Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "Н" (часть 6, "НАУ"-"НЕВ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н" (часть 6, "НАУ"-"НЕВ")

НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (НОТ)

НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (НОТ) - процесс совершенствования организации труда на основе достижений науки и передового опыта. Термином «НОТ» характеризуется обычно улучшение организационных форм использования живого труда в рамках отдельно взятого трудового коллектива (напр., предприятия). Задачи, решаемые при внедрении НОТ, можно условно разделить на три группы: экономические, направленные на достижение высокого уровня производительности труда за счет улучшения использования рабочей силы и вещественных элементов производства; психофизиологические, состоящие в обеспечении наиболее благоприятных условий для нормального функционирования и воспроизводстве рабочей силы; социальные, заключающиеся в обеспечении условий для всестороннего и гармоничного развития личности работников, повышения степени содержательности и привлекательности труда.

НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА

НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА (scientific paradigm) - универсальное, общепризнанное научное достижение, обеспечивающее в течение значительного времени образцы представления проблем и их решений сообществу учёных (Кун, 1962).

НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ

НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ - объективное знание о действительности получаемое специальными научными методами (см. Метод научного познания) и отвечающее определенным критериям научности.

НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ - мировоззрение (см. Мировоззрение), опирающееся на научно установленное и объективное знание о мире.

НАУЧНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

НАУЧНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ -

относительно однородные по своим научным теориям, концепциям психологические школы. Принято считать, что в психологии ХХ в. реально существуют три основные течения - бихевиоризм, психоанализ, гуманистическая психология.

НАХАЛЬСТВО

НАХАЛЬСТВО - грубая бесцеремонность, беззастенчивая дерзость. Типичное проявление - повышенная громкость голоса, громкий смех, развязность в жестах, в позах. Типичная реакция - возмущение, раздражение.

Кто громко смеется, тот нахал (П. Мантегацца, Физиогномика).

Это был Аркадий Дмитриевич Кокоткин, довольно известный человек… Он занимал видное место, был немножко ученый, немножко литератор, немножко музыкант, друг актрис и содержанок, замечательный нахал, говоривший о чем угодно с великим апломбом… (К. Станюкович, Бесшабашный)

Ср. наглость.

* * *

- грубая бесцеремонность и дерзость. В таком поведении нескромность совмещается с неуважительным отношением к собеседнику. В этом случае субъект не считается с правилами поведения и с интересами других. Может быть постоянной манерой поведения или разовым случаем. Недопустимо. Целесообразная реакция - указать субъекту на неправильность его речи и действий, не спешить выполнять его претензии, требования.

НАХОДЧИВОСТЬ

См. найтись.

НАЦИОНАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ГОРДОСТЬ

НАЦИОНАЛЬНАЯ ГОРДОСТЬ - это патриотические чувства любви к своей родине и народу, осознание своей принадлежности к определенной нации, выражающееся в понимании общности интересов, национальной культуры, языка и религии. Н.г. является понятием,противоположным по своему значению национализму и шовинизму.

Н.г. проявляется: в стремлении способствовать всемерному развитию национальных традиций, языка, материальной и духовной культуры; готовности давать отпор тем, кто посягает на свободу и независимость нации, неуважительно относится к ее культуре и представителям.

Понятие Н.г. близко по значению понятиям патриотизма и любви к Родине. В то же время гипертрофированное чувство национальной гордости ведет к возникновению идей национализма и шовинизма.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

НАЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА - это небольшая часть (очень редко весьма значительная по численности) какой-либо некоренной для данной страны (региона) нации или народности.

Национальная группа отличается очень слабыми социальными связями со своей нацией или народностью. Национальные особенности членов национальной группы из поколения в поколение ослабевают, и постепенно происходит ее ассимиляция нацией или народностью, среди которой она проживает, перенимая ее язык, традиции, обычаи, нравы, нормы поведения.

В экономическом и социально-политическом отношении национальная группа, как правило, не имеет ничего общего с народом, от которого она в прошлом была оторвана. Общим у них являются лишь этнические черты.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ - 1) система взглядов, представлений, ценностей, основанных на принципах духовного единства, общности нации и приоритета ее интересов во всех сферах общественной жизни; 2) форма национального самосознания и одновременно процесс самопознания и развития национально-культурной самобытности.

Н.и. в своем консервативном выражении отстаивает приоритет политических, экономических, культурных, духовных критериев коренной нации, ее языка, культуры, традиций. В определенных условиях она может способствовать консолидации нации и проявляться в различных формах поведения коренной нации по отношению к другим: от сотрудничества и помощи до пренебрежительного отношения к интересам представителей других народов и этнических групп; в высокомерии к ним и стремлении подчинить себе. В своих крайних проявлениях Н.и. может стать основой национализма и экстремизма.

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА - совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых данной этнической общностью основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением.

Н.к. проявляется в деятельности общества, государства, его социальных институтов, а также в национальных традициях, духовных ценностях, стиле мышления и установках, моральных нормах, стереотипах и образцах межличностного и межгруппового поведения и самовыражения, особенностях языка и образа жизни.

Н.к. охватывает всю совокупность производимых и потребляемых этносом культурных явлений - как специфических для данного этноса, так и элементы общечеловеческой культуры и иноэтнические заимствования. Элементы Н.к., воспринимаемые как характерные именно для данной национальной общности, тем самым выполняют этнодифференцирующую и этноинтегрирующую функции (при этом в качестве этноопределяющих признаков могут выступать и заведомо заимствованные элементы). Восприятие индивидом Н.к. своей нации обычно является главным результатом функционирования ее самосознания. Обмен элементами Н. к. между разными этносами составляет важнейший фактор их существования. В государстве, однородном в лингвистическом и этническом отношении, может присутствовать одна Н.к. Однако в большинстве стран обычно присутствует несколько различных национальных культур. Как правило, в этих странах можно выделить субкультуру большинства наций и субкультуры национальных меньшинств. Примером такого соотношения культур является Российская Федерация.

Создателем Н.к. выступают не этносы в целом, а образованная часть общества: писатели, ученые, философы, художники - гуманитарии, берущие на себя ответственность за духовное и политическое развитие своего государства. Однако культура, которая "создается" ими, только до определенного времени "непонятна" народу, поскольку несет на себе отпечаток элитарности. Хотя творцы Н.к. выступают от имени народа, обращаются к его историческому опыту и мудрости, тем не менее дистанция между двумя культурами - этнической и национальной - довольно велика.

История свидетельствует, что формирование национальной культуры нередко опережает становление нации, которая выступает в головах ее интеллектуальных представителей как чисто духовное производное, как "национальная идея". В русском варианте - это "русская идея", о которой писали многие русские философы. Разрыв этот преодолевается прежде всего образованием, просвещением народа, его всеобщей грамотностью, развитием средств массовой коммуникации, а также различных учреждений культуры (музеев, театров, библиотек и пр.).

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ - это органическая совокупность объективно существующих отношений и связей личности с конкретной этнической общностью, а также субъективная личностная направленность на нее.

Н.о.л. отражается в ее структуре и проявляется в мировоззрении, культуре, чертах национального характера и поведении.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - составная часть общественного сознания, его важнейшего компонента - общественной психологии.

Н.п.- явление реальное, проявляющееся в поступках и поведении людей и их групп и опосредующее все формы их общественного сознания - идеологию, правосознание, мораль, религию, науку, искусство и философию.

Н.п. имеет свою структуру (см.: Структура национальной психологии) и проявляется в форме национально-психологических особенностей (см.).

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЧЕСТЬ

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЧЕСТЬ - а) нравственная оценка достоинства нации как ею самой, так и представителями других этнических общностей; б) сильный побудительный мотив к дальнейшему самосовершенствованию и самоутверждению нации, наращиванию ее духовного потенциала.

НАЦИОНАЛЬНАЯ (ЭТНИЧЕСКАЯ) ИДЕНТИФИКАЦИЯ

НАЦИОНАЛЬНАЯ (ЭТНИЧЕСКАЯ) ИДЕНТИФИКАЦИЯ - чувство приобщенности человека к конкретной национальной (этнической) культуре, при котором он постоянно отождествляет себя с определенной группой, этносом, нацией, расой.

Ежедневный труд, соседские отношения, совместная религиозная практика, политическая активность, экономическое поведение, досуг и развлечения - все это может быть в той или иной степени формой национальной (этнической) идентификации. Н. и. - сложное явление, сопровождающее человечество на каждом этапе его развития. Так, господствовавшее на земле в течение десяти тыс. лет сельское хозяйство наложило отпечаток на Н. и. - индивиды чрезвычайно прочно идентифицировались с семьей, кланом, родом, общиной. Они рождались как члены семьи и расовой (этнической) группы. Групповая идентичность оставалась постоянной на протяжении всей жизни человека. Промышленная революция внесла изменения в Н. и., но здесь вместо деревни, рода человек уже идентифицировался с нацией. Она ослабила семейные формы взаимоотношений; национальные привязанности стали сильнее, а местные связи - слабее.

В современную эпоху, при переходе к более гетерогенному, более дифференцированному обществу Н.и. по-прежнему остается весьма значимой силой.

НАЦИОНАЛЬНАЯ (ЭТНИЧЕСКАЯ) ОРИЕНТАЦИЯ

НАЦИОНАЛЬНАЯ (ЭТНИЧЕСКАЯ) ОРИЕНТАЦИЯ - понятие, употребляемое в социологии и культурологии для обозначения направленности деятельности личности на национальные ценности той или иной социальной общности.

НАЦИОНАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО

НАЦИОНАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО - понятие и деятельность, отражающие целостность существования этнических общностей в составе нации.

Н.е. обусловлено как природными, так и социальными факторами, внутренними и внешними, оно опосредствовано взаимодействием этнических субъектов в различных областях: экономике, технике, науке, политике, искусстве, спорте, религии и др. На индивидуальном уровне Н. е. обусловлено национальными чувствами, психологией, особенностями совместной жизни я деятельности людей.

Н.е. не означает справедливости и равенства в получении благ, но может быть выгодно всем субъектам. Федерация, конфедерация государств, союз как сообщество (Европейское Сообщество), колониализм, интернационализм - различные формы Н. е.

НАЦИОНАЛЬНОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В КУЛЬТУРЕ

НАЦИОНАЛЬНОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В КУЛЬТУРЕ - термин, употребляемый в социальной философии и обозначающий две взаимосвязанные стороны противоречивого процесса развития культуры. Исторически всегда наблюдалась тенденция роста национальных культур. Особенно наглядно это продемонстрировал XX в., показавший в то же время ограниченность европоцентрического или любого подобного взгляда, основой которого объявлялось его превосходство по отношению к другим культурам.

НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО - часть социального пространства, в котором происходит национальное возрождение и развитие этносов, осуществляются отношения между народами и общение между людьми различных национальностей; поле для возникновения межнациональных конфликтов. Социальные технологии призваны обеспечить оптимизацию взаимоотношения этносов и личностей в национальном пространстве, соблюдение их прав и свобод.

НАЦИОНАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО

НАЦИОНАЛЬНОЕ РАВЕНСТВО - полноправие народов, основанное на предоставлении им не декларативных, фиктивных, а реальных прав и свобод, определяющих суверенитет их государственно-политических образований и отвергающее всякие, даже малейшие, языковые, культурные, религиозные и т.д. привилегии для отдельных наций и народов, какие бы то ни были политические преимущества.

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЦИОНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ

НАЦИОНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ - способ урегулирования возникших в обществе конфликтных ситуаций, противоречий, проблем. Н.с. также рассматривается как определенный результат, достигнутый в ходе разрешения конфликта.

Достижение Н.с. - это сложный процесс примирения конфликтующих сторон; примирение и согласование их интересов, устремлений, требований; достижение взаимоприемлемого результата. Н. с. возможно при участии в согласительном процессе наряду с легитимными властными структурами представителей различных общественных, национальных, политических организаций, движений, инициатив на основе консенсуса всего общества. В демократическом обществе, обществе открытого типа, где социальные, политические, экономические, национальные и др. различия ярко выражены, Н.с. является инструментом регулирования отношений между различными группами, общностями, в том числе и этническими. Н. с. предусматривает предупреждение перерастания обострившихся в обществе противоречий в деструктивные, разрушительные по своей форме конфликты. Социальные конфликты, будучи естественным фактором существования любой неоднородной системы, обусловливаются отсутствием либо нарушением интегрированности интересов. Длительное игнорирование национальных интересов ведет к возникновению межнациональных конфликтов (см.: Межэтнические конфликты).

Н.с., как способ согласования различий, интегрирования интересов, выполняет функцию социальной коррекции. Достижение Н.с. осуществляется в процессе переговоров, носящих конструктивный характер (см.: Переговоры межэтнические). Противоположностью Н.с. является разногласие в различных его формах, включая и межэтнические конфликты. Н.с. также рассматривается и как практика межнациональных отношений, и как принцип общественного сознания.

НАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ

НАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ - сложная совокупность социальных, политических, экономических,нравственных, эстетических, философских, религиозных и др. взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень духовного развития нации.

Н.с. является продуктом длительного исторического развития этнической общности. Центральным компонентом Н. с. является национальное самосознание. В структуру Н. с. помимо национального самосознания входят и другие элементы (например, осознание нацией необходимости своего единства, а также целостности и сплоченности нации во имя реализации национальных интересов; понимание необходимости обеспечения добрососедских отношений с другими социально-этническими общностями; осознанное отношение нации к своим материальным и духовным ценностям и др.).

Н.с. существует как на уровне теоретического сознания (в форме идеологии национализма), так и на уровне обыденного сознания. Структурные компоненты Н.с. на этих уровнях различны. Если теоретическое Н.с. представляет собой научно оформленную, систематизированную конструкцию, состоящую из идеологических взглядов, идей, программ, норм, ценностей и т.д., то обыденный уровень Н.с. включает в себя потребности, интересы, ценностные ориентации, установки, стереотипы, чувства, настроения, обычаи и др. Все эти компоненты находятся в тесном единстве, они диалектически взаимосвязаны друг с другом. Следует отметить, что обыденное национальное сознание является главной психологической основой различного рода межнациональных трений и конфликтов, поскольку именно в нем формируются национальные предрассудки, негативные установки, национальная нетерпимость.

Национальное сознание фиксирует осознание этносом, народом или нацией своей социально-этнической общности, как некоего единого организма. Эта общность осознанная и вытекает из двух главнейших объективных условий (причин) - естественноматериальных факторов и духовного превосходства. Как часть общественного сознания Н. с. есть совокупность социальных, нравственных, политических, экономических, эстетических, религиозных и философских взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций.

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ (МЕНТАЛЬНОСТЬ)

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ (МЕНТАЛЬНОСТЬ) - принятая в западной социальной психологии интегративная характеристика культуры народа, нации, концентрирующая ее духовные устремления, отражающая глубинный и устойчивый тип индивидуального и коллективного сознания и поведения ее представителей.

Представляя собой органический синтез мировоззрения и психологических ориентации, ментальность очерчивает культурно-семантическое и аксеологическое пространство общества. Она образуется вследствие взаимодействия различных факторов: природных, социально-культурных, психологических и др. Формируясь под воздействием среды обитания человека, социальных условий жизни, культур, традиций, Н.-к. м. в свою очередь порождает и воспроизводит их, является их источником и причиной, сохраняясь в образе жизни, преданиях, текстах, значениях и смысловых языковых единицах, языке в целом.

Ценности, составляющие ядро ментальности, являются своеобразными "линиями притяжения" - они преобразуют эмпирическое многообразие национальной культуры в единую системную целостность.

НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ -

проявление национальной психологии в деятельности, сознании личности, социальной общности.

НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ - основополагающая категория этнопсихологической науки, призванная выражать главный смысл проявления национальной психики (синонимы -"психология нации" (см.), "психический склад нации" (см.), "национальный характер" (см.), а также элементов ее составляющих.

Понятие Н.п.о.: а) является подчиненным по отношению к понятиям - психология нации, психический склад нации, национальный характер - как к общим; б) отражает присутствие специфически национальных форм функционирования общечеловеческой психики, которые должны изучаться.

Психология нации, психический склад нации, национальный характер проявляются в форме национальной специфики протекания психических процессов и состояний, взаимодействия, взаимоотношений и общения представителей той или иной этнической общности, которая и носит название национально-психологических особенностей людей.

В интересах более эффективного практического осмысления Н.-п.о. необходимо помнить о двух важных моментах. Во-первых, предпочтительное внимание Н.-п.о. не означает, что в психическом складе нации этнодифференцирующие характеристики являются основополагающими. Для правильной интерпретации Н.-п.о. важно знать их общепсихологическую основу. Кроме того, Н.-п.о. могут быть точно и адекватно объяснены только при условии знания и правильного учета собственно психологических закономерностей.

Во-вторых, своеобразие психики представителей той или иной этнической общности является не следствием проявления каких-то неповторимых врожденных психологических черт, а результатом особого сочетания общераспространенных качеств, вызывающего специфическое реагирование на сходные воздействия окружающей среды и отличительное поведение (см.: Классификация национально-психологических, особенностей).

НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Национально-психологические особенности личности или этнической группы в полной мере могут проявляться только в деятельности, которая представляет собой систему действий, совершаемых с помощью орудий труда и направленных на удовлетворение материальных и духовных потребностей людей.

Деятельность осуществляется под контролем сознания человека и зависит от внешних условий трудовой обстановки. Любая деятельность наполняется своим конкретным психологическим содержанием благодаря умственным, эмоциональным, волевым и мотивационным особенностям личности и группы, их знаниям, умениям и практическому опыту. Н.-п.о., будучи составной частью этого психологического содержания и в то же время формами выражения его национального своеобразия, оказывают обратное влияние на деятельность, придавая ей специфические характеристики.

Вместе с тем Н.-п.о. могут рассматриваться как психологические предпосылки эффективной деятельности, к которым можно отнести: трудовую мотивацию, познавательные, эмоциональные и волевые процессы, положительные или негативные психические состояния, целеполагание, морально-психологическую обстановку, поведение, динамизм и устойчивость психики (представителей конкретных этнических общностей). Эффективность групповой деятельности зависит также от сплоченности, навыков и умений представителей этнических групп.

При оценке эффективности деятельности принимаются во внимание не только психологические, но и морально-нравственные (моральный климат) и операциональные (характер применения форм и способов действия) предпосылки. Однако, как в морально-нравственном климате, так и в формах, способах действий, можно выделить психологическое содержание (психологический компонент). С другой стороны, морально-нравственные качества и психологический климат в совокупности и единстве своих проявлений составляет основу деловых и профессиональных возможностей людей в осуществлении определенной деятельности.

Изучение национально-психологических особенностей, своеобразия их проявления в трудовой активности представителей той или иной этнической общности дает, таким образом, основания для определенной оценки их деловых возможностей (с психологической точки зрения).

Будучи реальными психологическими явлениями и благодаря присущим им специфическим свойствам, Н.-п.о. влияют на эффективность деятельности на трех уровнях: 1) уровне национального своеобразия организации труда, характера и вида выполняемой деятельности; 2) уровне национальной специфики проявляемых профессиональных и творческих качеств людей в процессе труда; 3) уровне национального своеобразия морально-нравственного климата.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВКУСЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВКУСЫ - это исторически сложившееся своеобразие в понимании, оценках и отношении к значимым ценностям, явлениям жизни, прекрасному и плохому у большинства представителей той или иной этнической общности, которое находит отражение в сознании, нормах морали, нравственности и формах общественного поведения.

Н.в. вырабатывают у народа определенный способ оценки окружающего мира, четкие критерии, которые дают людям возможность подмечать и обнаруживать в явлениях черты, скрытые от других. На основании этих критериев формируется национальный менталитет (см.).

Н.в. проявляются в нравственном поведении, бытовой культуре, образе жизни, домашнем убранстве, одежде, в отношениях между людьми, в искусстве, литературе, живописи, танцах и музыке представителей конкретных этнических общностей. Н.в. закрепляются национальным сознанием, обычаями и традициями этноса.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ - общественно-политический и психологический феномен, отражающий ценности национальной общности, служащие сохранению ее единства и целостности.

Н.и. проявляются в чувствах патриотизма, гордости за свой народ, его культуру, традиции, чувствах симпатии по отношению к представителям своей нации и являются важнейшей движущей силой поведения и деятельности как отдельных личностей, так и нации, государства в целом. Попытка ущемить национальные интересы всегда рассматривается ее членами как покушение на их свободу и жизненные права.

Обладая развитым национальным самосознанием, представители этнических общностей стремятся к единству, не поступаются своими национальными интересами, защищая их всеми возможными средствами, не только политическими, но и правовыми, а также вооруженным путем. Столкновение коренных интересов различных национальных общностей трудно поддается регулированию и часто приводит к возникновению вооруженных конфликтов и войн. Особенно часто подобного рода ситуация возникает в периоды обострения межнациональных противоречий.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЫЧАИ

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЫЧАИ - исторически установившиеся, во многом стереотипные способы поведения лиц определенной национальности, которые воспроизводятся в данной национальной среде, национальной группе и являются привычной для их членов.

Сущность Н.о. заключается в строгом, неукоснительном следовании членов данной этнической общности воспринятым из прошлого предписаниям и образцам поведения. Н.о. выступают как важное средство социализации индивида и передачи социального и культурного опыта от одного поколения этнической общности к другому. Они являются одним из наиболее действенных средств социального контроля, регламентируя и организуя характер взаимоотношений между членами этноса, а также выступают средством укрепления и поддержания внутригрупповой сплоченности. С возникновением государства и права некоторые обычаи могут быть включены в систему законов, что имеет место, например, в правовых системах большинства арабских государств и ряда государств Азии и Африки.

В отличие от национальных традиций Н. о. функционируют не во всех сферах общественной жизни этноса, сохраняясь прежде всего в сфере быта, гражданской обрядности, морали и некоторых других областях. Наиболее широкое распространение национальные обычаи получили в докапиталистических обществах. В новейшее время в результате развития производственно-экономических отношений, расширения культурных и политических связей, секуляризации общественно-политической жизни, урбанизации, развития средств массовой информации влияние Н.о., например, в Европе, Северной Америке уменьшилось. Однако в большинстве стран Африки, Азии и Латинской Америки роль национальных обычаев по-прежнему весьма велика.

Н.о. способствуют сохранению преемственности в национальном развитии, приданию культуре, образу жизни национального колорита, соблюдению религиозных догматов. Вместе с тем устаревающие национальные обычаи постепенно сменяются в процессе исторического развития новыми, помогающими установлению более прогрессивных общественных отношений. Соответственно Н.о. подразделяют на старые и новые, городские и сельские, а также исторические, патриотические, религиозные и бытовые. Например, издревле на Руси существовали обычаи славить своих героев, быть патриотом России и др., выкупать невест во время свадьбы, не приступать к еде за столом раньше хозяина, встречать гостей хлебом и солью и т.д.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - вид общественных отношений между социально-этническими общностями, национальными и этническими группами, национально-государственными образованиями. В отечественной науке понятие «Н. о.» тождественно межнациональным отношениям. См. Межнациональные отношения

* * *

- это синтез политических, социально-экономических, культурных и иных связей между национально-этническими общностями. Они существуют и развиваются на различных уровнях - межгосударственном и внутригосударственном; внутринациональном и межнациональном, общественном и личностном.

Развитие Н.о. в духе добрососедства и взаимного сотрудничества представителей всех этносов способствуют стабилизации жизни и деятельности всего многонационального общества, успешному решению многих этнических проблем. Определяет главную особенность развития Н.о. в ближайшей и отдаленной перспективе демократизация - главное направление развития всего государства.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДРАССУДКИ

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДРАССУДКИ (от англ.-prejudice - мнение, предшествующее рассудку) - общественно-психологическое явление, представляющее собой неадекватные и искажающие действительность установки, вырабатываемые этнической (национальной) общностью по отношению к другим общностям, их характеристикам и т.д.

Н.п. являются одной из форм проявления этноцентризма. Это явление отмечал еще Фома Аквинский, который определял предрассудки как "дурные мысли о других людях без достаточных на то оснований". Н.п. выполняют регулятивные, оценочные функции. Их основное назначение заключается в формировании определенной предрасположенности членов этнической общности в отношении соответствующих объектов.

Функционирование Н.п. способствует сохранению социальной дистанции между этническими общностями. Формируются Н.п. под влиянием социально-экономических условий существования этноса, его культуры, образа жизни, поведения. Н.п. отличаются большой живучестью и консервативностью.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ - (от лат. traditio - передача) - сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в обыденном сознании правила, нормы и стереотипы поведения, формы общения людей.

Как правило, недостаточное знание индивидом национальных традиций, обычаев, привычек, вкусов других этносов нередко ведет к серьезным сложностям в процессе адаптации к новой среде. Значение национальных традиций, привычек, их содержание различны у отдельных народов.

Люди в разной степени придерживаются их. Так, напр., у англичан наблюдается ярко выраженная потребность решать дела "согласно обычаю". Можно сказать, что если американец - раб стандарта, то англичанин - раб своих традиций. Традиции в Англии превращаются в фетиш, культ, их обожествляют, ими восхищаются. Англичане стремятся везде оставаться самими собой, сохранить в любых условиях свои привычки, вкусы, нравы, обособленность, ассортимент блюд, комплекс некоторого превосходства, порой снисходительное отношение к другим.

Традиции людей разнообразны. Вот как их описал в романе "Люди, годы, жизнь" И. Эренбург. "Европейцы, здороваясь, протягивают руку, а китаец, японец или индеец вынуждены пожимать конечность чужого человека. Если бы приезжий совал парижанам босую ногу, вряд ли это вызвало бы восторг. Англичанин, возмущенный проделками своего конкурента, пишет ему: "Дорогой сэр, вы мошенник", без "дорогого сэра" он не может начать письмо. Христиане, входя в церковь, костел или кирху, снимают головные уборы, а иудей, входя в синагогу, покрывает голову. В католических и православных обществах женщины не должны входить в храм с непокрытой головой. В Европе цвет траура черный, в Китае - белый. Когда китаец видит впервые как европеец или американец идет под руку с женщиной, порой даже целует ее, это кажется ему чрезмерно стыдным. Если к европейцу приходит гость и восхищается картиной на стене, вазой или другой безделушкой, то хозяин доволен. Если европеец начинает восторгаться вещицей в доме китайца, хозяин дарит ему этот предмет - того требует вежливость. В Китае к чашке сухого риса, которую подают к концу обеда, никто не притрагивается - нужно показать, что ты сыт. Мир многообразен...: если есть чужие монастыри, то, следовательно, есть и чужие уставы". Необходимо иметь в виду, что люди, как правило, весьма чувствительны к своим традициям, обычаям, вкусам, поэтому целесообразно их не нарушать.

Национальные традиции, привычки проявляются нетолько в поступках, делах, одежде, стиле общения и т.д., но и в движениях, жестах и других еле заметных проявлениях психологии людей. Это принципиально важно. У каждого человека есть бессознательный механизм, который фиксирует ситуацию "свой" - "чужой" по едва уловимым проявлениям психики.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА - это эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и их ценностям.

Источниками возникновения Н.ч. являются: экономические и социально-политические условия жизнедеятельности нации: ее быт, культура и традиции; состояние межнациональных отношений, войны, национальная экспансия, экономические кризисы и многое другое. Н.ч. передаются из поколения в поколение, но они более динамичны, чем национальный характер или национальное самосознание (см.).

Статичность или динамичность Н.ч. определяются тем, насколько устойчивы факторы, которыми они вызваны к жизни. В зависимости от направленности Н.ч. могут иметь как позитивный, так и негативный оттенок. Положительная сторона Н.ч. выражается в таких чувствах, как чувство национальной гордости, патриотизм, любовь к своему народу, чувство дружбы и братства по отношению к другим народам. Негативная сторона Н.ч. проявляется в национализме и шовинизме, национальных и расовых предрассудках, в чувстве отчужденности по отношению к своему народу, другим нациям.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС - совокупность политических, экономических, правовых, идеологических и др. проблем, возникающих в процессе внутригосударственного и межгосударственного общения между нациями, народностями. Исторически генезис и эволюция Н. в. отражали отношения национального неравноправия, деления наций на привилегированные и неполноправные, угнетенные. Стремления развитых, более крупных наций к порабощению молодых и слабых наций порождали вражду и подозрения, конфликтное противодействие, национальную рознь. Каждый из элементов Н. в. может иметь различную степень напряженности, масштабности проявления. Н. в. имеет конкретно-историческое содержание. С решением одних вопросов возникают другие, подчас более сложные, определяемые новыми условиями. Ввиду этого не м. б. окончательного решения Н. в. во всех аспектах и социальных измерениях.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СКЛАД УМА

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СКЛАД УМА - особенности мышления большинства представителей той или иной нации, народности, относящиеся к национальному своеобразию мыслительной деятельности.

Механизм мыслительной деятельности однотипен у представителей различных народов, мышление всех людей подчиняется одним законам, но оно имеет национальную специфику, которая определяется историческими и социально-экономическими условиями развития общности. Так, абстрактность мышления немцев - следствие ухода в мир идей, во внутренний мир от действительности с ее мелочной ограниченностью, традиционным гнетом строгого порядка, засильем "вахмистра и урядника". Практичность англичан, их исторический приоритет в покорении многих стран и континентов, в торговле, активная военная, экономическая деятельность на протяжении многих веков, наоборот, рождали нелюбовь к абстрагированию, умозрительным размышлениям. В мышлении французов отразились их специфические черты характера - остроумие, красноречие и др.

Национальные особенности мышления проявляются даже в построении философских систем, в написании книг, статей, в разговоре, общении и т. д. Так, для французов характерны свободное и активное течение мысли, приверженность логике, яркость и живость воображения, пытливость и искренность юмора. В мышлении англичан проявляется практицизм, конкретность,, сдержанность воображения, пренебрежение к отвлеченному знанию. Склонность к абстрактному мышлению у немца проявляется в отсутствии поспешности в принятии решения, во всестороннем обдумывании последнего; как правило, немец не идет на риск, если у него нет уверенности в благополучном исходе дела. Для шведов характерен несколько иной склад ума. В своем экспериментальном исследовании "Шведский склад ума" профессор А. Даун делает вывод, что шведы отличаются чрезвычайной рациональностью мышления, не склонны выставлять свои чувства напоказ, стремятся к поиску компромиссного решения. В этих чертах национального мышления он видит даже причины четкого функционирования государственной машины, слабой религиозности, и даже стабильных успехов шведских теннисистов на международных соревнованиях. Что сделало таким мышление шведов? Длительный исторический период они живут без угроз военного нападения, политической нестабильности, экономических неурядиц, стихийных бедствий и других явлений, которые будоражат общественное сознание стрессами, эмоциональными всплесками, делая более импульсивным, эмоциональным мышление.

В целом понятие Н.с.у. совместимо с понятием интеллектуально-познавательные национально-психологические особенности (см.).

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР - гипотеза, согласно которой личностные характеристики среднего представителя национальной популяции отличаются от таковых средних представителей других национальностей. Почти все исследования указывают на то, что наблюдаемые различия являются не более чем трендами или тенденциями, обусловленными самоидентификацией индивида с определённой национальностью, а не генотипическими различиями.

* * *

- это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт нации, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ жизни людей, их отношение к труду, к другим народам, к своей культуре.

В Н.х. тесно переплетаются элементы сознания, идеологии, нравственной культуры, поведения и общественной психики. Отношение к окружающему характеризует направленность национального сознания людей. К данной группе черт Н.х. относятся такие, как консерватизм,религиозность, оптимизм, пессимизм и др.

Отношение к труду проявляются в Н.х. в форме таких черт, как деловитость, практичность, аккуратность,, пунктуальность, обязательность, предприимчивость, пассивность, неорганизованность и т.д. У представителей различных наций эти качества имеют различное проявление. Трудолюбие присуще, пожалуй, всем нациям мира. Но есть разница между трудолюбием американцев, японцев, немцев и представителей других наций. Трудолюбие японца - это кропотливость, терпеливость, ловкость, прилежание, упорство. Трудолюбие немца - это аккуратность, основательность, пунктуальность, точность, дисциплинированность. Трудолюбие американца - это размах, энергичная напористость, неиссякаемый деловой азарт, склонность к риску, инициативность, рационализм.

НАЦИОНАЛ-ЭКСТРЕМИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

НАЧАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ НЕДОСТАТОЧНОСТИ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ (НПНМК)

Возникают на фоне общих сосудистых заболеваний - вегетативно-сосудистой дистонии (см.), атеросклероза, гипертонической болезни или вторичной артериальной гипертензии, эритремии и пр. Проявляется непостоянной головной болью, чувством тяжести, шумом в голове, иногда мельканием темных или светлых точек перед глазами, кратковременными головокружениями, ощущением неустойчивости при ходьбе. При этом характерны быстрая утомляемость, снижение памяти, расстройства сна. Ухудшение состояния провоцируют физическое и эмоциональное перенапряжение, неблагоприятные метеофакторы, прием алкоголя и пр. В неврологическом статусе возможны недостаточность конвергенции глазных яблок, слабоположительные симптомы орального автоматизма (см.), признаки вегетативной лабильности. Нейропсихологическое обследование выявляет некоторую замедленность в решении интеллектуальных задач без качественных изменений высших психических функций.

НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД - 1. в изучении болезней - стадия течения заболевания до появления типичных клинических признаков последнего, доманифестный период. Синоним: Инициальный период; 2. в психопатологии - ранние проявления соматогенного психоза в виде появления психического расстройства до начала развития собственно соматических симптомов. Например, инициального бреда; 3. в экспериментальной практике - первая часть эксперимента, относящегося к периоду между сигналом готовности и предъявлением стимула.

НАЧЕТНИЧЕСТВО

НАЧЕТНИЧЕСТВО - показ в речи своей эрудиции, начитанности посредством ссылок на различных авторов, но без критического или творческого осмысления чужих мнений и мыслей. Если это делается «в больших дозах», часто, то вызывает подозрение в догматическом характере мышления субъекта, в несамостоятельности суждений.

НАЧИНАТЬ ОТ АДАМА

НАЧИНАТЬ ОТ АДАМА - манера рассказа, для которой характерно длинное вступление, излагающее предысторию события, случая, происшествия. Это уместно и полезно в научной речи, но не в обычных житейских рассказах, которые никогда не надо затягивать. Пока рассказчик от ненужной или малонужной предыстории перейдет к наиболее существенному, собеседник может оказаться раздраженным, его внимание притупится.

НАЧИНАТЬ РАЗГОВОР ИЗДАЛЕКА

НАЧИНАТЬ РАЗГОВОР ИЗДАЛЕКА - не сразу, не прямо, готовя, настраивая собеседника. Это изображено Н. Гоголем в «Мертвых душах». Чичиков довольно долго «готовит» Собакевича к своему предложению продать ему мертвые души. Ср. по телефону разговор о деле не всегда следует начинать сразу. Ср. Начинать от Адама. Противоположное Брать быка за рога, приступать сразу к делу.

НГУЕН КУАНГ ТХЫОНГ

НГУЕН КУАНГ ТХЫОНГ - доктор технических наук. В 1999 г. в Москве в Вычислительном центре РАН защитил докторскую диссертацию по теме: Методы и модели надежности, эффективности и безопасности сложных технических систем в конфликтных ситуациях» Специальность: 05.13.16 - применение вычислительной техники, математического моделирования и математических методов в научных исследованиях (по отраслям науки). Разработал системный подход к построению теории математических моделей процессов управления в условиях конфликта и неопределенности, которые включают три основных раздела: антагонистические, бескоалиционные и кооперативные дифференциальные игры. Для антагонистических дифференциальных игр предложил развитие одной из версий метода динамического программирования, которая доставляет программные конструкции решения этих игр и инструмент решения задач позиционной теории, в частности задачи о построении универсальных оптимальных позиционных стратегий, являющейся аналогом задачи синтеза в теории оптимального управления. Для бескоалиционных дифференциальных игр сформулировал теорему о существовании стабильно равновесных траекторий, вдоль которых обеспечивается рост потенциалов всех игроков. Им описан ряд частных кооперативных решений, определяемых выбором принципа оптимальности, исследована вариационная модель налогового регулирования, составляющая основу предложенной диалоговой процедуры согласования социально-экономических интересов в процессе выбора прогрессивной и одновременно стимулирующей развитие производства шкалы ставок налога на прибыль, выведены условия допустимости соответствующей краевой вариационной задачи, которые служат основой правильного выбора краевых условий из содержательных экономических предпосылок.

НЕАДЕКВАТНОСТЬ

НЕАДЕКВАТНОСТЬ (лат. adaequatus - приравненный) - 1. вообще - несоответствие реакции индивида на ситуацию или объект, которые её вызывают. Это несоответствие относится как к интенсивности, длительности, так и качеству реакции, поскольку, как предполагается, индивид воспринимает и /или интерпретирует значение ситуации или объекта так, что это не отвечает или противоречит реальному положению дел и в силу этого способно повлечь неправильное, дезадаптивное поведение; 2. в психопатологии - характеризующий поведение и/или проявления психического, которые вызваны психическим расстройством. Синоним: Инадекватность.

* * *

(восприятия) - рассогласованность между восприятием конфликтной ситуации субъектом и восприятием этой ситуации оппонентом, неодинаковость интерпретации ими происходящих событий. Следует различать понятия Н. (в.) и неинформированности. Адекватное восприятие есть не только знание, но и согласие, известная общность категориальной структуры сознания людей по ключевым вопросам восприятия мира и конфликтной ситуации в частности. Отсюда понятно, почему большая информированность при отсутствии согласованности может приводить к возрастанию остроты конфликта.

НЕАДЕКВАТНОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ

Выражается несоответствием эмоциональных реакций и повода к ним. При этом характер эмоций может быть диаметрально противоположным ожидаемому. Например, радостная реакция при известии о серьезной болезни собственного ребенка и т.п. Возможный признак шизофрении.

НЕБРЕЖНОСТЬ

НЕБРЕЖНОСТЬ (собственно русское, от старославянск. «небрищи» - относиться без внимания, пренебрегать, не беречь) - 1. вообще - отсутствие или недостаточность старательности в каком-либо деле, занятии; 2. в медицине - легкомыслие, непродуманность, безответственность действий при исполнении служебных обязанностей, например, при обследовании или осуществлении терапии пациента. Термин содержит, таким образом, не только этические, но и юридические импликации (лат. implicatio - сплетение, переплетение).

НЕБЫЛИЦИН

Владимир Дмитриевич (1930-1972) - российский психолог, специалист в области психофизиологии и дифференциальной психологии. Основатель отечественной школы дифференциальной психофизиологии. Д-р психологических наук (1966), профессор (1968), чл.-кор. АПН СССР (1970). Закончил отделение русского языка,логики и психологии филологического фак-та МГУ (1952). С 1965 по 1972 г. работал зам. директора НИИОиПП АПН СССР и зав. лабораторией дифференциальной психофизиологии. В 1966 г. защитил докт. дис: Основные свойства нервной системы человека . Был одним из создателей Института психологии АН СССР, зам. директора и зав. лабораторией психофизиологии этого института вплоть до своей трагической гибели в авиакатастрофе. Ученик и продолжатель учения Б.М. Теплова, Н. заложил основы нового научного направления - дифференциальной психофизиологии. Впервые при изучении психофизиологии индивидуальных различий им были применены электроэнцефалографические методы, использован математико-статистический аппарат факторного анализа. В работах Н. выявлена и эмпирически доказана обратная зависимость между абсолютной чувствительностью и функциональной выносливостью, работоспособностью (силой) нервной системы, что конкретизирует конструктивный принцип рассмотрения ее свойств. Им был введен принцип трехчленного деления свойств нервной системы, требующий их оценки по трем индексам, характеризующим процессы возбуждения, торможения и уравновешенности. Н. открыл новое свойство нервной системы - динамичность, понимаемую как способность к генерации возбудительного и тормозного процессов при замыкании нервных связей (Основные свойства нервной системы человека 1966). Детально проанализировал феномен парциальности или региональности основных свойств нервной системы. В его работах рассмотрены проблемы общих и частных свойств нервной системы, намечены пути их теоретической и экспериментальной проработки. Сформулированы представления об общих свойствах как индивидуальных особенностях регуляторной системы мозга, составляющих природные задатки эмоциональности и активности (Психофизиологические исследования индивидуальных различий, 1976; Избранные труды, 1992). Показана важность оценки типологических особенностей нервной системы в общественной практике, в частности, при решении задач профотбора, профподбора и расстановки кадров, изучении надежности человека в системах управления (Надежность работы оператора в сложной системе управления и ее психофизиологические факторы / Инженерная психология, 1969). Т. Н. Ушакова

НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ - общение посредством жестов (языка жестов), мимики, телодвижений и ряда других средств, исключая речевые.

Невербальная коммуникация у различных народов, имеет свои специфические характеристики (см.: Коммуникация национальная).

* * *

( лат. verbum - слово, сommunicare - делать общим, связывать; общаться) - общий термин, охватывающий все аспекты межличностного общения за исключением содержанательных аспектов речи: интонации и громкость голоса, взгляд, мимика, жесты, позы, походка, вегетативные реакции, факторы контекста, предвосхищение.

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ - разнообразные средства общения, кроме речи и языка. К невербальным средствам общения относятся: жесты, мимика, пантомимика и другие выразительные движения.

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ - интеллект, который проявляется при выполнении задач, требующих минимального вербального материала, например, невербальных тестов (тестов на выполнение). Это не означает, что существует два совершенно независимых друг от друга вида интеллекта: вербальный и невербальный.

НЕВЕРНО ПРИПИСАННЫЙ КОНФЛИКТ

НЕВЕРНО ПРИПИСАННЫЙ КОНФЛИКТ - конфликт, в Котором истинный «виновник» (субъект) конфликта Находится «за кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие непосредственного отношения к конфликту.

НЕВИНА СИНДРОМ

НЕВИНА СИНДРОМ (Newin, 1960) - прогрессирующее и не связанное с полом органическое психическое расстройство у лиц в возрасте от 50 до 70 лет. Симптомокомплекс расстройства характеризуют следующие основные признаки: 1. прогрессирующее снижение зрения вплоть до полной его потери; 2. нарушения речи; 3. деменция. Кроме того, отмечается мозжечковая симптоматика (нистагм, атаксия, дисметрия и др.), эпилептические припадки, свойственные миоклонус-эпилепсии. При патогистологическом исследовании выявляется атрофия нейронов мозга с образованием губчатоподобных структур в нейроглие. Природа расстройства не установлена, специфического лечения и эффективной его профилактики ныне не существует.

НЕВЛАДЕНИЕ РЕЧЬЮ

НЕВЛАДЕНИЕ РЕЧЬЮ - неумение выразить точно более или менее сложную мысль, вразумительно рассказать о чем-то. Низкий уровень культуры. Обусловливается малой речевой практикой, недостаточным чтением литературы.

Предыдущая страница Следующая страница