Приглашаем посетить сайт

Русская библиотека (biblioteka-rus.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "М" (часть 14, "МНИ"-"МОД")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 14, "МНИ"-"МОД")

МНИМЫЙ ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ

МНИМЫЙ ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ - 1. экспериментальная процедура, при которой испытуемым сообщают ложную информацию о том, что их истинные установки могут измеряться с помощью прямых физиологических методов тестирования. В таких условиях, если, конечно, испытуемые не догадываются о том, что их вводят в заблуждение, они склонны отвечать на вопросы более правдиво, чем обычно, особенно на вопросы, касающиеся социальных установок. Повидимому, в этом, по крайней мере в значительной степени, заключается успех процедуры детекции лжи; 2. в психопатологии - ложный источник информации, на который ссылается пациент, сам принимая его при этом за подлинный.

МНИТЕЛЬНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МНОГОВАРИАЦИОННЫЙ

МНОГОВАРИАЦИОННЫЙ - имеющий отношение к любой процедуре, статистической или экспериментальной, в которой одновременно оцениваются эффекты более чем одной переменной.

МНОГОВАРИАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

МНОГОВАРИАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ - общий термин, обозначает любую из нескольких статистических методик, имеющих целью исследование множества переменных одновременно. Это такие статистические методы, как а) факторный анализ, б) множественная линейная регрессия, в) многовариационный дисперсионный анализ, г) многовариационный ковариационный анализ.

МНОГОВАРИАЦИОННЫЙ ДИСПЕРСИОННЫЙ АНАЛИЗ (МANOVA)

МНОГОВАРИАЦИОННЫЙ ДИСПЕРСИОННЫЙ АНАЛИЗ (МANOVA) - расширенный вариант дисперсионного анализа, который позволяет проверять значимость более чем одной зависимой переменной. Показывает не только уровень значимости для каждой зависимой переменной, как это способен делать простой дисперсионный анализ, но также соотношения вариансы (квадрата стандартного отклонения) в выборке данных, которые могут влиять на эффекты каждой из отдельных зависимых переменных.

МНОГОВАРИАЦИОННЫЙ КОВАРИАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ (MANCOVA)

МНОГОВАРИАЦИОННЫЙ КОВАРИАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ (MANCOVA) - расширенный вариант ковариационного анализа, применяемый в ситуациях, когда анализируются многочисленные зависимые переменные.

МНОГОМЕРНО-ВЕСОВОЕ ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МНОГОМЕРНО-ВЕСОВОЕ ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - разновидность описания деятельности оператора на системном уровне, заключающаяся в объединении наиболее существенных факторов и показателей деятельности и в представлении их в единой стандартизированной форме. Для такого описания требуется, прежде всего, выделить те показатели и факторы, влияние которых на деятельность признается наиболее существенным. Затем необходимо определить показатели этих разнородных и качественно различных факторов в единых величинах, напр., в весовых коэффициентах или баллах. При этом представляется возможным все переменные объединить в единой схеме и рассматривать их с учетом удельного веса в деятельности. Весовые коэффициенты могут определяться путем как непосредственных или косвенных измерений, так и экспертных оценок. При М.-в. о. д. предусматривается также и учет качественного своеобразия каждого вида деятельности, определяющий как составляющие деятельности, так И ее условия. Выделяются критерии, обусловливающие мотивацию деятельности человека, значимость для него отдельных действий, а также критерии, определяющие для него уровень работоспособности и утомления, операциональную или эмоциональную напряженность и т. п.

МНОГОМЕРНОЕ ШКАЛИРОВАНИЕ

МНОГОМЕРНОЕ ШКАЛИРОВАНИЕ - статистическая процедура, предназначенная для проведения многомерного анализа. Все такие методики действуют путём поиска малого набора измерений, которые в большей степени соответствуют большому количеству данных.

МНОГОМЕРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЕРАТОРА

МНОГОМЕРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЕРАТОРА - характеристики, определяемые совокупностью случайных величин, оценивающих те или иные стороны деятельности оператора. Число этих величин определяет мерность характеристики. Наиболее изучены и часто применяются в инженерной психологии двумерные характеристики. Особый интерес представляет изучение взаимосвязи и взаимного влияния надежностных и временных характеристик оператора. В качестве их обычно используются соответственно вероятность безошибочной работы Роп и время решения оператором tоп. При их анализе необходимо учитывать не только средние значения и дисперсии, но и их динамику и взаимосвязь. Полное представление о взаимосвязи исследуемых характеристик дает использование двумерного закона распределения с функцией плотности (Роп, топ). Оно имеет в этом случае вид холма (колокола) с вершиной в точках тР и mt, которые являются математическими ожиданиями исследуемых характеристик надежности и быстродействия. Проекция функции (Роп, топ) на плоскость POI1, t, топ имеет форму эллипса, называемого в теории вероятностей эллипсом рассеивания, или эллипсом равных вероятностей (равной плотности). Во всех точках такого эллипса плотность вероятным постоянна, его полуоси пропорциональны средним вероятностным отклонениям, а центр находится в точках и mt. Эллипс рассеивания довольно полно характеризует особенности деятельности оператора. Его площадь определяет разброс параметров Р оп, ton, угол наклона главной оси - коэффициент корреляции между ними. Изучение эллипсов рассеивания в динамике работы позволяет получить дополнительную информацию о деятельности оператора. Так, период врабатываемости характеризуется большими значениями среднеквадратичных отклонений sP и st (большой площадью эллипса) и малой корреляционной связью R между показателями надежности и быстродействия. Для периода устойчивой работоспособности значения sP и st - наименьшие и имеется положительная корреляционная связь между Роп и ton. По мере наступления утомления значения sP и st продолжают увеличиваться, а корреляционная связь становится отрицательной (см. рис. 8). Данный подход может быть использован также для оценки показателей деятельности оператора в зависимости времени работы, внешних факторов Для этого строится многомерная функция плотности распределения Для её получения необходимо предварительное изучение законов распределения для показателей у. Однако анализ многомерных функций распределения является сложной задачей. Поэтому в практике инженерно-психологических исследований используются, как максимум, трехмерные функции распределения, и то для упрощения анализа они попарно приводятся к двухмерным функциям.

МНОГОМЕРНЫЙ АНАЛИЗ

МНОГОМЕРНЫЙ АНАЛИЗ - вариация процедуры факторного анализа. Позволяет выделить малый набор изменений, объясняющих вариативность, наблюдаемую в большинстве шкал, скорее, чем найти основные факторы в сложном массиве взаимозависимых переменных.

МНОГОПЛОДНАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ

МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ (фр. profil) - термин, используемый в отношении тестов, разработанных для измерения ряда относительно независимых аспектов личности одновременно. Например, MMPI.

МНОГОПУЛЬТОВАЯ СИСТЕМА ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ (МПСОИ)

МНОГОПУЛЬТОВАЯ СИСТЕМА ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ (МПСОИ) - совокупность экранных пультов, работающих от единой ЭВМ и представляющих информацию некоторой группе независимо^ работающих друг от друга операторов (пользователей). Особенностью МПСОИ является регулярный обмен информацией между ЭВМ и группой пользователей, имеющих доступ к информационным банкам данных, обладающих определенными приоритетами и работающих в реальном масштабе времени с использованием каналов прерывания. Считается, что обмен информацией ведется в реальном масштабе времени, если реакция системы на запрос пользователя не превышает одной-двух минут. Наличие многих пользователей и случайный характер поступающих запросов требуют принятия мер для их эффективного обслуживания при наиболее эффективном использовании ЭВМ. МПСОИ должны обеспечивать одновременную работу многих пользователей, работающих независимо друг от друга; диалог пользователей с системой в реальном масштабе времени; удобные условия работы пользователей и привычный характер предъявляемой им информации; сохранность информации при отказах и сбоях в системе. МПСОИ является разновидностью СЧМ, поэтому ее создание является не только технической, но и инженернопсихологической задачей. При ее решении помимо чисто технических вопросов должны учитываться задачи оператора, его психологические и физиологические качества, быстродействие и надежность его работы. Пользователь МПСОИ осуществляет контроль, восприятие, обработку и подготовку информации и связь всех элементов системы в единое целое. В МПСОИ пользователь выполняет следующие операции: прием, анализ и отбор поступающей информации; ее опознавание и обобщение; уточнение и получение недостающих данных, принятие решений; исполнение команд. Обычно человек совмещает некоторые операции и выполняет их последовательно на разных этапах процесса управления и контроля. При этом одни функции могут быть доминирующими, а другие подчиненными. Основной математической базой при инженерно-психологическом проектировании МПСОИ является теория массового обслуживания (см. Модель обслуживания).

МНОГОПУЧКОВЫЙ ИНДИКАТОРНЫЙ ПРИБОР

МНОГОПУЧКОВЫЙ ИНДИКАТОРНЫЙ ПРИБОР - при емный ЭЛП, в котором люминесцентный экран сканируется группой электронных пучков, вызывающих в местах облучения свечение люминофора в виде матрицы светящихся пятен (до 20). Предназначен для отображения в телевизионном режиме знаковой, графической или полутоновой информации. В отличие от других ЭЛП с несколькими пучками, в М. и. п. электронные пучки фокусируются и отклоняются общими для всех пучков фокусирующей и отклоняющей системами. Существует несколько разновидностей М. и. п., отличающихся способом формирования изображений. Так, в проекционном М. и. п., обеспечивающем повышенную (в п раз) яркость свечения экрана по сравнению с однопучковым прибором, все п пучков располагаются в ряд в направлении строчного сканирования и следуют последовательно один за другим в этом направлении. При сканировании экрана пучками, смещенными один относительно другого на строку растра, образуется растр с числом строк в п раз большим, чем в однопучковом ЭЛП. Основными характеристиками М. и. п. являются число электронных пучков не более 35, диагональ экрана 5 - 70 см, разрешающая способность (ширина воспроизводимой линии) составляет 0,03 - 0, 4 мм, яркость свечения экрана 10 - 10ёкд/м2. М. и. п. предназначены для.трехтрубочных проекционных систем отображения информации, буквенно-цифровых и графических дисплеев.

МНОГОСТАДИЙНЫЕ ТЕОРИИ

МНОГОСТАДИЙНЫЕ ТЕОРИИ - термин, обозначающий любой число теорий, в которых различаются отдельные стадии обработки или развития. В первом случае это, например, теории обработки информации, теории семантической памяти, во втором - теория когнитивного развития Пиаже, теория морального развития Кольберга, теория стадий течения шизофрении Снежневского.

МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ СЛУЧАЙНАЯ РАЙОНИРОВАННАЯ ВЫБОРКА

МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ СЛУЧАЙНАЯ РАЙОНИРОВАННАЯ ВЫБОРКА (multistage random area sample) - выборка, состоящая из нескольких этапов отбора респондентов, на начальных этапах отбираются географические единицы или их аналоги. По своим параметра выборка максимально приближена к случайной, что позволяет проводить процедуры статистического анализа данных.

МНОЖЕСТВЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ

МНОЖЕСТВЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ (multipiple personanality) - редко встречающееся расстройство личности (в литературе насчитывается ныне до 200 наблюдений множественной личности) в виде раздробления её на две и более относительно самостоятельные и сильно отличающиеся друг от друга субличности, которые актуализируются в определённой последовательности и в значительной степени независимо от внешних обстоятельств; нередко смена личностной идентичности происходит после сна. Некоторые исследователи считают, что множественная личность есть патология степени, а не качества, поскольку и норме люди демонстрируют явные изменения в стиле, в поведении и способах реагирования по мере того, как они оказываются в разных социальных ситуациях или включаются в различные социальные роли. Если проследить за психиатрическими пациентами с нарушениями самоидентификации на протяжении длительного времени, то неоднократные трансформации их идентичности вполне могут быть описаны в терминах множественной личности. Расстройство отличается от диссоциации (расщепления) личности тем, что в последнем случае пациенты (чаще всего, повидимому, это больные, страдающие шизофренией) ощущают одновременное сосуществование разных, нередко полярных аспектов своей личности или субличностей, при этом некоторые пациенты могут идентифицировать считающееся ими собственным Я в большей степени с какой-то одной из них. Под психическим расщеплением (дискордантностью) чаще всего понимают внутрипсихический разлад, когда теряется согласованность психических функций, например, между эмоциями и мышлением, эмоциями и их внешним выражением и т.п. В таких случаях более адекватным представляется термин диссоциация или расщепление психики, но не личности. Тем не менее отличие это не является столь уж радикальным, чтобы утверждать, что речь идёт о совершенно разных категориях психических нарушений. Предполагается, что множественная личность является проявлением диссоциативного расстройства идентичености и возникает преимущественно у лиц истерического склада в связи с жестоким обращением в детстве, а также повышенной самовнушаемостью и/или чрезмерной внешней внушаемостью, в частности, с высокой гипнабельностью. В художественной литературе данное расстройство впервые, повидимому, описал В.А.Каверин, рассказывая в повести «Юность Татьяны» о дореволюционном враче-терапевте, который заметил, что известный поэт Рембо впоследствии стал «спекулятором, даже, кажется, работорговцем, и больше уже ничего не писал». А у меня, - говорит этот врач, разных личностей «целых три. И за третью, чёрт побери, я, не задумываясь, отдаю и первую и вторую». В.А.Каверин, говоря о себе, имел в виду, скорее всего, расщепление личности. См. также Диссоциативное расстройство идентичности.

* * *

См. Раздвоение личности.

МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ (УРАВНЕНИЕ)

МНОЖЕСТВЕННАЯ РЕГРЕССИЯ (УРАВНЕНИЕ) - статистическая методика, позволяющая делать предсказания относительно действий одной переменной или измерения (критерием переменной), основываясь на действиях двух или более других переменных (предсказывающих переменных).

МНОЖЕСТВЕННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ГРУППЫ

МНОЖЕСТВЕННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ГРУППЫ - психотерапевтические группы, составленные из семей пациентов, страдающих шизофренией. В таких группах, функционирующих автономно или под руководством клинического психолога, обсуждаются проблемы таких семей, пути преодоления имеющихся трудностей, происходит взаимный обмен опытом. Имеются сведения о том, что активное участие в группах как пациентов, так и членов их семей, существенно снижает частоту рецидивов шизофрении у больных и позитивно влияет на остальных членов семьи, снижает у последних уровень аффективного напряжения, тревоги, подавленности или растерянности.

МОБИЛИЗАЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ

МОБИЛИЗАЦИЯ ЭТНИЧЕСКАЯ (от фр. mobilisation, лат. mobiles - подвижный) - термин, принятый для обозначения целенаправленной деятельности, связанной с активизацией этнической идентификации (см.),формированием и распространением идей объединения всех представителей того или иного этноса.

Конечная цель М.э. - организация действий, направленных на этническое самоутверждение и самоопределение.

МОБИЛЬНОСТЬ

МОБИЛЬНОСТЬ (лат. mobilis - подвижный) - термин, обозначающий движение, подвижность. Обычно используется с уточняющими определениями. Например, социальная мобильность, мобильность катексиса.

* * *

(от греч. mobilis - подвижность) - подвижность, готовность к быстрой реакции, быстрому включению в деятельность.

* * *

(от лат. mobilis - подвижный) - подвижность, способность к быстрому передвижению, действию.

МОБИЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

МОБИЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ - возможность и способность успешно переключаться на другую деятельность или менять вид труда. М. п. предполагает владение системой обобщенных профессиональных приемов и умение эффективно их применять для выполнения каких-либо заданий в смежных отраслях производства и сравнительно легко переходить от одной деятельности к другой. М. п. предполагает также высокий уровень обобщенных профессиональных знаний, готовность к оперативному отбору и реализации оптимальных способов выполнения различных заданий в области своей профессии. В условиях быстрых изменений техники и технологии производства М. п. выступает важным компонентом квалификационной структуры специалиста.

МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ

МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ - изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Существование М. с. связано с тем, что социальная стратификация, порождая неравенство, социальные противоречия и конфликты, приводит к стремлению социальных объектов к изменению своего положения в обществе. Резко ограниченная в кастовом и сословном обществе, М. с. значительно возрастает в условиях индустриального общества и является важным средством преодоления социальных конфликтов и обеспечения консенсуса в обществе.

* * *

(от лат. mobiles - подвижный)-перемещение индивида или социальной группы из одной социальной позиции в другую, изменение места того или иного социального субъекта в социальной структуре.

МОБИЛЬНОСТЬ ЭТНИЧЕСКАЯ

МОБИЛЬНОСТЬ ЭТНИЧЕСКАЯ - термин, употребляемый в этнографии и культурологии для обозначения целенаправленной деятельности, направленной на этническое самоутверждение и самоопределение.

МОБИТЦА ТИП БЛОКАДЫ

МОБИТЦА ТИП БЛОКАДЫ (по имени немецкого хирурга российского происхождения W. Mobitz, 1889-1951; тип блокады Мобитц I был описан британским врачом J. Hay, род. в 1873, и нидерландско-австрийским терапевтом K. F. Wenckebach, 1864-1940) - атриовентрикулярная блокада второй степени: блокада типа Мобитц I характеризуется периодикой Венкебаха, блокада типа Мобитц II - периодическим выпадением сокращений желудочков (зубец Р без следующего за ним комплекса QRS) при неизменном времени предсердно-желудочкового проведения (интервал P - Q не меняется).

K. F. Wenckebach. De Analyse van den onregelmatigen Pols. III. Over eenige Vormen van Allorythmie en Bradykardie. Nederlandsch T?dschrift voor Geneeskunde, Amsterdam, 1898; 2: 1132.

K. F. Wenckebach. Beitrage zur Kenntnis der menschlichen Herztatigkeit. Archiv fUr Anatomie und Physiologie. Physiologische Abteilung, Leipzig, 1906; 297-354.

J. Hay. Bradycardia and cardiac arhythmia produced by depression of certain of the functions of the heart. The Lancet 1906; 1: 139-143.

W. Mobitz. Uber die unvollstandige Storung der ErregungsUberleitung zwischen Vorhof und Kammer des menschlichen Herzens. Zeitschrift fUr die Gesamte Experimentelle Medizin, Berlin, 1924; 41: 180-237.

МОДА

МОДА (лат. modus - мера, образ, способ, правило, предписание) - 1. простая мера распределения центральной тенденции; 2. господство в определённое время и в определённой среде тех или иных вкусов в отношении одежды, причёски, предметов быта, предпочтений в еде, в развлечениях и т.п. Распространение моды основано на подражательности, на склонности идентифицировать себя с теми, кого считают значительным, важным, выделяющимся из общей массы и привлекающим к себе внимание окружающих. Мода - явление, в большей степени свойственное лицам подростково-юношеского, реже молодого возраста, которые нуждаются в объектах почитания и подражания, а также женщинам, которым важно осознавать себя привлекательными в глазах мужчин. Стремление следовать модным тенденциями может быть использована в позитивных целях, например, при формировании моды на трезвость, отказ от курения, наркотиков, моды на здоровый образ жизни, что иногда и делается в противовес большей частью деструктивной, угрожающей психическому здоровью и психологическому благополучию, но выгодной в коммерческом плане законодателям моды. Например, это мода на похудание, на загар, отчего растёт заболеваемость раком кожи, мода на экстремальные виды спорта, чреватые травматизмом и т.д.; 3. в статистике - величина признака, измерение соответствующего явления, которым соответствует наибольшее число случаев или показаний и которым выражают наиболее часто встречающийся тип данного явления. Графически выглядит как пик распределения частоты. Сокр. Мо.

* * *

система вкусов и предпочтений людей, сложившихся на данный момент времени (например, в Одежде, в искусстве, в поведении, в предметах материальной культуры и т.п.).

* * *

(от франц. mode - мера, образ, способ, предписание) - массовидное социально-психическое явление в определенной общественной среде, в определенное время суть которого заключается в подражании эстетическим вкусам; непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере общественной жизни, культуры, в стиле поведения членов общества в целом или определенной социальной, профессиональной, возрастной группы.

МОДА (В ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКЕ)

МОДА (В ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКЕ) -

одна из характеристик распределения случайной величины: точка в которой распределение принимает максимальное значение. М. менее употребительная характеристика распределения, чем математическое ожидание или медиана.

МОДАЛЬНОСТЬ

МОДАЛЬНОСТЬ - (от лат. modus - способ), форма отражения раздражителя в определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной), одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика (цвет - в зрении, тон и тембр - в слухе, характер запаха - в обонянии и т.п.). Модальные характеристики ощущений, в отличие от других их характеристик (пространственных, временных, интенсивностных), отражают свойства объективной реальности в специфически закодированной форме (длина световой волны отражается как цвет, частота звуковых волн - как тон и т.д.). Понятие М. наряду с ощущениями относится и ко многим другим психическим процессам, описывая качественные характеристики когнитивных (познавательных) образов любого уровня и сложности.

* * *

(фр.modalite от лат. modus - способ, наклонение) - 1. вид чувствительности. Например, осязание, зрение и т.п. В рамках любого из видов чувствительности различаются субмодальные ощущения, их может быть от 2-3 до 4-5 и более; 2. в логике - характеристика суждения в зависимости от степени устанавливаемой им достоверности - от того, выражает ли оно возможность (проблематическое суждение), действительность (ассерторическое суждение) или необходимость (аподиктическое суждение).

* * *

(от лат. modus - мера, способ, наклонение) -- термин, означающий принадлежность к определенной сенсорной системе и используемый для характеристики либо ощущения, либо сигнала. В первом случае имеется в виду возникновение ощущения в определенной сенсорной системе (слуховое, тактильное и др. ощущения), во втором - адекватность раздражения определенному анализатору. Напр., сигнал, несущий одну и ту же информацию, но предъявленный на световом табло или в виде звукового раздражителя, имеет соответственно разные модальности - зрительную и слуховую. Сигналы различных М. являются основой построения полимодальных информационных моделей.

МОДЕЛИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ СТАДИЙ

МОДЕЛИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ СТАДИЙ - теория формирования установок К. Ховланда, согласно которой процесс формирования установки включает в себя ряд последовательных стадий.

МОДЕЛИРОВАНИЕ

МОДЕЛИРОВАНИЕ (лат. modulus - мера, образец) - 1. подражание, поведение, копирующее некий поведенческий паттерн (модель, образец, целостная структура); 2. процедура наблюдения индивидом некоторых паттернов поведения модели с попытками их имитации. Сторонники бихевиоризма считают, что моделирование лежит в основе процесса научения социальным навыкам и агрессивности; 3. действия по созданию некоей целостной структуры или паттерна; 4. усвоение преимущественного реагирования на паттерн стимулов; 5. программа физической терапии, используемая при лечении детей с повреждением мозга, основанная на предположении о том, что при таком лечении следует руководствоваться "нормальной" последовательностью сенсорно-моторного развития, поскольку неповреждённые отделы мозга обладают способностью принимать на себя функции повреждённых: 6. техника поведенческой терапии, при которой терапевт моделирует или придаёт какую-то форму частям тела клиента, необходимую для овладения определённым навыком (например, складывает его пальцы вокруг карандаша при обучении письму).

МОДЕЛИРОВАНИЕ В ОБУЧЕНИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПСИХОЛОГИИ

МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПСИХОЛОГИИ (от франц. modele - образец...) - применение метода моделирования в психологических исследованиях. Развивается в двух направлениях: 1) знаковая или техническая имитация механизмов, процессов и результатов психической деятельности - моделирование психики; 2) организация того или иного вида человеческой деятельности путем искусственного (знакового или вещественного) конструирования среды этой деятельности - моделирование ситуаций. Разновидностью этого вида моделирования, широко применяемого в инженерной психологии, является моделирование деятельности оператора. Примером моделирования ситуаций в психологии управления, профессиональном обучении является деловая игра.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА

МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА (от франц. modele - образец...) - исследование деятельности оператора на моделях. Особенностью методов моделирования является то, что в них исследуются не сами реальные процессы или явления (в данном случае деятельность оператора), а некоторые искусственно созданные объекты, соотносимые с реальными явлениями. Эти искусственно созданные объекты называются моделями. М. д. о. заключается в исследовании изучаемого процесса на модели и переносе полученных при этом результатов на реальную деятельность. Иными словами, вместо реального процесса или явления исследуется его модель, а полученные результаты переносятся на объект исследования - реальную деятельность. Эти искусственно созданные объекты (модели) могут иметь различный характер: вещественный, знаковый (математический), программный. В соответствии с этим различают физическое (его иногда называют также психологическим), математическое и имитационное моделирование деятельности оператора или, согласно А. Зигелю и Дж. Вольфу,- соответственно копирование, формализацию и имитацию этой деятельности. При физическом моделировании исследуется деятельность оператора в целом (либо ее отдельные стороны) в лабораторных условиях с помощью специального имитирующего реальную СЧМ оборудования (тренажеры, имитаторы, испытательные стенды и т. п.). В таком виде физическое моделирование представляет собой инженерно-психологический эксперимент в лабораторных условиях (см. Лабораторный эксперимент). Смысл моделирования заключается в обязательном воспроизведении психологической структуры и особенностей реальной деятельности. Под математическим моделированием понимается исследование деятельности оператора с помощью математических моделей (формул, уравнений и т. п.), описывающих реальную деятельность. При имитационном моделировании деятельность оператора исследуется методом статистических испытаний с использованием ЭВМ.

МОДЕЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА

МОДЕЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА - метод прогнозирования конфликтов, заключающийся в разработке сценария развития конфликтной ситуации на основе количественных и качественных показателей. М. к. позволяет предвидеть и разрешать конфликтные ситуации на стадии зарождения. Существуют структурная, функциональная, динамическая и факторная модели конфликта. Среди принципов построения системной аналитической модели конфликтов выделяют принцип конструктивного множества, сравнительной значимости, статусной дифференциации, ситуационно-функциональной ротации и открытости (А. А. Белов, 1999). Методологическими подходами в прогнозировании конфликтов являются: экстраполяция, целевой метод, применение количественных и качественных прогнозов на основе математического и логического моделирования.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПСИХИКИ

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПСИХИКИ (от франц. modele - образец...) - метод исследования психических процессов, который заключается в построении их моделей и в изучении функционирования этих моделей с использованием полученных результатов в качестве данных о закономерности функционирования психики. Различают следующие классы моделей психики: знаковые (образные, вербальные, математические), программные (алгоритмические, эвристические), вещественные (бионические). Такая последовательность моделей отражает постепенный переход от описательной имитации результатов и функций психической деятельности к вещественной имитации ее структуры и механизмов. М. ц. является основным методом психологической бионики, где наибольшее внимание уделяется построению моделей восприятия, опознания (распознавания), памяти, обучения. М. п. тесно связано также с проблемами искусственного интеллекта, машинного зрения, эвристического программирования. При решении этих проблем весьма перспективным оказалось понимание психических процессов по аналогии с процессами вычислений, осуществляемыми ЭВМ. Применение ЭВМ существенно расширило возможности М. п. Однако современный уровень знаний о психической деятельности человека позволяет широко развернуть исследования лишь на первых ступенях приближения модели к объекту, поэтому наиболее разработаны в настоящее время знаковые (в частности, математические) и программные (в частности, эвристические) М. п. Некоторые из них реализованы в ряде технических устройств, используемых в роботостроении, в программировании и конструировании специализированных ЭВМ, в виде высших автоматов. Практические результаты в разработке вещественных моделей пока менее значительны.

МОДЕЛЬ

МОДЕЛЬ (лат. modulus - мера, образец) - 1. представление, которое копирует, имитирует или некоторым образом иллюстрирует некий образец отношений, наблюдаемых в каких-то данных или в природе. Модель может быть: а) механической (например, создание искусственного уха); б) математической (являющейся символическим представлением некоего процесса, основанным на определённой теории; эффективность такой модели определяется её способностью предсказывать тот или иной результат); в) комбинированной (например, это исследования искусственного интеллекта); 2. идеал, стандарт, пример, устанавливаемый как достойный подражания; 3. образец постановки или решения исследовательской задачи, то же, что парадигма (греч. paradeigma - пример, образец); 4. в психоанализе - система понятий, которая может быть представлена в виде диаграммы (например, иллюстрирующая пространственное расположение Ид, Эго, Супер-Эго и окружающей среды). Опасность таких моделей или точнее, понимания их существа, состоит в том, что они могут быть восприняты и нередко воспринимаются буквально. См. Бессознательное.

* * *

(от франц. modele - мера, образец, норма) - искусственная копия или схема какого-либо объекта, процесса, явления; вспомогательный объект (или система), заменяющий изучаемый объект, представленный в наиболее общем виде.

МОДЕЛЬ БОЛЕЗНИ

МОДЕЛЬ БОЛЕЗНИ - характеристика традиционного медицинского подхода к пониманию какого-либо расстройства, в частности, психиатрического, или одного из вариантов такого подхода. Например, биологическая модель болезни связывает психическое расстройство преимущественно с повреждением мозга (психические болезни, указывает Гризингер, есть болезни головного мозга). Биосоциальная модель болезни представляет психические расстройства обусловленными как повреждением мозга, так и неблагоприятнм влиянием воздействием на организм социальных условий существования индивида. Биопсихосоциальная модель представляет болезнь как результат повреждения мозга, а также нарушением функционирования психологических и социально-психологических структур личности, вызванных воздействием различными факторов, как внешних, так и внутренних. Многие исследователи, не согласные с таким, как они считают, упрощением человеческой природы, высказывают предположение, согласно которому в развитии и оформлении симптоматики психического расстройства существенное или даже основное значение имеет недоразвитие или разрушение ядра личности, её духовных структур (чувств, высших потребностей, системы ценностей, мировоззрения, идеалов, верования и др.). Иными словами, утверждается, что расстройство, в особенности психиатрическое, являются по преимуществу связанными с социальными условиями существования, в которых формируется личность, развиваются и функционируют её струкутуры, в первую очередь относящиеся к наиболее высоким, присущим только человеку. При этом не отрицается роль в появлении болезни наследственности, конституциональных и иных факторов.

МОДЕЛЬ БУДУЩИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МОДЕЛЬ БУДУЩИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -

см. Акцептор деятельности.

МОДЕЛЬ КОНФЛИКТА

МОДЕЛЬ КОНФЛИКТА - в широком смысле: любой образ, аналог (мысленный или материальный) конфликта, специально созданный в интересах познания последнего и используемый в качестве его «заменителя». Разработка М. к. по существу составляет основную задачу отечественной конфликтологии. Любой текст, в котором описывается конфликт, является его знаковой моделью. Ценность М. к. определяется глубиной, разносторонностью и объективностью отражения в ней свойств реальных конфликтов. Поэтому М. к., разработанные на основе исследования конкретных конфликтов, как правило, гораздо полезнее для развития науки по сравнению с моделями, которые являются продуктами «чистой» интеллектуальной деятельности их авторов.

МОДЕЛЬ КОНФЛИКТА ВЕРОЯТНОСТНАЯ

МОДЕЛЬ КОНФЛИКТА ВЕРОЯТНОСТНАЯ - обобщение структурной модели конфликта. В терминах этой модели анализируются более сложные конфликтные ситуации, в которых позитивные и негативные связи варьируются от очень сильной до самой слабой степени, а также простейшие динамические свойства конфликтов. Главным результатом исследования М. к. в. является Фундаментальная вероятностная теорема анализа и разрешения конфликтов. Согласно этой теореме, система из n взаимодействующих элементов качественно и количественно бесконфликтна, если: а) при m = 1 (где m - число полюсов системы) все отношения между элементами этого полюса имеют модальность либо «безразличие», либо «позитивное отношение», либо «любовь»; б) при m = 2 отношения элементов внутри каждого из полюсов имеют модальность «любовь» или «позитивное отношение», а взаимные отношения между элементами разных полюсов имеют соответственно модальность «ненависть» или модальность «негативное отношение». Если m = 1 и все отношения элементов внутри данного единственного полюса имеют модальность «любовь», то имеется случай системы с одним пустым полюсом (синергетический случай: все «любят» или «дружат» друг с другом). Если m = 2 и все отношения элементов внутри полюсов имеют модальность «любовь» («позитивное отношение»), а отношения между элементами полюсов - модальность «ненависть» («негативное отношение»), то получается система с двумя непустыми полюсами, отношения элементов внутри которых позитивные и каждый элемент из одного полюса связан негативно с каждым элементом из другого полюса (антагонистический случай: система разделена на два враждующих полюса, внутри каждого из которых все элементы связаны друг с другом позитивно). Система только качественно бесконфликтна, если и только если некоторые, но не все отношения между ее элементами имеют модальность «любовь», а все остальные отношения имеют модальность «позитивное отношение». Данный случай представляет разновидность однополюсной системы, причем число «дружественных» полюсов может быть больше двух. Наконец, система только качественно бесконфликтна, если и только если число ее полюсов равно двум, внутренние отношения имеют модальность «любовь» и «позитивное отношение», а внешние отношения - модальность «ненависть» и «негативное отношение» в любых сочетаниях. Этот случай представляет обобщение систем с двумя полюсами и однозначно определенными отношениями как внутри полюсов, так и вне их.

МОДЕЛЬ КОНФЛИКТА ДИНАМИЧЕСКАЯ

МОДЕЛЬ КОНФЛИКТА ДИНАМИЧЕСКАЯ - наивысший уровень моделей конфликта. Результат ее построения - Фундаментальная динамическая теорема анализа и разрешения конфликтов. Согласно этой теореме, только те системы конфликтны динамически, чей суммарный коэффициент обратной связи R хотя бы для одной переменной имеет значение меньше нуля. В противном случае система считается бесконфликтной. Все конфликтные системы с учетом особой роли суммарного коэффициента обратной связи R разделяются на: 1) конфликты-катастрофы (R ‹ -1; разрушают те системы, в которых возникают); 2) конфликты-пульсации (R = -1; оставляют развитие системы на прежнем уровне, обеспечивая незатухающие колебания одной амплитуды значений ее переменных вокруг какого-л. одного значения); 3) стабилизирующие конфликты (-1 ‹ R ‹ 0; переводят развитие системы на новый - более высокий или более низкий - уровень стабильного существования). Все бесконфликтные системы представляют особые способы разрешения конфликта и с учетом специфической роли коэффициента обратной связи R могут быть разделены на системы, в которых: 1) частично или полностью отсутствует взаимодействие между противодействующими переменными, а если оно имеется, то блокируется (R = 0; конфликтующие переменные системы «уходят» от противодействия или это противодействие блокируется др. ее переменными); 2) развитие синергизма или антагонизма переменных принимает форму ограниченного некоторым пределом роста или уменьшения их значения (1 ‹ R ‹ 0; системы переходят на новый - более высокий или более низкий - уровень стабильного существования); 3) развитие синергизма или антагонизма переменных принимает форму монотонного и безграничного роста или уменьшения их значений (R = 1; оставаясь бесконфликтными, такие системы динамически нестабильны, т. к. в своем дрейфе они никогда не достигают предельного уровня стабильности); 4) развитие синергизма или антагонизма переменных принимает форму неограниченного и катастрофического роста или уменьшения их значений (1 ‹ R; будучи бесконфликтными, такие системы очень быстро разрушаются).

МОДЕЛЬ КОНФЛИКТА СТРУКТУРНАЯ

МОДЕЛЬ КОНФЛИКТА СТРУКТУРНАЯ - самая простая и в то же время наиболее фундаментальная модель конфликта. Ее законы определяют свойства и законы всех последующих и более сложных моделей. На основе этой модели формулируется Фундаментальная структурная теорема анализа и разрешения конфликтов. Согласно этой теореме система с любым числом элементов бесконфликтна, если и только если все отношения между ее элементами позитивные, т. е. когда она является однополюсной (синергетической) или разделена на два полюса, отношения между элементами которых взаимно негативные, а отношения элементов внутри каждого из них позитивные, т. е. когда она является двухполюсной (антагонистической) системой. Все системы, имеющие более двух полюсов власти (влияния), с необходимостью находятся в конфликтном состоянии. Следовательно, только системы, все элементы которых поддерживают друг друга либо потому, что позитивно относятся к какой-нибудь общей цели, либо потому, что негативно относятся к какой-нибудь общей цели, бесконфликтны. Все остальные комбинации являются заведомо конфликтными. В терминах М. к. с. описывается теория отклоняющегося поведения (социальной аномии) Р. Мертона и психоаналитическая теория внутриличностных конфликтов (неврозов) З. Фрейда.

МОДЕЛЬ ОБСЛУЖИВАНИЯ

МОДЕЛЬ ОБСЛУЖИВАНИЯ (от франц. modele - образец...) - модель, использующая математический аппарат теории массового обслуживания и основанная на представлении оператора в качестве обслуживающего аппарата в системе массового обслуживания (СМО). Основной характеристикой оператора является время обслуживания, которое является случайной величиной с известным законом распределения (чаще всего экспоненциального). Входящий поток описывается обычно с помощью закона Пуассона. Характер обслуживания оператором поступающих сообщений может быть одноканальным или многоканальным, однофазным или многофазным. Применение М. о. позволяет учесть целый ряд специфических особенностей операторской деятельности. Так, ограниченность объема оперативной памяти заставляет рассматривать СМО с ограниченной длиной очереди, а ограниченность времени сохранения информации в памяти - СМО с ограниченным временем ожидания. Групповая деятельность операторов учитывается рассмотрением многоканальных или многофазных СМО в зависимости от вида взаимодействия оператора. Возможность совершения ошибок оператором и их исправления приводят к необходимости рассмотрения СМО с ненадежным обслуживающим аппаратом. При этом ошибки оператора рассматриваются как поток отказов обслуживающего аппарата, а время их исправления - как время восстановления. Применение М. о. позволяет решить вопросы организации деятельности человека-оператора. К их числу относятся определение необходимого числа операторов, определение требований к уровню подготовленности оператора (обученности, скорости реакции, объему памяти и т. п.), определение допустимого темпа поступления информации к оператору, решение некоторых задач организации взаимодействия операторов. Представляется возможность вычисления вероятности различных состояний в СЧМ, в т. ч. и нежелательных состояний, что позволяет обосновать требование к профессиональному отбору операторов.

МОДЕЛЬ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ УСТАНОВОК

МОДЕЛЬ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ УСТАНОВОК - теория, согласно которой установки формируются посредством двух параллельно протекающих процессов: центрального и периферийного.

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ - две подструктуры: 1) «развитие профессионализма личности»; 2) «развитие профессионализма деятельности» (А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, В.М. Дьячков, А.А.Мироедов). В подструктуру «развитие профессионализма личности» входят: освоение новых технологий и алгоритмов решения профессиональных задач (анализа, прогноза и принятия управленческих решений), совершенствование стиля руководства, формирование акмеологических инвариант профессионализма, развитие некоторых личностно-деловых качеств (инициативности, ответственности, организованности), раскрытие потенциала личности, изменение системы мотивов и ценностей. В подструктуру «развитие профессионализма деятельности» входят: повышение профессиональной компетентности (расширение системы профессиональных знаний, повышение дифференциально - ауто и социально-психологической компетентности), совершенствование системы профессиональных умений (освоение новых технических средств деятельности, новых видов делопроизводства, компьютерных и информационных технологий, развитие коммуникативных умений).

МОДЕЛЬ РАЗУМНОГО, ИЛИ ПЛАНИРУЕМОГО ПОВЕДЕНИЯ

МОДЕЛЬ РАЗУМНОГО, ИЛИ ПЛАНИРУЕМОГО ПОВЕДЕНИЯ - теория, согласно которой люди планируют и обдумывают свое поведение.

МОДЕЛЬ СЛЕЖЕНИЯ

МОДЕЛЬ СЛЕЖЕНИЯ (от франц. modele - образец...) - математическая модель деятельности оператора, использующая математический аппарат теории автоматического управления и основанная на представлении оператора в качестве следящего звена в системе автоматического управления. М. с. обычно включаются как составные части в более общие модели систем с замкнутым контуром. Так как функционирование технических звеньев такой системы описывается с помощью передаточных функций, то и деятельность оператора также представляется передаточной функции объекта управления. При этом целесообразно.максимально упростить эту функцию, но сохранив при этом основные динамическиесвойства объекта управления. Затем формализуется деятельность оператора путем выбора вида его передаточной функции и производится настройка ее параметров до тех пор, пока не минимизируется соответствующий критерий качества замкнутой системы управления. В настоящее время до уровня практической реализации доведены четыре типа моделей для оценки качества деятельности операторов слежения. Линейные модели основаны на предпосылке стабилизации управляющего воздействия при достаточной подготовленности оператора слежения. В квазилинейной модеХи к линейной передаточной функции оператора добавляется остаточный член, описывающий ту составляющую управляющего воздействия, которая не является результатом линейных преобразований. Нелинейные модели позволяют учесть такие особенности деятельности оператора, как упреждающие способности, зону нечувствительности, насыщение входного сигнала по скорости. Дискретные М. с. основываются на предположении, что информация воспринимается оператором в дискретные моменты времени. Такие модели включают в свой состав линейную передаточную функцию и импульсный элемент в виде ключа.

МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - образец специалиста с высшим образованием, основанный на изучении особенностей личности и структуры деятельности лиц, успешно работающих после окончания вуза. Чем ближе к окончанию вуза находится студент, тем ближе к модельным должны быть его личностные качества, знания, умения и навыки.

Лаборатория Казанского университета разработала модель специалиста, которая состоит из четырех уровней, каждый из которых включает в себя нижележащие. Первый, самый высокий уровень - уровень отношений. На этом уровне задача высшей школы состоит в формировании знаний и умений, необходимых специалисту для понимания других людей, совместной работы с ними, самоуправления отношения с товарищами по учебе и труду.

Второй уровень поведения. Оптимальное поведение личности предполагает наличие научных знаний о структуре личности, умение понимать свои сильные и слабые стороны, учитывать их в своем поведении как во взаимоотношениях с другими людьми, так и в своей деятельности.

Третий - уровень деятельности. В основе его лежит структура профессиональной деятельности, учебной деятельности и профессиональной подготовки.

Четвертый - уровень психических состояний. Успешная деятельность специалиста зависит от оптимальной активности его личности. Низкая активность или слишком высокое психическое напряжение приводят к желаемому результату ценой больших затрат или потерь времени, энергии и информации. Специалисту необходимо умение точно оценивать свое состояние, настроение, степень психической напряженности при решении задач разной сложности, владеть приемами самоуправления.

МОДЕЛЬ УТОЧНЕНИЯ ВЕРОЯТНОСТИ

МОДЕЛЬ УТОЧНЕНИЯ ВЕРОЯТНОСТИ - теория Петти и Качоппо, позволяющая, по мысли авторов уточнять, какой из принципов - убеждение или внушение - будет иметь преимущественное влияние при воздействии на индивида.

МОДЕЛЬ ЦЕЛЕЙ

МОДЕЛЬ ЦЕЛЕЙ - представляемый образ того состояния объекта управления, к которому его необходимо привести в будущем. Цели управления могут оцениваться по четырем основным критериям: 1) масштабу; 2) сфере, в которой осуществляется целеполагание; 3) глубине цели во времени; 4) оцениваемой вероятности достижения. Разработка «дерева целей» требует больших затрат времени. На практике можно ограничиться тремя видами целей: цель-максимум, цель-минимум, реалистическая цель. Достижение цели-максимум и цели-минимум менее вероятно, чем достижение реалистической цели.

1. Поскольку ближайшие и промежуточные цели д. б. подчинены достижению конечных целей, сначала разрабатывается блок стратегических целей. Определяется конечная программа-максимум, программа-минимум и конечная реалистическая программа. Конечная цель-максимум не д. б. плодом фантазии. Она определяется, исходя из прогноза наилучшего, но все же реального развития ситуации. Это же относится и к конечной цели-минимум. 2. Второй шаг в разработке данной модели связан с определением промежуточных целей. В этом блоке целей так же, как и в предыдущем, выделяют три варианта: промежуточные цели-максимум, цели-минимум и реалистические цели. Наименее сложным этапом является разработка ближайших целей. Уменьшение сложности ближайшего целеполагания связано с сокращением количества факторов, требующих учета. При определении ближайших целей сначала определяются ближайшие цели-максимум, затем - цели-минимум и в последнюю очередь - реалистические цели.

Основные цели управления

Руководитель обнаружит ошибки, допущенные при определении целей, если попытается обосновать вероятность их достижения. Работа, проводимая при обосновании вероятности достижений целей управления, поможет более глубоко понять закономерности развития организации, что также сделает все уточненные цели более реалистичными. Глубина и ясность понимания руководителем типовых целей управления м. б. важным критерием оценки его профессиональной пригодности.

МОДЕЛЬ ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТОМ

МОДЕЛЬ ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТОМ - представляемый образ того состояния взаимодействия конфликтующих сторон, к которому его необходимо привести в будущем. Еще Сенека говорил: «Для того, кто не знает, в какую гавань он плывет, нет попутного ветра». Конфликтолог должен достаточно ясно представлять, чего он хочет добиться в результате урегулирования конфликта. Процесс урегулирования конфликта будет более гибким и эффективным, если конфликтолог наметит три программы действий: максимум, минимум и реалистическую программу. По каждой программе желательно определить в динамике три группы целей: ближайшие (тактические), промежуточные (оперативные) и конечные (стратегические).

МОДЕРНИЗАЦИЯ

МОДЕРНИЗАЦИЯ - совокупность разнородных социальных процессов и явлений, сопровождающих становление индустриального общества западного типа, динамику движения к этой модели стран третьего мира и постсоветских государств. Первичная M. протекает в условиях прорыва традиционного общества к современному в разных странах под влиянием непосредственных контактов c центрами индустриально-рыночной культуры. M. трактуется как повышение сложности общественных систем и организаций в результате роста структурной и функциональной дифференциации, возникновения новых форм интеграции, увеличения адаптивной способности данного общества. От др. доктрин общественной эволюции концепцию M. отличает присутствие идеологемы современности, ядром которой является тезис о М. как факторе развития индивидуальной свободы человека, личности. М. требует обязательных изменений в социуме, которые превращают традиционное общество в индустриальное: становление рынка, индустриализация, внедрение новейших технологий, наличие групп, инициирующих осуществление модернизаторских процессов по нормам рыночной и демократической моделей экономики. Все эти доктрины, как правило, европоцентричны. Процесс М. в значительной степени конфликтогенен.

МОДИФИКАЦИЯ

МОДИФИКАЦИЯ (лат. modificare - размерять) - 1. видоизменение, преобразование чего-либо с появлением при этом каких-то новых свойств; 2. ненаследственное изменение организма, противопоставляемое наследственному, то есть мутации (см.); 3. одно из возможных состояний вещества, характеризуемое определённой структурой (например, графит и алмаз).

МОДУЛЬ

МОДУЛЬ (лат. modulus - мера) -1. название какого-либо особо важного коэффициента или величины; 2. унифицированный узел аппарата, устройства с определёнными функциями; 3. отделяемая, относительно самостоятельная часть какой-либо системы, организации, устройства.

МОДУЛЬНЫЙ СОЦИОТЕСТ

МОДУЛЬНЫЙ СОЦИОТЕСТ - социально-психологический тест, позволяющий количественно оценить индивидуальную и групповую конфликтность взаимоотношений, выявить межличностные конфликты в коллективе, определить индивидуальные особенности персонала в организации. Представляет собой модификацию социометрического метода. М. с. имеет 2 базовые шкалы и 22 дополнительные. С помощью базовых шкал оцениваются, во-первых, отношение каждого сотрудника организации к каждому из коллег; во-вторых, восприятие каждым сотрудником организации отношения к нему со стороны каждого из коллег. Дополнительные шкалы используются для оценки индивидуально-психологических особенностей персонала, стиля руководства коллектива и др. задач, определяемых целями исследования. Использование М. с. гарантирует опрашиваемым устраивающую их степень анонимности. М. с. имеет модульную структуру, что позволяет гибко приспосабливать его к решению широкого спектра задач, связанных с оценкой конфликтов, персонала, взаимоотношений в целом, особенностей руководителей и руководства и т. д. На основе М. с. возможно создание системы социально-психологической оценки персонала в организации. М. с. дает возможность определить рейтинг каждого сотрудника по многим характеристикам и отслеживать динамику развития сотрудников и организации в целом сколь угодно длительно.

МОДУЛЯЦИИ РЕЧИ

Изменения силы и тембра голоса, акцентов и интонаций, которые усиливают ее выразительность и пополняют содержание.

Предыдущая страница Следующая страница