Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ОБУЧЕНИЕ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ОБУЧЕНИЕ

ОБУЧЕНИЕ - 1. процесс приобретения с помощью школьных программ, педагогов и воспитателей относительно несложных навыков (речевых, счётных, трудовых и т.п.) и элементарных сведений, дающих возможность адаптироваться к повседневным обстоятельствам жизни; 2. вообще - процесс приобретение знаний, навыков и умений. Ср. Образование.

* * *

- поставленное на службу сохранения индивида и человеческого вида, управляемое стимулами, адаптированное изменение поведения, переработки и накопления информации на базе филогенетически образованных структур (из книги Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагиной).

* * *

целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека. Обучение в психологии рассматривается как совместная деятельность учителя и учащихся, обеспечивающая усвоение знаний и овладение способами добывания знаний (учебной деятельностью) обучающимися. Учение понимается как активная деятельность обучающегося по усвоению новых знаний и овладению способами приобретения знаний.

* * *

целенаправленный процесс передачи ку необходимых знаний и выработки у него необходимых навыков и умений. О. имеет различные формы, одной из которых является производственное О. Разновидностями последнего является индивидуальное и бригадное О., профессиональное О., самообучение. В современных условиях интенсивного развития техники и производства важнейшее значение приобретает разработка таких методов О., которые позволяли бы в течение короткого времени подготовить квалифицированного специалиста. Важное место в решении этой задачи принадлежит психологической науке, которая вырабатывает рекомендации по формированию у человека ориентировочной основы деятельности (ООД). О. будет наиболее эффективным в том случае, когда оно носит управляемый характер, причем основные управляющие воздействия в процессе О. должны быть направлены на обеспечение условий формирования полной ООД. С этой точки зрения возможны два основных метода организации О. В первом из них все сведения, необходимые для формирования ООД, даются обучаемому в готовом виде как инструкция, с которой он должен ознакомиться, запомнить и выполнить. Инструкцию дополняют готовыми образцами действий в виде описаний, схем, показа. Такой метод называется методом образца. При использовании второго метода деятельность обучаемого строится таким образом, что в виде готовых сведений вводят только некоторые принципиальные положения, известные человеку из прошлого опыта. Опираясь на них, он под руководством инструктора сам строит всю систему действий, приводящую к получению требуемого результата. При этом обучаемый анализирует возможные исходы правильных и неправильных действий, рассматривает различные отклонения и определяет их допустимые границы. Задача инструктора состоит в том, чтобы вовремя поставить новую проблему и направить обучаемого по правильному пути поиска ее решения. Такой метод называется проблемно-теоретическим, его эффективность намного выше по сравнению с методом образца. Это преимущество проблемно-теоретического метода обусловлено выполнением следующей психологической закономерности: полнота усвоения обеспечивается только в том случае, если твердые знания являются непосредственной целью действий человека и для достижения этих целей применяются наиболее содержательные, активные способы. Для полного усвоения при любом методе О. необходимо соблюдение принципа поэтапного формирования действия (см. Концепция поэтапного формирования умственных действий). Однако подготовка человека к деятельности не исчерпывается только формированием у него определенного крута знаний, навыков и умений. Необходимо сформировать у него и определенную систему качеств, таких как эмоциональная устойчивость, самообладание, внимательность и другие (в зависимости от вида деятельности). Это значит, что О. должно быть неразрывно связано с воспитанием человека, в целом с его психологической подготовкой. Необходимо учитывать также, что люди отличаются друг от друга по своим психологическим характеристикам. Индивидуальные особенности человека должны учитываться в организации его О., т. е. оно должно быть индивидуальным. Конечной его целью является формирование у обучаемого индивидуального стиля деятельности, наиболее полно соответствующего его типологическим особенностям. Важным средством повышения эффективности О. является применение технических средств: тренажеров, имитаторов, обучающих машин и др. Для количественного анализа процесса О. может быть использована кривая упражнения, которая представляется в графическом или аналитическом виде. Для повышения качества О. в общем случае следует обеспечить необходимый уровень мотивации, обеспечить рациональное распределение учебных задач во времени, создать условия для положительного переноса навыков и исключить предпосылки к возникновению отрицательного переноса и интерференции навыков, создать условия для осмысленного усвоения обучающей информации, использовать словесный алгоритм (вербализацию) в процессе формирования концептуальной модели, обеспечить своевременную обратную связь обучаемому о качестве его работы. Для повышения эффективности О. могут использоваться такие сравнительно новые его виды, такие как инновационное обучение, проблемное обучение и др.

В начало словаря