Приглашаем посетить сайт

Культура (cult-news.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "О" (часть 11, "ОРИ"-"ОСО")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 11, "ОРИ"-"ОСО")

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ РЕФЛЕКС

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ РЕФЛЕКС (ориентировочная реакция) - сложная реакция организма на новый раздражитель, направленная на мобилизацию систем организма для выработки соответствующего действия в новой ситуации. О. р. лежит в основе ориентировочной деятельности человека, т. е. деятельности, направленной на обследование окружающих предметов в целях получения информации, необходимой для решения стоящих перед субъектом задач. Поэтому О. р. называют также исследовательским рефлексом. В комплекс компонентов реакции О. р. входят: движение головы и глаз в направлении источника раздражителя, сосудистые изменения, изменение дыхания и электрического сопротивления кожи, возрастание тонуса мышц, а также повышение физиологической активности коры больших полушарий головного мозга, проявляющееся в форме уменьшения альфаритма ЭЭГ. Сенсорными компонентами реакции О. р. являются повышение чувствительности анализаторов и возрастание ритмической частоты слияния ощущений. Реакция О. р. возникает на новизну раздражителя. При предъявлении нового раздражителя вначале образуются все компоненты О. р. Через несколько его предъявлений часть компонентов О. р. угасает, а при последующих предъявлениях рефлекс угасает полностью. Раздражитель перестает быть новым для организма. Отличительная особенность угасания О. р.- его селективность по отношению к раздражителю- Изменяя разные параметры стимула, можно вновь вызвать реакцию О. р.

ОРОГЕНИТАЛЬНЫЙ СЕКС

ОРОГЕНИТАЛЬНЫЙ СЕКС - стимуляция половых органов сексуального партнера ртом. См. также Куннилингус, Минет.

ОРОЙА ЛИХОРАДКА

ОРОЙА ЛИХОРАДКА - см. Карриона синдром.

ОРТНЕРА СИНДРОМЫ

ОРТНЕРА СИНДРОМЫ - описаны австрийским врачом N. Ortner.

1. Осиплость голоса вследствие пареза левой голосовой связки при сдавлении возвратного нерва опухолью средостения, аневризмой аорты или между увеличенным левым предсердием и расширенным легочным стволом при стенозе левого атриовентрикулярного отверстия.

N. Ortner. Recurrenslahmung bei Mital Stenose. Weiner Klinische Wochenschrift 1897; 10: 753-755.

2. Атеросклеротическая диспрагия кишечника (мезентериальный псевдотромбоз, брюшная жаба) - симптомокомплекс, обусловленный стенозом устьев мезентериальных артерий атеросклеротического генеза. Характеризуется приступообразными болями в животе различной локализации, появляющимися после еды или при физической нагрузке, метеоризмом, запорами. У больных, как правило пожилого и старческого возраста, выявляют симптомы атеросклеротического поражения артерий других бассейнов. Диагноз подтверждают аортографией или компьютерной томографией. Лечение рентгеноэндоваскулярное, показаны баллонная ангиопластика и стентирование устьев брыжеечных артерий.

N. Ortner. Zur Klinik der Angiosklerose der Darmarterien (Dispragia intermittens angiosclerotica intestinalis). Wiener klinische Wochenschrift, 1902; 15: 1166.

ОРТОГОНАЛЬНАЯ ЧЕРТА

ОРТОГОНАЛЬНАЯ ЧЕРТА (греч. orthogonios - прямоугольный) - в матрице факторного анализа - любая черта характера, которая является независимой, то есть показывает нулевую корреляцию со всеми другими.

ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ

ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ ( греч. orthos - правильный, doxos - славный) - 1. неуклонно придерживающийся определённого учения, какой-то веры, доктрины, идеи, последовательный; правоверный. Термин с негативной коннотацией, так как подразумевает отсутствие гибкости, открытости, самостоятельности в выборе ценностей и адаптивности к постоянно меняющимся обстоятельствам существования. В психопатологии считается, что клинически значимая ригидность в установках и ценностях свойственна преимущественно шизоидной, эпилептоидной и паранойльной типам личности. Термин «православный», между прочим, является калькой греч. ortodoxus.

* * *

крайний, последовательно Придерживающийся какой-либо популярной у большинства людей точки зрения. Ортодоксальный человек занимает, как правило, непримиримую, крайнюю позицию в каком-либо вопросе и не идет на компромисс. То же самое касается так называемых ортодоксальных учений.

ОРТОДОКСИЯ

ОРТОДОКСИЯ - (от греч. orthos - прямой, правильный и doxa - мнение), "правильная" система взглядов, фиксированная авторитетными инстанциями религиозной общины и обязательная для всех членов этой общины; правоверие, согласие с учениями, проповедуемыми церковью. Ортодоксальной называют главным образом церковь ближневосточных стран (например, греческая ортодоксальная церковь). Безусловное следование какому-нибудь учению, твердая последовательность во взглядах. Противоположность ортодоксии - иноверие и ереси.

ОРТОЛАНИ СИМПТОМ

ОРТОЛАНИ СИМПТОМ (описан итальянским детским ортопедом M. Ortolani, 1904-1987; в отечественной литературе - Маркса симптом, по имени отечественного хирурга О. В. Маркса, род. в 1898) - признак врожденного вывиха бедра у новорожденных: характерный щелчок соскальзывания головки бедра в вертлужную впадину при сгибании ног в коленных и тазобедренных суставах и последующем равномерном отведении бедер.

M. Ortolani. La lussazione congenita dellanca. Nuovi criteri diagnostici e profilattico-correttivi. Bologna, 1948.

ОРТОМОЛЕКУЛЯРНАЯ ТЕРАПИЯ

ОРТОМОЛЕКУЛЯРНАЯ ТЕРАПИЯ (ортомолекулярная греч. therapeia - забота, уход, лечение) - направление в терапии, в котором для достижения терапевтического эффекта, особенно в случаях лекарственной резистентности, рекомендуется использование очень больших доз (сверхдоз, мегадоз) лекарственных препаратов, обычно это касается только психотропных средств. Основоположником такого подхода к лечению психиатрических пациентов в нашей стране является известный психофармакотерапевт Г.Я.Авруцкий. Ортомолекулярная терапия не имеет достаточного научного обоснования, не имеет и эмпирического подтверждения своей эффективности, скорее, она чревата серьёзными побочными эффектами и осложнениями, в том числе и отдалёнными. В определённом смысле она может быть отнесена к числу сомнительных или даже недопустимых экспериментов на человеке. Вообще говоря, надо быть слишком оптимистичным, чтобы расчитывать на серьёзный и долгосрочный успех психофармакотерапии вообще: едва ли реалистической является надежда на то, чтобы привести в адекватное функциональное состояние грандиозную, космическую по своей сложности нейротрансмиттерную систему головного мозга хотя бы и огромными дозами нейролептиков или их всевозможными комбинациями.

ОРУДИЙНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ДЕТСКИЕ

ОРУДИЙНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ДЕТСКИЕ - важнейший вид действий в составе предметной деятельности. Специфика этих действий состоит в том, что в процессе их выполнения один предмет (орудие) используется для воздействия на другой. Действия ребенка до полутора лет похожи на орудийные действия животных, но позднее вырисовывается их кардинальное отличие. Во-первых, в процесс выполнения орудийного действия начинает активно включаться речь. Опосредствуя орудийные действия ребенка, она начинает осуществлять функцию планирования, предвосхищения результатов действия, делает решение практической задачи независимым от наличной ситуации. Во-вторых, ребенок овладевает социально выработанными способами употребления орудий. Если раньше они использовались им как продолжение руки (аналогично их использованию животными), то постепенно, напротив, движение руки начинает приспосабливаться к «логике орудия» (П.Я. Гальперин). В нашей культуре первым орудием, используемым ребенком, обычно становится ложка. Несколько позднее он начинает использовать карандаш, совочек, игрушечные инструменты и др. орудия. К.Н.Поливанова

ОРУДИЙНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЖИВОТНЫХ

ОРУДИЙНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЖИВОТНЫХ - специфическая форма обращения животных с предметами, когда имеет место воздействие одним предметом (орудием) па другой предмет или животное. В результате возникает опосредствованное (через орудие) физическое отношение между животным и объектом воздействия. О. д. ж. наблюдаются у немногих видов насекомых, у птиц, млекопитающих (несколько чаше у человекообразных обезьян) в сферах пищевого поведения (разбивание пищевого объекта камнем), комфортного (почесывание с помощью какого-либо предмета), коммуникационного (контактирование посредством предмета), защитного (бросание предмета в сторону врага). Иногда предмет предварительно приспосабливается к его употреблению в качестве орудия. В лабораторных условиях О. д. ж. используются для изучения психических, в частности интеллектуальных, способностей животных. К.Э. Фабри

ОРУЖИЕ

ОРУЖИЕ - совокупность устройств и средств, применяемых для уничтожения живой силы противника, его техники и сооружений, а также используемых человеком с целью индивидуальной защиты или нападения. Современное О. делят на ядерное, химическое, бактериологическое, огнестрельное, реактивное, ракетное, минное, торпедное и холодное. Различают индивидуальное и групповое О. Применение О. в социальных конфликтах повышает их интенсивность и деструктивность. Разнообразие О., его мощь и средства, затрачиваемые на производство, являются объективным свидетельством болезни современного общества, несут в себе деструктивный потенциал будущих конфликтов.

ОРУЖИЕ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ

ОРУЖИЕ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ - наиболее масштабный и разрушительный вид оружия, включающий ядерное, химическое, бактериологическое, климатическое и некоторые др. его виды. О. м. п. - инструмент масштабной войны, деструктивно по самой своей природе. Разработка и производство О. м. п. доказывает агрессивность и незрелость человека и человечества, примитивность системы власти.

ОСВЕДОМЛЁННОЕ СОГЛАСИЕ

ОСВЕДОМЛЁННОЕ СОГЛАСИЕ - осознанное решение пациента проводить исследование или медицинскую процедуру, когда ему предоставляется информация о: 1) характере процедуры; 2) потенциально возможном риске, преимуществах процедуры и того, каким может быть её конкретный результат; 3) любых других доступных альтернативных процедурах; 4. кроме того, пациент должен быть подготовленным к пониманию такой информации и способным к тому, чтобы недвусмысленным образом дать знать о том, что его согласие основано на подлинном осознании существа предоставленной ему информации, а также о том, что оно является действительно добровольным и ответственным. Случается, что получить такое согласие пациента в силу его психического расстройства, действия психологических защит и/или необразованности бывает достаточно сложно и порою дело ограничивается формальной распиской о нём со стороны больного.

ОСВЕДОМЛЁННОСТИ УРОВНИ

ОСВЕДОМЛЁННОСТИ УРОВНИ - термин, обозначающий факт существования разных уровней осведомлённости пациентов о чём-либо в зависимости от их психического состояния (кома, спутанность сознания, психотическое состояние, непсихотическое расстройство, степень выраженности дефицитарных нарушений). Способность понимать информацию о своём состоянии и принимать разумные решения в полной мере свойственна лишь относительно небольшой части интеллектуально развитых пациентов с непсихотическими нарушениями, неглубоким психическим дефицитом и не страдающим значительными отклонениями личности и поведения.

ОСВЕДОМЛЁННОСТЬ

ОСВЕДОМЛЁННОСТЬ - 1. внутреннее, субъективное состояние осознавания чего-нибудь. Сам индивид может быть убеждённым в том, что он вполне компетентен в чём-либо, хотя в действительности дело выглядит нередко совсем иначе. Сомнений бывает мало или их вовсе нет чаще всего там, где знания катастрофически мало («сомнение - первый шаг умствования» - А.С.Пушкин); 2. бдительность, внимание, сознание. Осведомлённость занимает широкое пространство - от простого обнаружения стимулов до глубокого понимания происходящего, отчего сравнительно недавно возник термин осведомлённости уровни (см.), фиксирующий давно известные вещи, важность которых очевидна как в клиническом, так и в юридическом плане.

ОСВЕДОМЛЁННОСТЬ БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ

ОСВЕДОМЛЁННОСТЬ БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ - неудачный термин, в котором отражена попытка объединить термины имплицитный (неосознаваемый) и молчаливый (эксплицитный, но не выражающий себя внешне).

ОСВЕЩЕННОСТЬ

ОСВЕЩЕННОСТЬ - поверхностная плотность светового потока, падающего на единицу поверхности. Единица О. в системе СИ - люкс (лк). Один люкс соответствует плотности светового потока в один люмен, равномерно распределенного на площади в 1 м2 . От О. в значительной мере зависят функции зрительного анализатора, которые влияют на качество восприятия информации: острота зрения, контрастная чувствительность, быстрота различения деталей, устойчивость ясного видения. Напр., острота зрения возрастает по мере увеличения О. примерно до 100 лк, при дальнейшем увеличении О. острота зрения практически не меняется. Величина О. оказывает существенное влияние на яркость предметов и их контраст по отношению к фону. Нерациональное освещение (слабая О., недостаточная контрастность объектов на рабочем фоне, неравномерное распределение яркостей - тени, блесткость и т. п.) неблагоприятно сказывается на качестве приема информации оператором и отрицательно влияет на зрение человека. При неблагоприятных условиях освещения возможно нарушение функций ц. н. с. и развитие утомления, в результате чего снижается работоспособность человека. Большое значение имеет также выбор вида освещения: искусственное или естественное, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки (см. Интерьер пункта управления). Требуемая величина О. на рабочем месте зависит от характера выполняемой работы по степени точности (высокой, средней, малой точности, грубая), наименьших размеров объекта наблюдения, контраста объекта наблюдения, вида освещения (искусственное или естественное). Для выбора величины О. следует руководствоваться специально разработанными нормами О. рабочих поверхностей в производственном помещении. Напр., при работе на периферийных устройствах ЭВМ, оборудовании конторского типа рекомендуемая величина О. составляет от 500 до 1000 лк, при работе с измерительными приборами, испытаниях и проверке радиоэлектронной аппаратуры, решении задач наблюдения - от 300 до 500 лк, при ремонтных работах приборного характера - от 1000 до 2000 лк, при выполнении записей - от 500 до 700 лк. Измерение О. может проводиться прямыми и косвенными методами. В первом случае для этой цели используются люксметры (типа Ю-16, Ю-17) - переносные малогабаритные приборы, состоящие из светоприемника (селенового фотоэлемента), насадки (поглотителя) и регистрирующего устройства. Во втором случае (при искусственном освещении) определяется суммарная средняя удельная мощность всех источников света в помещении (Вт/м2), которая умножается на коэффициент В, показывающий, какое количество лк дает удельная мощность источников света. Величина его зависит от типа источников. Для ламп накаливания она составляет 2 - 2,5, для люминесцентных ламп, светоотдача которых выше,- от 2,4 до 3,0.

ОСВОБОЖДАЮЩАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ШИПКОВЕНСКОГО

ОСВОБОЖДАЮЩАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ШИПКОВЕНСКОГО - психотерапевтический подход, имеющий целью формирование мотивации на «возвращение смысла существования». Центральным в данном подходе является понятие реакция личности на болезнь. Главное направление терапии состоит в том, чтобы помочь пациенту освободиться от сосредоточенности своего внимания на болезни и переключить его на иные, жизнеутверждающие ценности.

ОСВОЯЕМОСТЬ СЧМ

ОСВОЯЕМОСТЬ СЧМ - одно из комплексных эргономических свойств СЧМ, характеризующих состояние физических и функциональных элементов СЧМ, обеспечивающих условия оптимальной деятельности человека в процессе освоения системы. О. СЧМ определяется следующими факторами: 1) заложенными в технике возможностями быстрейшего ее освоения (приобретения необходимых знаний, умений и навыков); 2) задаваемыми техникой требованиями к уровню развития профессионально значимых психологических качеств человека; 3) задаваемыми техникой требованиями к характеру и степени группового взаимодействия при ее управлении.

ОСГУДА МЕТОДИКА СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА

ОСГУДА МЕТОДИКА СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА (Osgood, 1952) - методика, в которой индивид оценивает предлагаемые ему понятия с помощью набора градуированных шкал, полярные точки которых суть слова антонимы. Предназначена для измерения способности определять «прагматическое значение» слов.

ОСГУДА-ГОФШТЕТТЕРА МЕТОДИКА ПОЛЯРНЫХ ПРОФИЛЕЙ

ОСГУДА-ГОФШТЕТТЕРА МЕТОДИКА ПОЛЯРНЫХ ПРОФИЛЕЙ (Osgood, 1952; Hofstatter, 1952) - самооценочный тест для изучения самооценки, содержащий набор формулировок полярных качеств личности, с которыми испытуемому предстоит себя идентифицировать либо с ними не согласиться.

ОСЕМЕНЕНИЕ ИСКУССТВЕННОЕ

ОСЕМЕНЕНИЕ ИСКУССТВЕННОЕ - введение спермы во влагалище женщины для оплодотворения искусственным путем.

ОСИПОВ ВИКТОР

Петрович (1871-1947)- российский психиатр, невропатолог, физиолог и психолог. Один из основателей патофизиологического направления в психиатрии. Ученик В.М. Бехтерева. Профессор, чл.-кор. АН СССР (с 1939г.), д. чл. АМН СССР (с 1944 г.), засл. деятель науки РСФСР (с 1933), генерал-лейтенант медицинской службы. Награжден двумя орденами В.И. Ленина, тремя другими орденами, а также медалями. После окончания в 1895 г. Петербургской Военно-медицинской академии работал в Казанском ун-те, где получил звание профессора (1906-1914). С 1915 г. -профессор и начальник кафедры психиатрии Военно-медицинской академии Петербурга. С 1929 по 1947 г. - директор Государственного ин-та мозга им. В.М. Бехтерева. Наряду с преподавательской, вел научную работу. Исследовал нарушения разных видов чувствительности, закономерности взаимодействия ощущений и представлений в зависимости от практической деятельности (1898). Разрабатывал проблемы клиники психиатрии, невропатологии, психологии, морфологии, физиологии нервной системы, осушествлял патофизиологический и патопсихологический анализ различных душевных болезней (шизофрении, кататонии, маниакально-депрессивного психоза, прогрессивного паралича). Изложил результаты исследований в статьях, монографиях и учебных пособиях по психиатрии (Кататония Kahlbaumстиa, 1907; Курс учения о душевных болезнях, ч.1, Пг., 1917; Курс общего учения о душевных болезнях, Пг., 1923). В 1920-30-х гг. активно интересовался психоаналитическими идеями и поддерживал контакты с психоаналитиками. Переписывался с видным американским психоаналитиком К. Оберндорфом и встречался с ним в 1932 г. во время его двухнедельного визита в СССР. В 1923 г. создал суггестивную (от лат. suggestio - внушение) пробу (Оси-пова проба) на выявление делирия (синдрома помрачения сознания). В 1925 г., развивая идеи объективного психологического и психиатрического метода, предложил преобразовать психиатрию как науку о психических переживаниях и болезнях в науку о расстройствах поведения, отказаться от термина психиатрия и заменить его понятием тропопатология - наука о расстройствах поведения. Однако эта идея не получила поддержки. В работах О. подробно рассматривался вопрос о норме и патологии психической деятельности, разработано учение о пограничных состояниях, широко применявшееся в практике экспертизы, профотбора, профкон-сультации (Вопросы нормы и патологии в психиатрии, 1939). Предметом серьезного внимания являлись эмоционально-аффективные состояния и их расстройства, наблюдаемые при различных психических заболеваниях(в частности, при маниакально-депрессивном психозе), исследовалось влияние эмоционально-волевых расстройств на мыслительные операции, память, внимание, работоспособность. По аналогии с безусловными и условными рефлексами И.П. Павлова, О. классифицировал безусловно и условно эмоционально-аффективные реакции по особенностям их физиологического развития, разработал схему возникновения, развития и течения эмоционально-аффективных процессов. Подготовил первое в СССР Руководство по психиатрии , М.-Л., 1931, а также ряд фундаментальных работ по военной психиатрии: Вопросы психиатрического распознавания и определения годности к военной службе, Л., 1944). М.Я. Полякова, В.И. Овчаренко

ОСИПОВ НИКОЛАЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОСИПОВА СИМПТОМЫ

ОСИПОВА СИМПТОМЫ - 1. сухость в полости рта с образованием трещин на губах и разбуханием языка при эндогенной депрессии; 2. накопление во рту пациентов с амбивалентностью побуждений слюны, которую они не могут ни выплюнуть, ни проглотить; 2. фотографическое чтение - с называнием вслух всех знаков препинания.

ОСКОПЛЕНИЕ

ОСКОПЛЕНИЕ - то же, что Кастрация.

ОСКОРБЛЕНИЕ

ОСКОРБЛЕНИЕ - тяжелая обида, крайнее унижение. Нужно воздержаться от ответного оскорбления. Если это сделано публично и не совсем намеренно (по глупости, неосторожности, запальчивости), то скажите в ответ: «Вы меня оскорбляете, притом публично!» Если собеседник станет отрицать это, удовлетворитесь его ответом и не поддерживайте больше эту тему. Если он скажет: «Извините, я не хотел вас оскорбить» или попросит прощения, можно ответить молчанием как знаком согласия достаточной удовлетворенности или сказать: «Хорошо, я понял», «Ладно, все в порядке».

ОСЛАБЛЕНИЕ АССОЦИАЦИЙ

ОСЛАБЛЕНИЕ АССОЦИАЦИЙ - беспорядочное, бесцельное течение мыслей. Более принятые в отечественной психопатологии синонимы: Аморфное мышление, Нецеленаправленное мышление.

ОСЛАБЛЕНИЕ КОНФЛИКТА

ОСЛАБЛЕНИЕ КОНФЛИКТА - управляющее воздействие на конфликт, которое состоит в переходе от эскалации к поиску возможных вариантов решения. О. к. осуществляется на этапе конфликтного взаимодействия и создает предпосылки для урегулирования конфликта.

ОСЛАБЛЕНИЯ ВЛЕЧЕНИЯ ГИПОТЕЗА

ОСЛАБЛЕНИЯ ВЛЕЧЕНИЯ ГИПОТЕЗА - положение, согласно которому целью мотивированного поведения является ослабление или снижение интенсивности влечения.

ОСЛЕРА - РЕНДЮ СИНДРОМ

ОСЛЕРА - РЕНДЮ СИНДРОМ (Ослера - Рендю - Вебера синдром, описан французским врачом H. J. M. Rendu, 1844-1902, W. Osler, британским врачом F. P. Weber, 1863-1962; синонимы - врожденная геморрагическая теленгиэктазия, геморрагический наследственный ангиоматоз) - наследственное заболевание: множественные мелкие красно-фиолетовые телеангиэктазии (сосудистые капиллярные звездочки) на коже лица, ушах, слизистой оболочке губ, языка, носа, конъюнктиве, кончиках пальцев, появляющиеся в дошкольном возрасте и имеющие тенденцию к увеличению; повторяющиеся носовые кровотечения; сосудистые нарушения в желудочно-кишечном тракте, мочевом пузыре, влагалище, матке, печени, легких, мозге; при разрыве пораженных сосудов в головном мозге нередко развивается инсульт с гемипарезами, нарушениями речи и зрения, судорожными приступами. Описаны цирроз печени, аневризмы и аномалии сосудов. Тип наследования - аутосомно-доминантный. Лечение: местная кровоостанавливающая терапия, прижигания и др.; удаление отдельных элементов с помощью электрокоагуляции, криотерапии, лазерной деструкции, коррекция постгеморрагической анемии препаратами железа.

M. Rendu. Epistaxis repetes chez un sujet porteur de petits angiomes cutanes et muqueux. Lancette francaise: gazette des hopitaux civils et militaires, Paris, 1896; 69: 1322-1323; Bulletins et memoires de la Societe medicale des hopitaux de Paris, 1896; 13: 731-733.

W. B. Osler. On a family form of recurring epistaxis, associated with multiple telangiectases of the skin and mucous membranes. The Johns Hopkins Hospital Bulletin, 1901; 12: 333-337; On multiple hereditary telangiectases with recurrent haemorrhages. Quarterly Journal of Medicine, Oxford, 1907; 1: 53-58.

F. P. Weber. A note on cutaneous telangiectases and their etiology. Comparison with the etiology of haemorrhoids and ordinary varicose veins. Edinburgh Medical Journal, 1904; 15: 346-349.

ОСЛЕРА СИМПТОМ

ОСЛЕРА СИМПТОМ (Ослера узелки, описаны терапевтом W. Osler, 1849-1919, Канада, США, Великобритания) - признак инфекционного эндокардита: красноватого цвета болезненные очаги уплотнения в коже и подкожной клетчатке пальцев рук и ног. Представляют собой воспалительные инфильтраты, обусловленные поражением мелких сосудов, сохраняются несколько часов или суток.

W. Osler. Chronic infect. s endocarditis. Quarterly Journal of Medicine, Oxford, 1908-1909; 2: 219-230.

ОСЛОЖНЕНИЕ

ОСЛОЖНЕНИЕ - 1. увеличение степени сложности ситуации и осложнение процесса овладения такой ситуацией в силу влияния любого вторичного фактора или набора таких факторов; 2. в медицине - вторичное расстройство, добавившееся к основному, или существенное утяжеление основного под влиянием медицинской процедуры (например, лечения). Ср. Побочные эффекты; 3. объединение сенсорного опыта, полученного из двух и более органов чувств.

ОСЛОЖНЕНИЯ

Общее название присоединившихся к основному заболеванию патологических процессов, не обязательных при данной болезни, но возникающих в связи с ней.

ОСМОС

ОСМОС (греч. osmos - толчок, давление) - диффузия растворителя через полупроницаемую мембрану, по обе стороны которого находятся растворы разной концентрации. Растворитель движется в сторону раствора с более высокой концентрацией и тем самым выравнивает концентрацию обоих растворов.

ОСМОТР ПСИХИАТРА

ОСМОТР ПСИХИАТРА - отличается от обычного соматического осмотра рядом особенностей. При его проведении врачом должны быть отмечены следы каких-либо повреждений, например, кровоподтеки, ссадины, рубцы от бывших порезов и ожогов, многократных инъекций, следы от странгуляцион-ной борозды на шее и т. д. Подобные повреждения должны быть в обязательном порядке описаны в истории болезни, что является важным для потенциальных последующих экспертиз. Если в психиатрическую клинику поступает неизвестный больной без документов, то в истории болезни должны быть описаны его основные внешние приметы, такие, как рост, телосложение, цвет глаз, цвет волос, приблизительный возраст, родимые пятна, татуировки, рубцы на теле, имеющиеся физические недостатки.

При проведении неврологического осмотра больного, что является обязательной составляющей его частью, важно отметить минимальные нарушения, которые могут возникать вследствие резидуального органического поражения головного мозга. К таким минимальным нарушениям относятся асимметрия лицевой иннервации, сухожильных рефлексов и некоторые другие.

Соматический осмотр больных, которые не в состоянии самостоятельно предъявить жалобы, должен быть в особенности тщательным. При наличии некоторых видов бреда, а также в случае негативизма больные могут намеренно утаивать имеющиеся у них соматические нарушения.

Если из-за резкого возбуждения и сопротивления больного осмотр провести не удается, то данный факт необходимо обязательно отразить в истории болезни.

ОСМЫСЛЕННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

ОСМЫСЛЕННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ - свойство восприятия, тесно связанное с мышлением, с пониманием сущности предметов. Так, швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное и только некоторые психические больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна как таковые. Следовательно, восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос: «что это такое?». Данное положение легло в основу довольно широко известного проективного личностного теста Роршаха (Л. Д. Столяренко).

ОСНОВАНИЕ

ОСНОВАНИЕ - 1. в психологии восприятия - фон, из которого выделяется фигура, объект восприятия; 2. базис для действия; 3. подтверждение убеждения; 4. часть гиппокампальной формации, проецирующаяся на таламические ядра и мамиллярные тела.

ОСНОВАТЕЛЯ ЭФФЕКТ

ОСНОВАТЕЛЯ ЭФФЕКТ - в генетике - различия между двумя (или более) популяциями, возникающие, если отселившаяся на новое место малая группа индивидов несёт в себе определённый набор генов из общей популяции. Предполагают, что это одна из моделей распространения болезней (например, с этим связывают высокую частоту шизофрении в заполярных районах Швеции).

ОСНОВНАЯ ЛИЧНОСТЬ

ОСНОВНАЯ ЛИЧНОСТЬ (primary personality) - актуальная в нормальном состоянии индивида личность, функционирующая как «личность-хозяин» у пациентов с диссоциативным расстройством идентичности. См. Множественная личность.

ОСНОВНАЯ СЕНСОРНАЯ КОРА

ОСНОВНАЯ СЕНСОРНАЯ КОРА - области коры большого мозга, которые принимают первичные входы, поступающие из одной из сенсорных систем. Обычно, чтобы отразить сенсорную модальность, используются уточняющие слова. Например, первичная слуховая кора, первичная зрительная кора.

ОСНОВНОГО ОБМЕНА СКОРОСТЬ

ОСНОВНОГО ОБМЕНА СКОРОСТЬ - наименьшее количество выделяемой энергии (измеряемой в калориях), необходимое для минимального функционирования организма. Измеряется спустя 16 часов после еды.

ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОСНОВНОЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ЗАКОН

ОСНОВНОЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ЗАКОН -

закономерность, экспериментально установленная немецким физиком Фехнером. Согласно О.п.з., интенсивность возникающих у человека ощущений пропорционально логарифму силы воздействующих раздражителей.

ОСНОВНОЙ ТОН

ОСНОВНОЙ ТОН - самый низкий тон в любом составном звуке (наряду с остальными, парциальными). Именно он может и не восприниматься при акустической дизестезии.

ОСНОВНОЙ ЦВЕТ

ОСНОВНОЙ ЦВЕТ - цвета (или, строго говоря, тона), которые, согласно той или иной теории цветового зрения, являются основными реакциями в цветном зрении.

ОСНОВНОЙ ЦИКЛ ПОКОЯ-АКТИВНОСТИ

ОСНОВНОЙ ЦИКЛ ПОКОЯ-АКТИВНОСТИ - цикл длительностью около 90 минут, в течение которых в организме происходит нарастание или убывание активности. Данный цикл, как считается установленным, регулируется нейронами нижней части ствола мозга. В частности, во время сна этот цикл представлен фазами сна с быстрым движением глаз (БДГ-сон) и медленноволновым сном (МДГ-сон).

ОСНОВНЫЕ БРЕДОВЫЕ СИНДРОМЫ ПАРАНОЙЯЛЬНЫЙ СИНДРОМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ И ОБЩАЯ ЧАСТОТНО-АМПЛИТУДНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЭГ ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ И ОБЩАЯ ЧАСТОТНО-АМПЛИТУДНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЭГ ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА -

У здоровых людей ЭЭГ изменяется в широких пределах. Важно определить ту границу, где вариации нормальных ЭЭГ переходят в патологически измененные и должны рассматриваться как отражение нарушений деятельности мозга.

Основные компоненты ЭЭГ подразделяются на ритмические и неритмические колебания. Ритмические биопотенциалы ЭЭГ характеризуются частотой колебаний в секунду, амплитудой и конфигурацией.

Альфа-ритм принимают, в некотором роде, за эталон частоты колебаний, с которым сопоставляют остальные частоты колебаний. По отношению к нему говорят о быстром и медленном ритмах и амплитуде других ритмов. Амплитуды различных волн и в норме переменчивы в зависимости от условий исследования. В частности, амплитуда бета-волн в 4-5 раз меньше, чем альфа-волн. Неритмические волны встречаются в виде одиночных колебаний или их групп. К ним относятся:

1) острые волны-колебания с широким основанием и острой вершиной длительностью от 300 до 400 мс, амплитуда острых волн может быть весьма различной;

2) пики-колебания сходны с мелкими острыми волнами, длительностью 40-20 мс;

3) быстрые асинхронные колебания-колебания потенциала длительностью 10 мс и меньше;

4) так называемая пароксизмальная активность. Под этим термином понимается внезапное появление на ЭЭГ групп или разрядов колебаний потенциалов с частотой и амплитудой, резко отличающихся от преобладающих частот и амплитуд.

Пароксизмальная активность может быть представлена группой острых или медленных волн или различными комплексами волн, например, комплекс «пик и медленная волна».

Классификация ЭЭГ основана на характеристиках ее компонентов. Выделяют 5 типов ЭЭГ здорового человека:

1) преобладает альфа-ритм, есть и бета-волны;

2) только альфа-ритм;

3) только бета-ритм;

4) преобладает альфа-ритм, есть и бета, и медленные волны;

5) преобладает альфа-ритм, есть и бета, и одиночные пики. На ЭЭГ взрослого человека есть выраженные различия в деятельности различных областей мозга, так называемые регионарные различия. В частности, альфа-ритм наиболее отчетлив в затылочных отделах мозга, быстрые и медленные ритмы преобладают в передних отделах. Нормальная ЭЭГ в отношении ритмических компонентов может содержать почти все известные ритмы, за исключением дельта-ритма, а если он и представлен, то редкими волнами.

ЭЭГ в том виде, как она регистрируется у взрослого здорового человека, формируется постепенно. ЭЭГ у детей разного возраста имеет особенности. Основная возрастная тенденция развития ЭЭГ - увеличение амплитуды и учащение колебаний основных компонентов.

ОСНОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

ОСНОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ - в теории личности А.Маслоу - первичные, базовые человеческие потребности, включая физиологические, а также «промежуточные», то есть психологически обусловленные (в безопасности, привязанности, любви, уважении). А. Маслоу предполагает, что основные потребности устроены по принципу иерархии, так что одни из них являются первоочередными по отношению к другим. Когда у человека нет пищи или воды, его мало волнует, уважают его соседи по трущобам или нет, зачем взрывают кого-то в другой стране террористы, является ли педофилом главный дирижёр страны или с какой это исключительно святой целью римский папа снабжает сепаратистов Хорватии автоматами. А.Маслоу называет такие потребности «дефицитарными», «дефицитными», имея в виду то обстоятельство, что при отсутствии объекта такой потребности, индивид стремится восполнить возникший дефицит любым приемлемым для него способом. О существовании базовых потребностей у человека говорили в своё время Эпикур, Ф.Энгельс, другие философы, утверждая при этом, что удовлетворение таких потребностей является необходимым условием развития собственно человеческих качеств.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЭГ ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

«ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

«ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ» - первый отечественный учебник по инженерной психологии для студентов технических вузов. Основы инженерной психологии / Б. А. Душков, Б. Ф. Ломов, В. Ф. Рубахин, Б. А. Смирнов; Под ред. Б. Ф. Ломова.- 2-е изд., доп. и перераб.:- М.: Высшая школа, 1986.- 448 с, ил. Тематически учебник состоит из четырех разделов. В первом из них освещаются методологические основы инженерной психологии. Рассматриваются ее предмет, задачи, методы и значение. Раскрывается понятие СЧМ как объекта изучения инженерной психологии. Второй раздел посвящен основам психофизического анализа деятельности оператора. Здесь рассмотрены психофизиологические закономерности основных этапов деятельности оператора: приема информации, ее хранения и переработки, принятия решения, организации управляющих воздействий. Дан подробный психологический анализ деятельности оператора в целом и ее отдельных психологических составляющихВ третьем разделе рассматриваются инженерно-психологические основы проектирования СЧМ. Проанализированы требования и принципы построения средств отображения информации, органов управления, рабочих мест операторов и пунктов управления. Рассмотрены инженерно-психологические принципы создания СЧМ, даны рекомендации по проведению их инженерно-психологической оценки. Большое внимание уделяется вопросам моделирования деятельности оператора и определения надежности СЧМ. В четвертом разделе освещаются инженерно-психологические основы эксплуатации СЧМ. Среди рассматриваемых вопросов здесь профессиональный отбор и обучение операторов, организация их групповой деятельности, организация труда операторов, контроль их функционального состояния. Структура учебника позволила охватить рассмотрение всех основных вопросов инженерной психологии. Учитывая назначение учебника (технические вузы), большое внимание уделено прикладным вопросам, раскрытию практического применения инженерной психологии в деятельности инженера. По сравнению с 1-м изданием (1977 г.) большое внимание уделено системной методологии как основного подхода к решению инженерно-психологических задач.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ (perceptual salience) - склонность людей переоценивать причинную роль информации, привлекающей пассивное внимание. Из психопатологии известно также, что случайные, побочные впечатления могут оказывать на поведение пациентов с шизофренией значительно большее влияние, чем связанные с направлением активного внимания. Сходное явление описано также у пациентов с острым реактивным психозом.

ОСОБЕННОСТИ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ У ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ КЛИЕНТОВ И ПРОБЛЕМЫ ИХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

ОСОБЕННОСТИ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ У ПСИХИЧЕСКИ БОЛЬНЫХ КЛИЕНТОВ И ПРОБЛЕМЫ ИХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ -

При психических заболеваниях эндогенной природы той же точкой приложения, что и при неврозах, является система отношений личности и, прежде всего, такие личностные образования, как отношение к своей болезни, лечению, своему положению среди людей, взаимоотношениям с ними, а также исследование изъянов до и после болезни и их влияние на приспособительное поведение больных.

Нарушения адаптации психически больных по окончанию активного периода болезни могут быть вызваны разными причинами: влиянием на личность болезни, социальной и эмоциональной депривацией, конфликтами в семье, явлениями госпитализма, уродливым преморбидом.

Психофармакологические средства способствуют в большей или меньшей степени нормализации базисных психических функций - психической активности, моторики, аффективных проявлений. Устранение этих проявлений зависит также и от адекватных психосоциальных воздействий.

Индивидуальная психотерапия является очень важным звеном в работе с психически больным, но групповые методы, способствующие социализации больного, трудно переоценить. Их применение оправдано у больных малопрогредиент-ной формой, с непсихотическими, абортивными состояниями на выходе из острого периода, в период формирования ремиссии, а также при неглубоких депрессивных состояниях.

Групповая психотерапия назначается и используется самим врачом после четкой оценки функционального состояния больного.

Функциональная диагностика включает в себя.

1. Патодинамический аспект - остроту клинического процесса, его динамику, актуальность психопатологических переживаний и оценку их влияния на функционирование больного.

2. Психологический аспект - дает информацию о субъективной оценке больным своего состояния, своей роли в лечебном процессе; определяет психологические трудности и конфликты, устанавливает контакты и взаимодействия в реальном мире, адекватность, смысл существования и материальное обеспечение.

3. Социальный аспект - взаимоотношения в микро-и макросоциуме, каков должен быть стиль поведения, наработку стереотипов.

ОСОБЕННОСТИ ТЕЧЕНИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ ПСИХОЗОВ У ДЕТЕЙ

ОСОБЕННОСТИ ТЕЧЕНИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ ПСИХОЗОВ У ДЕТЕЙ -

У детей при грубых воздействиях инфекционной патологии нередко развивается состояние оглушения, затем сопор и кома. К особенностям детского возраста относится также частота предделириозных состояний: раздражительность, капризность, тревога, беспокойство, повышенная чувствительность, слабость, поверхностность восприятия, внимания, запоминания, нередко возникают гипнагогические иллюзии и галлюцинации.

Важнейшая роль принадлежит возрастной реактивности. Дети до 5 лет более чувствительны к токсическим воздействиям. У них чаще развиваются судорожные состояния, гиперки-незы. Продуктивная симптоматика в этой возрастной группе очень редка и проявляется в двигательном возбуждении, заторможенности, рудиментальных делириозных состояниях, иллюзиях.

У детей в постинфекционном состоянии наряду с астенией могут возникать страхи, психопатоподобные расстройства, пуэрильные формы поведения, снижение памяти на текущие события. У детей преддошкольного возраста под влиянием тяжелой интоксикации может произойти задержка физического и психического развития. Астенические расстройства являются почвой для формирования невротических реакций.

При эпидемическом энцефалите у детей и подростков формируются психопатоподобные расстройства, импульсивное двигательное беспокойство, расстройства влечений, дурашливость, асоциальное поведение, неспособность к систематической умственной деятельности при отсутствии деменции. Перенесенный в детстве энцефалит влечет за собой развитие психопатоподобной симптоматики с назойливостью, адина-мическими расстройствами, иногда повышенное влечение к пище, гиперсексуальность. Наступает задержка умственного развития, хотя выраженной деменции не бывает. Подобные расстройства имеются при других энцефалитах. При менингитах у детей младшего возраста преобладают вялость, адинамия, сонливость, оглушение с периодами двигательного беспокойства. Возможны судорожные пароксизмы.

Предыдущая страница Следующая страница