Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
ИНЦЕСТ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ИНЦЕСТ

ИНЦЕСТ - (лат. incestum), половая связь между ближайшими родственниками, то же, что кровосмешение.

* * *

(лат. in - частица отрицания, castus - чистый) - 1. кровосмесительство, достаточно часто встречающееся преимущественно у мужчин расстройство сексуальной ориентации, особенно часто в виде половых актов отца с дочерью. К инцесту, по мнению некоторых исследователей, следует относить лишь вагинальные и анальные половые контакты; другие авторы включают сюда также орально-генитальные контакты и даже стимуляцию и обоюдное обнажение гениталий. Согласно последним обзорам литературы по инцесту, он наиболее распространён между сиблингами - это составляет более 10-15% от общего числа сообщаемых случаев инцеста, когда его определяют широко (Левитт, 2005). Наиболее неблагоприятными и долговременными последствиями для жертвы инцест чреват, если он совершается в её возрасте до 10 лет, а также в случаях длительных инцестуозных отношений. По официальным каналам телевидения РФ время от времени под видом сенсации преподносят явно клинические проявления инцеста. Запрет (табу) инцеста с незапамятных времён традиционно существует в разных культурах, впервые появился он, как предполагается в одной гипотезе, в целях предотвращения инбридинга. Согласно другой гипотезе, табу на инцест возникло из-за того, что наличие более чем одних близких сексуальных отношений в семье является взрывоопасным для её сохранения; 2. в психоанализе - а) кровосмесительство, сексуальные отношения между кровными родственниками, до известной степени запрещённые каноном или светских законом; б) инцестуозные фантазии, присущие, как предполагается, исходя из существования Эдипова комплекса, всем людям в отношении собственных родителей. Ныне существование Эдипова комплекса рассматривается как сугубо умозрительная гипотеза периода раннего психоанализа; в) выражением «инцестуозный» аналитики могут обозначать атмосферу «своего круга», где все анализировали друг друга.

* * *

Кровосмешение, возникшее у людей, родители которых являлись между собой близкими (кровными) родственниками.

* * *

- сексуальные отношения между кровными родственниками, кровосмесительные связи, которые с древнейших времен и по сегодняшний день считаются запретными, недопустимыми, нежелательными.

Мифы различных народов повествуют о том, что запрещаемый законами и обычаями инцест разрешался богам. Кровосмесительные отношения считались священными у фараонов, которые могли вступать в брак со своими сестрами. Однако по мере нравственного и культурного развития человечества инцестуозные отношения стали предметом строгого осуждения, морального порицания и даже юридического преследования. Их запрет обосновывался биологическими и медицинскими доводами, согласно которым кровосмесительные отношения ведут к вырождению человеческого рода.

В классическом психоанализе проблема инцеста обсуждалась в связи с рассмотрением психосексуального развития человека. В соответствии с идеями З. Фрейда, первый выбор сексуального объекта всегда является инцестуозным. У маленького мальчика он направлен на мать. У маленькой девочки - на отца. Эта инфантильная склонность к инцесту связана с комплексом Эдипа, предопределяющим первоначальную сексуальную ориентацию детей и проявляющимся во влечении мальчика или девочки к противоположному полу родителей.

Воспитание и нравственные запреты сдерживают проявление инцестуозных желаний у детей. Тем не менее нередко они находят свою реализацию в детских фантазиях. Маленькая дочь воображает, что может получить от отца подарок - родить от него ребенка. Маленький мальчик мечтает о том, что, когда вырастет большим, непременно женится на своей матери.

Представления З. Фрейда об инцестуозных влечениях ребенка имели практическую направленность. В клиническом психоанализе возникновение и развитие неврозов непосредственно соотносилось с этими представлениями. Считалось, что в процессе своего психосексуального развития каждый человек испытывает бессознательные инцестуозные желания, когда инфантильный выбор сексуального объекта ограничен своими собственными родителями, семейным окружением.

По мере полового созревания ребенок должен совершить отход от родителей, перенести свои сексуальные влечения на других людей. Сын должен переключить свои сексуальные желания с матери на другие объекты любви. Девочка должна сместить свои сексуальные ориентации с отца на других мужчин.

Однако далеко не каждый человек способен успешно разрешить стоящие перед ним задачи, связанные с нормальным психосексуальным развитием. Юноша может испытывать повышенную привязанность к матери, находится под ее властью, боготворить ее образ. Он столкнется с серьезной проблемой, когда не сможет по-настоящему глубоко полюбить другую женщину. Девушка может сохранить свою первичную сексуальную ориентацию. Это окажет соответствующее воздействие на ее дальнейшее развитие, в результате чего она не сможет создать свою собственную семью или будет в браке фригидной (заторможенной, холодной, нечувствительной к сексуальным отношениям). Все это может привести к возникновению неврозов.

Детские инцестуозные желания находят свое отражение в сновидениях взрослых. Они проявляются не только у невротиков, но и у здоровых людей. У последних в сновидениях встречаются разнообразные сцены кровосмесительных отношений между детьми и родителями, сестрами и братьями. З. Фрейд считал, что в этом отношении невротики обнаруживают в преувеличенном и усугубленном виде то, что может иметь место в сновидениях здоровых.

Идеи З. Фрейда о свойственных ребенку инцестуозных влечениях вызвали возражение у многих медиков, психологов, педагогов. Они были восприняты неоднозначно и среди психоаналитиков. Одни из них положили идеи З. Фрейда об инфантильной инцестуозности в основу дальнейшего развития теории и практики психоанализа. Другие пересмотрели эти идеи, частично отказавшись от них.

С точки зрения Э. Фромма (1900-1980), например, сами по себе детские инфантильные влечения являлись не причиной, а следствием психологической связи ребенка с матерью. Инцестуозные влечения к матери воспринимались им не только через призму любви, но и с точки зрения страха, возникающего у ребенка по отношению к матери.

Э. Фромм проводил различие между доброкачественной связью ребенка с матерью и патологической формой его инцестуозной связи с ней. Он выдвинул положение, согласно которому связь ребенка с матерью, проявляющаяся как в тоске по ее любви, так и в страхе перед ней, является более сильной и элементарной, чем рассмотренная З. Фрейдом инцестуозная связь, восходящая к сексуальным влечениям.

По мнению Э. Фромма, инцестуозное желание представляет собой не результат сексуальных устремлений, а страх перед свободой. Чтобы стать самостоятельной личностью, обрести свободу, человек должен выйти из-под власти своих инцестуозных влечений, которые наряду или вместо естественной связи с матерью могут принимать формы болезненной любви к матери-родине, нации, государству.

* * *

половая связь между близкими родственниками (родителями и детьми, братьями и сестрами). Дети, рожденные в результате И., как правило, болезненны, страдают различными уродствами, а иногда и нежизнеспособны.

В начало словаря