Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
СМЫСЛ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

СМЫСЛ

СМЫСЛ - 1. Суть, главное, основное содержание (иногда скрытое) в явлении, сообщении или поведении. 2. Личностная значимость тех или иных явлений, сообщений или действий, их отношение к интересам, потребностям и жизненному контексту в целом конкретного субъекта. Понятие «С.» является междисциплинарным и, как правило, используется вместе c понятием значения, причем единая традиция его употребления не выработана: в лингвистике, логике и теории познания понятие «С.» чаще используется в первом определении, фактически синонимично понятию значения. В психологии, социологии и философской антропологии оно чаще используется во втором определении, образуя c понятием значения полярную оппозицию. В конфликтологии понятие С. часто используется во втором значении, т. е. совпадая по содержанию с понятием личностного смысла. Однако во многих работах под С. понимается суть, основное содержание конфликта или его характеристик. Участники конфликта часто осознают только поверхностный С. борьбы для них. Если бы они смогли оценить глубинный С. конфликта и его отсроченные последствия, они поняли бы, что борьба бессмысленна. Скрытый С., как правило, движет возникновением и развитием большинства конфликтов.

* * *

- значение исследуемого явления или процесса. В классическом психоанализе деление психики на сознательное и бессознательное не означает, что сознательные процессы осмысленны, в то время как бессознательные - абсурдны и бессмысленны. Все психические явления, процессы и акты имеют смысл, то есть определенное значение. По мнению З. Фрейда, бессознательное психическое включает в себя скрытый смысл, выявление, обнаружение и раскрытие которого составляет одну из важных задач психоанализа.

Исследование бессознательного осуществлялось З. Фрейдом на примере изучения ошибочных действий (таких, как оговорки, описки, очитки, забывание, затеривание предметов и др.), сновидений и симптомов психических заболеваний. Эти действия он рассматривал через призму того смысла, который они содержали. Под смыслом психического процесса З. Фрейд понимал не что иное, как намерение, которому он (этот процесс) служит и его место в ряду других психических проявлений.

В работе «Психопатология обыденной жизни» (1901) З. Фрейд показал, что ошибочные действия не случайны. Они не только имеют причинную связь, но и обладают смыслом. Это означает, что ошибочные действия следует рассматривать как полноценные психические акты, имеющие свою цель, определенную форму выражения и значение. Так, если человек постоянно забывает вернуть данную ему кем-то на время книгу, то его забывчивость не лишена смысла: он просто не хочет возвращать эту книгу, так как она ему нравится или необходима и он хотел бы иметь ее в личной библиотеке.

Подобно ошибочным действиям, сновидения, по мнению З. Фрейда, несмотря на абсурдность и кажущуюся бессмысленность многих из них, также являются психическими актами, наделенными определенным смыслом. Не случайно при исследовании сновидений, нашедшем свое отражение в «Толковании сновидений» (1900), «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17), «Новом цикле лекций по введению в психоанализ» (1933) и других работах, З. Фрейд исходил из того, что истолковать сновидение - значит найти его скрытый смысл. Отсюда разработанная в классическом психоанализе техника толкования сновидений, направленная на раскрытие их смысла.

Сновидения включают в себя намерения, свидетельствующие о скрытых желаниях человека. Благодаря «работе» сновидений эти намерения переводятся в такую форму, в которой осуществляется исполнение желаний, нереализованных человеком в бодрственном состоянии. Если, например, у ребенка болит горло и ему не разрешают есть мороженое, то ему может присниться день рождения, праздничный стол и огромные порции мороженого, которым он угощает своих друзей и с наслаждением ест сам. В сновидениях взрослых неосуществленные желания, как правило, выражаются в замаскированной форме. Вот почему раскрытие смысла сновидения требует психоаналитической интерпретации, связанной с пониманием бессознательной символики.

Как ошибочные действия и сновидения, симптомы психических заболеваний также заключают в себе определенный смысл. По мнению З. Фрейда, все невротические симптомы осмысленны и связаны с переживаниями больных. Под смыслом симптома он понимал два момента: причину появления симптома (откуда он берется) и его последствия (куда или к чему ведет). За бессмысленностью различного рода навязчивых действий, считал З. Фрейд, стоит некий смысл, придающий действиям больного целенаправленный характер.

Скажем, патологический церемониал приготовления больного ко сну свидетельствует о скрытой связи между его конкретными действиями и теми душевными потрясениями, которые ему когда-то пришлось пережить. Правда, любой нормальный человек имеет свой церемониал укладывания спать. Один человек при раздевании тщательно складывает свою одежду на стоящий около кровати стул; другой - небрежно бросает ее куда попало. Если внешние обстоятельства вызывают необходимые изменения, то здоровый человек без особого труда приспосабливается к ним, больной же испытывает немалые затруднения, если вообще справляется с ними.

Патологический церемониал укладывания спать неизменен. За ним стоит скрытый смысл, который не связан с объяснениями и оправданиями больного. В одной из своих работ З. Фрейд привел такой пример: молодая девушка, прежде чем лечь спать, каждый раз требовала, чтобы дверь между ее комнатой и спальней родителей оставалась полуоткрытой. При этом она ссылалась на то, что если дверь не будет полуоткрыта, то она не сможет уснуть. Казалось бы, напротив, подобная ситуация не способствует засыпанию. Полуоткрытая дверь может стать источником шума, который будет мешать ей заснуть. Но требование молодой девушки не было бессмысленным. Как показал анализ, навязчивое действие имело определенный смысл, связанный с тем, что в детстве маленькая девочка не хотела оставлять папу и маму наедине друг с другом. Она симулировала страх, просилась к родителям в кровать, заставляла их оставлять открытой дверь между детской комнатой и спальней взрослых. Подслушивание за родителями способствовало развитию бессонницы, а стремление оставлять открытой дверь своей комнаты превратилось в навязчивое действие, без выполнения которого девушка не могла лечь спать.

Таким образом, психоаналитическое понимание бессознательных процессов основывается на признании содержащегося в них смысла. Ошибочные действия, сновидения и невротические симптомы рассматриваются как имеющие смысл и находящиеся в интимном отношении к переживаниям пациентов. Психоаналитическое лечение предполагает раскрытие смысла невротических симптомов, о котором больной ничего не знает, и доведение этого смысла до его сознания.

* * *

(рус. от мысль, мыслить; англ. мeaning - значение, смысл) - 1. осознание индивидом того, какое значение имеет происходящее для него самого или группы, с которой он себя идентифицирует. Многие объективно важные вещи не имеют для индивида смысла до тех пор, пока он не столкнётся с их последствиями для себя. Например, закон инерции И.Ньютона совсем иначе воспринимается водителем, который после торможения машины врезался в столб, и очевидцем этого происшествия. Одно дело услышать о чрезвычайной ситуации, особенно если СМИ снабжают такого рода информацией сверх всякой разумной меры, и совсем другое дело самому оказаться жертвой роковых обстоятельств; 2. в психоанализе - значение истерических симптомов, которые могут быть интерпретированы как знаки и коммуникации. Некоторые исследователи в том числе и на этом основании рассматривают психоанализ как теорию смысла. Теория каузальности или психического детерминизма, согласно которой психологические феномены являются неизбежным и в принципе предсказуемым следствием предшествующих событий, на чём всегда настаивал З.Фрейд, с упомянутой позиции применима лишь к миру неодушевлённых объектов и что человек - это живой агент, наделённый способностью принимать непредсказуемые решения, делать свободный выбор и быть креативным; 3. внутреннее логическое содержание чего-либо, постигаемое разумом; 4. разумное основание, назначение, цель; 5. разум, разумность; 6. в философии - субъективный образ некоего значения, относящийся к процессу понимания, связанный с установками, ценностями и целями, с самоопределением человека..

* * *

воспринятое личностью значение какого-либо явления, предмета, знака; идеальное содержание, идея сущности, предназначение, конечная цель, ценность чего-либо (с. жизни, с. истории и т.д.).

В начало словаря