Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "З" (часть 1, "ЗАБ"-"ЗАД")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З" (часть 1, "ЗАБ"-"ЗАД")

ЗАБАЛТЫВАТЬ

ЗАБАЛТЫВАТЬ - высказывать мнения, суждения некомпетентного, демагогического, пустопорожнего характера по серьезному вопросу, в частности, в коллективе со стороны нескольких лиц. Некультурное поведение, вредящее делу, мешающее кому-то изложить конструктивную и полезную позицию. Если вы замечаете подобную ситуацию, откажитесь от участия в ней, отделываясь молчанием.

ЗАБАСТОВКА

ЗАБАСТОВКА - разновидность социального конфликта, крайняя форма проявления коллективного трудового конфликта, выражающаяся в прекращении или сокращении работы, выпуска продукции, оказания услуг с выдвижением ряда требований экономического, социального или политического характера. Первые З. в виде стачек возникли в Западной Европе примерно в XVI в. и утвердились в период промышленной революции в конце XVIII - начале XIX в. Особенности З. как конфликта: массовый характер участия в ней работающих; наличие органов управления; значительное влияние З. на тех, против кого она направлена. З. подразделяют на всеобщие, полные, частичные; срочные, бессрочные; борьбу за свои права, выступления в знак солидарности.

* * *

разновидность социального конфликта, выражающаяся в прекращении или сокращении работы, выпуска продукции, оказания услуг с выдвижением ряда требований экономического, социального или Политического характера.

ЗАБВЕНИЕ

ЗАБВЕНИЕ (старославянск., от забыти - сделать бывшим, перенести в прошлое время, стирающееся из памяти) - 1. процесс утраты информации из памяти (уст.). В настоящее время термин в таком его виде возрождается в качестве адекватного антонима термину «воспоминание»; 2. результат забывания.

ЗАБВЕНЬЕ

ЗАБВЕНЬЕ - беспамятство относительно чего-л., временное или длительное, бессознательное или сознательное.

И забвенье, но забвенье,

Как осенний мягкий день,

Как полудня солнце в храме

Сквозь узор стекла цветной, 

С заметенною листами,

Но горящею волной.

(И. Анненский, Забвенье)

Пусть мы забудемся под молодые звуки

И в мир фантазии умчимся за тобой, 

В тот чудный мир, где нет ни жгучих слез, ни муки,

Где красота, любовь, забвенье и покой.

(С. Надсон, Поэт)

Забвение своих сделанных добрых дел есть самое безопасное их хранилище (Иоанн Златоуст).

ЗАБЛОЦКОГО-ДЕСЯТОВСКОГО - ФРЕНКЕЛЯ СИМПТОМ

ЗАБЛОЦКОГО-ДЕСЯТОВСКОГО - ФРЕНКЕЛЯ СИМПТОМ (описан хирургом П. П. Заблоцким-Десятовским, 1814-1882, и немецким отоларингологом B. Frankel, 1837-1911) - признак одностороннего гнойного гайморита: выделение гноя из носа при наклоне головы в сторону, противоположную пораженной верхнечелюстной пазухе; при риноскопии отмечается гиперемия слизистой оболочки носовой полости, в среднем носовом ходе видна характерная полоска слизи или гноя.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ

ЗАБЛУЖДЕНИЕ - 1. аргумент в виде логически неверного или неподходящего по существу рассуждения; 2. ложный вывод, полученный в результате ошибочного, вызванного влиянием эмоций рассуждения (итогом ошибочного рассуждения может быть и адекватный, продиктованный интуицией вывод, такое рассуждение вызвано отступлением от правил формальной логики и оно не является собственно заблуждением). Заблуждения корригируются с трудом или вовсе не поддаются коррекции, даже если указывается лежащая в их основании логическая ошибка, в этом плане они аналогичны бредовым структурам. Тенденция к заблуждениям не является показателем готовности к развитию бреда.

* * *

- уклонение от истины, принимаемое субъектом за истинное суждение; основывается всегда на неверности по существу самих посылок, а потому его надо отличать от ошибки, которая представляет нарушение лишь формальной стороны мышления. Первую классификацию З. дал Ф. Бэкон под именем «идолов». Причину возникновения З. одни философы видят в воле (Г. Лейбниц, А. Шопенгауэр), большинство же приписывает их разуму. З. относятся к ряду ошибок и искажений когнитивной сферы человека, которые не позволяют ему адекватно действовать и принимать рациональные решения в трудных ситуациях социального взаимодействия.

* * *

неверное, спорное убеждение; Неправильное мнение, не соответствующее истинному положению вещей. С помощью разумных доводов заблуждение трудно установить или изменить, так как чаще всего оно основано на вере.

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ - показатель частоты появления новых случаев патологии в популяции (а также в отдельных возрастных или социальных группах населения) региона, страны, мира за определённый период времени (обычно за 1 год). Расчитывается на определённое количество населения, обычно от 1000 до 100 000 человек. Имеется ряд свидетельств того, что психиатрическая заболеваемость неуклонно возрастает.

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ (1)

Распространенность болезней среди населения и его отдельных групп.

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ (2)

Статистический показатель: общее число впервые обнаруженных, зарегистрированных за определенный период времени заболеваний, приходящихся на 1000, 10 000 или 100 000 человек населения или определенного, изучаемого контингента.

ЗАБОЛЕВАНИЕ

См. Болезнь.

ЗАБОЛЕВАНИЕ ДЕМИЕЛИНИЗИРУЮЩЕЕ

ЗАБОЛЕВАНИЕ ДЕМИЕЛИНИЗИРУЮЩЕЕ - общее название группы болезней, объединяемых общностью их морфологической картины (распадом миелиновых оболочек аксонов с последующим глиозом, то есть разрастанием глии). Гибель осевых цилиндров (нервных волокон) происходит несколько позднее. Включает рассеянный склероз, Бело болезнь, Шильдера болезнь, ван Богарта энцефалит. Синоним: Прогрессирующие лейкоэнцефалиты.

ЗАБОЛЕВАНИЕ ИНТЕРКУРРЕНТНОЕ

ЗАБОЛЕВАНИЕ ИНТЕРКУРРЕНТНОЕ - Заболевание, выявленное на фоне уже имеющейся основной болезни и не являющееся его осложнением.

ЗАБОЛЕВАНИЕ ОППОРТУНИСТИЧЕСКОЕ

Обобщающее название болезней, обусловленных активаций персистирующих условно-патогенных возбудителей, вызванных выраженной иммунносупрессией, например у больных СПИДом (см.).

ЗАБОЛЕВАНИЕ ОСНОВНОЕ

ЗАБОЛЕВАНИЕ ОСНОВНОЕ - Заболевание, которое само по себе или в связи с его осложнением явилось причиной обращения за медицинской помощью, причиной госпитализации или смерти.

ЗАБОЛЕВАНИЕ СОПУТСТВУЮЩЕЕ

ЗАБОЛЕВАНИЕ СОПУТСТВУЮЩЕЕ - Болезнь, сопутствующая основному заболеванию (см.) и не имеющая с ним этиологической и патогенетической общности, но формирующее качественно отличающиеся от него клинические, анатомические и функциональные признаки.

ЗАБОЛЕВАНИЕ СПОРАДИЧЕСКОЕ

Случаи заболевания единичные, не сопряженные с эпидемическими вспышками, профессиональными вредностями, особенностями места проживания.

ЗАБОЛЕВАНИЕ ФОНОВОЕ

Может иметь существенное значение в этиологии и патогенезе основного заболевания, увеличивать его тяжесть и возникновение осложнений.

ЗАБОЛЕВАНИЕ ЯТРОГЕННОЕ

ЗАБОЛЕВАНИЕ ЯТРОГЕННОЕ - Патологический процесс, спровоцированный врачом или медицинским персоналом, обусловленный неосторожно сказанным словом или беседой, наставлениями, рекомендациями, сопряженными с намеренным или ненамеренным внушением, а также диагностическими и лечебными процедурами, фармакопрепаратами.

ЗАБОЛЕВАНИЯ ВЕНЕРИЧЕСКИЕ

ЗАБОЛЕВАНИЯ ВЕНЕРИЧЕСКИЕ - то же, что Венерические болезни классические.

ЗАБОЛЕВАНИЯ КОНКУРИРУЮЩИЕ

Два самостоятельных заболевания, выявленных в одно время, оказывавшие приблизительно равное влияние на состояние больного и осложняющие возможности его лечения и прогноз.

ЗАБОЛЕВАНИЯ СОЧЕТАННЫЕ

Заболевания, каждое из которых не смертельно, но, развившись одновременно, они могли значительно ухудшить прогноз.

ЗАБОЛЕВАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ (ЦНС) СОСУДИСТЫЕ

Группа, возможно, этиологически гетерогенных заболеваний, негативно влияющих на состояние кровоснабжения головного и/или спинного мозга.

ЗАБОТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАБОТЛИВОСТЬ

ЗАБОТЛИВОСТЬ - проявление заботы, внимания, старания. Возможно ошибочное восприятие как желания доминировать или как лицемерия, показных добрых чувств.

«Покорно благодарю за заботливость», - подхватил запальчиво Литвинов (И. Тургенев, Дым).

См. картину М. Клодта «Забота».

ЗАБРОШЕННЫЕ ДЕТИ

ЗАБРОШЕННЫЕ ДЕТИ (necledted children) - дети в ситуации, когда «несущий ответственность за воспитание ребёнка взрослый либо сознательно, либо по причине исключительной небрежности заставляет его испытывать страдания, которых можно было бы избежать, и/или неспособен обеспечить одно или более условий, обычно необходимых для полноценного развития физических, интеллектуальных и эмоциональных качеств ребёнка» (Копп, 2005). Основные причины, порождающие заброшенных детей, - бедность и невежество (в отличие от жестокого обращения с ребёнком, вызванного психологическими особенностями самого воспитателя). Основные признаки заброшенности: 1. частые пропуски занятий или опоздания в школу; 2. неадекватная одежда или гигиена; 3. наличие кровоподтёков и признаков других травм; 4. высокая враждебность; 5. изоляция от других детей; 6. неадекватный медицинский уход; 6. недостаточное питание; 7. частая сонливость; 8. равнодушие родителей; 9. социальная изоляция родителей; 10. иррациональное или нетипичное поведение родителей. Заброшенные дети обычно апатичны или агрессивны, их физическое и интеллектуальное развитие находится ниже нормы, они часто обнаруживают аттитюды беспомощности и поражения, не верят в себя, с подозрением относятся к другим. При столкновении с жизненными проблемами они склонные переоценивать их трудности и недооценивать свои возможности справляться с ними.

ЗАБЫВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАБЫВАТЬСЯ

ЗАБЫВАТЬСЯ - грубить, быть дерзким по отношению к начальнику, родителям и др. Происходит от большого возмущения, обиды, как отыгрывание (термин психологии, означающий проявление чувств, которые до этого сдерживались), а также от успеха в социальном продвижении. В последнем случае изобличает человека недалекого, невоспитанного, невысоких духовно-нравственных качеств. В обычном случае собеседник должен понять состояние говорящего, постараться устранить причину возмущения, срыва, хотя и сделать соответствующее внушение. Ср. дерзить.

- - Если вы хотите, чтобы мы были впредь приятелями, - сказала она с важностию, - то не извольте забываться (А. Пушкин, Барышня-крестьянка).

ЗАБЫТЬЕ

ЗАБЫТЬЕ - дремотное состояние, полусон, полуявь.

На нее беспрестанно находили минуты сомнения, вперед ли едет вагон, или назад, или вовсе стоит. Аннушка ли подле нее или чужая? «Что там, на ручке, шуба ли это или зверь? И что сама я тут? Я сама или другая?» Ей страшно было отдаваться этому забытью. Но что-то втягивало в него, и она по произволу могла отдаваться или воздерживаться (Л. Толстой, Анна Каренина).

Когда б не смерть, а забытье,

Чтоб ни движения, ни звука.

(И. Анненский, Когда б не смерть…)

Ср. «Песенку о качелях» из оперетты Ф. Легара «Веселая вдова»

ЗАВАЛОВА

Наталья Дмитриевна (1928- 1983) - российский психолог, д-р психологических наук (1973). Закончила МГУ им. М.В. Ломоносова (1952), работала в НИИ авиационной и космической медицины (1957-1983). В работах 3. исследовались проблемы психической регуляции действий оператора, надежности человека в затрудненных условиях профессиональной деятельности, рассматривались вопросы пространственной ориентировки, принципы распределения функций между человеком-оператором и системами автоматического управления, проблемы системной методологии исследования операторской деятельности. 3. внесла весомый вклад в научное обоснование и создание нового направления исследований, лежащего на стыке авиационной и инженерной психологии - авиационной инженерной психологии (Методы инженерно-психологических исследований в авиации, 1975, в соавт.), в изучение психических состояний человека в особых условиях летной деятельности, в разработку и экспериментальное изучение принципа активного оператора (совместно с Б.Ф. Ломовым и В.А. Понома-ренко), нашедшего широкое практическое применение при проектировании автоматизированных систем управления. Участвовала в создании концепции образа полета (совместно с В.А. Пономаренко), послужившей методологической основой для определения инженерно-психологических требований к средствам отображения информации на перспективных летательных аппаратах (Принцип активного оператора в инженерной психологии / Инженерная психология, 1977, в соавт. с В.А. Пономаренко; Образ в системе психической регуляции деятельности, 1986, совм.с Б.Ф.Ломовым и В.А. Пономаренко). Н.В. Крылова

ЗАВЕРШЕНИЕ КОНФЛИКТА

ЗАВЕРШЕНИЕ КОНФЛИКТА - заключительный этап в отрытом периоде динамики конфликта, состоящий в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы или окончанию (прекращению) конфликта по любым причинам. Основные формы З. к.: разрешение, урегулирование, затухание, его устранение или перерастание в др. конфликт. З. к. может иметь различные исходы.

* * *

устранение объективных и ослабление субъективных причин, вызвавших конфликтную ситуацию.

ЗАВЕРШЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОПАТИЙ, РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАВЕРШЁННОСТИ ЗАКОН

ЗАВЕРШЁННОСТИ ЗАКОН - в гештальпсихологии - внутренняя тенденция воспринимать образы неполно представленных объектов как полных, завершённых, заполняя или дополняя пробелы в сенсорных сигналах, а также в силу тенденции рассматривать асимметричные и несбалансированные стимулы как симметричные и сбалансированные.

ЗАВЕРЯТЬ

ЗАВЕРЯТЬ - обнадеживать, ручаться. Этого не следует делать, если вы не можете предоставить надежных гарантий. Лучше всего заверять тогда, когда исполнение дела зависит лично от вас. Что касается заверяемого (в успехе дела и др.), то он должен объективно оценивать личность заверяющего, его знание ситуации, глубину ума, жизненный опыт и т. п. Не следует верить заверяющему, если в прошлом его заверения оказывались несостоятельными.

ЗАВИЛЯНСКОГО СИМПТОМ

ЗАВИЛЯНСКОГО СИМПТОМ (Завилянский, 1956) - оживление пациентов с алкогольной зависимостью с актуальным влечением к алкоголю при упоминании темы об алкогольных напитках: улыбка, активная жестикуляция, сглатывание слюны, эйфория.

ЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННАЯ

ЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННАЯ - переменная, изменяющаяся под воздействием независимой переменной и принимающая при этом различные значения. Напр., если в качестве независимой переменной выступает характер формальных взаимоотношений в диаде сотрудников организации (субординационный, координационный, не взаимодействуют), то независимой переменной м. б. вероятность возникновения конфликтов между ними. Доказано, что отношения подчиненности повышают индекс конфликтности взаимоотношений в диаде.

* * *

(dependent variable) - в экспериментальной практике, в статистике -некая контролируемая переменная, показатели которой меняются под влиянием другой, неконтролируемой или незвисимой переменной (например, возраста на скорость чтения, являющуюся, таким образом, зависимой переменной).

* * *

входящие в структуру эксперимента явления, процессы, изменяющиеся вместе с изменениями его условий.

ЗАВИСИМОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

ЗАВИСИМОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТИ - тип психопатического расстройства личности (в некоторой степени также личности с выраженной акцентуацией характера), которая в силу патологической неуверенности в своих жизненных возможностях позволяет другим людям принимать за себя ответственные решения. Э.Крепелин отмечал «нерешительность воли» у таких пациентов и лёгкость, с какой их могут «соблазнить» другие люди. Психоаналитики относят расстройство к оральному типу людей. Т.Миллон (2005) перечисляет такие признаки зависимого расстройства личности:

1. мирный темперамент: послушность, отсутствие склонности вступать в пререкания, избегание социального напряжения и межличностных конфликтов;

2. подчиняемость в межличностных отношениях: потребность в более сильной фигуре, без которой пациент чувствует тревожную беспомощность, часто обнаруживает тенденцию к примирению, умиротворению и самопожертвованию;

3. неадекватный Я-образ: восприятие себя слабой, хрупкой и неэффективной личностью, демонстрация неуверенности в себе, умаление своих способностей и компетентности;

4. когнитивный стиль Поллианы (героини рассказа Э.Портера): демонстрация наивного или снисходительного отношения к испытываеым трудностям в общении, тенденция сглаживать конфликтные события;

5. дефицит инициативы: предпочитаются подчинённый, не богатый событиями и пассивный стиль жизни, избегание самоутверждающего поведения и отказ принимать на себя ответственность.

Паттерн зависимой личности может возникать также вследствие психического заболевания (например, это вторичный инфантилизм при шизофрении) и тогда в психологическом плане рассматривается как проявление регрессия, а клиницистами - как результат психопатизации личности. Нечётко разграничивается с такими вариантами расстройства личности, как психопатия астенического, неустойчивого и тревожного типа. Не следует смешивать данное расстройство с манипулятивным поведением истерической личности, демонстрирующей свою слабость в целях психологического давления на совестливых людей ("собака снизу").

ЗАВИСИМОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАВИСИМОСТЬ АЛКОГОЛЬНАЯ ИЛИ НАРКОТИЧЕСКАЯ

Интенсивное и почти постоянное стремление к употреблению, соответственно, алкоголя, наркотических или других токсических средств указывает на развитие психической зависимости от них, которая в последующим переходит в физическую зависимость, сопряженную к изменению толерантности и к проявлению абстиненции при резком прерывании их применения.

ЗАВИСИМОСТЬ ИНФАНТИЛЬНАЯ И ВЗРОСЛАЯ

ЗАВИСИМОСТЬ ИНФАНТИЛЬНАЯ И ВЗРОСЛАЯ - в психанализе - а) зависимость беспомощного ребёнка от своих родителей или лиц, их заменяющих и б) фиксация невротика на своих родителях, состояние невротика, который только воображает, что он от них зависит. Использование терминов «зависимость» и «независимость» для различения незрелого от самостоятельности зрелого индивида (соответственно «гетерономии» и «автономии», по Ж.Пиаже) приводит к путанице, так как взрослые, поскольку они нуждаются в чём-либо для удовлетворения своих потребностей, в известном смысле также являются зависимыми людьми от других людей и общества. Говорят, например, об инфантильной зависимости (противоположностью которой является нарциссизм) и о зависимости зрелого челевека.

ЗАВИСИМОСТЬ ЛЕКАРСТВЕННАЯ

ЗАВИСИМОСТЬ ЛЕКАРСТВЕННАЯ - болезненная потребность принимать лекарство, когда в этом нет объективной необходимости, о чём осведомлён пациент, и, в крайнем варианте, это ему противопоказано, о чём ему также известно из компетентного источника информации. Не рекомендуется лекарственную зависимость смешивать с превращающимся в порочную практику принуждать пациентов принимать медикаменты, особенно дорогостоящие, и, кроме того, поошрять самолечение или лечение по рекомендациям сотрудников аптек, поскольку это выгодно соответствующим бизнес-структурам, но не отвечает потребности пациентов в доступном лекарственным обеспечении, их праву на это и критериям адекватной терапии.

ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ ПЕРЕМЕННЫМИ

ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ ПЕРЕМЕННЫМИ - тип соответствия (взаимосвязи) между переменными х и у, измеряемыми или получаемыми в процессе психологического исследования. Тип 3. м. п. зависит от характера переменных х и у. Если х и у не являются случайными величинами, то связь между ними является функциональной, а задача определения 3. м. п. сводится к отысканию аналитической зависимости у = f(x) и не требует применения вероятностно-статистических методов. В. Н. Дружинин отмечает, что существует по крайней мере шесть видов 3. м. п., т. е. функций у - f(x): 1) отсутствие зависимости, когда зависимая переменная не чувствительна к изменению независимой; 2) монотонно возрастающая 3. м. п., которая наблюдается тогда, когда увеличению зависимой переменной у соответствует увеличение независимой переменной х; 3) монотонно убывающая 3. м. п., которая имеет место, если увеличению х соответствует уменьшение величины у; 4) нелинейная зависимость U-образного типа, которая обнаруживается в большинстве экспериментов по выявлению особенностей психической регуляции поведения; 5) то же, но.инвертированная U-образная зависимость (см. Закон Йеркса-Джонсона, Позиционная кривая); 6) сложная квазипериодическая зависимость у = f(x). Если же переменные х и у являются случайными величинами, то аналитическую зависимость между ними построить нельзя. В этом случае форма, знак и теснота связи между переменными х и у определяются методом корреляционного анализа. Его достоверное применение возможно при соблюдении двух условий: 1) если в среднем между х и у имеется линейная зависимость; 2) х и у (каждая в отдельности) подчинены нормальному закону распределения. Величина степени зависимости между переменными х и у оценивается в этом случае с помощью коэффициента корреляции.

ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ СУБСТАНЦИЙ

ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ СУБСТАНЦИЙ - употребление алкоголя, наркотиков и других химических веществ, если оно укрепляет защитные психологические механизмы, побуждает его к неконтролируемому приёму таких веществ и в конечном итоге порождает иллюзии пациента в его благополучии в личном и социальном благополучии либо на некоторое время устраняет физический дискомфорт, возникающий после прекращения приёма таких веществ.

ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ПСИХОТЕРАПЕВТА

ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ПСИХОТЕРАПЕВТА - склонность пациента считать психотерапевта человеком, который обязан принимать ответственные или даже сиюминутные решения за него самого. Так, участники некоторых реабилитационных программ для наркоманов, обращаются к своему руководителю за помощью, поддержкой или советом всякий раз, если они попадают, например, в ДТП, с кем-то знакомятся или промочили ноги и заболели ангиной, то есть полностью теряют инициативу и самостоятельность, чего, собственно, такой руководитель и добивается.

ЗАВИСИМОСТЬ ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ

ЗАВИСИМОСТЬ ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ - термин К.Хорни, обозначает невротическую зависимость, при которой один индивид чрезмерно связан с другим как эмоционально, так и социально.

* * *

чрезмерная психологическая зависимость кого-л. от другого, при которой индивид становится патологически связанным с другим социально и эмоционально (в любви и др.). Типичная реакция окружающих отрицательная. Ср. дуальное единство.

ЗАВИСИМОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ЗАВИСИМОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - болезненное стремление к состоянию опьянения, при этом последнее расценивается пациентом как более предпочтительное в сравнении с его психологическим состоянием вне опьянения. Это стремление может быть как амбивалентным, то есть встречающим некоторое сопротивление со стороны индивида, так и импульсивным, реализующемся беспрепятственно и субъективно осознаваемом как достаточно интенсивное собственное желание. Фактически при психологической зависимости речь идёт о стойком состоянии изменённого сознания (см.), в котором наблюдаются радикальные перемены в содержании сознания, в иерархии жизненных ценностей, в системе отношений с окружающим миром и самим собою. Прежняя, доболезненная система ценностей отодвигается при этом на второй план и на время актуализации влечения к опьянению теряет актуальность, порой даже забывается или воспринимается как чуждая собственной идентичности. Так, в контексте психологической зависимости от алкоголя пациент воспринимает потребность в опьянении как обоснованную некими обстоятельствами, необходимую или даже полезную и вполне здоровую, в то же время критические высказывания в свой адрес со стороны окружающих он расценивает как раздражающее его непонимание возникших у него проблем, как проявление недоброжелательного к себе отношения, принимает за обидные и несправедливые нападки, вызывающие у него ответное чувство праведного негодования. Синоним: Психическая зависимость.

ЗАВИСИМОСТЬ ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ

ЗАВИСИМОСТЬ ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ - болезненное стремление, имеющее целью устранить физиологические нарушения, вызванные резким прекращением приёма психоактивного вещества, употребляемого до этого в течение длительного времени. Обычно таким вещестом является та же самая психоактивная субстанция, с которой оказалось связанным развитие абстинентного синдрома. Это стремление вариирует в клиническом плане от принудительного (компульсивного) до импульсивного. Синоним: физическая зависимость.

ЗАВИСИМЫЙ

ЗАВИСИМЫЙ - индивид, находящийся с кем-то в отношениях, характеризующих зависимость, то есть вынужденный поступать вопреки собственным интересам или воспринимающий отношения подчинённости кому-либо как естественное проявление собственной идентичности.

ЗАВИСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАВИСТЬ К ГРУДИ

ЗАВИСТЬ К ГРУДИ - одно из психоаналитических представлений, согласно которому младенец переживает чувство неудовлетворенности от недостаточно хорошей материнской груди, что впоследствии может перерасти в зависть мужчины по отношению к отсутствию у него груди или в зависть женщины, неудовлетворенной собственной грудью, ее размерами и формой.

Зависть к груди была объектом рассмотрения М. Кляйн (1882-1960), которая считала, что изменения в равновесии между сексуальными и агрессивными импульсами дают начало таким эмоциям как жадность и зависть, а периодически повторяющиеся переживания удовлетворения и фрустрации приводят к психическому представлению младенца о «хорошей» и «плохой» груди. Зависть возникает по отношению к «хорошей» груди в первые месяцы жизни младенца и по мере инфантильного развития может превратиться в сильное завистливое Сверх-Я, способствующее возникновению внутрипсихических конфликтов. По мнению М. Кляйн, под воздействием зависти у ребенка могут появляться различного рода фантазии о похищении, разрушении, обесценивании материнской груди или об обладании ее лучшими качествами, что может в дальнейшем отразиться на нормальном или патологическом развитии человека.

Обращающиеся к исследованию эмоциональных отношений между младенцем и матерью психоаналитики считают, что на ранних этапах инфантильного развития эти отношения и порождаемые ими чувства, включая зависть к груди, имеют важное значение для формирования психической структуры ребенка и взрослого человека. У мальчика зависть к груди вытесняется под воздействием тех преимуществ, которые он, как обладатель пениса, имеет перед «кастрированной девочкой». У девочек, напротив, появляется зависть к полноценной материнской груди, играющей определенную роль в соперничестве за внимание со стороны отца. В дальнейшем под влиянием различного рода фиксаций, регрессий или специфических обстоятельств жизни младенческая зависть может активизироваться у мужчины и превратиться в фетишизацию женской груди, а у женщины - перерасти в постоянное беспокойство по поводу несовершенства ее фигуры по сравнению с обладательницами большого бюста или страх перед возможностью утраты груди вследствие ракового заболевания, что может сопровождаться кошмарными фантазиями и невротическим поведением.

ЗАВИСТЬ К ПЕНИСУ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАВОДИТЬ РАЗГОВОР

ЗАВОДИТЬ РАЗГОВОР - инициировать разговор; начинать переговоры. Это следует делать как можно тактичнее: не только употребить словесную формулу извинения (извините, пожалуйста и др.), но и извинительный тон, мимику. Из дальнейшего для собеседника должно стать ясной, хорошо мотивированной, оправданной инициация разговора (понимание, что его побеспокоили не по пустякам, а вследствие достаточно важных обстоятельств). Не всегда очень хорошо, когда кто-то слишком умело, легко и самоуверенно заводит разговор с малознакомым, незнакомым человеком или тем, кто выше его в социальном отношении (наподобие профессионала-журналиста). Скорее всего, это не понравится собеседнику.

- С ней речь хотел он завести И - и не мог (А. Пушкин, Евгений Онегин).

- Взойдет ли он, тотчас беседа Заходит слово стороной О скуке жизни холостой (А. Пушкин, Евгений Онегин).

- Наутро сваха к ним во двор Нежданная приходит. Наташу хвалит, разговор С отцом ее заводит… (А. Пушкин).

ЗАВОРОЖЕННОСТЬ

ЗАВОРОЖЕННОСТЬ - очарованность.

И я видел уже не пленительную красоту ее, не сияние светлого ума;…Я был заворожен куда более прекрасным взглядом, исполненным сердечного участия, нежнейшего сострадания (В. Гёте, Страдания юного Вертера).

ЗАВЫШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ

ЗАВЫШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ - тактический прием, применяемый в рамках концепции торга, заключающийся в том, чтобы предъявить оппоненту как можно больше требований. Часто при реализации этого приема в собственную позицию включаются пункты, которые потом можно безболезненно снять, сделав вид, что это является уступкой, и потребовать взамен аналогичных шагов со стороны оппонента.

ЗАВЫШЕННЫЕ ОЖИДАНИЯ

ЗАВЫШЕННЫЕ ОЖИДАНИЯ - 1. чрезмерные, не соответствующие реальным возможностям ожидания индивида от самого себя. Например, он требует от себя что-либо делать лучше других во избежание тревоги, не располагая достаточными для этого способностями, ресурсами или подготовкой, в результате чего после долгих сомнеией и раздумий вообще отказывается от решения действовать. Рассматривается как одна из основных особенностей психастенической личности; 2. чрезмерные, несбыточные ожидания в отношении окружающих людей, предъявление к ним слишком высоких требований. Рассматривается как существенно важная особенность паранойяльной личности, по мнению которой, другие люди ей изначально чем-то обязаны; 3. несоразмерные ожидания в отношении расположения к себе со стороны окружающих людей. Рассматривается как одна из главных особенностей истерической личности; 4. в бихевиоризме - ситуация научения, в которой два условных стимула обусловливаются независимо, а затем обусловливается некий объединённый стимул. После этого испытание с любым из двух оригинальных стимулов отдельно показывает более низкий уровень реагирования, чем он обнаруживался во время начального обучения.

ЗАГЛАДИТЬ СВОЮ НЕЛОВКОСТЬ

Очень похвальное действие. Ср. один из недовольных зрителей во время волейбольного соревнования закричал: «Судью на мыло!»; но, посмотрев в сторону судьи и увидев, что это женщина, поправился: «На туалетное!» Ср. хромое извинение.

ЗАГОВАРИВАТЬСЯ

ЗАГОВАРИВАТЬСЯ - не соблюдать приличие по отношению к высшему по социальному положению, нарушение речью существующей социальной дистанции, вольность в обращении. Ср. Послушай, Вольности ты лишней не бери! (А. Грибоедов, Горе от ума) - слова Софии ее служанке Лизе.

ЗАГОВОРИТЬ, ЗАМУЧИТЬ, УТОМИТЬ РАЗГОВОРОМ

Одно из проявлений коммуникативного невежества, вроде того, когда засиживаются в гостях. Собеседник, находясь в рамках тактичности, может сказать: «Извините, но мне надо уже идти» (в том числе в случае телефонного варианта такой ситуации). Если это коммуникативное нарушение допускает ваш гость, ситуация более сложная; обычно прибегают к пассивности в речи, малоприметному зеванию, отвлекаются на разные дела, извиняясь перед гостем.

ЗАГОТОВКИ РЕЧЕВЫЕ

ЗАГОТОВКИ РЕЧЕВЫЕ - фразы, подготовленные заранее субъектом перед предстоящим важным, ответственным разговором. Узнав о предстоящем разговоре по важному делу, обязательно следует продумать его возможный ход, постараться предусмотреть возможные повороты темы, вопросы, которые может задать собеседник, и сформулировать выгодные для себя высказывания согласия, возражения и др. Имейте в виду, что аналогично будет действовать и ваш партнер по общению, что все его высказывания тщательно подготовлены, включая подготовку каких-то «ловушек» для вас; поэтому к тому, что для вас оказалось неожиданным, непредвиденным, нужно отнестись с большим вниманием, осторожностью и не давать сразу определенного ответа, по возможности отсрочить его. Ср. докоммуникативный этап речевого общения.

ЗАГРУЖЕННОСТЬ

ЗАГРУЖЕННОСТЬ - Психическая заторможенность, наблюдающаяся у тяжелых больных. Один из облигатных признаков выраженного повышения внутричерепного давления.

ЗАГРУЗКА

ЗАГРУЗКА - обозначение гипотетических операций, благодаря которым на основе имеющейся информации организм развивает сам себя, создаёт новые, более адаптивные модели переработки информации. Существование такой возможности у устройств с искусственным интеллектом, у биологических особей пока что считается маловероятным или невозможным; по отношению к человеку, способному к творчеству, факт такой информационной загрузки представляется бесспорным или, во всяком случае, весьма вероятным.

ЗАДАВАТЬ ТОН

ЗАДАВАТЬ ТОН - полностью брать ход разговора на себя (его темы, их смену, навязывание своей позиции, преобладание реплик субъекта в сравнении с репликами других участников). Может быть оценено положительно в ситуации необходимости занимать кого-либо разговором, но плохо, когда это затягивается на весь продолжительный период общения или когда это постоянная манера субъекта.

ЗАДАНИЕ

ЗАДАНИЕ - задача, сформулированная обучающим и предписанная для выполнения обучаемому в процессе обучения. 3. всегда содержит в себе некоторое требование: ответить на вопрос, выполнить какое-то упражнение, доказать пли опровергнуть что-то и т.п. Если 3. содержательно принимается обучаемым, то оно превращается для него в задачу, т.е. субъективно представляет собой цель, данную в определенных условиях (А.Н. Леонтьев). В противном случае оно субъективно выступает для него только как требование учителя. В первом случае ученик становится субъектом активного целеобразования и целеосуществления, во втором он остается объектом педагогического управления. Неразличение или отождествление этих двух вариантов, нередкое в психологической и особенно в педагогической литературе, приводит к путанице,а в образовательном процессе - к авторитарной педагогике. А.А.Вербицкий

ЗАДАТКИ

ЗАДАТКИ - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. 3. неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны. Вместе с тем, нельзя считать, что 3. совсем нейтральны по отношению к будущим способностям. Так, особенности зрительного анализатора скажутся именно на способностях, требующих участия данного анализатора, а особенности речевых центров мозга более непосредственно выступят в видах деятельности, связанных с речевыми способностями, и т.п. Таким образом, индивидуальные 3. в какой-то мере избирательны, неодинаковы по отношению к разным видам деятельности. Существуют значительные индивидуальные различия в структуре мозговой ткани людей, но вопрос о роли этих морфологических различий как условий развития психических свойств остается еще невыясненным. Конкретно-научные сведения о 3. стали накапливаться в психологии благодаря изучению врожденных свойств нервной системы и их значения для индивидуально-психологических различий (школа Б. М. Теплова). Н. С.Лейтес

* * *

врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. З. неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны. Индивидуальные З. избирательны, неодинаковы по отношению к различным видам деятельности. Существуют значительные индивидуальные различия в структуре мозговой ткани людей, но вопрос о роли этих морфологических различий как условий развития психических свойств остается еще не выясненным. Конкретно-научные сведения о З. стали накапливаться в отечественной психологии благодаря изучению врожденных свойств нервной системы и их значения для индивидуально-психологических различий (школа Б.М. Теплова).

* * *

врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. 3. неспецифичны по отношению к конкретному содержанию и конкретным формам деятельности; они многозначны, т. е. на их основе могут быть сформированы разные способности. В качестве задатков общих и специальных способностей могут выступать: 1) типологические свойства нервной системы; 2) соотношение первой и второй сигнальных систем; 3) индивидуальные особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга и т. п. Вместе с тем нельзя считать, что З . совсем «нейтральны» по отношению к будущим способностям. Так, особенности зрительного анализатора скажутся на способностях, требующих участия именно этого анализатора, а особенности речевых центров мозга более непосредственно выступят в видах деятельности, связанных с речевыми способностями. Таким образом, 3. в какой-то мере избирательны, неодинаковы по отношению к разным видам деятельности.

ЗАДАЧА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗАДАЧА С ЛОЖНЫМ УБЕЖДЕНИЕМ

ЗАДАЧА С ЛОЖНЫМ УБЕЖДЕНИЕМ - задача, используемая в работе с маленьким детьми с тем, чтобы оценить их понимание реальности и того, как, с их точки зрения, другие люди воспринимают её. Например, после того, как ребёнку показывают коробку из-под леденцов (и лежащий в ней карандаш), его спрашивают, что именно кто-то другой будет ожидать увидеть лежащим в коробке. Дети до 3-х лет обычно думают, что другой человек ожидает увидеть в коробке карандаш, дети постарше - леденцы.

ЗАДАЧА-ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ

ЗАДАЧА-ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ - тенденция индивида сосредоточивать свое внимание и энергию на выполнении данной задачи, на ее решении, мало интересуясь эмоциональными или эстетическими ее аспектами. Такова Шурочка Николаева, сосредоточенная на том, чтобы ее муж сделал военную карьеру (А. Куприн, Поединок). Ср. ситуацию в произведении О. Бальзака «Герцогиня де Ланже», в котором все мысли и действия персонажа направлены на достижение взаимности со стороны любимой женщины.

Годунов. Я мщения не знаю;

Не слушаю ни дружбы, ни вражды;

И не своих, но дела моего

Гублю врагов.

(А.К. Толстой, Смерть Федора Иоанновича)

Ср. целеустремленность.

Предыдущая страница Следующая страница