Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "О" (часть 4, "ОБЩ"-"ОБЪ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 4, "ОБЩ"-"ОБЪ")

ОБЩЕНИЕ ФАТИЧЕСКОЕ

ОБЩЕНИЕ ФАТИЧЕСКОЕ -

(от лат. fatuus - глупый) - бессодержательное общение ради самого процесса общения; сложный процесс установления и развития контактов между людьми, заключающийся в обмене информацией, позициями, психическими состояниями, эмоциональными переживаниями партнеров по общению.

ОБЩЕНИЯ ДЕФИЦИТ

ОБЩЕНИЯ ДЕФИЦИТ [лат. deficit - недостает] - недостаточное по количеству и качеству общение ребенка с окружающими людьми. О. д. обычно имеет место в детских учреждениях закрытого типа (больницах, домах ребенка, детских домах, интернатах), в неблагополучных семьях, где родители не уделяют ребенку достаточного внимания, или в семьях, где родители страдают различного рода заболеваниями, в силу которых не обеспечивают детям полноценного общения. О. д. является одной из важнейших причин задержек и отклонений в психическом развитии ребенка, особенно в младенческом и раннем возрасте. При проведении коррекционной работы недостаточно восполнять количественный дефицит общения, необходимо организовывать адекватное по качеству общение, учитывая как возрастные особенности ребенка, так и его прошлый коммуникативный опыт. Для этого проводится диагностика уровня развития общения и восполняются пробелы, отмеченные в каждой форме общения. С. Ю. Мещерякова

ОБЩЕНИЯ РАЗВИТИЕ

ОБЩЕНИЯ РАЗВИТИЕ - смена качественно своеобразных целостных образований - форм общения, представляющих собой определенные генетические уровни коммуникативной деятельности. Обогащение содержания деятельности детей и их взаимоотношений с окружающими приводит к смене устаревших форм О. новыми, а последние дают простор для дальнейшего психического прогресса ребенка. До поры до времени сложившаяся на определенном этапе детского развития форма О. соответствует его содержанию, которое зависит от общего развития ребенка и его взаимоотношений с окружающими людьми. В течение определенного времени эта форма О. обеспечивает возможности обогащения его содержания, а, следовательно, и общего психического развития ребенка. Но наступает момент, когда содержание О. перерастает свои прежние формы и приходит в противоречие с ними. Тогда старая форма О. оттесняется на второй план, а ее место занимает новая, более совершенная форма. Важнейшее значение в развитии у детей О. имеет взрослый, опережающая инициатива которого постоянно «подтягивает» деятельность ребенка на новый, более высокий уровень развития по механизму зоны ближайшего развития. Организуемая взрослым практика взаимодействия с детьми способствует обогащению и преобразованию их социальных потребностей. Без постоянной поддержки взрослого развитие О. детей с окружающими замедляется или даже прекращается. Активное вмешательство взрослого способно в относительно короткий срок вызвать благоприятные сдвиги в О. детей, выправить в нем дефекты и отклонения. А. Г. Рузская

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХИКА

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХИКА -

"нижняя" сфера общественного сознания, связанная с непосредственным отражением общественного бытия. В о.п. проявляется в первую очередь психика класса, нации. Основными ее видами являются: политическая, нравственная, правовая, религиозная психика и др. О.п. может проявляться в форме мнений, традиций, обычаев, настроений, отношений между социальными группами и классами и др.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ - "нижний" уровень общественного сознания, связанный с непосредственным отражением общественного бытия.

О.п. не следует путать с социальной психологией -наукой, изучающей О.п. В О.п. проявляется в первую очередь психология представителей различных классов, наций, других социальных общностей и групп. Основными ее видами являются: политическая, нравственная, правовая, религиозная психика и др. О.п. может проявляться в форме социальных отношений, ценностных ориентации, мнений, чувств, настроений, традиций, обычаев представителей различных общностей.

* * *

комплекс теоретических взглядов, имеющих тенденцию к обьединению в самостоятельную науку, изучающуя общественную психику, то есть психику наций, классов, социальных групп и других социальных общностей. Социальная психология в большей степени имеет тенденцию к изучению психических закономерностей формирования и развития малых групп, личности в малых группах, социальных общностях, то есть психические явления, возникающие при непосредственном контакте людей. Окончательная дифференциация предмета о.п. и социальной психологии пока не произошла.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ

ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ - система коллективных действий, основанная на идентичности, характеризующаяся включенностью в социальный конфликт и направленная на разрушение границ социальной системы, в пределах которой происходит действие.

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ - выраженное в форме определенных суждений, идей и представлений отношение социальных групп к явлениям или проблемам социальной жизни, затрагивающим общие интересы. О. м. возникает как продукт осознания требующих решения социальных проблем и проявляется в сопоставлении, а иногда и столкновении различных позиций по обсуждаемому вопросу, в одобрении или, наоборот, осуждении тех или иных поступков людей. Субъектом О. м. являются большие социальные группы - классы, нации и народы. Высшая форма О. м. - это мнение общенародное, т. е. в основном совпадающие суждения всего народа по вопросам, представляющим всеобщий интерес. О. м. формируется под влиянием средств массового воздействия (радио, пресса, телевидение), хотя может возникать и стихийно, под влиянием конкретных жизненных ситуаций. Манипуляция О. м., широко распространенная последние 15 лет в России, способствует повышению потенциальной конфликтности отношений в обществе. Особенно велики масштабы манипуляции О. м. в период подготовки и проведения выборов всех уровней. Противоречия между О. м., сложившимся у разных социальных групп, а также между О. м. и объективной оценкой события создают основу для различных конфликтов.

* * *

совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива, социальной общности (или их значительной части) к различным событиям и явлениям окружающей действительности, затрагивающим общие интересы.

* * *

мнение о чем-либо или о Ком-либо, сложившееся на данный момент времени у большинства людей в обществе.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ - духовная жизнь общества, проявляющаяся ,в единстве ее научно-теоретического ""верхнего") уровня - общественной идеологии и ее обыденного ("нижнего") уровня - общественной психологии.

По своему содержанию О.с. есть не что иное, как отражение общественного бытия. По своей структуре О.с. включает в себя философскую, политическую, экономическую, нравственную, эстетическую, правовую, религиозную формы сознания, в каждой из которых есть элементы как идеологии, так и психологии.

Между идеологическим и общественно-психологическим отражением общественного бытия существует много общего: один и тот же объект отражения - общественная жизнь, историческая конкретность, относительная самостоятельность и др.

В то же время между ними есть и различия, связанные с формами отражения бытия. Теоретическое, научное сознание отражает общественное бытие, общественные отношения в виде системы идей и взглядов, в основе которых лежат коренные интересы людей, социальных групп. Общественная психология отражает общественное бытие в форме мнений, чувств, настроений, традиций, обычаев и т. д., проявляясь более динамично и непосредственно, чем идеология, более активно влияя на практическую деятельность людей.

* * *

духованя жизнь общества, проявляющаяся в соответствии с современными философскими взглядами в единстве научно-теоретического уровня, ядром которого является идеология, и уровня обыденного сознания, ядром которого является общественная психика. По своему содержанию о.с. есть не что иное как отражение общественного бытия. По своей структуре о.с. включает в себя философское, политическое, экономическое, нравственное, эстетическое, правовое, религиозное сознание, в каждом из которых есть как элементы идеологии, так и элементы общественной психики. Психология как наука относится к научной форме общественного сознания.

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ - одна из ключевых категорий материалистического понимания истории, используемая для выделения в целостном историческом процессе развития человеческого общества его основных этапов, каждый из которых характеризуется присущей ему специфической экономической структурой и соответствующей ей социальной структурой. Понятие «О.- э. ф.» впервые употребил K. Маркс, уподобляя основные этапы общественного развития геологическим напластованиям- формациям. Методологическое значение категории O.- э. ф. определяется тем, что в ней, как в фокусе, соединились основные идеи материалистического подхода к анализу общественного развития - возможности объективного познания истории, наличия в ней повторяемости, а следовательно, закономерностей, признания базисной роли экономики по отношению к др. сторонам общественной жизни, трактовки человеческой истории как единого и целостного прогрессивного процесса развития и т. д. B настоящее время теория O.- э. ф. переживает кризис, и на первый план выдвигается цивилизационный подход к анализу исторического процесса, не исключающий идеи O.- э. ф. Категория О.- э. ф. является одной из важных в политологии конфликта. В свете последних исторических событий она, естественно, нуждается в уточнении и, возможно, в переосмыслении. Однако многие элементы концепции О.- э. ф., такие как классовое устройство общества, экономическая суть капитализма, влияние частной собственности на средства производства в экономике, взаимовлияние базиса и надстройки и др., позволяют и сегодня более глубоко понимать многие социальные конфликты современности.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ - относительно устойчивые связи между социальными группами, народами, государствами и др. объединениями людей, возникающие в производственно-экономической, социально-политической сферах человеческой деятельности, различных видах культуры и определяющие специфику данного конкретного общества, его качественные характеристики, его социальную структуру. Носителями О. о. являются социальные группы. Их индивидуальный состав меняется, но сама структура О. о. при этом сохраняется. Этим О. о. отличаются от личных, которые привязаны к конкретным людям. Отдельный человек является носителем O. о. не сам по себе, а как представитель общественной группы или социального института, выполняющий определенную функцию: крестьянин, рабочий, капиталист, менеджер или чиновник, дипломат, профсоюзный деятель, партийный функционер и т. д. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, застает готовые О. о. и, реализуя свои цели, воспроизводит O. о. в прежнем или измененном виде. Деятельность людей осуществляется в системе O. о., а отношения существуют в деятельности и поддерживаются ею. Существуют материальные, базисные O. о. и надстроечные отношения, идеологические, зависимые от базисных, вторичные О. о. Но в реальных ситуациях иерархия определяющих и определяемых О. о. перерастает в их взаимодействие, где причина и следствие меняются местами. Политика зависит от экономики, но в свою очередь может оказывать решающее воздействие на ход экономических процессов. O. о. проявляются в виде интересов, которые определяются местом их конкретного носителя, и влияют на направленность деятельности. Интересы людей могут совпадать или противоречить друг другу. Соответственно и O. о. м. б. отношениями сотрудничества, солидарности или включать в себя противоречия, конфликты. Разрешение противоречий в О. о. ведет к их изменению. Различные эпохи человеческой истории, общественные формации отличаются друг от друга типом О. о., образующих целостную систему. В переходные периоды, когда зарождаются новые O. о., изменяется общественный строй, в обществе происходят структурные преобразования. Конфликт является одним из видов О. о. в ситуации развития социального противоречия. Он подчиняется общим закономерностям динамики О. о.

ОБЩЕСТВО

ОБЩЕСТВО - 1. всё человечество; в этом значении термин употребляется редко; 2. группа людей, которых объединяют: а) принятый набор норм, ценностей, ролей и институтов, который формирует основание общей культуры; б) относительно чётко ограниченная географическая область, которую они населяют; в) ощущение единства в том, что касается ценностей, идеалов, мировоззрения; г) чувство принадлежности или связи с культурными нормами и традициями. Распад общества проявляется его фрагментацией, появлением множества неизвестно кого представляющих политических партий, расслоением по материальному признаку, преобладанием тенденций к индивидуализму; 3. любая организованная, относительно долго существующая группа организмов определённого вида.

* * *

- особая надприродная реальность, включающая человека, целесообразную деятельность людей, ее результаты и складывающиеся между ними отношения. О. - это развернутая в пространстве и развивающаяся во времени сфера бытия человека, среда и продукт его жизнедеятельности. О. создано деятельностью людей, его существование поддерживается ею. Особенность О. в том, что в своей деятельности люди вступают в определенные отношения друг с другом, общественные отношения, совокупность которых образует социальную сторону их деятельности - устойчивые социальные структуры, обеспечивающие целостность О. Основными сферами развитого О. являются производственная, социальная, политическая и духовная. Развитие О. во времени дает историю. Последняя возможна благодаря социокультурной преемственности поколений с помощью надбиологических механизмов накопления и передачи опыта, культуры, информации. Происходящие в истории изменения включают смену различных типов О., культуры, развитие самого человека. Одной из проблем современного О. является определение его перспектив, способности преодолеть глобальные угрозы, прежде всего - ядерного уничтожения, генетической катастрофы и др. Конфликт выступает одной из главных угроз самому существованию О. Поэтому исследование сути конфликтов, их причин, поиск принципов, способов и приемов регулирования является общественно важной задачей. Российское О., к сожалению, пока далеко от понимания этого факта.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ И ТАКТИКЕ КОГНИТИВНОЙ ТЕРАПИИ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ И ТАКТИКЕ КОГНИТИВНОЙ ТЕРАПИИ -

Когнитивная терапия основана на принципе «здесь и теперь». Это активная терапия, ориентированная на сегодняшнюю проблему пациента. Она не исключает директивности и предписаний, поскольку в своих технологиях использует и поведенческие методы. В настоящее время она используется как в индивидуальной, так и в групповой терапии. Может быть использована при терапии супружеских и семейных пар. Не исключается и применение других технологий (к примеру, обучение мышечной релаксации, позитивных методов терапии), а также лечение психофармакологическими средствами. В определенных случаях, при неглубоких депрессивных состояниях, когда сохраняется способность к активному мышлению, пониманию и ведению разговора со стороны больного, эффективность терапии гораздо выше, чем лечение антидепрессантами.

Когнитивная терапия абсолютно показана в амбулаторных условиях при категорическом отказе больного от приема антидепрессантов, а также при их плохой переносимости. Она не рекомендуется как единственное средство при лечении аффективных расстройств биполярного типа, психотической депрессии, при шизофрении и других психозах. Следует сказать также о том, что когнитивная психотерапия может быть успешно применена только у больных с достаточным уровнем интеллектуального развития.

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ЧУВСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ЧУВСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ -

Ощущение - вид психической деятельности, при котором в результате воздействия предметов и явлений окружающего мира на органы чувств отражаются лишь отдельные свойства данных предметов и явлений. Может восприниматься только запах, цвет или консистенция предмета, а также отдельные звуки или группы звуков какого-то явления. Ощущение является самым элементарным составляющим познавательного процесса.

Под восприятием понимают целостное отражение тех или иных явлений либо предметов окружающего мира, непосредственно воздействующих на органы чувств. Для примера: человек воспринимает апельсин в целом, чувствует запах, тонкость его аромата, видит его цвет. Одним из главных качеств восприятия является представление, которое позволяет удерживать информацию на непосредственном уровне.

Представление является результатом оживления воспринимаемых ранее, в прошлом, каких-либо образов или явлений. Данная функция психики отличается от восприятия рядом особенностей. Они включают в себя:

1) более обобщенный характер;

2) не столь четко, по сравнению с восприятием, характеризуются определенной фрагментарностью и непостоянством;

3) у различных людей имеют неодинаковую степень яркости;

4) обладают способностью к исчезновению, а также свойствами субъективности и индивидуальности.

Представления сами по себе не обеспечивают человеку сохранение знаний, так как являются только лишь способностью произвольно оживлять образы ранее воспринятых явлений и предметов. Сохранение знаний является одной из главнейших функций памяти.

В процессе познавательной деятельности представления не могут быть изолированными, так как они группируются и ассоциируются.

Ассоциация в переводе с латинского assodatio означает «соединение». Представляет собой связь представлений, основанную на предшествующем опыте, в результате того, что одно представление, возникнув в сознании, вызывает по каким-то признакам (сходство, близость, противоречивость) другое. Как уже было отмечено, ощущения, восприятия и представления являются частью чувственного познания, также одним из видов ощущения является боль.

ОБЩИЙ АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ

ОБЩИЙ АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ - реакция индивида на сильный стресс. См. Адаптационный синдром.

* * *

- термин Г.Селье, относится к обнаруженной и изученной им и его научной школой трёхступенчатой характеристике биологической реакции организма на сильный стресс (как физический, так и психологический). Первую стадию реакции на стресс характеризует 1. реакция тревоги. Она включает две фазы: а) фазу шока и б) фазу противошока. В фазе шока возникают снижение температуры тела, падение мышечного тонуса и АД, потеря жидкости тканями и др. В фазе противошока наблюдается усиление продуцирования гормонов коры надпочечников и тем самым осуществляется физиологическая защита против стресса. Вторую, стадию сопротивления характеризует восстановление нарушенных в фазу шока функций организма, первые признаки чего появляются уже в фазе противошока. Третья, 3. стадия истощения наступает спустя месяцы или годы, если стресс оказался слишком сильным или чересчур длительным. ,та стадия характеризуется истощением защитных ресурсов организма и возобновлением общей модели начальной фазы шока, в силу чего может наступить повышенная заболеваемость, хронификация, утяжеление заболеваний, учащение смертельных исходов. Установленные Г.Селье общие закономерности справедливы, хотя и не столь очевидны и по отношению к психическим расстройствам.

ОБЩИННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ОБЩИННЫЕ ОТНОШЕНИЯ (communal relationships) - взаимоотношения, в которых люди прежде всего обеспокоены потребностями другого человека. Термин содержит негативные коннотации, поскольку сводит альтруистические тенденции на уровень примитивных, общинных и как бы переживших своё время паттернов межличностных отношений.

ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ

ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ -

черта характера личности, выражающая потребность и способность человека к общению, контактам с другими людьми, установлению с ними взаимопонимания. Для общительного человека характерны легкость контактов, способность и умение не теряться в ситуациях общения, стремление к инициативе, к лидерству в группе.

ОБЩНОСТЬ

ОБЩНОСТЬ -

группа людей реально существующая, эмпирически фиксируемая по определенному, как правило существенному признаку, отличающаяся относительной целостностью и выступающая как самостоятельный субьект социального действия, деятельности, поведения. Примеры социальных общностей - класс, нация, народность, территориальная общность людей, коллектив и т.д.

ОБЪЕКТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЪЕКТ ВНЕШНИЙ

ОБЪЕКТ ВНЕШНИЙ - в психоанализе - объект, осознаваемый индивидом как внешний по отношению к себе.

ОБЪЕКТ ВНУТРЕННИЙ

ОБЪЕКТ ВНУТРЕННИЙ - в психоанализе - мысленное представление объекта, которое обрело значение внешнего объекта. Это возникающие путём интернализации «фантомы», образы фантазии, на которые человек реагирует как на реальные внешние стимулы.

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ЭТНОПСИХОЛОГИИ - закономерности формирования и развития различных компонентов национальной психики, сущность и содержание процессов освоения, сохранения, передачи и изменения национально-психологических особенностей людей, а также того, что их цементирует: национальных традиций, ценностей, норм и правил поведения и т. д.

Предметная область этнического, подлежащая изучению и регулированию с позиций психологической науки и представителей других отраслей знаний, включает исследование условий и механизмов оптимизации процессов межнационального взаимодействия на государственном уровне и в сфере политики, в деятельности региональных и территориальных органов управления, а также на уровне формирования и развития конкретных этнических общностей.

Объективными профессиональными целями специалистов (психологов и этнологов), работающих в сфере прикладной этнопсихологии, являются: создание условий для развития жизни и деятельности представителей конкретных этнических групп; поддержка приоритетных направлений и видов национальной и межнациональной активности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих формированию "этнонационального пространства" как естественной среды становления и развития человека и общества в целом.

ОБЪЕКТ ИНСТИНКТА

ОБЪЕКТ ИНСТИНКТА - в психоанализе - объект (см. объект, 4), на который направлена энергия инстинкта.

ОБЪЕКТ КОНФЛИКТА

ОБЪЕКТ КОНФЛИКТА - конкретная материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, принцип, норма) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента. О. к. является обязательным структурным элементом как конфликтной ситуации, так и конфликта в целом. Сразу выделить не всегда удается. Легче определяются проблема или предмет конфликта. О. к. лежит глубже, он как бы скрыт и является ядром проблемы, центральным звеном конфликтной ситуации. Поэтому иногда его рассматривают как причину, повод к конфликту. Чтобы стать О. к., элемент материальной, социальной или духовной сферы должен находиться на пересечении личных, групповых, общественных или др. интересов субъектов, стремящихся к контролю над ним. Некоторые авторы считают, что О. к. д. б. неделим. «Неделимость объекта является одним из необходимых (хотя и недостаточных) условий существования конфликтных ситуаций» (Ф. М. Бородкин, Н. М. Коряк, 1989). Однако О. к. может быть как неделимым, так и делимым. Условием для конфликта является притязание хотя бы одной из сторон на неделимость объекта, желание считать его неделимым, полностью владеть им. Такое понимание открывает более широкий спектр вариантов разрешения конфликта, т. е. дает возможность изменять не только объективные составляющие конфликта, но и субъективные.

* * *

конкретная материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, принцип, норма) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба партнера.

ОБЪЕКТ КОНФЛИКТОЛОГИИ

ОБЪЕКТ КОНФЛИКТОЛОГИИ - все типы и виды конфликтов с участием человека, а также зооконфликты. Прогресс науки, особенно на этапе ее становления, зависит от того, насколько удачно определены границы объекта и предмета ее изучения. Важно, с одной стороны, не упустить ничего существенного, чтобы не потерять системного представления об объекте, с др. стороны - не включить в объект и предмет ничего лишнего, поскольку это приводит к расширению круга изучаемых явлений, увеличению объема исследовательской работы. Кроме того, важно уже в определении объекта и предмета по возможности точно раскрыть сущность изучаемого явления.

ОБЪЕКТ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ОБЪЕКТ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - совокупность конкретных конфликтов или их вид, а также отдельные характеристики конфликтов, изучаемые конфликтологом. Определение О. к. и. зависит от цели и задач конфликтологического исследования. Напр., объектом конфликтологии выступают все типы и виды конфликтов как система. Это самый объемный О. к. и. При исследовании межличностных конфликтов в какой-л. сфере деятельности они являются О. к. и. По мере углубления знаний о конфликтах масштабы О. к. и. могут сокращаться. В принципе О. к. и. имеет «матрешечное» строение. О. к. и. м. б. супружеские конфликты, затем - влияние психологических особенностей супругов на конфликты между ними, затем влияние темперамента супругов на их поведение в конфликтах. О. к. и. связан с его предметом. Это парные категории конфликтологии. О. к. и. м. б. первичным и вторичным. Первичные О. к. и. - те конкретные конфликты, которые эмпирически исследуются. Вторичные О. к. и. - все те виды конфликтов или их характеристики, на которые распространяются затем полученные в результате эмпирического исследования знания. По сути, первичный О. к. и. - это выборка, а вторичный - генеральная совокупность. О. к. и.

может быть и нетипичным, напр. все диссертации, защищенные по проблеме конфликтов в отечественной науке в ХХ в.

ОБЪЕКТ ПЕРЕХОДНЫЙ

ОБЪЕКТ ПЕРЕХОДНЫЙ - в психоанализе - объект, который индивид рассматривает как находящийся между собой и другим человеком. Для ребёнка он может играть роль «утешителя» Например, кукла или кусок материи, которым ребёнок очень дорожит и который он использует в качестве поддержки, но с которым нет необходимости обращаться как с человеком. Так, некоторые пациенты с ранним детским аутизмом столь сильно привязываются к каким-то вещам или игрушкам, что не расстаются с ними ни на минуту и не могут без них спать. Вероятно, обладание такими объектами снижает у пациентов уровень тревоги. Считается, что переходный объект имеет значение «переходного моста», позволяющего ребёнку переходить от примитивного нарциссизма к более зрелой эмоциональной привязанности к другим людям.

* * *

- объект, используемый ребенком как утешитель. Обычно наблюдается значительная эмоциональная привязанность к такому объекту, например, к кукле. Рассматривается как психологический мост для перехода ребенка от нарциссизма к более зрелой эмоциональной привязанности к другим. Ср. изображение привязанности к кукле Козетты в романе В. Гюго «Отверженные».

ОБЪЕКТ ПЛОХОЙ

ОБЪЕКТ ПЛОХОЙ - в психоанализе - объект, ненавидимый индивидом или внушающий ему страх. Он может быть как внешним, так и внутренним.

ОБЪЕКТ ТЕОРИЯ

ОБЪЕКТ ТЕОРИЯ - в психоанализе - теория, в которой потребность индивида иметь отношение к объектам занимает центральное место (в противоположность инстинкт-теории, строящейся вокруг потребности ослабить инстинктное напряжение). Синоним: Теория отношений.

ОБЪЕКТ ТРЕВОГИ

ОБЪЕКТ ТРЕВОГИ - 1. в психоанализе - объект, на который индивид переносит тревогу, первоначально вызванную другими, обычно какими-то внутренними факторами; 2. в психиатрии - «фобический объект» (предмет, ситуация, некое существо), представленное в сознании пациента как первопричина, источник навязчивого страха.

ОБЪЕКТ, УДОВЛЕТВОРЯЮЩИЙ ПОТРЕБНОСТЬ

ОБЪЕКТ, УДОВЛЕТВОРЯЮЩИЙ ПОТРЕБНОСТЬ - в психоанализе - объект, который «любим» субъектом исключительно за его способность удовлетворять потребности и который не осознаётся субъектом как личность.

ОБЪЕКТ ХОРОШИЙ

ОБЪЕКТ ХОРОШИЙ - в психоанализе - объект, любимый субъектом и воспринимающийся как несущий добро. Может быть как внешним, так и внутренним.

ОБЪЕКТ ЦЕЛЫЙ

ОБЪЕКТ ЦЕЛЫЙ - в психоанализе - объект, который субъект признаёт как человека, чьи права, чувства, потребности и т.п. подобны собственным.

ОБЪЕКТА АССИМИЛЯЦИЯ

ОБЪЕКТА АССИМИЛЯЦИЯ (объект лат. assimilatio - уподобление, сходство) - изменение образа объекта в памяти в течение какого-то времени. К.Юнг использует это выражение для описания упомянутого изменения под влиянием потребностей личности. Гештальтпсихологи и другие теоретики памяти предпочитают применять его для обозначения изменений следов памяти, чтобы тем самым подчеркнуть, что такие изменения приводят воспоминание об объекте в большее соответствие с тем, что является «более типичным для данной категории».

ОБЪЕКТА ВЫБОР

ОБЪЕКТА ВЫБОР - в психоанализе - тип выбора объекта, на который направлено либидо. Если это объект, подобный самому индивиду, выбор называют нарциссическим, если выбор основан на отличии от индивида - анаклитическим.

ОБЪЕКТА КАТЕКСИС

ОБЪЕКТА КАТЕКСИС (катексис - неологизм, перевод на английский немецкого слова Besetzung, букв. «вложение») - в психоанализе - «инвестиция» или вложение энергии в объект, то есть в его психическое представление.

ОБЪЕКТА КОНСТАНТНОСТЬ

ОБЪЕКТА КОНСТАНТНОСТЬ (лат. constantis - постоянный) - 1. тенденция объектов сохранять свои перцептивные характеристики в разных условиях восприятия; 2. способность воспринимать объекты идентичными в различных условиях наблюдения; 3. в психоанализе - поддержание устойчивой психической связи с определённым объектом. При этом (см. Объект, 4) подразумевается, что имеется тенденция отвергать возможные замещения одного объекта другим.

ОБЪЕКТА ПОНЯТИЕ

ОБЪЕКТА ПОНЯТИЕ - в теории Ж.Пиаже - зрелое понятие объекта, которое достигается, когда ребёнок воспринимает объект как реальную физическую сущность и в том же пространстве, где находится и сам ребёнок.

ОБЪЕКТА ПОСТОЯНСТВО

ОБЪЕКТА ПОСТОЯНСТВО - в теории Ж.Пиаже - представление ребёнка о постоянстве физического объекта, его неизменности и в том случае, если ребёнок не взаимодействует с ним.

ОБЪЕКТА ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

ОБЪЕКТА ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - в психоанализе - внутренние репрезентативные аспекты объекта.

ОБЪЕКТА УТРАТА

ОБЪЕКТА УТРАТА - в психоанализе - утрата психического представления объекта или связанного с ним либидо.

ОБЪЕКТА ЧАСТЬ

ОБЪЕКТА ЧАСТЬ - в психоанализе - некий отдельный аспект объекта (см. Объект, 4), играющего роль удовлетворения потребности (например, грудь, пенис).

ОБЪЕКТИВАЦИЯ

ОБЪЕКТИВАЦИЯ - 1. в психоанализе - вариант проекции, когда кто-то проецирует свои чувства на кого-то другого, у кого (в отличие от собственно проекции) фактически имеются такие же чувства; 2. воплощение, выражение чего-либо в чём-то доступном восприятию.

* * *

- проецирование своих собственных чувств на другого, у кого они фактически имеются.

Ср. рассуждение: Помни, что другой - такой же человек, как и ты: что тебе плохо, то и ему плохо.

Сидя вместе с офицерами за столом… Петя находился в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям и вследствие того уверенности в такой же любви к себе других людей (Л. Толстой, Война и мир).

Ср. эгоцентризм.

ОБЪЕКТИВИЗМ

ОБЪЕКТИВИЗМ - 1. подход к явлениям общественной жизни, ограничивающийся регистрацией событий, констатацией их существования и/или необходимости; 2. в этике - точка зрения, согласно которой существуют определённые моральные истины, независящие от того, знают люди о них, верят в них, руководствуются они ими или нет. Например, правило «никто не должен причинять боль другому ради собственного удовольствия» является истинным повсюду, даже если его не могут принять отпетые уголовники, равно как 2 2 = 4 считается истинным независимо от того, что кто-то не умеет считать. Антоним: Субъективизм.

ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА

ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА - независимое от человека и человечества содержание знания. По форме истина субъективна - она свойство человеческого знания. По содержанию истина объективна, т. к. не зависит от сознания, а обусловлена отображающимся в нем материальным миром. Учение об О. и. нацелено против идеалистических концепций трактующих истину как иллюзорную, условно значимую конструкцию (В. В. Ильин). В современной российской конфликтологии субъективные мнения пока преобладают по объему информации над О. и. Расширение и углубление О. и. о конфликтах - важнейшее условие прогресса конфликтологии.

ОБЪЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ОБЪЕКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - название любого направления научной психологии, в котором «полноправными» считаются только те данные, которые основаны на измерениях поведения в физических, объективных терминах. При этом исключаются данные, полученные путём интроспекции. Например, рефлексология В.М.Бехтерева, бихевиоризм Уотсона. Такая психология мало чем отличается от зоопсихологии, несмотря на то, что используются самые изощрённые эксперименты и сложные математические методы обработки экспериментальных данных.

ОБЪЕКТИВНАЯ ТРЕВОГА

ОБЪЕКТИВНАЯ ТРЕВОГА - 1. реальная тревога, в том смысле, что имеется явная, объективная причина для её появления. Заметим, что термин противоречив: обычно тревогой называют беспричинное волнение и беспредметное ожидание приближающегося несчастья. В последнем случае как бы утверждается, что тревога, в отличие от других эмоций, имеющих объективные основания, лишена адаптивного значения и всегда является, по определению, патологической; 2. состояние тревоги, существование которой подтверждается объективным наблюдением.

ОБЪЕКТИВНОСТЬ

ОБЪЕКТИВНОСТЬ - 1. характеристика функции сознания, посредством которой объекты воспринимаются как некие внешние явления, как существующие сами по себе, по незизветным человеку причинам и законам, независящие от того, воспринимаются они человеком или нет; 2. беспристрастный, непредвзятый подход к событиям, характеризующийся свободой от ошибочных интерпретаций, личных предпочтений или предубеждения; 3. содержание знания, соответствующее качествам и отношениям объекта; 4. действительное, независимое от воли и сознания человека существование мира, предметов, их свойств и отношений; принадлежность к объективной реальности.

ОБЪЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ

ОБЪЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ - в психологии стратегия анализа психического содержания, максимально ориентированная на другого субъекта (а не самого себя, как в интроспекционизме) и на использование верифицируемых гипотез (например, эксперимент).

ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА

ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА - не зависящие от человека обстоятельства, существующие вне и безотносительно к нему, действие которых приводит к возникновению конфликта. Анализ реальных конфликтов показывает, что существует множество объективных причин, их вызывающих. К числу типичных среди О. п. к. можно отнести: естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности; слабая разработанность в современной России правовых и др. нормативных процедур разрешения типичных социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей; недостаток значимых для жизнедеятельности людей материальных и духовных благ; несправедливые экономические, политические, социальные решения, наносящие явный ущерб какой-л. группе граждан; вековые российские традиции, в силу действия которых конфликт является не только приемлемым, но и эффективным, иногда единственным способом защиты интересов; неблагоприятные электромагнитные (солнечные вспышки), климатические (жара, влажность), др. экологические факторы и т. п. Устранение или минимизация негативного воздействия на людей О. п. к. является важным и эффективным направлением деятельности по профилактике конфликтов.

ОБЪЕКТИВНЫЙ И СУБЪЕКТИВНЫЙ

ОБЪЕКТИВНЫЙ И СУБЪЕКТИВНЫЙ - в психоанализе - являются, как указывает Fowler (1965), «философскими и физиологическими терминами, отличающими понятия и ощущения, имеющие внешнюю причину, от тех, которые имеют чисто психическую природу». Например, физическая боль - объективное явление, сновидения и галлюцинации - субъективны. В этом плане психоанализ занимает как бы промежуточное положение между бихевиоризмом, психологией без ссылок на сознание, и феноменологией, которая занимается изучением исключительно того, как индивид ощущает себя и свою связь с внешним миром.

ОБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД

ОБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД (в психологии) - 1) в широком смысле: совокупность общих путей, средств и требований к психологическому исследованию, обеспечивающих максимальную однозначность и надежность получаемых результатов; 2) в узком смысле: О. м. противопоставляется интроспекции (субъективному анализу, самонаблюдению и т. п.) и обозначает способы изучения внешних, поддающихся регистрации действий и реакций испытуемых.

ОБЪЕКТ-КАТЕКСИС

ОБЪЕКТ-КАТЕКСИС - в психоанализе - вложение психической энергии во внешний объект.

ОБЪЕКТ-ЛИБИДО

ОБЪЕКТ-ЛИБИДО - в психоанализе - либидо, вкладываемые во внешние объекты.

ОБЪЕКТНАЯ ЛЮБОВЬ

ОБЪЕКТНАЯ ЛЮБОВЬ - в психоанализе - любовь к объекту, который осознаётся как не-Я, в противоположность любви к себе и идентификации.

ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОБЪЕКТ-ОТНОШЕНИЕ

ОБЪЕКТ-ОТНОШЕНИЕ - в психоанализе - отношение индивида к объекту, но не отношения между индивидом и объектом.

Предыдущая страница Следующая страница