Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
СИГНАЛ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

СИГНАЛ

СИГНАЛ (лат. signum - знак) - 1. наиболее общее значение - любой условный знак; 2. физический процесс или явление, несущее сообщение о каком-либо событии, состоянии объекта или режиме его работы либо передающее команды управления, оповещения и др.; 3. более специальное значение - условное событие или объект, который вызывает некоторое действие; 4. стимул, особенно в теории обнаружения сигналов; 5. в неврологии - любое сообщение, передающееся по нервным путям; 6. в теории информации - любое передаваемое сообщение; 7. предупреждение, сообщение о чём-либо нежелательном.

* * *

(от лат. signum - знак) - процесс или явление (внешнее или внутреннее, осознанное или неосознанное), несущее сообщение о каком-либо событии и ориентирующее живую систему относительно этого события (см. Раздражитель). В соответствии с характером анализаторов и других воспринимающих систем выделяются С: оптические, акустические, тактильные, термические, электромагнитные, химические, биоритмические и др. С. могут быть искусственными (код, символ, знак, отображающий реальность) и естественными (вид реальных объектов, явлений). В соответствии с этим различают инструментальную (приборную) и неинструментальную информацию, которую они несут оператору. Применительно к СЧМ всю организованную специальным образом С, предназначенных для работы оператора, называют информационной моделью. С, являясь носителем сообщения, содержит в себе определенную информацию для получателя. Вне С. информация не существует. В то же время она не зависит от конкретных физических (и вообще материальных) свойств С. Одна и та же информация может быть передана различными С. Напр., одна и та же информация о состоянии объекта управления может быть передана с помощью оптических (показание прибора), звуковых (сирена, голос), тактильных (вибрация руля управления) и др. С. Связь между С. и характером вызванных им информационных процессов составляет смысловое содержание С. Смысл С. не является объективным свойством его источника: один и тот же С. может интерпретироваться различными получателями по-разному, и, напротив, в определенных ситуациях различные С. могут оцениваться как имеющие один и тот же смысл. Таким образом, смысл сообщения определяется его субъективной интерпретацией получателем (оператором). Это интерпретация в свою очередь есть функция индивидуальных различий адресатов и прежде всего их тезаурусов. Смысл конкретного С. (напр., слова) для двух людей одинаков настолько, насколько сходны те элементы их тезауруса, которые активизируются данным С. Понятие С. широко используется в психофизиологии и нейропсихологии (см. Сигнальные системы), в психофизике и инженерной психологии при исследовании перцептивных процессов (см. Перцепция), выборе и конструировании средств отображения информации, исследовании процессов коммуникации и в других случаях.

В начало словаря