Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию
Статьи на букву "З"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З"

ЗАКОНЫ ВНУШЕНИЯ

En.: Laws of suggestion

Наша реакция на внушение вообще и гипнотическое внушение в частности является производной от отношений с оператором, от нашего с ним психического взаимодействия, от природы того, что внушается, и от манеры проведения внушения.

Некоторые исследователи пытались выявить законы внушения (Baudoum, 1951, Wertzenhoffer, 1989). В частности, сама процедура внушения является мощным дополнительным фактором успешного принятия и реализации последующих внушений, независимо от того, идет ли речь о собственно внушении (соответственно нашему определению) или о внушении в широком смысле, то есть в обиходном понимании этого слова.

Нет ничего удивительного в том, что гипноз часто смешивали с внушением, поскольку были времена, когда индукция осуществлялась исключительно с помощью серии внушений (в частности, внушение сна являлось дополнительным способом обеспечения пассивного восприятия внушений) (Godm, 1990a).

ЗАКРЫВАНИЕ ГЛАЗ

En.: Eye closure

Спонтанное или намеренное закрывание глаз является классической, но не обязательной принадлежностью гипноза. Оно символизирует отрыв от окружающей реальности.

В традиционном гипнозе закрывание глаз является первой стадией, которой стараются добиться, связывая с этим идею сна (см. традиционная индукция). В новом гипнозе глаза тоже могут закрываться по просьбе оператора или спонтанно.

Иногда глаза пациента не закрываются, но взор становится как бы отрешенным, что подтверждается отсутствием реакции, когда рукой проводят перед его лицом. Наш друг Жак Келе несколько раз наблюдал у пациентов мидриатические зрачки притом, что свет операционной лампы был направлен им в лицо (личное сообщение).

У детей в гипнозе, а также при ограниченном гипнозе глаза обычно остаются открытыми.

ЗАМАСКИРОВАННОЕ ПРЯМОЕ ВНУШЕНИЕ

En.: Camouflaged direct suggestion

Льебо ограничивался тем, что внушал выздоровление. Возможно, будет более правильным или предложить пациенту, сумевшему достичь состояния комфорта, вспомнить (souvenir) телесное ощущение, которое он испытывал в период, предшествовавший болезни, или сказать, «что это ощущение может быть использовано для замещения чувства дискомфорта» (см.: пример Жака). Существуют и другие формулировки, имеющие силу прямого внушения, но не обладающие его недостатками.

Если пациенту не говорят прямо, что он не будет больше страдать, то в этом случае можно говорить о замаскированном прямом внушении. С нашей точки зрения, здесь речь идет скорее не о подчинении внушению, а о приобретении особого навыка.

Другие внушения (например, «ваше бессознательное может успешно приняться за эту деятельность») в некотором смысле тоже являются замаскированными прямыми внушениями или, точнее, эти внушения не поддаются классификации из-за своей двойственности.

Очевидно, что замаскированное прямое внушение не вызывает такого сопротивления, как просто прямое внушение.

ЗАМЕШАТЕЛЬСТВО

En.: Confusion

1. «Замешательство - это основа большинства моих индуктивных подходов» (Erickson, 1980,1).

Неудивительно, что переход от одного способа функционирования к другому предполагает наличие периода относительного замешательства. Неудивительно также, что это замешательство используется для получения гипноза. Можно сказать, что пациенту помогают депотенциа-лизировать сознательное. Этому же служит характерное для стиля Эриксона использование изумления и бессмыслицы (Godin, 1988a). Замешательство может быть более систематическим. Например, начиная гипнотический сеанс, Эриксон словами предлагал сесть в одно кресло, а жестом в это время показывал на другое (Erickson & coll., 1976). Иногда сложные и неожиданные фразы позволяют прервать рассудочную активность пациента, которая мешает проявления феномена: «Я здесь, вы - там, и мое здесь - это ваше там, а ваше здесь - это мое там...» [для такого нужна решимость] (Watzlavick, 1988).

Сказать, что замешательство - это неотъемлемая часть любой гипнотической индукции, может быть, и будет преувеличением, но опыт подсказывает, что в той или иной мере оно встречается очень часто. Например, беспорядочное путешествие по времени - это прекрасный способ подготовить пациента к возрастной регрессии (см. пример регрессии у артиста). Простого упоминания о грезах и о том, что можно грезить, что ты грезишь, к примеру, часто бывает достаточно для того, чтобы способствовать гипнозу.

Как отмечает Эриксон, это не должно становиться предметом особой заботы, так как достаточно бывает того замешательства, которое уже наличествует у пациента (Erickson & coll., 1976). Наконец, еще одним источником замешательства служат изумляющие пациента феномены - например, рука, которая сама поднимается, или просто спонтанные искажения восприятия, часто сопровождающие начало гипноза.

2. Относительное замешательство является постоянным элементом нашего психотерапевтического подхода и вне гипнотической индукции.

Замешательство естественным образом предшествует возникновению любой по-настоящему новой идеи (изменение второго порядка). Замешательство по определению присутствует на путях, уводящих от избитых дорог. Всякая слишком ясная идея сцепляется с другой подобной же идеей. Творчество не допускает образования подобных цепочек. Поддерживать у пациента во время гипноза определенную степень замешательства при условии, что он доверяет вам, является творческой, вполне законной позицией, обещающей плодотворное обновление. Эриксон готовит своих пациентов к обретению новых референтных рамок, провоцируя, запутывая их или используя отрицательные эмоции (Rosen, 1982/1986). И, наконец, объяснение какой-либо новой для пациента идеи после периода относительного замешательства увеличивает вероятность творческого усвоения.

Но хотя замешательство и полезно в условиях гипноза, необходимо следить, чтобы оно не стало для пациента источником беспокойства; и тем более им нужно пользоваться так, чтобы у пациента не возникало ощущения, что над ним насмехаются.

ЗАПИСЬ СЕАНСОВ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАССЕТ

En.: Taping sessions

1. Аудиокассеты

Если пациентам рекомендуются упражнения по самогипнозу или релаксации, желательно просить их прослушивать аудиокассеты, записанные во время сеанса. Араоз (Araoz, 1982 и 1985) советует не пренебрегать этой возможностью использования современной техники. Прослушивание кассеты подобно повторению упражнения.

Иногда пациенты сами себя записывают на кассету, чтобы практиковать самогипноз и самовнушение. Мне приходилось также давать пациенту записанную кассету в том случае, когда обычный подход оказывался невозможным, особенно при работе с маленькими детьми (см. сказки).

2. Видеокассеты

Видеозапись незаменима в гипнотерапии. Вопреки тому, что обыкновенно думают (в частности, психологи), она совершенно не мешает во время сеанса, поскольку психологические механизмы позволяют абстрагироваться от этой помехи. Разумеется, пациентов следует предупреждать, для них это послужит дополнительным подтверждением серьезности происходящего. Я думаю, что вскоре эта процедура сделается обязательной. Все ученые работают с точными данными - с материалами, цифрами... Одни психологи основываются на собственной памяти. Между тем они лучше других понимают, сколь немногого это стоит Анализ видеозаписи выявляет все, что могло ускользнуть от наблюдения, и дает возможность самонаблюдения.

Некоторые предосторожности:

- Лично я никогда не записываю предварительную беседу, так как это может быть нетактичным.

- Я всегда предлагаю пациенту стереть запись после просмотра, если он этого хочет, а некоторым предлагаю в перерывах между сеансами держать записи у себя (еще никто не принял это предложение).

- Впоследствии, если лента кажется мне подходящей для обучения, я сообщаю об этом пациентам, и до сих пор все охотно давали свое согласие.

ЗНАК

En.: Sign

Для получения информации от пациента в начале гипнотического сеанса знак часто предпочтительнее, чем речь, которая сильнее беспокоит пациента. Например: «Как только вы удобно устроитесь... как только вы найдете приятное воспоминание... вы подадите мне знак пальцем...» Здесь речь идет о сознательном и произвольном ответе. Желательно, чтобы коммуникация постепенно становилась автоматической, вовлекающей в работу бессознательные уровни (сигналим).

Предыдущая страница Следующая страница