Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Психология общения. Энциклопедический словарь
Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДЕЗ"-"ДЕЯ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДЕЗ"-"ДЕЯ")

ДЕЗАДАПТАЦИЯ СЕКСУАЛЬНАЯ

Дезадаптация сексуальная (лат. de- приставка, означающая отмену, и adaptare - приспособлять) - обобщающий термин для обозначения грубых искажений сексуального стереотипа, ведущих к неудовлетворенности у одного или обоих партнеров или дисгармонии отношений между ними. Если Д. с. диссимулируется, т. е. скрывается одним из партнеров, используется понятие псевдоадаптации, при вынужденном использовании экзотических форм сексуальной активности можно говорить о параадаптации (напр., при серьезных садомазохистических программах и прочих отклоняющихся тенденциях). Для обозначения трудностей после длительных перерывов в сексуальных отношениях или возникших под давлением прежних стереотипов используется понятие реадаптации. Если оба партнера формально здоровы и проблемы сексуальной адаптации вызваны преим. психол. факторами (семейные и религ. традиции, недостаток внимания друг другу, конфликтные межличностные отношения или элементарное невежество) используется термин сексуальная дисгармония, а само сексуальное расстройство расценивается как мнимое. Лит.: Клиническая психология. Словарь… М., 2006. С. Т. Агарков

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

Деловое общение - особая форма О., направленная на организацию и оптимизацию сотрудничества людей в трудовом процессе (в рамках производственной, науч., коммерческой и др. видов совмест. деятельности). Д. о. обеспечивает ведение переговоров, совещаний и официальной переписки, публичных выступлений. В конкретной профессиональной области Д. о. имеет специфику и называется профессиональным, а иногда служебным, должностным, уставным. Д. о. - такой вид О., к-рый является нормативно одобренным, жестко регламентированным и функционирующим в какой-либо сфере для решения опр. задач. В данном случае Д. о. является родовым понятием по отношению к служебному. Проявляется как в служебной, так и вне служебной обстановки («встреча без галстуков»). Участниками Д. о. могут быть члены одной организации или нескольких организаций, частные лица. Д. о. направлено на решение широкого круга вопросов взаимодействия людей, создания условий для их продуктивного сотрудничества в достижении значимых целей, обеспечения успеха общего дела. Дополнительные функции Д. о. проявляются в установлении межличностных отношений партнерства, создания оптимального морально-психол. климата в организации, формирования профессионального и корпоративного имиджа субъектов О. В организации Д. о. сосуществует с неформальным уровнем О. и может осуществляться как в «вертикальных» («начальник-подчиненный», в форме управленческого О.), так и «горизонтальных» коммуникациях («сотрудник-сотрудник»). Содержание Д. о. - социально значимая совмест. деятельность людей, к-рая предполагает согласованность действий, понимание и принятие каждым ее участником целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей по ее реализации. Не всякое производственное взаимодействие есть полноценное Д. о. (напр., при жестко авторитарном стиле руководства). Осн. этикопсихол. принципы организации Д. о.: 1) принцип создания условий для выявления творческого потенциала и профессиональных знаний личности, на основе к-рого возможно согласовать личные цели сотрудника с общими целями организации; 2) принцип полномочий и ответственности, регламентирующий Д. о. в рамках служебных прав и обязанностей в соответствии со служебным статусом сотрудника, оценку его деловых качеств и использование его квалификации и опыта. Цель Д. о. - организация и оптимизация опр. вида совмест. предметной деятельности. Помимо общей цели, в Д. о. можно выделить и личные цели, реализуемые участниками О.: стремление к безопасности, личному благополучию, карьерному росту; стремление к власти, установлению неформальных отношений, формированию позитивного имиджа, повышения собственной значимости и репутационных характеристик и др. Д. о. в развернутом виде включает в себя ряд этапов, характеризуется рядом признаков, в нем можно выделить опр. тактики. Исследования Д. о. проводятся в русле разных теорет. направлений (в бихевиоральном, когнитивном, психоанализе, ролевой парадигме Дж. Мида, в гуманистической психологии и др.). Лит.: Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. СПб., 2006; Зарецкая Е. Н. Деловое общение. Т. 1, 2. М., 2002; Мальханова И. А. Деловое общение. М., 2002; Психология и этика делового общения / Под ред. В. Н. Лавриненко, 2008; Сухов А. Н. Реальная социальная психология: Учеб. пособие. М., 2004. Е. А. Петрова, А. Н. Сухов

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ : КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Деловое общение : компетентность - эффективное владение процессами О. в профессионально-управленческой деятельности, основывающееся на соответствующих знаниях, навыках, умениях и качествах личности. Осн. составляющие компетентности: 1) этико-гуманистические убеждения и ценности, формирующие профессиональнодиалогическую направленность контактов, аксиологическая компетентность; 2) адекватная ориентированность в личностном потенциале О., владение его мобилизацией, т. наз. «Я-компетентность»; 3) познавательно-общенческая компетентность, навыки ориентировки, обратной связи, наблюдения в О., умения слушать и понимать партнеров; 4) коммуникативная компетентность, навыки передачи информации, эффективное владение языком и речью в управленческой деятельности; 5) интерактивная компетентность, владение навыками установления психол. контакта, воздействия в О. с разл. партнерами; 6) владение техниками и технологиями организации О. в разл. ситуациях управленческой деятельности, умения целенаправленно строить, позиционировать и гибко перестраивать О., умения ролевого О.; 7) методически эффективное использование осн. форм О. в управленческой деятельности (беседа, публичное выступление, совещание, переговоры); 8) способности решать проблемы управления средствами О. Лит.: Аврамцев В. В. Профессиональное общение в деятельности юриста. Н. Новгород, 2000; Носков В. А. Психотехника общения. Н. Новгород, 1997; Пономарев И. Б., Трубочкин В. П. Психотехнология общения. М., 1996; Шалахин К. В., Папкин А. И. Общение руководителя МВД, УВД с подчиненными. М., 1991. В. П. Трубочкин

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ : ПСИХОТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО ДОКАЗЫВАНИЯ

Психотехнологии речевого доказывания (П. р. д.) в деловом О. включают ряд приемов. 1. Прием риторического доказывания. Строится на законах риторики, фактически и логически обоснованных способах доказывания и является осн. при О. с людьми, желающими установить истину. Правила: а) ясности и точности употребляемых слов и рассуждений, б) акцентуации, в) адаптации к особенностям оппонента, г) фактологической обоснованности (факты - суть доказательств), д) фундаментальности, е) правовой апелляции, ж) воспроизводства событий и действий, з) графической доказательности, и) аналогии, к) апелляции к опыту, л) апелляции к логике, м) апелляции к разуму, справедливости, честности, достоинству. 2. Прием использования «спекулятивных» способов доказывания. Эти способы характерны умением использовать факты уместно, подать их в нужном свете, подметить словесные огрехи в высказываниях оппонента, поймать его на слове, использовать выгодный момент, чтобы добиться своего в споре. Они допустимы для решения промежуточных тактических задач спора, чтобы потом возвратиться к риторическому приему. Правила: а) избегания осложнений в разговоре, б) «не давать козырей» оппоненту, в) «ловлю на слове», г) показа ущербности альтернативы («допустим…»), д) «в ваших же интересах». Общие правила, к-рыми следует руководствоваться при доказательствах: 1. Во всем, что продумано, различайте необходимое и полезное, неизбежное и опасное. 2. Не забывайте различий между соображениями, касающимися существа спора, и соображениями, полезными, но решающими. 3. Остерегайтесь обоюдоострых доводов. 4. Умейте пользоваться обоюдоострыми соображениями. 5. Не доказывайте очевидного. 6. Если вам удалось найти яркое доказательство или сильное возражение, не начинайте с них и не высказывайте их без известной подготовки. 7. Отбросьте все посредственные и ненадежные доводы. 8. Доказывая и развивая каждое отдельное положение, не упускайте из виду главной мысли и др. осн. положений; пользуйтесь всяким случаем, чтобы напомнить то и другое. 9. Не упускайте случая изложить сильный довод в виде рассуждений: одно из двух, т. е. дилеммы. 10. Не бойтесь согласиться с противником, не дожидаясь возражений. 11. Если улики сильны, следует приводить их порознь, подробно развивая каждую в отдельности; если они слабы, следует собирать их в одну горсть. 12. Старайтесь как можно чаще подкреплять одно доказательство другим. 13. Не пытайтесь объяснять то, что сами не вполне понимаете. 14. Не старайтесь доказывать большее, когда можно ограничиться меньшим. 15. Не допускайте противоречия в своих доводах. Лит.: Сергеич П. Искусство речи на суде. М., 1999; Он же. Прикладная юридическая психология; Столяренко А. М. Психологические приемы в деятельности юриста. М., 1999. A. M. Столяренко

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ : РЕЧЕВАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

Речевая выразительность (Р. в.) в деловом О. повышается при использовании след. приемов: 1. Прием речевого богатства и культуры. Чем большим запасом слов обладает сотрудник, тем легче ему в нужный момент подобрать самое лучшее, самое точное, самое яркое. Правила: пополнение словарного запаса и использование всего его богатства, правильное употребление и произношение слов, максимальное использование понятных людям слов, краткость и точность высказываний, недопущение ошибок в нормах словоупотребления, произношения, ударения и грамматики. 2. Прием использования всех речевых средств. Правила целесообразного, обоснованного профессиональной ситуацией темпа речи, пауз, громкости, эмоциональной выразительности, построения высказываний. 3. Прием выразительности. Правила: лексическая выразительность (использование точных слов и словесных оборотов, синонимов, омонимов, терминов), эмоциональная выразительность (экспрессивность), фонетическая выразительность (отчетливое, ясное произношение, адекватное ситуации изменение ритмики, громкости речи), грамматическая выразительность (использование разнообразных словесных оборотов, ярко сформулированных выражений, применение уменьшительных и ласкательных слов, идиом, афоризмов, пословиц, дидактических повторов, подытоживаний и др.), недопустимость срыва голоса. Р. в. повышается при использовании невербальных средств. Лит.: Михайловская Н. Г., Одинцов В. В. Искусство судебного оратора. М., 1982; Столяренко A. M. Психологические приемы в деятельности юриста. М., 2000. A. M. Столяренко

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ : РЕЧЕВЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Деловое общение : речевых выступлений эффективность - достигается через приемы. 1) Прием психологически обоснованной композиции речи отражает необходимость строить ее продуманно, так чтобы он отвечал специфике данной профессиональной ситуации, служебной и психол. задаче. Правила: а) приоритетности цели действия для построения речи, б) подчиненности решаемой психол. задаче, в) содержательной и смысловой проработки задачи, г) лексической проработки задачи (хорошо сказать - вопрос не только о чем сказать, но обязательно - как сказать, какими словами), д) адаптации «словесной партитуры» речи к особенностям собеседника. 2) Прием речевой культуры. Правила: а) нормативной вежливости, б) речевого этикета, в) правовой языковой культуры, г) общей языковой культуры, д) смысловой культуры. 3) Соблюдение законов и норм формальной логики. Правила: тождества, непротиворечивости, аргументации, достаточного основания. 4) Прием варьирования техникой речи в процессе высказывания. Правила: разнообразия, выделения, живой разговорной речи, выбора стиля речи. 5) Прием диалогичности. Правила: побуждения собеседника к высказываниям, обращения с вопросами («разговаривания»), одобрительного поощрения, внимательного слушания, представления возможности высказаться до конца. Лит.: Михайловская Н. Г., Одинцов В. В. Искусство судебного оратора. М., 1982; Столяренко A. M. Психологические приемы в деятельности юриста. М., 2000. A. M. Столяренко

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ: ПРИЗНАКИ

Деловое О. отличается тем, что оно: а) строго целенаправлено; б) регламентировано нормативными документами (положениями, приказами, уставами); в) носит функц.-ролевой характер, обусловленный необходимостью соблюдения этикета церемоний, процедур, что выражается в опр. правилах «игры», официальной одежде, профессиональной лексике, кастовости, замкнутости, О. в рамках опр. кругов и др. элементов; г) позиционно оформлено, иерархично, субординационно, что отражается в эффекте: «над» и «под», т. е. в отношениях между начальником и подчиненным; д) проявляется в опр. формах О., стиле; е) атрибутивно (проходит в специальных помещениях, пространственно оформлено, предполагает соответствующую среду, мебель, оргтехнику, освещение), что создает оптимальную с т. зр. психологии обстановку. Существуют отличия деловых бесед (Д. б.) и повседневных бесед (П. б.): 1) Д. б. планируются заранее и направлены на достижение опр. целей, в то время как П. б. происходят, как правило, случайно и без заранее поставленной цели; 2) число обсуждаемых тем Д. б. обычно ограничено поставленной целью, П. б. отличаются большим разнообразием обсуждаемых тем (личные, социальные, полит. аспекты и т. п.); 3) в ходе Д. б. стараются придерживаться темы, обусловленной поставленной целью, но при обязательном поддержании психол. контакта и доверительных отношений, во время П. б. часто перескакивают с одной темы на другую; 4) П. б. имеют в осн. информативно-эмоциональный характер и не связаны с необходимостью принятия какого-либо решения, в то время как Д. б. связаны с необходимостью сделать те или иные выводы на основе анализа мнений, высказываний и выработать соответствующие решения. Влияют на результативность Д. б.: личность специалиста (его авторитетность, профессиональная и коммуникативная компетентность); тематика беседы, ее важность и значимость для участников; техника проведения беседы, от к-рой зависит ее эффективность; особенность личности человека, с к-рым проводится беседа (его типологические свойства, связанные с принадлежностью к той или иной социальной группе, индивидуальные особенности) и др. Лит.: Сухов А. Н. Реальная социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2004. А. Н. Сухов

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ: ПСИХОТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО ОПРОВЕРЖЕНИЯ

Психотехнологии речевого опровержения (П. р.о.) включают ряд приемов: 1. Прием риторического опровержения возражений. Правила: а) «без ответа», б) недопущения утраты инициативы и увода дискуссии в сторону, в) озвучивания разногласий, г) последовательного рассмотрения пунктов разногласий, д) оставления части своих доводов про запас («не выкладывать сразу все карты»), е) признания права возражающего на свое мнение, ж) требования обоснования возражений, з) показа примера признанием отдельных слабостей в своих высказываниях и доказательствах и призыва оппонента к тому же, и) «да, но…», к) контрвопросов, л) использования противоречий оппонента, м) «я бы на вашем месте…», н) ловушки, о) отсрочки окончания спора, п) преимущества последнего слова. 2. Прием использования «спекулятивных» способов. Правила: а) «бон тон» (изысканно подчеркнутой вежливости, за к-рой просматривается ирония и б) «атака - лучшая оборона», в) народной мудрости (использование пословиц и поговорок), г) уместного анекдота, д) общего опровергающего ответа, е) акцента на явной и легко доказуемой слабости в возражениях или промахе оппонента (создающий впечатление, что и все его возражения такие же и не стоят опровержения), ж) перефразирования, утрирования, доведения до абсурда, з) многократного повторения убеждений в бессмысленности препирательств, возражений, скрытности, лживости оппонента. «Спекулятивные» способы недопустимы при выполнении процессуальных действий, предусмотренных законом. 3. Прием использования правил опровержения возражений: 1. Разделяйте обобщенные доводы противника. 2. Возражая противнику, не выказывайте особой старательности. 3. Не оставляйте без возражения сильные доводы противника. Но, возражая на них, отнюдь не следует развивать их или повторять те соображения, к-рыми он эти доводы подкрепляет. 4. Не доказывайте, когда можно отрицать. 5. Отвечайте фактами на слова. 6. Возражайте противнику его собственными доводами. 7. Не спорьте против несомненных доказательств и верных мыслей противника. 8. Не опровергайте невероятного. 9. Пользуйтесь фактами, признанными противником. Лит.: Сергеич П. Искусство речи на суде. М., 1999; Столяренко А. М. Психологические приемы в деятельности юриста. М., 1999. A. M. Столяренко

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ: РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА

Речь сотрудников любой организации в деловом О. должна соответствовать требованиям гос.-правового статуса и нормам цивилизованного, служебного и делового О. Правило нормативной вежливости обязывает всегда соблюдать требования соответствующих правовых документов. Правила речевого этикета предполагают соблюдение культурных правил речевого поведения, принятых в обществе. Правило языковой культуры - владение профессиональным языком, построение правильных выражений, владение знаниями профессиональных законов и иных нормативных документов. Правило общей языковой культуры обязывает максимально использовать богатства родного языка, его словарный запас, речевые обороты. Правило смысловой культуры заключается в стремлении и умении содержательно, логично, точно, четко, ясно выразить в словах свои мысли, чувства, отношения по типу «словам должно быть тесно, а мыслям просторно». Лит.: Трубочкин В. П., Битянова Н. Р. Культура педагогического общения и самосовершенствования преподавателя. М., 1995; Столяренко А. М. Психологические приемы в работе юриста. М., 2000. A. M. Столяренко

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ: СТИЛИ

Разные стили делового общения (Д. о.) и их составляющие рассматриваются как паттерны приемов, биологически (стили мужчин и женщин, холериков, сангвиников и др.) или социально обусловленные (напр., национ. культурой: стили американцев, китайцев, японцев и пр.). Стили Д. о.: 1) имеют общую для разных стилей структурно-функц. организацию (включающую неосознаваемые предпочтения - субъективно-удобные условия, структуру - устойчивые паттерны профессионально обусловленных действий и операций, тип организации - стратегии и тактики взаимодействия); 2) могут классифицироваться аналогично со стилями деятельности (как эмоциональные, технологичные, конструктивные и т. п.), т. е. в их основе лежат нек-рые общие для разных видов деятельности основания, во всяком случае, общие для социономических профессий; 3) предпочтение субъектами стиля связано с характеристиками совмест. деятельности и поведением др. участников, вследствие чего человек выбирая стили, ориентируется не только на свои индивидуальные особенности и ранее сложившиеся приемы, но и на своеобразную «психол. нишу»; 4) спонтанно сформированные у людей стили Д. о., согласно их характеристикам, чаще не являются гармоничными; 5) методами социально-психол. тренинга можно корректировать и достигать опр. оптимизации стилей. В специальных исследованиях фиксируются отдельные умеренные и слабые связи параметров стиля с субъектными и средовыми факторами. Лит.: Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. СПб., 2006; Зарецкая Е. Н. Деловое общение. Т. 1, 2. М., 2002; Исмагилова Г. А. Стиль общения // Интегральная индивидуальность человека и ее развитие. М., 1999; Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001; Толочек В. А. Стили профессиональной деятельности. М., 2000. В. А. Толочек

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ: ТАКТИКА

Тактика делового О. включает: определение его конкретных целей, задач, плана, места и времени; создание обстановки доверия (интонация голоса участников, дистанция между ними - где, кто и как сидит и т. д.); умение слушать, задавать вопросы, держать инициативу в своих руках, придерживаться осн. тематики, несмотря на возможные попытки ухода от ответа на главные вопросы. Лит.: Сухов А. Н. Реальная социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2004. А. Н. Сухов

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ: ЭТАПЫ

Можно выделить 5 осн. этапов делового О.: 1) установление контакта; 2) ориентация в ситуации (люди, обстоятельства и т. д.); 3) обсуждение вопроса, проблемы; 4) принятие решения; 5) выход из контакта. В деловом О. эта схема может быть как свернутой, краткой, так и полной, подробной.1) Установление контакта. Задача фазы вхождения в контакт - побудить собеседника к О. и создать максимальное поле возможностей для дальнейшего делового обсуждения и принятия решений. Контактная фаза направлена на снятие барьеров О., ослабление действия защитных психол. механизмов. 2) Этап ориентации - определение направления стратегии и тактики делового О., развитие интереса и вовлечение партнера в круг совмест. интересов. Осн. задачи этапа: а) ориентация в целях и интересах партнеров; б) ориентация в распределении ролей партнеров; в) определение формы, регламента и длительности разговора (свернутый, четкий, конкретный или подробный, развернутый). 3) Этап поиска путей решения проблемы. Значима направленность на партнера, включение его в обсуждение предмета О., умение слушать, понимать позицию партнера и умение убеждать. Убеждение имеет сложную структуру: оно включает в себя знания, эмоции, волевые компоненты. Для достижения успеха важно подчеркнуть единство позиций, избегать категоричности суждений. 4) Этап принятия решения наступает в результате реализации стратегий сотрудничества, компромисса, соперничества, уступок и уход (избегание). Оптимальным в деловом О. является нахождение решения, удовлетворяющего интересам обеих сторон, худшим - избегание (незавершенность). 5) Завершение контакта. Один из осн. принципов выхода из стадии - выполнение этических принципов делового О., сохранения доброжелательных личностных отношений. Лит.: И. А. Мальханова. Деловое общение. М., 2002; Психология и этика делового общения / Под ред. В. Н. Лавриненко, 2008. Е. А. Петрова, Л. И. Чернышова

ДЕЛОВОЙ КОНФЛИКТ

Совр. концепция конфликтологического менеджмента, рассматривает Д. к. как технику, инструмент управления и развития организации. Работа с Д. к. предполагает: разбирательство в конфликте; оказание консультативной помощи в разрешении конфликта; посредничество в урегулировании конфликта; непосредственное урегулирование и разрешение конфликта; профилактика конфликтов; конструирование позитивных конфликтов и управление ими и др. Для управления наиболее специфично конструирование позитивных конфликтов. Конструирование Д. к. используется обычно руководителями и психологами для достижения позитивных результатов при решении сложных профессиональных и служебных задач. Это вариант организованного конфликта, к-рый предварительно продумывается, планируется, инициируется, контролируется, внимательно отслеживается, управляется на отдельных этапах его протекания и по конечному результату. При этом тщательно соблюдаются правила соответствующей «техники безопасности» (не навредить людям и делу, разумность риска, ограничение зоны и пространства конфликта, непосредственное сопровождение конфликта при переходе им критических точек и др.). Осн. варианты Д. к.: а) конструирование столкновения точек зрения, мнений, подходов, позиций в рамках профессионально-служебных дискуссий и споров при решении сложных задач и проблем; б) нововведения в организацию работы, затрагивающие интересы сотрудников, к-рые целесообразно реализовывать с учетом специальных рекомендаций и инновационных технологий; в) предъявление жестких требований к сотрудникам при необходимости коренного изменения отношения к службе и выполнению служебных обязанностей, повышения ответственности, дисциплинированности, исполнительности, мобилизованности в работе; г) меры по оздоровлению, сплочению и развитию коллективов: перестановки сотрудников и руководителей, работа с отрицательными неформальными лидерами и т. д.; д) воздействия на отдельных сотрудников в контексте индивидуально-воспитательной работы. Лит.: Основы конфликтологии / Под ред. В. Н. Кудрявцева. М., 1997; Пономарев И. Б. Конфликты в деятельности и общении работников органов внутренних дел. М., 1988; Токарев Н. А., Шарапов Ю. Л. Управление конфликтами в служебном коллективе (управленческо-развивающий подход) // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1999, № 1 (9). В. П. Трубочкин

ДЕЛОВОЙ КОНФЛИКТ: ПРОФИЛАКТИКА

Деловой конфликт: профилактика - система мер по предупреждению конфликтов. Профилактика делового конфликта (Д. к.) направлена на: а) выявление и проработку слабых сигналов зарождающихся деструктивных конфликтов; б) вступление в непосредственное взаимодействие с сотрудниками в периоды острого воздействия конфликтогенных событий и смягчение их влияния; в) целенаправленную психол. работу в группах и коллективах сотрудников, отличающихся обостренными взаимоотношениями и негативным климатом, направленную на выяснение конкретных причин возникшей конфликтности, на налаживание, нормализацию взаимоотношений; г) индивидуальную работу с конфликтными сотрудниками, а также психол. консультирование руководителей, склонных к использованию деструктивно-конфликтных приемов в работе; д) проведение специальных занятий в целях повышения конфликтной компетентности в профессиональной деятельности, в служебных и деловых контактах. Важную роль в профилактике Д. к. играет юмор. Лит.: Пономарев И. Б., Трубочкин В. П. Практическая конфликтология. М., 1996. В. П. Трубочкин

ДЕЛОВОЙ КОНФЛИКТ: ПСИХОТЕХНИКА РАЗРЕШЕНИЯ

Разбирательство в Д. к. технологически включает: первоначальную ориентировку в ситуации; планирование разбирательства; выявление картины конфликта; моделирование конфликта и вариантов его урегулирования. Следует использовать методическую схему работы с конфликтом, состоящую из 2 блоков: Блок процесса работы с Д. к. содержит позиции: 1) основание для работы по конфликту; 2) предварительные версии конфликта; 3) первоначальный план работы по конфликту; 4) коррективы плана работы; 5) выявленные причины конфликта; 6) меры по урегулированию и разрешению конфликта; 7) возможные последствия развития конфликта. Блок анализа Д. к. включает позиции применительно к каждой из конфликтующих сторон: 1) что знает о конфликте; 2) что хочет, какие цели преследует; 3) чего боится, опасается; 4) что скрывает; 5) как представляет себя и свою роль в конфликте; 6) как представляет и видит роли других; 7) как понимает и оценивает конфликт в целом. Многовариантность урегулирования и разрешения Д. к. предполагает выбор нужных техник из «банка» и их использование применительно к конкретным ситуациям. Осн. техники: 1) блокирование конфликтных состояний сторон (эмоциональная разгрузка ситуации; перевод конфликтных состояний из личной плоскости в деловую; локализация группового конфликтного состояния); 2) урегулирование и разрешение конфликта на объективном уровне (изыскание дополнительных ресурсов, разрешающих проблему конфликта; сглаживание объективных противоречий, лежащих в основе конфликта, в организационной, правовой, финансовой и др. сферах; выведение одной (или нескольких) конфликтующих сторон из зоны конфликта; 3) силовое воздействие (административное и психол.); 4) перестройка глубинных параметров психологии участников конфликта (образов и представлений участников конфликта; переформирование мотивации, чувств и ценностных детерминант участников конфликта; использование социально-психол. потенциала среды конфликта). Формы работы с Д. к.: консультирование, посредничество, непосредственное воздействие на участников конфликта самого конфликтолога, организация рефлексий, управление ходом урегулирования и разбирательством конфликта. 1) Конфликтологическое консультирование оказание помощи руководителю (заказчику) в урегулировании и разрешении Д. к., сотрудничество консультанта и заказчика, обучении правильным действиям. 2) Посредничество - активное использование для благоприятного урегулирования конфликта третьей стороны, занимающей: а) строго нейтральную, непредвзятую позицию посредника; б) осуществляющей в зависимости от ситуации выбор разных вариантов разрешения Д. к. (посреднический арбитраж, согласительная процедура, публичное примирение, челночная процедура, процедура содействия). Последовательность осн. посреднических действий: 1) фиксация целесообразности и полезности посредничества для конфликтующих сторон, 2) ознакомление сторон с ролью посредника, объяснение его функций и достижение согласия о правилах взаимодействия сторон, ведения переговоров (задача: решить проблему без обвинений, без оправданий, не прерывая друг друга, говоря только правду), 3) выслушивание сторон и оказание им помощи в понимании друг друга, 4) оказание помощи сторонам в разрешении проблемы, 5) фиксация и оформление договоренности между сторонами. Важно не путать посреднические услуги с консультативной помощью, держаться на нейтральной позиции, не скатываться на защиту интересов одной из сторон. Лит.: Пономарев И. Б., Трубочкин В. П. Практическая конфликтология. М., 1996. В. П. Трубочкин

ДЕЛОВОЙ КОНФЛИКТ: ТЕХНИКИ ПЕРЕГОВОРОВ

Технол. последовательность переговорных действий может также рассматриваться как общая модель техник переговоров (Т. п.) применительно к разл. типам конфликтных ситуаций в работе. Выделяются этапы и детали Т. п.: 1) Техника подготовки к переговорам: а) определяются свои интересы (потребности, желания, заботы, страхи), трудноуловимые мотивы, проясняется их смысл и дается ответ в том, почему нужно вступить в переговоры; б) формулируются цели и позиция; в) продумывается тактика и варианты ведения переговоров; выбирается время, место, условия (конфиденциально, в присутствии третьих лиц и др.); предварительно договариваются о встрече или используются ситуативно-благоприятные возможности. 2) Техника начала переговоров: а) первоначальный контакт и благоприятные условия для переговоров; б) «отделение» человека от проблемы; твердость в отношении обсуждаемого вопроса; в) договор о правилах (быть взаимно конструктивными, избегать уловок и силового давления и др.). 3) Техника ведения переговорного диалога: а) говорить коротко, ясно, конкретно; б) не говорить «но», говорить «да, … и», признавая взгляды оппонента; в) делаются «Я-утверждения», а не «Ты (вы)-утверждения»; излагая свои взгляды, говорить о себе, а не об оппоненте и его недостатках; г) задавать себе проблемно ориентированные вопросы, формулировать открытые вопросы и т. д.; д) использовать в диалоге жесты примирения, 4) Техника выхода на совмест. решение: а) подумать о ресурсах решения проблемы; б) вовлекать оппонента в процесс выработки совмест. решения; в) для облегчения переговоров раздробить проблему на мелкие части и решать их по отдельности; г) наращивать согласие: говорить «да» как можно чаще, не делая серьезных уступок, поддерживать любое встречное «да»; д) помогать партнеру удовлетворять его неучтенные интересы (безопасности, признании, принадлежности к какой-то группе, самоутверждении); е) стремиться зафиксировать и оформить договоренность, четко сформулировав осн. моменты, по к-рым достигнуто соглашение и к-рые составляют суть решения проблемы; ж) помогать партнеру сохранить «лицо», его самооценку и достоинство. Лит.: Пономарев И. Б., Трубочкин В. П. Практическая конфликтология. М., 1996. В. П. Трубочкин

ДЕЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ

Деловые отношения в организации - выступают как взаимоотношения, определяют сущность и психол. содержание деловых контактов работников, ориентированных на согласование действий и поступков. Они регулируются распределением прав, обязанностей и ответственности между подразделениями, руководителями и отдельными сотрудниками, определяющим во многом и психологию организации их деятельности и взаимодействия. Непосредственные Д. о. в о., «контакт лицом к лицу», ограничены ближайшим должностным окружением, работниками конкретного подразделения. Развитие Д. о. в о. ведет к формированию опр. сети отношений каждого работника. Сеть Д. о. в о. - совокупность сознательных, избирательных связей работника с разл. элементами жизни и профессиональной деятельности, совокупность интересов, предпочтений и критериев эффективности в организационном поведении. В широком смысле деловые отношения (Д. о.) представляют собой сеть специфических психол. связей между сотрудниками в процессе совмест. труда. При проектировании Д. о. в о. руководствуются рядом принципов: а) единство целей предполагает их согласование, достижение взаимопонимания и целенаправленности во взаимодействии работников; б) ответственность работников за выполнение своих должностных обязанностей; в) согласование прав и ответственности; г) разделение труда в соответствии с должностными обязанностями и целями, поставленными перед каждым работником; д) делегирование полномочий. Эффективность формирования Д. о. зависит от следования ряду рабочих правил: 1) обоснованно сочетать в Д. о. нормативно предписанные действия и самоорганизацию работников; 2) обеспечивать личностно-профессиональное развитие работников с учетом перспектив их деятельности и жизни в коллективе; 3) стимулировать заинтересованность работников в организационной деятельности и повышении профессионализма; 4) учитывать степень психол. совместимости при организационной расстановке кадров; 5) принимать во внимание психол. уровень развития профессионального коллектива; 6) обеспечивать приоритет общеорганизационных целей перед целями отдельных работников; 7) при нормировании труда, определении объема обязанностей работника ориентироваться на его психол. и физич. возможности, уровень профессиональной подготовки. От качества Д. о. в о. зависят согласованность взаимодействия в организации, эффект совмест. деятельности. Лит.: Папкин А. И. Основы практического менеджмента. Учеб. пособие для вузов. М., 2000; Он же. Психология организационных отношений: методология, теория, практика. Монография. М., 1990. А. И. Папкин

ДЕЛОВЫЕ СЛУЖБЫ

Деловые службы - нацелены на достижение единой направленности и согласованности деятельности всех элементов организационной системы (отдельных работников, служб и подразделений), на достижение деловых и профессиональных целей организации. Осн. организационно-психол. факторы, обеспечивающие должное взаимоотношение и взаимодействие Д. с.: 1) правильное и четкое определение целей, задач, обязанностей, ответственности; 2) введение взаимосвязанных критериев оценки эффективности деятельности структурных подразделений и служб; 3) обеспечение равномерной служебной нагрузки на работников разл. служб и подразделений; 4) введение стимулирующей взаимодействие системы материального и морального стимулирования; 5) обеспечение равно высокой организационной и управленческой подготовленности сотрудников, 6) недопущение в работе с персоналом проявлений функц. эгоцентризма (эгоизм - стремление к достижению узкогрупповых целей при забвении общих целей профессиональной деятельности), эгоистического стремления получить односторонние выгоды и преимущества в правах, обязанностях, обеспечении, а также таких отрицательных личных качеств у руководителей служб, как карьеризм, угодничество, подобострастие, стремление к доминированию, агрессивность и др., затрудняющих установление деловых взаимоотношений с др. службами. Лит.: Папкин А. И. Основы практического менеджмента. Учеб. пособие для вузов. М., 2000. А. И. Папкин

ДЕМОНСТРАЦИИ У ЖИВОТНЫХ

Демонстрации у животных - двигательные паттерны, вовлеченные в коммуникацию животных, в значительной степени генетически детерминированные и характерные для каждого вида. Демонстрации - результат процесса ритуализации. Демонстрации отличаются стереотипностью, выразительностью, преувеличенным характером исполнения, фиксированностью движений. Благодаря этому они выделяются как дискретные поведенческие структуры, позволяющие партнерам распознавать их как сигналы на фоне несигнальной активности и адекватным образом реагировать. Исследования последних лет показали, что у самых разных видов животных с разл. внутригрупповой организацией стержневым событием процессов общения является обмен информацией. Ритуализованные демонстрации и представляют собой те структуры, функция к-рых в процессе коммуникации - перенос четко отграниченных порций информации от одного животного к другому и обратно (В. С. Фридман). Демонстрации, функционирующие как сигналы, участвующие в коммуникации, описанные, напр., у манящих крабов, у разных видов рыб, ящериц, птиц и млекопитающих. Н. Н. Мешкова

ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ

Деперсонализация (лат. de- приставка со значением отсутствия, уничтожения и persona - личность) - 1) тенденция индивида определять себя как представителя конкретной социальной категории; 2) в экзистенциальной психологии термин используется для характеристики чувства потери себя или личностной идентификации, не подразумевает патологии; 3) в психиатрии это эмоциональное расстройство, при к-ром отмечается потеря связи с действительностью, дереализация, сопровождаемая чувством отчужденности и нереальности переживаемого опыта. Для того чтобы в последнем случае подчеркнуть психопатологическое расстройство, используется термин невроз деперсонализации. Д., как патологическое состояние, вызывается экзогенными либо эндогенными факторами. Возникновению Д. могут способствовать эмоциональное перенапряжение, органические поражения центральной нервной системы, интоксикации и т. д., а также психич. заболевания. Вероятность Д. в большой степени зависит от разл. особенностей личности (инфантилизм, шизоидная личность, склонность к постоянному самоанализу и т. д.). Деиндивидуация - состояние, находясь в к-ром человек теряет представление о самом себе как отдельной личности. При этом привычное для него О. с близкими нарушается. Дереализация - изменение восприятия человеком окружающей среды с ощущением того, что он каким-то образом потерял с ней контакт, потерял контакт с людьми (чувство нереальности происходящего). Д. обычно является составной частью деперсонализации. В отличие от галлюцинации при Д. может сохраняться адекватная оценка происходящего. В патологических случаях Д. наблюдается при нек-рых психич. заболеваниях (шизофрения, эпилепсия), сосудис тых заболеваниях, опухолях и травмах головного мозга и др., а также часто возникает при наркотических интоксикациях, передозировке нек-рых фармакологических препаратов (барбитураты) и т. д. Лит.: Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. М., 1993; Клиническая психология. Словарь… М., 2006; Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. М.: 1987. Н. Д. Творогова

ДЕСТРУКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ

Деструктивное общение - формы и особенности контактов, к-рые пагубно сказываются на личности партнеров и осложняют взаимоотношения. Деструктивное воздействие затрагивает глубинные характеристики О. и личности, вызывает длительные изменения в личности и самочувствии партнеров по О. Примерами такого рода контактов служат манипулятивное О., авторитарный стиль, поведение, вызванное патологической ревностью, завистью, нарциссизмом. Деструктивным характером может обладать молчание, принимающее форму наказания партнера, а также умолчание. В основе Д. о. может лежать немало личностных черт: лицемерие, хитрость, склонность к клевете, мстительность, язвительность, цинизм, ханжество и т. д. Такое О. не обязательно преследует личную материальную выгоду. Оно может руководствоваться неосознаваемыми мотивами самоутверждения, злорадства, мести, соперничества и т. д. Существуют виды Д. о., характерные для опр. специфической среды, - напр., т. наз. криминогенное О. Изучаются также корыстное О. (вранье, обман, ложь), агрессивно-конфликтное взаимодействие (агрессивное поведение, мстительность, враждебность, попреки и угрозы, обиды, ссоры, критика, зависть, хамство, садомазохизм). Лит.: Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1996; Знаков В. В. Психология понимания правды. СПб., 1999; Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001. В. Н. Куницына

ДЕТЕКТОР ЛЖИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

Детектор лжи психологический - условное название способа оценки искренности-неискренности говорящего по комплексу слуховых и визуальных оценок его невербального поведения. Предложенный новый метод оценки искренности-неискренности теоретически опирается на системный подход, теорию функц. систем, исследования по социальной перцепции человека, а также на проведенные экспериментально-теорет. исследования психол. природы невербальной коммуникации. Осн. положения концепции распознавания искренности - неискренности говорящего: 1. В процессе О. говорящий передает коммуниканту огромные потоки информации, кодируемой как вербальными (слово), так и невербальными средствами (интонация, жест, поза, мимика). Традиционные попытки обнаружить признаки искренности-неискренности в вербальном канале речевого потока, казалось бы, наиболее информативном (семантика, логика слов), на самом деле не обеспечивают должной надежности, ввиду высокой подконтрольности речи сознанию (по причине коркового представительства речевых центров), подверженности фактору социальной желательности и т. п. «Слова даны нам, чтобы скрывать наши мысли», - считал Талейран. 2. Более эффективен поиск признаков искренностинеискренности в невербальных компонентах речевого поведения говорящего, поскольку интонация, жест, поза и мимика менее подконтрольны сознанию, и часто предательски выдают то, что сознательно пытается скрыть говорящий. Однако чрезвычайная многочисленность невербальных признаков искренности-неискренности, их вариабельность, мимолетность, индивидуальность, а часто и противоречивость не позволяют исследователям выделить нечто главное и надежное. 3. Целесообразен поиск признаков искренности-неискренности не в описании отдельных изолированных элементов невербального поведения, а в их взаимосвязи, точнее, степени их соответствия или несоответствия друг другу, т. е. конгруэнтности по критерию экспрессивной значимости при выражении любых эмоционально-психол. свойств и состояний говорящего. 4. Обозначены 3 вида такого рода соответствия: а) между разными модальностями невербального поведения: интонационно-тембровыми особенностями речи, с одн. стор., и жестом, позой, мимикой, с др. стор. (межмодальное соответствие); б) между разными формами невербального поведения в пределах одной модальности, напр., между особенностями мимики и жестикуляции и т. п. (внутримодальное соответствие); в) соответствие всего комплекса невербального поведения смыслу слова. 5. У искренно говорящего непроизвольно формируется гармонически согласованный, т. е. конгруэнтный, комплекс межмодальных и внутримодальных элементов невербального поведения (функц. система по Анохину): интонация голоса - жест, поза, мимика соответствуют друг другу по экспрессивной значимости. А у неискренно говорящего, сознательно лгущего и озабоченного имитацией искренности происходит рассогласование указанных признаков и нарушение их конгруэнтности (интонация голоса может противоречить тому, что выражает мимика и т. п.). 6) Экспериментально установлено, что искренность говорящего оценивается наблюдателем тем выше, чем больше степень соответствия между собой указанных невербальных элементов по балльным оценкам их экспрессивной значимости, вычисленная методом корреляции; и наоборот, тем ниже, чем меньше их конгруэнтность. Т. о., данный коэффициент соответствия выступает для эксперта-наблюдателя в кач. своеобразного психофизиол. показателя искренности-неискренности говорящего - т. е. Д. л. п. (термин впервые предложен Морозовым). Есть основания полагать, что у каждого человека имеется такого рода более или менее развитый Д. л. п., основанный на способности к оценке искренности-неискренности по степени соответствия экспрессивной значимости разл. элементов невербального поведения говорящего. Лит.: Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982; Варламов В. А. Детектор лжи. М., 2004; Морозов В. П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. М., 1998; Экман П. Психология лжи. СПб., 2000. В. П. Морозов

ДЕФЕКТНОЕ ОБЩЕНИЕ

Дефектное общение - это относительно неполноценное О., к-рое в меньшей степени проявляется в деловых контактах, но мешает установлению искренности, доверительности, легкости и человеческой близости в неформальном межличностном О. Дефекты О. - это помехи, создаваемые человеком, обладающим опр. личностными свойствами, в т. ч. - эгоцентризм и эгоизм, невоспитанность и бестактность, морализаторство и деспотичность и т. д.). Дефекты О. выражаются в свернутости контактов и содержательной стороны О., непреднамеренном искажении истинных мотивов собеседника, снижении успешности О. и удовлетворенности О. со стороны партнера. Однако они не затрагивают глубинных характеристик О. и личности. Менее существенные дефекты О. касаются не его содержательной стороны, а сопровождающей его экспрессии, являются следствием недостаточной коммуникативной умелости и вызывают легкое раздражение или недоумение собеседника. Одной из причин появления дефектов неформального О. может служить чрезмерная интенсивность делового О., к-рая истощает нервную систему, исчерпывает потребность в неформальных контактах и сужает пространство и время, отведенное на О. вне работы. Развитие у субъекта психол. защиты неизбежно делает О. дефектным и по содержанию, и по способам взаимодействия, и по конечным результатам этого взаимодействия. Сильное развитие психол. защиты всегда препятствует норм. человеческому О., воздвигает психол. барьеры между людьми. Дефекты в О. могут появляться вследствие длительной принудительной или добровольной изоляции человека, наличия опр. личностных свойств у партнеров по О. Дефекты О. тесно связаны с акцентуациями характера. Лит.: Куницына В. Н. Психологические последствия интенсивного профессионального общения. Мышление и общение в конкретных видах практической деятельности. Ярославль, 1984; Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001 В. Н. Куницына

ДЕФИЦИТНОЕ ОБЩЕНИЕ

Дефицитное общение - О., имеющее дефицит доверительных, близких отношений, приводящее к тяжелому чувству потери связи с людьми, к психол. одиночеству. Речь идет о том одиночестве, к-рое человек испытывает, находясь в компании или в семье, к-рое он «носит с собой». Такое понимание психол. одиночества предполагает наличие специфического синдрома личностных свойств одинокого человека. Синдром затрудняет О., препятствует установлению полноценных контактов доверительного О., формирует тип самовосприятия и приводит к ощущению надрыва, душевного нездоровья. Наиболее часто с одиночеством ассоциируются такие эмоциональные состояния, как отчаяние, тоска, депрессия, жалость к себе, невыносимая скука. Переживаемое острое чувство одиночества - эпизодически острое ощущение беспокойства и напряжения, связанное со стремлением иметь дружеские или интимные отношения (Вейс, 1989). Большую роль в возникновении чувства одиночества играет застенчивость и невозможность адаптироваться. Отчужденность проявляется как чувство бессилия перед повседневными проблемами, охлаждение и разрыв с ближайшим окружением, выпадение из социальных связей. Это состояние сопровождается апатией и аполитичностью, отказом от дружеского О., недоверием к искренности и бескорыстности людей. Отчужденность как переживаемое чувство и состояние превращается в отчуждение от реальных людей, их забот и жизни. Отчужденный не принадлежит группе, его социальные связи нарушены. Стержнем отчужденности является аномия, к-рая определяется как состояние дезорганизации личности, возникающее в результате ее дезориентации. Причиной такой дезориентации может быть социальная ситуация, в к-рой имеет место конфликт норм и личность сталкивается с противоречивыми требованиями, либо ситуация отсутствия норм. Аномия формирует чувство бесцельного существования, бессилия, чувство собственной ничтожности, делает человека обособленным, отъединенным, ослабляет чувство ответственности. Лит.: Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001; Лабиринты одиночества. М., 1996; Мискарян К. Сто лиц одиночества. М., 1996. В. Н. Куницына

ДЕФОРМАЦИИ ОБЩЕНИЯ У БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛИЗМОМ И НАРКОМАНИЯМИ

Злоупотребление психоактивными веществами (ПАВ), включая алкоголь, сопровождается деформациями О., к-рые зависят от длительности злоупотребления и имеют этапное прогрессирование (Бехтель, 1986). На 1-м этапе преобладает субъективное облегчение О.: создается иллюзия, что ПАВ улучшает эффективность взаимодействия, устраняет психол. задержки, нивелирует исходное эмоциональное состояние, делает О. эмоционально насыщенным. ПАВ здесь выступает как условие удовлетворения потребности в О. На 2-м этапе полноценное О. становится невозможным, трансформируется его процесс, вырабатывается стереотипная форма О. О. теряет свое качественное многообразие, разл. его формы и варианты начинают один за другим отпадать, уступая место одному, принятому данной личностью. На 3-м, заключительном, этапе потребность в О. угасает. Прием ПАВ из условия становится самостоятельным и даже доминирующим (смыслообразующим) мотивом поведения. Этому соответствует изменение круга О. Из взаимодействия выпадают лица, не употребляющие ПАВ, т. к. человек предпочитает общаться с теми людьми, чей внутр. мир наиболее близок его самосознанию. В большинстве случаев злоупотребление алкоголем, наркотическими и токсическими средствами начинается в подростковом возрасте. Инициация этого злоупотребления связана с деформациями социальной перцепции в процессе О. с лицами, группой лиц (в т. ч. в семье, в к-рой имеются родственники, злоупотребляющие алкоголем, наркотиками), уже имеющих опыт употребления психоактивных веществ (ПАВ). У подростков, употребляющих наркотики, нарушается интерперсональное О. с отцом, матерью, О. в своей семье, деформируется отношение ко всем людям в целом (Буш, Каронна, Спратт, Бигби, 1998). При большой продолжительности алкогольной или наркотической зависимости больной подросток устанавливает эмоциональные отношения, связи не с др. людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями. Эмоциональные отношения с людьми теряют для него свою значимость, становятся поверхностными; к глубоким положительным отношениям он уже не способен, поэтому избегает ситуаций, связанных с ними. Наркологический больной утрачивают способность ставить себя на место партнера, сопереживать ему, представлять, каким воспринимают его окружающие (нарушение идентификации, эмпатии, рефлексии) (Короленко, 1991). Уровень конфликтности повышается, распространяется на все сферы отношений. Круг лиц привычного О. все больше суживается и часто исчерпывается своей алкогольной или наркотической группой. Такой подросток склонен к сокращению дистанции межличностного О. с наиболее значимыми для себя представителями микросоциальной среды (Сирота, 2001). Как подростки, так и взрослые люди, злоупотребляющие наркотическими веществами, в О. склонны использовать методы самозащиты, к-рые дают им возможность «не замечать» существующих проблем. При «отрицании» они ведут себя так, как будто проблемы не существует, и отрицают тот факт, что употребление наркотиков вышло из-под их контроля. В тех случаях, если даже злоупотребление наркотиками и признается проблемой, то его важность недооценивается, поскольку находятся разл. оправдания. Люди, злоупотребляющие алкоголем, наркотиками, используют специфичный сленг, с помощью к-рого они «кодируют» запрещенные предметы, вещества, активности и отношения, связанные с алкоголизацией, наркотизацией. Лит.: Жариков Н. М., Тюльпин Ю. Г. Психиатрия. М., 2000 ; Менделевич В. Д. Наркозависимость и коморбидные расстройства поведения. М., 2003. Д. В. Семенов

ДЕЦЕНТРАЦИЯ

Децентрация (от лат. de- приставка, означающая удаление, отмену, и centrum - центр круга, средоточие) - один из фундаментальных механизмов психики, к-рый позволяет человеку иначе посмотреть на ситуацию или систему определенных отношений. В генетической эпистемологии Ж. Пиаже термин Д. определяется как механизм преодоления эгоцентризма и означает преобразование смысла образов, понятий и представлений субъекта путем принятия им в расчет позиций других людей и, следовательно, возможных т. зр. или познавательных перспектив. Д. представляет собой главный механизм преодоления эгоцентризма. Его осн. функция заключается в координации когнитивных, эмоциональных и поведенческих структур взаимодействующих и общающихся людей. Источником Д. выступает непосредственное или интериоризированное О. человека с другими людьми, в ходе к-рого происходит столкновение противоречивых т. зр., позиций, намерений и т. п., побуждающее к преобразованию смыслов образов, представлений, понятий и суждений в собственной познавательной деятельности. Д. связана с развитием воображения, поскольку умение оперировать образами представлений позволяет провести их перегруппировку и изменить перспективу восприятия системы тех или иных отношений. На основе Д. развивается важная для межличностного понимания способность человека представить себя на месте другого. Благодаря механизму Д. становятся возможными социально-психол. рефлексия, опр. формы эмпатии и преодоление ошибок каузальной атрибуции в процессе восприятия и понимания человека человеком. Способность субъекта к Д. развивается по мере приобретения опыта социального взаимодействия и развития мышления. Ж. Пиаже связывал развитие Д. с развитием мыслительных операций обратимости. Показателями Д. личности в процессе социальной перцепции являются величина и адекватность понимания представлений, намерений, позиций, мнений, оценок, отношений, переживаний и т. п., имеющихся у тех, чья позиция субъекта интересует. В онтогенезе уровень развития Д. повышается от детского возраста к зрелости и может снижаться по мере приближения старости. У подростков, в зависимости от значимости для них ситуации взаимодействия и собственного состояния, наблюдается то сильно выраженный эгоцентризм, то хорошая способность к Д. и вместе с ней к учету мнений и т. зр. др. людей. Способность к Д. необходима людям, чья работа связана с О. с др. людьми, а ее результаты бывают успешнее в условиях профессионального взаимодействия и О. нежели в семейно-бытовой сфере. В работах В. А. Недоспасовой, (1972) показано, что первоначальным этапом развития Д. у детей, позволяющим преодолеть эгоцентризм мышления, может являться механизм последовательных центраций, к-рый развивается в условиях специального обучения. У взрослых механизм Д. и способность представить себя на месте другого может побуждаться или блокироваться разными обстоятельствами О. и отношений. В условиях конфликта у большинства людей вместо активизации Д. усиливается эгоцентризм вместе с нежеланием понимать и принимать в расчет специфику отношений и мнения противоположной стороны. Д. зависит от типа взаимодействия. В кооперативном взаимодействии она проявляется слабее, чем в конкурентном взаимодействии. Существенное снижение способности к Д. может служить признаком развивающейся невротизации личности, а ее исходное недостаточное развитие важный фактор в генезисе нек-рых психич. заболеваний, что было показано Г. Шредером на примере О. больных шизофренией. В юношеском возрасте механизм Д. развивается благодаря тренингам, направленным на развитие социально-психол. компетентности и тренингам личностного роста. Лит.: Недоспасова В. А. Развитие рассуждений у детей дошкольного возраста. Сообщение IV. Влияние условной динамической позиции на решение задач с различным содержанием отношений // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1972. № 1; Пашукова Т. И. Децентрация в условиях кооперативного и конкурентного взаимодействия. М., 1985; Флейвелл Дж. Х. Генетическая психология Ж. Пиаже. М., 1967; Schrцder H. Strukturanalyse interpersonдller Fдhigkeiten // Vorwerg M., Schrцder H. Persцnlichkeitspsychologische Grundlagen interpersonalen Verhaltens. Band I. Leipzig, 1980. Т. И. Пашукова

ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ОПОСРЕДСТВОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ: ТЕОРИЯ А. В. ПЕТРОВСКОГО

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница