Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ - расстройство, впервые выявляемое у детей обычно в дошкольном возрасте, реже у детей постарше. Встречается, по некоторым сведениям, у 5-10% школьников начальных классов, у мальчиков в 2-5 раз чаще, чем у девочек (по другим данным, у 2-20% детей). В типичных случаях симптоматика расстройства существует в возрастном интервале от 1 до 15 лет, затем она постепенно редуцируется, причём в первую очередь это касается гиперактивности, функция внимания восстанавливается несколько позже. В последние годы всё чаще говорят о таком же расстройстве у взрослых людей, начавшемся в детстве и так и не исчезнувшем, либо впервые возникшем в более позднем возрасте. Характерными являются следующие симптомы расстройства: 1. отвлекаемость внимания, дефицит произвольного внимания; 2. непоседливость, "бегучесть" и обилие лишних движений; 3. неспособность сосредоточиться на одном деле; 4. неспособность ждать, молчать и не двигаться; 5. небрежность в делах, неряшливость, неспособность доводить дело до его завершения; 6. нетерпеливость, импульсивость в поведении и 7. повышенная склонность к травматизму. Обычно пациенты эмоционально неустойчивы, раздражительны, могут быть агрессивными. Им трудно поддерживать речевой контакт с кем-либо, так как они лишены способности размышлять над ответами на вопросы, отвечают на них первым, что им приходит в голову, могут отвечать на вопросы, не выслушав их до конца, часто перебивают собеседника, не дают ему договорить начатое. Как правило, пациенты многоречивы, болтливы, испытывают серьёзные трудности в том, чтобы следовать инструкциям других людей, но происходит последнее не из духа противоречия, а из-за дефицита внимания. Расстройство является источником различных школьных проблем (недисциплинированность, неаккуратность, забывчивость, сниженная успеваемость, создание помех для других учеников и др.), нередко выявляется пограничная умственная отсталость, недостаточный запас знаний и навыков. Отмечаются непропорционально частые задержки речевого и моторного развития, разнообразные сочетания с другой патологией развития (диссоциальное поведение, делинквентность, двигательная неуклюжесть, нарушения развития речи, счёта, письма и др.). Течение расстройства до 12 лет обычно безремиссионное. К пубертатному возрасту выраженность расстройства у многих пациентов (до 80%) значительно уменьшается или сходит на нет. Наиболее частыми его причинами считаются негрубая церебрально-органическая недостаточностьсиндром минимальной мозговой дисфункции», «малая травма головного мозга», «малое церебральное нарушение»), а также конституциональные и генетические факторы, нарушающие психическое созревание. В лечении без особенного успеха используют антидепрессанты и психостимуляторы, основное значение имеют индивидуальная и семейная психотерапия, ровное и щадящее воспитание, обучение с использованием специальных методик. Синонимы: Синдром гиперактивности с дефицитом внимания, Синдром гиперактивности, Гипердинамический синдром, Гиперкинезия, Гиперкинетический синдром.

В начало словаря