыков, формирования на их основе мировоззрения и других качеств личности.

В начало словаря