Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "И" (часть 8, "ИНС"-"ИНТ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 8, "ИНС"-"ИНТ")

ИНСТИНКТ СОСТАВНОЙ

ИНСТИНКТ СОСТАВНОЙ - в психоанализе - согласно классической теории, сексуальный инстинкт взрослых «постепенно развивается из последовательных вкладов ряда составных инстинктов, представляющих определённые эрогенные зоны (Freud, 1940).

ИНСТИНКТИВНАЯ ПРОЗОРЛИВОСТЬ

ИНСТИНКТИВНАЯ ПРОЗОРЛИВОСТЬ - способность некоторых людей делать научные открытия как бы случайно, неожиданно столкнувшись с каким-то явлением. Например, многие люди видели, как собака выделяет слюну при виде посуды, из которой её обычно кормят. Но потребовался гений И.П.Павлова, чтобы увидев это, открыть факт существования условных рефлексов и создать затем классическую теорию научения. Синоним: Серендипность (лат. sereno - делать ясным, прояснять).

ИНСТИНКТИВНАЯ ТРЕВОГА

ИНСТИНКТИВНАЯ ТРЕВОГА - в психоанализе - страх перед собственными инстинктами. Синоним: Невротическая тревога.

ИНСТИНКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНСТИНКТИВНЫЙ

ИНСТИНКТИВНЫЙ - имеющий отношение к инстинкту. Неспециалистами часто используется в метафорическом смысле (например, "боксёр инстинктивно уклонился от удара").

ИНСТИНКТ-ТЕОРИЯ И ОБЪЕКТ-ТЕОРИЯ

ИНСТИНКТ-ТЕОРИЯ И ОБЪЕКТ-ТЕОРИЯ - термины, используемые для различения положений двух разных вариантов психоанализа - классического и более позднего. Согласно классической теории, психическая динамика связана с инстинктами и их превратностями, а с точки зрения объект-теории - с отношениями индивида со своими объектами. В первом случае считается, что ребёнок рождается адаптированным, то есть изначально имеющим связь с объектом (матерью), во втором (гипотезы М.Клейн, Фэрнбэрна), - что он только в ходе своего развития обретает способность иметь отношения с объектами. Третий вариант психоанализа, Эго-психология Гартмана, содержит некоторые аспекты и той, и другой гипотезы.

ИНСТИНКТЫ

ИНСТИНКТЫ - термин, обозначающий все известные инстинкты у животных и человека. Так, этологи считают доказанным существование у животных, по крайней мере, семи инстинктов: 1. пищевого инстинкта; 2. полового инстинкта; 3. инстинкта борьбы; 4. родительского инстинкта; 5. инстинкта сна; 6. инстинкта территориальных отношений и 7. инстинкта ухаживания. Дуальная гипотеза З.Фрейда (1920) предполагает, что у человека существует две группы инстиктов: инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос). Согласно некоторым другим систематикам, человек имеет до 170 инстинктов и даже более. Эти разногласия дискредитируют понятие об инстинкте и они вполне способны склонить то хрупкое равновесие, существующее в сознании многих людей между нативистами и инвайроменталистами в сторону последних, но вовсе не потому, что их убеждают в этом какие-то факты, а, скорее, в силу причин психологического свойства, то есть неопределённости самого понятия «инстинкт» и достаточно вольному его употреблению. Главное состоит, однако, в том, что надёжные сведения о роли наследственных факторов поведения и развития человека в настоящее время отсутствуют или их не так уж много, чтобы эту проблему считать хотя бы близкой к принципиальному решению.

ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА

ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА - определение и закрепление в обществе правовых, политических, социальных, традиционных норм, регулирующих порядок разрешения конфликта между общностями, группами и индивидами с различной этнической принадлежностью.

В обществах с жестко регламентируемой системой отношений происходит накопление проблем в процессе качественного и количественного изменения наций, поэтому деструктивная форма разрешения межэтнических конфликтов является типичной для подобных условий. Отсутствие регламентирующих межэтнические взаимоотношения институтов, неопределенность процедур разрешения спорных проблем, обострившихся противоречий ведет к значительным препятствиям при разрешении межэтнических конфликтов.

Такая ситуация складывается в обществах, находящихся также в состоянии трансформации, перехода от одной социальной системы к другой. Традиционные общества имеют жесткую систему взаимоотношений, основанную на обычаях, культах, традициях, авторитетах власти. Демократические политические общества создали правовую систему, регламентирующую взаимоотношения между представителями различных наций, этническим меньшинством и большинством, а также регулирующую миграционные процессы.

Наряду с государством неправительственные общественные организации, многонациональные корпорации, партии и объединения принимают активное участие в формировании межэтнической, межнациональной ситуации. И.м.к. предполагает частичное или полное признание и закрепление этнических различий, право на свободу и возможности для реализации интересов этнических групп и общностей. В то же время И.м.к. в ряде случаев может ограничивать право на свободу и возможности в соответствии с имеющимися ресурсами в обществе, определять нормативные средства, которые в дальнейшем могут быть использованы для урегулирования возникшего межэтнического конфликта.

ИНСТИТУТ

ИНСТИТУТ (лат. institutum - установление, учреждение) - 1. определённая форма организации общественной жизни и поведения людей (политические, культурные и др. институты); 2. совокупность норм права; 3. научное, учебное, лечебное, пенитенциарное и иное учреждение.

ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ МИРА

ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ МИРА - исследовательское, образовательное и научно-методическое учреждение, занимающееся разработкой проблем культуры мира, толерантности, согласия и диалога социальных общностей, включая межцивилизационное взаимодействие (С. Л. Прошанов, 2005). И. к. м. создан в 1999 г. в Казани. Одной из задач И. к. м. является подготовка кадров миротворцев-конфликтологов, а также специалистов по антикризисному управлению. Директор И. к. м. - доктор философских наук, профессор Э. Р. Тагиров.

ИНСТИТУТ ОБЩИЙ

ИНСТИТУТ ОБЩИЙ - специализированное употребление термина «институт» для обозначения места полного или частичного заключения осуждённых, где стиль жизни строго регламентирован.

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ - исторически сложившаяся на основе традиций или правовых норм устойчивая форма организации совместной деятельности людей. И. с. являются: собственность, государство, политические партии, семья, церковь, трудовые организации, учреждения образования и воспитания, наука, средства массовой информации. И. с. может являться объектом конфликта; его субъектом (участником); сферой, в которой возникают конфликты.

ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ КОНФЛИКТА

ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ КОНФЛИКТА (от лат. institutus - установление) - один из факторов управления конфликтом; рассматривается как воздействие формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок как на сам факт существования конфликта, так и на его возникновение, развитие и завершение. По мнению Л. Козера, сама социальная структура общества должна содержать гарантии единства внутригрупповых отношений перед лицом конфликта, определять степень его допустимости. На практике И. к. реализуется в формировании общественного мнения относительно дозволенных способов выражения антагонистических притязаний, уровня терпимости в отношении конфликтных ситуаций, а также в существовании в обществе механизмов проведения переговоров, поиска взаимовыгодных решений, в т. ч. в рамках законодательной, судебной и исполнительной власти.

ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ КОНФЛИКТА ПОЛИТИЧЕСКАЯ

ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ КОНФЛИКТА ПОЛИТИЧЕСКАЯ - комплексный феномен, предполагающий ряд конкретных мер и процедур: от нормального восприятия противоречий и конфликтов и их легитимации в общественном сознании до укоренения правил и норм конфликтного поведения в политико-правовой культуре общества и государства, организации групп интересов, формировании институтов регулирования политических отношений.

ИНСТРУКЦИЯ

ИНСТРУКЦИЯ (лат. instructio - наставление) - руководство по проведению некоторых процедур.

ИНСТРУМЕНТ

ИНСТРУМЕНТ (лат. instrumentum) - 1. орудие труда; 2. устройство для измерения некоторой переменной или оценки некоторого фактора; 3. психологический тест.

ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ

ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ (лат. instrumentum) - термин Д.Дьюи (1859-1952), характеризует более мягкую вариацию операционализма и других форм эмпиризма (требующих эмпирической проверки какой-либо концепции); допускает также более концептуальный и теоретический анализ.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ

ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ - процедура, в которой подкрепление реакции на стимул происходит в ходе оперирования со средой. Синоним: Оперантное обусловливание (в отличие от классического, Павловского).

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ - 1. относящийся к целенаправленному поведению; 2. характеризующий поведение, направленное на достижение определённой цели. Например, инструментальная агрессия, не предполагающая собственно агрессивности.

ИНСУЛИНКОМАТОЗНАЯ ТЕРАПИЯ

ИНСУЛИНКОМАТОЗНАЯ ТЕРАПИЯ (Sakel, 1935) - лечение инсулиновыми комами (в основном, не без успеха применялось при лечении некоторых форм шизофрении). В настоящее время данный метод используется редко, главным образом из-за его дороговизны и технологической сложности.

ИНСУЛЬТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНСУЛЬТ В ХОДУ

См. Инсульт прогрессирующий.

ИНСУЛЬТ ГЕМОРРАГИЧЕСКИЙ

ИНСУЛЬТ ГЕМОРРАГИЧЕСКИЙ (греч. heimatos - кровь, rhagos - разорванный, прорванный) - кровоизлияние в вещество головного мозга (паренхиматозное кровоизлияние), субарахноидальное пространство и субарахноидально-перенхиматозное. Кровоизлияние в вещество мозга (образование гематомы вследствие разрыва сосуда или пропитывание ткани мозга кровью, то есть диапедез - см.), чаще бывают связаны с артериальной гипертензией и локализуются в различных отделах больших полушарий (кора, подкорковые структуры, ствол мозга). При этом возникают общемозговые и локальные симптомы повреждения мозга (кома, гемипарез и т.п.), а позднее и различные психические нарушения. Субарахноидальный инсульт чаще бывает связан с разрывом аневризмы сосудов основания мозга. При этом наблюдаются кома, эпилептические припадки, менингеальные симптомы, поражения черепных нервов; возникающая очаговая симптоматика является относительно мягкой и/или преходящей.

* * *

Син.: Инфаркт мозга геморрагический. Инфаркт мозга красный. Острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК), обусловленное кровоизлиянием в мозг (см.) или в мозговые оболочки. Оно может быть внутримозговым (паренхиматозным), субарахноидальным и в форме нетравматической (спонтанной) субдуральной или экстрадуральной гематомы.

ИНСУЛЬТ ЗАВЕРШИВШИЙСЯ

Инсульт, при котором неврологический дефицит стабилизировался.

ИНСУЛЬТ ЗЕРКАЛЬНЫЙ

Ишемический инсульт с формированием инфаркта в одном полушарии большого мозга, сопровождавшегося снижением скорости кровотока и угнетением физиологических процессов в симметричных структурах противоположного полушария, что может привести к формированию в них второго («зеркального») ишемического инсульта.

ИНСУЛЬТ ИШЕМИЧЕСКИЙ

ИНСУЛЬТ ИШЕМИЧЕСКИЙ (греч. ischo - задерживаю, heima - кровь) - инфаркт мозга, развивается из-за уменьшения мозгового кровотока при сосудистой патологии, болезнях крови, сердца, при эмболии, тромбозе просвета сосуда и др. Развитию ишемического инсульта нередко предшествуют преходящие нарушения церебральной гемодинамики - ишемические атаки, то есть динамические нарушения мозгового кровообращения. При ишемическом инсульте считается типичным преобладание определяемой областью нарушения кровотока очаговой неврологической патологии над общемозговой. Возможно сочетание ишемии и геморрагии - ишемический инфаркт мозга.

* * *

См. Инфаркт мозга.

ИНСУЛЬТ ЛАКУНАРНЫЙ

Син.: Инфаркт мозга лакунарный. Ишемический инсульт с формированием в мозге мелкого инфарктного очага, трансформирующегося в небольшую (до 1,5 см в диаметре) полость (лакуну). Понятие морфологическое. Наиболее частыми причинами И.л. являются артериальная гипертензия и обусловленная ею церебральная микроангиопатия. Ввел термин И.л. в 1901 г. французский невропатолог П. Мари (P. Маri, 1853-1940).

ИНСУЛЬТ МАЛЫЙ

Инсульт с обратимым неврологическим дефицитом, при котором очаговая неврологическая симптоматика регрессирует в течение 3 недель.

ИНСУЛЬТ МИГРЕНОЗНЫЙ

Инсульт, возникающий у больного мигренью в период кульминации одного из тяжелых ее приступов. Он рассматривается как осложнение мигрени, так как его причиной могут быть общие с мигренью патогенетические факторы.

ИНСУЛЬТ ПРОГРЕССИРУЮЩИЙ

Син.: Инсульт в ходу. Инсульт, при котором симптоматика продолжает нарастать.

ИНСУЛЬТ С МИНИМАЛЬНЫМИ ОСТАТОЧНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ

Инсульт (см.), при котором остаточная очаговая неврологическая симптоматика минимальна и не оказывает существенного влияния на возможности пациента к адаптации.

ИНСУЛЬТ СМЕШАННЫЙ

Наличие одновременных проявлений ишемического и геморрагичекого инсультов. Например, кровоизлияние в ишемический очаг инфаркта мозга на фоне субарахноидального кровоизлияния, возникший в связи со стенозирующим процессом в сосудах.

ИНСУЛЬТ СПИНАЛЬНЫЙ

Острое нарушение спинального кровообращения. Чаще на фоне атеросклероза и постинфарктного кардиосклероза с нарушением сердечного ритма. Может быть эмболическим, неэмболическим и геморрагическим, в большинстве случаев в бассейне корешково-медуллярных артерий. Возможной причиной И.с. является флебит вен или атеровенозная мальформация спинного мозга.

ИНСЦЕНИРОВКА

ИНСЦЕНИРОВКА (лат. in - на, scena -сцена) - 1. переработка литературного текста для театра или кино; 2. болезненное ощущение искусственности, сделанности, неестественности происходящего. Синоним: Бред инсценировки. Рассматривается как симптом аллопсихической деперсонализации (см. Деперсонализация).

ИНТЕГРАТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ

ИНТЕГРАТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ ( лат. integer - целый) - термин Ч.Шеррингтона, обозначает свойство живого организма действовать ради самосохранения, самообучения и саморазвития, то есть так, будто в этом есть некий изначальный смысл или телеологический принцип. Синоним: Гештальт-функция.

ИНТЕГРАЦИЯ

ИНТЕГРАЦИЯ (лат. integer - целый) - 1. объединение в единое и обладающее новыми качествами целое каких-либо частей, элементов, фрагментов. Антоним: Дезинтеграция; 2. в психоанализе - считается, что психика человека начинается как неинтегрированное, неорганизованное Ид и только впоследствии она становится интегрированной в результате развития Эго; 3. согласно объект-теории, младенец начинает жизнь в состоянии первичной интеграции («единого, динамичного Эго»); 4. в психопатологии - формирование целостной патологической структуры, только в контексте которой отдельные симптомы приобретают определённое значение или имеют (могут иметь) конкретную количественную меру.

* * *

Функциональное объединение органов и тканей в единый организм.

* * *

(в конфликте) (от лат. integratio - восстановление, восполнение, от integer - целый) - вторая фаза в конфликте, следующая за дифференциацией. Это процесс сближения позиций и обоюдного учета интересов оппонентов. В ходе конфликта стороны (или одна из них) в силу разных причин начинают осознавать, что с помощью борьбы не удастся добиться намеченного. В результате участники начинают стремиться к соглашению или такому исходу конфликта, который был бы в той или иной степени приемлем для каждой из сторон. В то же время, И. далеко не всегда присуща завершению конфликта. При силовом решении проблемы в пользу одной из сторон И. отсутствует. Также нецелесообразно вести речь об И. при затухании или замораживании конфликта или при перерастании его в др. конфликт.

ИНТЕГРАЦИЯ ГРУППОВАЯ

ИНТЕГРАЦИЯ ГРУППОВАЯ - объединение людей в функциональные группы, обладающие качествами, которые не являются результатом простого сложения качеств отдельных людей (например, групповое сознание). Синоним: Функциональная группа.

* * *

- согласованность, упорядоченность и стабильность системы внутригрупповых процессов.

* * *

(от лат. integer - целый) - процесс упорядочения, структурирования внутригрупповых отношений единства, общих ценностей, оптимизации взаимоотношений.

* * *

(от лат. integratio - восстановление, восполнение, от integer - целый) - состояние группы, характеризующееся упорядоченностью внутригрупповых структур, согласованностью основных компонентов системы групповой активности, устойчивостью субординационных взаимосвязей, стабильностью и преемственностью их функционирования и т. п. признаками, свидетельствующими о психологическом единстве, целостности социальной общности. И. г. проявляется в относительно непрерывном и автономном существовании группы, что предполагает наличие процессов, препятствующих нарушению психологической сохранности группы: отсутствие интегративных свойств неизбежно ведет к росту конфликтности группы, и далее - к ее распаду. Способы сохранения И. г. в конфликтогенных ситуациях различаются для групп разного уровня развития. В коллективах они имеют адекватный характер, а в группах более низкого уровня развития - неадекватный, проявляющийся в несоответствии средств сохранения И. г. ее целям. Сохранение И. г. в одной сфере деятельности группы достигается за счет ее разрушения в др. деятельностных сферах (В. А. Петровский, 1985). В малых группах существуют два взаимодополняющих психологических механизма, обусловливающих преодоление конфликтогенных ситуаций и сохранение: 1) резистентность - способность группы оказывать сопротивление возмущающим ее конфликтогенным факторам; 2) устойчивость общих для членов группы ценностных ориентаций. Резистентность наиболее ярко проявляется в высокоорганизованных группах, где межличностные отношения в значительной мере опосредованы содержанием совместной деятельности; устойчивость - в слабоорганизованных группах с ярко выраженной просоциальной направленностью. Группы высокого уровня развития в производственных конфликтогенных ситуациях проявляют активную тенденцию к их преодолению адекватным образом: путем мобилизации деловых качеств членов, организованности. Группы низкого уровня развития либо в слабой мере проявляют тенденцию к преодолению конфликтогенных ситуаций, либо преодолевают их, используя неадекватные способы: нарушая нравственные и профессиональные нормы, дискриминируя низкостатусных членов, усматривая в них виновников возможного неуспеха в деятельности.

ИНТЕГРАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ

ИНТЕГРАЦИЯ КУЛЬТУРНАЯ - смешивание, объединение элементов разных культур.

ИНТЕГРАЦИЯ ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ

ИНТЕГРАЦИЯ ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ - объединение элементов разных моделей поведения в новую и более сложную и гибкую поведенческую модель.

ИНТЕГРАЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ

ИНТЕГРАЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ - функционирование психики как единого, скоординированного целого (то есть без признаков расщепления, диссоциации, автономизации отдельных элементов психического). Природа психической интеграции, согласно некоторым гипотезам, в основном, принадлежащим современным психоаналитикам, состоит в появлении в раннем детском возрасте базисной структуры личности, позднее осознаваемой индивидом как чувство собственной идентичности.

ИНТЕГРАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ В ОБЩЕСТВО

ИНТЕГРАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ В ОБЩЕСТВО - тенденция, которая рассматривается как альтернатива госпитализации в психиатрический стационар и традиционной общей системе психиатрического здравоохранения. Вмешательства структурированы при этом в рамках реабилитационной модели. Тем самым психиатрические пациенты с тяжёлыми расстройствами побуждаются к тому, чтобы использовать в качестве модели социального поведения здоровых представителей общества, а не других больных. Конечной целью для каждого пациента является получение максимальной социальной поддержки при пользовании обычными коммунальными ресурсами. Усилия по интеграции адресуются пациентам, которые вследствие болезни потеряли способность к самостоятельной жизни и организованному поведению. Им помогают развивать навыки, необходимые для вхождения в нормальный мир, помогать друг другу, играть более полезную роль в обществе, подниматься на более высокий уровень функционирования (Рейми, 2005). Наконец, такая система более выгодна для государства, поскольку содержание психиатрических больниц связано с немалыми материальными расходами, которых обычно сильно недостаёт. Несомненные теоретические преимущества данной модели психиатрической помощи в значительной степени нейтрализуются практикой жизни. В частности, пребывание психотика в семье нередко является для неё тяжёлым экономическим, но главное, - тяжелейшим психологическим бременем, настоящим стрессом, особенно если там есть дети, а другие члены семьи вынуждены много работать. Нередко психиатрические пациенты в силу беззащитности и виктимности подвергаются опасности со стороны криминальных личностей, чего их близкие не всегда бывают способными это предотвратить. Кроме того, идеализировать «нормальный мир» всё же не следует, в нём слишком много такого, что не является нормальным, в том числе и потому, что эта ненормальность в первую очередь связана с большим и, повидимому, неуклонно растущим числом личностных аномалий в обществе. Как не стоит утверждать и того, что в психиатрической больнице пациенты предоставлены исключительно самим себе и что в плане социальной реабилитации там с ними никто ничего не делает В психиатрической больнице порядка бывает иногда куда больше, чем в анормальном обществе, а пациенты могут быть и более разумными и вовлечеными в здоровые формы жизни много успешнее, чем вне больницы.

ИНТЕГРАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

ИНТЕГРАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - процесс сотрудничества различных классов, социальных групп, объединение в единое целое различных элементов общества. Существует множество определений социальной интеграции (Т.Гобсс, Дж.Локк, Э. Дюркгейм, М.Вебер, Т.Парсонс и др.). Различают групповую интеграцию - процесс Превращения группы в единое целое на основе взаимного приспособления членов группы друг к другу. Степень групповой интеграции обусловлена степенью осознания своей принадлежности к группе, признанием ее целей, ценностей и норм.

-----------------------------------

ИНТЕГРАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - принятие индивидом стандартов группы таким образом, что он становится и чувствует себя её частью.

* * *

(от лат. integratio - восстановление, восполнение, от integer - целый) - состояние связанности и гармоничности отношений основных социальных групп и общностей государства (общества), а также процесс, ведущий к такому состоянию. Достижение И. с. сводит к минимуму возникновение социальных конфликтов в обществе.

ИНТЕГРАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ

ИНТЕГРАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ - термин, подчёркивающий функциональный, операциональный аспект любой интеграции.

ИНТЕГРАЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ (НАЦИОНАЛЬНАЯ)

ИНТЕГРАЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ (НАЦИОНАЛЬНАЯ) - процесс сближения этнических общностей.

Как правило, И.э. является эффективным средством экономического, политического и духовного возрождения и развития нации или народности. По мере развития этнической группы, общности, она вступает во все возрастающее количество разнообразных связей и взаимоотношений (политического, экономического, социального, культурного характера) с другими этносами.

Главным критерием для оценки направленности процесса И.э. (его допустимых границ) являются социально-экономическая, культурная самостоятельность и самобытность этнической группы, общности. При неблагоприятных условиях И.э. может замедлиться и начаться обратный процесс - дезинтеграция - т. е. разрыв связей и отношений между этническими общностями. Негативные последствия этого явления связаны с потерей этнической самобытности и самостоятельности данной этнической общности. Нередко она стремится сознательно ограничить сферу влияния чужой культуры, рассматривая это как угрозу своей целостности.

Процесс И.э. может существенно тормозиться по вине отдельных политических лидеров или в связи с активным сопротивлением этому объединению большинства жителей страны. Экономическая интеграция является общепризнанным и благоприятным условием развития этносов. Политической интеграции этносов в границах независимых государств способствует создание международных организаций и объединений.

Социокультурная интеграция этносов способствует росту и развитию их духовной жизни, обмену достижениями науки, литературы и искусства, повышению качества образования. Интеграция в области этнической культуры осуществляется путем укрепления связей и контактов между людьми, в том числе и на бытовом уровне (напр., растет количество смешанных браков).

В настоящее время в отношениях наций и народностей превалирует процесс сближения культур и создания общемировой культуры. Этнические особенности и различия при этом не исчезают, а сохраняются. Процесс И.э. происходит как на уровне отдельных государств, так и внутри них, отдельного этноса, нации, общества, многоэтнической страны. Межнациональная рознь, дезинтеграция тормозят этническое развитие. И.э. близка к явлению консолидации (см.: Консолидация этническая).

ИНТЕЛЛЕКТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИНТЕЛЛЕКТ АБСТРАКТНЫЙ

ИНТЕЛЛЕКТ АБСТРАКТНЫЙ - способность творчески решать новые проблемы. Синоним: Интеллект текучий.

ИНТЕЛЛЕКТ ЖИВОТНЫХ

ИНТЕЛЛЕКТ ЖИВОТНЫХ - |лат. intellectus - разумение, понимание] - высшая форма психической деятельности животных (обезьян и ряда других высших позвоночных), отличающаяся отображением не только предметных компонентов среды, но и их отношений и связей (ситуаций), а также нестереотипным решением сложных задач различными способами с переносом и использованием различных операций, усвоенных в результате предшествующего индивидуального опыта. И. ж. проявляется в процессах мышления, которое у животных всегда имеет коикретный чувственно-двигательный характер, является предметно отнесенным и выражается к практическом анализе и синтезе устанавливаемых связей между явлениями или предметами, непосредственно воспринимаемыми в наглядно обозреваемой ситуации. Оно всецело ограничивается биологическими закономерностями, чем обусловливается его принципиальное качественное отличие от мышления человека, неспособность даже человекообразных обезьян к абстрактному понятийному мышлению и пониманию коренных причинно-следственных связей. К. Э. Фабри

ИНТЕЛЛЕКТ ИСКУССТВЕННЫЙ

ИНТЕЛЛЕКТ ИСКУССТВЕННЫЙ - название вычислительных устройств, моделирующих некоторые аспекты умственной деятельности человека.

ИНТЕЛЛЕКТ КОНКРЕТНЫЙ

ИНТЕЛЛЕКТ КОНКРЕТНЫЙ - способность эффективно функционировать при решении конкретных проблем.

ИНТЕЛЛЕКТА (УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ) КОЭФФИЦИЕНТ

ИНТЕЛЛЕКТА (УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ) КОЭФФИЦИЕНТ - любой индекс развития интеллекта, полученный из отношения значения, набранного по тесту интеллекта, к возрастной норме данного индивида.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ - направление в философии и психологии, в котором решающее значение в функционировании сознания и в процессе познания действительности отводится теоретической умственной деятельности (в противовес эмпиризму).

* * *

(в психологии развития) [лат. intellectus - разумение, понимание] - психологический синдром, складывающийся в дошкольном возрасте и проявляющийся в опережающем возрастные нормы развитии словесно-логического мышления при отставании в развитии образной и эмоциональной сфер психики. Основой для возникновения И. является воспитание, ориентированное на раннее умственное развитие ребенка и раннее начало обучения школьного типа (дома или в различных центрах умственного развития дошкольников). Представленность «дошкольных» видов деятельности (игры, рисования, конструирования) оказывается существенно меньшей, чем у других детей, что и приводит к отставанию в развитии эмоциональной сферы и образных форм познания. В дальнейшем ребенок уже сам стремится к интеллектуальным занятиям, в которых его достижения наиболее высоки, и избегает тех видов деятельности, в которых он неуспешен. Это еще более усиливает дисгармоничность его психического развития. Как правило, школьные успехи детей с И. достаточно высоки (хотя иногда возникают трудности в учебных предметах, требующих развитых образных представлений, - геометрии, физике). Вместе с тем, односторонность психического развития этих детей часто приводит к нарушениям общения со сверстниками. В младшем школьном возрасте эти нарушения могут отчасти компенсироваться успешно складывающимися отношениями со взрослыми и старшими детьми. Однако в подростковом возрасте, в связи с типичной для него особо высокой потребностью в общении со сверстниками, у детей, страдающих И., нередко наблюдаются состояния выраженного эмоционального дискомфорта. Для коррекции И. большое значение имеет формирование у ребенка средств общения (в частности, в психологических группах общения). А.Л.Венгер

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НАЦИИ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НАЦИИ - термин, применяемый для выражения отношения по поводу присвоения нацией результатов интеллектуальной деятельности своих членов, представленных в форме произведений науки, литературы и искусства, в т. ч. открытий, изобретений, рационализаторских предложений, промышленных образцов, программ для ЭВМ, баз данных, торговых знаков, фирменных наименований и т. д. Духовной основой суверенитета всякой нации является ее интеллектуальный потенциал.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ - это такие национально-психологические особенности, которые определяют специфику интеллектуально-познавательной активности представителей конкретных этнических общностей.

Особое сочетание таких характеристик, как степень приверженности логике, широта и глубина абстрагирования, скорость мыслительных операций, специфика организации мыслительной деятельности и др., обусловливает своеобразные параметры интеллектуальной активности. Например, у французов присутствуют математический склад ума и прирожденная интеллектуальная изобретательность. У англичан - высокая способность к интеллектуальному восприятию мира, слабая скорость мыслительных операций, нелюбовь к абстрактным умозаключениям и интеллектуальный практицизм. Считается, что у некоторых азиатских и африканских народов мышление несколько заторможенное.

Соотношение разных по силе, глубине, целостности, активности и избирательности восприятий, полноте и оперативности представлений, яркости и живости воображения и т. д. порождают специфические познавательные характеристики мыслительной деятельности представителей разных народов. В частности, для французов свойственны богатство воображения, настойчивая пытливость и смелость в познании окружающего мира. А для англичан - слабое воображение, недостаточная активность в абстрагировании, немцам и китайцам присущ познавательный практицизм.

Согласно современным исследованиям нейрофизиологов и психологов И.-п. н.-п.о. являются следствием вовлечения в работу разных зон коры головного мозга представителей различных этнических общностей, а также результатом разной взаимозависимости активности этих зон.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА -

качества личности, являющиеся результатом образования, научения и непосредственно определяемые уровнем развития мышления личности.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ (лат. intellectus - ощущение, восприятие; понимание, разумение; понятие, рассудок; смысл, значение) - 1. относящийся к развитому интеллекту; 2. являющийся проявлением интеллекта или чего-либо, с ним связанного. Например, расстройство интеллектуального развития.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ИНТЕРФЕЙС

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ИНТЕРФЕЙС (...от англ. inter-fase - система унифицированных связей и сигналов) - разновидность операторского интерфейса, существенно расширяющая возможности взаимодействия человека и ЭВМ за счет: 1) увеличения диапазона способов ввода и вывода, посредством которых происходит взаимодействие (напр., речевой ввод -вывод); 2) обогащения грамматики ввода и вывода; 3) попытки кооперации с пользователем в достижении цели. Эти расширения отражают многорежимный характер, богатый синтаксис, семантику и обобщение подхода к взаимодействию между людьми. Все они требуют, чтобы система взаимодействия имела модель мира задачи, в которой работают система и пользователь и которые близко соответствуют модели этого мира в уме пользователя. Отличие традиционного и И. и. показано на рис. 5. В традиционном интерфейсе (а) независимо от выбранной структуры диалога входные сообщения, получаемые через процессы ввода, механически преобразуются в форму, удобную для релевантного (уместного) рабочего процесса. Выходные сообщения из рабочего процесса подвергаются подобному преобразованию, но в обратном порядке. Адаптивные средства лишь расширяют возможности механизмов преобразования, но в сущности не меняют их суть. Основная же особенность И.41. (б) состоит в том, что преобразования, включенные в интерфейс, должны осуществляться в контексте отображаемой предметной области. Поэтому И. и. должен обладать необходимыми знаниями о мире задачи, в которой функционирует он и пользователь. Для интерпретации входных сообщений от пользователя в свете системной модели мира задачи используется при этом методика распознавания образов. Создание И. и. является сферой совместных исследований в области взаимодействия человека и ЭВМ, искусственного интеллекта и инженерной психологии. Однако, несмотря на то, что на ограниченных контекстах (т. е. с помощью ограниченной модели мира) получены в ряде случг1ев неплохие результаты, проблема создания И. и. пока еще не может считаться полностью решенной (Р. Коутс, И. Влеймник).

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ (лат. intelligentis - знающий, понимающий, разумный) - 1. термин русского писателя 60-х годов 19 века П.Д.Боборыкина, призван обозначать глубокую внутреннюю культуру поведения, основанную как на природном, так и на развитом благодаря серьёзному образованию интеллекте. Это, в свою очередь, как предполагается, позволяет индивиду вполне осознавать фундаментальное значение базовых духовных ценностей, включая самоуважение, уважение достоинства других людей, их прав, свободы самовыражения и тем самым выстраивать свои межличностные отношения в соответствии с высокими стандартами поведения, а также давать некие моральные санкции на те или иные социальные действия. «Интеллигентный человек, - пишет В.М.Шукшин (1924-1974), - это неспокойная совесть, ум, полное отсутствие голоса, когда потребуется - для созвучия «подпеть» могучему басу сильного мира сего, горький разлад с самим собой из-за проклятого вопроса:»что есть правда», гордость...И сострадание к судьбе народа. Неизбежное, мучительное».; 2. термин с негативными коннотациями в отношении людей, которые прикрывают свою внутреннюю никчёмность якобы бескорыстной, самоотверженной преданностью высоким духовным ценностям. Когда Л.Н.Гумилёва, историка и автора идеи о пассионарности (1912-1992), спросили, считает ли он себя интеллигентом, учёный ответил:»Боже меня сохрани! Нынешняя интеллигенция - это такая духовная секта. Что характерно: ничего не знают, ничего не умеют, но обо всём судят и совершенно не приемлют инакомыслия». Хорошо известны брошенные в сердцах В.И.Лениным слова о российских интеллигентах, сильно задевающие многих из них и не потерявшие значения и поныне, хотя немалое числе современников, включая и врагов В.И.Ленина, считает, что сам он был интеллигентом в высшей степени и в лучшем значении этого термина.

* * *

(от лат. intelligens - понимающий, мыслящий) -совокупность личностных качеств человека, свидетельствующих о его деятельной ориентации на общечеловеческие ценности, приобщение к богатствам мировой культуры, следование велению совести и чувству справедливости, о его способности к состраданию, порядочности и тактичности, терпимости к инакомыслию, принципиальности и чувстве меры, позволяющие отнести его к носителям передовой культуры.

ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫЙ

ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫЙ - (лат. intelligibilis умопостигаемый, познаваемый, мыслимый), философский термин, означающий предмет или явление, постигаемые только разумом или интеллектуальной интуицией; широко употребляется в схоластике и философии И. Канта. Противоположность интеллигибельному - сенсибельное, постигаемое с помощью чувств.

ИНТЕНСИВНОСТЬ

ИНТЕНСИВНОСТЬ (лат. intensio - напряжение, усиление) - 1. степень испытываемого индивидом ощущения, усилия, переживаемой эмоции, активности сознания; 2. мера количества физической энергии (например, интенсивность звука); 3. энергичность или сила демонстрируемых моделей поведения.

Предыдущая страница Следующая страница