Приглашаем посетить сайт

Набоков (nabokov-lit.ru)

Психология общения. Энциклопедический словарь
Статьи на букву "Г"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г"

ГЕНДЕР И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Ритуалы межличностного взаимодействия наполнены содержанием в зависимости от социального положения, возраста, национальности и, конечно же, пола принимающих в нем участие людей. Многие важные аспекты межличностного взаимодействия выявляет игровое поведение людей. Как показывает ряд исследователей, мальчики и девочки имеют разл. игровое пространство. Мальчики ориентированы на освоение вертикального пространства и широкого горизонтального, при этом их игры отличаются динамичностью, шумностью, групповой деятельностью. Игры девочек более статичны, происходят в меньших по размеру группах и на меньшем, ограниченном, четко обозначенном пространстве, с меньшей агрессивностью, большей взаимностью, они чаще подражают взаимоотношениям взрослых, а разговоры более доверительные и интимные. Различна тематика игр «наедине». Мальчики играют в путешествия, разыгрывают истор. войны на оловянных и пластилиновых солдатиках, строят башни и метательные орудия. Девочки играют в школу, Золушку, балы, используя чаще всего бумажные куклы, реже их заменители. Гендерные различия закрепляются в играх со сверстниками: формируются взгляды будущих мужчин и женщин на мир, на должное поведение друг друга, закладывается выбор стереотипной модели активности. В О. мальчиков статус приобретает доминирующую роль, состязательность формирует стремление к самоутверждению, честолюбие и ориентацию на достижения. Иные динамические стереотипы формируют будущих женщин. Ведущим ценностным ориентиром в играх девочек выступает стремление к достижению близких отношений. Они образуют либо небольшие группы, либо пары, где центром притяжения всегда выступает лучшая подруга. Дистанция в их отношениях измеряется относительной близостью. Безусловное значение приобретает социальная популярность подруги, что позволяет говорить об относительном сходстве с ролью статуса у подростков мужского пола. Тем не менее девочки не приемлют необходимости открыто бороться за свой статус. Они больше озабочены тем, чтобы нравиться другим. Для них важнее уверенность в том, что именно они выбирают понравившихся (близких) им людей, что их помнят и им отдают предпочтение. Близость в кач. ценности определяет форму женского стиля в О. Лит.: Крэйг Г. Психология развития. СПб., 2000; Чекалина А. А. Гендерная психология. М., 2009. А. А. Чекалина

ГЕНДЕР И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Отношение к детям разных полов при пристальном сравнении оказывается совершенно различным, хотя большей частью неосознаваемым. Это проявляется в отношении родителей к еще не родившемуся ребенку. Родители в большинстве своем ждут не просто ребенка, а мальчика или девочку. В конечном итоге большинство родителей принимают пол ребенка, но в нек-рых случаях наблюдаются случаи равнодушия только потому, что вместо девочки появился мальчик, а иногда - неудовлетворенность, долго влияющая на отношение к ребенку, в нек-рых случаях приводящая к навязыванию ему стереотипов поведения др. пола. В исследованиях показано, что девочки, будучи грудными детьми, чаще берутся матерями на руки, их чаще нянчат и ласкают, они получают больше вербальной стимуляции именно в первые полгода после рождения. Воспитательное давление на девочек меньше, шире приемлемый взрослыми диапазон их поведения и успеваемости в школе. Мальчики обычно подвергаются большему давлению, чтобы они не совершали поступков, противоречащих требованиям мужской роли. Их чаще наказывают, но и больше поощряют, разрешают больше проявлений агрессивности, предоставляют большую, чем девочкам, степень автономии и самостоятельности, смелости, находчивости. Детско-родительские отношения детерминированы не только полом ребенка, но и полом родителя. Лит.: Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001; Клецина И. С. Гендерная социализация. СПб., 1998; Самоукина Н. В. Родители и дети // Прикладная психология. 2000. № 2; Чекалина А. А. Гендерная психология. М., 2009. А. А. Чекалина

ГЕНДЕР И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ

Основными источниками формирования представлений о личности др. человека являются его внешность, поведение, особенности и результаты деятельности. Внешность, прежде всего очертания прически, позволяют конструировать образ гендерной идентичности партнера. На интерпретацию внеш. облика партнера по О. влияет маскулинность-фемининность партнеров О., проявляющиеся в их гендерной интерпретационной схеме, позволяющей наделять их опр. гендерными характеристиками и вписывать их в опр. модели гендерных отношений. Тип гендерной идентичности субъекта детерминирует использование опр. типа гендерной интерпретационной схемы. Обнаружены особенности разл. типов гендерных интерпретационных схем. У полотипичных субъектов они наиболее простые по структуре, отражают содержание традиционных стереотипных представлений о маскулинности - фемининности. Наиболее сложные по структуре и содержанию гендерные интерпретационные схемы характерны для андрогинных субъектов. В них гендерные конструкты представлены как независимые измерения, их содержание не привязано к традиционным гендерным моделям. Недифференцированные субъекты не используют для интерпретации схемы, основанные на категориях маскулинности-фемининности. В исследованиях подтвердился факт влияния гендерного типа прически на интерпретацию социально-психол. характеристик субъекта, коррелирующих с маскулинностью-фемининностью: статус, роль, модель гендерных отношений, аффилиативность. Лит.: Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001; Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера (doing gender) // Гендерные тетради. Вып. 1, 2. СПб., 1997; Чекалина А. А. Гендерная психология. М., 2009. А. А. Чекалина

ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ОБЩЕНИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕРМЕНЕВТИКА ОБЩЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ В УСТРАНЕНИИ ТРУДНОСТЕЙ В ОБЩЕНИИ

Гештальт-терапия в устранении трудностей в общении (нем. Gestalt - образ, целостная форма) - форма психотерапии, основанная на понятиях единства и целостности (предложена Ф. Перлзом). Гештальт-терапия (Г.-т.) обычно проводится в группах. Групповая психотерапия центрирована на клиенте, к-рым может стать каждый участник группы. Группа в работе психотерапевта с клиентом используется лишь инструментально, каждый ее участник проделывает молчаливую аутотерапию, идентифицируясь с говорящим, осознавая фрагментированные части своего Я. Психотерапевт может побуждать участников группы адресовать конкретные высказывания конкретным людям, побуждать и непосредственное О. Это способствует большей конфронтации клиента со значимым содержанием и переживаниями. Этому же способствуют специальные технические процедуры, к-рые называются «играми» (диалог между частями собственной личности, незаконченное дело, проективные игры, упражнения на воображение и др.). Возникновение и удовлетворение потребностей рассматривается в Г.-т. как ритм формирования и завершения гештальтов. Удовлетворение потребностей, функционирование мотивационной сферы осуществляется с помощью саморегуляции. Внимание уделяется развитию у клиента готовности принимать решения и делать выбор. Психотерапевтическая работа проводится «здесь и теперь», поскольку саморегуляцию можно осуществлять только в настоящем. Большое внимание уделяется языку тела, невербальной коммуникации. В центре внимания «что и как?», а не «почему?». Клиент должен постоянно осознавать, что происходит с ним в данный момент. Ему предлагается рассматривать себя как активного субъекта, а не как пассивный объект, с к-рым «делаются» разные вещи. Осознание чувств, телесных ощущений способствует ориентации человека в самом себе, в своих связях с окружением. Инсайт («Ага-переживание», эмоциональное осознание) это момент самопостижения, когда что-нибудь «защелкивается» (по Ф. Перлзу), попадая на место. По мере эмоционального прояснения происходит прояснение интеллектуальное. Вследствие перестройки и реорганизации обобщенного образа своей психол. ситуации клиент может начать демонстрировать затем новые формы поведения, О. со значимыми людьми, О. в группе (семье) и пр. По существу, вся Г.-т. сводится к завершению незаконченных дел, в т. ч. и незавершенного О. Гештальт-фактор - любая стимульная ситуация, к-рая имеет тенденцию вызывать перцептивные образы целостности или единства (гештальта) Лит.: Зейгарник Б. В. Теория личности Курта Левина. М., 1981; Фрейджер Р., Фрейдимер Ж. Д. Психоаналитические теории личности. СПб., 2007; Perls F. S. Gestalt therapy verbatim. Lafayette, CA, 1969. Н. Д. Творогова

ГЛОЗМАН ЖАННА МАРКОВНА

ГЛОЗМАН Жанна Марковна (р. 1940) - российский психолог, докт. психол. наук (2000), проф. (2002). Окончила в 1963 г. Моск. Лингвист. ун-т по специальности «общее языкознание» и в 1970 г. каф. нейро- и патопсихологии ф-та психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Руководителем дипломной работы был А. Р. Лурия. С 1970 г. работает на ф-те психологии МГУ в лаборатории нейропсихологии, с 2000 г. науч. рук. Науч.-исслед. центра детской нейропсихологии. В 1974 г. защитила под рук. Л. С. Цветковой канд. дис. «Нейропсихологический и нейролингвистический анализ аграмматизмов при афазии», в 2000 г. - докт. дис. «Нейропсихология общения». Сфера профессиональных интересов: нейропсихология, нейролингвистика, нейропсихология старческого возраста, детская нейропсихология, история нейропсихологии. Ж. М. Глозман обосновала и развила новое науч. направление «Нейропсихология общения», представляющее собой системный анализ нарушений О. в их взаимосвязи с изменениями личности. Авт. оригинальной шкалы колич. оценки данных Луриевского нейропсихол. обследования для взрослых и детей (опубл. на рус., англ. и португ. языках), авт. шкалы измерения качества жизни хронических больных и их родственников (опубл. и применяется в России, Англии, Франции, Испании, Чехии и Греции). Ведет активную пед. деятельность: читает для студентов ф-та психологии МГУ спецкурсы «Личность и нарушения общения», «Нейропсихология общения», руководит спецпрактикумом по нейропсихол. коррекции, ведет курс специализации по нейропсихол. диагностике для молодых специалистов МГППУ, читает курсы по нейропсихологии для психологов Ин-та прикладной и пед. психологии (IPAF) в Бразилии и Португалии. Под рук. Глозман защищены 10 канд. диссертаций. Она выступала с докладами, руководила симпозиумами и заседаниями в более 100 межд. и национ. конгрессах и конференциях, в т. ч. на 26, 27, 28, 29-м Межд. Психол. конгрессах; IV Межд. конгрессе по нейролингвистике, III Европейском неврологическом Конгрессе, XI Европейском конгрессе психологов и др. Она избрана действ. чл. Нью-Йоркской Академии Наук, чл. Интернационального комитета Межд. Нейропсихиатрической Ассоциации и Научно-консультативного Совета Амер. биографического ин-та, почетным чл. Польского общества нейропсихологов, чл. редкол. межд. журналов Neuropsychology Review и Acta Neuropsychologica. В 2001 г. Ж. М. Глозман присвоено почетное звание «Заслуженный науч. сотр. Моск. ун-та», она награждена медалью «Ветеран труда» (1994), медалью Краковской Академии реабилитации (1994), почетным знаком «850-летие Москвы» (1997), почетным знаком «250-летие МГУ» (2005). Авт. и ред. 340 науч. работ (в т. ч. 22 монографий, сборников и учебных пособий), опубл. на рус., англ., фр., нем., португ. и польск. языках. Осн. труды: Личность и нарушения общения, 1987; Количественная оценка данных нейропсихологического обследования, 1999; Общение и здоровье личности, 2002; Communication Disorders and Personality, 2004; A Avaliaзao Quantitativa dos Dados da Investigaзao Neuropsicologica, 2006; Нейропсихология детского возраста, 2009; Практическая нейропсихология (в соавт.), 2010. Н. Л. Карпова

ГРАМОТНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

Понятие впервые ввел Е. А. Климов. Рассматривая Г. п. в контексте культуры, он подчеркивая, что «психологическая грамотность не сводится к элементам осведомленности человека о фактах и зависимостях, характеризующих субъективный мир человека, но предполагает нек-рую специфическую воспитанность личности и определенный склад, направленность ума». В Г. п. входят: «душеведческая направленность» мышления; интерес к другому; владение элементами психол. познания, т. е. приемами экспресс-диагностики, зондирования в процессе беседы (Е. А. Климов, Б. С. Гершунский, Б. С. Ерасов). Значимым является сочетание Г. п. и толерантности. Психол. знания о себе рассматриваются как основа социальной адаптивности и успешности, саморазвития, саморегуляции и самокритики. В составе Г. п. также убежденность в возможности роста и развития. Г. п. представляет собой совокупность элементарных психол. знаний и умений, осваиваемых с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Подразумевается овладение психол. знаниями, фактами, представлениями, понятиями, законами, умениями, символами, традициями, правилами и нормами в сфере О., поведения, деятельности. Г. п. проявляется в осведомленности по поводу функционирования разнообразных явлений психики в контексте науч. знания, житейского опыта. Также предполагается владение способами психол. познания и их применение в социальном поведении. Лит.: Климов Е. А. Введение в психологию труда. М., 1998. Т. Н. Щербакова

ГРУППА КАК СУБЪЕКТ ОБЩЕНИЯ

Группа как субъект общения - это группа, достигшая такого уровня социально-психол. зрелости, к-рый обеспечивает ей способность формировать О. и управлять им в зависимости от целей и условий совместной деятельности, происходящей или в условиях межгруппового взаимодействия, или в рамках самой группы. Количественные и качественные изменения О. в целом или отдельных его подструктур (коммуникативной, интерактивной и перцептивной) производятся опосредованно, через влияние таких групповых параметров, как направленность активности, организованность, социально-психол. подготовленность, эмоциональное, интеллектуальное и волевое единство. Высокий уровень организованности обеспечивает согласованность (упорядоченность) полноты и адекватности отражения возможностей личности участников совместной деятельности, что во многом определяет характер их взаимодействия и результат совместной деятельности. В высокоорганизованных группах отражаются наиболее существенные качества личности. Из всего многообразия черт личности оцениваются прежде всего те черты, к-рые непосредственно способствуют укреплению или разрушению коллектива. Согласованность в глубине и полноте социальной перцеп ции каждого участника коллектива создает устойчивую морально-психол. атмосферу определенности, что позволяет надежно ориентироваться в атмосфере ценностно-нормативных ожиданий коллектива от поведения каждо го индивида. Наиболее полно влияние субъектности группы на О. проявляется в экстремальных ситуациях. Соответствие О. требованиям экстремальной ситуации достигается за счет высокого уровня развития ведущего параметра группы направленности ее активности. В целях выживания группы изменяется тактика и стратегия О., благодаря к-рым проявляется высокая и устойчивая мотивация на достижение хороших результатов; происходит быстрое и полное включение индивидов в совместную деятельность как на уровне принятия ее целей, мотивов и задач, так и на уровне практического содействия их реализации. А. С. Чернышев

ГРУППА: НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ПОДГРУППЫ

Неформальные отношения возникают и существуют в разных малых группах: официальных (напр., производственные и учебные группы) и неофициальных (компания сослуживцев или друзей). Они характеризуются следующими признаками: а) возникают стихийно; б) в слабой степени подвержены внеш. социальному контролю; в) регламентируются неофициальными (негласными) ценностями и нормами отношений и поведения; г) предполагают статусно-ролевую композицию и коммуникативную сеть; д) проявляются в социально-психол. структуре группы, т. е. внутри неформальных подгрупп, в связях между представителями подгрупп, между представителями подгрупп и не включенными в них членами, среди не включенных в подгруппы («самостоятельных») членов. Неофициальные нормы («не заносись, не выделяйся» и др.), межличностные статусы («звезда», «изолированный», «пренебрегаемый» и др.), роли («покровитель», «повеса», «шут» и др.), социально-психол. структура формируются и трансформируются на основе внутригрупповых процессов. Неформальные подгруппы - совокупность членов группы, объединившихся на основании одного или неск. психол. более общих и значимых для них признаков на данный момент времени по сравнению с др. членами группы. Неформальные подгруппы возникают в совершенно разных типах малых групп, будь то высшие эшелоны власти или трудовые коллективы, группы дошкольников или учебные группы, семьи или психотерапевтические группы, воинские подразделения или группы заключенных и т. д. Количество подгрупп в разных группах варьируется от 2 до 10. Неформальные подгруппы наиболее заметно проявляются в группах, жизнедеятельность к-рых протекает в условиях относительной социальной изоляции и/или связана с жесткой внутригрупповой конкуренцией. Напр., в группах заключенных 80-90 % людей включены в подгруппы, к-рые имеют четкие границы и оказывают большое влияние на жизнь индивидов и группы в целом. Основная причина объединения людей в неформальные подгруппы - обострение противоречий между целями, потребностями, ожиданиями членов группы и неспособностью группы реализовывать функции по отношению к своим членам. Поэтому неформальные подгруппы принимают на себя те функции по отношению к индивидам, к-рые традиционно приписываются группе в целом. Функции неформальных подгрупп по отношению к своим членам: информирование, оказание поддержки в реализации индивидуальных целей и удовлетворении социальных потребностей, обеспечение безопасности по отношению к внеш. среде, обеспечение безопасности внутри группы, нормирование и регуляция, адаптация. Функции неформальных подгрупп по отношению к группе в целом: упорядочение и стабилизация внутригрупповой активности, реализация целей групповой деятельности, организация и координация активности группы, контроль, нормирование и регуляция. Имеется ряд близкородственных понятий: 1) «неформальные отношения», 2) «неформальная подгруппа», 3) «круг желаемого О.», 4) «доверительный круг О.», 5) «референтный круг О.». В первом понятии фиксируются прежде всего личностные связи между субъектами, в кач. к-рых выступают отдельные члены группы. Во втором понятии акцент делается на подгруппах как коллективных субъектах, имеющих внутр. и внеш. психол. связи. Третье понятие обозначает совокупность членов группы, с к-рыми конкретный человек хотел бы поддерживать тесные позитивные личностные и непосредственные связи (причем каждый член группы может иметь неск. кругов желаемого О. в зависимости меры значимости других и отношений с ними). Четвертое понятие описывает совокупность индивидов, с к-рыми конкретный человек может быть откровенным и чувствует себя в безопасности. Пятое понятие трактуется как круг лиц, значимых для индивида в отношении оценки качеств его личности, способов его поведения, мнений и ориентаций. Лит.: Сидоренков А. В. Неформальные подгруппы в малой группе: социально-психологический анализ. Ростов-н/Д, 2003. А. В. Сидоренков

ГРУППА: ОБЩЕНИЕ И АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Адаптация (А.) социально-психологическая - процесс взаимной активности личности и группы, связанный с усвоением человеком групповых целей, ценностей и норм, его стремлением занять опр. место и статус в системе межличностных отношений и выполнять опр. роль в группе в соответствии с личными потребностями. А. рассматривается в 2 ракурсах, в зависимости от статуса личности в группе: А. личности как квазичлена (нового или маргинального) и как полноправного члена группы. Маргинальные члены это бывшие полноправные члены, к-рые утратили доверие или потеряли членство, а потому перед ними вновь встает проблема получить полноправное членство в группе. Личность может адаптироваться в группе разными способами: а) посредством самоизменения в соответствии с ключевыми характеристиками группы, ее требованиям и ожиданиями; б) через изменение нек-рых характеристик группы в соответствии с личными интенциями (целями, потребностями и мотивами); в) на основе относительной самоизоляции в группе. А. может протекать на основе использования личностью механизмов психол. защиты (подавление и вытеснение, регрессия и др.) и рационального решения проблем, возникающих в процессе вхождения в группу. В социальной психологии сформировались 3 подхода к изучению А. личности в малой группе с точки ее детерминант: «адаптация как функция характеристик личности», «адаптация как функция характеристик группы», «адаптация как функция взаимной активности личности и группы». В первом внимание фокусируется на тех или иных качествах личности, к-рые обусловливают темп и уровень ее адаптации. Спектр таких качеств широк: физиологические (напр., свойства нервной системы, тип высшей нервной деятельности), психологические (свойства и тип темперамента), социально-психол. (черты характера, ценности, самосознание). При этом группа рассматривается как некий фон и не учитывается ее роль в А. личности. Во втором подходе акцент делается на активной роли группы в процессе А. личности, адаптирующем потенциале группы. Напр., в кач. детерминанты А. новичка выступает установка группы по отношению к нему (А. С. Горбатенко). В третьем подходе А. рассматривается как двусторонне активный процесс взаимодействия личности и группы. Он представлен, напр., в модели развития личности в новой микросреде (А. В. Петровский). Источником активности и самоопределения личности в новой для нее группе является противоречие (обострение и разрешение) между потребностью индивида в персонализации и объективной заинтересованностью данной группы принимать те проявление его индивидуальности, к-рые соответствуют задачам, нормам, условиям жизни группы. А. многих полноправных членов в группе осуществляется также посредством их включения в подгруппы, если группа не предоставляет возможности ее членам для удовлетворения индивидуальных целей и потребностей. Как правило, А. индивидов внутри подгрупп протекает более быстро и является более полной, чем их А. по группе в целом. Чем более закрыта подгруппа по отношению к группе, тем более процесс А. члена подгруппы будет осуществляться через свою подгруппу. В открытой подгруппе процесс А. ее членов будет осуществляться не только через свою подгруппу, но и через группу в целом. Лит.: Горбатенко А. С. Социально-психологические детерминанты включения нового индивида в группу // Вопр. психологии. 1982. № 3; Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности. Ереван, 1988; Петровский А. В. Развитие личности. Возрастная периодизация // Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М., 1987; Сидоренков А. В. Неформальные подгруппы в малой группе: социально-психологический анализ. Ростов-н/Д, 2003. А. В. Сидоренков

ГРУППА: ОБЩЕНИЕ И ВЛИЯНИЕ

Группа: общение и влияние - Влияние (В.) имеет место в коактивных и интерактивных малых группах. В коактивных группах изучается В. присутствия др. людей на продуктивность внеш. предметной и внутр. психич. деятельности индивида, а также на его эмоциональноволевую сферу. Основными эффектами такого влияния являются социальная фасилитация и ингибиция. В интерактивных группах В. возникает в процессе внутригруппового О., а крупными аспектами его изучения выступает В. большинства на меньшинство, В. меньшинства на большинство, В. власти. В настоящее время накоплен большой массив разных, иногда противоречивых фактов, так что трудно однозначно обозначить специфику влияния меньшинства и большинства. Поэтому во внимание принимаются разл. промежуточные переменные. Факторы В. большинства: а) характеристики большинства (единство мнений, восприятие большинства как единого целого, статус и численный состав большинства); б) социально-демографические (пол, возраст, статус) и индивидуально-психол. (неуверенность, тревожность, зависимость и др.) характеристики представителей меньшинства; в) мотивация членства в группе (позитивная) и уровень ее привлекательности (групповая аттракция) для представителей меньшинства; г) ситуационные переменные (неоднозначность ситуации, несоответствие между индивидуальной и групповой нормой). Факторы В. меньшинства: а) категоризация большинством меньшинства как находящегося внутри, а не вне группы; б) стиль поведения меньшинства (устойчивость и последовательность в выражении своей позиции, гибкий стиль ведения переговоров, единство мнений и сплоченность); в) использование меньшинством убедительных аргументов; г) отсутствие «нормативных фильтров», используемых большинством для интерпретации позиции и поведения меньшинства; д) соответствие идей меньшинства основополагающим нормам и ценностям, духу времени; е) взаимодействие меньшинства и большинства в приватных, а не публичных условиях; ж) наличие у меньшинства опыта сопротивления позиции большинства; з) присоединение к меньшинству сторонников из числа большинства. Важный вопрос заключается в том, кого рассматривать в кач. большинства и меньшинства. В экспериментальных исследованиях обычно выступают искусственно созданные множества лиц, к-рые действуют по инструкции в лабораторных условиях. Лит.: Тернер Д. Социальное влияние. СПб., 2003; Сидоренков А. В. Неформальные подгруппы в малой группе: социально-психологический анализ. Ростов-н/Д, 2003. А. В. Сидоренков

ГРУППА: ОБЩЕНИЕ И СТАТУС ЛИЧНОСТИ

Статус (С.) понимается как объективное место человека в системе обществ./ психол. отношений. С. имеет социальную и индивидуальную ценность, т. е. разл. статусы характеризуются разным уровнем престижа для общества (организации, группы) и конкретных индивидов. Присвоение С. обычно происходит на 2 уровнях: официальном и неофициальном. На каждом из них С. обычно приобретается личностью через ресурсы, к-рыми она обладает. Существует широкий спектр различных С. индивида в группе: 1) в зависимости от места индивида в системе социальных и межличностных отношений различают социальный и личный С. Социальный С. определяется положением человека в системе социальной стратификации, а личный С. - в системе межличностных отношений малой группы; 2) в зависимости от характера достижения выделяют предписанный и достигаемый С. Первый тип С. определяется внеш. факторами (протежирование, социальное происхождение, национальность и др.), второй тип - реальным вкладом индивида в успех (престиж) группы и мерой его влияния в группе; 3) по содержательным характеристикам различают социометрический С., лидерство-ведомость, руководство-подчинение. В свою очередь эти виды С. имеют разновидности. Напр., социометрический С. различается по уровню проявления («звезда», «изолированный», «пренебрегаемый», «отвергаемый») и аспекту межличностных отношений (коммуникативный С., референтный С., доверительный С.). Коммуникативный С. личности - внеш. выражение признания со стороны членов группы меры способности индивида выстраивать и поддерживать тесные отношения с ними. Референтный С. - признание со стороны членов группы меры значимости мнения и оценок индивида относительно их качеств и поведения. Доверительный С. - признание со стороны членов группы меры надежности индивида в морально-нравственной, коммуникативной и/или деятельностной сфере активности. Взаимовлияние индивида и группы детерминировано позицией индивида в социально-психол. структуре группы. Напр., влияние устойчивой подгруппы на своих членов сильнее, чем влияние др. подгрупп или «самост.» членов. «Самост.» члены группы, ориентированные на какую-то подгруппу, более подвержены ее влиянию, чем влиянию всей группы. Лит.: Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы. М., 2001; Сидоренков А. В. Неформальные подгруппы в малой группе: социально-психологический анализ. Ростов-н/Д, 2003. А. В. Сидоренков

ГРУППА: СОВМЕСТИМОСТЬ И СРАБОТАННОСТЬ

Совместимость и сработанность представляют собой эффекты взаимоотношения и взаимодействия. Совместимость отображает психол. единство субъектов и выражается в позитивной оценке друг друга и сложившихся отношений. Сработанность характеризуется максимально возможной результативностью совместных действий (деятельности) субъектов в опр. области при относительно низких психофизиологических затратах на выполнение этих действий (деятельности). Непременным условием ее проявления является кооперация как форма взаимодействия. Сработанность отображает психол. единство субъектов во взаимодействии и всегда опосредована предметом совместной деятельности. Ключевым ее моментом является согласованность индивидуальных действий по поводу этого предмета, особенно в момент принятия и реализации решения. Совместимость и сработанность имеют следующие отличительные признаки: а) совместимость проявляется в неформальной структуре группы и связана с решением субъектами социально-психол. задач, а сработанность соотносится с решением деловых задач в формальной структуре; б) в совместимости важное значение имеет удовлетворенность партнеров, а в сработанности - успешность совместной деятельности; в) в совместимости больший вес имеет аффективный компонент, тогда как в сработанности - поведенческий. Совместимость и сработанность являются относительно самостоятельными эффектами О. Напр., люди могут испытывать друг к другу антипатию, но в то же время могут демонстрировать относительно высокий уровень сработанности. Совместимость актуальна в группах, в к-рых индивиды находятся в дружеских и интимных отношениях (напр., семья), совместно проводят много времени (арктическая экспедиция) или жизнедеятельность к-рых связана с экстремальными условиями и замкнутым пространством (экипаж космического корабля). Сработанность имеет значение прежде всего для групп, совместная деятельность к-рых является социально значимой и предполагает связанные задачи, взаимозависимость и взаимоответственность, а также высокую «цену» ошибки и результата. Наиболее существенными факторами проявления совместимости и сработаннос ти являются размер и структура, а также доверие и идентичность. В нек-рых случаях совместимость или сработанность на одном уровне может компенсировать несовместимость или несработанность на др. уровне. Напр., сходство социальных ценностей и установок (социально-психол. уровень) может в нек-рой степени сдерживать напряженность в отношениях, обусловленную несовместимостью типов темперамента (психол. уровень). Лит.: Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л., 1979. А. В. Сидоренков

ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Групповая психотерапия - использование закономерностей межличностного взаимодействия в группе для лечения и достижения посредством социального благополучия физич. и психич. благополучия человека. Элементы Г.п. прослеживаются в течение веков. Г.п. в собственном смысле слова возникла в 1904-1905 гг. в России и США (И. В. Вяземский, Дж. Прэтт). В советский период Г.п. развивалась в рамках ее клинического применения (В. М. Бехтерев и др.). В группе специально подобранных пациентов врачпсихотерапевт может обучать интерпретировать особенности собственного поведения, О. Г.п. предусматривает также организацию психол. тренинга, в частности, повышающего уровень техники О. участников группы. Теорет. базу Г.п. составляют разл. течения групповой динамики (К. Роджерс, Дж. Морено и др.). Установлено, что в процессе работы с пациентами в условиях Г.п. наблюдаются фазовые изменения взаимоотношений членов психотерапевтической группы и психотерапевта. Лит.: Клиническая психология. Словарь… М., 2006. А. В. Петровский

ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ

Групповая сплоченность - субъектная характеристика группы, к-рая представляет собой восприятие изнутри (со стороны ее членов) или извне (со стороны не членов группы) психол. единства группы по одному или неск. основаниям. На протяжении всей истории изучения Г. с. сложилось неск. подходов к пониманию источников этого явления: 1) Внимание фокусируется на аттракции - межличностной привлекательности членов группы. В персональной аттракции определяющую роль играют индивидуальные характеристики членов группы, а социальная аттракция основана на том, в какой мере индивиды воплощают в своем поведении ключевые характеристики группы. 2) Акцент делается на социально-перцептивных процессах в плоскости межличностных связей или связей индивидов с группой. 3) Г. с. рассматривается как результат символической активности взаимодействующих индивидов (профессиональный или субкультурный язык, роли, ритуалы и т. д.); создание единого символического пространства в группе является одним из главных условий ее сплоченности. С 1980-х гг. сплоченность группы стали рассматривать как многомерный конструкт. В соответствии с такой идеей разработано неск. моделей Г. с. В четырехфакторной модели (В. Видмеер, Л. Брэули и А. Кэррон), первоначальной созданной относительно спортивных групп, выделено 2 измерения сплоченности с 2 конструктами в каждом: 1) групповая интеграция (индивидуальные представления о сходстве членов, целостности группы) индивидуальная привлекательность группы (мотивация оставаться в группе); 2) инструментальное основание (стремление достигать организационных целей) и социальное основание (мотивация к развитию и поддержанию социально-эмоциональных отношений в группе). Трехфакторная модель (С. А. Карлесс и К. Д. Паола) определена на основе проверки предыдущей модели применительно к рабочим группам. Она включает в себя следующие измерения: инструментальная сплоченность, социальная сплоченность, индивидуальная аттракция группы. Двухфакторная модель сплоченности (К. Боллен и Р. Хоул) включает 2 измерения: индивидуальное чувство принадлежности к группе и ощущение моральной связанности с членами в группе. На основе такой модели разработана Шкала Восприятия Сплоченности (Perceived Cohesion Scale, PCS). В микрогрупповой модели (А. В. Сидоренков) выделено 2 вида сплоченности: деятельностная (ДС) и социальнопсихол. (СПС), к-рые рассматриваются, во-первых, в срезе отношений между членами группы вообще, а во-вторых, в контексте отношений между неформальными подгруппами, между представителями подгрупп и не включенными в подгруппы членами. Лит.: Донцов А. И. Проблемы групповой сплоченности. М.: МГУ, 1979; Сидоренков А. В., Мондрус А. Л. Подходы к пониманию сплоченности малой группы // Северо-Кавказский психол. вестник. 2007. № 5/1. А. В. Сидоренков

ГРУППОВОЙ ФАВОРИТИЗМ

Групповой фаворитизм (от лат. favor - благосклонность) - стремление каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам др. группы. Г. ф. может проявляться как во внешне наблюдаемом поведении в разл. ситуациях социального взаимодействия, так и в процессах социального восприятия, напр., при формировании оценок, мнений и т. п., относящихся к членам собственной и др. группы. В целом ряде случаев личность склонна завышать оценку и своей группы в целом, и оценку отдельных ее членов по сравнению с характеристиками др. общностей. Подобное явление традиционно описывают и анализируют в терминах межгрупповой дискриминации. Твердая приверженность к этой позиции и ее откровенная демонстрация, как правило, приводят к жесткой межгрупповой напряженности, а порой и к открытой враждебности и прямым межгрупповым конфликтам. К аналогичным результатам приводит не только завышение оценки собственной группы и ее членов, но и откровенное занижение оценки чужих групп и их представителей. Особенно опасно подобное проявление Г. ф. тогда, когда дело касается больших групп, особенно национ. образований. Значительно реже встречаются случаи, когда при оценке группы своего членства личность склонна отдавать предпочтение др. общности, подчеркивать (иногда и необоснованно) ее позитивные характеристики в противовес недостаткам своей группы. При интерпретации побудительных причин действий, оцениваемых как социально желательные со стороны «своих» люди, подверженные Г. ф., как правило, используют диспозиционные атрибуции («он дает взаймы, потому, что он щедрый человек») в то время как аналогичные поступки «чужих» объясняют посредством ситуативных атрибуций («он дал взаймы потому, что, как всем известно, только что получил большую премию и ему неудобно отказать»). В то же время, при объяснении поступков, к-рые воспринимаются как негативные, наблюдается прямо противоположная картина: «свой» «отказал в займе потому, что у него были большие траты и он действительно ограничен в средствах», тогда как «чужой» - «потому, что он жадный». Группы высокого уровня развития с выраженной просоциальной направленностью не подвержены выраженному групповому фаворитизму, даже если их ведущая деятельность связана с прямой конкуренцией с др. группами. Для групп же низкого уровня психол. развития, равно как и хорошо сплоченных и организованных асоциальных групп корпоративного типа, напротив, характерен высокий уровень Г. ф., нередко проявляющегося в явно дискриминационных и агрессивных действиях против членов др. групп. М. Ю. Кондратьев, В. А. Ильин

ГРУППОВЫЕ КОНФЛИКТЫ

Групповые конфликты - Конфликт (К.) - порождаемая обострением противоречий одна из форм дезинтегративного взаимодействия и взаимоотношения между субъектами, выражающаяся в их активно-негативной направленности относительно друг друга. К. выполняет позитивные и негативные функции. Позитивные функции К.: 1) поддержание автономности каждого из взаимодействующих субъектов; 2) обеспечение развития отношений между субъектами; 3) получение информации о возможностях противодействующих субъектов; 4) высвобождение накапливающегося внутреннего напряжения; 5) актуализация разных позиций и мнений по поводу возникающих проблем; 6) усиление групповой идентификации и сплоченности (в случае внеш. К.). Негативные функции К.: 1) разрушение психол. целостности группы (подгруппы); 2) блокирование развития отношений между субъектами; 3) снижение групповой эффективности; 4) нанесение противоборствующими субъектами одностороннего или взаимного ущерба. Существует неск. типологий К.: конструктивный и деструктивный, реалистический и нереалистический, мотивационный и когнитивный. Конструктивный К. выполняет позитивные функции и проявляется, когда: а) цели и потребности конфликтующих индивидов или подгрупп не противоположны целям, ценностям и нормам группы; б) групповая социально-психол. структура является гибкой. Деструктивный К. связан с негативными функциями и проявляется в тех случаях, когда: а) цели и потребности конфликтующих субъектов радикально расходятся с целями и нормами группы; б) групповая структура является жесткой. Реалистический К. возникает из-за наличия у субъектов конкурентных целей и фрустрации по поводу невозможности реализации собственных целей. Нереалистический К. обусловлен необходимостью разрядки напряжения, по крайней мере, для одного из субъектов. К. интересов определяется мотивационными факторами и ситуацией, в к-рой цели каждого члена не совпадают с целями других. Когнитивный К. проявляется тогда, когда цели всех членов группы совпадают, но позиции их различны. В малой группе существует неск. уровней проявления К.: 1) межличностный К.: между индивидами внутри неформальных подгрупп, между членами разных подгрупп, между членами подгрупп и «самост.» членами группы, между «самост.» членами группы; 2) микрогрупповой К.: между индивидом и неформальной подгруппой; 3) межмикрогрупповой К.: между неформальными подгруппами в группе; 4) групповой К.: между индивидом и группой в целом. При межмикрогрупповом К. ослабевают межличностные К. внутри подгруппы. Однако регулярно неэффективное взаимодействие подгруппы порождает и усиливает межличностные К. внутри нее. Лит.: Коузер Л. Основы конфликтологии. СПб., 1999 ; Рубин Д., Пруйт Д., Ким С. Х. Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. СПб., 2002; Сидоренков А. В. Неформальные подгруппы в малой группе: социально-психологический анализ. Ростов-н/Д, 2003. А. В. Сидоренков

ГРУППОВЫЕ НОРМЫ

Групповые нормы (от лат. norma - руководящее начало, образец) - совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и О. Наличие в группе более или менее развитой, разветвленной и относительно устойчивой системы Г. н. не только позволяет ей соотнести поведение каждого своего члена с выработанным эталоном и на этом основании выбрать наиболее эффективное средство воздействия на данную личность, но и значительно облегчает осуществление социального контроля за активностью этой общности со стороны социального окружения. Г. н. способствуют повышению устойчивости и стабильности группы, тем самым выполняя своего рода консервативную роль и нередко порождая ригидность и неспособность группы к перестройке своей жизнедеятельности в необычных, напр., экстремальных условиях. Г. н. делятся на кодифицированные и т. наз. резидуальные. Первые представляют собой официальный свод правил, регламентирующих поведение индивида в той или иной социальной группе либо ситуации, и имеют четко опр. источник происхождения (законодательные органы государства, администрация предприятия и т. п.). Резидуальные же нормы или правила - это нормы, регулирующие деятельность человека, «но остающиеся при этом некодифицированными и неэксплицированными, к-рые управляют теми сторонами человеческого поведения, к-рые не охвачены формальными, аналитически выверенными и упорядоченными социальными нормами» и к-рые характеризуются 2 основными критериями: 1) большинство людей согласны с этими правилами; 2) эти правила остаются незаметными до тех пор, пока не происходит их нарушение» (С. Милграм). М. Ю. Кондратьев

ГРУППЫ САМОПОМОЩИ

Группы самопомощи (self-help groups) - более или менее формальные группы непрофессионалов, преследующих общую цель (изменение психологии или поведения участников) ради достижения блага для каждого члена группы. Группа, состоит из лиц, объединенных общими потребностями, жизненным опытом, болезнью, ограничениями или др. проблемами. Напр., в такой группе могут учиться поддерживать позитивные взаимоотношения в своей семье. Г. с. функционируют либо вовсе без прикрепленного руководителя, либо их ведут любители, не имеющие профессиональной подготовки (общество Анонимных алкоголиков - АА), а иногда и профессионалы, имеющие те же трудности («балинтовские группы»). Г. с. исходят из принципов: а) люди, эффективно справляющиеся или справившиеся с личной проблемой лучшие помощники по сравнению с профессионалами, не имеющими в этом собственного опыта, б) такие люди, помогая друг другу, помогают и самим себе. У группы, благодаря сходному жизненному опыту, много шансов выработать общее чувство коллектива, используя для этого взаимную поддержку, к-рая существенно улучшает самочувствие и мотивацию каждого, помогает преодолевать свои собственные трудности. Члены группы получают шанс оказать помощь другим, что положительно сказывается на их собственном состоянии. Здесь можно получать и давать практические советы и обмениваться опытом преодоления трудностей. И все же качественный уровень групп самопомощи может быть очень разным. Терапевтические факторы Г. с.: общий опыт, помощь другим, постоянная система поддержки, получение информации, получение обратной связи, обучение специальным методам, формирование положительного Я-образа, улучшение самопонимания, расширение воспринимаемых альтернатив, переопределение норм и др. Такая терапия используется и как важное дополнение осн. лечебного процесса. Г. с. существуют почти по каждой болезни (однако не заменяют профессиональной диагностики и лечения) или любой мыслимой проблеме или жизненной ситуации. Типы Г. с. (Л. Леви): а) занимаются преим. контролем или реорганизацией поведения (АА, Анонимные азартные игроки, Анонимные родители), б) объединены общей стрессовой ситуацией (группа изнасилованных, группа выживших после суицидной попытки и др.); работа такой группы направлена на совладание с кризисной ситуацией; в) группы, состоящие из лиц, испытывающих дискриминацию в связи с их национальностью, полом, расовой принадлежностью, сексуальной ориентацией и др.; г) группы, не имеющие какой-либо общей проблемы, ее члены стремятся к самоактуализации и повышению личной эффективности. Лит.: Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб., 2003; Энциклопедия психического здоровья / Г.-У. Виттхен. М., 2006. Н. Д. Творогова

ГУМАННОСТЬ И ГУМАНИТАРНОСТЬ В ОБЩЕНИИ

Гуманность (от лат. humanus - человеческий) и гуманитарность (от лат. humanitas - человеческое достоинство, человеколюбие, духовная культура, тонкость) - атрибутные свойства, присущие культуре. Под гуманностью понимают общечеловеческое качество людей любить и ценить себе подобных, жалеть и оберегать весь род человеческий и всех его отдельных представителей от разного рода неприятностей. Понятие «гуманитарность» указывает на уникальную способность, возможность и нацеленность человека на собственное развитие и совершенствование. Понятие «гуманность» исторически отражает идеал мыслителей о достижении высоких жизненных качеств людьми - социальной справедливости, доброты, посильной помощи страждущим. Его употребляли и употребляют поныне как выражение заботливого отношения к человеку, искреннего сострадания слабому и оказания ему всей необходимой помощи. Гуманность проявляется и в компетентном спасении чести униженного и обиженного, восстановления его физич. и психич. здоровья и внушения присутствия духа для самообеспечения им естеств. жизненных потребностей. Этому гуманному делу служат все социальные службы, все органы и системы здравоохранения. Гуманные ценности разумного, а значит и нравственного образа и стиля жизни людей - это некая «смысловая призма», через к-рую человеческий индивид воспринимает мир внешний - космический, так и мир собственный, внутренний - духовный Происхождение термина «гуманитарность» связывают с латинским выражением studia humanitatis - гуманитарные студии, возникшие на начальном этапе эпохи Возрождения в XV в. как комплекс специальных мер, обучающих средств, способов в целях всестороннего и гармоничного развития людей. Тогда же были разработаны и предложены конкретные меры, направленное на раскрытие человеческих способностей, формирующих и возвышающих личность, ее достоинство. Гуманитарная помощь людям необходима, и это помощь особого рода. Она направлена на раскрытие способностей человека, потенций его организма, души и разума в результате строительства стадионов, домов культуры, библиотек, учебных заведений и т. п. В отличие от этого, «гуманная помощь» направлена на сохранение здоровья тела, психики и присутствия духа человека, попавшего в беду и испытывающего дефицит самодостаточности. Гуманно помогать тем, кто оказался жертвой стихий, или тем, кто, напр., попал в плен «интеллектуального оболванивания» средств массовой информации. Гуманность О. психотерапевта, врача, клинического психолога, социального работника предусмотрена спецификой их профессиональной деятельности. При этом указанные специалисты, оказывая помощь своим пациентам, клиентам, призваны решать и гуманитарные задачи. Лит.: Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 3. М., 2001; Спиркин А. Г. Философия. М., 1998; Хрусталев Ю. М. Философия. М., 2004, Человек, Цивилизация. Общество. М., 1992. Ю. М. Хрусталев

Предыдущая страница Следующая страница