Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Психология общения. Энциклопедический словарь
Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДИА"-"ДЬЯ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 4, "ДИА"-"ДЬЯ")

ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИАЛОГИЧНОСТЬ

Диалогичность - интегральное и объемное свойство личности, характеризующее ее способность (интеллектуальную, эмоциональную, поведенческую) к диалогическому О. Феномен Д. имеет трехкомпонентную структуру, в состав к-рой входят отношение, отражение и обращение, к-рые объединяются в «коммуникативном ядре» (А. А. Бодалев) личности, являясь его составной частью. Д. представляет собой не только направленность субъекта О. на познание др. человека, но и показатель конкретной реализации диалогической программы данного субъекта и его эмоционального состояния в О. В области вневрачебной психотерапии-консультировании специалистами, разрабатывающими диалогический подход (Т. А. Флоренская, А. Ф. Копьев), используется термин «внутренняя Д.», - это важнейшая характеристика внутр. мира каждого человека, результат внутр. диалога, идущего в каждом человеке между 2 инстанциями его внутр. Мира - наличным Я и духовным Я. Первый компонент структуры феномена Д. - отношение. В кач. ведущей характеристики личности, определяющей ее психол. склад, выступает ее направленность, к-рая раскрывается как «доминирующее отношение». Диалогическая направленность - ключевое свойство Д., это система психич. свойств и состояний личности: потребностей, интересов, эмоционального и оценочного отношения, отношения к другому и к себе как к ценности. При этом каждая из вышеназванных составляющих двухкомпонентна: это отношение к себе и отношение к др. человеку. Эмоциональная составляющая является одной из наиболее важных характеристик в структуре отношения, поэтому знак и интенсивность эмоций, к-рые несут в себе отношения, всегда влияют на то, как «запечатлевается» (А. А. Бодалев) субъектом отношения др. человек и на какие поведенческие реакции побуждается этот субъект в отношении человека, с к-рым он взаимодействует. Второй компонент Д. - отражение. Восприятие человека человеком - это непосредственное наглядно-образное отражение одним человеком другого. Достижение положительного результата в диалогическом О. связано с адекватным чувственным отражением, накоплением и правильным обобщением информации друг о друге. Отношение к себе как к ценности, а к другому как к себе, если оно сформировано и отчетливо представлено в личностной структуре человека, можно назвать «осн. нравственным вектором» диалогичного субъекта. Обращение (взаимодействие) является обязательной стороной познания людьми самих себя и друг друга. Поведение человека составляют действия (вербальные и невербальные) и поступки. К конструктивному поведению человека по отношению к окружающим, характерному для субъекта с развитой Д., приводят адекватная самооценка, верные суждения о своей личности.Было выделено неск. уровней Д. личности в О. (низкий, средний, высокий). Уровни Д. определяются по критериям, фиксирующим наличие, степень осознанности, целостности, избирательности и постоянства компонентов О. (отношение, отражение, обращение). Различаются понятия «уровень Д.» и «степень Д.», последняя понимается как способность к перераспределению прав и ответственности в О. в зависимости от ситуации. При этом личность свободна ослабить степень Д. своего участия в О. вплоть до отказа от диалога. Как акт свободного выбора, эта способность имеет личностно-развивающий смысл (С. Л. Братченко). Лит.: Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1995; Братченко С. Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М., 1997; Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. М., 2001; Янченко И. В. Формирование диалогического общения в психотерапевтическом процессе, 2006. И. В. Янченко

ДИАЛОГИЧНОСТЬ: ФОРМИРОВАНИЕ

Диалогичность: формирование - Диалогичность (Д.) как свойство личности, способствующее диалогическому О., развивается начиная с момента рождения ребенка; каждый возрастной период вносит свой существенный вклад в последовательное развитие данного свойства. При этом ведущим фактором в развитии Д. являются отношения ребенка с взрослым человеком. Возрастная динамика осн. характеристик Д. (потребности, доверительности и активности в О., а также способности к сотрудничеству) прослеживается след. образом. Способность к доверительности в О. начинает формироваться в младенчестве, что обусловлено ведущей деятельностью этого возраста - эмоционально-личностным О. со взрослыми. Доброжелательное отношение к окружающим, возможность без опаски и внутр. барьера общаться с новыми, незнакомыми людьми во многом предопределяется «базовым доверием» (Э. Эриксон), основанным на чувстве безопасности и защищенности. В данном возрасте можно говорить о наличии неосознанного, «абсолютного» доверия как об одной из предпосылок возникновения Д., поскольку целенаправленность этого качества появляется в подростковом и юношеском возрастах. Потребность в О., занятие активной позиции в диалогическом О., направленность на др. человека и стремление вызвать его на взаимодействие появляется уже в младенческом возрасте. Первые «диалоги» начинаются у ребенка без слов с матерью во время кормления; после 6-7 мес. средства и формы диалога усложняются, что находит выражение в оттенках плача, в первых просьбах, обращенных ко взрослому; годовалый ребенок уже может поделиться с др. человеком своим опытом, используя и пантомимические, и вербальные средства. В дошкольном и младшем школьном, а также в подростковом возрасте Д. как составляющая «коммуникативного ядра личности» формируется и развивается у ребенка при поддержке со стороны взрослого в диалогическом О. с ним. Выраженность субъектности связывается с выделением собственного Я и дифференциацией восприятия взрослых. Изначально отношения «Я - Другой» слиты в сознании ребенка; второе полугодие можно рассматривать как исходный период жизни ребенка, в к-ром начинают закладываться и проявляться элементы избирательно-деловых отношений к др. людям. Важным приобретением для Д. личности становится формирование дошкольника как субъекта социальных отношений, младшего школьника как субъекта учебной деятельности, подростка как субъекта О. с другими, юноши и девушки - как субъекта собственной жизни. Способности к сотрудничеству, занятию равных сущностных позиций в О., принятию др. человека как неповторимой ценности закладывается в период дошкольного детства, когда внимание детей начинает переключаться со значимого взрослого на сверстников как на партнеров по О. В подростковом и юношеском возрасте, благодаря достигнутому уровню развития сознания, появляется возможность целенаправленно выделять границы Другого, очерчивать границы своего Я и тем самым выстраивать отношения, основанные на равноправии и ответственности. В зрелом возрасте можно говорить о проявлении оттенков Д., обусловленных индивидуально-личностными особенностями и способствующих целостному восприятию образа Я и образа другого. Лит.: Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 2001. 2-е изд.; Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследования. М., 1968; Скрипкина Т. П. Взаимодоверие как основание межличностных взаимодействий // Вопр. психологии. 1999. № 5; Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2000. 2-е изд.; Янченко И. В. Формирование диалогического общения в психотерапевтическом процессе, 2006. И. В. Янченко

ДИКЦИЯ

Дикция - важнейшая характеристика культуры разговорной, а также вокальной речи. Термин имеет 2 значения: 1) акустический - степень разборчивости, внятности звуковой речи, 2) физиологический - степень четкости произношения, т. е. работа артикуляторных органов (артикуляция). В связи с этим в психоакустических работах по оценке качества радиотелефонной связи как эквивалент термина Д. используется термин артикуляция (Н. Б. Покровский). В случае актерской и вокальной речи Д. указывает также и на художественные достоинства или недостатки звукопроизношения (фонетические средства экспрессивности речи, орфоэпию и др.). Измерение Д. осуществляется методами фразовой, словесной и слоговой артикуляции (разборчивости). В последнем случае используются специально разработанные фонетиками слоговые таблицы, состоящие из бессмысленных слогов, отражающих в комплексе фонетический состав русской речи и не позволяющие слушателю догадываться о фонемном составе слога по смыслу (вероятностному принципу), как это возможно при использовании методов словесной и фразовой разборчивости. Мерой качества Д. во всех случаях является процент правильно принятых слушателем звуков (слов, фраз) по отношению ко всем прослушанным. Исследования показали, что слоговая разборчивость обычной речи у мужчин, женщин и детей составляет в среднем 87,0 %, в то время как в пении у той же группы обследуемых слоговая разборчивость составила 70,5 % . Различия объясняются трудностями для большинства певцов сохранения столь же хорошей дикции в пении, как и в речи ввиду необходимости обеспечения особого качества тембра певческого голоса и его значительно большим звуковысотным диапазоном по сравнению с обычной речью. Иными словами, певцу трудно обеспечить высокое качество передачи слушателю одновр. 2 видов информации: вербальной (слово) и невербальной (тембр голоса, его звонкость, полетность, а также мелодика вокальной речи), не говоря уже о художественно-исполнительской, эмоционально-образной стороне искусства пения. Тем не менее, мастера вокального искусства (С. Я. Лемешев и др.) успешно решают эту задачу. Лит.: Покровский Н. Б. Расчет и измерение разборчивости речи. М., 1962; Morozov V. Intelligibility In Singing as a Function of Fundamental Voice Pitch // Contributions of voice research to singing. Houston (Texas), 1980 ; Nelson H., Tiffany W. The Intelligibility of Song // Contributions of voice research to singing. Houston (Texas), 1980. В. П. Морозов

ДИРЕКТИВНОЕ И НЕДИРЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ ПСИХОТЕРАПЕВТА

Директивное и недирективное общение психотерапевта (фр. directive - указание, от лат. dirigere - направлять) - классификация разл. методов психотерапии в зависимости от демонстрации психотерапевтом директивного или недирективного ролевого поведения. Данный критерий оценки взаимодействия «психотерапевт - пациент» отражает аспект власти, а значит и ответственности за ход и результаты терапии. При директивном О. психотерапевт использует свой авторитет, к-рый позволяет ему занять в О. с пациентом доминирующую активную позицию. Психотерапевт жестко контролирует ход сеанса, задает вопросы, интерпретирует ответы клиента, дает ему рекомендации (напр., психотерапевт, работающий в контексте поведенческой терапии, составляет для своего клиента подробную программу для модификации его поведения). Примером директивного О. может служить поведение гипнотизера. Недирективное О. психотерапевта предполагает, что с клиентом он слушает, проявляет эмпатию, гибок в своей тактике и с уважением относится ко всем требованиям клиента, создает для него атмосферу безопасности. Такое поведение является основой терапевтического союза, или рабочего альянса (в психодинамической психотерапии), партнерства (в личностно-ориентированной психотерапии). Эта форма О. продуктивна, когда речь идет о коррекции и изменении личности клиента в направлении большей самостоятельности и ответственности в лечебном процессе и при решении проблем его обыденной жизни. При недирективной постановке вопросов преобладают темы, к-рые привносит клиент. Недирективное поведение психотерапевта наиболее ярко представляет триада (качеств психотерапевта) К. Роджерса - эмпатия, принятие и аутентичность. Для психотерапевта полезно оптимальное и гибкое сочетание этих 2 полярных форм ролевого О., смена их в зависимости от особенностей личности клиента, его жизненной ситуации, привычных форм О. со значимыми другими. Лит.: Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб., 1998; Клиническая психология. Словарь… М., 2006. Н. Д. Творогова

ДИСКУРС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИСКУРС : ИССЛЕДОВАНИЯ В ИНСТИТУТЕ ПСИХОЛОГИИ РАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИСКУРС В МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИСКУРС ВИРТУАЛЬНЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИСКУРС ИНФОРМАЦИОННЫЙ

Дискурс информационный - презентация информации целевой аудитории, представляющая собой риторическое решение, визуальное, графическое, звуковое, муз. оформление информационного сообщения, а также его темпоритмическое решение, использование таблиц, диаграмм, графиков, ссылок на объективные или авторитетные источники информации, результаты науч. исследований, заключения экспертов. Качественный Д. и. отличают ясность и четкость изложения, краткость, рубрицированность, деловой тон, по возможности, избегание тропов (употребления слов, знаков в переносном значении) и аффективного интонирования речи. Д. и. делится на науч. дискурс, дискурс справ. литературы, дискурс учебной литературы и дискурс новостей (новостной). В них, наряду с информационной и коммуникативной составляющей, присутствует также регулятивная. Для новостного дискурса в теле- и радиовещании характерно специфическое темпоритмическое решение, а также интенсификация информационной составляющей по отношению к коммуникативной. Лит.: Науменко Т. В. Массовая коммуникация: теоретико-методический анализ. М., 2003; Фролова Т. И. Информационные агентства // Средства массовой информации России. М., 2008; Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. М.-СПб., 2001. Ю. В. Мочалова

ДИСКУРС РЕКЛАМНЫЙ

Дискурс рекламный - это О. между рекламодателями и адресатами рекламы, осуществляемое через распространение рекламного продукта: рекламных сообщений в прессе, в электронных СМИ, а также на наружных носителях (щитах, перетяжках, световых панно и т. п.), на стенках транспортных средств, а кроме того, на нетрадиционных носителях, к-рыми могут оказаться любые предметы обихода, детали интерьера и городского пространства, компьютерные носители разного назначения и т. п. К Д. р. иногда относят и названия торговой марки, заведения, издания - т.наз. «брендинг», а также устные выступления промоутеров на улицах или массовых мероприятиях и сами массовые мероприятия, имеющие своей целью продвижение какой-либо марки, фирмы, деятеля. Д. р. может рассматриваться как результат функционирования знаковой системы, включающей вербальную составляющую (устный или письменный текст), визуальную составляющую (изображение, видеоряд), звуковую составляющую (муз. и шумовое сопровождение), а также тактильные, обонятельные, вкусовые составляющие. Кроме того, знаком может быть место размещения, качество мат-лов рекламы, аспекты межличностной коммуникации. Особенность Д. р. - его ориентация на достижение эффекта воздействия на адресата, провоцирующего поведение, желательное для автора. Восприятие рекламного сообщения отличается рядом особенностей, сближающих Д. р. с художественно-литературным и публицистическим. Это: 1. возможность одновременного понимания слова или даже сообщения сразу в двух смыслах (черта, присущая каламбурам и др. тропам). 2. поддержка понимания рисунком, любым изображением, движениями и т. п. 3. восприятие сообщения как чего-то не вполне достоверного. Отличие Д. р. заключается в априорном неприятии содержания сообщения, что заставляет авторов-рекламистов изыскивать пути преодоления сопротивления адресата или воздействия на него непрямым способом (имплицитная, т. е. скрытая аргументация, внушение). Особенности Д. р. во многом зависят от типа рекламного носителя. Наружная реклама и реклама в Интернет отличается лаконизмом. В интернет-рекламе нередко употребляются прямые императивы. Напротив, в печатной рекламе осн. упор делается на имплицитность - подведение читателя к самост. выводам. Осн. характеристики Д. р. реализуются в коммерческой рекламе. Социальная, полит., гос. реклама тоже может быть отнесена к Д. р. Однако здесь имеются отличия: социальная реклама не встречает такого сопротивления адресата, т. к. продвигает приемлемые для него идеи. Полит. и гос. реклама воспринимаются как нечто важное и серьезное. Эти виды рекламы одновр. относят и к обществ., полит. дискурсу. Особенности рекламного дискурса изучают социологи (социология массовых коммуникаций), психологи (психология воздействия, социальная психология), языковеды (перлокутивная лингвистика), а также экономисты (теория маркетинга), культурологи, искусствоведы. Лит.: Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 2001; Имплицитность в языке и речи. 1999; Назайкин А. Н. Рекламный текст в современных СМИ. М., 2007; Пирогова Ю. К., Паршин П. Б., Баранов А. Н. и др. Рекламный текст: семиотика и лингвистика / Под ред. Ю. К. Пироговой, П. Б. Паршина. М., 2000; Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987. Е. Г. Борисова

ДИСКУРС СЕТЕВОЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИСКУРС СОВРЕМЕННОГО АКТУАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИСКУРС ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ

В семиотическом отношении Д.т. является полиструктурным, использующим знаковые коды иных систем: театра, кино, живописи, фольклора, массовой культуры, разговорной речи. Ситуации контакта зрителя с телевизионным сообщением отличаются разнообразием - возможны массовые, коллективные, семейные и уединенные просмотры телепередач. Телевизионное пространство реализует дискурс новостей, а также официальный, политический, бюрократический и развлекательный виды дискурса. Массовые жанры телевидения апеллируют к универсальным ожиданиям людей по развитию сюжета, типажу героя и линии его поведения. Т. о., можно говорить о телевизионном законе жанра. В социол. отношении с помощью Д.т. возможно решение задач социального управления, просвещения, актуализации солидарной человеческой поддержки в обществе, эмоциональной ажитации аудитории. В психол. отношении телевидение способно актуализировать внутр. диалог зрителя, благодаря триалогическому строению ситуации О., и эмоционально заражать аудиторию, благодаря инсценированному характеру коммуникации. В лингвистическом отношении телевизионная среда характеризуется использованием языковой и интеллектуальной игры. С т. зр. необходимости поддержания контакта со зрителем телевизионная коммуникация удовлетворяет требованиям выразительности и динамизма О. Лит.: Почепцов Г. Г. Русская семиотика. М., 2001; Kallmeyer W. Pragmatische Aspekte von Medienschprache und Medienkommunikation. Am Beispiel von Gesprдchssendungen des deutschen Fernsehens / Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М., 2001. Ю. В. Мочалова

ДИСКУРС ТОК-ШОУ

Дискурс ток-шоу - взаимодействие, состоящее в проникновении личностного смысла «открытого коммуникатора» в смысловую сферу личности зрителя и требующее от последнего высокой активности в процессе телевизионной коммуникации. Осн. аспекты изучения Д. т.-ш.: цель, участники, коммуникативная среда, содержание, специфика взаимодействия. Информация, к-рая составляет содержательный компонент, касается рассмотрения социально-полит., межличностных и личностных проблем. Информация, презентируемая в ток-шоу, носит конфликтный характер, т. к. конфликт является важнейшей стороной социальной интеракции. Характер взаимодействия между участниками коммуникации в ток-шоу носит диалоговый характер. Диалог создает оптимальный психол. фон для полноценных и открытых взаимоотношений между людьми, с его помощью запускаются глубинные механизмы психики, обеспечивающие возможность здорового личностного развития и саморазвития человека, раскрытия его творческих возможностей. Для более полного участия зрителя в системе телевизионного О. существуют опр. пути его обеспечения: расширение тематики (чем разнообразнее тематика, тем скорее каждый зритель найдет для себя нечто, соответствующее его интересам); разработка системы действий, обеспечивающих обратную связь от зрителя (напр., проведение социол. и психол. исследований аудитории); совместное создание и развитие коммуникативной среды, единой по отношению к авторам и аудитории, к-рая может быть реализована путем создания в студии атмосферы творческого диалога (беседы ведущего с интересным человеком), за к-рым зрители могут следить и тем самым соучаствовать коммуникативной ситуации самопрезентации жизненного пути или особенностей картины мира человека. Лит.: Матвеева Л. В., Шкопоров Н. Б. Связь с аудиторией в телекоммуникации. М., 1991. К. А. Жаркова

ДИСКУРСИВНЫЙ АНАЛИЗ СООБЩЕНИЙ СМИ

Своеобразие креолизованных текстов, особенности функционирования в них слова, сопряженного в едином графическом пространстве с изображением, активно изучаются. Доказано, что в ряде случаев во взаимодействии со знаками иной природы вербальные знаки наиболее успешно реализуют свою коммуникативную функцию, что определяется, в первую очередь, поликодовостью связей, к-рые существуют между языком и познавательными процессами. Именно на этом принципе и базируется совр. медиареальность, осуществляя комплексное воздействие с учетом разных модальностей. Изучение медиареальности, особенно в сфере создания и трансляции социальной мифологии посредством рекламных сообщений, довольно бурно развивается и именно с применением методологии дискурсивной психологии. Дискурсивный анализ концентрируется в первую очередь на риторической организации рекламы. Нек-рые авторы выделяют и подробно описывают особую видеориторику как совокупность приемов, способствующих выявлению и принятию фрагментов коммуникации (и смыслов их репрезентации), основанных на статичных и динамичных рекламных изображениях с текстовым сопровождением. (В частности, в кач. разновидностей техники видеориторики выделяются такие видеотропы, как видеометониминя, видеометафора, видеосравнение, видеогипербола, видеолитота и т. д.) Т. о., реклама сегодня - одна из сфер массового информационного воздействия, для изучения к-рого применение методологии дискурсивного анализа, включая понятие психологического дискурса, наиболее релевантно. Лит.: Филлипс Л., Йоргенсен М. Дискурс-анализ. Теория и метод. Харьков, 2004. М. С. Андрианов

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ КАК ЗАТРУДНЯЮЩИЙ ФАКТОР ОБЩЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОВЕРИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОВЕРИЕ В ГРУППЕ

Доверие в группе - избирательное отношение одного субъекта к другому, основанное на оценке нек-рых качеств другого, готовности опр. образом взаимодействовать с ним и на ощущении личной безопасности (благополучия) от взаимодействия. Доверие (Д.) наряду с референтностью и идентичностью представляет собой базовый феномен отношений между субъектами. Д. включает в себя 3 компонента: а) когнитивный - убежденность в наличии - отсутствии опр. качеств у объекта доверия; б) эмоционально-оценочный - позитивная - негативная оценка характеристик объекта доверия; в) поведенческий - готовность опр. образом взаимодействовать с объектом доверия. Имеется ряд особенностей проявления Д. в группе. Во-первых, межличностное Д. по всем видам чаще и сильнее проявляется внутри подгрупп, чем по группе в целом, что представляет собой явление асимметрии межличностного Д. в групповой структуре. Межличностное Д. может быть: а) непосредственным и персонифицированным; б) опосредованным и деперсонифицированным. В первом случае доверие индивида к каким-то членам группы зависит от их личностных характеристик (порядочность, компетентность, последовательность, лояльность, открытость). В свою очередь, ключевыми характеристиками субъекта, определяющими его Д. к другому, является базовая установка на доверие - недоверие и опыт О. (в целом и с объектом доверия). Во втором случае Д. индивида к каким-то членам группы опосредовано Д. своей подгруппы к этим членам и/или Д. к подгруппам, к к-рым принадлежат эти члены группы. Д. членов к своей подгруппе определяется тем, насколько подгруппа способна выполнять свои функции: оказание поддержки в реализации индивидуальных целей и обеспечение безопасности внутри группы. Д. подгруппы к своим членам зависит от норм и ценностей подгруппы, опыта ее жизнедеятельности. Уровни проявления Д. в группе находятся в динамической связи, что зависит от особенностей взаимодействия группы/подгруппы с внеш. контекстом (интеграция, дезинтеграция, относительная социальная изоляция) и меры полезности результата взаимодействия (эффективн ость-неэффективность). Так, межгрупповая интеграция (напр., кооперация) может снижать актуальность для членов группы группового и микрогруппового Д. В случае дезинтегративного взаимодействия группы с др. группой (конкуренция или конфликт) будет преобладать групповое Д., а менее выражено будет межличностное и микрогрупповое Д. Лит.: Сидоренков А. В., Сидоренкова И. И. Особенности доверия к другим в малой группе // Северо-Кавказский психол. вестник. 2007. № 5/1; Шо Р. Б. Ключи к доверию в организации: Результативность, порядочность, проявление заботы. М., 2000. А. В. Сидоренков

ДОВЕРИЕ К ДРУГИМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОВЕРИЕ К СЕБЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДОНЦОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

ДОНЦОВ Александр Иванович (р. 1949) - российский психолог, спец. в обл. социальной психологии, ученик Г. М. Андреевой. Докт. психол. наук (1989), проф. (1992), чл.-кор. РАО (1992), действ. чл. РАО (1995). Чл. совета директоров Европейской ассоциации эксперим. социальной психологии (Дом наук о человеке, Париж), чл. Европейской ассоциации эксперим. социальной психологии (с 1990). Гл. ред. журнала «Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология» (2000-2006). Декан ф-та психологии МГУ (2000-2006). Окончив ф-т психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (1972) и аспирантуру по каф. социальной психологии (1972-1975), защитил канд. дис.: «Теоретические принципы и опыт экспериментального исследования групповой сплоченности» (1975). Профессиональную деятельность начал в 1975 г. на ф-те психологии МГУ, пройдя путь от ассистента до заведующего каф. социальной психологии (1989-2006). Этот период связан с осн. эксперим. исследованиями в сфере психологии малых групп и коллективов, психологии межличностных отношений, проблем социального влияния меньшинства (Проблемы групповой сплоченности. М., 1979; Психологическое единство коллектива. М., 1982; Психология коллектива. М., 1984; Концепция социальных представлений во французской социальной психологии (в соавт). М., 1987). Результаты исследований, включающие разработку концепции интеграции малой функц. группы и подходы к анализу межличностных конфликтов в коллективах, были обобщены в докт. дис.: «Психологические основы интеграции коллектива» (1989). В последующие годы область науч. интересов Донцова смещается в сферу изучения психол. природы массового сознания. Исследуются закономерности формирования социальных представлений, проблемы этнопсихологии, в т. ч. проблемы языка как фактора этнич. идентичности (1997). Наряду с науч. деятельностью, Донцов постоянно ведет препод. работу. Совместно с Г. М. Андреевой - ред. учебного пособия «Межличностное восприятие в группе» (М., 1981). Является науч. ред. ряда программ курсов по социальной психологии. Внес большой вклад в подготовку специалистов-психологов высшей квалификации, в совершенствование содержания, форм и методов психол. образования. Является членом Научно-методического совета МО РФ по психол.-пед. подготовке. Председатель Научно-методического совета по психологии УМО ун-тов РФ (2000-2006). Л. А. Карпенко

ДОСТАТОЧНО ХОРОШАЯ МАТЬ В СОЗДАНИИ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Достаточно хорошая мать в создании среды развития ребенка (Good enough mother) - по мнению Доналда Винникотта, работавшего в контексте психоаналитической теории, это мать, создающая среду, в к-рой ребенок может выработать с течением времени истинное и аутентичное ощущение себя. Развитие Я младенца происходит успешно в любящей, игровой и, самое главное, зеркальной (отражающей) среде, создаваемой вниманием матери. Безусловное ощущение собственного существования образует фундамент для всех последующих функций его личности. Обязанность в создании такой среды может выполнить достаточно хорошая, но не обязательно совершенная мать. Важно, чтобы она была способна удовлетворять потребности ребенка большую часть времени. Если мать будет совершенной в своих реакциях, ребенок останется зависимым. Из-за регулярных, но не чрезмерных перерывов в материнской гармонии и заботе ребенок должен обратить внимание на собственные ресурсы и развивать способность самому удовлетворять свои потребности (однако для этого нужно время). Такому переходу к чувству относительной независимости (а затем к состоянию «нацеленности на независимость»), возникающему по мере обучения удовлетворять собственные потребности, должно предшествовать ощущение ребенком своего всесилия, к-рое необходимо для развития Я. Истинное Я (true self) развивается, когда всесилие младенца получает признание. Ложное Я (false self) - реакция, возникающая, когда ребенок чувствует свое бессилие и приспосабливается к матери, чтобы получить желаемое. Ложное Я может проявляться и в последующей жизни, когда индивид оценивает все свои желания и действия по реакции др. людей, не проявляя спонтанные экспрессии истинного Я. Лит.:Фрейджер Р., Фрейдимен Дж. Психоаналитические теории личности. Зигмунд Фрейд и постфрейдисты. СПб., 2007; Winnicott D. W. Playing and reality. N. Y., 1971. Н. Д. Творогова

ДРУЖБА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДУХОВНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ

Духовность рассматривается в осн. как способность человека различать и выбирать истинные нравственные ценности и подчинять им свои поступки и поведение. В образовательном процессе понятие «духовность» определяется как способность и умение в педагогическом взаимодействии правильно выбирать нравственные ценности и в соответствии с ними определять и осуществлять свои поступки, О., поведение. Компонентами Д. в обр. являются: обращенность к высшим и вечным ценностям бытия; любовь к себе, ближнему, воспитаннику, всему человечеству, природе; устремленность к познанию и побуждение к нему воспитуемых; стремление самого педагога и побуждение воспитуемых к гармоничному развитию и саморазвитию. Показатели саморазвития: 1) качества личности: доброта, искренность, открытость, мужество, любовь к людям, оптимизм, сострадание, совестливость; 2) высокий уровень развития познавательных способностей: мышления, памяти, внимания, воображения; 3) потребность в созидательной творческой деятельности и благоприятное творческое самочувствие; 4) наличие внутр. свободы: сознательное и добровольное выполнение обязанностей по работе (учебе) и др. социальных требований; гуманность во взаимодействии с воспитуемыми; жизнь по законам природы (Бога) и служение людям; 5) здравый смысл, проявляющийся в развивающем взаимодействии с воспитуемыми; 6) достаточная умственная и физич. работоспособность; 7) наличие интереса к профессиональной педагогической деятельности, познавательному и воспитательному процессу и предметной подготовке. Мерой духовности может служить степень свободы и ответственности педагога перед людьми (воспитуемыми) и своей совестью; ответственность перед Богом. Д. в обр. направлена на активную деятельность человека по совершенствованию и самосовершенствованию. Содержание духовности сводится к соблюдению нравственного поведения человека и рассматривается как развивающаяся система нравственных качеств отдельной личности и всего общества в целом. Степень развития духовности педагоги, воспитатели, психологи могут определить наличием (отсутствием) у себя показателей: а) потребность в проявлении своей любви ко всему человечеству, природе, животным; б) восприимчивость к любви других и доброжелательность; способность радоваться каждому мгновению бытия, успехам воспитуемых; в) отсутствие желания конфликтовать и осуждать др. людей; самодостаточность, независимость от внеш. обстоятельств; г) желание и умение прощать окружающих, своих питомцев; отсутствие проявлений обиды, зависти, зла особенно на воспитанников. Такой подход к пониманию духовности в учебных заведениях будет способствовать одухотворению образования. Лит.: Братусь Б. С. Нравственное сознание личности. М., 1985; Гуманизм и духовность в образовании. Науч. тр. Первой Нижегородской науч.-практической конф. (1-3 окт. 1998 г.). Н. Новгород, 1999; Зеличенко А. И. Психология духовности. М., 1996; Ничипоров Б. В. Введение в христианскую психологию. М., 1994; Хохлов С. И. Психология самовоспитания. Теорет. курс. М., 1996. С. И. Хохлов

ДЬЯКОНОВ ГЕННАДИЙ ВИТАЛЬЕВИЧ

ДЬЯКОНОВ Геннадий Витальевич (р. 1949) - российский и украинский психолог, проф. (1998), докт. психол. наук (2009). Окончил физ. ф-т Волгоградского гос. пед. ин-та (1970) и 5 лет работал учителем физики в школе. В 1979 г. поступил в аспирантуру НИИ ОПП АПН СССР (ныне Психол. ин-т РАО) и под рук. А. А. Бодалева защитил канд. дис. «Психология первого впечатления о другом человеке». С 1979 г. проживает в Украине, преподает в Кировоградском пед. ин-те, где в 1984-1988 гг. заведовал каф. психологии, исследовал проблемы социальной психологии, разрабатывал активные методы обучения и педагогического О., осуществлял психол. анализ творчества А. С. Макаренко. В 1988-1993 гг. одним из первых в стране разработал методику «Погружение» - комплексный активный метод обучения психологии в вузе. В 1990 г. организовал в Кировограде Всесоюз. научно-практическую конференцию конф. «Психология педагогического общения», был инициатором и ред. издания сборников науч. трудов «Психология педагогического общения» (1991-1992), «Психология диалога и общения учителя и учащихся» (1993-1995). В 1994 г. он организовал психол. ф-т в Кировоградском ин-те регионального управления и экономики, был деканом этого ф-та и зав. каф. практической психологии. С 1992 по 1994 г. - докторант НИИ психологии АПН Украины. Обобщая зарубеж. и отеч. исследования, в частности Г. А. Ковалева и Т. А. Флоренской, Дьяконов разработал экзистенциально-онтологическую концепцию психологии диалога, в к-рой данный феномен рассматривается как проявление «человеко-человеческого» бытия в таких осн. измерениях (ипостасях), как процесс, событие, событие, самобытие и инобытие. Осн. труды: Психология педагогического общения, 1992; Основы диалогического подхода в психологической науке и практике, 2007; Психология диалога: теоретико-методологическое исследование, 2006; Диалогический подход в психологии, 2006; Диалогические методы психологического исследования чувств и эмоций, 2004; Активные методы группового обучения психологии: диалогический подход, 2004; Идентификация как феномен общения, личности и деятельности, 2004; Общение и самопознание: тексты творческих работ студентов-психологов, 2004. Т. И. Пашукова

Предыдущая страница Следующая страница