Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Психология общения. Энциклопедический словарь
Статьи на букву "О" (часть 2, "ОБЩ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 2, "ОБЩ")

ОБЩЕНИЕ В СЛУЖБЕ МОЛОДЕЖНОГО ТЕЛЕФОНА ДОВЕРИЯ

Первая служба доверия была основана в Англии, и инициаторами Межд. федерации службы неотложной помощи по телефону стали члены общества «Самаритян». Они сформулировали принципы работы консультанта, признающие духовное начало в человеке. Рос. служба молодежного телефона доверия возникла в 1990-е гг., опирается на принципы отеч. психол. консультирования, ориентированного на духовное становление личности в условиях рос. социокультурной среды. Для гуманистической психологии характерным принципом является требование не давать оценок собеседнику, а диалог является оценивающим, ценностно ориентированным О. В освоении диалогических принципов для консультанта необходимо осознание реальности духовного Я как в себе, так и в каждом другом человеке. В телефонном разговоре директивная позиция консультанта не способствует духовному контакту: у подростков, напр., это вызывает либо отчуждение, либо протест. Первичным в телефонном диалоге является непосредственный контакт с собеседником, внимание к его собственным запросам. Это способствует тому, что собеседник охотно раскрывает свои более глубокие проблемы, а консультант входит в контекст его внутр. мира и находит с ним общий язык. Тогда самые обыденные и незатейливые вопросы типа: «Где можно подработать?», «Как попасть в клуб поклонников Майкла Джексона?» - могут стать началом диалога, дающего толчок духовному развитию личности. Подростки сравнительно редко обращаются в службу телефона доверия с вопросами экзистенциального характера, - их больше волнуют вопросы взаимоотношений со сверстниками и родителями, сексуальные проблемы, вопросы профессионального выбора и др. Именно в диалоге по любому из этих вопросов выявляется глубинная значимость для подростков духовно-нравственных и мировоззренческих проблем. Для совр. подростка особенно характерно то, что темы, считавшиеся в классическом психоанализе предметов «вытеснения» как постыдные и неприемлемые для сознания, они обсуждают по телефону охотно и с удовольствием; вопросам же духовно-нравственного характера приходится преодолевать внутр. напряжение и тревожность, но их «прорыв» сопровождается радостью открытия нового, жизненно значимого содержания. Выделяются уровни успешного диалога в телефонной консультации: 1) собеседники переживают чувство душевного контакта, радость О., душевный подъем; консультант вместо усталости чувствует «второе дыхание»; 2) между консультантом и консультируемым возникает глубокое взаимное понимание, они находят «общий язык», понимают друг друга с полуслова; 3) собеседники совмест. усилиями находят разрешение психол. проблемы консультируемого; в случае подсказки консультанта собеседник принимает его мысль как свою собственную; 4) в результате диалога с консультантом у собеседника пробуждается осознание своего духовного Я (обычно через понятие совести); происходит встреча и примирение наличного я и духовного Я. Лит.: Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. М., 1991. М. Ю. Колпакова

ОБЩЕНИЕ В СПОРТЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕНИЕ В СРЕДЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

В рамках класса «человек-человек» существуют профессии, О. представителей к-рых характеризуется прямо противоположными описанным выше качествами. Так, специфика «военного О.», существенно отличающая социальную группу военнослужащих (даже в невоенных сферах речевого О.) от др. социальных групп, определяется особенностями социального института военнослужащих, в рамках к-рого строго регламентируются все (речевые и неречевые) действия и существует высокая степень контроля всех сфер жизни, в т. ч. и личной. Типичными жанрами профессионального О. военнослужащих, составляющими ядро его организации, являются рапорт (доклад), инструкция (инструктаж), приказ (приказание). При этом структурно-композиционные и языковые (вербальные и невербальные) особенности профессионального О. военнослужащих имеют официальный статус и закреплены в Уставе Вооруженных сил, к-рый регламентирует речевые действия до мельчайших подробностей. Эта регламентация выражается в установленных формах речевого обращения начальника к подчиненному, формах приветствия, просьбы, представления и прощания, в использовании команды. Упорядоченность, согласованность действий достигается через употребление однозначно понимаемых речевых выражений, что способствует достижению наибольшего успеха при наименьшей затрате сил. Для профессионального О. сотрудников милиции характерны, прежде всего, широта, многоаспектность и конфликтность коммуникаций, а также публичность исполнения профессиональных действий и жесткий социальный контроль за их осуществлением. Лит.: Бодалев А. А. Личность и общение: Избр. психол. тр. М., 1995; Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1997; Потеряхин А. Л. Психология управления. Основы межличностного общения. К., 1999; Селезнева Е. В. Общение как среда для саморазвития личности. М., 2002. Е. В. Селезнева

ОБЩЕНИЕ В УСЛОВИЯХ КРУПНОМАСШТАБНЫХ КРИТИЧЕСКИХ ИНЦИДЕНТОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕНИЕ В УСЛОВИЯХ КРУПНОМАСШТАБНЫХ КРИТИЧЕСКИХ ИНЦИДЕНТОВ: РОЛЬ СМИ

Особую роль в крупномасштабных критических инцидентах (ККИ) играют средства массовой информации. Часто в СМИ преобладает погоня за сенсациями, что способствует гиперболизации и неадекватной оценке ситуации и того, что происходит с людьми. Журналистская деятельность актуализируется на момент прохождения ситуации, т. е. во время ККИ. Новости сообщаются аудитории как отдельные явления с акцентом на их последствия и, как правило, отражается только непосредственное «отрицательно-психотравмирующее» влияние ККИ на индивидов и их окружение. Системное понимание и полный анализ событий критического и экстремального характера встречается крайне редко. Еще реже встречаются сообщения СМИ, построенные с т. зр. превентивности подготовленности и позиции своевременной ликвидации последствий ККИ. Описания и рассказы о ККИ бывают далеки от сути дел и реального контекста, все это усложняет и искажает понимание и процесс совладания с происходящим в условиях ККИ (ПОЗВэнезуела, Фойо, Коста Нето, Гарсиа Мира, Нието, Лосада, Валеро, Сантини, Родригес, Лоренсо). Совр. прикладные исследования О. в условиях ККИ позволили выделить специфические психосоциальные явления, проявляющиеся на психич. уровне в виде травматического переживания (Барангер, Мон, Бениакар, Беристайн, Лоренсо, Лосада, Валеро, Сантини, Нието, Чурчилл). Учет его особенностей требует следования «золотых правил О.», с целью формирования профессиональных психол. отношений при оказании помощи. Учитываются группы риска и наиболее уязвимые места, связанные с потребностями, интересами, личностными смыслами, самооценкой, верованиями, социальными представлениями и т. д. Рекомендовано СМИ и др. службам в условиях ККИ делать акцент на аналитическом и положительно-оптимистическом рассмотрении событий. Важно способствовать культурно-исторической интеграции, давать информацию о ККИ на основе ясного и объективного мат-ла. Лит.: Лоренсо Р. А. Психологические основы международных реабилитационных программ для пострадавших от крупномасштабных инцидентов: Дис. … канд. психол. наук. Харьков, 2000. Р. А. Лоренсо

ОБЩЕНИЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

Общение в экстремальных ситуациях - динамичный, с повышенным характером взаимного влияния процесс, объективно требующий постоянного обращения к психологии отдельных индивидов и группы в целом (особенно к ее нормам и санкциям), умения предвидеть стратегии поведения группы и индивидов. Это порождает очень важную в психол. отношении систему альтернатив при определении оптимального варианта для группы принятия («удара») стрессора: на всю группу или на нaибoлeе сильного, опытного руководителя, или на «новеньких», слабых, психологически незащищенных и т. д., чтобы за их счет выйти из стрессогенной ситуации. Ограниченность по времени еще более усложняет условия принятия решения, благодаря чему раскрываются, выходят на «поверхность» глубинные индивидуальные и групповые свойства. В таких условиях зримо проявляется иерархия взаимоотношений, что отражается в отчетливо выраженной избирательности реакций группы на ошибки индивидов, имеющих разл. статус в структуре личных отношений. И формы, и содержание реакции группы на лиц, допустивших ошибку, опосредуются уровнем социально-психол. зрелости группы и личностными особенностями «виновного». В случае если ошибку совершил член группы, имеющий невысокий статус, диффузные группы проявляют к нему значительную негативную реакцию, к-рая потом адресуется и другим. Возникает групповой конфликт, к-рый часто приводит к полному расстройству коммуникаций и своеобразному «коммуникативному шоку». В высокоразвитых группах проявляется толерантность в ситуациях ошибочных действий; активные попытки приостановить зарождающееся напряжение. Во взаимодействии происходит увеличение актов согласованности поддерживается высокий настрой на деятельность. Лидеры ищут оптимальный вариант организации совместной деятельности и вовлекают в этот поиск др. участников. А. С. Чернышев

ОБЩЕНИЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕНИЕ ВРАЧА С ПАЦИЕНТОМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРИЕМНЫХ

Процесс познания госслужащими сотрудников своих учреждений и посетителей обществ. приемных и их межличностные отношения имеют особенности, отличающие их от др. профессиональных групп, в силу ряда факторов: 1) социокультурная среда, формирующая эталоны и стереотипы, проявляющиеся при познании других; 2) профессиональная группа, в пределах к-рой работает госслужащий; 3) индивидные, личностные и субъектно-деятельностные особенности самого служащего. Успешность О. госслужащих, работающих в обществ. приемных, обеспечивают проницательность, социально-перцептивная и эмоциональная компетентность, обусловливающие адекватное отношение к посетителю. Эмоциональное содержание межличностных отношений и межличностного познания также испытывает на себе влияние особенностей профессиональной деятельности и определяет эффективность взаимодействия человека с др. людьми. Выявлено, что особенности О. госслужащих проявляются в уровне развития эмпатии, самооценки и межличностных отношений в зависимости от возраста и пола. Формирование образа сотрудника и посетителя строится на устоявшихся гендерных и возрастных стереотипах: у ? мужчин наблюдается негативное отношение к женщине-руководителю; формирование образа и понятия о личности как посетителя, так и коллеги происходит в осн. за счет когнитивных механизмов, эмоциональный отклик на др. человека низкий; более молодые сотрудники (20-30 лет) при оценивании коллег и посетителей оперируют понятиями исключительно профессионального характера и описывающими деятельностные характеристики (профессионализм, исполнительность, энергичность), госслужащие более старшего возраста (30-40 лет и старше) в оценках опираются и на особенности межличностных отношений человека и его морально-нравственные качества. Осн. требования к организации межличностных отношений госслужащих сотрудников обществ. приемных: компетентность в О., грамотность, оптимальная эмоциональная близость и высокий уровень заинтересованности в др. людях. Лит.: Бодалев А. А. Социально-перцептивная компетентность в профессиональном общении. М., 1999; Вегерчук И. Э. (Соколовская И. Э.). Социально-перцептивная компетентность госслужащих. М., 1999; Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионализма. М.-Воронеж, 2004. В. А. Радке

ОБЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ: КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНАЯ

Общение государственных служащих: компетентность социально-перцептивная - рассматривается как способность и подготовленность к овладению процессами и механизмами восприятия, понимания и оценки социальных объектов (др. людей, самих себя, групп, социальных общностей и т. п.) и отношений между ними. В структуре компетентности социально-перцептивной (К. с.-п.) общие, специфические и единичные характеристики во взаимосвязи отражают готовность и подготовленность госслужащего к О. в профессиональной деятельности. При акмеологическом подходе оптимальная модель («портрет») профессионала в управлении связана с такими общими показателями К. с.-п., как профессионализм, мастерство и креативность в профессиональной деятельности, мотивационно-целевая направленность на людей, когнитивный, эмоционально-волевой и оценочный компоненты в структуре его психики, способность учитывать реальные условия и действовать сообразно им. Выделяются и частные критерии оценки К. с.-п. госслужащего: 1) способность системного отражения социальных субъектов и взаимосвязей между ними. Данный критерий выступает мерой полноты и точности определения перцептивных и коммуникативных качеств у себя, у др. людей и определения подготовленности к участию в этих процессах; 2) определение степени адекватности моделирования социально-перцептивной сущности социальных субъектов, т. е. понимания себя и др. людей; 3) объективность отношения госслужащего к социальным субъектам (оценивается его отношение к себе, к людям и их деятельности, к О. и условиям гос. службы, учитываются способы поведения по отношению к себе и окружающим). Все частные критерии в совокупности образуют интегральный критерий оценивания К. с.-п., - он является наиболее общим признаком гармоничного взаимодействия госслужащего с социальными субъектами. Лит.: Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968; Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982; Он же. Социально-перцептивная компетентность в профессиональном общении. М., 1999; Вегерчук И. Э. (Соколовская И. Э.). Социально-перцептивная компетентность госслужащих. М., 1999; Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионализма. М.-Воронеж, 2004. И. Э. Соколовская

ОБЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЭТАЛОНЫ

Профессиональные эталоны (П. э.) выступают как совокупность субъективных представлений человека о качествах, к-рыми должна обладать личность при выполнении той или иной социальной роли. Способность и готовность профессионально общаться и выполнять деятельность в соответствии с должностным статусом определяются совокупностью взаимосвязанных характеристик служащего и его личностно-профессиональных качеств. Взаимосвязи между перцептивными способностями, П. э. и личностно-профессиональными качествами лежат в основе социально-перцептивной компетентности госслужащих в профессиональной деятельности и О. Выявленные наиболее важные перцептивные способности и П. э. для руководителей в системах труда «человек-человек» и «человек - техника» показывают, что их характер существенно зависит от вида деятельности: руководители системы «человек-человек» отдают предпочтение таким перцептивным способностям и П. э., к-рые в последующем определяют их управленческую компетентность, организаторские и лидерские способности, ответственность, уважение к людям, коммуникабельность; руководители системы «человек-техника» отдают предпочтение достижению оптимальной своей включенности в общую систему труда, к-рая определяет знание избранной профессии, трудолюбие, ответственность, мастерство, самостоятельность. При выделении особенных (частных) перцептивных способностей и П. э. респонденты группы «человек-человек» выделяют такие эталоны (образы) как проницательность, наблюдательность, склонность к анализу, прогностичность, мотивированная социальная активность, стремление к доминированию. Представители системы труда «человек-техника» выделяют такие, как профессиональная готовность и подготовленность, осознанность выполняемых действий, системность в действиях, объективность в оценках. Характер выделяемых общих и особенных (частных) перцептивных способностей и П. э. определяется такими факторами: социальный статус, общий стаж работы и профессиональный опыт, сложившийся уклад труда в госструктуре, роль профессионального сообщества, осн. субъектов коллектива. Характер единичного уровня перцептивных способностей и П. э. определяется индивидуальными особенностями госслужащего, направленностью и мотивацией деятельности, О. и личностно-профессионального развития, а также уровнем понимания и принятия им важности развития перцептивных способностей, лично-профессиональных качеств и взаимосвязи между ними. Развитие происходит в процессе деятельности, О. и личностно-профессионального совершенствования, что, влияет на продуктивность профессиональной деятельности и О. Лит.: Бодалев А. А. Социально-перцептивная компетентность в профессиональном общении. М., 1999; Вегерчук И. Э. (Соколовская И. Э.). Социально-перцептивная компетентность госслужащих. М., 1999; Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионализма. М.-Воронеж, 2004. Н. В. Цебрикова

ОБЩЕНИЕ ЗНАКОВОЕ

Общение знаковое - О. с помощью знаков или опосредствованное знаковыми операциональными системами. Психология изучает О. з. в разл. контекстах: развития сознания и самопознания индивидуальности человека, взаимообогащения личности в О., осуществления предметно-знаковой деятельности, самореализации в профессиональном труде, обеспечения социально-знаковой коммуникации и шире - знаково-символической трансляции культуры во взаимодействии с разл. социогуманитарными науками: философией, логикой, методологией, этикой, эстетикой, лингвистикой, этнографией, историей, культурологией, акмеологией, социологией, кибернетикой, информатикой, педагогикой и семиотикой (как, собств., наукой о знаковых системах). Психол. содержание, направленность и способы О. з. в истории общества и культуры (древнеегипетской, китайской, индийской, европейской и т. д.) эволюционировали вместе с развитием социума: от натуральных, естеств.-непосредственых форм (эмоционально-пластических, визуально-перцептивных, акустико-мнемических) самовыражения переживаний и обмена состояниями (чувствами, мыслями, действиями) через вербально-коммуникационные виды речи (устной, письменной, печатно-редактируемой, стихийно-сленговой) и знаково-символические способы трансляции социальных норм до искусств., информационно-операциональных систем, опосредованных техническими носителями кодов (лингвистических, логико-матем., компьютерных и т. п.). Тем самым психич. процессы, составляющие психол. реальность О. з., обслуживают: 1) познание человеком самого себя в процессе самообщения (О. с собой) (путем рефлексивного самосознания собственного Я и самопонимания своей индивидуальности); 2) взаимообогащение личности в процессе О. с др. людьми (путем достижения взаимопонимания), причем как контактно-непосредственного (в актах поведения и взаимодействия), так и дистанционно-опосредоствованного искусств. языками (глухонемых, нейролингвистического и матем. программирования и т. д.); 3) коммуникацию социально взаимодействующих индивидов и трансляцию нормативной информации посредством операционно-технических систем (от азбуки Морзе через шифровальные коды до телекоммуникаций и компьютерной интернет-связи). О. з. реализуется в разл. рода социально-трансляционных системах: от социокультурных коммуникаций и социально-психол. взаимодействий через социально-кооперативную и профессиональнораспределенную деятельность до понятийно-знаниевых компетенций и социотехнических и информационно-телекоммуникационных сетевых комплексов (Интернет, ГЛОНАСС и т. п.). Согласно Е. А. Климову, взаимодействие индивидов в системах «человек - знак» служит основанием для выделения класса профессий, где О. з. является системообразующим в осуществлении профессиональной деятельности. Лит.: Волков А. А. Грамматология. Семиотика письменной речи. М., 1982; Кассирер Э. Философия символических форм: В 3 т. М.-СПб., 2002; Климов Е. А. Профессии. М., 2000; Лосев А. Ф. Философия имени. М., 1990; Швырев В. С., Полторацкий. Знак и деятельность. М., 1970; Щедровицкий Г. П. Знак и деятельность. В 3 т. М., 2006. И. Н. Семенов

ОБЩЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ ПОДХОД Б. Ф. ЛОМОВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕНИЕ И ИСКУССТВО : ЛИЧНОСТЬ РЕЦИПИЕНТА ПРИ ВОСПРИЯТИИ ИСКУССТВА

Общение и искусство : личность реципиента при восприятии искусства - может рассматриваться как объект воздействия массовой культуры, коммерческой литературы и т. д., - т. е. объект воздействия в «искусстве для эмоций», не имеющем иного содержания, кроме того, что представлено в нем «прямым текстом». Тогда как истинное, глубокое, личностное О. носит диалогический характер, и тогда личность будет рассматриваться в кач. субъекта О. с истинным искусством, в к-ром поиск смысла требует выхода за пределы непосредственно изображенного, а изображенное «прямым текстом» выполняет функцию лишь вспомогательных построений, задающих направление поиска для внутренне активной личности. Лит.: Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., Работник просвещения, 1926 ; Он же. Психология искусства 2-е изд. М., 1968; Леонтьев Д. А. Динамика смысловых процессов // Психол. журн., 1997. Т. 18, № 6; Он же. Введение в психологию искусства. М., 1998; Он же. Личность в психологии искусства // Творчество в искусстве - искусство творчества. М., 2000; Лотман Ю. М. Лекции по структуральной поэтике // Лотман Ю. М. и тартуско-московская семиотическая школа М., 1994. Т. Я. Аникеева

ОБЩЕНИЕ И ИСКУССТВО : ТВОРЧЕСКОЕ ВДОХНОВЕНИЕ

Вдохновение - это состояние, связанное с усиленной потребностью личности художника, творца, автора в творческом самовыражении, активизирующее творческий процесс. В этом состоянии повышается энергетичность деятельности, динамика протекания переживаний. Исследователи творческого вдохновения (Т. в.) отмечают, с одн. стор., его непредсказуемость, внезапность, с др. стор., оно является продуктом активного отношения к работе, напряженного умственного труда, иногда - плодом волевых усилий. В целом творческая активность зависит от ряда внеш. и внутр. факторов и детерминирована уровнем развития психич. процессов и свойств личности. Так, Б. М. Теплов связывает проблему Т. в. с проблемой внимания: сосредоточение внимания на главном и отвлечение от несущественного способствует возникновению устойчивых творческих состояний. Своеобразными катализаторами Т. в. и шире, творческой деятельности, служат эмоциональные впечатления, переживания автора, в к-рых находят отражение его индивидуальные и личностные особенности. Для музыкантов-исполнителей увлеченность исполняемой музыкой, стремление к наилучшему воплощению творческого замысла автора являются осн. побудителями состояния Т. в., а также источниками исполнительского волнения. Лит.: Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. М., 1997; Страхов И. В. Психология творчества. Саратов, 1968; Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. Т. Я. Аникеева

ОБЩЕНИЕ И ИСКУССТВО: ДИАЛОГ АВТОРА С АУДИТОРИЕЙ

В художественном восприятии и творчестве, в педагогике искусства О. играет едва ли не ключевую, хотя и неявную роль. Но само понятие О. наполняется здесь особым содержанием, к-рое не тождественно общепсихологическому и отражает своеобразие искусства, художественного освоения мира. Оно является диалогом автора с миром и собственным «творческим Я», опосредованный произведением, диалогом реципиента и целой аудитории (читателей, зрителей, слушателей) с автором, к-рый приобщает и нас к его внутреннему духовно-творческому опыту. Процесс художественного восприятия - это встреча того, кто создает произведение и того, кто его воспринимает. В художественной форме воплощается авторский замысел и «творческого Я» автора, поэтому встреча с произведением (сознается это или нет) всегда становится встречей с его творцом. Автор, со своей стороны, идет навстречу зрителю и делает все, чтобы диалог состоялся, и в его сознании или сверхсознании всегда представлен тот идеальный зритель, слушатель или читатель, к-рый воспримет порождаемые образы, когда они отделятся от своего творца и начнут самост. жизнь. С момента зарождения замысла и до завершения работы автор, осознанно или неосознанно, ведет внутр. диалог с этим идеальным зрителем. Художник создает произведение как максимально выразительную, прозрачную форму, несущую в себе замысел - невербализуемый аккорд идей, чувств, ценностных отношений. А воспринимающий, партнер автора по диалогу, вживается в эту выразительную форму и по оставленным автором вехам «сопорождает», сотворчески восстанавливает, в опр. смысле исполняет авторский замысел. «Диалог с автором» бывает в разной степени осознанным, произвольным и равноправным, но вне его адекватное постижение произведения невозможно. Диалог этот - заочный, опосредованный произведением. Автора как бы нет, за него «говорит» выразительная форма произведения, - только она может подсказать, верно ли понята авторская речь. В этом плане, по А. Ухтомскому, следует преодолевать свой эгоцентризм, вырабатывая «доминанту на другом», на собеседнике - тогда диалог с ним станет реальностью. Стремясь постичь художественное произведение, следует вырабатывать в себе «доминанту на авторе». Но важно помнить, что этот собеседник - не реальный, некогда живший (или живущий) человек с его житейским характером, психол. проблемами, эмпирической биографией, включавшей в себя, в частности, создание картин или сочинение музыки. В нашем заочном диалоге он представлен именно как художник-автор, тот, кто претворил свой жизненный опыт в художественные образы. В то же время острая нехватка переживаний всеединства («коммунитас», по У. Тернеру), испытываемая совр. человеком, зачастую приводит к тому, что О. «по поводу» искусства (или квази- и антиискусства) ведет не к осознанию собственной индивидуальности и не к плодотворному обмену избытком видения общих ценностей, а, напротив, к потере своей идентичности, к растворению в неразличимой, легко управляемой массе, - это выходит за область психологии искусства, переходя в проблематику «психологии толпы», подростковых субкультур или паранауч. массового гипноза и «зомбирования». Эти явления также требуют осмысления и преодоления в культурно-образовательной практике, и осн. путем такого преодоления может стать положительно мотивированное О. в сфере искусства. Лит.: Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979; Мелик-Пашаев А. А. Мир художника. М., 2000; Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепьянной игры. М., 1982; Паустовский К. Г. Золотая роза. М., 1980; Ухтомский А. А. Письма // Пути в незнаемое. Писатели рассказывают о науке. М., 1973. А. А. Мелик-Пашаев

ОБЩЕНИЕ И ИСКУССТВО: ИСКУССТВО КАК ОБЩЕНИЕ

Способ О., позволяющий человеку при помощи особой системы «идеальных объектов» реализовать те аспекты своей личности, к-рые не проявляются (как правило) в обычном О., не поддаются непосредственной вербализации, но требуют комплексной психол. активности всей личности человека, когда личность и деятельность выступают в своей целостности. Лит.: Леонтьев А. А. Психология общения. 3-е изд. М., 1999. Т. Я. Аникеева

ОБЩЕНИЕ И ИСКУССТВО: МУЗЫКАЛЬНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ

Эмоции, по мнению большинства исследователей, являются не только «окраской» муз. деятельности, но и цементирующей составляющей переживания музыкантом своей деятельности, координируют регуляцию всех видов этой деятельности, интегрируя эффект влияния мотивов, целей, установок, потребностей, художественных эталонов. Качественные, динамические характеристики музыкального переживания (М. п.) обусловлены ценностными ориентациями, мотивационно-потребностными характеристиками человека как субъекта деятельности. Художественные переживания композитора связаны с интеллектуальными эмоциями, сопровождающими процесс решения творческих задач. Сценические переживания исполнителей, сопровождающиеся часто стрессовыми эмоциями, доминирующую роль играют контролируемые чувства муз. сопереживания. В муз.-перцепт. деятельности слушателя, свободной от технол. моментов, переживание становится подлинно музыкальным - эстетическим. Конгениальность М. п. композитора, исполнителя, слушателя обусловлена единой аксиологической основой искусства звуков, а также свойствами музыкального языка. Б. М. Теплов рассматривал М. п. как своеобразную разновидность эмоционального познания, при этом особенности этого личностного процесса детерминированы не только муз. опытом человека, но и уровнем развития его муз. одаренности. Ядром М. п. являются эмоциональные образы муз. интонации, способной воплотить глубокие переживания и вызвать эмоциональный отклик воспринимающего. Процесс переживания муз. интонации глубоко личностный. Эмоциональные образы муз. интонации являются результатом диалектического взаимодействия внешнего, воплощенного в произведении и в его интерпретации, и внутреннего, связанного с индивидуально-типологическими особенностями личности слушателя, его опытом, муз. культурой. Типичные, закономерные черты, характерные для интонационного словаря каждой эпохи, для конкретной социальной и национ. среды, творчески переосмысливаются слушателем в процессе восприятия и переживания музыки. На начальных этапах слушательского восприятия первичным механизмом М. п. является эмоциональная оценка произведения, с ориентацией на сенсорные качества музыки, на ее свойства, обращенные к слуху. По мере развития операционных механизмов интонационно-образное обобщение, связанное с предметно-эмоциональными, художественными ассоциациями, позволяет обратиться к содержанию музыки, открывающемуся перед слушателем в одной из ее главных функций познавательной. На самом высоком уровне развития М. п. приобретает черты «надситуативности», приобщая субъекта к муз. опыту человечества. Гармоничное участие функц., операционных, мотивационных механизмов обеспечивает идентификацию целостного муз. образа с межкультурными, исторически детерминированными муз. эталонами, сложившимися в художественной практике человечества, что безусловно расширяет возможности индивидуального муз. опыта, открывая человеку новые социально-ценные чувства и идеалы, выраженные в музыке. Выступая на данном уровне - катарсического переживания - прежде всего, в своей воспитательной и психостатической функциях, музыка воздействует на человека во всем многообразии художественных средств и возможностей как эмерджентность, целокупность, тотальность. Лит.: Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. М., 1997; Каган М. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М., 1974; Остроменский В. Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. Киев., 1975; Тарасов Г. С. Психология в художественных вузах. Психол. журн. Т. 5. № 1. 1984; Теплов Б. М. О музыкальном переживании. ПИ РАО (рукопись). Т. Я. Аникеева

ОБЩЕНИЕ И ИСКУССТВО: ОБЩЕНИЕ В ИСКУССТВЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЩЕНИЕ И ИСКУССТВО: ОБЩЕНИЕ ИСКУССТВОМ

Общение и искусство: общение искусством - это смысловое О. с опорой на язык искусства, по определению А. А. Леонтьева. Элементы языка искусства - это «идеальные объекты», к-рые наполняются содержанием. Человек, воспринимающий искусство, также является участником его порождения. Он получает вместе с произведением искусства программу, позволяющую пережить в процессе восприятия то, что было вложено автором в это произведение. Искусство определяется как способ О. А. А. Леонтьев называет предметом психологии искусства: а) проблему развития форм О.; б) проблему общего развития личности под влиянием искусства. Специфика искусства как способа О. состоит в том, что при помощи особой системы «идеальных объектов» человек может реализовать такие аспекты своей личности, к-рые в обычном О. не проявляются. Искусство способно показать человека лучше, чем он есть в данный момент, таким, каким он может стать, раскрыть то в его личности, о чем он сам не знает. По Л. С. Выготскому, «искусство есть социальное в нас», «искусство есть обществ. техника чувства». С. М. Эйзенштейн подчеркивал, что художник «познает объективно вокруг него существующие и аналогичные проявления тех же чувств у других» и «включает это в то познание действительности и реальности, без к-рых не может быть творца или художника». Каждый вид искусства позволяет проявлять особые стороны и аспекты личности в О. Содержание искусства при этом это те обществ. отношения, к-рые выступают для нас не в понятийной форме, а как личные интересы, личное поведение и переживаются каждым из нас как свое, интимное, внутреннее. А. А. Леонтьев выделял 2 взаимосвязанные стороны процесса О. искусством - обществ. развитие личности при помощи искусства и развитие самих форм О. искусством, к-рое тоже идет через личность. Для того чтобы искусство могло развиваться, оно должно быть «пропущено» через человека, человек должен как бы «заговорить» на языке, адекватном искусству. Лит.: Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968; Леонтьев А. А. Прикладная психолингвистика речевого общения и массовой коммуникации / Под ред. А. С. Маркосян, Д. А. Леонтьева, Ю. А. Сорокина. М., 2008; Эйзенштейн С. М. Собр. соч. в 6 т. М., 1964. Н. Л. Карпова, М. М. Данина

ОБЩЕНИЕ И ИСКУССТВО: ПЕРЕЖИВАНИЕ КАТАРСИСА

Общение и искусство: переживание катарсиса - возникает в том случае, если взаимодействие смыслового содержания произведения искусства с личным опытом реципиента приводит к реальным трансформациям последнего. Тогда художественное переживание завершается для реципиента эффектом катарсиса. Преобразование, «очищение» эмоций, в форме к-рого эффект катарсиса переживается субъектом, является отражением процесса глубинной смысловой перестройки, диалектического разрешения на новом уровне внутр. противоречия в смысловой сфере личности. Лит.: Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1926; Выготский Л. С. Психология искусства 2-е изд. М., 1968; Леонтьев Д. А. Динамика смысловых процессов // Психол. журн., 1997. Т. 18, № 6; Он же. Введение в психологию искусства. М., 1998; Он же. Личность в психологии искусства // Творчество в искусстве - искусство творчества. М., 2000; Лотман Ю. М. Лекции по структуральной поэтике // Лотман Ю. М. и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994. Т. Я. Аникеева

ОБЩЕНИЕ И ИСКУССТВО: РОЛЬ ЭМПАТИИ

Общение и искусство: роль эмпатии - Эмпатия (Э.) один из важнейших механизмов художественного сопереживания, суть Э. при О. с произведениями искусства - воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия автора произведения и структурирование мира по его образу. В процессе Э. осуществляется идентификация, т. е. переживание своей тождественности с воспринимаемым, представляемым, воображаемым художественным объектом и заражение его чувствами и переживаниями. Э. как разновидность эмоциональных явлений возникает у человека при восприятии не только целостного художественного произведения, но и может быть вызвана разл. художественными приемами (в музыке - муз. интонацией, муз. образом, в живописи - композицией, колоритом и т. д.). Исследователи подчеркивают важную роль Э. в художественном творчестве, где она проявляется как перевоплощение автора в изображаемый образ или как заражение чувствами др. людей, реальных будущих слушателей, зрителей, читателей создаваемого произведения. Лит.: Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. М., 1997; Готсдинер А. Л. Музыкальная психология М., 1983; Ержемский Г. Л. Законы и парадоксы дирижирования. СПб., 1993. Якобсон П. М. О процессе работы актера над ролью. Известия АПН РСФСР. Вып. 25. М., 1950; Lundin R. W. An Objective Psychology of Music. The Ronald Press Company. N. Y., 1953; Music Perception. Ed. By Jamshed J. Bharucha, founding editor D. Deutsh. Univ. of California Press. An interdisciplinary journal. Т. Я. Аникеева

ОБЩЕНИЕ И ИСКУССТВО: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ, ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Способность читателя, зрителя, слушателя вычерпывать из художественной ткани произведения разл. по глубине и наполненности содержательно-смысловые слои. Эта характеристика отражает общий уровень эстетического развития личности, ее опыт О. с искусством, а также степень творчества, проявляющийся в восприятии искусства. Художественная компетентность (Х. к.) определяет качество эстетического переживания в восприятии искусства. Оно зависит от знаний, когнитивной сложности картины мира реципиента, его способности к восприятию многомерности и альтернативности, от владения реципиентом специфическими «языками» разных видов, стилей и жанров искусства, позволяющих «перевести» содержание языка искусства на язык человеческих эмоций и смыслов. Качество эстетического переживания в восприятии искусства зависит также от степени овладения личностью системой операциональных навыков и умений, определяющих ее способность осуществить адекватную тексту деятельность по ее распредмечиванию. Лит.: Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1926; Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968; Леонтьев Д. А. Динамика смысловых процессов // Психол. журн., 1997. Т. 18, № 6; Он же. Введение в психологию искусства. М., 1998; Он же. Личность в психологии искусства // Творчество в искусстве - искусство творчества. М., 2000; Лотман Ю. М. Лекции по структуральной поэтике // Лотман Ю. М. и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994. Т. Я. Аникеева

ОБЩЕНИЕ И ИСКУССТВО: ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХУДОЖНИКА, ЗРИТЕЛЯ, СЛУШАТЕЛЯ

С психол. стороны один из видов целенаправленной деятельности, к-рая является деятельностью О., поскольку предполагает в кач. обязательного условия актуализацию социальных отношений в процессе воздействия на др. людей и взаимодействия с ними. Через О. искусством осуществляется актуализация и развитие личности, ее мотивационной, эмоционально-волевой, этической стороны. Искусство может быть названо своеобразным «полигоном», на к-ром «люди учатся быть людьми». Лит.: Леонтьев А. А. Психология общения. 3-е изд. М., 1999. Т. Я. Аникеева

ОБЩЕНИЕ И МЫШЛЕНИЕ

Мышление (М.) у человека в высших своих проявлениях (социальное познание, рефлексия, прогнозирование, словесно-логическое и др.) формируется и развивается только в О. Социальными являются и любые формы О. (не только диалог или полилог, что очевидно, но и монолог). Любая познавательная деятельность у человека - совместная, индивидуальная всегда социальна; она осуществляется на разл. уровнях О. Как отмечал А. В. Брушлинский, разные уровни и виды познания (напр., постановка и решение задачи одним человеком или группой людей) отличаются друг от друга вовсе не тем, что одни из них социальны и потому связаны с О., а другие не социальны. Отличие между ними всегда социальными - состоит прежде всего в том, что О. играет соответственно разную роль в осуществлении тех или иных форм познавательной деятельности. Если в некрых технических науках и в теории информации как теории передачи (кодирования, преобразования и т. д.) уже имеющейся, готовой информации проблема ее возникновения либо не является центральной, либо правомерно игнорируется, то для психол. науки наиболее существенно именно возникновение в процессе М. добывание, создание, «вычерпывание» из объекта новой и все увеличивающейся информации, т. е. новых знаний о свойствах и взаимоотношениях познаваемых предметов. Иначе М. как деятельность и как процесс просто невозможно. М. потому и выступает в кач. процесса, что оно есть непрерывное взаимодействие человека с объектом. На любом уровне взаимодействия человека с миром сохраняется неразрывная связь обоих типов соотношений: субъект-субъектных и субъект-объектных, но на каждом уровне эти 2 соотношения выступают по-разному. Это характеризует неразрывную взаимосвязь между О. и М., поскольку последнее объективно является деятельностью субъекта (т. е. человечества в целом и внутри него разл. групп и индивидов). Единство М. и О. особо ярко проявляется в диалогическом О., к-рое возможно только в том случае, когда его участники включаются в общую аналитико-синтетическую деятельность, в частности, при коллективном решении мыслительных задач. Как показывают исследования, конкретно такое взаимодействие выражается в том, что каждый аналитико-синтетический шаг, сделанный одним из партнеров и сообщаемый им, синтезируется также и вторым, и результат этого синтеза включается ими обоими в дальнейшую мыслительную деятельность. Анализ через синтез является осн. механизмом, обеспечивающим не только познавательное взаимодействие каждого индивидуального субъекта с объектом, но и процессуальную сторону познавательного субъект-субъектного взаимодействия индивидов в условиях диалога. Иными словами, он является осн. механизмом, обеспечивающим диалогическое решение мыслительных задач. Прогнозирование в условиях непосредственного О., в случае коммуникативного взаимодействия субъектов (диалога), выполняя функцию побуждения к совместному решению задачи, также может выполнять функцию побуждения субъектов к развитию общего направления решения. В ходе диалогического решения мыслительной задачи возникает и специфическая рефлексия, детерминированная условиями диалога. Она отличается от рефлексии как функции роли или позиции испытуемого в группе и рефлексии, целенаправленно вызываемой специально подобранными вопросами экспериментатора в формирующем диалоге с испытуемым, и прямо вытекает из диалогического О. испытуемых на основе взаимодействия их аналитикосинтетических процессов. Лит.: Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 1983; Брушлинский А. В., Поликарпов В. А. Мышление и общение. Самара, 1999; Кучинский Г. М. Диалог и мышление. Минск, 1983; Ломов Б. Ф. Психические процессы и общение // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975; Мышление: процесс, деятельность, общение. М., 1982. Н. Л. Карпова, М. М. Данина

ОБЩЕНИЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

О. и познавательная деятельность являются важнейшими процессами в жизнедеятельности человека. Среди всех прочих объектов познания человек занимает особое место, поскольку сам является субъектом и личностью. Предметом познания выступают не физич. характеристики человека, а его субъектная и личностная сущность, онтологическая природа к-рой абсолютно непонятна и недоступна для естеств.-науч. анализа. Любые попытки представить человека как объект автоматически исключают возможность познания его как субъекта и как личность. Из этого следует, что познание человека человеком является психол. по содержанию. По своей сущности оно воссоздает не предметную, а субъективную и личностную реальность и подчинено не физич., а психол. законам. В этом заключается одна из осн. особенностей соответствующих познавательных процессов: восприятия, мышления, воображения и памяти. Важную роль в процессах межличностного познания играют специфические приемы и механизмы, не характерные для познания предметного мира и даже неуместные там : эмпатия, идентификация, рефлексия и др. Уникальность каждого человека существенно ограничивает возможность использования в его познании стереотипных схем и алгоритмов, что типично для познания предметов: знания о др. людях постоянно устаревают и требуют обновления, поэтому процесс межличностного познания бесконечен. Генетические корни межличностного познания и его диалогичность обнаруживается с помощью анализа психол. понятий, напр., отзывчивость, внимательность, упрямство, бессердечность и т. п. Все они имплицитно несут присутствие и участие другого как субъекта О. и познания: отзывчивый - по отношению к другому, внимательный - к другому и т. д. Психич. процессы, принимающие участие в межличностном познании, имеют собственную динамику возрастного развития, отличную от динамики развития процессов предметного познания. Межличностное познание носит активный характер, оно всегда подчинено целям и задачам субъекта, к-рые заставляют его вступать в О. с тем или иным человеком. При этом своими реальными актами О. (содействиями) он актуализирует в партнере те стороны его внутр. психол. облика, к-рые имеют прямое отношение к достижению поставленной цели. Участвующие в познании др. человека психич. процессы характеризуются повышенной зависимостью от потребностно-мотивационной и эмоциональной сферы субъекта. Межличностное познание отличается также повышенным эгоцентризмом, к-рый выражается в склонности субъекта абсолютизировать собственное мнение о ком-либо и приписывать его другим. Объектом межличностного познания могут быть не только др. люди, но и сам субъект. Соответствующие психич. процессы представляются неотъемлемой частью самосознания и личности. Человек должен постоянно воспринимать, помнить, понимать, проектировать, контролировать и оценивать себя. Здесь обнаруживаются др. специфические приемы и механизмы межличностного познания, напр. интроспекция, защитные механизмы. Лит.: Андреева Г. М. Психология социального познания. Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2000 ; Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982; Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. В 2 т. М., 1993; Романов К. М. Психологическая культура человека: теоретические основы и методика формирования. М., 2007. К. М. Романов

ОБЩЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Общение интернет-зависимых пользователей - компенсаторно-суррогатное О., характеризующееся своеобразным симптомокомплексом, включающим алекситимию, снижение коммуникативных способностей, особый тип межличностных отношений (условно названный «независимо-доминирующим»). Алекситимия клинически проявляется, гл. о., в неспособности дифференцировать свои эмоции и, как следствие, в невозможности выражать свои чувства словами. У интернет-зависимого нарушен эмоциональный компонент О. и в виде снижения эмпатических способностей из-за неумения считывать эмоции партнера по О. (Бодалев, 1982). Им в целом не свойственно обращать внимание на эмоциональное состояние партнера; они не концентрируют свое внимание на этой составляющей его образа. Снижены также способности распознавать эмоциональное состояние партнера по О. по невербальным признакам (не искажены, а именно снижены): снижена точность считывания эмоций, способность понимать невербальный язык собеседника. Это касается как положительных, так и отрицательных эмоций, причем как базовых (ужас, гнев, удовольствие), так и более тонких эмоциональных состояний (досада, гордость). Для интернет-зависимых пользователей характерен дефицит развития коммуникативных умений, что проявляется в низкой способности слушать и слышать собеседника, нетерпимости к высказываниям партнера по О., неспособности создавать ситуации, в к-рых партнер имел бы возможность высказать собственную позицию. «Независимо-доминирующий» тип межличностных отношений выражается в преобладании тенденции к доминированию, ориентации только на собственное мнение, нетерпимости к критике, эгоцентричности, сниженной эмоциональности, обособленности и замкнутости в отношениях. Эти черты сочетаются с уверенностью в себе, настойчивостью, завышенным уровнем притязаний, быстротой принятия решений, творческим и в то же время реалистичным мышлением. Интернет-зависимые в большинстве своем не ориентируются при взаимодействии с партнером по О. на то, чтобы собеседник понял их как можно лучше, что в целом свойственно эгоцентричному стилю межличностных отношений интернет-зависимых. При описанных выше характеристиках О. трудно найти и удержать собеседника в реальной жизни. Видимо, поэтому компенсаторно О. все больше привязывается к Интернету, где не нужно удерживать конкретного партнера (можно найти другого), поддерживается ощущение безопасности из-за снижения психол. рисков естественного О. (напр., страха быть отвергнутым, к-рый, возможно, подавляется, не допускается до сознания). Лит.: Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982; Теперик Р. Ф., Жукова М. А. Особенности общения Интернет-зависимых пользователей // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / Ред.-сост. А. Е. Войскунский. М., 2009. Р. Ф. Теперик, М. А. Жукова

ОБЩЕНИЕ КАК ЛЕЧЕБНЫЙ ФАКТОР

Общение как лечебный фактор - использование механизмов и разл. форм О. для профилактики и преодоления отклонений в психич. функционировании и личности субъекта. Использование О. как лечебного фактора имеет 2 осн. аспекта: 1) групповые формы психол. профилактики при внебольничной психол. помощи и 2) групповые формы психол. коррекции в медицинской практике. Групповая и индивидуальная психопрофилактическая работа находит в последние годы все более широкое применение в самых разл. формах внебольничной помощи: группы социально-психол. тренинга, деловые и организационноуправленческие игры, клубы, группы и вечера О., семейная психотерапия, игровая психол. коррекция О. «проблемных» дошкольников и школьников, психол. консультации, телефон доверия и др. Все эти формы деятельности ставят задачу воспитующего и духовно развивающего О. через формирование и развитие навыков диалогического открытого, аутентичного и адекватного ситуации О., а также коррекции стихийно сложившихся неэффективных и неадекватных способов и форм О. В групповой психопрофилактической работе используются разные виды групповой деятельности: групповые дискуссии, ролевые игры, тренинг сенситивности и эмоциональной децентрации, групповое художественное творчество, драматизация, библиотерапия (обсуждение образов и обобщений из литературных произведений), психогимнастические невербальные упражнения, элементы релаксации, рисунок, пантомима, схемы (напр., симпатий - антипатий), широко используются ассоциации, образы, метафоры, музыка, танцы-импровизации и др. методы групповой арт-терапии. В результате социопсихол. тренинга у участников группы формируется активная установка на гуманное отношение к окружающим, к-рая становится основой самовоспитания в деле достижения адекватной социальной адаптации и важнейшим фактором профилактики межличностных конфликтов (семейных, производственных, школьных и др.), а также профилактики невротических конфликтов личности, повышения резистентности к неудачам и трудностям, формирования готовности и обеспечения успешности школьного обучения, к-рые зависят не только от сформированности познавательных умений, но и от овладения навыками О. Нарушенное О. лечится организацией полноценного диалогичного межличностного О. Лит.: Глозман Ж. М. Общение и здоровье личности. М., 2002; Мясищев В. Н. Психология отношений. М.-Воронеж, 1998. Ж. М. Глозман

ОБЩЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница