Приглашаем посетить сайт

Экономика (economics.niv.ru)

Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию
Статьи на букву "В"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В"

ВВОДИТЬ ПАЦИЕНТОВ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ

En.: To trick the subject

1. Установлено, что гипноз, даже самый традиционный, может заставить пациента совершить не все что угодно, а только то, на что пациент способен вне гипноза. Но тогда возникает вопрос: можно ли с помощью гипноза обмануть пациента во вред ему?

Поскольку гипноз позволяет изолировать психические элементы от их контекста, такая возможность определенно существует. Такой риск явно присущ традиционному гипнозу, поскольку в нем оператор просит пациента отбросить всякую инициативу и всякую критику. Классические примеры можно найти у Лоуренса и Перри (Laurence & Perry, 1988); в частности, случаи с полковником медицинской службы (стр. 308), с соблазнителем женщин (стр. 309), С приходящей няней (стр. 310) и знаменитый «случай Пальмера» (стр. 313).

2. Новый гипноз, напротив, требует от пациентов сохранять присутствие, достаточное для сотрудничества. В этих условиях риск относительно невелик. Во всяком случае, это касается уже этической стороны нашего подхода.

ВЗАИМНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ПАРТНЕРОВ

En.: Placement of the partners

На заре развития гипноза оператор часто стискивал колени пациента своими коленями. Я лично имею обыкновение устанавливать кресла приблизительно в семидесяти пяти сантиметрах одно от другого, развернутыми на три четверти, при этом партнеры располагаются так, чтобы было удобно вести видеозапись. Такое расположение позволяет краем глаза наблюдать за пациентом, не беспокоя его. Желательно, чтобы кресло было удобным. Мне представляется важным, чтобы пациент сохранял сидячее положение, подразумевающее активную позицию, а не положение лежа, которое скорее подходит для релаксации. Руки пациента располагаются на подлокотниках или на бедрах. Эриксон рекомендовал, чтобы руки пациента не соприкасались, но никак не объяснял этот совет (Erickson & coll., 1976).

Во время сеанса голова пациента может резко наклониться, что впоследствии вызовет боли. Желательно предупредить это простой фразой: «Ваша голова может держаться сама», или: «Ваше бессознательное способно удерживать вашу голову». После этого я всегда наблюдал, как пациент немедленно принимал нормальное положение и потом говорил, что был удивлен автоматизмом своего движения.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

En.: Interaction

Новый гипноз рассматривает гипнотерапию как результат взаимодействия двух личностей. С этой точки зрения:

1. Терапевт учится отслеживать знаки (сигналы), исходящие от пациента (Erickson & : Rossi, 1981). Эти знаки являются сообщениями пациента. Показывая, что мы их воспринимаем, мы тем самым изменяем позицию пациента по отношению к нам и к себе самому. Таким образом он сможет двинуться дальше. Другими словами, терапевт побуждает пациента отвечать и взаимодействовать с ним.

2. Речь идет также и о взаимодействии двух бессознательных. Оператор, психическая деятельность которого тоже, без сомнения, несколько «гипнотична», без опасений доверяется ( собственной творческой активности, так как уверен, что пациент сделает выбор и не воспримет то, что ему не подходит. При таком типе связи оператор оказывается «управляемым» со стороны пациента. Это уже ближе к диалогу пациента с самим собой. Вспомним фразу Жака J Паласи: «Пациент использует психику оператора, чтобы совершить работу, которую он не < смог бы проделать в одиночестве» (личное сообщение).

ВИДЫ ПОВЕДЕНИЯ

En.: Behaviors

1. Поведение во время гипноза.

Взрослые пациенты, настраиваясь на транс, сохраняют неподвижность с самого начала сеанса (см. признаки). Но бывает и по-другому. Возможно появление движений. Одни из них означают сопротивление, другие - то, что пациент погрузился в мир своих образов.

2. Виды индуцированного поведения.

Традиционный гипноз может вызывать искажения восприятия, которые иногда и лежат в основе определенных видов поведения. Кроме того, он может непосредственно вызывать более или менее сложные виды поведения во время или после сеанса (см. постгипнотическое внушение). Наиболее распространено мнение о том, что существует определенная граница и с помощью гипноза нельзя, например, добиться аморального поведения (см. принуждение).

Практикующие традиционный гипноз иногда стремятся непосредственно влиять на поведение и в случаях лечения зависимости (пищевой, табачной и т. д.) внушают своим пациентам - чаще авторитарно, иногда покровительственно - изменение поведения с помощью положительных или отрицательных образов.

Новый гипноз, ориентированный скорее на психологическое упорядочивание, не придает такого значения простому внушению в подобных случаях. Проблема курения, если брать тот же пример, должна решаться дифференцированно и в сотрудничестве с пациентом: значение курения для пациента и для ребенка, которым он был, повторное принятие решения, проекция в будущее, проживаемое по-разному, перераспределение энергии, использование ресурсов, полученных в другом контексте, и обращение к метауровням (см. системы отсчета), для некоторых пациентов - одновременно с оживлением интереса к понятиям усилия и овладения, развитие возможностей амнезии и так далее в контексте захватывающих и значимых для данного лица метафор... Направление движения в действительности можно выбрать, только находясь в пути, так как задачу нельзя отделить от контекста и от особенностей личности в целом. Изменение поведения возможно только «через прибавление».

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

En.: Visualisation

Способность по собственному желанию зрительно представлять себе некую ситуацию, воспоминание или замысел - это визуализация в широком смысле слова. Визуализация может быть более или менее интенсивной - в зависимости от числа задействованных каналов коммуникации, от времени, которым располагает пациент, и от его готовности погрузиться в воображаемое.

Некоторые врачи, вслед за Саймонтоном (Simonton & coll., 1978), используют визуализацию вне всякой связи с гипнозом, для достижения нужных физиологических изменений и повышения защитных сил, например при раке (Job, 1988).

В рамках взаимодействия двух личностей, когда один из них направляет другого, правомерно говорить о гипнозе. В спортивной практике визуализация используется для улучшения результатов (Missouri & Lhabouz,1990).

ВКЛЮЧИТЬ В СОСТАВ

En.: Incorporate

Во время сеанса гипноза могут появляться внешние шумы или другие помехи. Чтобы уменьшить их влияние, можно сказать (как делают некоторые): «Вы не слышите шум», но при этом создается риск негативной парадоксальной индукции. Гораздо удобнее использовать эти явления, сказав пациенту: «Вы можете включить шум в ваши грезы...», или просто: «Будьте внимательны к тому, что вы слышите в своих грезах...» (нередко пациенты слышат свою собаку, в то время когда лает моя). Таким образом, моменты отвлечения могут с успехом использоваться и содействовать гипнотическому состоянию.

Таким же образом можно использовать и поведение пациента во время сеанса (обратная связь).

ВЛИЯНИЕ

En.: Influence

Воображать, что общение возможно без влияния, было бы иллюзией (Watzlawick & coll., 1967/1972). Вопрос в том, изменяет ли гипноз силу влияния одной личности на другую?

1. Классический гипнотизер производит впечатление на пациентов и культивирует их зависимость; достигнутое таким образом гипнотическое состояние предположительно усиливает внушаемость. Как говорил Вайтценхоффер, «это подводит нас к другому, отнюдь не единственному определению гипнотизма: это разновидность влияния одной личности на другую с использованием такого средства или уловки, как внушение» (1989).

2. Новый гипноз, как и всякая психотерапия, стремится быть эффективным. В этом смысле вмешательство терапевта оказывает решающее влияние на пациента. Вместе с тем терапевт остерегается влиять на пациента, максимально избегая навязывания своих личных взглядов и не поощряя его зависимость. Качество межличностной связи и уважение, которое пациент может испытывать к личности того, кто помогает ему, вписываются в рамки обычного взаимного влияния при встречах людей.

См.: воздействовать на кого-либо и манипуляция.

ВНУШАЕМОСТЬ

En.: Suggestibility

Согласно Бернгейму (1916), внушаемость проявляется путем принятия внушений и их реализации (см.: идеодинамизм). Он отмечает, что в некоторых случаях эти два параметра расходятся, когда пациенты легко принимают внушения, но затем плохо их выполняют и наоборот (Bemheim, 1916).

Для традиционалистов гипноз - это прежде всего состояние повышенной внушаемости по двум параметрам: принятию и выполнению. Принятие - производное от доверчивости или легковерности пациентов. Я добавил бы: от впечатления, производимого сильной личностью (Godin, 1990a). Склонность к принятию внушений сильнее проявляется в детстве или на фоне некоторых эмоциональных состояний.

В практике нового гипноза мы констатируем, что пациент свободен в любой момент отвергнуть произведенное внушение; другими словами, способность к принятию внушения в новом гипнозе не изменяется. И напротив, облегчается реализация уже воспринятых внушений (идеодинамизм). С 1932 года Эриксон, к тому времени уже тысячи раз погружавший пациентов в транс, заявлял, что не отмечал у них усиления склонности к принятию внушений. Это был бы артефакт (Erickson & coll., 1976).

Склонность смешивать гипноз и ответ на внушение так велика потому, что гипнотические процедуры в течение долгого времени были ничем иным, как лавиной внушений. Кроме того, гипноз и внушение могут вызывать общие эффекты (см.: пластичность гипноза).

ВНУШЕНИЕ

En.: Suggestion

Внушение - это банальнейшее явление повседневной жизни. Как говорил Огурлайан (1982), «если я повторяю жест другого человека, то уже можно сказать, что этот жест мне внушен».

В гипнозе пациент слышит обращенную к нему речь, поэтому невозможно, говоря о гипнозе, не прибегать к понятию внушения. Но слово «внушение» скрывает различные реальности: между предоставлением возможности получения нового опыта с позиции готовности, как это предлагается новым гипнозом, и фундаментальной гипотезой традиционного гипноза - верой в то, что состояние гипноза позволяет навязывать чужие идеи, - лежит целая пропасть непонимания (Godin, 1990a).

Согласно Вайтценхофферу, то, что мы называем внушением, в гипнозе является сообщением или чередой сообщений, имеющей целью вызвать видимые действия или невидимый ответ пациента. Эти коммуникации названы внушениями, поскольку их эффекты не являются произвольными ответами и/или ответы чаще всего неосознанны (см. Wertzenhoffer, 1989,1). Такие коммуникации принципиально отличаются от приказов, требований, инструкций, которые подразумевают сознательное сотрудничество и произвольный ответ. Это определение, сформулированное применительно к прямому внушению, может относиться и к другим видам внушений: открытому, активизирующему и непрямому.

Действительно, внушение имеет нечто общее:

- с гипнотической индукцией;

- с феноменами, появляющимися во время гипноза;

- с типом связи протагонистов во время гипнотического состояния.

Это касается гипноза в тех случаях, когда он определяется соответствующей установкой по отношению к внушениям оператора (см.: шкалы.) Напротив, с точки зрения нового гипноза отнюдь не ставится задача забивать голову внушениями, идущими извне (см.: классификация внушений).

ВНУШЕНИЕ БЕЗ СЛОВ

En.: Tacit suggestion

Некоторые внушения делаются без слов. Пациент зачастую уже обладает идеей, которой предстоит воплотиться во время гипнотического сеанса.

Классические гипнотизеры имеют обыкновение играть на не полностью сформулированных внушениях.

Внушение не нуждается в формулировании, если для него существует подходящий контекст. После гипнотического опыта, включавшего каталепсию, мой пациент (пример Жака) заявил, что согласен начать снова; мне оставалось только приподнять его руку, повторяя: «Не позволяй себе беспокоиться...» Рука осталась в каталепсии, и вскоре повторилось предыдущее состояние.

Итак, невербальные внушения встречаются очень часто, некоторые из них могут остаться незамеченными.

ВНУШЕНИЕ, ОХВАТЫВАЮЩЕЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОДНОГО КЛАССА

En.: Suggestion covering all possibilities of response

Внушение, обращенное на все возможности внутри одного класса явлений, близко к открытому внушению, поскольку пациент неосознанно выбирает то, что ему подходит. Здесь, как и в открытом внушении, все ответы хороши по определению.

Например: «Я не знаю, стала ли ваша рука легче... или тяжелее, онемела ли она или вы испытываете в этой области особые ощущения, может быть, вы ее перестали чувствовать или вообще ничего особенного с ней не происходит». В новом гипнозе промах или несовпадение с действительностью невозможны.

Вот терапевтический пример такого внушения: «Какое средство поможет вам сбросить вес? Забудете ли вы просто поесть или потеряете терпение при виде множества блюд, потому что это отвлекает вас от более интересного занятия? Перестанут ли вам нравиться по той или иной причине некоторые слишком сытные блюда? Откроются ли вам достоинства других продуктов или других способов приготовления пищи, так что вы удивитесь, потеряв в весе и при этом ни в чем себе не отказывая?» (Erickson & Rossi, 1979).

ВНУШЕНИЕ (ПАРАМЕТРЫ)

En.: Suggestion (parameters)

Для того чтобы проанализировать предложения терапевтов и особенно косвенные внушения, я предложил однажды (Godin, 1988) ответить на следующие вопросы:

1. Является ли внушение полностью навязанным извне или оно как бы ретранслируется пациентом? Другими словами, идет ли внушение извне или нечто вызывается внутри пациента ?

2. Является ли внушение видимым и узнаваемым для пациента?

3. Является ли форма внушения разрешающей или авторитарной?

4. Основана ли эффективность внушения на использовании бессознательных механизмов? (Не будет ли утопией пытаться определить в этом случае степень принуждения?)

5. Насколько определенно внушение адресовано бессознательному пациента?

Эти параметры использовал Эриксон. Для него было достаточно наличия хотя бы одного из них, чтобы говорить о косвенном внушении. Можно сказать точнее: если предложение терапевта помечать символами, соответствующими каждому из пяти вышеозначенных параметров, то каждое предложение предстанет в виде пятизначной формулы. Такой анализ, примененный к записи Эриксона, датированной 1974 годом, показал, что возможны любые сочетания этих признаков, но некоторые встречаются чаще (Godin, 1988b). Этот анализ, будучи применен к каждому автору, позволит выявить его излюбленные методы работы и его стиль (и, может быть, его эволюцию во времени).

ВНУШЕНИЕ, ПЕРЕХОДЯЩЕЕ ГРАНИЦЫ СОЗНАТЕЛЬНОГО

En.: Suggestion getting past conscious boundaries

Согласно нашему определению, «за границы сознательного» выходит любое внушение. Тем не менее особого внимания заслуживает следующее.

Эффект внушения под гипнозом (см. гипотезы) у некоторых исключительных пациентов превосходит все ожидания. В то время, как защититься от обычного внушения кажется вполне возможным, проблема в корне меняется, когда пациент перестает осознавать применяемое по отношению к нему внушение. В какой же мере гипноз способен усиливать власть внушения? Рассмотрим несколько примеров, признанных классическими:

- постгипнотическая амнезия: некоторые пациенты сообщают, что ничего не помнят о гипнотическом опыте после явно или безмолвно внушенной амнезии. Я отмечал такие случаи в те времена, когда занимался традиционным гипнозом, но не встретил ни одного подобного случая на протяжение двадцати лет занятий новым гипнозом. Не помнить себя в течение некоторого времени - это, без сомнения, вызывает тревогу

- постгипнотическое внушение - это более высокая степень предыдущего опыта; пациент не только не знает, что с ним происходило, но и не может знать о вложенных в его голову идеях-паразитах, способных выразиться в действиях, причину которых он не будет знать

- изменение памяти является новым шагом. У некоторых пациентов можно изменить воспоминания о событиях таким образом, что они будут искренне утверждать невероятные вещи

Внушение в большей степени, чем гипноз, ответственно за такие феномены, которые именуются «гипнотическими» благодаря своему автоматическому и бессознательному характеру; для их осуществления без сомнения требуется вера, принятие со стороны пациента, что более характерно для прошлого века. Тем не менее, носителем этих проявлений остается гипноз, и это настораживает нас и укрепляет в убеждении, что гипноз должны практиковать только профессионалы со строгими этическими установками.

ВНУШЕНИЕ ПОСРЕДСТВОМ ПРОПУСКА

En.: Suggestion by «lost» quotes

При перечислении можно, намеренно пропустив что-либо, парадоксальным образом именно это внушить пациенту: элемент, который не был упомянут, тем самым приобретает рельефность. Другими словами, таким наиболее косвенным способом, незаметно для пациента активизируются цепочки бессознательных ассоциаций.

Возникает вопрос о целесообразности столь тонкого подхода. Вот пример, взятый из терапии Эриксона. Терапевт предполагает, что в основе имеющихся нарушений - приступов удушья, возникающих в спальне, лежат сексуальные проблемы. Перечисляя находящиеся в спальне вещи, он старательно избегает упоминать кровать или, точнее, он напоминает о ней тем, что избегает говорить открыто (Erickson , 1985). Эриксон напоминает о ней, не упоминая; не упоминая о ней, он приносит удовлетворение пациентке.

Другой пример внушения посредством пропуска можно найти в опыте с экспериментальным сопротивлением. Эта тонкая формулировка может использоваться в гипнозе.

ВНУШЕНИЕ, ПРИВЯЗАННОЕ КО ВРЕМЕНИ

En.: Suggestion linked to time

Произвести внушение, сказав, что эффект наступит позже, не уточнив, когда именно, не просто семантическая уловка. В этом случае невозможна ошибка.

Например, при постановке сигналинга подразумевается, что этот феномен проявится, когда будет нужно или когда пациент будет готов к этому. Поступая таким образом, мы часто бываем удивлены, увидев во время сеанса, как палец, говорящий «да», приподнимается, явно что-то обозначая, тогда как у него ничего больше не спрашивали. Точно так же при завершении последовательного принятия нужное внушение формулируется следующим образом: «...И вы сможете начать чувствовать комфорт... по мере того, как это ощущение охватывает вас, по мере того, как оно будет длиться...» Подобная относительность внушения позволяет избежать инконгруэнтности для пациента, и такое предложение пациент может использовать по своему усмотрению и тогда, когда будет готов к этому (Erickson & Rossi, 1981).

ВНУШЕНИЕ ПУТЕМ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

En.: Suggestion with apposition of opposites

Для внушения можно использовать биполярностъ, свойственную мышлению и речи: белое напоминает о черном и т. д. (Erickson & coll., 1976). В примере Ноэми уточняется, что когда рука поднимается, веки могут опуститься.

ВНУШЕНИЯ (КЛАССИФИКАЦИЯ)

En.: Suggestions (classification)

Классификация внушений, основанная на их разделении на прямые и косвенные, кажется мне недостаточной: при коммуникации вообще и при гипнозе в частности оказывается, что вербальные предложения, которые мы используем, действуют на психику нашего собеседника очень no-разному. Первостепенное значение здесь имеет понятие влияния, а в области гипноза - в особенности, так как мы обязаны знать, где начинается вторжение.

Я предлагаю следующую классификацию внушений.

- Прямые внушения имеют объект, упоминаемый четко и определенно: «Я сосчитаю до пяти и ваши глаза закроются». Эффект может последовать (нас интересуют только непроизвольные эффекты) или не последовать. Они могут приниматься или отвергаться.

- Косвенные внушения в собственном смысле слова тоже могут иметь определенный объект, подобно прямому внушению, но могут и оставаться нераспознанными; они могут удаваться и не удаваться; они более разработаны; они, в свою очередь, могут быть классифицированы: последовательное принятие, импликации, связки и дублирование, трюизмы, расспрос и т. д. часто попадают в эту категорию, сохраняя некоторый опенок принудительности получаемых эффектов. Замечено, что косвенные по форме внушения иногда приобретают значение активизирующих внушений, о которых будет сказано ниже.

- Другие внушения, по сути, являются намеками и в перспективе могут стать активизирующими. Типичный пример - метафорическое внушение. У оператора есть гипотеза. Если она оправдается, пациент сможет активизировать свою душевную энергию. Если нет, то пациент не примет внушение, и ничего не произойдет.

- Еще один вид внушений - открытые. В них говорится: что-то должно произойти, но не уточняется, что именно. Это внушения мобилизующие. Все ответы (непроизвольные) в этом случае хороши и всецело принадлежат пациенту. У оператора может не быть никакой идеи по поводу того, что должно произойти. Типичный пример: «Подождем и увидим...» Некоторые внушения, охватывающие все возможности одного класса, и некоторые внушения, использующие паузы, относятся сюда же.

В традиционном гипнозе использовались в основном прямые внушения. Новый гипноз преимущественно ориентирован на внушения открытые, активизирующие или косвенные.

ВОЗВРАТ

En.: Return

Слово «возврат» употреблялось Шульцем для обозначения процедуры, соблюдаемой при выходе из состояния релаксации.

Пациент должен вначале потянуться, потом сделать глубокий вдох и, наконец, открыть глаза. Шульц настаивал на важности соблюдения такой последовательности (Godin, 1957).

Что касается выхода из гипноза, то в данном случае чаще говорят о процедуре завершения. Советы Шульца также могут быть полезны; они особенно показаны при самогипнозе.

ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА КОГО-ЛИБО

En.: To act on someone

Желание влиять на других, к сожалению, является существенной частью человеческих отношений. Некоторые техники претендуют на использование гипноза в этом направлении1.

Гипноз - это психотерапевтический подход, используемый профессионалами, имеющими надлежащую квалификацию, поэтому вторжение для нас является подводным камнем, который следует обходить.

Эриксон в игровой форме, используя примеры из своей практики, показал нам, чего не следует делать. Однажды его старший сын остался с ним дома. Сын вел беседу, общим знаменателем которой была тема автомобиля и использования ключей. Эриксону вдруг захотелось протянуть ему ключи от машины и предложить покататься. В последний момент он удержался, подумав, не было ли со стороны сына манипуляции (Erickson, 1986).

Этот случай является хорошим примером косвенного внушения с некоторыми элементами психического принуждения (см.: истории).

ВОЗРАСТНАЯ РЕГРЕССИЯ

En.: Age-regression

Известная способность переживать в гипнозе прошедшие события (Erickson & coll., 1976) в ответ на просьбу или спонтанно (см.: отреагирование).

Под этим названием объединены различные уровни импликации - от приятного легкого фантазирования до интенсивного переживания «как наяву» определенных моментов прошлого. Любопытно отметить, что пациенты легко переходят с одного уровня на другой. Считается бесспорным, что пережитые таким образом воспоминания в действительности являются реконструкцией, осуществленной нашей теперешней психикой.

Для удобства можно назвать минимальной регрессией простое припоминание момента из прошлого и истинной регрессией - систематический возврат во времени, организованный в точной перспективе.

Чтобы добиться возрастной регрессии, как правило, достаточно попросить об этом пациента, расспросив его затем о достигнутом результате (см. пример Жака). Далее мы обычно сразу переходим от прошлого времени к настоящему (Erickson & Rossi, 1979). Чтобы способствовать развитию феномена, можно также, как это иногда делал Эриксон, попросить пациента представить себя в другой комнате пытающимся вспомнить момент из прошлого (Erickson & coll., 1976). Систематическая возрастная регрессия может потребовать специального подхода с использованием замешательства и постепенного восхождения во времени (см. пример регрессии у артиста).

Возрастная регрессия в той или иной степени является частью любого гипноза: воспоминание может служить прекрасной индукцией. Гипнозу способствуют любые обращения к детству. Наконец, возрастная регрессия - это главный элемент гипнотерапии. Действительно, все эти перемещения назад и вперед во времени способствуют интеграции сознательного и бессознательного; тяжелые моменты, пережитые еще детской психикой и не интегрированные удовлетворительным образом, получают возможность быть усвоенными психикой взрослого.

Терапевтическое применение возрастной регрессии иногда требует особых подходов (см.: травматический невроз).

ВООБРАЖЕНИЕ

En.: Imagination

Дар воображения соответствует способности функционировать гипнотически (см.: поглощенность). Акт воображения - это и причина, и следствие гипноза

Кроме того, это причина гипнотических эффектов: сам факт представления своего тела тяжелым или легким (см.: релаксация) позволяет изменять мышечный тонус и тонус периферических сосудов; это справедливо и для других физиологических изменений.

С точки зрения психотерапии вызывание образов и манипулирование ими в ходе гипноза является основой символической работы и дает возможность глубинного упорядочивания.

При травматическом неврозе игра с образами является средством, позволяющим по-новому переработать травмирующие переживания (Reitter, 1990).

Мы обозначаем гипноз как культуру определенных психофизиологических феноменов, которые в основном выходят за рамки обычного погружения в сферу воображения. Напомним фразу современника и друга Месмера: «Если Месмер не имел других секретов, кроме умения использовать воображение на пользу здоровья, не является ли одно это чудесным даром? Если медицина воображением есть наилучшая медицина, то не ею ли мы должны заниматься?» (DEslon, 1784).

ВОСПОМИНАНИЕ

En.: Memory

Выбор приятных воспоминаний в начале гипнотического сеанса очень важен, поскольку мы собираемся иметь дело с ресурсами.

В тех случаях, когда пациент во время сеанса очень бурно или шумно отреагирует, необходимо уметь контролировать эти проявления, противопоставляя им приятные воспоминания, за которые пациент смог бы ухватиться, как за спасательный круг. Иногда пациент заявляет о своей неспособности найти приятное воспоминание или о том, что все приятные воспоминания вызывают у него противоположные, неприятные чувства. Я думаю, что начинать гипноз при таких условиях не нужно. Поиск приятного воспоминания или фантазии, сколько бы это ни отнимало времени, сам по себе уже является психотерапевтической работой, которой не стоит пренебрегать.

Во время гипноза пациент обычно возвращается к забытым воспоминаниям, имеющим самую разную аффективную тональность. Иногда стоит использовать возможность эмоционального контроля для восстановления в памяти тягостных и травмирующих ситуаций с целью их реинтеграции, но уже в рамках взрослой психики (см.: возрастная регрессия).

Используемые при этом формулировки очень просты. Вот пример, взятый у Даймонда (1989): «Чтобы суметь вновь пережить опыт пятнадцатилетней давности, вы можете начать вспоминать вашу партнершу по танцам, затем запах горящего в Вермонте леса и затем вы позволяете себе вообразить, что какая-то часть вашей личности способна к восхождению во времени, тогда как другая, критическая, просто наблюдает за экспериментом, без всякой потребности вмешиваться...»

ВОСПРИИМЧИВОСТЬ К ГИПНОЗУ

En.: Hypnotic susceptibility

1. В классическом варианте так обозначают степень выраженности ответа на внушение, выказанную пациентом в рамках традиционной гипнотической индукции. Было доказано, что способность быть загипнотизированным не изменяется с годами и является одним из наших врожденных качеств. Чтобы измерить эту способность, существуют шкалы. Все это не представляет интереса для практики нового гипноза.

2. С другой стороны, способность к визуализации, то есть к использованию образов, содействует тому, что мы называем гипнотическим функционированием. С этой целью разработаны новые шкалы (Тест поглощенности, Tellegen & Atkinson, 1974.) Они прекрасно отражают восприимчивость к гипнозу, несмотря на то, что этот термин в них обычно не используется.

3. Отметим, что когда Эриксону требовалось выбрать пациента для демонстрации, он интересовался прежде всего степенью расположенности по отношению к другому, и такая позиция служила для него лучшим критерием восприимчивости к гипнозу (Erickson, 1983/1986).

Новый гипноз доказывает, что каждый способен осуществить гипнотический опыт, впечатляющий или скромный, и что поддающийся учету результат, часто неожиданный, не пропорционален внешним проявлениям. Проявление феномена зависит от аккомпаниатора, который должен уметь надлежащим образом направлять пациентов, какими бы качествами они ни располагали и какие бы потребности ни обнаруживали (см.: функциональный подход).

ВОСПРИЯТИЕ (УРОВЕНЬ ВОСПРИЯТИЯ)

En.: Perception (level of)

1. Традиционный гипноз сосредоточивает внимание на лености оператора: «Слушайте, мой голос, только мой голос...». Эриксон научил нас поступать наоборот: «Вам не обязательно,) слушать меня, так как некоторая часть вас самих слушает меня и может отбирать из моих слов - то, что принесет вам пользу...». Уровень восприятия, таким образом, различен; мы полагаем, что при обращении к пациенту, который перестает нас слушать, феномен сознательного критического блокирования изменяется, и воспринятое предложение оказывает иной эффект. Бессознательные эффекты при этом максимальны. Вот почему нам нередко приходится специально утомлять пациента, чтобы он перестал нас слушать.

2. В гипнозе пациент не всегда ориентируется в своих ощущениях и не всегда способен однозначно сказать, является ли движение, которое он только что совершил, произвольным или нет. В предельных случаях сознание и двигательная активность диссоциированы настолько, что после явной левитации руки пациент скажет, что ее не было, или наоборот, будет утверждать, что чувствовал левитацию, которой на самом деле не существовало.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОРИЕНТИРОВКИ

En.: Reorientation

В тот момент, когда пациент выходит из гипнотического состояния, он реориентируется. Иногда образно говорят, что он «собирается», «просыпается» или «выходит из состояния». При этом он демонстрирует определенное типичное поведение: легкие движения руками и корпусом, потирание глаз и - очень часто - широкую улыбку. Если подобное отсутствует, есть все основания сомневаться в реальности гипнотического опыта.

"ВПЕЧАТЛЕНИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОСТИ"

En.: Non-volition (impression de, of)

Опыт превращения содержания коммуникации в непроизвольное поведение является одним из признаков гипноза.

В экспериментальном гипнозе многие пациенты действительно описывают свое поведение в гипнозе как непроизвольное, хотя в разных исследованиях в зависимости от использованных гипнотических процедур цифры значительно колеблются. Согласно данным Спаноса (1989), только 45% пациентов заявили, что их поведение определенно не было произвольным (см. двойственность). Некоторые считают, что впечатление непроизвольности поведения является ситуационно обусловленным и пропорционально понятливости пациента и его желанию сообразовываться с просьбами оператора (Lynn, 1989).

Мы считаем, что только феномены, переживаемые как непроизвольные, заслуживают названия гипнотических.

ВСТРЕЧА

En.: To meet

Традиционный гипноз признает определение гипноза, данное Орном: «...Это состояние или условие, при котором воспринятые внушения вызывают искажения на уровне восприятия и памяти» (Orne, 1977).

В противовес этому Араоз, первый теоретик нового гипноза, отвергает идею того, что воспринятые внушения способны что-либо вызывать. «Только стремление пациента пережить личный опыт может вызвать изменения» (Araoz, 1982).

Данное противоречие может быть преодолено, поскольку, как мне кажется, эти два процесса не являются взаимоисключающими. Я сказал бы, что оба стремления одинаково необходимы, и только исключительный акцент на одном из них создает проблему. Стремление пациента пережить незнакомый ему опыт встречается с предложением, внушенным другим человеком, в рамках опыта, переживаемого ими обоими.

Важно, что предложения вначале воспринимаются без их осмысления. Только в последующем пациент использует свое критическое мышление, принимая или отвергая воспринятые данные. В таком смысле гипноз - это встреча (см.: переходное пространство).

Нельзя рассматривать человека как изолированное существо. Мы сталкиваемся здесь с парадоксом гипноза: чтобы воздействовать на себя, нам необходимо вмешательство другого человека

ВТОРЖЕНИЕ

En.: Intrusion

Традиционный гипноз заслуживает упрек в том, что он вторгается в чужую психику, поскольку предполагается, что оператор манипулирует идеями, чувствами и поведением пациеитов. Он навязывает свой выбор, получив действительное или предполагаемое согласие пациента; это ставит серьезные этические проблемы, хотя и недостижимо в полной мере.

Новый гипноз принимает все это во внимание и постоянно заботится о том, чтобы не допускать вторжения. Он учит контролировать внушения и действует преимущественно посредством открытых и активизирующих внушений. При этом любые реакции являются благотворными, потому что определяются самим пациентом. Что касается косвенного внушения, то оно направлено скорее на активизацию процессов, а не на манипулирование содержанием.

ВЫЖИДАНИЕ

En.: Expectations См. ожидания.

ВЫЗОВ

En.: Challenge См.: deft, (вызов)

Предыдущая страница Следующая страница