Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "С" (часть 34, "СРЕ"-"СТЕ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 34, "СРЕ"-"СТЕ")

СРЕДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СРЕДСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - материальные, энергетические или информационные образования, с помощью которых реализуется деятельность. С. д. подразделяются на внешние и внутренние. Внешние средства- те, которые использует человек и которые находятся вне его (см. Технические средства деятельности). Внутренние средства-внутренне присущи человеку; под ними понимаются такие компоненты деятельности человека, как знания, навыки, умения, программы действий, образы, понятия и т. п. К внутренним С. д. следует отнести и ту потенциальную энергию, которая заключена в двигательном аппарате человека. Между внешними и внутренними С. д. существуют сложные взаимодействия. Внутренние средства при их оптимальной организации могут компенсировать недостатки внешних средств, и наоборот, многие достоинства внешних С. д. могут оказаться неиспользованными при низком уровне организации внутренних средств.

СРЕДСТВА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ

СРЕДСТВА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ (СЖО) - совокупность технических, физико-химических, медико-биологических и психологических средств на рабочем месте, создающих условия для заданной работоспособности человека и защищающие его от воздействия неблагоприятных факторов. В зависимости от применения СЖО бывают индивидуальными и коллективными, стационарными и транспортируемыми (в частности, ранцевыми), штатными и аварийными; в зависимости от заданной продолжительности применения - автономными и с периодическим снабжением расходуемыми ресурсами; в зависимости от вида используемых технологических процессов - физико-химическими и биологическими. Для конкретных условий деятельности операторов СЖО выбирают в соответствии с медико-биологическими, техническими, экономическими, организационными требованиями, а также требованиями безопасности человека и задачами выполняемой деятельности. СЖО должны соответствовать нормативам на условия среды обитания, а при работе человека (экипажа) в автономном режиме - и нормативам на потребляемые человеком вещества (кислород, вода, пища). При построении СЖО учитывают компоновочные и конструктивные особенности рабочих мест и функциональных помещений, а также при необходимости - возможности источников энергии. Требования большой продолжительности функционирования и значительной автономности СЖО затрудняют обеспечение их надежности и ее предварительную (на стадии проектирования) и окончательную (в процессе испытаний) оценку. Для СЖО длительного функционирования целесообразно предусмотреть возможность их обслуживания и восстановление силами операторов в случае отказа. Автономность системы предполагает, что СЖО не дадут необратимого отказа за время их эксплуатации в автономном режиме. Надежность СЖО зависит не только от надежности работы технических устройств, но и от надежности работы операторов, обслуживающих СЖО, необходимого резерва расходуемых материалов и запасных элементов, от степени изученности системы, а также от соответствующих резервов времени операторов при отказах. В вопросах обеспечения надежности СЖО возрастает роль исследований с использованием математических (включая имитационное моделирование), физических (включая длительные комплексные эксперименты с участием людей) и психологических моделей. Некоторые методы исследования целесообразно применять не только в лабораторных, но и в реальных условиях.

СРЕДСТВО ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

СРЕДСТВО ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ - элемент рабочего места человека-оператора, предназначенный для формирования информационной модели. С. о. и. обеспечивает передачу оператору информации об объектах контроля и управления, а также окружающей среде. Множество воспроизводимых им сигналов, несущих информацию о свойствах объектов (и среды) и организованных в соответствии с определенными правилами, и является для наблюдателя отображением -или информационной моделью реальной обстановки. Воспринимая информационную модель, человек анализирует и оценивает реальную ситуацию, определяет состояние наблюдаемого объекта и принимает те или иные решения. По своему смыслу понятие С. о. и. весьма близко к понятию индикатор и зачастую между ними не делается существенного различия. Иногда же понятие С. о. и. понимается в несколько расширенном смысле и в него, помимо собственно индикационной части, включают также устройства, управляющие отображением: знакогенераторы, устройства коммутации, дешифраторы и п.

СРЕДЫ ВОЗДЕЙСТВИЕ

СРЕДЫ ВОЗДЕЙСТВИЕ - суммарное воздействие всех факторов окружающей среды на развитие и функционирование организма.

СРЕЗАТЬ (СЛОВОМ)

СРЕЗАТЬ (СЛОВОМ) - резко ответить, огорошить, дать острый обидный ответ. Вряд ли это когда-либо оправдано.

СРОДСТВО ДУШ

СРОДСТВО ДУШ - духовная близость, притяжение, духовный зов друг к другу двух или более индивидов.

И в то же время Вертер стал ей так дорог, и с первой минуты знакомства так ярко сказалось их духовное сродство… (В. Гёте, Страдания юного Вертера)

Меж тем моя душа сроднилась уж с тобою

Ей нужно так любить! Да! В мире для нее

Нужна душа другая, которой бы порой

Хоть знак подать, что мы, друг друга понимая,

Свершаем путь земной!

(А. Майков, Полонский! Суждено опять судьбою…)

Ср. любовь, совместимость.

СРЫВ

СРЫВ - утрата самоконтроля над своими действиями, самообладания вследствие прорвавшихся наружу сильных эмоций. Ср. аффект, отыгрывание, пароксизм. Ср. поведение Раскольникова во время допроса следователем (Ф. Достоевский, Преступление и наказание).

СРЫВ СЛЕЖЕНИЯ

СРЫВ СЛЕЖЕНИЯ - крайний случай нарушения сенсомоторной координации. Под ним понимается ситуация, при которой величина дисперсии ошибки слежения равна дисперсии входного сигнала. Иными словами, это равносильно полному бездействию оператора. Системное исследование показывает, что при слежении за периодическими сигналами срыв деятельности может быть вызван следующими причинами: усложнением деятельности (увеличением частоты предъявляемого сигнала), утомлением, изменением отношения оператора к выполняемой деятельности. В каждом из этих случаев С. с. носит специфический характер, объясняющийся нарушением устойчивости различных сторон деятельности. Частота С. с. определяется главным образом возможностями оператора прогнозировать предъявляемый сигнал.

ССОКОЛОВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

С-СОН

С-СОН - медленноволновый сон. См. Сон.

ССЫЛКИ НА СЕБЯ ЭФФЕКТ

ССЫЛКИ НА СЕБЯ ЭФФЕКТ - обобщение, согласно которому индивид лучше запоминает относящийся к себе материал, нежели тот, что к нему не относится.

СТАБИЛИЗИРУЮЩИЕ НАСТРОЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

СТАБИЛИЗИРУЮЩИЕ НАСТРОЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА - нормотимики (препараты лития, некоторые антиконвульсанты и антидепрессанты - см.). Синоним: Стабилизаторы настроения.

СТАБИЛЬНОСТЬ

СТАБИЛЬНОСТЬ (лат. stabilis - устойчивый) - 1. в теории личности - черта, которую характеризует отсутствие чрезмерных эмоциональных изменений; 2. в генетике - относительная инвариантность генетически определяемых факторов в разных поколениях; 3. в статистике - надёжность и непротиворечивость статистики; 4. общее значение - характеристика любого неизменного состояния. Стабильность и постоянство - традиционные ценности китайской культуры.

СТАГНАЦИЯ

СТАГНАЦИЯ (лат. stagnum - стоячая вода) - застой, остановка развития личности, общества.

СТАДИИ АЛКОГОЛИЗМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТАДИИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТАДИИ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

СТАДИИ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА - согласно Е.Erixon (1963), существует восемь стадий жизни человека, на каждой из которых индивид проявляет (или не способен проявить) «качества Эго - тот критерий, который свидетельствует, что на данной стадии Эго индивида достаточно сильно для того, чтобы интегрировать график развития своего организма со структурой общественных институтов». Это следующие стадии (см.): 1. доверие против базового недоверия (соответствует оральной фазе классической теории); 2. автономия против стыда и сомнения (соответствует анальной фазе классической теории); 3. инициатива против вины (соответствует фаллической и Эдиповой фазам классической теории); 4. трудолюбие против неполноценности (соответствует латентной фазе классической теории); 5. идентичность против диффузии ролей (соответствует подростковому возрасту и юности); 6. близость против изоляции (соответствует возрасту «расцвета» сил); 7. генеративность против стагнации (соответствует среднему возрасту); 8. целостность Эго против отчаяния (соответствует старости). См. Стадии развития человека.

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТАДИЙ ТЕОРИЯ

СТАДИЙ ТЕОРИЯ - любая теория, представляющая развитие как последовательное движение от одной его стадии к другой. Стандартные критерии научной адекватности требуют, чтобы такая теория отвечала следующим характеристикам. Она должна: 1. предсказывать качественные различия системы, появляющиеся со временем; 2. принять инвариантность последовательности стадий, их неизменный порядок смены одна другой; 3. принять структурную последовательность стадий, то есть их общую концептуальныю основу; 4. принять иерархический принцип интеграции структур от одной стадии к другой так, чтобы более поздняя стадия включала в себя и расширяла структуры более ранней стадии. Ряд известных теорий развития построен именно таким образом (теория когнитивного развития Ж.Пиаже, теория морального развития Колберга и др.). Создание теории развития личности человека на указанных принципах весьма способствовало бы интеграции разных направлений психологии в одно целое и могло бы стать одной из важных концептуальных основ психопатологии.

СТАДИЯ

СТАДИЯ (греч. stadio - стадия, этап, ступень развития, существования) - период в развитии чего-либо, имеющий свои качественные особенности, свою собственную внутреннюю связность. Термин «фаза» предполагает цикличность, а «уровень развития» - определённую точку в процессе или на континууме.

СТАДИЯ ЗЕРКАЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТАДИЯ КОНФЛИКТА

СТАДИЯ КОНФЛИКТА - См. Этап конфликта.

СТАДНОЕ ЧУВСТВО

СТАДНОЕ ЧУВСТВО - своеобразное психическое состояние индивидов, находящихся в толпе, характеризующееся возбужденностью, моноидеизмом (см.), нетерпимостью, часто - жестокостью и другими отрицательными эмоциями. В толпе индивид легко подвержен эмоциональному заражению.

Толпа - явление анормальное, вредное. Быть может, атавистический пережиток стадности первобытного человека (A.B. Миртов, Умение говорить публично).

В толпе, в массе людей, отдельное лицо находится до некоторой степени в состоянии опьянения, при котором деятельность чувства повышена, а интеллектуальная сфера, напротив, в качественном отношении стоит ниже обычного уровня. Близость многих людей порождает возбужденное настроение (Н. Ферстнер, Творческая фантазия).

Ср. изображение психического состояния шахтеров и их жен, собравшихся бастующей толпой и атаковавших вызванных солдат (Э. Золя, Жерминаль).

Что бы ни говорили защитники народного смысла, толпа есть соединение хотя бы и хороших людей, но соприкасающихся только животными, гнусными сторонами… и выражающих только слабость и жестокость человеческой природы (Р. Роллан, Жизнь Микеланджело).

СТАЗ

СТАЗ (греч. stasis- стояние, неподвижность) - 1. устойчивое, неизменное состояние. Отсюда термин «статичный»; 2. в медицине - резкое замедление или остановка движения содержимого в трубчатых органах (в сосудах, кишечнике и др.).

СТАНДАРТ

СТАНДАРТ (англ. standard - образец, мерило, норма; знамя, флаг) - 1. вообще - основа для сравнения, для создания оценочных суждений или измерений; 2. любое социально одобряемое и ожидаемое поведение в обществе («норма» от стандарта отличается тем, что представляет «типичное» или «репрезентативное» поведение, то есть имеет количественную характеристику).

СТАНДАРТИЗАЦИЯ

СТАНДАРТИЗАЦИЯ - в психологии - процессы и процедуры установления набора стандартов использования психометрического теста. Для этого отбирают репрезентативные для данной популяции группы людей, по результатам тестирования которых отрабатывают процедуры применения теста, методы подсчёта, оценки и интерпретации получаемых данных.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ В ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

СТАНДАРТИЗАЦИЯ В ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ (от англ. standard - образец...) - процесс установления и применения стандартов в области инженерной психологии. На необходимость этого одним из первых в нашей стране указал Б. Ф. Ломов, который еще в 1967 г. отмечал, что «наступило время серьезно заняться изучением человеческих факторов в целях их ибо от них зависит качество и надежность выпускаемой продукции». Наиболее эффективным оказывается применение стандартных методик при проектировании СЧМ. В этом случае эффект проявляется как в сфере собственно проектирования, так и эксплуатации СЧМ. Применение стандартных методик приводит обычно к уменьшению затрат на проектирование СЧМ и появлению дополнительных источников экономии, основными из которых являются следующие: 1) сокращение объемов, трудоемкости, стоимости и сроков выполнения проектных работ вследствие повторного использования ранее выпущенной документации; 2) сокращение расхода материала; 3) снижение потерь времени на согласование и утверждение ранее выпущенной документации. Снижение эксплуатационных расходов в результате внедрения стандартов по учету человеческого фактора может происходить за счет любой из причин, способствующих получению экономического эффекта от внедрения инженерно-психологических разработок (см. Экономическая эффективность инженерно-психологических разработок). Наиболее важной из этих причин в данном случае является повышение надежности и производительности труда оператора. Система стандартов, регламентирующих человеческий фактор в технике, должна занять свое место в единой системе государственной стандартизации и стать мощным рычагом в деле повышения качества продукции. В настоящее время в стране создано и внедрено несколько десятков ГОСТов на СЧМ. Основные направления стандартизации - терминология и общие эргономические (инженерно-психологические) требования к отдельным элементам СЧМ. Стандартизация инженерно-психологических требований является основой для внедрения достижений инженерной психологии в практику. Другое направление - разработка стандартов на условия, процедуры и методы проведения инженерно-психологических исследований. В этом комплексе документов основная роль должна принадлежать разработке последовательности этапов проектирования СЧМ, их содержанию, месту и роли в едином процессе проектирования СЧМ. Стандарты на инженерно-психологические требования и методики вначале разрабатываются как межотраслевые (общегосударственные), а затем детализируются по видам отраслей. И, наконец, третье направление С. в и. п. связано с учетом положений инженерной психологии при разработке стандартов на отдельные конкретные образцы продукции производственного и бытового назначения. Напр., многие положения инженерной психологии использованы в стандартах на различные типы металлорежущих станков, автомобилей, самолетов, тепловозов, бытовых приборов й т. п.

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ - линейное или нелинейное преобразование исходных оценок, получаемых, как правило, в результате психологического тестирования. Смысл преобразований исходных тестовых оценок заключается в изменении характера их распределения, с тем чтобы облегчить понимание и интерпретацию полученных результатов. Это дает возможность сравнения оценок полученных разными испытуемыми при обследовании по одной из психологических методик или оценок одного испытуемого по разным методикам. Для С. п. п. чаще всего используется три основных вида преобразований: 1) приведение к нормальному виду; 2) приведение к стандартной форме; 3) квантильная стандартизация (минимальное изменение оценок). Эти три вида преобразований следует рассматривать не как независимые и самостоятельные процедуры, а как последовательность шагов представления результатов исследования (тестирования) в виде, удобном для осмысления и интерпретации. Преобразование исходного распределения полученных оценок обусловлено тем, что С. п..п. основана на т. н. аксиоме нормальности, т. е. на предположении о том, что все психофизиологические характеристики распределены в популяции по нормальному закону. Поэтому исходные оценки (т. н. «сырой материал») предварительно должны быть приведены к нормальному виду. Для нормализации распределения используются логарифмические (при левосторонней асимметрии), либо тригонометрические и степенные (при правосторонней асимметрии) преобразования исходного материала. Преобразование оценок к стандартному виду дает возможность сопоставления результатов, полученных с помощью различных методик, и устранения различий в размерностях. Для этого исходные (тестовые) оценки нормируются путем введения единого масштаба и центрируются путем совмещения максимума фактической кривой распределения (приведенного предварительно в случае необходимости к нормальному виду) с осью ординат. Таким образом могут быть получены стандартные оценки трех видов: Z-оценки, Т-оценки и стэны. Квантильная стандартизация проводится с целью определения положения испытуемого в нормативной выборке (В. М. Мельников, Л. Т. Ямпольский).

СТАНДАРТНОЕ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

СТАНДАРТНОЕ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - изучение национально-психологических особенностей людей, не предполагающее в ходе его осуществления межкультурного сравнения.

Объектом С.э.и. выступает национальное сознание или самосознание, национальные ценности и ориентации, потребности и мотивы, национально-психологические особенности, традиции, привычки и обычаи, специфика авто- и гетеростереотипов, этнических установок и своеобразие поведения представителей конкретных наций и народов.

Для проведения С.э.и. необходимо создание оригинальных, специально разработанных методик исследования, адекватных его целям и задачам; либо адаптированная к конкретной общности модификация существующих в психологии методик изучения сознания личности, ее психических процессов, состояний и образований,

В настоящее время разработана специальная программа С.э. и., предполагающая использование для изучения национально-психологических особенностей представителей той или иной этнической общности набора из 24 стандартизированных методик, включающих: этнопсихологический опросник; методику исследования самоотношения; методику измерения локуса контроля; цветовой тест отношений; методику исследования направленности интересов, ценностных ориентации и социальных установок; методику измерений ценностных ориентации; личностный ориентационный опросник; опросник измерения потребности в достижениях; тест для измерения художественно-эстетических потребностей; вопросник оценки мотивации одобрения; вопросник для оценки мотивации к достижению цели; методику выявления импульсивности-целеустремленности; методику исследования нормативных предпочтений группы; методику оценки восприятия индивидом группы и др. (см.: Крысько В. Г, Саракуев Э. А. Введение в этнопсихологию,- М., 1996).

Эта программа опробована на изучении национально-психологических особенностей таджиков, бурятов, калмыков, кабардинцев и балкарцев и может широко использоваться.

Кроме того, наиболее разработанными в области применения С. э. и. являются методики изучения этнических стереотипов, достаточно хорошо представленные в отечественной и зарубежной психологической литературе. На Западе широко распространены также методики изучения поведения и непосредственных реакций по отношению к представителям чужих этнических групп, которые применяются в условиях осуществления естественного эксперимента.

СТАНЕСКУ ДИЗОСТОЗ

СТАНЕСКУ ДИЗОСТОЗ (описан румынским врачом V. Stanescu) - черепно-лицевой дизостоз с диафизарной гиперплазией. Клинические проявления: нанизм; короткие верхние конечности с маленькими кистями; короткопалость; брахицефалия; мелкие орбиты; микрогения; микродентия; гипоплазия эмали; множественные экзостозы. При рентгенологическом исследовании находят истончение костей черепа, снижение пневматизации лобной и клиновидной костей, прогрессирующее с возрастом утолщение кортикального слоя длинных трубчатых костей. Тип наследования - предположительно аутосомно-доминантный. Лечение симптоматическое.

V. Stanescu C. Maximilian, S. Poenaru, I. Florea, R. Stanescu, V. Ionesco, D. Ioanitiu. Syndrome hereditaire dominant reunissant une dysostose craniofaciale de type particulier, une insuffisance de croissancedaspect chondrodystrophique et un epaississement massif de la corticale des os longs. La Revue francaise dendocrinologie clinique, nutrition, et metabolisme, 1963; 4: 219-231.

СТАРЕНИЕ

СТАРЕНИЕ (общеславянск., имеет соответствие в других индоевропейских языках. Например, лит. storas - толстый, сильный, крепкий; др. сканд. storr - большой, гордый; санскрит. sthiras - крепкий) - процесс накопления возрастных изменений в организме, ведущий к поэтапному снижению его функциональных характеристик и завершающийся смертью. Различают: 1. старение физиологическое - наступает своевременно (сроки такого старения остаются неопределёнными), характеризуется длительным сохранением социальной адаптации и продуктивной деятельности, отсутствием серьёзной медицинской патологии; 2. старение преждевременное - происходит в более ранние, чем в среднем, сроки; 3. старение патологическое - вызванное заболеваниями или протекающее с психическими расстройствами. Природа старения не установлена. Наиболее обоснованной считается генетическая теория старения (предполагается участие в этом процессе от 1 до 50 генов). Важным фактором старения является качество жизни человека. Так, во многих развивающихся странах мира, к которым относится ныне и РФ, многие люди, особенно мужчины не доживают до собственно старости (средняя продолительность жизни мужчин в РФ на превышает 68 лет).

* * *

Возникновение в органах и системах организма возрастных изменений, ограничивающих его приспособительные возможности, приводящие к старости.

СТАРЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

СТАРЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ (инженерно-психологические аспекты) - нежелательное явление в информационном процессе, связанное с конечным временем передачи и обработки информации. Наиболее часто задержки на пути информации от источника до получателя происходят в различного рода накопителях (запоминающих устройствах) и каналах связи. Нередко задержку вводят искусственно с целью получить взамен меньшую вероятность ошибки. Примером является многократное повторение одной и той же информации (временная избыточность). Однако чаще всего С. и. возникает естественным путем. Если информация носит оперативный характер и используется для принятия решений или выработки управляющих воздействий, то за время задержки она стареет. В результате управление либо принятое решение могут оказаться не эффективным. Для устранения этого оператор должен экстраполировать полученную информацию на некоторое время вперед, то есть осуществлять прогнозирование изменения информации во времени. От точности прогноза и будет зависеть эффективность управления. К настоящему времени разработаны следующие алгоритмы прогноза: прогноз по последнему значению, прогноз по математическому ожиданию, статистический прогноз по одной точке. Каждый из них имеет свой преимущества и недостатки, само прогнозирование может осуществляться либо автоматически, либо оператором. В этом случае он должен быть специально обучен навыкам экстраполяции. Особое значение при этом имеет способность оператора к антиципации, т. е. способности предвидеть будущие, предстоящие события. Поскольку изменение ситуации за время прогноза зачастую представляет собой случайный процесс, то оператор должен уметь осуществлять вероятностное прогнозирование. Все это позволит ему более рационально (разумеется, в определенных пределах) использовать стареющую информацию. Зная количественные оценки стареющей информации, можно вовремя очищать запоминающие устройства от устаревших назначать сроки принятия решений так, чтобы они базировались на достоверных, не устаревших сведениях, назначать из тех же соображений допустимое время передачи информации и т. п. (А. Н. Ефимов).

СТАРЧЕСКОЕ СЛАБОУМИЕ

СТАРЧЕСКОЕ СЛАБОУМИЕ - психические болезни, начинающиеся преимущественно в старческом возрасте, обусловленные атрофией головного мозга и проявляющиеся постепенно нарастающим распадом психической деятельности до степени тотального слабоумия. Основным расстройством является прогрессирующее и необратимое нарушение памяти.

Сенильная деменция - наиболее характерное для старческого возраста (старше 65 лет) заболевание, характеризующееся прогрессирующим тотальным слабоумием на основе атрофического процесса в головном мозге. Болезнь развивается медленно и малозаметно. Первые изменения могут напоминать личностные сдвиги, свойственные естественному старению, но отличающиеся выраженностью и утрированностью (эгоцентризм, черствость, скупость, собирательство ненужных вещей и т. д.). Одновременно растормаживаются элементарные биологические потребности (появляются прожорливость, сексуальная расторможенность); преобладает угрюмо-раздражительное настроение. В начальной стадии нарастают снижение памяти и интеллекта, которые со временем достигают уровня глубокого слабоумия и распада всей психической деятельности. Речь сравнительно долго остается упорядоченной, однако со временем и она грубо расстраивается, превращаясь в бессмысленную болтливость. Характерен «сдвиг ситуации в прошлое»: утрачивается память о последних годах жизни и одновременно оживляются воспоминания о далеком прошлом (больные погружаются в воспоминания юности и в этом ракурсе оценивают все происходящее). Характерны нарушения сна: продолжительный дневной сон сочетается с ночной бессонницей, которая сопровождается суетливостью и бесцельными хождениями. По ночам нередко возникают эпизоды спутанного сознания («старческий делирий»), когда больные не могут найти свою палату или свою постель. В домашних условиях при недостаточном наблюдении оказываются беспомощными, неряшливыми, забывают выключать газ, воду и т. д. У 10 % больных на относительно ранних этапах болезни могут наблюдаться психотические расстройства - «старческие психозы» (бред ущерба, ограбления, отравления; реже - галлюцинаторные состояния).

При всех видах старческих психозов исключительно важен систематический уход за больными со стороны среднего и младшего медперсонала. Больных необходимо обеспечить диетическим питанием, следить за регулярностью физиологических отправлений, чистотой кожи. Психотропные средства (сонапакс, хлорпротиксен, этаперазин) в малых дозах назначают при появлении психотических или грубых поведенческих расстройствах, нарушениях сна.

СТАТИСТИКА

СТАТИСТИКА (лат. status - состояние) - 1. отрасль математики, занимается сбором, обработкой, анализом информации, характеризующей вероятностные, количественные закономерности различных явлений, в том числе относящихся к массовым; 2. любое значение, полученное в результате статистической или математической обработки; 3. наборы процедур, разработаные для описания и анализа определённых типов данных, позволяющих делать заключения на основании таких данных; 4. свободное значение - числа, используемые для представления каких-либо данных.

* * *

(нем. statistik, от итал. stato - государство) - получение, обработка, анализ и публикация информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества (технико-экономические, социально-экономические, социально-политические явления, культура) в неразрывной связи с их качественным содержанием. В более узком смысле С. - совокупность данных о каком-л. явлении или процессе. Статистические исследования необходимы в конфликтологии и могут играть большую роль в развитии науки. Напр., статистический анализ около 3 тыс. межличностных конфликтов в организации позволил установить, что примерно 78 % из них происходят в звене «начальник-подчиненный», объективно наиболее конфликтной должностью в коллективе является должность его руководителя, конфликты чаще начинаются на фоне плохих или хороших отношений между оппонентами, а не на фоне нейтральных отношений и др. Статистические исследования пока проводятся в отечественной конфликтологии довольно редко. Это связано с их трудоемкостью и доминированием традиционных для гуманитариев умозрительных и качественных методов изучения социальных явлений.

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ГРУППИРОВКА

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ГРУППИРОВКА -

распределение единиц изучаемого обьекта по однородным группам исходя из существенного для него признака.

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ (stayistical significance) - определение вероятности того, что данные исследования отражают естественные соотношения и не связаны с экспериментальными манипуляциями.

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРОЦЕССОВ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРОЦЕССОВ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ (от греч. statos - стоящий, стоячий, неподвижный...) - подход, предложенный Г. В- Дружининым, для априорной оценки времени выполнения работы в условиях действия на работников различного рода случайных факторов. В инженерной психологии С. т. п. в. р. применяется для описания процессов переработки информации оператором и определения времени решения им той или иной задачи при следующих предположениях: 1) средняя скорость переработки информации V в пределах одной задачи постоянна, но в силу случайных факторов может меняться от задачи к задаче; 2) объем информации, перерабатываемой при решении каждой задачи, постоянен и равен h; 3) величина V распределена по нормальному закону с параметрами Зависимость количества перерабатываемой информации от времени выражается формулой: H(t) = V Эта зависимость является веерной случайной функцией. Для таких функций закон распределения времени необходимого для достижения величиной H(t) заданного значения h представляет собой альфа-распределение.

СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ (в инженерной психологии) (от лат. status - состояние) - некоторые методы прикладной статистики, используемые в инженерной психологии для обработки экспериментальных результатов. Основная цель применения С. м.- повышение обоснованности выводов в инженерно-психологических исследованиях за счет использования вероятностной логики и вероятностных моделей. Являясь в настоящее время общенаучными и общематематическими методами, многие из С. м. впервые были разработаны и применены в психологии. Таковы, напр., корреляционный, регрессионный и факторный анализы. Ряд статистических методов был создан специально для проверки качества психологических тестов и для применения их в профессиональном отборе. В настоящее время можно выделить следующие направления использования С. м. в инженерной психологии: 1) описательная статистика, включающая в себя группировку, табулирование, графическое представление и количественное описание данных; 2) теория статистического вывода, используемая в психологических исследованиях для предсказания результатов по данным обследования выборок; 3) теория планирования эксперимента, служащая для обнаружения и проверки причинных связей между переменными (см. также Математическая обработка экспериментальных данных).

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (statistical analysis) - применение теории вероятности к данным некоего исследования с тем, чтобы определить, случайны эти данные или нет. Использование статистического анализа в психиатрии носит преимущественно ритуальный характер: устанавливаемые при этом бесчисленные корреляции между самыми разными переменными практического значения обычно не имеют.

СТАТИСТИЧЕСКИЙ И ГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

СТАТИСТИЧЕСКИЙ И ГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ -

Один из методов обработки эмпирических данных. Применяется с целью получения объективной информации о закономерностях и протекании профессиональной деятельности.

СТАТИЧЕСКАЯ НАДПИСЬ

СТАТИЧЕСКАЯ НАДПИСЬ (от греч. statos - стоящий...) - постоянная, неизменяемая надпись, выполняемая на пульте управления и других элементах рабочего места. С. н. включают текстовые указания (технологические карты, инструкции, схемы наладки, справочные таблицы и т. п.); предупредительные знаки, надписи; кодовые обозначения, применяемые для ориентации на рабочем месте (индексация оборудования, обозначения коммуникаций, маркировка и условные обозначения органов управления и контроля и т. п.). Основу большинства С. н. составляют буквенно-цифровые знаки. Для них разработано несколько вариантов начертаний шрифтовой гарнитуры: нормальная светлая, узкая светлая, нормальная полужирная, типа гротеск и др. При конструировании С. н. решаются три группы инженерно-психологических проблем: обеспечение условий читаемости знаков, выбор места расположения надписей, выбор формы и смыслового содержания надписи. Читаемость знаков зависит от их размеров, яркости, контраста, освещенности и места расположения (см. Знаковая индикация). Надписи следует располагать по горизонтали, чтобы их можно было читать слева направо. Вертикальное расположение является менее предпочтительным. С. н. не должны затруднять восприятие других видов информации, необходимых для работы оператора. Органы управления не должны затруднять чтение надписей, поэтому их лучше располагать выше органов управления и индикаторов, к которым они относятся. Если же панель находится на уровне глаз, надписи для лучшей видимости можно располагать ниже. С. н. должны быть максимально краткими, но не настолько, чтобы искажался смысл информации либо допускалось ее неоднозначное толкование. Использовать следует общепринятые названия. Для сокращений следует использовать прописные буквы. Если требуется ввести новое сокращение, оно должно быть понятным для оператора и соответствовать требованиям, предъявленным к логограммам. Абстрактные символы можно применять только тогда, когда они имеют общепринятое значение.

СТАТИЧЕСКИЕ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

СТАТИЧЕСКИЕ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ - размеры тела, измеренные однократно в статическом положении испытуемого. Условность и постоянство позы обеспечивают идентичность измерений. С. а. х. рекомендуется использовать для установления размеров конструктивных элементов рабочего места и производственного оборудования, определения диапазона регулировки изменяемых параметров и т. п. В зависимости от ориентации тела в пространстве и объекта конструирования С. а. х. классифицируются как габаритные размеры и размеры отдельных звеньев тела.

СТАТИЧЕСКИЙ

СТАТИЧЕСКИЙ (греч. statos - стоящий, неподвижный) - устойчивый, неизменный. Антоним: Динамический.

* * *

Находящийся в состоянии равновесия или покоя.

СТАТИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (РЕАКЦИЯ)

СТАТИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (РЕАКЦИЯ) - любая реакция, регулирующая положение тела или ориентацию в пространстве.

СТАТОКИНЕТИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ

СТАТОКИНЕТИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ - любая постуральная реакциярефлекс позы»), которая сохраняет устойчивую позу тела в то время, когда оно находится в движении.

СТАТУАРНЫЕ ПОЗЫ

СТАТУАРНЫЕ ПОЗЫ - термин Кальбаума, обозначет странные, ничего не выражающие позы кататоников, напоминающие египетские статуи.

СТАТУС

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТАТУС ЛИЧНОСТИ

СТАТУС ЛИЧНОСТИ -

положение личности в группе, коллективе, ее место и роль в системе межличностных отношений, определяющее ее права, обязанности и привилегии.

СТАТУС СОЦИАЛЬНЫЙ

СТАТУС СОЦИАЛЬНЫЙ - общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей.

СТАУТ

СТАУТ (Stout) Георг Фредерик (1860- 1944) _ английский философ, психолог, ученик Дж. Уорда и последователь Ф. Брентано. После окончания частной школы (1879) учился в Колледже Св. Иоана в Кембридже (бакалавр искусств, 1882; магистр, 1885). Специализировался по античной философии, метафизике, моральным наукам. Профессиональную деятельность начал в качестве научного сотрудника и преподавателя психологии Колледжа Св. Иоана (с 1884). В 1891 г. сменил К. Робертсона в качестве редактора Mind (до 1920). В 1894-896 гг. читал курс моральных наук в Кембридже, в 1896-1898 г. - курс сравнительной психологии в Абердинском ун-те. С 1898 по 1903 г. С. - внештатный лектор ментальной философии в Оксфордском ун-те, участник программного сборника Personal idealism, L., (1902). С 1903 г. и до своей отставки (1936) - профессор логики и метафизики в ун-те Св. Эндрю. Здесь же создал лабораторию экспериментальной психологии. В 1939 г. переехал к сыну Алану в Австралию, где занял кафедру моральной и политической философии в Сиднейском ун-те и отдал много сил подготовке молодых философов. Научная деятельность С. завершает этап развития философии, основанной на наблюдении, интроспекции и рефлексии. Он был последователем метода интроспекции в том виде, как его обосновал Р. Авенариус (Analytic psychology. V. 1-2, L., N.Y., 1896; в рус. пер.: Аналитическая психология. Т. 1, Пг., 1923) и выступал решительным противником естественно-научных основ ассоцианизма. Это было основано на том, что С. отвергал узко аналитический подход к процессам восприятия, утверждая мысль о том, что все элементы даны во взаимосвязи друг с другом, которую нельзя не учитывать. В частности, по его мнению, в подобном единстве, когда одно включает в себя другое, находятся разум и тело и экспериментальное исследование не может изолированно выделить ни то, ни другое. Вслед за своим учителем, Дж. Уордом, считал, что единство сознания предполагает когнитивный, аффективный и волевой модусы. Развивал психологические представления Ф. Брентано о принципе активности субъекта. В процессе своего научного развития С. перешел с позиций прагматизма к реализму и затем к религиозной философии. В 1930-х гг. выступал решительным противником теории эмерд-жентной эволюции, согласно которой возникновение качественно нового является непознаваемым и не основано на естественной закономерности. Автор трудов: The gerbartian psychology / Mind. 188, 13; A manual of psychology, L., N.Y., 1899; Groundwork of psychology, 1903; Studies in philosophy and psychology, L., N.Y., 1930; Mind and matter, L., N.Y., 1931; God and Nature, L., 1952. И.М. Кондаков

СТАЦИОНАР

СТАЦИОНАР (лат. stationarius - стоящий, неподвижный) - лечебное учреждение для круглосуточного пребывания пациентов, непрерывного наблюдения за ними и оказания им необходимой и достаточной помощи. Существуют также полустационары: стационар для дневного пребывания (дневной стационар) и стационар для ночного пребывания (ночной стационар), стационары на дому.

СТАЧКА

СТАЧКА - стихийная забастовка как разрядка Социально-психологической напряженности. Поводом для стачки может стать тот или иной конфликтный инцидент.

СТЕНИЧЕСКАЯ ФОРМА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

СТЕНИЧЕСКАЯ ФОРМА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ - термин С.С.Мнухина и Д.Н.Исаева, обозначает форму олигофрении с относительной равномерностью психического недоразвития, сравнительно высокой общей активностью и более развитой способностью к социализации. Различаются такие формы стенической формы стенической формы умственной отсталости (СФУО): 1. уравновешенный вариант СФУО - относительно равномерным развитием когнитивных способностей и эмоционально-волевой сферы; б) неуравновешенный вариант СФУО - наряду с интеллектуальным дефицитом наблюдаются суетливость и эмоциональная неустойчивость.

СТЕНИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА

СТЕНИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА (от греч. sthenos «сила») - чувства, переживание которых характеризуется повышением жизнедеятельности (возбуждение, радостное волнение, бодрость). Стенические чувства активны, характеризуются положительным эмоциональным тоном в противоположность астеническим чувствам.

Генерал был, видимо, без ума от радости, лепетал всякую бессмыслицу и заливался нервным длинным смехом, от которого все лицо его складывалось в бесчисленное множество морщинок и куда-то прятались глаза (Ф. Достоевский, Игрок).

СТЕНОЗ

Сужение сосуда, полого органа или канала.

СТЕНОЗ ПОЗВОНОЧНОГО КАНАЛА НА ПОЯСНИЧНО-КРЕСТЦОВОМ УРОВНЕ

Характерными признаются возникающие в процессе ходьбы боли, парестезии, дизестезии в ногах, слабость ног. Выраженность этих признаков несколько стихает в покое, особенно при наклоне туловища вперед. Возможны нарушения функций сфинктеров тазовых органов. Все эти признаки можно рассматривать как проявления каудогенной перемежающейся хромоты (см.), в патогенезе которой существенное значение придается ишемии спинальных корешков, составляющих конский хвост. Объективно вне периода обострения очаговых неврологических симптомов может не быть, кроме снижения ахилловых рефлексов и на ногах - вибрационной чувствительности. Симптом Ласега (см.) обычно отрицателен. Каудогенной хромоте может сопутствовать атеросклероз сосудов ног, что ведет иногда к наслоению в клинической картине признаков описанного Шарко синдрома периферической перемежающейся хромоты. Стеноз позвоночного канала может быть врожденным, усугубляемым проявлениями остеохондроза, анкилозирующим спондилоартритом (см.), спондилолистезом, а также следствием болезни Педжета, гипофосфатемическим рахитом, болезнью Кушинга и пр.

СТЕНФОРДА-БИНЕ ТЕСТ (ШКАЛА)

СТЕНФОРДА-БИНЕ ТЕСТ (ШКАЛА) - первый тест исследования интеллекта, разработан А.Терменом и его коллегами в Стенфордском университете (1915). Является модификацией для американской культуры и языка теста Бине-Симона (1911). В последующие годы появились новые тесты, последний из них - в 1986 году. Результаты тестирования интеллекта неизменно вызывают скептическое отношение со стороны многих психологов, поскольку само понятие интеллекта остаётся неопределённым. Тем не менее использование тестов на измерение интеллекта не является бессмысленным. Проблема состоит в том, что в РФ отсутствует система таких тестов, которые были бы пригодны для применения в условиях мультикультуральности населения страны.

СТЕПАНОВ ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ

СТЕПАНОВ ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ - доктор философских наук, профессор. Директор Центра конфликтологии при Институте социологии РАН. В 1996 г. в Институте социологии РАН защитил докторскую диссертацию по теме: Конфликтология переходного периода: духовно-мотивационный аспект» Специальность: 22.00.06 - социология духовной жизни. Автор ряда работ в области конфликтологии. Считает, что необходимым условием реализации основного содержания переходного периода в современном развитии российского общества - демократизации общественных процессов и отношений - выступает формирование конфликтологической парадигмы в социальном познании и поведении составляющих это общество личностей и групп. Наращивание теоретического и практического потенциала конфликтологии способно сыграть существенную роль в предупреждении и разрешении социальных конфликтов, стать важным фактором обеспечения стабильности и одновременно динамичности общественных процессов и отношений, их подлинно демократического развития. Доказал, что общеметодологическим средством для эффективного решения концептуальных, методических и технологических проблем конфликтологии может являться субъектно-деятельностный подход. Конфликтологию в социально-философском аспекте рассматривает как особый раздел теории социальных противоречий, охватывающий стадию их разрешения, что позволяет получить возможность, с одной стороны, использовать все эвристически значимое, что получено в этой теории, а с др. - критически оценить ее основные положения и скорректировать их в соответствии с собственными наблюдениями и выводами, в т. ч. относительно специфики коллизий переходного периода.

СТЕПЕНИ СВОБОДЫ ТЕЛА

СТЕПЕНИ СВОБОДЫ ТЕЛА - возможность свободноподвижного твердого тела перемещаться в разных направлениях, максимально - в шести: поступательные движения в трех взаимно перпендикулярных направлениях и вращательные движения в этих же трех направлениях.

СТЕППАЖ ЛОЖНЫЙ

При поражении бедренного нерва нога во время ходьбы выбрасывается вперед, чрезмерно сгибается в колене, при этом стопа хлопает о пол, но не пальцами, как при параличе малоберцового нерва, а всей подошвой.

СТЕРЕОТИП НАЦИОНАЛЬНЫЙ (ЭТНИЧЕСКИЙ)

СТЕРЕОТИП НАЦИОНАЛЬНЫЙ (ЭТНИЧЕСКИЙ) - схематизированный образ представителя какой-либо этнической общности, обычно представляющий собой упрощенное, иногда одностороннее или неточное (искаженное) знание о психологических особенностях и поведении людей другой национальности. В основе С. н. часто лежат предубеждения, сформировавшиеся на базе ограниченной информации об отдельных представителях какой-либо нации или народа. Исходя из них, люди могут делать предвзятые выводы и неверно вести себя по отношению к представителям данной национальной общности. Например, в ходе специального исследования, проведенного в Ленинграде, были зафиксированы не всегда верные С. н. восприятия членов конкретных национальных групп: "Русский -добрый, трудолюбивый, патриот, безалаберный. Украинец - веселый, трудолюбивый, хитрый, скупой, гостеприимный. Татарин - хитрый, злой, скрытный, жестокий, националист. Американец - деловой, общительный, практичный, энергичный, запрограммированный. Поляк - националист, гордый, ленивый, замкнутый, хитрый" (см.: Психологический журнал.-1989 -№4, -С. 41.).

СТЕРЕОТИП ТЕЧЕНИЯ БОЛЕЗНИ

СТЕРЕОТИП ТЕЧЕНИЯ БОЛЕЗНИ - в психопатологии - определённая последовательность смены психопатологических синдромов и стадий течения психического расстройства, в которых проявляются патогенез, динамические тенденции заболевания, которые, предположительно, в несколько большей степени связаны с её биологическими аспектами, нежели симптоматика расстройства. Синонимы (частичные): Патокинез, Тип течения заболевания.

СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ

СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ (от стереотип, буквально «твердый отпечаток») - использование наборов убеждений для классификации или определения рассматриваемого индивида на их основании, восприятие и оценка другого человека путем распространения на него представлений о какой-л. социальной группе, подведение его под определенный социальный стереотип. Ср. стереотипные представления о работниках торговли, ученых, цыганах, французах и т. д.

Ср.:

Всякая широко распространенная идея, всякая общепринятая условность есть глупость, ибо она принята большинством людей (С. Шамфор).

* * *

восприятие, классификация и Оценка социальных объектов (событий) путем Распространения на них характеристик какой-либо социальной группы на основе определенных представлений - социальных стереотипов.

* * *

(от греч. stereos - твердый и typos - отпечаток) - классификация и оценка социальных обьектов (событий) на основе выработанных стереотипов (см. стереотип социальный).

СТЕРЕОТИПИИ

СТЕРЕОТИПИИ - непроизвольное, многократное повторение больным однообразных, лишенных смысла движений или отдельных слов, часто бессмысленных фраз. Двигательная стереотипия наблюдается при органических поражениях головного мозга, при кататонической шизофрении, сумеречном помрачении сознания. Речевая стереотипия наиболее характерна при старческих психозах (особенно при болезни Пика).

* * *

Многократные повторения определенных движений, действий и поступков, определенных слов или фраз.

СТЕРЕОТИПИЯ

СТЕРЕОТИПИЯ - вообще - любое состояние, характеризующееся однообразием поведения. Коннотации термина зависят от того, относится оно к нормальному поведению или используется в психопатологии.

* * *

- частое, ритмичное повторение одних и тех же движений.

СТЕРЕОТИПИЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ

СТЕРЕОТИПИЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ - в психопатологии - многократное, непроизвольное и бесцельное повторение пациентом собственного движения или действия. Встречается при кататонии, атрофических процессах, стриопаллидарной патологии разного генеза (опухоль, инсульт и др.). Синонимы: Двигательные итерации, Стереотипия моторная, Аутоэхопраксия, Палинкинезия, Палинергия.

* * *

См. Аутоэхопраксия.

СТЕРЕОТИПИЯ ПОВЕДЕНИЯ

СТЕРЕОТИПИЯ ПОВЕДЕНИЯ - 1. специальное значение - повторение в разных ситуаций одних и тех реакций, моделей поведения. Например, пациент при каждой встрече с врачом предлагает ему «попить чайку» или «прогуляться по тенистой аллее парка». Обычно свойственна пациентам с кататонией; 2. более общее значение - жёсткое, ригидное, негибкое поведение, связанное с неспособностью принимать во внимание меняющиеся обстоятельства. Синоним: Компульсивное поведение; 3. вредные или патологические привычки. См. Расстройства стереотипные двигательные.

СТЕРЕОТИПИЯ РЕЧЕВАЯ

СТЕРЕОТИПИЯ РЕЧЕВАЯ - в психопатологии - многократное, непроизвольное и бесцельное повторение пациентом только что сказанного им самим. Например, ответив на вопрос о числе месяца фразой «численника нет», пациент повторяет её затем ещё 6 раз подряд. Вариант стереотипии двигательной. Считается характерными для болезни Пика. Синоним: Стоячие обороты речи, Симптом граммофонной пластинки Майер-Гросса.

СТЕРЕОТИПНОГО УСЕРДИЯ СИМПТОМ

СТЕРЕОТИПНОГО УСЕРДИЯ СИМПТОМ - бесцельное и бессмысленное в данном контексте повторение какого-либо действия у пациентов с сенильной и сосудистой деменцией. Синоним: Палинергия.

СТЕРЕОТИПНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

СТЕРЕОТИПНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - негибкое поведение индивида несмотря на его неадекватность, меняющиеся обстоятельства. Ср. ригидность, сенситивность 3.

СТЕРЕОТИПНЫЕ ФРАЗЫ

Указывают на недостаточное владение языком, речевыми умениями, в частности, когда говорят стереотипными фразами на неродном языке. Более уместны как сложившиеся формулы этикета, чем в рассуждениях, рассказе.

СТЕРЕОТИПЫ ДЕЙСТВИЙ ОПЕРАТОРА

СТЕРЕОТИПЫ ДЕЙСТВИЙ ОПЕРАТОРА (от греч. stereys - твердый, пространственный и typos - отпечаток...) - стандартизованный, привычный образ действия, сложившийся в сознании человека и усваиваемый им в готовом виде; привычка действовать по одним и тем же правилам. Учет Привычных, сложившихся в течение жизни С. д. о. при организации рабочих мест и труда оператора способствует повышению его производительности и надежности. Такой учет осуществляется путем унификации деятельности оператора. Так, унификация цветового кодирования обеспечивает формирование определенного С. д. о. в ответ на сигнал определенного цвета (красный - аварийный, запрещающий, зеленый- разрешающий и т. п.). Унификация приемов выполнения операций обеспечивает безошибочное использование одного и того же стереотипа управления. Напр., при остановке органов управления необходимо учитывать привычные стереотипы движений. Положения «Пуск», «Включение», «Увеличение», «Подъем», «Открытие» или движения «Вперед», «Вправо», «Вверх» должны соответствовать перемещения рычагов вверх, от себя, вправо, поворотам маховиков или ручек по часовой стрелке, а для кнопок - нажатие верхних, передних или правых кнопок. Для органов ножного управления характерны следующие соответствия: при нажатии педали - «Включено», «Увеличение»; при отпускании педали - «Выключено», «Уменьшение». Привычные для человека стереотипы нужно учитывать также при унификации формы органов управления и размещении их на рабочем месте (см. Унификация деятельности оператора). Кроме того, С. д. о. нужно учитывать при организации информационного поиска и чтения информационных массивов. Здесь весьма полезно использовать стереотип чтения книги - слева направо и сверху вниз. Привычные для человека стереотипы нужно учитывать и при выборе формы мнемознаков при построении мнемосхем. Учет привычных для человека стереотипов не следует путать с явлением стереотипизации деятельности, когда человеку навязываются жесткие и однозначные предписания, заставляют его работать в качестве автомата, выполнять однообразные, часто повторяющиеся, неизменные операции. Это явление зачастую носит отрицательный характер: быстро развивается утомление, человек теряет интерес к работе, снижается его надежность, работа вызывает у него скуку.

Предыдущая страница Следующая страница