Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "Б" (часть 13, "БОЛ"-"БРЕ")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 13, "БОЛ"-"БРЕ")

БОЛЬ НЕВРОПАТИЧЕСКАЯ

Вызывается структурными и/или функциональными изменениями в периферической или центральной нервной системе, обусловленными физическими травмами или заболеванием. Обычно при этом малоэффективны аналгетики, нестероидные ПВС, но исчезает или уменьшается в степени выраженности после внутривенного введения раствора лидокаина. Может быть пароксизмальной (невралгической) или хронической, спонтанной или спровоцированной.

БОЛЬ НОЦИЦЕПТИВНАЯ

БОЛЬ НОЦИЦЕПТИВНАЯ - Боль, возникающая при непосредственном раздражении рецепторов болевой (ноцицептивной) чувствительности.

БОЛЬ ОСТРАЯ

БОЛЬ ОСТРАЯ - боль поверхностная, кожная боль (особенно часто воспринимается индивидом как резкая, колющая, кратковременная).

БОЛЬ ОТРАЖЁННАЯ

БОЛЬ ОТРАЖЁННАЯ - боль из внутренних органов, ощущаемая в зонах Захарьина-Геда (участках кожи, иннервируемых теми же сегментами спинного мозга, что и повреждённый орган).

* * *

Син.: Боль реперкусионная. Ввиду того что симпатическая иннервация внутренних органов обеспечивается вегетативными волокнами, связанными с определенными сегментами спинного мозга, возникающая при поражении внутреннего органа боль может иррадиировать в зону соответствующих этим сегментами дерматомов (в соответствующую зону Захарьина-Геда).

БОЛЬ ПСИХИЧЕСКАЯ

БОЛЬ ПСИХИЧЕСКАЯ - воображаемая, мнимая боль, причиной которой которой является психологическое или, что бывает чаще всего, психиатрическое расстройство (например, истерические алгии, фантомные боли и др.).

БОЛЬ РЕАКТИВНАЯ

БОЛЬ РЕАКТИВНАЯ (лат. re.. - против, actio - действие) - боль, возникающая при натяжении или сдавливании нервных стволов.

БОЛЬ РЕПЕРКУССИОННАЯ

См. Боль отраженная.

БОЛЬ СИМПАТИЧЕСКАЯ

Обычно возникает в связи с поражением структур периферической нервной системы и имеет интенсивный, иногда стреляющий характер. Она исчезает или существенно уменьшается в степени выраженности после местной новокаиновой или лидокаиновой блокады.

БОЛЬ СПОНТАННАЯ

БОЛЬ СПОНТАННАЯ - Боль, возникающая при отсутствии какого-либо очевидного внешнего воздействия, очевидных причин.

БОЛЬ ТАЛАМИЧЕСКАЯ

БОЛЬ ТАЛАМИЧЕСКАЯ - односторонние боли с ощущением жжения и холода на стороне тела, противоположной очагу поражения в таламусе.

* * *

Жгучая боль, возникающая при поражении таламуса в противоположной патологическому процессу половине тела. (См. Синдром Дежерина-Руси таламический).

БОЛЬ ФАНТОМНАЯ

Син.: Алгогаллюцинозы. Симптом Бегерта-Ван-Богарта. Боль, возникающая через некоторое время после ампутации. Обычно интенсивная, мучительная, ощущаемая как бы в ампутированной конечности. Может быть признаком формирования невромы - постампутационной культи.

БОЛЬ ХРОНИЧЕСКАЯ

БОЛЬ ХРОНИЧЕСКАЯ - глубокая ( длительная, неустранимая, тупая, диффузная) боль, ощущаемая пациентами при повреждении внутренних органов.

БОЛЬНИЧНОЕ СЛАБОУМИЕ

БОЛЬНИЧНОЕ СЛАБОУМИЕ - некорректный термин сторонников антипсихиатрического движения, обозначает слабоумие, основной причиной развития которого является госпитализация в психиатрический стационар и проводимое там лечение. Обычно длительное пребывание в психиатрической больнице при определённых обстоятельствах (отсутствие психотерапии, трудовой терапии, эстетической терапии, кулльттурапии, посещение членов семьи, организация коллектива пациентов, формирование личной ответственности за себя и других пациентов, общение с животными и др. приводит к Различным, нередко значительным негативным изменениям личности, но собственно слабоумие при этом не развивается, это очевидное и не подтверждённое специальными исследованиями преувеличение. См. Госпитализм.

БОЛЬШАЯ СИСТЕМА

БОЛЬШАЯ СИСТЕМА - управляемая система, объединяющая комплексы машин и коллективы людей. Создание больших и сверхбольших систем - перспективная тенденция развития техники и общества. Примерами больших систем являются крупный аэропорт, электростанция, железнодорожная станция; сверхбольших -. единая энергетическая система, единая система связи, наземный командно-измерительный комплекс и др. Для таких систем характерна возможность непредусмотренных отклонений параметров состояния управляемых объектов от заданных значений. Поэтому деятельность человека, выполняющего в Б. с. функцию регулятора, связана с решением не периодически возникающих сложных задач, нахождение новых, не предусмотренных программой способов регулирующих воздействий. В связи с этим при изучении деятельности человека в таких системах особенно остро стоят проблемы оперативного мышления, групповой деятельности (в частности, группового принятия решений), средств визуальной (и других видов) коммуникации, взаимодействия человека с ЭВМ и др.

БОЛЬШИЕ ПОЛОВЫЕ ГУБЫ

БОЛЬШИЕ ПОЛОВЫЕ ГУБЫ - округлые наружные складки кожи, ограничивающие с боков половую щель женщины.

БОЛЬШОЙ СУДОРОЖНЫЙ ПРИПАДОК (GRAND MAL)

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОМБАРДИРОВКА ЛЮБОВЬЮ

БОМБАРДИРОВКА ЛЮБОВЬЮ - один из способов вовлечения в религиозную секту, когда новичков (неофитов) специально отобранные члены секты на некоторое время окружают подчёркнутым вниманием, трогательной заботой, поддержкой, бескорыстной будто бы помощью в решении их личных проблем.

БОМБАСТ

БОМБАСТ - неоправданно торжественный, напыщенный стиль. Более или менее близкими терминами-синонимами являются эвфуизм, периергия, супербилоквенция. Это результат несоответствия стиля теме речи, ситуации речи. Конкретно бомбаст выражается в привлечении неадекватных речевой ситуации (например, в обычный разговор) высоких, книжных слов и выражений, пышных стилистических приемов, длинных синтаксических конструкций, что оставляет впечатление тяжеловесности и неестественности, выспренности и вычурности:

- Что же делали до сих пор все эти Пушкины, Лермонтовы, Бороздины? Удивляюсь. Народ пляшет комаринского, эту апофеозу пьянства, а они воспевают какие-то незабудочки! Зачем же не напишут они более благонравных песен для народного употребления и не бросят свои незабудочки! Это социальный вопрос! Пусть изобразят они мне мужика, но мужика облагороженного, так сказать, селянина, а не мужика. Пусть изобразят этого сельского мудреца в простоте своей, пожалуй, хоть даже в лаптях - я и на это согласен, - но преисполненного добродетелями, которым - я это смело говорю - может позавидовать даже какой-нибудь слишком прославленный Александр Македонский. Я знаю Русь, и Русь знает меня: потому и говорю это. Пусть изобразят этого мужика, пожалуй, обремененного семейством и сединою, в душной избе, пожалуй, еще голодного, но довольного, не ропщущего, но благословляющего свою бедность и равнодушного к золоту богача. Пусть сам богач в умилении души принесет ему, наконец, свое золото; пусть даже при этом случае произойдет соединение добродетели мужика с добродетелями его барина и, пожалуй, еще вельможи. Селянин и вельможа, столь разъединенные на ступенях общества, соединяются, наконец, в добродетелях, - это высокая мысль (Ф.М. Достоевский, Село Степанчиково и его обитатели). Приведенная речь Фомы Фомича (произнесенная в домашней обстановке), помимо прочего, отдает демагогией и резонерством, которые тоже следует зачислить в список отрицательных стилистических явлений.

Бонмо (франц. «хорошее слово») - острое словцо, острота. Отпустить бонмо. Ср. недавно пущенную в ход шутку: Моя жена ходит по магазинам со скоростью тысяча долларов в час. Положительное речевое явление, способствует украшению речи и речевому общению.

Бонтон (франц. «хороший тон») - манеры, обычаи, принятые в хорошем обществе, светскость, умение держать себя в приличном обществе, в том числе в речевом отношении. В частности, это основано на принципе создавать приятную атмосферу общения, избегать какого-либо дискомфорта для общающихся. Способствует речевому общению и нередко, особенно в прошлом, признается за его образцовость. Нередко, однако, это отдает искусственностью, ритуальностью и содержательной речевой поверхностностью и не подходит для многих ситуаций. Это изображается в начале романа Л. Толстого «Война и мир» (светский вечер у Анны Шерер).

БОНГЕФФЕРА РЕАКЦИИ

БОНГЕФФЕРА РЕАКЦИИ - экзогенного типа (описаны немецким психиатром K. Bonhoeffer, 1868-1948) - психические расстройства, проявляющиеся главным образом нарушениями сознания (сонливость, сопор, вплоть до комы), а также эмоций (апатия или возбуждение), галлюцинациями, отрывочными бредовыми идеями и др. при поражении головного мозга (инфекции, интоксикации, расстройства кровообращения головного мозга и др.).

K. Bonhoeffer. Die Symptomatischen Psychosen, Franz Deuticke. Leipzig, 1910.

БОНГЕФФЕРА ЭКЗОГЕННЫЙ ТИП РЕАКЦИИ

БОНГЕФФЕРА ЭКЗОГЕННЫЙ ТИП РЕАКЦИИ - см. Реакция экзогенная острая.

БОНДЫРЕВА

Светлана Константиновна (р. 1943) - российский педагог и психолог. Д-р психологических наук (1989), чл.-кор. РАО (2001). Ректор Московского психолого-социального института (с 1999). С 1995 г. и по настоящее время зам. гл. ред. 70-томной серии Психологи Отечества и журнала Мир психологии. Награждена медалью К.Д. Ушинского. Лауреат премии Президента РФ 2001 года (в составе других участников проекта). Образование получила в Киргизском государственном ун-те (г. Фрунзе), закончив фак-т иностранных языков (1968). С 1968 по 1970 г. преподавала англ. яз. в КГУ. В 1972-1973 гг. являлась литературным сотрудником газеты. В 1973 поступила в аспирантуру НИИ ОП АПН СССР, после окончания которой (1976) работала в Киргизском НИИ психологии (с.н.с., 1976-1977). С 1977 по 1990 г. работала в ИПК АН СССР (Москва), где в 1989 г. защитила канд. дис. по педагогике на тему: Становление и развитие многоязычной школы (конец 30-х - середина 70-х гг.). С 1990 по 1993 г. являлась научным сотрудником НИИ теории и истории педагогики АПН СССР, переименованный в Институт теоретической педагогики и международных исследований в образовании РАО. В 1993-1996 г. занимала должность первого проректора Международной Педагогической Академии. В 1997 г. - первый проректор, а с 1999 г. - ректор Московского психолого-социального ин-та. В этом же году защитила докт. дис. на тему Социально-психологические основания развития единого образовательного пространства СНГ: структурно-содержательные и функциональные характеристики взаимодействия субъектов. Рассматривала единое образовательное пространство как особое социокультурное явление, решающим фактором структурирования которого может выступить взаимодействие индивидуализирующихся в своих позициях субъектов. Обосновала необходимость рассмотрения взаимоотношений субъектов образования на уровне сложноорганизованно-го, иерархизированного, многопланового взаимодействия, в результате которого могут возникать общие социокультурные структуры и единое образовательное пространство. Основные труды: Социокультурные основания развития единого образовательного пространства СНГ: структурно-содержательные и функциональные характеристики взаимодействия субъектов, М., 1998; Тенденции развития интеграционных процессов в области образования в странах СНГ, М., 1998; Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства , М., 2000. И.Р. Айрапетян, А.Н. Коновалов

БОННЕ СИМПТОМ

БОННЕ СИМПТОМ (описан французским хирургом A. Bonnet, 1802-1858) - симптом натяжения при люмбоишалгии: появление боли по ходу седалищного нерва при пассивном сгибании ноги в тазобедренном и коленном суставах с фиксацией ее в приведенном положении.

БОННЕ СИНДРОМ

БОННЕ СИНДРОМ - см. Шарля Бонне синдром.

C. Bonnet. Essai analytique sur les facultes de lame. 2 ed. Copenhagen, 1769; 2: 176-178 (first edition - Copenhagen, 1760).

БОРМОТАТЬ

БОРМОТАТЬ - говорить невнятно, под нос себе, ворчать. Не скоро поймешь его, бормотовато говорит (Словарь В. Даля). Нарушение культуры речи: собеседник должен напрягаться, слушая такую речь; кроме того, она часто не очень тактична или вежлива и по существу.

БОРЬБА

БОРЬБА (в конфликте) - противоборство, в котором каждый из участников с помощью различных приемов стремится одержать победу, как правило, нанеся оппоненту поражение. Характеризуется стратегией и тактикой, применением насилия. Выделяют 5 простых и 4 сложных формы Б., причем сложные являются переплетением нескольких простых (Г. Бялышевский). Простые: бойкот; саботаж; травля (преследование); словесная агрессия (выдвижение обвинений, неблагоприятных мнений, оскорбления, распространение сплетен); физическая агрессия (нападения, драки, убийства, теракты, вооруженная борьба). Сложные: общественный протест (публичные действия с выражением неодобрения кого-л. или чего-л.); бунт (массовое стихийное выступление); революция; война.

БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ

БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ - противодействие организмов неблагоприятным для их жизни факторам живой и неживой природы; одна из форм взаимоотношений между организмами внутри одного вида и между представителями разных видов, является фактором эволюции растений и животных.

БОРЬБА КЛАССОВАЯ

БОРЬБА КЛАССОВАЯ - одно из основных понятий марксистской теории, представляет собой борьбу между классами, интересы которых несовместимы или противоречат друг другу; является содержанием и движущей силой истории всех антагонистических обществ. Высшее проявление Б. к. - социальная революция. Основные формы: политическая, идеологическая, экономическая.

БОРЬБА МОТИВОВ

БОРЬБА МОТИВОВ - этап волевого действия. Типичные для личности особенности Б. м. проявляются в ее волевых свойствах. Различают сукцессивную (последовательный, поэтапный переход) и симультанную (комплексный и одновременный переход) Б. м. Некоторыми авторами рассматривается как сущностный признак внутриличностного конфликта.

* * *

(от лат. movert - приводить в движение, толкать) - психическое состояние личности и одновременно возможный этап волевого действия, поступка. Б.м. характеризуется одновременным существованием в психике личности, "сшибкой" взаимоисключающих мотивов и соответствующих им способов действий.

БОСС

БОСС (Boss) Медард (1903-1990) - швейцарский психиатр и психоаналитик. Один из основателей и лидеров экзистенциального анализа. Учился в Париже, Вене и Цюрихе (д-р медицины, 1928). Прошел курс психоанализа у 3. Фрейда. Профессиональную карьеру начинал как психиатр в психиатрической клинике Цюрихского ун-та Бургхельщш. В 1928- 1932 гг. был ассистентом Э.Блейлера. Получил двухлетнюю психоаналитическую подготовку в Берлине и Лондоне. Учился у Э.Джонса, К. Хорни, О. Фенихеля, Г. Сакса, В.Райха и др. Практиковал психоаналитическую психотерапию. Проявлял большой интерес к философским проблемам психиатрии и психоанализа. В 1938 г. начал сотрудничать с К. Юнгом. Подверг критике ряд принципиальных положений психоанализа и фрейдизма, в том числе теорию бессознательного. Осуществляя поиск новых идей и способов повышения эффективности психотерапии, стремился к объединению психоанализа и экзистенциализма. Постепенно склонился к позициям экзистенциального анализа Л. Бинсвангера и в 1940-50-х гг. активно развивал это направление. С течением времени несколько отошел от подхода Л. Бинсвангера и начал разработку собственной версии экзистенциального анализа. В 1947 г. познакомился с немецким философом М. Хайдеггером и с тех пор использовал его идеи для разработки нового варианта психоаналитической теории и терапии. В 1954 г. Б. - профессор психотерапии Цюрихского ун-та. Был инициатором и организатором знаменитых Цолликонских семинаров (1959- 1970), на которых, по его просьбе, М. Хай-деггер регулярно знакомил психологов, психоаналитиков, психиатров и психотерапевтов с идеями, концепциями и категориями своей философии. В 1956 и 1958 гг. совершил путешествия в Индию. Испытал определенное влияние идей индийской философии. В 1970-х гг. особенно активно разрабатывал проблему экзистенциальных оснований медицины,психологии и психоанализа. Создал своеобразную программу экзистенциальной перестройки психологии и медицины. Ориентировал свою психотерапию на помощь пациенту в преодолении запретов и выборе соответствующего ему способа существования. Целью экзистенциального анализа, как новой версии психоанализа, считал изменение неврозов и психозов посредством преодоления предвзятых понятий и субъективных интерпретаций, заслоняющих бытие от человека. На протяжении ряда лет был президентом и почетным президентом Международной федерации медицинской психотерапии и президентом Института экзистенциальной психотерапии и психосоматики (Цюрих). Автор книг: Анализ сновидений (1958), Психоанализ и экзистенциальный анализ (1963), Психиатр открывает Индию (1965) и др. В. И. Овчаренко

БОСС МЕДАРД

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОСТОНСКАЯ ЭКЗАНТЕМА

БОСТОНСКАЯ ЭКЗАНТЕМА (энтеро-вирусная экзантема, эпидемическая экзантема) описана в 1951 в Бостоне. Эпидемия была вызвана вирусом ЕСНО 16-го типа. В дальнейшем было установлено, что энтеровирусная экзантема может вызываться различными типами энтеровирусов ЕСНО, реже - энтеровирусами Коксаки группы В. Чаще болеют дети. Основные проявления энтеровирусной инфекции: фарингит, герпангина, серозный менингит. Течение доброкачественное. Диагноз подтверждают иммунологическими и серологическими методами. Лечение симптоматическое.

БОТАЛЛОВА ПРОТОКА НЕЗАРАЩЕНИЕ

БОТАЛЛОВА ПРОТОКА НЕЗАРАЩЕНИЕ (проток назван по имени итальянского хирурга и анатома L. Botallo, ок. 1530-1600) - врожденный порок: незаращение артериального протока, т. е. кровеносного сосуда, соединяющего у плода легочный ствол с аортой, а после рождения превращающегося в связку. Сочетается с повышенным легочным кровотоком и ухудшением газообмена, способствует возникновению бронхитов и пневмоний, проявляется усиленным сердечным толчком и шумом, выслушиваемым над легочным стволом. Диагноз уточняют при эхокардиографии. У недоношенных детей артериальный проток может закрыться на фоне консервативной терапии индометацином; у доношенных детей лечение хирургическое - операция перевязки, пересечения или эндоваскулярной эмболизации протока.

БОТКИНА СИМПТОМЫ

БОТКИНА СИМПТОМЫ - возможные признаки митрального стеноза, названные по имени С. П. Боткина (1832-1889).

1. Асимметрия грудной клетки с отставанием в развитии ее левой половины по сравнению с правой стороной.

2. Крепитирующие и мелкопузырчатые влажные хрипы, прослушиваемые непостоянно по верхней и левой границе сердца вследствие сдавления легочной ткани увеличенным левым предсердием.

3. Раздвоение второго тона, выслушиваемое над верхушкой сердца и в точке Боткина - Эрба вследствие появления дополнительного тона (щелчка) открытия митрального клапана (так называемый ритм перепела).

БОТКИНА СИНДРОМ

БОТКИНА СИНДРОМ (болезнь Боткина, инфекционный гепатит, эпидемический гепатит) - наиболее распространенная форма вирусного гепатита. Назван в честь С. П. Боткина, который в 1888 пришел к выводу, что катаральная желтуха является специфической инфекционной болезнью, поражающей весь организм, высказал предположение об общности катаральной и эпидемической желтухи, а также острой атрофии печени.

В современной литературе это название вышло из употребления, согласно номенклатуре болезней принят «гепатит А» (ГА); термин утвержден ВОЗ в 1973. Возбудитель - вирус ГА (HAV) - относится к роду энтеровирусов (энтеровирус 72-го типа) семейства пикорнавирусов. Источник вируса - человек, страдающий любой формой инфекции. Болезнь передается водным, пищевым и контактно-бытовым путями. Восприимчивость всеобщая. Как правило, диагностируется только желтушная форма болезни. Характерно доброкачественное циклическое течение с наличием преджелтушного и желтушного периодов болезни; тяжелые формы очень редки, хронизации процесса не наблюдается. После перенесения любой формы инфекции иммунитет пожизненный. Диагноз подтверждают обнаружением иммуннологических маркеров. Лечение в условиях стационара, симптоматическое. Специфическая профилактика осуществляется отечественной и импортными вакцинами по эпидемиологическим показаниям.

С. П. Боткин. Клинические лекции. СПб., 1902.

С. П. Боткин. Курс клиники внутренних болезней. СПб., 1912.

БОТКИНА ФЕНОМЕН

БОТКИНА ФЕНОМЕН (греч. phainomenon - являющийся) - сочетание гиперакузии (см.) с агнозией слуховой (см.) - Боткин С.П. (1868). Симптом сыпного тифа.

БОТКИНА ХОЛЕЦИСТОКОРОНАРНЫЙ СИНДРОМ

БОТКИНА ХОЛЕЦИСТОКОРОНАРНЫЙ СИНДРОМ (по имени С. П. Боткина) - боль в области сердца при наличии патологического процесса в области желчного пузыря (холецистит, желчнокаменная болезнь и пр.). С. П. Боткин писал: «Нередко cholelithiasis выражается в явлениях, сосредотачивающихся преимущественно в области сердца… в особенности в тех случаях, где передвижение камня совершается в ductus cysticus, вы нередко не услышите жалоб на расстройство пищеварения, боль, вздутие живота и т. п., но больной будет жаловаться преимущественно на приступы болей в стороне сердца, идущие с явными изменениями его функции, картиной стенокардии. …Такой приступ продолжается… 8-10 часов, вместо 1/2 часа или нескольких минут, а после нескольких таких приступов ваш друг пожелтеет… Бывает и так, что расстройство сердца не сопровождается болями, а только аритмией и сильным затруднением дыхания или явлениями так называемой астмы, доходящей иногда до сильной степени. И мне не раз уже приходилось терять больных во время приступов, где на вскрытии оказался камень обыкновенно в ductus cysticus; подобные случаи вовсе не очень редки». Появление боли в области сердца при желчнокаменной болезни может быть связано с иррадиацией боли из правого подреберья либо с развитием рефлекторной стенокардии.

С. П. Боткин. Клинические лекции. СПб., 1903.

БОТУЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОУЛБИ ТЕОРИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ

Bowlby,1969, 1973, 1980) - теория, согласно которой отношения привязанности привязанности в первые 3-4 года жизни после рождения играют ключевую роль для психологического развития и последующего функционирования в детстве, отрочестве и зрелом возрасте. Решающее значение в формировании надёжной привязанности, согласно данной теории, имеет качество родительского ухода, хотя и младенцы, со своей стороны, играют в этом некоторую роль, стимулируя всеми имеющимися в их распоряжении средствами (особенно криком, плачем) своих родителей или заменяющих их взрослых к проявлению заботы и нежных чувств. После 3-4 лет от рождения способность формировать привязанности значительно снижается.

БОЯЗНЬ

БОЯЗНЬ - беспокойство, страх перед кем-л., чем-л.

Старый муж, грозный муж,

Режь меня, жги меня;

Я тверда, не боюсь,

Ни ножа, ни огня.

(А. Пушкин, Цыганы)

Если бесы видят нас боящимися и боязливыми, то еще больше увеличивают боязнь привидениями и угрозами (Антоний Великий).

Ср. страх.

* * *

форма проявления страха, инстинкта самосохранения, выражающаяся в нерешительности в поведении, борьбе мотивов.

БОЯЗНЬ УСПЕХА

БОЯЗНЬ УСПЕХА - боязнь достижения целей или преуспевания, с точки зрения того, что это вызовет нехорошую реакцию общества (осуждение, критику, зависть). Может быть следствием комплекса неполноценности, робости. Типичная реакция - удивление или эмпатия.

«Как, мадмуазель? Вы отказываетесь от того, что я должен, что я хочу сделать для вас?.. Но если вы отказываетесь для себя, примите, по крайней мере, для ваших родственников знак моей признательности». «Государь, ваши великодушные намерения ослепляют и страшат меня, ибо если ваше величество по своей благосклонности сделает что-нибудь для моих родственников, то у нас появятся завистники…» (А. Дюма, Виконт де Бражелон).

Ср. зависть, фурор, произвести фурор, скромность.

БРАВЕ-ДЖЕКСОНА ЭПИЛЕПСИЯ

БРАВЕ-ДЖЕКСОНА ЭПИЛЕПСИЯ (Bravais, 1824; Jeckson, 1870) - органическое заболевание головного мозга, клинически проявляющееся периодически возникающими клоническими или тоническими судорогами, распространяющимися в строго определённой и всегда одинаковой последовательности во время фокального припадка эпилепсии. Сознание при этом не нарушается, амнезии на припадок не бывает. Припадок при определённых обстоятельствах может перерасти во вторично генерализованный приступ эпилепсии с утратой сознания, последующими тонико-клоническими судорогами мышц всего тела и конградной амнезией. Синонимы: Джексоновская эпилепсия, Джексоновские фокальные эпилептические припадки.

БРАГАРДА СИМПТОМЫ

БРАГАРДА СИМПТОМЫ - описаны немецким ортопедом K. Bragard (1890-1973).

1. Признак повреждения менисков коленного сустава: исчезновение боли по мере сгибания ноги в коленном суставе с одновременной ротацией ее кнаружи.

2. Признак повреждения медиального мениска коленного сустава: боль у заднего края медиального мениска, возникающая при сгибании ноги в коленном суставе под углом 90-120°.

БРАДИКАРДИЯ

Уменьшение частоты сердечных сокращений. Пульс реже 60 ударов в минуту.

БРАДИЛАЛИЯ

Замедленность речи, ее монотонность, смазанность, угасание. Возможный признак паркинсонизма (см.).

БРАЙЕНТА ТРЕУГОЛЬНИК

БРАЙЕНТА ТРЕУГОЛЬНИК (описан Th. Bryant) - гипотетический треугольник, сторонами которого являются продолжение оси бедра, перпендикуляр, опущенный на него из передней верхней ости подвздошной кости, и линия, соединяющая эту ость с большим вертелом; в норме треугольник равнобедренный, форма его изменяется, например при переломе шейки бедренной кости.

T. Bryant. Clinical lectures on the diagnostic value of the iliofemoral triangle in cases of injury to the hippoint, more particularly of impacted fracture. The Lancet, London, 1876; 1: 119-120.

БРАЙЛЬ

БРАЙЛЬ - не совсем точное название системы письма и чтения, разработанной Луи Брайлем для глухонемых пациентов, представленная в виде определённых комбинациий рельефных точек, обозначающих буквы.

БРАЙТА ПСИХОЗЫ

БРАЙТА ПСИХОЗЫ (описаны в 1827 британским врачом R. Bright, 1789-1858) - симптоматические психозы (нарушение сознания, отрывочные галлюцинации и др.), возникающие при тяжелой почечной недостаточности.

«БРАЙТИКОВ АНЕМИЯ»

«БРАЙТИКОВ АНЕМИЯ» (по имени R. Bright) - анемия при почечной недостаточности; термин сохраняет лишь историческое значение. Развивается вследствие дефицита эндогенного эритропоэтина, укорочения сроков жизни эритроцитов, присутствия в крови ингибиторов кроветворения, усугубляется скрытыми потерями крови через желудочно-кишечный тракт. Анемия обычно нормохромная, реже - гипохромная, в большинстве случаев - нормоцитарная и лишь в редких случаях - микро- или макроцитарная. Показано лечение основного заболевания (программный гемодиализ, трансплантация почки); при дефиците железа применяют соответствующие препараты, по показаниям используют рекомбинантный человеческий эритропоэтин.

Е. М. Тареев. Анемия брайтиков. М., 1929.

БРАК

БРАК - 1. институт семьи; 2. набор социальных норм, регулирующих семейные отношения. Эти нормы действуют согласно местным обычаям, объединяя двух (и более) людей и связывая последних с системой обязательных моделей поведения с целью поддержания единства семьи. Антропологи и социологи различают более двух десятков различных видов брака; 3. работа с плохим качеством.

* * *

добровольный семейный союз мужчины и женщины, подразумевающий их юридические и иные права и обязанности по отношению друг к другу и своим детям.

БРАНИТЬ, РУГАТЬ

БРАНИТЬ, РУГАТЬ - резко порицать в глаза (увещевать) или за глаза. Это допустимо лишь в неформальной обстановке при серьезных нарушениях в работе, в поведении соответствующего индивида, как следствие, негодования. Часто связано с невладением собой и с употреблением излишне грубых выражений. Во многих ситуациях, особенно в чрезмерной степени, это отрицательное речевое явление. Его негативность и адекватная реакция бранимого поясняются пословицами: Бранью прав не будешь; Кто кого за глаза бранит, тот того боится; Не хвали меня в очи, не брани за глаза; Свой со своим бранись, а чужой не вяжись; Дают - бери, а бранят - беги; Не отбранивайся, промолчи (Словарь Даля).

Он в том покое поселился, Где деревенский старожил Лет сорок с ключницей бранился (А. Пушкин, Евгений Онегин).

Целесообразная реакция - не отбраниваться, попытаться оправдаться, если вина сомнительна или частична, но не очень активно это делать; если попытки оправдаться и успокоить собеседника не удаются - сдерживаться и молчать.

БРАТСКО-СЕСТРИНСКИЙ ХОЛОН

БРАТСКО-СЕСТРИНСКИЙ ХОЛОН -

Братья и сестры образуют с ребенком первую группу равных. Внутри этого холона дети учатся поддерживать друг друга, радоваться, нападать, находят «козлов отпущения», учатся один у другого. Каждый из них создает свои собственные образцы поведения и взаимоотношений для переговоров, сотрудничества, соревнования. Они узнают, как приобретаются друзья и враги. Как получать знания у других и признание.

Эти модели поведения будут иметь значение, когда дети перейдут во внесемейные группы ровесников, в школу, во взрослый мир. В больших семьях братья и сестры организуются в разнообразные подсистемы в соответствии с их развитием. Очень полезно, с этой точки зрения, создавать терапевтические ситуации для диалога между детьми, а также диалога этого холона с родительской подсистемой.

Семейные психотерапевты должны остерегаться акцентировать внимание на первичной семье, занижая значение расширенной семьи.

Пример. Молодой терапевт может считать родителей виноватыми, исходя из своего жизненного опыта.

БРАТЦА - ЛЕЙБУШЕРА АФФЕКТ-ЭПИЛЕПСИЯ

БРАТЦА - ЛЕЙБУШЕРА АФФЕКТ-ЭПИЛЕПСИЯ (описана немецкими психиатрами E. Bratz, P. Leubuscher) - психогенные эпилептиформные припадки у лиц с психопатией или органической патологией головного мозга (атеросклероз). Не приводит к развитию слабоумия.

E. Bratz. Die affektepileptischen Anfaelle der Neuropathen und Psychopathen. Mschr. Psychiatr., 1911; 29: 45, 162.

БРАТЬ БЫКА ЗА РОГА

БРАТЬ БЫКА ЗА РОГА - приступать к вопросу сразу, без прелюдий, без осторожной подготовки собеседника. Ср. желая занять крупную сумму у кого-то, можно сразу сказать: Я пришел попросить у вас столько-то денег, мне крайне надо - и, начав издалека, сказать: Нас приглашают поехать в турпоездку за границу; и это, кажется, обойдется не так дорого, говорят, что там будет много интересного. Мы согласились. Но все-таки денег нам пока не хватает, и я хочу вас попросить одолжить мне некоторую сумму… Вторая тактика обычно лучше.

БРАТЬ СЛОВО

БРАТЬ СЛОВО (с кого-л.) - побудить или вынудить кого-то пообещать сделать просимое. Лучше не прибегать к этому длительными уговорами, сообразовываться - с кого можно, а с кого не следует брать обещание, а также учитывать свою личность, ее весомость для собеседника, учитывать ситуацию общения. Очень дурной тон, ставящий собеседника в затруднительно-неловкое положение, говорить ему: У меня к тебе есть одна просьба. Пообещай, что выполнишь ее. Реакция на это должна быть разумно-сдержанная: «Посмотрим сначала, в чем состоит твоя просьба, прикинем мои возможности».

- Император Павел I, взошед на престол, вызвал Радищева из ссылки, возвратил ему чины и дворянство, обошелся с ним милостиво и взял с него обещание не писать ничего противного духу правительства (А. Пушкин, Из статьи в журнале).

- Дуров… свой прожект высказал мне не иначе, как взяв с меня честное слово не воспользоваться им (А. Пушкин, Заметка в журнале).

БРАХИАЛГИЯ ВАРТЕНБЕРГА

Син.: Синдром Вартенберга идеопатических парестезий. Дизестезия рук ночная. Синдром Путнема-Шультца. Боль, парестезии, дизестезии в кистях, ощущаемые при пробуждении во время или после ночного сна. После того как больной некоторое время подвигает руками, боли исчезают. Течение ремиттирующее. Болеют чаще женщины 45-65 лет. Обычно расценивается как проявление шейного остеохондроза. Описали: в 1880 г. Putnam и Schultze и в 1935 г. Wartenberg.

БРАХИАЛГИЯ ПАРЕСТЕТИЧЕСКАЯ

БРАХИАЛГИЯ ПАРЕСТЕТИЧЕСКАЯ (греч. brachion - плечо, algos - боль, paraisthesis - ложное ощущение) - боль и парестезии в руках, возникающие во время пробуждении от сна. Обычно, по сообщениям пациентов, эти ощущения являются причиной прерывания сна. Некоторыми исследователями рассматривается как часто встречающийся симптом эндогенной депрессии (Lopez-Ibor, 1973).

БРАХИЦЕФАЛИЯ

БРАХИЦЕФАЛИЯ (греч. brachys - короткий, kephale - голова) - форма человеческого черепа, у которого отношение его ширины к длине составляет 80% и более. Не рассматривается как вероятный признак умственного недоразвития

* * *

Вариант краниостеноза (см.), при котором формируется череп с увеличенным поперечным размером в связи с преждевременным заращением коронарного шва. Голова при этом широкая и плоская. Индекс черепной (см.) - свыше 81.

БРАХМАННА - ДЕ ЛАНГЕ СИНДРОМ

БРАХМАННА - ДЕ ЛАНГЕ СИНДРОМ - см. Корнелии де Ланге синдром.

БРАЧНАЯ НЕСПОСОБНОСТЬ

БРАЧНАЯ НЕСПОСОБНОСТЬ - неспособность выполнять в полном объёме обязанности, налагаемые браком.

БРЕД

Статья большая, находится на отдельной странице.

БРЕД АБОРТИВНЫЙ

БРЕД АБОРТИВНЫЙ (лат. abortus - выкидыш) - кратковременный, скоротечный, не развившийся во всех своих проявлениях бред. Так, у детей, бред нередко проявляется только бредовым настроением (см.).

Предыдущая страница Следующая страница