Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "Р" (часть 1, "РАБ"-"РАЗ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 1, "РАБ"-"РАЗ")

РАБДОФОБИЯ

РАБДОФОБИЯ (греч. rhabdos - прут, палка, полоса; phobos - страх) - 1. навязчивый страх физического наказания; 2. любой страх физического наказания, вызванный болезненными причинами.

РАБОТА

РАБОТА (общеславянск. оrbъ - сирота, позднее - раб, подневольный работник; англ. work) - серьёзная деятельность, обычно противопоставляемая игре и любви. На заре психоанализа восстановление способности пациента любить и работать рассматривалась как критерий эффективности аналитического лечения. Потеря работы в работоспособном возрасте нормального человека рассматривается как очень серьёзное психотравмирующее событие, чреватое развитием у многих людей разнообразных психических, личностных и поведенческих расстройств.

* * *

применение человеком своего труда, осуществление какой-либо деятельности. По своему характеру Р. может быть физической (мышечной) и умственной. Физическая Р. в свою очередь подразделяется на динамическую, при которой мышцы разных групп попеременно растягиваются и сокращаются, т. е. ритмично напрягаются и расслабляются, и статич-ескую, при которой мышцы не движутся (напр., когда человек держит груз на вытянутой руке или работает на корточках, согнувшись). При статической Р. напряжение примерно в пять раз превышает напряжение, вызываемое динамической Р. При статической Р. требуется в 3 - 4 раза больше времени на восстановление энергии, чем при динамической Р. Понятие Р. зачастую употребляется как синоним понятия деятельность, напр. Р. (деятельность) органов чувств, Р. (деятельность) в режиме информационного поиска и т. д. Однако несмотря на общее сходство этих двух понятий, между ними имеется определенное различие с психологической точки зрения (см. Деятельность).

РАБОТА ВРАЧА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАБОТА СНОВИДЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАБОТАЮЩИЙ ВЫШЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

РАБОТАЮЩИЙ ВЫШЕ СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ - в тестировании - тот, чьи результаты оказались выше ожидаемых (например, в тестировании на интеллект). Термин имеет негативную коннотацию, если предполагается, что тесты являются более продуктивными, чем они есть на самом деле. Противопоставляется термину «работающий ниже своих возможностей».

РАБОТОГОЛИЗМ (ТРУДОГОЛИЗМ)

РАБОТОГОЛИЗМ (ТРУДОГОЛИЗМ) - чрезмерная увлеченность индивида своей трудовой, производственной деятельностью, когда он всецело отдается ей, пренебрегая другими сторонами своей жизни. Вид аддикции.

«Никто так не изнуряет себя работой, как я, - пишет он. - Я ни о чем другом не помышляю, как только день и ночь работать». Жажда деятельности превращалась в своего рода манию: он взваливал на себя одну работу за другой, принимал больше заказов, чем мог выполнить (Р. Роллан, Жизнь Микеланджело).

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ - 1. Состояние физиологических и психических функций индивида, характеризующее его способность выполнять определенную деятельность с заданной эффективностью, требуемым качеством и в течение требуемого времени (из книги С. А. Косилова, Л. А. Леоновой); 2. Потенциал свойств и качеств, характеризующих состояние организма в отношении его готовности к трудовой деятельности (И. Н. Ефимов).

* * *

- способность личности, группы людей заниматься определенной деятельностью на заданном уровне эффективности в определенном временном режиме. Эта способность проявляется в определенном уровне развития как физиологических, так и психических функций. Психический компонент Р. дееспособность.

* * *

способность личности, группы людей заниматься определенной деятельностью на заданном уровне эффективности в определенном временном режиме. Эта способность проявляется в определенном уровне развития как физиологических, так и психических функций. Психический компонент р. - дееспособность.

* * *

потенциальная возможность выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Р. зависит от индивидуальных психофизиологических ресурсов, степени их тренированности или истощенности, а также внешних условий деятельности. По отношению к решаемой задаче различают максимальную, оптимальную и пониженную Р. Оценка степени Р. проводится на основе сопоставления текущих показателей исполнения деятельности и психофизиологических функций с фоновыми показателями, полученными, напр., в состоянии оперативного покоя. В процессе деятельности происходит изменение уровня Р., описываемое с помощью кривой Р., показывающей зависимость результативности деятельности от времени ее выполнения. При этом выделяют следующие стадии Р.: врабатывание, оптимальная Р., утомление, конечный порыв. При анализе изменений в функционировании обеспечивающих деятельность систем прослеживается более тонкая динамика ста-1 дий Р.: мобилизация, первичная реакция, гиперкомпенсация, компенсация, субкомпенсация, декомпенсация, срыв деятельности. В зависимости от вида труда, индивидуальных особенностей, профессиональной подготовки, состояния здоровья продолжительность, чередование и выраженность отдельных стадий динамики Р. могут варьировать, вплоть до полного выпадения некоторых из них. Соотношение продолжительности стадий Р.- один из показателей оптимальности организации процесса деятельности.

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ - мера способности индивида воспринимать и интерпретировать информацию.

РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА

РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА - научное предположение относительно некоторого вопроса, которое служит основанием для дальнейшего исследования для того, пока данный феномен не будет изучен достаточно, чтобы выдвигать более формальную гипотезу. Синоним: Пилотажный проект.

РАБОЧАЯ ПОВЕРХНОСТЬ

РАБОЧАЯ ПОВЕРХНОСТЬ - элемент оборудования рабочего места, на котором человек выполняет свою деятельность. Ее конструктивные особенности определяются спецификой деятельности, характером решаемых задач, технологическими требованиями, положением тела, антропометрическими данными и размерами предметов и средств труда. Р. п. следует отличать от обрабатываемой поверхности, поверхностей приводных элементов, инструментов, машин и механизмов. Для Р. п. рассчитываются габаритные границы, досягаемые по высоте, ширине, глубине, размеры пространства для ног, стоп, размеры подходов к каждой из них, а также оптимальная обзорность. Для оптимальной организации рабочего места необходимо учитывать размерные соотношения параметров Р. п. с параметрами других элементов рабочего места, из которых наиболее существенными являются соотношение по высоте между рабочей и опорной поверхностями при работе стоя и сидя (сиденье, подставка для ног, пол); расстояние между передним краем сидения и краем Р. п. и соотношение ширины Р. п. и подставки для ног. Высота Р. п. определяется антропометрическими данными работающего, характером выполняемой работы, степенью ее тяжести и точностью. При работе сидя оптимальная рабочая поза обеспечивается путем установления правильного соотношения высоты Р. п. й рабочего сидения. Площадь Р. п. должна быть достаточной для расположения предметов труда, орудий и средств труда, выполнения письменных работ. Р. п. должна обеспечивать возможность быстрой и легкой уборки. Если часть тела работающего соприкасается с Р. п., последнюю следует изготавливать из материала, обладающего низкой теплопроводностью. Покрытие Р. п. должно обеспечивать оптимальный цветовой и яркостный контраст с предметом труда и не давать бликов.

РАБОЧАЯ СРЕДА

РАБОЧАЯ СРЕДА - совокупность физических (электромагнитные факторы, физические свойства воздушной среды, механические факторы: шумы, вибрации, ускорения), химических (естественный газовый состав воздуха, вредные примеси в воздухе), биологических (микроорганизмы, макроорганизмы), социально-психологических и эстетических факторов внешней среды, воздействующих на оператора. Внешняя среда рабочего места может определяться следующими факторами: 1) метеорологическими условиями (температура, влажность воздуха, давление, микроклимат, газовый состав воздуха и т. п.); 2) работой машин и производственного оборудования (шумы, вибрации, электромагнитные излучения, вредные примеси воздуха и др.). При нормировании факторов Р. с. различают следующие четыре уровня: 1) комфортная Р. с, обеспечивающая оптимальную динамику работоспособности человека, хорошее самочувствие и сохранение его здоровья; 2) относительно дискомфортная Р. с, воздействие которой обеспечивает заданную работоспособность, но вызывает у человека неприятные субъективные ощущения и функциональные изменения, не выходящие за пределы нормы; 3) экстремальная Р. с, приводящая к снижению работоспособности человека и вызывающая функциональные изменения, не имеющие патологического характера; 4) сверхэкстремальная Р. с, под влиянием которой в организме происходят патологические изменения и (или) создается невозможность выполнения работы. Изменения функционального состояния оператора в условиях 1 и 2 носят, как правило, характер адекватной мобилизации, в условиях 3 и 4 - динамического рассогласования. При проектировании Р. с. необходимо учитывать следующие положения: 1) факторы Р. с. при их комплексном воздействии не должны оказывать отрицательного влияния на здоровье человека в течение длительного времени (годы); 2) допустимые параметры неблагоприятных факторов не должны вызывать существенного снижения работоспособности в течение рабочего дня.

РАБОЧАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЕМНИКА

РАБОЧАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЕМНИКА - понятие, заимствованное психофизикой из теории обнаружения сигнала; означает зависимость вероятности правильного положительного ответа от вероятности ложной тревоги. Современная психофизика (в отличие от классической) считает, что увеличение числа ложных тревог приводит к возрастанию числа обнаруженных сигналов и наоборот. Каждой точке критерия принятия решений на оси сенсорных состояний соответствует своя вероятность правильного положительного ответа и ложной тревоги. Перемещая критерий из одной точки в другую, можно получить достаточно полную форму кривой Р. х. п.

РАБОЧЕЕ МЕСТО

РАБОЧЕЕ МЕСТО -

часть пространства, приспособленное для выполнения работником производственного задания, первичное звено предприятия.

* * *

зона, оснащенная необходимыми техническими средствами, в которой совершается трудовая деятельность исполнителя или группы исполнителей, совместно выполняющих одну работу или операцию. Организация Р. м. предполагает проведение системы мероприятий по его оснащению средствами и предметами труда и их размещению в определенном порядке. По уровню механизации Р. м. делятся на автоматизированные, механизированные и Р. м., где выполняются ручные работы. Р. м. подразделяются на индивидуальные и групповые. В зависимости от специализации под Р. м. оператора понимается место в СЧМ, оснащенное средствами отображения информации, органами управления и вспомогательным оборудованием, где осуществляется трудовая деятельность оператора. Основу автоматизированного Р. м. оператора составляет, как правило, пульт управления. Р. м. должно быть приспособлено для конкретного вида труда и для работников определенной квалификации с учетом их физических и психических возможностей и особенностей. При проектировании Р. м. необходимо учитывать антропометрические данные, физиологические и психологические характеристики трудового процесса, санитарно-гигиенические условия работы.

РАБОЧЕЕ ПРОСТРАНСТВО

РАБОЧЕЕ ПРОСТРАНСТВО - та часть функционального помещения, в котором осуществляется трудовая деятельность человека. Р. п. характеризуется досягаемостью органов управления (объемом пространства), их расположением и обзором. Объем Р. п.- это часть помещения, в котором может быть осуществлено рабочее движение без перехода работающего с места на место (иначе, без изменения положения его тела). Различают предельный и оптимальный (нормальный, функциональный) объемы касания и захвата. Предельный объем касания (захвата) для движения рукой - это множество точек Р. п., в котором возможен захват (касание) предмета кистью. Предельный объем касания равен границам досягаемости. Оптимальный объем Р. п. соответствует той его части, работа в пределах которой наиболее удобна для оператора (см. Зоны досягаемости). Границы досягаемости определяют обычно в системе координат, начало которой находится на высоте плечевых суставов работающего человека, или точнее - на высоте акромиальных точек (на уровне верхней части ключицы). При расположении органов управления необходимо учитывать общие инженерно-психологические требования, а также предпочитаемые направления движения и силовые возможности работающих в разных точках Р. п. При этом следует учитывать, что часто практикуемое расположение органов управления таким образом, чтобы направление их движения совпадало с сагиттальной или фронтальной плоскостями тела человека (т. с. в декартовых координатах), не всегда является удачным. Поэтому более целесообразно рекомендовать сферическую компоновку органов управления в полярных координатах: если представить себе сферу с центром в плечевом суставе работающего, то предпочтительные" направления движения органов управления - либо радиальные (к себе и от себя), либо движения по дуге сферы. При организации Р. п. должны быть выполнены также визуальные требования. Их суть сводится к выполнению двух пунктов: хороший обзор рабочего поля и расположение основных объектов наблюдения в границах оптимальной видимости, что позволяет наблюдать их без поворота и наклона головы. Это обеспечивается тремя путями: 1) правильным расположением рабочего места (напр., кабины крана) по отношению к рабочему полю; 2) конструкцией окон и зеркал (если они есть); 3) компоновкой рабочей зоны (А. С. Аруин, В. М. Зациорский).

РАБОЧЕЕ СИДЕНЬЕ

РАБОЧЕЕ СИДЕНЬЕ - приспособление, обеспечивающее поддержание рабочей позы для выполнения работы в положении «сидя». К Р. с. относятся кресла, стулья, табуреты различных типов, откидные сиденья, сиденья-опоры. Р. с. классифицируются по степени стабилизации рабочей позы, по набору элементов Р. с, по типу конструкции, по степени подвижности, мягкости, по обеспечению виброгашения и т. д. Выбор типа Р. с. определяется характером и условиями трудовой деятельности. Различают Р. с. для длительного и кратковременного пользования. Конструкция Р. с, предназначенного для длительной работы в положении «сидя», должна обеспечивать поддержание основной рабочей позы, не затруднять рабочих движений, смену позы и положения, обеспечивать для отдыха. В наиболее полной степени этим требованиям удовлетворяют полумягкие стулья и кресла (см. Кресло оператора). Для кратковременного пользования (10-15 мин) рекомендуется использовать жесткие стулья и табуреты. Кроме того, могут быть использованы сиденья-опоры, представляющие собой высокие табуреты с уменьшенной горизонтальной поверхностью. Они используются в тех случаях, когда работающий не имеет возможности присесть на короткое время, но может опереться на сиденье-опору, снизив тем самым напряжение мышц.

РАБОЧИЕ ДВИЖЕНИЯ

РАБОЧИЕ ДВИЖЕНИЯ - психомоторные действия (см. Психомоторика), входящие в трудовой процесс как его составной элемент. Посредством Р. д. оператор осуществляет воздействие на объект управления, их конкретные характеристики определяются особенностями той операции, которые выполняются системой «рука орудие». Р. д. составляют основу управляющих действий человека. В каждом Р. д. различают три его стороны: биомеханическую, физиологическую и психологическую. Последняя играет важнейшую роль при анализе трудовых процессов, однако ее понимание должно опираться на понимание первых двух. Биохимическая характеристика Р. д. определяется траекторией (формой, направлением и объемом) движения, его скоростью, силой и темпом. Физиологическая характеристика Р. д. заключается прежде всего в выяснении механизмов координации движения и роли в ней акцептора действий. Для психологического анализа Р. д. важно знать цель, которая достигается в результате их выполнения. При этом необходимо помнить, что одним и тем же движением можно достичь разных целей и одна и та же трудовая цель может быть достигнута разными движениями. С этой точки зрения различают Р. д. основные и лишние, ошибочные и правильные, экономные и неэкономные,-плавные и резкие, быстрые и медленные и др. Учет их особенностей и психологический анализ позволяют наметить возможные пути рационализации Р. д. Одна из первых попыток рационализации Р. д. была предпринята в системе Тейлора. Она в конечном итоге включала два момента: 1) отсеивание лишних, ненужных движений; 2) выбор из всех возможных наиболее экономичного движения. Эти принципы широко используются при решении задач научной организации труда и обычно дают хорошие результаты. Однако их применение в инженерной психологии в чистом виде не всегда правомерно, что обусловлено психологическими особенностями деятельности оператора и прежде всего закономерностями психической регуляции движений. Это проявляется в том, что внешне Р. д. оператора кажутся крайне простыми и не требуют сами по себе специального обучения. Однако вся сложность их выполнения падает на центральные механизмы психической регуляции. Поэтому при конструировании органов управления необходимо исходить прежде всего из особенностей структуры и механизмов двигательного акта: 1) отношения органов управления, а следовательно, и моторных компонентов действия к соответствующим индикаторам; 2) способов преобразования выходных параметров Р. д. в выходные величины всей системы; 3) знания оператором результатов своих действий, т. е. способов получения сигналов обратной связи (напр., тактильных и кинестетических); 4) закономерностей взаимодействия Р. д. с другими видами управляющих движений (гностическими и приспособительными) (см. также Управляющие действия оператора).

РАБОЧИЙ КЛАСС (ПРОЛЕТАРИАТ)

РАБОЧИЙ КЛАСС (ПРОЛЕТАРИАТ) - один из основных классов капиталистического общества, сложившийся наряду с буржуазией в результате промышленной революции, происшедшей в странах Западной Европы в последнюю четверть XVIII в. - первые десятилетия XIX в. С этого времени материальную основу общества составляет крупное индустриальное производство. Р. к. выступает главной производительной силой общества. Способ существования Р. к., обусловленный отсутствием у него собственности, - наемный труд, продажа капиталисту на рынке труда своей рабочей силы. Состав, численность и социальные границы Р. к. претерпели существенные изменения по мере развития производительных сил. В современных условиях, когда человечество вступило в постиндустриальную эпоху в своем развитии, историческая роль индустриального Р. к., его влияние на ход событий постепенно снижаются. Попытки включить в состав Р. к. лиц, занятых в сфере услуг, в производстве информационных продуктов труда, в т. ч. информационных технологий, делают это понятие аморфным. В современных условиях меняется роль Р. к. в системе социальных отношений, она должна быть осмыслена по-новому. Но проблема борьбы трудящихся, и в первую очередь Р. к., за социальную справедливость по-прежнему актуальна. Противоречие между трудящимися, не имеющими собственности, и господствующим классом, присваивающим труд наемных работников, - главное социально-экономическое противоречие эпохи, генерирующее конфликты. Конфликтолог не может оставаться бесстрастным нейтральным наблюдателем в этой ситуации. Он в меру своих сил должен оказывать помощь трудящимся в их справедливой борьбе против эксплуататоров.

РАБОЧИЙ РИТМ

РАБОЧИЙ РИТМ (...от греч. rhythmikos- равномерный, соразмерный) - чередование во времени отдельных циклов производственного процесса. При достаточно длительных циклах Р. р. способствует развитию устойчивой оптимальной работоспособности, быстрому и точному выполнению рабочих операций, выработке рациональных навыков, что физиологически соответствует развитию динамического стереотипа. Нарушения Р. р. ведут к постоянной перестройке режимов труда и повышению его психической и энергетической стоимости. При очень коротких стереотипных циклах Р. р. довольно быстро приводит к состоянию монотонии и утомления. В этих случаях рекомендуется использовать неравномерный Р. р . - чередование периодов работы с разной скоростью и интенсивностью.

РАБОЧИЙ ТЕМП

РАБОЧИЙ ТЕМП (...от лат. tempus- время) - скорость выполнения последовательных рабочих операций в течение определенного времени. Как замедленный, так и слишком быстрый Р. т. приводит к развитию утомления. Оптимальный Р. т. зависит-от тяжести труда и содержания трудового процесса, должен учитывать динамику работоспособности. При быстром Р. т. требуется дополнительное число перерывов и пауз в работе или сокращение длительности рабочего дня (смены). В деятельности оператора Р. т. определяется темпом (скоростью) поступления информации. Как перегрузка, так и недогрузка (сенсорный голод) оператора информацией приведет к ухудшению качества его деятельности, сдвигам в функциональном состоянии, нарушениям в работе СЧМ. В большинстве случаев оптимальная скорость поступления информации оператору лежит в пределах от 2 до 4 дв. ед. в секунду.

РАВЕНА МАТРИЦЫ ЦВЕТНЫЕ

РАВЕНА МАТРИЦЫ ЦВЕТНЫЕ [лат. matrix (matricis) - матка, источник, начало] - широко применяемый тест, выявляющий способность ребенка к систематизированной, организованной интеллектуальной деятельности. Р. м. ц. - это вариант Прогрессивных матриц Равена, предназначенный для обследования детей, начиная с 5летнего возраста. При решении тестовых заданий выступают три основных психических процесса: внимание, перцепция и мышление, поэтому данный тест не считается сугубо «интеллектуальным». Р. м. ц. состоят из невербальных заданий, что позволяет снизить влияние вербального обучения на достигаемые результаты. Тест состоит из трех серий по 12 матриц в каждой. Обследуемый должен выбрать из предложенных вариантов ответов недостающий элемент матрицы, выявив закономерности в расположении фигур. Р. м. ц. основываются на разработанной гешталътпсихологией теории перцепции форм. В соответствии с этой теорией, каждое задание может быть рассмотрено как определенное целое, состоящее из ряда взаимосвязанных друг с другом элементов. Предполагается, что первоначально происходит глобальное оценивание задания-матрицы, а затем осуществляется аналитическая перцепция с выделением принципа, принятого при разработке серии. На заключительном этапе выделенные элементы включаются в целостный образ, что и способствует обнаружению недостающей детали изображения. Данные, полученные с помощью Р. м. ц., хорошо согласуются с показателями других распространенных тестов общих способностей. В. Е. Каган

РАВЕНА ТЕСТ

РАВЕНА ТЕСТ (Raven, 1936) - см. Рейвена тест.

РАВЕНСТВО СОЦИАЛЬНОЕ

РАВЕНСТВО СОЦИАЛЬНОЕ - характеристика определенного общественного состояния, составная часть многих социальных идеалов. Требования политического и социального равенства играли активную, часто революционную роль в историческом процессе. Стоицизм выработал понятие Р. с. всех людей, коренящегося в их общей разумной природе. Теоретики естественного права утверждали равенство как равноценность и равноправие всех людей, в т. ч. равенство всех перед законом. У Ж. Ж. Руссо равенство выступает необходимой предпосылкой свободы; в противоположность этому А. Токвиль считал, что установка на Р. с. условий жизни ведет к деспотическому эгалитаризму и утрате личной свободы. Требование имущественного, экономического равенства характерно для различных течений социалистической мысли XIX-XX вв., в т. ч. Р. с. неоднократно выступало как одна из целей революционных движений. В современной общественной мысли подвергаются критике принципы уравнительного распределения и установления полного равенства; наибольшее распространение получили концепции, в которых обосновывается необходимость обеспечения равных условий старта для вступающих в жизнь поколений.

РАВИЧ-ЩЕРБО

Инна Владимировна (1927-2004) - российский психолог, специалист в области дифференциальной психологии, психогенетики и генетической психофизиологии нормальных признаков. Ученица Б.М. Теплова и А.Н. Леонтьева. Канд. психологических наук (1953). Была зам. председателя оргкомитета XVIII Международного конгресса психологов (Москва, 1966). Чл. президиума Центрального совета ОП СССР (1990). Чл. Научного Совета по комплексному изучению проблем человека при Президиуме АН СССР (1988). Награждена медалью К.Д. Ушин-ского (1997), лауреат премии Правительства РФ в области образования за цикл работ Психогенетика как область науки и дисциплины в высшей школе в составе других участников проекта (1999). В 1950 г. окончила психологическое отделение философского фак-та МГУ и поступила в аспирантуру Института психологии АПН РСФСР. В 1953 г. защитила канд. дис: Исследование типологических различий по подвижности нервных процессов в зрительном анализаторе и была принята м.н.с. в лабораторию Типов высшей нервной деятельности НИИ психологии АПН РСФСР. Вся дальнейшая профессиональная деятельность Р.-Щ. связана с этим институтом. С 1961 г. она- с.н.с. лаборатории Психофизиологии. В 1972 г. возглавила лабораторию Генетической психофизиологии НИИ ОиПП АПН СССР, переименованную в 1986 г. в лабораторию Генетической психофизиологии и развития индивидуальности. В этот период работала над докт. дис: Роль наследственности и среды в формировании индивидуальных особенностей человека, которая не была завершена. С 1990 г. - зав. лаб. Психогенетики и развития индивидуальности. В 1992 г. НИИ ОиПП был реорганизован в Психологический институт РАО и Р.-Щ. возглавила лабораторию Возрастной психогенетики. С 1993 г. и по настоящее время - гл.н.с. этой лаборатории. Являясь одним из инициаторов возрождения в России психогенетических исследований, занималась проблемами генетического анализа электрофизиологических реакций и индивидуальных особенностей когнитивной сферы человека. В основе ее исследований лежит положение о том, что генотип может влиять на поведение только через его формально-динамические параметры. В соответствии с этим одна и та же функция может реали-зовываться при помощи разных психологических и нейрофизиологических механизмов, имеющих разные генетические связи. Исследования Р.-Щ. положили начало новой для отечественной психологии области психогенетики, в которой изучается соотношение наследственности и среды в формировании психофизиологических и психологических индивидуальных особенностей человека. Результаты этой работы, отраженные в многочисленных публикациях (около 100), получили широкое признание в нашей стране и за рубежом. Основные теоретические положения вошли в хрестоматию Психология индивидуальных различий, М., 1982. Ею разработаны и читаются курсы лекций по психогенетике в МГУ им. М.В. Ломоносова, РГГУ и др. вузах. Она ред. и соавт. учебника Психогенетика, М., 1999, а также трудов: Проблемы генетической психофизиологии, М., 1978 (ред. совм. с Б.Ф. Ломовым); Естественнонаучные основы психологии/ред. тома., М., 1978; Проблемы дифференциальной психофизиологии/ред., М., 1981; Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека/ред. М.: Педагогика, 1988; Л.А. Карпенко, ИМ. Кондаков

РАВНОВЕСИЕ

РАВНОВЕСИЕ - 1. в физиологии - баланс тенденций, реакций или процессов, гомеостазис; 2. удержание тела в устойчивом положении относительно его центра тяжести; 3. в социальной психологии - тенденция социальной системы поддерживать себя как функционально единое образование; 4. в теории Ж.Пиаже - когнитивное состояние, при котором доступная ребёнку информация адекватна имеющимся у него когнитивным структурам.

РАВНОВЕСИЕ СОЦИАЛЬНОЕ

РАВНОВЕСИЕ СОЦИАЛЬНОЕ - взаимодействие подструктур социальной системы, характеризующееся минимальными потрясениями, низкой конфликтностью и наименьшим дисбалансом.

РАВНОДУШИЕ

РАВНОДУШИЕ - безразличие, отсутствие интереса, безучастие, холодность, косность души. Типичная реакция - негативная.

Кочегар не смеялся, не осуждал, ничто не обижало его и не радовало заметно; он говорил как равнодушный свидетель перед судьей, как человек, которому одинаково чужды обвиняемые, обвинители, судьи… (М. Горький, В людях)

В страстных мечтах я перебрала в своем воображении все оттенки твоего нерасположения ко мне, твоей холодности, твоего равнодушия (С. Цвейг, Письмо незнакомки).

РАВНОПОТЕНЦИАЛЬНОСТЬ

РАВНОПОТЕНЦИАЛЬНОСТЬ - 1. в эмбриологии - равная способность бластомеров (стволовых клеток) развиваться в клетки любых тканей организма; 2. в нейропсихологии - гипотеза о том, что что все нейроны, являющиеся медиаторами данной сенсорной модальности, имеют, в дополнение к специфической, некую общую функцию; 3. более широко - положение о том, что одна область коры головного мозга может, до определённой степени, принимать на себя функции другой его области.

РАДИАЦИЯ

РАДИАЦИЯ (лат. radius - луч, радиус) - 1. лучистая энергия, ионизирующее излучение: 2. лучеобразное распространение чего-либо от центра по направлению к окружности.

РАДИКАЛ

РАДИКАЛ (лат. radicalis - коренной) - 1. устойчивая группа атомов в молекуле, переходящая без изменений из одного химического соединения в другое; 2. сторонник крайних, решительных взглядов, действий; 3. в психопатологии - устойчивая группа симптомов, которая в неизменном виде переходит из одного синдрома (болезненного состояния) в другое.

РАДИКАЛ КОМАНДНЫЙ

РАДИКАЛ КОМАНДНЫЙ (от лат. radix - корень) - специфическая характеристика личности профессионала, фиксирующая его потенциальную возможность наиболее эффективной самореализации в определенном типе управленческой команды, а также его актуальную оптимальную управленческую позицию.

Он определяет оптимальную ролевую позицию субъекта в определенном типе команд, обеспечивающую наименее энергозатратное поведение в межличностном внутрикомандном взаимодействии.

Р.к. отражает индивидуально-стилевые особенности внутрикомандного взаимодействия, обусловленные синтезом глубинно детерминированных устойчивых паттернов поведения личности и ее личностно-профессиональных особенностей.

РАДИКАЛИЗМ

РАДИКАЛИЗМ - форма рассуждений и поведения Человека, отличающаяся склонностью к непопулярным, выражающим крайнюю точку зрения, мыслям, а также аналогичным поступкам и действиям. Радикализм характеризуется отсутствием стремления к компромиссу, к согласию с другими людьми путем взаимных уступок.

РАДИКАЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ

РАДИКАЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ - лечение, в результате которого устраняется причина некоего расстройства. В психиатрии, по мнению ряда исследователей, таких методов терапии крайне недостаточно.

РАДИКУЛИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАДИКУЛИТ ПОЯСНИЧНО-КРЕСТЦОВЫЙ

Раздражение спинальных корешков на пояснично-крестцовом уровне, их компрессия, ишемия и возможное их включение в эпидуральный асептический воспалительный процесс, сопровождающееся раздражением и нарушением функции составляющих их нервных волокон. Характерны боли в пояснично-крестцовой области с иррадиацией по нервам, формирующимся в пояснично-крестцовом сплетении, расстройством чувствительности, снижением силы отдельных мышечных групп, выпадением ахиллова, реже - коленного рефлекса, нарушением трофики тканей в зоне соответствующих пораженным корешкам сегментах тела. Основой процесса обычно является остеохондроз позвоночника, остеоартроз дугоотростчатых суставов, дегенерация межпозвонковых дисков, перфорация задней продольной связки, задняя или задне-латеральная грыжа диска, раздражение ею спинальных корешков и их вовлечение в развивающееся при этом в эпидуральном пространстве асептическое аутоиммунное воспаление (эпидурит).

РАДИКУЛОНЕВРИТ

Сочетанное поражение спинальных корешков и нервов, формирующихся из входящих в их состав нервных волокон воспалительным процессом.

РАДИКУЛОПАТИЯ

Поражение спинальных нервных корешков невоспалительного происхождения. Может быть следствием их компрессии, ишемии или инфильтрации опухолевой тканью.

РАДИОТЕЛЕМЕТРИЯ

РАДИОТЕЛЕМЕТРИЯ (от лат. radio - излучаю, греч. tele - вдаль, далеко, metreo - измеряю) - измерение физических величин на расстоянии с передачей результатов измерения по каналам радиосвязи. Совокупность устройств, расположенных на объекте наблюдения и в пункте приема телеметрической информации, образует радиотелеметрическую систему. На передающей стороне системы (на объекте) размещаются датчики, аналого-цифровые преобразователи, кодирующие устройства, радиопередатчики; на приемной стороне (в пункте приема) устанавливаются радиоприемники, декорирующие устройства, аппаратура обработки и регистрации данных. Для передачи информации используются многоканальные линии радиосвязи; требуемые точность и помехоустойчивость передачи данных обеспечиваются применением цифровых методов передачи и обработки информации, а также методов защиты информации от ошибок. Методы Р. широко используются в инженерной, космической, авиационной психологии для дистанционного контроля функционального состояния и результатов работы оператора (летчика, космонавта).

РАДИОФОБИЯ

РАДИОФОБИЯ (радио греч. phobos - страх) - 1. навязчивый страх страх всего, что может иметь отношение к радиации; 2. любой страх подвергнуться воздействию ионизирующей радиации, вызванный болезненными причинами.

РАДИЩЕВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАДО

РАДО (Rado) Шандор (1890-1972) -венгерско-американский психоаналитик. Со-основатель и президент Американской академии психоанализа. Ученик Ш. Ференци. Медицинское образование получил в Будапеште (1915). В 1922 г. в Берлине прошел курс психоанализа у К. Абрахама. С 1923 по 1931 г. работал в Психоаналитическом ин-те Берлина, принимал участие в разработке программы для этого института. В 1931г. по предложению А. Брилла переехал в США. Был одним из руководителей Нью-Йоркского психоаналитического института. В 1941 г. совместное коллегами (А. Кардине-ром и др. психоаналитиками ) создал базовый ин-т Американской психоаналитической ассоциации. В 1944-1955 работал директором психоаналитической клиники и профессором Колумбийского ун-та. Автор работ Страх кастрации у женщин, 1933), Критический анализ концепции бисексуальности (1940) и др. В. И. Овчаренко

РАДОМИЗИРОВАННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

РАДОМИЗИРОВАННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ -

эксперимент, в котором действие независимой переменной проверяется на большой выборке с выделением для сравнения контрольной группы, где эта переменная не действует. Предложен Р.Фишером.

РАДОСТЬ

РАДОСТЬ - наслаждение, внутреннее чувство удовольствия вследствие желанного случая. Возможное проявление - смех, покраснение лица, прыгание, сжатие поднятых вверх рук, жест «на большой палец», громкость голоса. Ср. выражение слезы радости. Типичная реакция на проявление радости - зависть, сочувственная радость (ср. выражение разделять чью-л. радость). Радость может сочетаться с благодарностью, удовлетворением, облегчением, благодушием, весельем, счастьем, удивлением, благочестием. Может быть следствием ответной любви, успеха, осуществленной мечты. Может смениться разочарованием; происходит достаточно быстрая десенсибилизация.

Радость безбрежная!

Нет ей причины!

Санта Лючиа!

Санта Лючиа.

(Итальянская песня)

Слишком неумеренная радость угнетает нас (Сенека).

Сам себе на радость никто не живет (Словарь Даля).

Сей слезами, радостью пожнешь (там же).

Ср. музыку болеро Ш. Лекока из оперетты «Рука и сердце».

Изображалась на медалях в виде женщины с рогом изобилия.

Господь обыкновенно соединяет радости со строями (Иоанн Златоуст).

Ср. счастье.

РАДОСТЬ БЫТИЯ

РАДОСТЬ БЫТИЯ - ощущение желания жить, счастья от своего существования в мире.

«Ах, Лиза! - говорила она - Как все хорошо у Господа Бога! Шестой десяток доживаю на свете, а все еще не могу наглядеться на дела Господни, не могу наглядеться на чистое небо, похожее на высокий шатер, и на землю, которая всякий раз новою травою и новыми цветами покрывается» (Н. Карамзин, Бедная Лиза).

Тихий вечерний час, когда реки пылают

И наполнен теплом простор полей и нив…

Все мечтою о счастье нас наполняет,

Сладок сердцу ее прилив.

Это зов к наслажденью всем, чем жизнь богата;

Вечер сладок и тих, кругом цветет весна…

Но, как речной волне, нет нашим дням возврата…

(П. Бурже)

Ср. романс А. Рубинштейна «Клубится волною».

Ср. отвращение к жизни.

РАДОСТЬ ЗА ДРУГОГО

РАДОСТЬ ЗА ДРУГОГО - см. Викарное удовольствие.

РАДОСТЬ СВОБОДЫ

РАДОСТЬ СВОБОДЫ - см. Желание свободы. Ср. ситуацию освобождения герцога де Бофора из заключения в романе А. Дюма «Двадцать лет спустя»:

Он вскочил на лошадь и понесся во весь опор, с наслаждением вдыхая свежий воздух и крича с неописуемой радостью: «Свободен!.. Свободен!.. Свободен!..»

РАДУШИЕ

РАДУШИЕ (от радодушный) - душевная готовность быть полезным, делать добро другим. Возможное проявление - прижимание руки к сердцу, отведение руки в сторону как знак приглашения (ср.: сделать широкий жест). Радушен Манилов, Петр Петрович Петух, принимающие у себя Чичикова («Мертвые души» Н. Гоголя); Портос, принимающий у себя д’Артаньяна («Двадцать лет спустя» А. Дюма), Алехин в рассказах А. Чехова «Крыжовник» и «О любви»; радушием отличается семья Рудневых в рассказе А. Куприна «Тапёр».

РАЖ

РАЖ (рус. «ражий» - крепкий, здоровый; фр. rage) - сильное возбуждение, неистовство.

* * *

(франц. rage «ярость») - сильное возбуждение, неистовство.

РАЗБЕРЕДИТЬ ДУШУ

Ср. травить душу.

Радушие. Положительное поведение. Ср. несколько устаревшее слово радушничать, означающее «притворяться радушным». При общении нужно задавать себе вопрос, имеем мы дело с радушием или с радушничанием, и вести себя в соответствии с тем, что решим. Не следует злоупотреблять чьим-то радушием. По окончании радушного приема следует поблагодарить кратко и сердечно, но с достоинством, не чрезмерно; хозяин должен понять, что вы оценили его радушие (нельзя вести себя так, как будто в этом для вас нет ничего особенного, будто это само собой разумеется).

РАЗБОЙ

РАЗБОЙ - острая разновидность межгруппового Конфликта, представляющего собой нападение с применением насилия на отдельного индивида или группу с целью ограбления.

РАЗБОРЧИВОСТЬ РЕЧИ

РАЗБОРЧИВОСТЬ РЕЧИ - характеристика устной речи, определяемая отношением числа правильно воспринятых слушателем элементов речевой передачи к числу переданных. Исходя из этого, Р. р. может определяться на уровне формант, звуков, слогов, слов, фраз. Для каждого из этих уровней с помощью артикуляционных таблиц экспериментально или расчетным путем разработаны нормы Р. р. Так, срыв связи и ее отличное качество соответственно имеют место при следующих значениях Р. р.: 36% и 60% на уровне формант, 25% и 75% на уровне слогов, 65% и 95% на уровне слов и т. д. Влияние шума на Р. р. зависит от соотношения уровней шума и речи. Для ее удовлетворительного восприятия уровень речи доложен превышать уровень шумов не менее чем на 6 дБ. Высокие требования к Р. р. предъявляются в схеме массовых коммуникаций и в коммуникациях СЧМ. Р. р. может быть повышена специальной тренировкой, улучшением характеристик технических устройств, снижением уровня шума на рабочих местах, введением зрительного контроля, оптимальной организацией речевого сообщения, выполнением специальных требований к диктору. К ним относятся: большая интенсивность речи, большая продолжительность слогов, повышенная вариативность звуковых высот, занятие значительной части времени речевыми звуками, а не паузами, соблюдение состава слов и структуры фразы при ее повторении по сравнению с первоначальным видом. Оптимальным считается темп речи 60 - 80 слов в минуту с интервалом между словами в 1 с.

РАЗВИТИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТА

РАЗВИТИЕ КОНФЛИКТА - последовательная смена определенных этапов, периодов и фаз, характеризующих процесс развертывания конфликта во времени, от возникновения объективной проблемной (предконфликтной) ситуации до завершения конфликта. Тенденции Р. к. проявляются в его динамике и эволюции. Одной из закономерностей Р. к. на его начальных этапах является эскалация интенсивности и масштабов конфликта. См. Динамика конфликта, Эволюция конфликта

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ - процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности. Р. л. осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Деятельностноопосредствованный тип взаимоотношений, который складывается у человека с наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим (ведущим) фактором Р. л. По А.В. Петровскому, в качестве предпосылки и результата Р. л. выступают потребности. При этом постоянно возникает внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. А. В. Петровский

* * *

- это развитие ее мировоззрения, самосознания, отношения к действительности, характера, способностей, психических процессов, накопление опыта. Различают ряд ступеней в индивидуальном развитии человека: ранний детский возраст, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский, зрелый, пожилой. Психические изменения в личности нельзя объяснять только механическим взаимодействием биологического и социального. Историко-эволюционный подход рассматривает взаимодействие между природой, обществом и личностью. В этой схеме биологические свойства личности (например, тип нервной системы, задатки) выступают как безличные предпосылки ее развития, которые в процессе жизненного пути становятся результатом этого развития, общество выступает условием осуществления деятельности, в ходе которой человек приобщается к миру культуры. Основанием и движущей силой Р. л. является совместная деятельность, в которой осуществляется усвоение личностью заданных социальных ролей. Преобразуя нормативно-ролевую деятельность в ситуации выбора, личность заявляет о себе как об индивидуальности, жизненный путь которой часто становится историей отклонения альтернатив.

Предвосхищая свое будущее, осознавая свои достижения и недостатки, человек стремится к самосовершенствованию посредством собственной деятельности, учения, игры, труда, общения с другими людьми, самообразования.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ НЕВРОТИЧЕСКОЕ

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ НЕВРОТИЧЕСКОЕ - 1. патохарактерологическое развитие в условиях длительно существующей психотравмирующей ситуации, способное повлечь, как указывает О.В.Кербиков, формирование краевой психопатии; 2. патологические изменения личности (дефект личности), наступающие в результате длительного невротического состояния, длящегося, ориентировочно, в течение 5 лет и более.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПАРАНОИЧЕСКОЕ

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПАРАНОИЧЕСКОЕ - патологическое развитие психопатической личности (чаще паранойяльного круга) с образованием сложной и последовательной системы сверхценных идей определённого содержания, с которыми обычно бывает связано неадекватное поведение. Например, сутяжно-паранойяльное развитие. В.М.Блейхер (1995) указывает, что в рамках данного развития личности могут возникать вначале «сверхценный бред», а в дальнейшем и «параноический бред.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ - общее название следующих вариантов патологического развития личности: 1. конституциональное патологическое развитие (наблюдающееся у пациентов с ядерной психопатии); 2. постпроцессуальное патологическое развитие (чаще или, в основном, наблюдается у пациентов с шизофреническим дефектом); 3. психогенное патологическое развитие (представленное постневротическим и постреактивным его вариантами); 4. патологическое развитие личности, приводящее к формированию краевой психопатии и 5. органическая психопатизация личности, возникающая у пациентов с различными органическими повреждениями головного мозга. Указанные варианты патологического развития личности являются в значительной степени абстракцией, в действительности они возникают в результате взаимодействия комплекса конституциональных, психогенных, органических, соматогенных, возрастных и иных факторов, сочетание которых в каждом конкретном случае имеет индивидуализированный характер.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПАТОХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКОЕ

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПАТОХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКОЕ - вариант патологического развития личности, ведущего к формированию «краевой» (то есть приобретённой психопатии, в первую очередь шизоидной). Сообщается, что такое развитие совершается по определённому сценарию. Так, данные В.А.Гурьевой и В.Я.Гиндикина (1980) свидетельствуют о том, что оно проходит в следующие три этапа. 1. Повседневное хроническое психотравмирование в условиях длительного отрицательного социально-психологического воздействия на ребёнка приводит к значительным динамическим отклонениям в поведении. Это то, что некоторые исследователи (Ковалёв, 1979) определяют как патохарактерологические реакции. Помещение ребёнка в нормальную среду может оказаться достаточным для того, чтобы полностью устранить формирующиеся паттерны неадекватного поведения; 2. В противном случае наступает следующий, второй этап - характерологические нарушения усиливаются, начинают постепенно структурироваться. При этом их проявлениям свойственна выраженная мозаичность с тенденцией к преобладанию шизоидности и асоциальных форм поведения. 3. Черты мозаичности нивелируются, шизоидность оформляется в психопатию шизоидного круга, появляются первые состояния декомпенсации психопатии в понимании П.Б.Ганнушкина. В.В.Ковалёв (1968) описал явление, ныне известное как психогенное патологическое формирование личности. При этом динамические отклонения в реагировании и поведении у детей, возникающие под влиянием неблагоприятных факторов, обнаруживают всё более устойчивую тенденцию к переходу в более или менее стойкие патологические изменения характера и личности в целом. При этом имеются в виду не только шизоидная, но и некоторые другие формы психопатии. В отличие от патохарактерологического развития у взрослых, обусловленное патологическим сдвигом уже сформированной личности, такое развитие у детей связано с нарушениями процесса формирования ещё незрелой личности в патологическом направлении.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОСТРЕАКТИВНОЕ

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОСТРЕАКТИВНОЕ - формирование психопатической структуры личности на основе затяжного реактивного состояния, возникшего в результате влияния массивной психогенной травматизации. Подчёркивается, что данной психопатизации личности особенно способствует рецидивидующее течение реактивного состояния. В качестве типичной представляется следующая динамика формирования данного расстройства (Гурьева, Гиндикин, 1980): 1. реактивное состояние; 2. углубление и усложнение доминирующих отрицательно окрашенных переживаний, формирование комплекса сверхценных образований и психопатоподобное реагирование; 3. появление психопатических личностных особенностей (краевая психопатия).

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ -формирование индивида его профессиональных навыков в результате профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействий.

Обобщение проведенных исследований позволяет утверждать, что в процессе Р. л.-п. происходят следующие прогрессивные структурные изменения личности.

1. Направленности личности:

- расширение круга интересов и изменение системы потребностей;

- актуализация мотивов достижения;

- возрастание потребности в самореализации и саморазвитии.

2. Увеличение опыта и повышение квалификации:

- повышение компетентности;

- развитие и расширение умений и навыков;

- освоение новых алгоритмов решения профессиональных задач;

- повышение креативности деятельности.

3. Развитие сложных частных способностей.

4. Развитие профессионально важных качеств, определяемых спецификой деятельности.

5. Развитие личностно-деловых качеств.

6. Повышение психологической готовности.

7. Развитие акмеологических инвариант профессионализма.

РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ АКМЕОЛОГИИ

РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ АКМЕОЛОГИИ - представляет собой три основных этапа.

1. Имплицитный - развитие представлений о совершенствовании человека (в истории, философии, науках, культуре), особенно методологических принципов, проблем и идей в психологии, педагогике и других областях человекознания, побуждающих и содействующих становлению акмеологии;

2. Эксплицитный - становление акмеологии как науки, связанной с определением специфики ее предмета, на котором реально проявилась оперативная роль общих принципов гуманитарного знания и специальных методологических принципов; а также с разработкой ее «технологической», операциональной практики;

3. Рефлексивный этап, на котором осуществляется осмысление методологических принципов, их содержания, связей, функций. (И.Н.Семенов)

РАЗВИТИЕ ПОЛОВОЕ

Формирование первичных и вторичных половых признаков в процессе индивидуального развития.

РАЗВИТИЕ ПОЛОВОЕ ЗАДЕРЖАННОЕ

Характеризуется запаздыванием, отсутствием полового созревания, что обычно сказывается нарушением развития вторичных половых признаков. Причиной в таких случаях может быть нарушение функции гипотоламо-гипофизарной системы, проявляющейся адипозо-генитальным синдромом Бабинского-Фрелиха, в частности при развитии опухоли по типу краниофарингиомы (см.).

РАЗВИТИЕ ПОЛОВОЕ ПРЕЖДЕВРЕМЕННОЕ

Половое развитие считается преждевременным, если проявляется у девочек до 9 лет, у мальчиков - до 10-12 лет. Истинное преждевременное половое развитие обусловлено избытком гонадотропинов, возникающим при повышенной секреции гормонов эпифиза, который признается активатором репродуктивной функции, и вторичным изменением функций гипоталамо-гипофизарных структур. Гиперпродукция гормонов эпифиза может быть спровоцирована черепно-мозговой травмой или, чаще, опухолью эпифиза. Ложное преждевременное половое развитие возникает обычно в результате гиперфункции коры надпочечников (надпочечниковая форма - следствие гиперплазии или опухоли надпочечника) или же роста гормонально-активной опухоли гонад (гонадная форма).

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ - процесс появления качественных прогрессивных изменений психики и личности человека труда в ходе овладения им профессией и выполнения профессиональной деятельности. Р.п. означает дифференциацию и интеграцию различных психических функций и свойств, появление психических новообразований на отдельных этапах профессионализации человека, возникновение новых психических структур, механизмов, процессов: готовности к труду, трудолюбия и работоспособности, профессионального самоопределения, позиции зрелого профессионала, устойчивых профессиональных притязаний, адекватной профессиональной самооценки, удовлетворенности трудом и др. Частным случаем Р.п. являются регресс, выпадение или искажение ранее имеющихся профессиональных качеств, появление новых негативных признаков и деформаций, распад профессиональной деятельности.

Р.п. тесно связано с личностным становлением субъекта труда, то опережая, то блокируя его.

Человек как субъект своего Р.п. характеризуется зрелым целеполаганием, умением самостоятельно намечать и реализовывать планы своего профессионального совершенствования, адекватно оценивать свою профессиональную зрелость, обогащать свою личность опытом профессии, преобразовывать себя как профессионала по мере изменения требований профессии, созидать себя как творческую личность профессионала.

Акмеология изучает пути оптимизации профессионального развития, разрабатывает способы стимулирования человека как субъекта своего профессионального саморазвития, активизируя приемы его наиболее полной самореализации, достижения вершин профессионализма.

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ [греч. psychikos - душевный] - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Р. п. реализуется в форме филогенеза (становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом и отдельных его этнических, социальных, культурных групп) и в форме онтогенеза (формирование психических структур в течение жизни отдельного человека или животного). Р. п. отвечает общим законам развития. Ему свойственны внутренние противоречия между требованиями, предъявляемыми к субъекту, и тем, чем он уже располагает и может ответить на эти требования. Подлинным содержанием Р. п. является борьба этих противоречий, борьба между старыми, отживающими формами психической организации и новыми, нарождающимися. Рост организма (количественные изменения) связан с изменением его структуры и функции (качественные изменения). Накопление количественных и качественных изменений в организме приводит к переходу от одних ступеней возрастного развития к другим, более высоким, при этом каждая ступень возрастного развития качественно отлична от всех других. Возникновение каждой новой ступени Р. п. никогда не является только внешней надстройкой над предыдущей ступенью. Всякая предшествующая ступень представляет собой подготовительную ступень к последующей. Выделяют две группы факторов, обуславливающих Р. п. ребенка: природные задатки и внешнее окружение. Обычно исследователи обращают внимание на присвоение социальных норм и культуры, зафиксированных в знаково-символических формах. Отмечается, что под влиянием этих форм происходит перестройка психических структур. Некоторыми авторами признается также наличие универсальных законов Р. п., в частности объединяющих онтогенез и филогенез человеческой психики. Наиболее отчетливо эта идея была высказана С. Холлом в его теории рекапитуляции, согласно которой онтогенетическое развитие психики ребенка воспроизводит филогенез человечества. В отечественной психологии Р. п. выступает как объективный процесс, имеющий системную природу. Однако вычленения отдельных его компонентов (задатков, факторов окружающей среды) и выяснения соотношения между ними еще недостаточно для понимания подлинной природы и условий Р. п. Для этого требуется рассматривать Р. п. как процесс последовательного включения человека в ряд социально-предметных деятельностей. Интериоризация структур этих деятельностей определяет формирование многоуровневых базовых структур психики. Л.С. Выготский обосновал положение о ведущей роли обучения в Р. п.: обучение должно идти впереди развития и вестись в зоне ближайшего развития. Он крити чески оценивал как отождествление развития с обучением, так и отрыв Р. п. от обучения. Р. п. человека выступает в единстве с развитием его личности, хотя эти процессы не являются тождественными. А.В.Петровский, Л.А.Радзиховский, А.В.Толстых

РАЗВИТИЕ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ

РАЗВИТИЕ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОЕ - половое и поведенческое становление индивида, включающее в себя половое самосознание, половое поведение и выбор полового партнера.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛОВ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛОВ - осуществляется при подготовке кадров и совершенствовании их квалификации: возрастной аспект направлен на диагностику задатков и способностей средствами педологии (изучающей детей и юношей), андрогогики взрослых (в том числе студентов и профессионалов) и геронтологии (ветеранов труда). Образовательный процесс нацелен на диагностику и развитие знаний и умений в системе общего, профессионального и непрерывного образования. Профессиональный аспект связан с определением возможностей и результатов осуществления трудовой деятельности через выяснение профпригодности, психологической готовности к данному виду труда и степени социальной ответственности за его процесс и результаты. Креативный аспект определяет затрачиваемые усилия и успешность их реализации путем выяснения уровня профессионализма, рефлексивно-инновационного потенциала его совершенствования до степени мастерства и оценки социальной значимости инноваций, полученных в процессе творчества. Рефлексивный аспект (связанный с самосознанием личности как развивающегося «Я» и пониманием партнеров по коммуникации в процессе трудовой деятельности) является системообразующим фактором, обеспечивающим оптимальное взаимодействие выделенных акмеологических аспектов профессионализации человека. Разработанные приемы индивидуальной, диалогической и групповой игрорефлексики (И.Н.Семенов, 1993) позволяют развивать творческие способности взрослых, учащихся, студентов и профессионалов в ситуациях как решения профессионально-творческих задач (А.В.Советов, И.Н.Семенов, 1989), так и применения интенсивно-игровых методов культивирования рефлексии (С.Ю.Степанов, И.Н.Семенов, 1987) с учетом структурных аспектов акмеологического подхода к подготовке профессионалов на основе рефлексивно-психологической концепции развития творчества, обеспечивающей реализацию в практике обучения акмеологических и образовательных технологий.

РАЗВИТИЕ ЭГО

РАЗВИТИЕ ЭГО - в психоанализе - рост и развитие функций, которые позволяют индивиду управлять своими импульсами, действовать независимо от влияния родительских фигур и контролировать окружающую среду. Одни авторы считают, что это происходит путём слияния ряда первоначально разрозненных Эго-частиц (Grover, 1929), другие полагают, что у ребёнка уже в самом начале развития имеется «единое, подвижное Эго», которое реагирует на фрустрацию расщеплением на три части :центральное Эго, либидное Эго или Ид и антилибидное Эго или «внутренний диверсант», супер-Эго (Fairbairn, 1952). См. Бессознательное.

РАЗВИТИЕ ЭМБРИОНАЛЬНОЕ

РАЗВИТИЕ ЭМБРИОНАЛЬНОЕ - этап индивидуального развития человека от момента оплодотворения до 3 месяцев внутриутробного развития, в процессе которого происходит закладка всех основных органов и систем органов.

РАЗВИТИЕ Я

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБОБЩЕННАЯ МОДЕЛЬ

РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБОБЩЕННАЯ МОДЕЛЬ - предложенная А.В. Петровским характеристика последовательно сменяемых основных этапов восхождения индивида к социальной зрелости. Весь дошкольный и школьный возраст может быть отнесен к единой эре восхождения к социальной зрелости. Эта эра не завершается периодом ранней юности и получением школьником аттестата зрелости, а продолжается в производственной, учебной и иной деятельности самого широкого плана. Если представить социальную среду в ее глобальных характеристиках как относительно стабильную, то весь путь развития личности можно интерпретировать как единый и целостный этап. Это предполагает три фазы вхождения личности в социальное целое - адаптацию, индивидуализацию и интеграцию. Протяженные во времени, они выступают как макрофазы развития личности в пределах одной эры и обозначаются как три эпохи: детство (преимущественно адаптация), отрочество (преимущественно индивидуализация), юность (преимущественно интеграция). Именно таким образом ребенок, в конце концов, превращается в зрелую самостоятельную личность, дееспособную (ту, что демографы обозначают как единицу «самодеятельной» части населения страны), готовую к труду, к продолжению себя в детях. Во многих психологических течениях абсолютизируются возрастные периоды развития личности, применительно к каждому из них создаются особые психологические теории личности: психоаналитическая - на основе абсолютизации развития личности в раннем детстве; необихевиористские теории социального научения и теории ролей - на основе развития личности до школы и в младшей школе; «гуманистическая психология» с ее акцентированием самоактуализации - на основе абстрагирования подросткового самоутверждения. Таким образом, в качестве модели социально зрелого человека неправомерно принимается личность индивида, еще не интегрированного в общественную жизнь. Эпоха детства - наиболее длительная макрофаза развития личности - охватывает три возрастных периода (преддошкольный, дошкольный, младший школьный), эпоха отрочества и период подросткового возраста совпадают. Эпохи юности и период ранней юности только частично совпадают (ранняя юность ограничивается рамками пребывания в школе). Для первой макрофазы (эпохи детства), как было показано, характерно относительное преобладание адаптации над индивидуализацией, для второй (эпоха отрочества) - индивидуализации над адаптацией, для третьей (эпоха юности) - превалирование интеграции над индивидуализацией. Р. л. о. м. имеет гипотетико-дедуктивный характер, но, вместе с тем, подтверждается многочисленными исследованиями в области возрастной и педагогической психологии. А.В. Петровский

Предыдущая страница Следующая страница