Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
СТРАХ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

СТРАХ

СТРАХ - чувство внутренней напряженности, связанное с ожиданием конкретных угрожающих событий, действий (страх проецируется во вне - страх острых предметов, животных и т. д.).

* * *

- эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и др. видов страдания, вызываемых реальным действием, опасных для существования факторов, С. возникает при их предвосхищении. В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания C. варьируется в широком диапазоне оттенков (опасение, боязнь, испуг, ужас). Если источник опасности является неопределенным или неосознанным, возникающее состояние называется тревогой. Функционально С. служит предупреждению субъекта о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути избегания. В случае когда С. достигает силы аффекта (панический страх, ужас), он способен навязать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия). В социальном развитии человека С. выступает как одно из средств воспитания: напр., сформированный C. осуждения используется как фактор регуляции поведения. Неадекватные реакции наблюдаются при различных психических заболеваниях. С. может выступать психологической причиной межличностных, более масштабных социальных, реже внутриличностных конфликтов. Профилактика деструктивного С. способствует предупреждению конфликтов.

* * *

(в психиатрии). Беспредметная отрицательная эмоция, сопровождаемая напряженностью, чувством непосредственной опасности для жизни и вегетативными расстройствами.

* * *

(общеславянск., первоначальное значение - оцепенение, остолбенение) - 1. первичная, то есть врождённая эмоция, возникающая в реальной ситуации определённой опасности или конкретной угрозы физической и/или психологической безопасности индивида. Субъективно переживается как чувство внутреннего напряжения, смятения, незащищённости и беспомощности с явлениями вегетативного возбуждения и импульсивными побуждениями к бегству либо к нападению. Интенсивность страха вариирует от пугливости и боязливого настроения до ужаса и паники. Впервые отчётливые признаки страха появляются у детей в возрасте около 2-х лет. До 4-летнего возраста дети чаще всего боятся того, что им неизвестно. Мальчиков в возрасте от 4 до 6 лет более всего беспокоит их личная безопасность, девочек чаще пугает шум и связанные с ним ситуации. Примерно в 8 лет дети чаще рассказывают о страхе природных явлений, экологических страхах (загрязнения воды и атмосферы) и страхе наркотиков. В 11 лет появляются страхи, связанные с некоторыми политическими событиями. Страхи школы к середине 1960-х гг сильно уменьшились. Страхом часто называют тревогу, которая болезненным, случайным образом связана с определённым стимулом, который сам по себе не представляет реальной угрозы; это, например, навязчивый страх или фобия, параноидный страх. Ср. Тревога; 2. в психоанализе - эмоция, на которую аналитики обращают мало внимания, так как страх оказался «затенённым тревогой». Предполагается, что страх можно представить как противоположность любви и ненависти; 3. в психопатологии - мнимое или преувеличенное ощущение кокретной опасности, как внешней, так и внутренней, оычно менее опеделённой. Страх может проявляться двигательной заторможенностью, бегством, избеганием контактов с источником страха, который отождествляется с представлением в сознании соответствующего внешнего объекта страха, либо агрессией, направленной на этот объект.

* * *

(предполагают, что первоначально слово означало «оцепенение, остолбенение») - сильный испуг; эмоциональное состояние, возникающее при действии опасного или вредного стимула или при представлении о его возможности, тревожное состояние души ввиду грозящей или воображаемой беды, неприятности. Возможное проявление - подергивание губ (дрожание рта), побледнение, заикание, дрожание всем телом, приседание (при неожиданном совершении порицаемого поступка, это касается в основном детей). Ср. выражение наложить в штаны от страха. Типичная реакция на страх - презрение или индукция. Может быть следствием запугивания, угрозы, комплекса неполноценности, недоверия, большого уважения. Страх подчас воспринимается субъектом как осторожность и предусмотрительность с его стороны.

Я был как в горячке и двинул всю эту кучу денег на красную - и вдруг опомнился! И только раз во весь этот вечер, во всю игру, страх прошел по мне холодом и отозвался дрожью в руках и ногах. Я с ужасом ощутил и мгновенно сознал: что для меня теперь значит проиграть! Стояла на ставке вся моя жизнь! (Ф. Достоевский, Игрок).

«Я боюсь и не боюсь, - лепетала она трясущимися губами. - Это мое жалкое тело боится, а не я» (Дж. Лондон, Морской волк).

Страх - дитя страдания и вызывает в нас мысль о нем (Гельвеций, О человеке).

Смертный страх - от греховного жития (Словарь Даля).

Страх быть позднее ненужной любовнику преследует временами большинство женщин. Они боятся, что будут покинуты (Т. Рейк, Психология сексуальных отношений).

В картинах XVII-XVIII вв. страх изображался как беспокойная женщина, с крыльями на ногах, рядом с ней заяц.

Тот страх вражий (от дьявола), который вселяет в нас страх смерти и сильных мира сего (Василий Великий).

Ср. тревога.

* * *

- психическое состояние человека, связанное с мучительными переживаниями и вызывающее действия, направленные на самосохранение. Для классического психоанализа проблема страха - это сосредоточение многообразных вопросов, ответы на которые должны пролить свет на душевную жизнь человека.

Приступив к осмыслению проблемы страха, З. Фрейд провел различие между боязнью, испугом и страхом. В его понимании боязнь означает определенное состояние ожидания опасности и приготовления к ней, если даже она неизвестна. Испуг - состояние, возникающее при опасности, когда человек к ней не подготовлен. От испуга человек защищается страхом. Страх предполагает объект, которого боятся. Готовность к страху целесообразна, развитие страха нецелесообразно.

Обратившись к рассмотрению страха как такового, З. Фрейд провел различие между реальным и невротическим страхом. Реальный страх - это страх перед известной человеку опасностью. Он рационален, представляет собой реакцию на восприятие внешней опасности, является выражением инстинкта самосохранения. В отличие от реального невротический страх связан с опасностью, неизвестной человеку. Он возникает на основе восприятия внутренней, а не внешней опасности. От внешней опасности можно спастись бегством. Попытка бегства от внутренней опасности - дело трудное, чаще всего завершающееся бегством в болезнь.

Согласно З. Фрейду, невротический страх может выражаться в различных формах. У некоторых людей наблюдается страх ожидания, связанный с различного рода предчувствиями и превращающийся в невроз страха. Существуют также всевозможные фобии, проявляющиеся в страхе перед животными, поездками по железной дороге, полетами в самолете и сопровождающиеся истерией страха.

Рассматривая причины возникновения и природу страха, З. Фрейд попытался ответить на вопрос, что представляет собой так называемый первичный страх. Он готов был признать, что первое состояние страха возникает тогда, когда ребенок отделяется от матери. В то же время он выразил несогласие с О. Ранком, рассматривавшим первичный страх как следствие травмы рождения. С его точки зрения, страх может возникать и без прообраза рождения. Не разделял он и мнение о том, что первичным следует признать страх смерти.

В противоположность подобным взглядам основатель психоанализа высказал предположение, что первичным является страх кастрации, связанный с переживаниями ребенка по поводу реальной или воображаемой угрозы, исходящей от его родителей, воспитателей, авторитетов. Если, например, родители замечают, что их маленький сын играет пенисом, то они могут пригрозить ему отрезать пальчик или то, чем он играет. Страх кастрации, по словам З. Фрейда, является, вероятно, тем ядром, вокруг которого впоследствии, с формированием Сверх-Я, нарастает страх совести.

Согласно З. Фрейду, местом сосредоточения страха является не Оно (бессознательное), а Я (сознание). Я испытывает давление с трех сторон: на него оказывает воздействие внешний мир; Я находится во власти бессознательных влечений; ему приходится считаться с нравственными запретами и угрозами карающей совести. Если Я вынуждено признать свою слабость, то в этом случае, подчеркивал З. Фрейд, у человека возникает страх - реальный страх перед внешним миром, невротический страх перед силой страстей Оно и страх совести перед Сверх-Я.

Одним из трудных вопросов, связанных с психоаналитическим пониманием истоков возникновения и природы страха, был вопрос о соотношении между вытеснением бессознательных влечений человека и образованием страха. Первоначально З. Фрейд полагал, что энергия вытеснения ведет к возникновению страха, то есть само вытеснение превращается в страх. В дальнейшем он пересмотрел свою позицию по этому вопросу. Согласно поздним представлениям З. Фрейда, при вытеснении происходит не новое психическое образование, ведущее к страху, а воспроизведение предшествующего страха. По его словам, страх создает вытеснение, а не вытеснение страх.

В конечном счете основатель психоанализа был вынужден признать, что чувство страха «не поддается нашему пониманию». Вопрос о происхождении страха как такового заставляет «оставлять бесспорно психологическую почву и вступить в пограничную область физиологии».

Отталкиваясь от идей З. Фрейда, многие психоаналитики сосредоточили свое внимание не только на концептуальном прояснении специфики страха как такового, но и на изучении различных видов страха. Если основатель психоанализа посвятил некоторые свои работы, включая «Анализ фобии пятилетнего мальчика» (1909), рассмотрению инфантильных страхов, то одни исследователи проявили повышенный интерес к изучению страхов младенцев (независимо от их половой принадлежности), в то время как другие - к осмыслению природы страхов девочек и женщин. В частности, Э. Эриксон (1902-1904) обратил внимание на специфические страхи, возникающие у многих девочек и женщин.

В работе «Детство и общество» (1950) Э. Эриксон высказал мысль, что страх остаться пустым (орально) или быть опустошенным (анально) имеет особое качество у девочек, поскольку образ тела девочки включает такое внутреннее содержание, от которого зависит ее дальнейшее осуществление как организма, персоны и носителя определенной роли. «Этот страх быть оставленной пустой или, проще, быть оставленной, по-видимому, является самым основным женским страхом, распространяющимся на весь период жизни женщины». Данный страх обычно усиливается с каждой менструацией и дает о себе знать особенно в климактерический период. По мнению Э. Эриксона, вызываемая этим страхом тревога может выражаться или в полном подчинении мужчине, или в стремлении «поймать» его и превратить в свою собственность.

В современном психоанализе обсуждение проблемы страха смещается в плоскость изучения тревожности человека. Тревожность рассматривается в качестве динамического центра неврозов. Начиная с работ К. Хорни (1885-1952), усмотревшей различие между страхом и тревогой, многие психоаналитики стали уделять большое внимание исследованию психологических условий возникновения тревожности, механизмов защиты от нее, путей и возможностей разрешения внутренних конфликтов, основанных на тревожности и ведущих к неврозам.

* * *

психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств - тревоги, беспокойства и др. в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности.

В начало словаря