Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
НАВЯЗЧИВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

НАВЯЗЧИВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

НАВЯЗЧИВЫЕ ДЕЙСТВИЯ - совершаемые человеком регулярные действия, значения которых он не знает и от которых не может освободиться даже в том случае, когда они воспринимаются им как доставляющие беспокойство и страдание.

В своей терапевтической деятельности З. Фрейд неоднократно сталкивался с пациентами, совершающими разнообразные навязчивые действия (беспрестанное мытье рук, отход ко сну с устранением всего того, что может упасть и разбиться, постоянная проверка замков и запоров, привычка к странным и бессмысленным поступкам). На первый взгляд кажется, что подобные действия являются простыми формальностями, лишенными всякого смысла и значения. Таковыми они представляются и пациентам, однако, как показывает практика, последние не могут избавиться от навязчивых действий, поскольку каждое отклонение от них как бы наказывается страхом, вынуждающим возобновить оставленное.

Рассматривая природу подобных действий в работе «Навязчивые действия и религиозные обряды» (1907) З. Фрейд показал, что в широком смысле таковыми могут стать любые действия, когда они приукрашиваются маленькими аксессуарами или делаются ритмическими посредством пауз и повторений. Большей частью эти действия произошли из церемоний и они во всех своих деталях полны смысла, отвечают важнейшим интересам личности, выражают ее постоянные переживания. «Они делают это двояко: или непосредственно, или символически, и поэтому их можно объяснить или исторически, или символически». По мнению З. Фрейда, психоаналитические исследования позволяют выдвинуть утверждение, что навязчивые действия проистекают из интимной, большей частью сексуальной, жизни человека.

В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) основатель психоанализа подчеркнул, что совершаемые больными безобидные, незначительные навязчивые действия становятся продолжительными и превращаются в почти неразрешимые проблемы. Пациенты могут разделять суждение врача или других людей о своих навязчивых действиях как вызывающих страдания, но они ничего не могут сделать с собой, чтобы предпринять вместо них что-либо разумное. В лучшем случае они могут сместить свою деятельность в иное русло, заменить одни навязчивые действия другими, не менее симптоматическими. Словом, навязчивые действия частично являются защитой человека от грозящей ему угрозы, частично объясняются необходимостью обороны против искушения. В целом компромиссный характер навязчивых действий выступает в форме невротических симптомов.

Одним из условий болезни является то, что человек, подверженный навязчивым действиям, не понимает их главного значения. Смысл этих действий и мотивы, побуждающие к свершению их, делаются понятными ему лишь с помощью психоаналитической терапии. Благодаря аналитической работе раскрывается то обстоятельство, что навязчивые действия служат для проявления бессознательных мотивов и представлений.

* * *

- стереотипные действия (нередко предпочитается термин компульсивные действия, этим выражением подчёркивается не вынужденный характер, как это часто трактуется отечественными исследователями, а однообразие, стереотипия, повторяемость таких действий в одной и той же форме), которые пациенты вынуждены совершать, как они считают сами, для предупреждения некоей угрозы, надвигающейся и обычно неопределённой опасности, иными словами, для защиты от аутохтонной и весьма интенсивной тревоги (последняя, напомним, нередко обозначается как беспредметный страх). Как правило, критическое отношение к расстройству у пациентов отсутствует - они, по их словам, таким образом борются не с собственно болезненной тревогой, а с некоей надвигающейся извне угрозой, неясной, но, как им представляется, вполне реальной). Навязчивые действия в виде ритуалов (см.) представляют собой сложную последовательность символических, колдовских действий оберегающего характера. Навязчивые действия чаще всего группируются следующим образом. 1. Простые символические запреты на некие действия, являющимися магическими табу (cм.), защищающими, как в этом уверены сами пациенты, от весьма тягостного, постоянного, порой невыносимого ощущения приближения какой-то неопределённой угрозы. Например, пациент не передвигается по нечётной стороне улицы. 2. Простые защитные действия связаны, как правило, с навязчивыми страхами (например, многократное мытьё рук при навязчивом страхе загрязнения). 3. Стереотипные акты самоповреждения возникают обычно в детстве (это, например, обгрызание ногтей, вырывание волос, кусание губ, расчёсы кожи и др.). Они привлекают пациентов, предположительно, тем, что снижают интенсивность тревоги. В МКБ-10 стереотипии не относятся к навязчивым явлениям, психопатологическая оценка стереотипных действий вообще отсутствует. 4. Тики напоминают простые целесообразные действия, которые особенно часто наблюдаются в области лица и которые впервые чаще всего возникают в детском возрасте, сохраняясь во многих случаях до 17-20-летнего возраста. Психологическое значение тиков далека не всегда остаётся понятным. Их безусловное отождествление с навязчивыми действиями является проблематичным, хотя некоторые тики очень близко примыкают к навязчивостям. 5. навязчивые умственные действия (например, что-то считать, перечитывать). Синоним: Компульсии. См. соответствующие статьи: Аритмомания, Ритуалы, Простые символические запреты на действия. Простые защитные действия, Стереотипные акты самоповреждения, Тики.

В начало словаря