Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ФОРМАЛИЗАЦИЯ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ФОРМАЛИЗАЦИЯ

ФОРМАЛИЗАЦИЯ - совокупность познавательных операций, обеспечивающая отвлечение от значения понятия и смысла выражений научной теории с целью исследования ее логических особенностей, дедуктивных и выразительных возможностей. Есть два типа формализованных теорий: полностью формализованные и частично формализованные (логические средства, используемые при развертывании данной науки, явным образом не фиксируются). Ф. - мощное средство выявления и уточнения содержания научной теории. Вся совокупность познавательных приемов и средств Ф. ориентирована на обеспечение необходимого соответствия между содержательной научной теорией, подвергаемой Ф., и формальной системой, возникающей в результате ее Ф. Содержательная научная теория служит неким «эталоном», от степени соответствия которому зависят достоинства формализованной теории. Развитие научного знания, в особенности на его наиболее абстрактных уровнях, осуществляется посредством взаимодействия содержательных и формальных методов исследования при определяющей роли первых. В отечественной конфликтологии уже в настоящее время существуют элементы формализованного знания. Однако построение формализованных теорий в конфликтологии - дело перспективы.

* * *

(в инженерной психологии) (от лат. forma - вид, образ) - уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемому объекту (деятельности оператора) определенным образом сопоставляются некоторые материальные конструкции, обладающие относительно устойчивым характером и позволяющие в силу этого выявить и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов. Особенность Ф. как гносеологического приема состоит в том, что совершающиеся с ее помощью выявление и уточнение содержания происходят через выявление и фиксацию его формы. Во всякой Ф. всегда присутствует момент огрубления живой, развивающейся действительности. Однако это огрубление является необходимой стороной процесса познания. Основное значение для Ф. имеют знаки специального характера, в частности применяемые в математике. Проведение Ф. всегда сопровождается противоречием между формой и содержанием. Опыт показывает, что если формализуется достаточно богатая содержанием теория, то она не может быть полностью отображена в формальной системе; в теории всегда остается невыявленный, неформализуемый остаток. Это несоответствие между Ф. и формализуемым содержанием выступает в качестве внутреннего источника развития формально-логических средств науки. Преодоление указанного противоречия происходит путем построения новых формальных систем, в которых формализуется часть того, что не было учтено при предшествующих Ф. Таким образом, осуществляется все более глубокая Ф. содержания, никогда, однако, не достигающая абсолютной полноты. . Рассмотренные философские и методологические проблемы Ф. научного познания имеют непосредственное отношение к инженерной психологии. Как показал М. А. Котик, в ней открываются особенно большие возможности для Ф. деятельности человека. В изучаемой здесь деятельности человек решает ограниченный круг технических задач, а его действия зачастую оказываются детерминированными извне техническими условиями. В то же время для операторской деятельности отбирается определенный крут людей, психофизиологические показатели которых отвечают соответствующим требованиям. Все эти обстоятельства способствуют как ограничению числа соответствующих психологических переменных, определяющих поведение операторов, так и уменьшению различий в их поведении. Все это и дает основание для формализованного описания психических закономерностей деятельности оператора. По мнению Г. П. Шибанова, Ф. деятельности оператора предполагает в первую очередь моделирование его трудового процесса. В общем случае модель любой деятельности может быть представлена в виде набора взаимосвязанных между собой частных моделей. При моделировании необходимо учитывать форму и вид труда (управление системой, техническое обслуживание, ремонт и т. п.); составляющие трудовой процесс операции, их взаимосвязь, точность и время выполнения; влияние на них направленности деятельности, дефицита времени и других факторов. Применяемые на практике модели можно классифицировать по функциональному назначению (модели информационного поиска, принятия решений, слежения за процессом, технической диагностики и устранения неисправностей, приобретения и утраты навыков и др.) и принципу построения (теоретиковероятностные, информационные, структурные, структурно-алгоритмические и пр.). Приведенные модели, классифицированные по функциональному назначению, являются частными моделями, отображающими как отдельные стороны деятельности, так и ее отдельные количественные характеристики (точность, надежность, производительность и т. п.), но не моделируют профессиональную деятельность в целом как специфическое сложное явление. Полная модель деятельности человека в конкретной системе может быть получена лишь на основе комбинированного использования частных моделей с учетом специфики связей между ними, вытекающих из психофизиологических возможностей человека и характерных для данной системы условий его деятельности (см. также Моделирование деятельности, Моделирование психики).

В начало словаря