Приглашаем посетить сайт

Американская литература (american-lit.niv.ru)

Психология общения. Энциклопедический словарь
Статьи на букву "К" (часть 1, "КАБ"-"КОМ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 1, "КАБ"-"КОМ")

КАБРИН ВАЛЕРИЙ ИВАНОВИЧ

КАБРИН Валерий Иванович (р. 1947) - российский психолог, докт. психол. наук (1993), проф. Авт. коммуникативного подхода к личности и науч. направления «ноэтическая психологии», метода моделирования коммуникативных миров, методики психосемантического графа, тренингтеста транскоммуникативного состояния, практикума ноэтической психологии, ориентированной на духовное развитие личности. Закончил ф-т психологии Ленингр. гос. ун-та (1971) и направлен по распределению в Томский гос. ун-т на каф. педагогики и психологии. В 1978 защитил канд. дис. «Исследование самореализации личности в структуре коммуникативного мира». В 1981-1983 гг. преподавал социальную психологию на Кубе в Центральном ун-те г. СантаКлара. С 1980 г. зав. каф. педагогики и психологии ТГУ, где организовал и возглавил ф-т психологии (1997). Докт. дис. «Коммуникативное развитие человека как личности» (1993); на ее базе создана модель коммуникабельности, коммуникативного пространства личности, теория транскоммуникации и метод моделирования коммуникативного мира. Кабрин опубликовал 78 науч. работ. Осн. труды: Транскоммуникация и личностное развитие, 1992, Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал жизни личности: теория, методы, исследования, 2005. Н. А. Логинова

КАН-КАЛИК ВИКТОР АБРАМОВИЧ

КАН-КАЛИК Виктор Абрамович (1940-1991) - российский педагог, проф., докт. пед. наук (1985). Всю жизнь жил и работал в Грозном. Его канд. дис. по педагогике «Интерес к революционной героике в искусстве как фактор нравственного развития старшеклассников» (1971), защищенная в НИИ содержания и методов обучения АПН СССР, посвящена использованию системы К. С. Станиславского в подготовке и деятельности учителя. На основе этой системы разработал методику занятий для студентов пед. вузов с целью развития «эмоционально-творческой природы педагога». Докт. дис. «Педагогическая деятельность как творческий процесс» защитил в Ленингр. гос. пед. ин-те им. А. И. Герцена. До 1987 г. заведовал каф. педагогики и психологии Чечено-Ингушского гос. ун-та, с 1987 г. работал в должности ректора ЧИГУ. Руководил Головным советом по проблемам педагогики высшей школы Северо-Кавказского науч. центра высшей школы, был заместителем председателя Диссертационного совета Ростовского гос. ун-та. Тесно сотрудничал с НИИ содержания и методов обучения АПН СССР, Науч.-исслед. ин-том проблем высшей школы, НИИ общей педагогики АПН СССР, Всерос. центром по проблемам О. У Кан-Калика был широкий спектр науч. интересов: нравственное воспитание молодежи, проблемы семейной педагогики, психол.-пед. основы преподавания литературы в школе, вопросы театральной педагогики. Наибольший вклад он внес в психологии профессионального О. как авт. системы обучения будущих педагогов основам профессионально-педагогического О. Система Кан-Калика использовалась в Чечено-Ингушском, Тюменском, Ростовском, Кабардино-Балкарском ун-тах, Минском, Пермском, Ростовском, Черкасском, Ставропольском и др. пед. ин-тах. Кан-Калик успешно сочетал науч., пед. и обществ. деятельность. В сентябре 1991 г. во время гос. переворота в Грозном он был похищен и жестоко убит экстремистами. Похоронен в Москве в 1993 г. рядом с могилой А. Д. Сахарова. Осн. труды: Педагогическая деятельность как творческий процесс, 1976; Основы профессиональнопедагогического общения, 1979; Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования (в соавт.) // Вопросы психол. 1985, № 4; Педагогическое общение: Метод. мат-лы к эксперим. программе «Педагогическая техника учителя», 1986; Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя, 1987, 1990; Грамматика общения, 1988; Педагогическое творчество (в соавт.), 1990; Тренинг профессионально-педагогического общения: Метод. рекомендации, 1990. Р. М. Кумышева, Н. Д. Никандров

КАРПОВА НАТАЛИЯ ЛЬВОВНА

КАРПОВА Наталия Львовна (р. 1952) - российский психолог, докт. психол. наук (1999). Закончила филол. отделение Куйбышевского пед. ин-та (1975), аспирантуру филос. ф-та МГУ им. М. В. Ломоносова и в 1984 г. защитила канд. дис. по философии «Этико-педагогические взгляды В. А. Сухомлинского». В 1977-1986 гг. - преподаватель Куйбышевского пед. ин-та, 1986-1988 гг. - Шуйского пед. ин-та, вела курсы философии, этики, истории педагогики. С 1988 г. работает в НИИ ОПП АПН СССР (с 1993 г. - Психол. ин-т РАО), развивая систему логопсихотерапии Ю. Б. Некрасовой по восстановлению нарушенного речевого О.; с 1993 г. в составе в науч.-исслед. группы «Психология общения и реабилитации личности» под рук. А. А. Бодалева, с 2002 г. возглавляет данный коллектив. В 1998 г. защитила докт. дис. «Мотивационная включенность в деятельность: структура, механизмы, условия формирования (на мат-ле социореабилитационного процесса)». С 1995 г. руководит работой групп семейной логопсихотерапии в Москве, Самаре, Таганроге, Владивостоке. Осн. труды: Основы личностно-направленной логопсихотерапии, 1997, 2003; Диалогическое общение и возможности преобразования личности // Мир психологии и психология в мире. 1996, № 3; Библиотерапия в семейной логопсихотерапии // Вопр. психологии, № 4, 2006; Общение в процессе логопсихотерапии // Общение и познание (2007); Практика психологии общения, развития и реабилитации личности (в соавт. с А. А. Бодалевым) // Московская психологическая школа: История и современность.2004. Т. 3. О ее работе снят научно-документальный фильм «Человек может все - 2, или 15 лет спустя…» (2000). Т. И. Пашукова

КАСТЕЛЬС МАНУЭЛЬ

КАСТЕЛЬС МАНУЭЛЬ (р. 1942) - исп. социолог, спец. в обл. сетевых коммуникаций. Живет в Каталонии (Испания) и Калифорнии (США), где с 2003 г. является проф. исслед. центра по изучению сетевых коммуникаций. Применял марксистскую теорию развития общества к анализу социологии города. Считает, что в постиндустриальную эпоху технол. возможности производства информации ведут к формированию информационного общества и зарождению глобальной социально-эконом. системы и глобального рынка, в особенности в отношении финансов и телекоммуникации. Глобальное общество будет также сетевым. Участвовал в программах Европейской Комиссии, Юнеско и ООН. Руководил группой зарубеж. экспертов, приглашенных в Россию правительством страны в 1992, рекомендациями к-рых оно не воспользовалось. Лит-ра: Кастельс М., Киселева Э. Россия и сетевое сообщество // Мир России, 2000, № 1. Ю. В. Мочалова

КАТЕГОРИЗАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАТЕГОРИЗАЦИЯ ПОНЯТИЙ ОБЩЕНИЕ И КОММУНИКАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КИБЕРСУИЦИД

Киберсуицид (англ. cybersuicide или net-suicide) (от рус. кибер-, что означает причастность к компьютеру, Интернету (лат. sui - себя caedo - убивать) - разновидность группового или индивидуального самоубийства, совершаемого в результате О. с использованием интернетресурсов. Различают 4 вида К. (Бугаева, 2005): коммуникативный К. (или флешмоб-киберсуицид - flashmob cybersuicide), информационный К. (information cybersuicide), аддиктивный киберсуицид (addiction cybersuicide), онлайнкиберсуицид (on-line cybersuicide). Сайты, содержащие информацию суицидальной направленности, появились в конце 1990-х гг. Коммуникативный К. предполагает сетевое О. суицидально настроенных лиц, ранее не знакомых между собой и объединяющихся с целью совершения коллективного самоубийства вследствие заключения между ними виртуального договора через Интернет. Взаимная поддержка пользователей в «правильности» суицидального выбора и возможность коллективной реализации плана самоубийства могут подтолкнуть к аутоагрессивным действиям лиц, боящихся умирать в одиночестве. О. в чатах с суицидально настроенными собеседниками, нередко является катализатором принятия решения о самоубийстве лицами с неустойчивой психикой или находящимися в кризисной ситуации. Информационный К. - совершение самоубийства с использованием полученных с помощью Интернета сведений о том, каким способом и с помощью каких средств лучше совершить самоубийство. Аддиктивный К. (от англ. addiction - склонность, пагубная привычка; лат. addictus рабски преданный) - совершение аутоагрессивных действий, спровоцированных интернет-зависимостью. У лиц, страдающих интернет-зависимостью, выделяется ряд специфических черт: трудности принятия собственного тела, склонность к интеллектуализации, негативизму, эмоциональная напряженность, необщительность, чувство одиночества, заниженная самооценка, гиперболизированные представления об идеальном Я, склонность к уходу от проблем и избеганию ответственности, существование одной или более фрустрированных потребностей. Oнлайнкиберсуицид - совершение самоубийства в реальном времени, перед web-камерой или обсуждение в чате процесса самоубийства, совершаемого пользователем компьютера. В ходе О., участники прямого эфира нередко подстрекают суицидально настроенных пользователей, подталкивая их к аутоагрессивным действиям. Такое О. рассматривается как патогенное (Творогова, 2001). Н. М. Бугаева

КИНЕЗИТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Кинезитерапия (К.) - разновидность психотерапии, направленная на коррекцию психич. состояния человека через работу с его телом. К. ставит целью обучение пациента грамотному О. со своим телом: терапия движением вызывает удовольствие от самого процесса, а развитие способности переживания собственного тела как положительно окрашенного включает пациента в процесс творческого развития переживания через движение. В групповой форме К. является одним из эффективных средств терапевтического О. в процессе социореабилитации. В методике логопсихотерапии Ю. Б. Некрасовой К. представлена парадоксальной дыхательной гимнастикой А. С. и А. Н. Стрельниковых, методикой двигательной асимметрии Е. В. Харитонова, гуманно-структурированным танцем Г. Аммона. Несмотря на сложность и парадоксальность методов, входящих в К., они являются для пациентов физиологически комфортными, вызывают релаксацию в движении (в отличие от релаксации в статис тике) - т. наз. «динамическую релаксацию». В кач. психотерапевтического эффекта К. были выделены: эффект ожидания - моделирование своих будущих состояний через представленное движение (дает внутр. настроенность, вовлеченность через идентификацию с теми, кто начал движение раньше); нарциссический эффект - чувствование собственного тела более привлекательным, раскованным и умелым. Оба эффекта сказываются на преобразовании искаженного образа телесного Я пациента и результируют рождение континуума саногенных психич. состояний, способствующих выздоровлению. Лит.: Некрасова Ю. Б. Лечение творчеством. М., 2006; Харитонов Е. В. Методические принципы арт-терапии в системе социореабилитации заикающихся взрослых // Новые исследования в психологии. № 1 (24), 1981. Н. Л. Карпова

КЛИМАТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ

Климат социально-психологический в коллективе - качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психол. условий, способствующих или препятствующих продуктивной совмест. деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Важнейшие признаки благоприятного климата социально-психологического (К. с.-п.): доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения; достаточная информированность членов коллектива о ее задачах и состоянии дел при их выполнении; удовлетворенность принадлежностью к коллективу; высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива; принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр. Т. о., характер К. с.-п. в целом зависит от уровня группового развития. Установлено, что между состоянием К. с.-п. развитого коллектива и эффективностью совмест. деятельности его членов существует положительная связь. Оптимальное управление деятельностью и К. с.-п. в любом (в т. ч. трудовом) коллективе требует специальных знаний и умений от руководящего состава. В кач. специальных мер применяются: научно обоснованный подбор, обучение и периодическая аттестация руководящих кадров; комплектование первичных подразделений с учетом фактора психол. совместимости; применение социально-психол. методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия. К. с.-п. зависит от стиля руководства и характера организационной культуры. В своей деятельности по оптимизации К. с.-п. руководителю следует опираться на наиболее активных, сознательных, авторитетных членов коллектива. Синонимы понятия К. с.-п. - морально-психол. климат, психол. климат, психол. атмосфера коллектива. Лит.: Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. М., 1979; Климов Е. А. Конфликтующие реальности в работе с людьми: психологический аспект. М.-Воронеж, 2001. Л. А. Карпенко

КОВАЛЕВ ГЕОРГИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

КОВАЛЕВ Георгий Алексеевич (1947-1996) - российский психолог, докт. психол. наук (1991), проф. Академии гос. службы при Президенте РФ, спец. в обл. проблем психологии О., методов активного социально-психол. обучения, проблем психол. воздействия, экол. психологии. После окончания ф-та психологии ЛГУ с 1972 г. работал в созданном Б. Г. Ананьевым Ин-те комплексных социальных исследований при ЛГУ. С 1976 г. был сотр. созданной А. А. Бодалевым лаборатории социальной перцепции на базе НИИ ОПП АПН СССР (ныне Психол. ин-т Рос. академии образования), публиковал работы, посвященные психологии познания людьми друг друга, педагогическому О., методам измерения межличностных отношений. Одним из первых в СССР начал использовать методы активного социальнопсихол. обучения (социально-психол. тренинга) в профессиональной подготовке специалистов коммуникативных профессий, обобщил теорет. и прикладные разработки в этом направлении в канд. дис. «Активное социальное обучение как метод коррекции психологических характеристик субъекта общения» (1980). В 1992-1993 гг. руководил лабораторией экопсихологии в НИИ ОПП и циклом исследований по проблематике психол. воздействия. В 1991 г. защитил докт. дис. «Психологическое воздействие: теория, методология, практика». В 1994-1996 гг. - проф. РАГС. Г. А. Ковалев одним из первых в России обратился к разработке концептуальных оснований экол. психологии (психологии среды): использовал категорию психол. пространства-времени для системно-экол. анализа процесса взаимодействия человека со средой; теоретически операционализировал понятие социоэкол. системы, определив в кач. самост. социоэкол. систем семью и школу; поставил вопрос о качественно-количественном пространственновременном оптимуме в организации семейной и школьной среды; выделил в кач. ключевых компонентов социоэкол. системы физич. окружение (пространств. параметр), человеческие факторы (социальный параметр) и систему ценностей (аксиологический параметр), подчеркнув базовый, фундаментальный характер физич. параметра, т. е. пространственно-предметного окружения и необходимость его анализа в психологии. Осн. труды: Проблемы психологии воздействия, 1991; Теория и практика психологического воздействия, 1991, Психология познания людьми друг друга // Вопр. психологии, 1983. № 1; Анализ общения в работах советских психологов (в соавт.) // Вопр. психологии, 1985. № 1; Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования (в соавт.) // Вопр. психологии, 1985. № 4.; Об активном обучении педагогическому общению // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации, 1986; Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопр. психологии, 1993. № 1. Т. А. Арджакаева

КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА ТЕОРИЯ

Когнитивного диссонанса теория (лат. cognitio - познавание и dissonans - нестройно звучащий) - одна из «теорий соответствия» зап. социальной психологии, выдвинутая учеником К. Левина-Л. Фестингером (1957), к-рая объясняет влияние на человеческое О. и поведени е системы когнитивных элементов (противоречивых знаний, убеждений, верований, поведенческих установок, намерений и т. д.), что в итоге вызывает потребность в самооправдании. Более чем полувековое исследование показало, что когнитивный диссонанс (К. д.) - важнейший мотивирующий фактор человеческого мышления и поведения. Первоначально Фестингер определил К. д. как несоответствие между 2 когнитивными элементами - мыслями, опытом, информацией и т. д., - при к-ром отрицание одного элемента вытекает из существования другого, в результате чего получившееся несоответствие ощущается как дискомфорт. Иначе говоря, чувство дискомфорта возникает при столкновении в сознании логически противоречивых знаний об одном и том же явлении, событии, объекте. Исследуя далее проявления К. д., Фестингер экспериментально доказал, что не любые 2 противоречивых знания могут стать причиной К. д. Чаще всего это бывает в случаях, когда человек совершает нелепые, глупые или безнравственные поступки с т. зр. его собственных представлений о стандартах здравого смысла, ума и морали. Возникший К. д. мотивирует человека избавиться от ощущений дискомфорта и сохранить привычную позитивную концепцию Я. В этой связи Л. Фестингер формулирует 2 осн. гипотезы своей теории: 1) в случае возникновения диссонанса человек будет всеми силами стремиться снизить степень несоответствия между 2 своими установками, пытаясь достичь консонанса (соответствия), что позволяет снизить «психол. дискомфорт»; 2) стремясь снизить возникший дискомфорт, человек будет стараться обходить стороной такие ситуации, в к-рых этот дискомфорт может усилиться. К. д. может появиться по разл. причинам: из-за логического несоответствия; в связи с неразделяемыми культурными обычаями; из-за несоответствия прошлого опыта настоящей ситуации и т. д. Для преодоления К. д. обычно используются 3 осн. способа: 1) человек может изменить свое поведение и привести его в соответствие с тем знанием, к-рое вызвало диссонанс; 2) оправдать собственный поступок, изменяя одно из знаний, вызвавших К. д.; 3) оправдать свое поведение, добавив новое знание. Чтобы избежать диссонанса, люди обращаются к разл. рационализирующим объяснениям. К. д. может возникнуть (и возникает) в любой ситуации, когда человеку предстоит сделать выбор. Исследования диссонанса как некомфортного состояния, от к-рого индивид стремится избавиться, показали, что диссонанс всегда сопровождается физиол. возбуждением, что может проявляться в форме как позитивных, так и негативных эмоций. Теория К. д. получила развитие в новых направлениях исследований: А) Теория сохранения самооценки - каждый человек стремится сохранить самоуважение. Диссонанс возникает в межличностных взаимоотношениях, когда, напр., кто-то из коллег превосходит нас в выполнении задания, непосредственно связанного с нашим самоопределением. Можно ослабить диссонанс, усовершенствовав свое мастерство, сорвав планы «обидчика», или принизить значение задачи. Б) Теория самоутверждения - исследует, способы избегания угрозы для самоуважения и пути самоутверждения. В) Теория самопроверки предполагает, что потребность укрепить самоуважение иногда противоречит потребности самопроверки. Но склонность к самооправданию может привести в ловушку рационализации, подготавливая почву для глупых и аморальных поступков. По теории самоутверждения, избежать этой ловушки помогает напоминание себе о своей порядочности. Лит.: Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2005; Дерябин А. А. Я-концепция и теория когнитивного диссонанса: обзор зарубеж. литературы, 1995; Майерс Д. Социальная психология. Пер. с англ., 2006; Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. Пер. с англ., М., 1999. Л. А. Карпенко

КОГНИТИВНО-ЭМОТИВНЫЙ ТЕСТ

Когнитивно-эмотивный тест (КЭТ). Ю. М. Орлов, Н. Д. Творогова. Предназначен для измерения защитной и саногенной рефлексии, возникающей при страхе неудачи, вине, стыде, обиде. Тест предложен в конце 1980-х гг. в контексте отеч. концепции саногенного мышления (СГМ). Теория и практика СГМ - отеч. синтетическая психотехнология, разработана Ю. М. Орловым независимо от западной теории эмоционального интеллекта, хотя и близка ей по характеру решаемых практических задач. Тест идентифицирует и измеряет умственные акты (когнитивные процессы), представляющие собою рефлексию человека, возникающую в результате воздействия эмоциогенных ситуаций и ведущих к переживанию им страха неудачи, чувства вины, стыда, обиды. Под рефлексией в этом контексте понимаются умственные акты (рефлексивное мышление) разл. уровня организации, возникающие в ответ на неопределенность ситуации и ведущие к ее определению и выбору решения. В случае эмоциогенной ситуации цель рефлексии, в конечном счете, сводится к уменьшению страдания от переживания соответствующей эмоции, носит привычно защитный характер (привычные шаблоны мысли, направленные на облегчение страдания от эмоции), сопровождается размышлением над ситуацией, в к-рой возникает эта эмоция. Тест проективный. Ситуация стимулируется краткой инструкцией к каждому разделу теста. Тест представляет собой список высказываний, к-рые могут быть соотнесены респондентом с опр. умственными действиями и операциями, возникающими в ответ на появление опр. эмоции. В показатели теста включены как шаблоны размышления защитного характера, так и умственные операции, к-рые являются навыками саногенного мышления. Перечень этих высказываний составлялся авторами опытным путем. Респондентам предлагалось возвратиться в своем воображении в их нек-рые реальные эмоциогенные ситуации и записать на листе бумаги те мысли, к-рые у них при этом возникают. Так формировались списки высказываний, к-рые затем после специальной обработки были включены в тест. Тест состоит из 80 утверждений, к-рые определяют 4 осн. группы параметров: 1) агрессия против себя и против других; 2) рационализация обстоятельств (поиск причин); 3) проекция на других; 4) защита от чувства (уход из ситуации). Тест состоит из: а) инструкции испытуемым; б) утверждений, отражающих те или иные мысли, разделенные на 4 раздела, соответствующие страху неудачи, чувствам вины, стыда, обиды и ключа. Каждый раздел теста состоит из 20 высказываний, каждая фраза пронумерована; в) ключа. На каждый пункт теста испытуемый должен дать ответ «да» или «нет». Индивидуальный балл присваивается путем подсчета числа совпадений ответов с ключом. Орлов Ю. М. Когнитивно-эмотивный тест. М., 1999; Творогова Н. Д. Социопсихосоматические закономерности общения. М., 1996;. Н. Д. Творогова

КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ В ОБЩЕНИИ: ФОРМИРОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОГНИТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕНИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОГНИТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ В ОБЩЕНИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ В ОБЩЕНИИ

Когнитивный стиль в общении (индивидуальный стиль, стиль жизни, стиль деятельности, стиль О.) - система средств, к к-рым сознательно или стихийно прибегает человек для оптимального построения О. и деятельности с учетом внеш. условий и индивидуальных предпосылок ее осуществления. Проблема когнитивного стиля (К. с.) рассматривается в психологии с нач. ХХ в. К. с. определяется как индивидуально своеобразные способы представления и переработки информации об актуальной ситуации (способы ее восприятия, анализа, категоризации, оценивания). К. с. характеризует: 1) особенности построения индивидуальных репрезентаций происходящего (построение ментального образа конкретной ситуации); 2) индивидуальные возможности метакогнитивной регуляции интеллектуальной деятельности (организация контроля процессов переработки информации). В структуру К. с. входят операции и приемы, обеспечивающие максимальную эффективность деятельности, а также мотивы, ценности и смысловые установки субъекта, к-рые интегрированы в единую стилевую структуру с операциональными характеристиками всех уровней, начиная с сенсорно-перцептивного. Эта структура организуется по принципу функц. системы. Операциональная и интенциональная стороны деятельности соответствуют таким фундаментальным ее характеристикам, как предметность и осмысленность (В. П. Зинченко, В. М. Мунипов), предметность и субъектность (А. Г. Асмолов). Социальные условия деятельности влияют, наряду с требованиями субъекта и операциональными ресурсами, прежде всего на интенциональную сторону деятельности. Внутр. индивидные условия наиболее существенны для формирования операциональной стороны деятельности. Свойства К. с.: полезависимость-поленезависимость (доверие наглядным зрительным впечатлениям, когда трудом преодолевают поле при восприятии деталей - полагание на внутр. опыт, легкое отстранение от влияния опыта); импульсивность (быстрое выдвижение гипотезы, при к-ром возможно много ошибок в идентификации перцептивных образов, уточнений)-рефлективность; узость-широта (ориентация на различие объектов, на детали и отличительные признаки - ориентация на сходство объектов, классификация с учетом опр. категориальных оснований); аналитичность-синтетичность; нетолерантность-толерантность к нереалистическому опыту; когнитивная простота-сложность (М. А. Холодная). Главная проблема при изучении К. с. - установление детерминирующих его факторов, сущность и состав к-рых (врожденных и социально приобретенных) однозначно не определены. В совр. психологии можно выделить 3 осн. т. зр. на соотношение К. с. и интеллектуальных способностей: противопоставление, признание взаимосвязей и отождествление. Наряду с К. с. выделяются стили кодирования информации - индивидуально своеобразные способы представления информации в зависимости от доминирования опр. модальности опыта: а) интеллектуальные - индивидуально-своеобразная постановка решения проблем: законодательный, исполнительный, оценочный и др.; б) эпистемологические - это индивидуально-своеобразный способ познавательного отношения человека к происходящему, проявляющийся в особенностях индивидуальной «картины мира»: эмпирический, рационалистический, метафорический (Дж. Ройс, М. А. Холодная). Лит.: Леонтьев Д. А. К проблеме детерминации индивидуально-стилевых особенностей // Когнитивные стили. Таллин, 1986; Холодная М. А. Психология интеллекта. СПб., 2002. В. А. Пищальникова

КОЛОМИНСКИЙ ЯКОВ ЛЬВОВИЧ

КОЛОМИНСКИЙ Яков Львович (р. 1934) - белорусский психолог, спец. в обл. возрастной, пед. и социальной психологии. Докт. психол. наук (1981), проф. (1982). Действ. чл. Белорус. академии образования (БАО). Засл. деятель науки Республики Беларусь. Гл. ред. журнала «Психология» (Минск). Вице-президент Общества психологов СССР (1989). Организатор и науч. рук. отделения психологии Национ. ин-та образования РБ. Закончил пед. ф-т Минского гос. пед. ин-та им. А. М. Гоpького. Преподавал педагогику и психологии в педучилище, был воспитателем и учителем школы-интерната. Закончил аспирантуру НИИ ОПП АПН РСФСР (ныне ПИ РАО), в 1963 г. защитил канд. дис. «Опыт психологического изучения взаимоотношений между учениками в классе», впервые в отеч. психологии применив социометрический метод Дж. Морено. В 1978 г. возглавил каф. Общей и детской психологии Белорусского гос. пед. ун-та. В 1980 г. защитил докт. дис. «Психология личных взаимоотношений в группе сверстников. Общие и возрастные особенности». Вел эксперим. и теорет. исследования на стыке возрастной, пед. и социальной психологии. Изучал развитие и формирование личности в малых группах и коллективах на осн. стадиях онтогенеза в процессе совместной деятельности, межличностного взаимодействия и педагогического О. При изучении осознания человеком своих взаимоотношений со сверстниками установил закономерность, обозначенную как «парадокс осознания», сущность к-рой в том, что члены группы с высоким статусом, как правило, недооценивают (а с низким статусом - переоценивают) свое положение в группе. Предложил и содержательно раскрыл понятия социально-психол. рефлексии, социально-психол. перцепции; социометрических установок личности. Выявил и исследовал явление презумпции взаимности, описал осн. структурные единицы системы личных взаимоотношений - круги желаемого О., ранжированных предпочтений. Исследовал и описал дифференц. характеристику личности, названную социально-психол. наблюдательностью, важную для деятельности в системе «человек - человек», разработал процедуру ее измерения. Разработал типологию стиля пед. взаимодействия, установил детерминированность пед. взаимопонимания предметным содержанием пед. деятельности. В результате изучения динамики становления и развития ролевой структуры личности в онтогенезе установил, что она возникает в процессе мультипликации микросредовых ситуаций, приводящих к полигрупповой принадлежности личности. Я. Л. Коломинским был предложен и апробирован эксперим. метод изучения межличностных отношений - аутосоциометрия. Осн. труды: Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Очерк социальной психологии школьного класса, 1969; Учитель и детский коллектив (в соавт.), 1975; Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности), 1976; 2000; Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений, 1984; Социальная психология школьного класса, 1997; Социальная педагогическая психология (в соавт.), 1999; Психология детей шестилетнего возраста (в соавт.), 1999. С. А. Игумнов

КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Коммуникативная деятельность (лат. communicatio связь, сообщение) - деятельность, предметом к-рой является О. с др. человеком - партнером по О. Понятие К. д. позволяет раскрыть психол. природу О. Коммуникативная потребность состоит в стремлении человека к познанию и оценке др. людей, а через них и с их помощью - к самопознанию и самооценке. Люди узнают о себе и об окружающих благодаря разнообразным видам деятельности, т. к. человек своеобразно проявляется в каждой из них. Но К. д. играет в этом отношении особую роль, т. к. она направлена непосредственно на др. человека как на свой предмет, и, будучи двусторонним процессом (взаимодействием), приводит к тому, что познающий и сам становится объектом познания и отношения другого или других участников О.

КОММУНИКАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПОДСОЗНАНИЯ

Источником исходящей от каждого из партнеров по О. информации может быть как сфера их сознания, так и сфера их подсознания (сфера бессознательного). Так называемые «невербальные» сигналы - лишь малая часть той информации, к-рая исходит из подсознания человека. Не только жесты или мимика, интонация или темп речи, но и сами слова, и целые фразы могут быть детерминированы не сознанием, а только подсознанием человека. Т. о., от общающихся всегда исходит 2 вида информации: от сознания субъекта (посылаемая преднамеренно) и исходящая из подсознания субъекта (посылаемая неосознанно). Важность учета последнего факта при О. определяется тем, что бульшим доверием у людей пользуется подсознательная информация, к-рая исходит от партнеров по О. без предварительной цензуры сознания, помимо воли человека. Любая поступающая на сенсорные органы коммуникативная информация вначале поступает в сферу подсознания, откуда затем, при опр. условиях, может достичь сознания (тогда информация осознается), а может и не достичь его. В последнем случае информация хранится в подсознании неопределенно долго (с учетом позиции Фрейда - «детская психика неуничтожима» - всю жизнь). Хранящаяся в подсознании человека информация в большей мере оказывает влияние на его поведение, чем это полагается в отеч. учебниках по психологии, где О. - это «осознанные связи людей» или «совокупность преднамеренных действий». Есть данные, что осуществляя выбор, рука избирателя, что-либо вычеркивающая или подчеркивающая в избирательном бюллетене, на 70-80 % детерминируется информацией, хранящейся в подсознании человека, и только на 20-30 % информацией, к-рую избиратель осознает. В итоге, анализируя любой вид О. при решении любых прикладных задач, необходимо учитывать, что при О. информация может перемещаться между общающимися субъектами по одному из следующих каналов: 1) сознание сознание: когда один субъект (адресант) вполне осознанно, преднамеренно посылает информацию др. субъекту (адресату), к-рый осознает поступившую к нему информацию, т. е. может сказать: «я знаю, что он мне сообщил…»; 2) подсознание - сознание: когда от адресанта исходит информация помимо его воли (непроизвольный жест, невольно произнесенное слово или др. поведенческие коммуникативные акты, осуществляемые неосознанно), но адресат, получая эту информацию, осознает ее; в подобной роли «адресата» часто выступают профессиональные психологи или лица, специально обученные анализу исходящей из подсознания информации; 3) сознание - подсознание: когда адресант вполне осознанно посылает информацию адресату, и эта информация достигает сенсорных органов последнего, достигает его подсознания, но до сознания не доходит, не осознается, хотя и может впоследствии оказывать влияние на те или иные поведенческие реакции адресата; 4) подсознание - подсознание: когда от адресанта исходит информация помимо его воли, эта информация достигает сенсорных органов адресата, достигает его подсознания, но до сознания не доходит, не осознается, хотя и может оказывать влияние на те или иные поведенческие реакции адресата. Последний вид О. и следует называть «подсознательным О.»; оно являет собой абсолютно «невидимые» и неизвестные субъектам потоки информации, к-рые, тем не менее, с одн. стор., чаще несут более важную для каждого из коммуникаторов информацию о партнере по О., чем при сознательном О., а с др. стор. - имеют более заметное влияние на поведение адресантов, чем информация осознанная. Лит.: Панасюк А. Ю. Использование ресурсов сознания и подсознания людей для формирования имиджа / Панасюк А. Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. М., 2007; Он же. Имидж. Энциклопедический словарь. М., 2007; Он же. А что у него в подсознании? (Двенадцать уроков по психотехнологии проникновения в подсознание собеседника). М., 2004. А. Ю. Панасюк

КОММУНИКАТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ

Коммуникативное действие - целостный акт, адресованный др. человеку и направленный на него. Выделяются 2 осн. категории коммуникативных, адресованных др. человеку и направленных действий: инициативные и ответные действия. Коммуникативные операции - это средства О., с помощью к-рых осуществляются коммуникативные действия. Выделяются 3 группы средств О.: экспрессивно-мимические, преобразованные предметные действия, вербальные. Продукты К. д. - образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге О. К ним относится прежде всего «общий результат», а также взаимоотношения и, главное, образ самого себя и др. людей - участников О. А. Г. Рузская

КОММУНИКАТИВНОЕ ПОСЛАНИЕ

Коммуникативное послание - сообщение СМК (СМИ), построенное на основе одного или более кодов с целью передачи опр. смыслов и поддающееся интерпретации на основе этих или др. кодов. Смысловая сторона К. п. отражает предметные, а также представительские (т. к. массовая коммуникация является представительским О.) и личные смыслы, а также интенции коммуникатора, авторов сообщения, заказчиков коммуникации, обнаруживающие их групповые и/или индивидуальные идеалы, цели и ценности, эмоции и чувства, передающие их отношение к предмету сообщения, поводу и атмосфере О. Лит.: Eco U. Towards a semiotic inquiry into television message // Working Papers in Cultural Studies. 1965. Ю. В. Мочалова

КОММУНИКАТИВНОЕ ЯДРО ЛИЧНОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОММУНИКАТИВНЫЕ МОТИВЫ

Коммуникативные мотивы - это то, ради чего предпринимается О. Понимание предмета К. д. приводит к выводу о том, что мотивы О. воплощаются или «опредмечиваются» в тех качествах самого человека и др. людей, ради познания и оценки к-рых данный индивид вступает во взаимодействие с кем-то из окружающих.

КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ

Коммуникативные технологии в публичной дипломатии - используются в целях нахождения оптимального варианта воздействия на обществ. мнение, к-рое сегодня оказывает значительное влияние на выработку и реализацию внеш. политики. Сфера публичной дипломатии охватывает внутр. и внеш. аудиторию, она реализуется как правительствами, межправительственными межд. организациями, так и неправительственными акторами. Публичная дипломатия - это О. с широкой аудиторией. Совр. дипломаты являются активными участниками публичной дипломатии. Они выступают в разл. аудиториях, дают интервью СМИ, появляются на телевидении, организуют пресс-конференции и межд. брифинги. Т. о., публичная дипломатия создает транснацион. коммуникативное поле. Залог эффективности К. т. - в осознании того, что публичная дипломатия - это не пропаганда и не реклама. Диалог становится осн. средством установления контактов. Через диалог создается имидж страны. Ареной диалога становится туризм, демонстрация фильмов, телевизионных передач, организация театральных турне и выставок, муз. фестивалей и спорт. соревнований. Это также встречи по интересам, образовательные программы и студенческий обмен. Профессиональная дипломатия играет большую роль в развитии и стимулировании этих направлений. Мин-ва иностр. дел и посольства отдают себе отчет в том, что добиться результата можно лишь изучив, каким образом осуществленный месседж воспринимается разл. слоями населения той или иной страны. Умение собирать, обрабатывать информацию, принимать на основании ее решения и передавать их аудитории становится одним из главных составляющих эффективной публичной дипломатии. Дипломатическая деятельность изначально подразумевает владение искусством диалога, т. е. умения излагать свои мысли и выслушивать аргументы др. стороны. Особое внимание уделяется психологии. О. и убеждения. Значение имеет и тон разговора (дружественный, доверительный, конфиденциальный, торжественный, резкий), а также невербальная коммуникация, используемый образный ряд. Лит.: Зонова Т. В. Современная модель дипломатии. Истоки становления и перспективы развития. М., 2003; Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М., 2000. Т. В. Зонова

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ

Под «технологией» обычно понимается совокупность (система) методов, элементов и операций, направленных на получение опр. конечного продукта. Можно говорить не только о технол. производственных процессах, но и о технологии обучения, технологии терапии и т. п. Словосочетание «коммуникативная технология» интерпретируется в зависимости от понимания термина «коммуникация»: трактуя данный термин в значении «взаимодействие людей», под «коммуникативными технологиями» понимают технол. процессы, в основе к-рых лежит взаимодействие между людьми, выражающееся в форме их О. Напр., обучение ребенка педагогом, обучение имиджмейкером клиента создавать о себе опр. мнение - формировать свой имидж. Лит.: Панасюк А. Ю. А что у него в подсознании? Двенадцать уроков по психотехнологии проникновения в подсознание собеседника, 2004; Он же. Имидж. Энциклопедический словарь, 2007; Он же. Как убеждать в своей правоте? Современные психотехнологии убеждающего воздействия. 2004; Он же. Психология риторики: теория и практика убеждающего воздействия, 2007. А. Ю. Панасюк

Предыдущая страница Следующая страница