Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ДЕБИЛЬНОСТЬ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ДЕБИЛЬНОСТЬ

ДЕБИЛЬНОСТЬ - самая легкая степень психического недоразвития. Нарушения познавательной деятельности у олигофренов в степени дебильности выражаются в неспособности к выработке сложных понятий и вследствие этого в невозможности сложных обобщений, абстрактного мышления или при более легкой степени дебильности - в ограниченности абстрактного мышления. У этих больных преобладает конкретно-описательный тип мышления, им трудно охватить ситуацию целиком, чаще всего они улавливают лишь внешнюю сторону событий. В зависимости от степени дебильности (легкой, средней или тяжелой) эта неспособность к выработке понятий выражена в разной степени, тем не менее, у дебилов всегда можно отметить нарушения абстрактного мышления. Дебилы могут учиться в школе, но усвоение материала дается им с большим трудом. Особенно трудным предметом является для них математика.

Не обладая пытливостью ума, не имея собственных суждений, эти лица обычно легко перенимают чужие взгляды, подчас с необыкновенной косностью придерживаясь их. Запоминая различные правила, выражения, употребляют их шаблонно, при этом любят иногда поучать окружающих.

Не будучи способными к тонкому анализу и обобщениям, страдающие дебильностью (особенно при легкой степени) в то же время могут ловко ориентироваться в обычной ситуации.

При выраженной задержке общего психического развития среди дебильных больных иногда встречаются люди с частичной одаренностью. Эта частичная одаренность может выражаться в великолепной механической памяти без осмысления повторяемого, в абсолютном слухе, в способности умножить в уме крупные цифры, в рисовании, в умении определять по любой задаваемой дате день недели при невозможности объяснить ход этих вычислений.

Характерной чертой дебилов является их выраженная внушаемость, легкое попадание под чужое влияние. Это представляет особую опасность в том случае, когда дебилы, не осмысливая обстановки, становятся орудием в руках разного рода злоумышленников, непосредственными исполнителями преступлений. Такие лица, исполняя чужую волю, могут напасть с ножом, сломать запор, совершить поджог, совершенно не отдавая себе отчета в последствиях своих действий.

Среди дебильных больных довольно часто встречаются личности с усилением примитивных влечений, в частности, сексуальных, с распущенным поведением.

По характеру дебилы так же, как и имбецилы, могут быть или добродушно-ласковыми, приветливыми, доброжелательными, либо, напротив, злобно-упрямыми, агрессивными и мстительными, а по поведению - двигательно-возбудимыми или малоподвижными.

Чрезвычайно важным для олигофренов в степени дебиль-ности является правильная организация труда и быта. При разумном руководстве страдающие дебильностью вполне могут овладеть (и иногда очень хорошо) несложной специальностью. Могут жить самостоятельно, но чаще нуждаются в руководстве и поддержке.

Независимо от степени выраженности психического недоразвития олигофрении подразделяются еще на такие формы, как астеническая, атоническая, дисфорическая и стеническая.

Основными особенностями страдающих олигофренией в астенической форме являются истощаемость, утомляемость, эмоциональная неустойчивость. Для умственно отсталых с атонической формой психического недоразвития характерна неспособность к мотивированному и целесообразному поведению.

Для больных олигофренией в дисфорической форме (довольно редкой) характерны выраженные расстройства настроения со склонностью к агрессии и разрушительным действиям. Олигофрены с наиболее часто встречающейся стенической формой психического недоразвития характеризуются либо уравновешенностью, активностью, добродушием и общительностью («уравновешенный вариант»), либо эмоциональной неустойчивостью, вспыльчивостью и неупорядоченным поведением («неуравновешенный вариант»).

* * *

(лат. debilis - слабый, неспособный) - лёгкая умственная отсталость, ограничение предела интеллектуального функционирования способностью адаптироваться лишь к относительно несложным требованиям повседневной жизни. Распространённость дебильности в населении РФ не установлена, данные официальной статистики рассматриваются как весьма приблизительные. Основной причиной развития дебильности рядом исследователей считаются генетические факторы. Пациенты медленно и с трудом овладевают такими возможностями, как самообслуживание, овладение простыми профессиональными навыками и не требующая серьёзных знаний работа в привычных условиях, обеднённая речь для представления конкретных объектов и ситуаций, общения в быту. Встречается у 75% умственно отсталых лиц. Большие трудности у пациентов возникают при овладении чтением, письмом, счётом и другими знаниями и навыками, которые требуют достаточного развития отвлечённого мышления, в первую очередь способности к обобщению и абстрагированию, а также выполнению других умственных операций. В связи с этим основная масса пациентов выявляется в начале школьного обучения или во время подготовке к нему. IQ пациентов, по данным психометрии, вариирует в диапазоне 40-69% и он сохраняется в последующем неизменным, возможно лишь его снижение в результате интеркуррентных заболеваний ЦНС. Типично недоразвитие речи в виде обеднённого лексикона и аграмматизмов. Пациенты лишены воображения, творческого потенциала, изобретательности, находчивости, тонко дифференцированных эмоций и высших чувств, и поэтому обученные с немалым трудом чему-либо, эти свои навыки они в последующем реализуют в стереотипной манере. Значительная часть пациентов (до 70%, по данным Д.Е.Мелехова), при адекватном обучении и воспитании, удовлетворительно адаптируется к самостоятельной трудовой жизни, создаёт собственные семьи и нередко много детей, большей частью, предположительно, дебильных, как и их родители. В личностном плане дебильность характеризуется клинически значимой задержкой развития волевых, нравственных и эстетических качеств, познавательной потребности, самосознания и самовосприятия, неспособностью пациентов создавать хотя бы некое подобие мировоззрения, если оно формируется вообще, отчего пациенты реагируют обычно лишь на сиюминутные обстоятельства и подчиняются влиянию других людей, в том числе преступников и бизнесменов, использующим рабский труд. Дипазон их интересов и увлечений ограничивается «смехотроном», «попсой» и бесконечными телесериалами, среди дебилов не встречаются читатели серьёзной литературы, шахматисты, конструкторы, изобретатели, авторы каких-то новых идей и вообще все те, кто способен изменять себя и/или свою среду обитания в социально-позитивном направлении. Нередко встречаются пациенты с дебильностью и нарушениями поведения, некоторая их часть легко вовлекается в преступные группировки, где дебилы занимаются исполнением чьих-то криминальных проектов, не осознавая того сами. При постановке диагноза необходимо, хотя делать нередко и очень трудно, исключать пограничную умственную отсталость - задержку интеллектуального развития, обусловленную внешними по отношению к имеющемуся умственному потенциалу причинами (рецепторопатии, интеллектуальная депривация, отсутствие заботы о детях, жестокое обращение с ними и др.). Некоторые, излишне уверенные в своих диагностических способностях или чрезиерно оптимистически обнадёженные достижениями современной психиатрии детские врачи-психиатры, не сомневаясь в своей правоте, констатируют факт лёгкой умственной отсталости всего после 5-6 минутного общения с пациентом или, напротив, столь же категорческим образом и с порога отвергают предположение о дебильности даже при наличии достаточных для диагноза объективных оснований, о чём часто сообщают учителя начальных и даже средних классов школы. Синонимы: Малоумие, Лёгкая умственная субнормальность, Лёгкая олигофрения.

* * *

Относительно легкая, многовариантная стадия олигофрении (см.). Характеризуется конкретно-образным мышлением, неспособностью к выработке сложных понятий, обобщений, к абстрагированию. Поведение чаще подражательное. При попытке к обучению пациент с олигофренией в стадии дебильности усваивает фактический материал с большим трудом, главным образом за счет механической памяти. Может ориентироваться в бытовых ситуациях, выполнять простые задания, в какой-то степени практичен. Легко внушаем. Возможна расторможенность влечений. Больные могут быть добродушными, ласковыми, но иногда им свойственны упрямство, злобность, агрессивность. Нуждаются в правильной организации обучения, в освоении определенных бытовых и трудовых навыков. Могут овладеть некоторыми простыми специальностями, адаптироваться к жизни в обществе.

* * *

(от лат. debilis - слабый) - легкая степень отсталости; задержка психического развития: слабость абстрактного мышления, неспособность подавлять свои влечения. (Имбецилы - средняя степень отсталости; идиоты - глубокая степень отсталости).

В начало словаря