Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике (сводный)
Статьи на букву "Р" (часть 7, "РЕА"-"РЕД")

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 7, "РЕА"-"РЕД")

РЕАКЦИЯ ПАРАНОИДНАЯ

РЕАКЦИЯ ПАРАНОИДНАЯ - психотическая реакция, признаками которой являются бредовые идеи преследования со слуховыми иллюзиями и галлюцинациями персекуторного содержания. Параноидные реакции возникают в ситуациях реальной опасности у пациентов с преимущественно с параноидным расстройством личности.

РЕАКЦИЯ ПАРАНОИЧЕСКАЯ

РЕАКЦИЯ ПАРАНОИЧЕСКАЯ - термин А.Н.Молохова (1940), обозначает психотическую реакцию со сверхценными и бредовыми идеями (чаще с содержанием ревности, сутяжничества) у пациентов с эпилептоидными чертами личности. Автор термина указывает на возможность того, что параноическая реакция лежит в истоках параноического развития личности.

РЕАКЦИЯ ПАТОХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКАЯ

РЕАКЦИЯ ПАТОХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКАЯ - термин В.В.Ковалёва, обозначает нарушение поведения у детей и подростков с социально-психологической дезадаптацией, сопровождающееся невротическими и соматовегетативными расстройствами. Длительность нарушения составляет недели и месяцы, иногда годы. Существует возможность того, что патохарактерологическая реакция при её частом повторении способна повлечь психопатическое развитие или «патохарактерологическое формирование личности».

РЕАКЦИЯ ПОСЛЕДНЕГО МГНОВЕНИЯ

РЕАКЦИЯ ПОСЛЕДНЕГО МГНОВЕНИЯ - термин К.Клейста, обозначает следующий симптом кататонии: пациент начинает говорить, когда врач собирается уйти, но тут же умолкает, если врач поворачивается к нему с тем, чтобы продолжить разговор. После этого, как отмечают, из пациента «уже ничего невозможно вытянуть».

РЕАКЦИЯ ПРИМИТИВНАЯ

РЕАКЦИЯ ПРИМИТИВНАЯ - некорректный термин Э.Кречмера (1922), обозначает поведенческое нарушение, обусловленное «гипобулическими» механизмами. Её клиническими вариантами, указывает Э.Кречмер, являются: а) реакция паники и бегства; б) реакция мнимой смерти или аффективного ступора.

РЕАКЦИЯ ПРИМИТИВНАЯ БРЕДОВАЯ

РЕАКЦИЯ ПРИМИТИВНАЯ БРЕДОВАЯ - не слишком удачные термин, обозначающий реакцию страха, во время которой происходящее вокруг себя пациент интерпретирует «бредовым образом». Например, страх ареста влечёт появление «психогенных» бредовых идей отношения и преследования (Блейхер, 1995).

РЕАКЦИЯ ПРОМАХИВАНИЯ

РЕАКЦИЯ ПРОМАХИВАНИЯ - 1. неспособность пациента точно ставить палец на некоторую, указанную ему поверхность его тела. Симптом неврологической патологии (мозжечковой дисметрии); 2. тенденция указывать некую точку в пространстве дальше определённого места, возникающая после быстрых вращательных движений всего тела. Признак нормального функционирования вестибулярной системы.

РЕАКЦИЯ ПРОТЕСТА ИЛИ РЕАКЦИЯ ОППОЗИЦИИ

РЕАКЦИЯ ПРОТЕСТА ИЛИ РЕАКЦИЯ ОППОЗИЦИИ - термины В.В.Ковалёва (1979), обозначают ряд поведенческих нарушений у детей и подростков, возникающих в психотравмирующей ситуации. Автор термина различает: а) характерологические реакции - непослушание, грубость, вызывающее и иногда агрессивное поведение у эмоционально возбудимых детей; 2. патохарактерологические реакции - агрессивное, вплоть до жестокости поведение с выраженными вегетативными нарушениями. Такие реакции, если они часто повторяются, фиксируются так, что такое нарушение поведения постепенно приобретает устойчивый, как бы привычный характер; 3. реакции пассивного протеста - элективный мутизм, уходы из школы и дома, суицидные тенденции.

РЕАКЦИЯ ПСЕВДОАФФЕКТИВНАЯ

РЕАКЦИЯ ПСЕВДОАФФЕКТИВНАЯ - симптом кататонии, когда имитируются выражения бурных эмоций, однако собственно эмоции остаются заторможенными (Снежневский, 1970).

РЕАКЦИЯ ПСИХОГЕННАЯ

Обобщенное обозначение временных изменений психического состояния. Варианты таких реакций: аффективные, алкогольные, астенические, депрессивные, истерические, невротические, ипохондрические, паранойяльные, панические и пр.

РЕАКЦИЯ СИТУАЦИОННАЯ

РЕАКЦИЯ СИТУАЦИОННАЯ - термин A. Homburger, обозначает поведенческое расстройство, которое длится в течение всего времени, пока сохраняется ситуация, воспринимаемая пациентами как психотравмирующая.

РЕАКЦИЯ СЛЕЖЕНИЯ

РЕАКЦИЯ СЛЕЖЕНИЯ -

вид сенсомоторной реакции на непрерывное изменение обьекта. Р.с. проявляется, например, при ведении оператором РЛС цели и т.д.

РЕАКЦИЯ СНЯТИЯ ТРЕВОГИ

РЕАКЦИЯ СНЯТИЯ ТРЕВОГИ - в бихевиоризме - любая приобретённая путём оперантного научения реакция, которая может быть использована для преодоления страха и тревоги. Например, это произносимое вслух или мысленно слово «расслабься», которое ранее совпадало по времени с прекращением болезненного стимула.

РЕАКЦИЯ СУТЯЖНАЯ

РЕАКЦИЯ СУТЯЖНАЯ - вариант параноической реакции с преобладанием в течение относительно непродолжительного времени сутяжного, кверулянтского поведения.

РЕАКЦИЯ УВЛЕЧЕНИЯ

РЕАКЦИЯ УВЛЕЧЕНИЯ - заимствованный из подростковой психологии и не используемый в психопатологии термин А.Е.Личко (1973), обозначает чрезмерно интенсивные и односторонние («сверхценные») увлечения подростков, способные повлечь нарушения поведения и социальную дезадаптацию (ухудшение учёбы, контакты с сомнительными людьми, правонарушения и др.). Это, к примеру, азартные игры, занятия травматическими видами спорта, коллекционирование, особые диеты и др. Синоним: Хобби-реакции.

РЕАКЦИЯ УПОРА

Если стоящего человека толкнуть в сторону, то края ступней на стороне, откуда произведен толчок, приподнимаются, и он опирается в основном на противоположные стороны ступней. Реакция физиологическая.

РЕАКЦИЯ ФИКСИРОВАННАЯ

РЕАКЦИЯ ФИКСИРОВАННАЯ - реакция на психотравмирующую ситуацию, в силу внутренних причин принимающая стойкий, длительный характер и сохраняющаяся по завершении такой ситуации. При этом возникают сверхценные идеи и тем самым нередко дебютирует параноическое развитие личности.

РЕАКЦИЯ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКАЯ

РЕАКЦИЯ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКАЯ - термин В.В.Ковалёва, обозначает неболезненное поведение детей в определённой, неадекватной для них ситуации, создаваемой взрослыми. Не приводит к дезаптации в других сферах межличностных отношений и не сопровождается соматовегетативными нарушениями.

РЕАКЦИЯ ХОЛОДОВАЯ ТИПА СИНДРОМА РЕЙНО

В ответ на охлаждение развивается «трехфазный» цветовой ответ в определенной последовательности: двусторонняя, симметричная, сменяющая друг друга бледность, цианоз и покраснение пальцев кистей рук, реже - стоп. Наиболее выраженным элементом при этом является первая фаза - фаза побледнения, во время которой пальцы могут стать абсолютно белыми. Чаще встречается у женщин.

РЕАКЦИЯ ШИЗОФРЕННАЯ (ШИЗОФРЕНИЧЕСКАЯ)

РЕАКЦИЯ ШИЗОФРЕННАЯ (ШИЗОФРЕНИЧЕСКАЯ) - общее название реактивно возникающих болезненных состояний с шизоформной симптоматикой. Имеются в виду: 1. соматогенно и психогенно обусловленные реакции с шизофреноподобными симптомами, по E. Popper (1920); 2. шизоидный тип реакции, то есть соматогенные и психогенные реакции шизоидной личности, по E. Kahn (1921); 3. шизомания H. Glaude (1923) - острые и преходящие психотические шизоформные реакции у «шизоидных психопатов»; 4. психогенно-невротические реакции с шизофренной симптоматикой, описанные E. Speer (1933); 5. «острая шизофрения», по A. Meyer (1952); 6. экзогенно (в том числе и психогенно) спровоцированные психотические приступы с началом по типу «острой шизофрении» с благоприятным прогнозом, развивающиеся у лиц, не обнаруживающих в преморбиде признаков шизоидии, по G. Langfeldt (1939).

РЕАКЦИЯ ЭКЗОГЕННОГО ТИПА ОСТРАЯ

РЕАКЦИЯ ЭКЗОГЕННОГО ТИПА ОСТРАЯ - острое психотическое состояние, возникающее в ответ на экзогенную вредность, симптоматика которого определяется, как предполагается, влиянием ограниченного числа внутренних или промежуточных патогенных факторов (Bonhoeffer, 1908, 1910). К. Бонгеффер выделил 5 видов неспецифической реакции мозга на разнообразные экзогенные вредности: оглушение, делирий, аменцию, сумеречное помрачение сознания (эпилептиформное возбуждение) и острый галлюциноз. Позднее К.Бонгеффер расширил этот перечень рядом других нарушений, таких, как маниоформный, депрессивный, кататоноформый и параноидный синдромы, а также эмоционально-гиперестетический (астенический) синдром. Синоним: Острый психосиндром.

РЕАКЦИЯ ЭМАНСИПАЦИИ

РЕАКЦИЯ ЭМАНСИПАЦИИ - термин Н.Я.Иванова (1973), обозначает гипертрофированное стремление подростков к самостоятельности от родителей, например, уход из дома и бродяжничество.

РЕАКЦИЯ ЭПИЛЕПТИЧЕСКАЯ

Однократный эпилептиформный припадок (см.), спровоцированный экзогенными или эндогенными факторами.

РЕАКЦИЯ ЭПИЛЕПТОИДНОГО ТИПА

РЕАКЦИЯ ЭПИЛЕПТОИДНОГО ТИПА - термин П.Б.Ганнушкина (1927), обозначает дисфорические, нередко длительные (продолжающиеся недели, месяцы) и время от времени повторяющиеся реакции на неблагоприятные жизненные ситуации у психопатических личностей эпилептоидного круга.

РЕАЛИЗМ

РЕАЛИЗМ - (от ср.-век. лат. realis - вещественный, действительный), в философии направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философия реализма XX в.). Средневековый реализм утверждал, что универсалии (общие понятия) существуют реально и независимо от сознания. Реализм - научное направление в современной западной философии науки, признающее существование объективной реальности и возможность ее истинного познания в ходе исторической эволюции научных теорий. Основные представители Х. Патнэм, У. Селларс, М. Хессе, А. Масгрейв, Г. Харре. Противоположность - номинализм (см. Номинализм).

* * *

(лат. realis - вещественный) - 1. философская позиция, согласно которой реальность физического мира не зависит от восприятия и сознания его человеком (в противоположность идеализму); 2. философская теория, согласно которой абстрактные понятия имеют смежное с материей реальное существование и, таким образом, они доступны для эмпирического изучения (в противоположность номинализму); 3. установка, обычно характеризующаяся как признание того, что имеются пределы влияния, которое кто-то из людей может оказывать на окружающий мир. Термин противопоставляется «консерватизму», склонности противостоять изменениям, и «идеализму», который игнорирует вопросы прагматики; 4. термин Ж.Пиаже, характеризует убеждение маленького ребёнка, что его перцептивное направление сходно с таковым у других людей; например, если ребёнок может видеть фотографию, которую держит взрослый, то ребёнок думает, что и этот взрослый видит её, как и он сам. Синоним: Эгоцентризм.

* * *

стремление учитывать реально Сложившиеся обстоятельства и действовать, рассчитывая на достижение реальных, не вымышленных целей.

РЕАЛИЗОВАННЫЕ СНОВИДЕНИЯ

РЕАЛИЗОВАННЫЕ СНОВИДЕНИЯ - смешение виденного во сне с реальностью, в частности, в условиях длительного одиночества (в одиночной тюремной камере и др.).

Он, однако ж, не то чтоб уж был совсем в беспамятстве во все время болезни: Это было лихорадочное состояние, с бредом и полусознанием (Ф. Достоевский, Преступление и наказание).

Ср. онейроид.

РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ГРУППОВОГО КОНФЛИКТА

РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ГРУППОВОГО КОНФЛИКТА - одна из психологических теорий межгруппового конфликта, центральное место в которой занимает положение о столкновении интересов, выступающее в качестве главной причины конфликта, способствующее восприятию угрозы, исходящей от чужой группы. Реальная угроза рассматривается вторым (после столкновения интересов) по значимости фактором возникновения межгрупповых конфликтов. Угроза вызывает враждебность членов группы к ее источнику, усиливает ее сплоченность, идентичность членов группы, непроницаемость групповых границ, увеличивает меру наказания отклоняющихся членов группы. Представители Р. т. г. к. - Дж. Бернард, Д. Т. Кэмпбелл, У. Ньюком, М. Шериф.

РЕАЛЬНОСТИ ОЦЕНКА

РЕАЛЬНОСТИ ОЦЕНКА - 1. вообще - любой процесс, посредством которого организм систематически определяет рамки своего поведения, которые накладываются окружением; 2. набор перцептивных, когнитивных и сенсомоторных актов, который позволяет человеку определить его связь с внешним физическим и социальным миром. Подразумевается, что человек определяет таким образом, как далеко он может зайти в воздействие на окружающую среду в своих попытках изменить объективные события и процессы. В детстве это рассматривается как необходимый аспект когнитивного развития и социализации. Нарушение оценки реальности в этом смысле у взрослых считается признаком психотического расстройства; 2. в психоанализе - набор функций Эго, которые позволяют индивиду различать субъективные впечатления и внешнюю реальность, а также приспосабливать субъективные компоненты к ограничениям со стороны объективной окружающей среды. Бред и галлюцинации в данном контексте рассматриваются как неспособность к адекватной оценке реальности.

РЕАЛЬНОСТИ ПРИНЦИП

РЕАЛЬНОСТИ ПРИНЦИП - 1. в психоанализе - познание ребёнком реальной окружающей среды, возрастающая осведомлённость относительно её требований и потребность соответствовать последним; 2. в теории речевого акта - допущение, что говорящий сообщает о реальных вещах и событиях, а не о том, какими он их сам себе представляет.

РЕАЛЬНОСТЬ

РЕАЛЬНОСТЬ - 1. объективно существующее явление, то, что есть в действительности, сама эта действительность; 2. те аспекты физического мира, которые являются непосредственно или опосредованно измеримыми, то есть реальность есть то, что может быть публично и надёжно измерено; 3. физический мир и те теоретические конструкты человека, которые являются выводимыми или поддающиеся толкованию с помощью логической индукции или теоретического анализа; 4. в самом широком толковании - всё то, что является, по мнению индивида, реальностью, включая и внутренние, психологические явления, то есть психическая или субъективная реальность; 5. в психоанализе - как объективно существующее, так и субъективно значимое, расположенное внутри субъекта. Предположение о внутренней сфере реальности является конструктом, поскольку психические процессы никоим образом не могут рассматриваться как пространственно соотнесённые друг с другом: их связи существуют только во времени. Объекты из внешней реальности могут быть перенесены во внутреннюю реальность посредством интернализации, интроекции и инкорпорации, в свою очередь, проекция и экстернализация означают процесс движения объектов в противоположном направлении (фактически имеется в виду изменение значимости, которое придаётся внешним объектам и психическим образам). См. Внутриличностная область.

* * *

то, что существует в действительности, не является продуктом вымысла или фантазии.

РЕАЛЬНОСТЬ ОБЬЕКТИВНАЯ

РЕАЛЬНОСТЬ ОБЬЕКТИВНАЯ -

(от лат. realis - действительный) - действительно существующий вне и независимо от сознания человека мир материальных явлений, процессов, обьектов.

РЕАЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ

РЕАЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ - то, что реальным считает или определяет группа людей. Так, социальная реальность, разделяемая небольшой группой фанатиков, ожидающих во время коллективного психоза конец света, для них столь же "реальна", как почти повсеместная убеждённость в ценности науки или образования.

РЕАН

Артур Александрович (р. 1957) - российский психолог, специалист в области педагогической и социальной психологии. Д-р психологических наук (1992), профессор (1994), чл.-кор. РАО (1996). Зав. кафедрой практической психологии Ленинградского областного педагогического ин-та (с 1995). Окончил Башкирский государственный ун-т (БашГУ) в Уфе по специальности преподаватель физики (1979). С 1979 по 1983 г. учился в аспирантуре фак-та психологии Л ГУ. В 1983 г. защитил канд. дис. на тему: Психолого-педагогические проблемы высшей школы. С 1983 по 1987 г. - преподаватель кафедры психологии БашГУ. В 1987-1988 зав. лабораторией психологии госкомитета профтехобразования (ПТО) БашАССР. С 1988 по 1992 г. возглавлял лабораторию педагогической психологии ВНИИ ПТО (г. Ленинград). В 1991 г. на фак-те психологии ЛГУ защитил докт. дис: Социально-психологические основы познания педагогом личности учащегося . С 1993 г. по наст, время - профессор кафедры общей психологии Санкт-Петербургского ун-та. В 1995 г. одновременно возглавляет кафедру практической психологии ЛОПИ. Научная деятельность Р. связана с разрабаткой вопросов педагогической и социальной психологии. Им проводятся междисциплинарные исследования на стыке педагогической психологии и психологии личности; педагогической и социальной психологии. Исследуются вопросы профессиональной педагогической деятельности, психологии личностного познания в процессе педагогического общения, психологии личности и делинквентного поведения подростков. Исследования Р. позволили создать оригинальные авторские программы предупреждения и коррекции девиантного поведения молодежи. Автор книг: Психология познания педагогом личности учащегося, М., 1990; Психологическая служба школы. Принципы деятельности и работы с трудными детьми, СПб, 1993; Психология педагогической деятельности , Ижевск, 1993; Профессионализм педагогической деятельности (в со-авт.),СПб, 1994; и др. А.Н. Коновалов

РЕАНИМАЦИЯ

РЕАНИМАЦИЯ (от лат. re animation - возвращене к жизни, оживление). Комплекс лечебных мероприятий, направленных на восстановление выраженных патологических проявлений, угрожающих жизни пациента, и выведение его из состояния клинической смерти.

РЕАПТЕЙК

РЕАПТЕЙК (лат. repto - медленно передвигаться, переползать, переплывать) - процесс обратного захвата нейротрансмиттера в синаптической щели пресинаптической мембраной.

РЕБЁНОК

РЕБЁНОК (др. рус. "робь" - несмелый, робкий) - человек в возрасте до 11-12 лет, до начала пубертатного периода развития организма.

РЕВЕРБЕРАЦИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ

РЕВЕРБЕРАЦИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ (лат. re-verberо - отбивать, отбрасывать; отражать) - циркуляция нервных импульсов в замкнутой нейронной цепи. Предполагается, что этот нейрофизиологический процесс лежит в основе кратковременной памяти (реверберация, как считается, может длиться при этом до нескольких десятков минут).

РЕВЕРСИВНАЯ ФИГУРА

РЕВЕРСИВНАЯ ФИГУРА (лат. reversus - обратный) - см. Фигура реверсивная.

РЕВЕРСИРОВАНИЯ ОШИБКИ

РЕВЕРСИРОВАНИЯ ОШИБКИ - ошибки при чтении и в письме, характеризующиеся перестановкой символов. Синоним: Парафазия литеральная.

РЕВМАТИЗМ МОЗГОВОЙ

РЕВМАТИЗМ МОЗГОВОЙ - см. Нейроревматизм.

РЕВМАТИЧЕСКАЯ ТРИАДА

РЕВМАТИЧЕСКАЯ ТРИАДА - сочетание депрессии, галлюцинаций и двигательной заторможенности, свойственное, согласно описаниям некоторых исследователей, ревматическому психозу.

РЕВМАТОИДНЫЙ АРТРИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕВНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕВНОСТЬ СВЕРХЦЕННАЯ

РЕВНОСТЬ СВЕРХЦЕННАЯ - патологическая ревность, представленная в качестве сверхценного образования, то есть, педположительно, вызванная гиперкомпенсацией глубоко скрытого комплекса неполноценности. Нередко является началом параноического развития личности, а у некоторой части пациентов и бреда ревности (частота перехода сверхценных идей ревности в собственно бред ревности остаётся неустановленной; во всяком случае, можно предположить, бред ревности развивается у ревнивцев относительно редко, особенно если принять во внимание, что до 80% респондентов в ряде стран считают себя ревнивыми и даже уверены в том, что ревность есть вполне нормальное и скорее похвальное, нежели компрометирующее индивида качество его личности).

РЕВОЛЮЦИЯ

РЕВОЛЮЦИЯ (от лат. revolutio - поворот, переворот) - глубокое качественное изменение в развитии какого-л. явления природы, общества или познания (напр., геологическая, промышленная, научно-техническая, культурная Р., Р. в физике, философии, конфликтологии и т. д.). Наиболее широко понятие «Р.» применяется для характеристики общественного развития. Р. как перерыв постепенности, качественный скачок отличается от эволюции, а также от реформы. Конфликт часто является качественным скачком во взаимоотношениях его участников, т. е. Р. в узком смысле этого понятия. Поэтому общие закономерности Р. представляют для конфликтологии особый интерес. Конфликт как качественный скачок может подчиняться в своем развитии многим из этих закономерностей.

* * *

коренной переворот в общественном и политическом строе. Основной вопрос революции - вопрос о власти.

РЕГИОНАЛЬНАЯ КАРТОТЕКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИИ

РЕГИОНАЛЬНАЯ КАРТОТЕКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИИ (HUMAN RELATIONS ARCA FILES -HRAF) - методика, используемая зарубежными исследователями и заключающаяся в обобщении, классификации, систематизации и хранении этнографических данных.

Ее автор Д. Мердок начал работу по составлению картотеки этнографических данных в конце 30-х годов XX века. Сейчас она представляет собой около пятисот тысяч страниц печатного текста, в которых содержатся разнообразные сведения о различных сторонах жизни многих народов мира, сгруппированные по двум признакам: территориально-культурному и предметному.

Полный микрофильмированный текст HRAF хранится только в США, ФРГ и Швеции, выдержки из него - в научных библиотеках многих стран мира. Для этнопсихологии HRAF интересен тем, что в ней зафиксированы типичные этнопсихологические характеристики и способы поведения, свойственные для представителей конкретных этнических общностей.

РЕГИСТР

РЕГИСТР (лат. registrum - список, ряд, участок) - в психопатологии - пространство или диапазон, в котором представлен ряд психопатологических синдромов, объединяемых каким-то общим признаком (в частности, предполагаемой тяжестью нарушения, глубиной психической дезинтеграции), или, другими словами, тот или иной объём психического поражения, указывающий на глубину, массивность расстройства. Э.Крепелин (1920) различает 3 таких регистра. Первый регистр включает истерический, импульсивный, эмоциональный, параноидный и делириозный синдромы. Ко второму регистру автор относит шизофренический и вербально-галлюцинаторный синдромы, к третьему регистру - эпилептический, олигофренический и дементный синдромы. А.В. Снежневский (1983) предпочитает использовать термин «уровень поражения психической деятельности» и выделяет 9 таких уровней, на каждом из них расположены психопатологические синдромы приблизительно одинаковые по степени тяжести расстройства. В практическом плане наиболее часто разграничивают два основных регистра: психотическое расстройство и непсихотическое расстройство. Указанные подходы в целом основаны на теории Джексона о диссолюции психической деятельности. Теория предполагает, что психика устроена по принципу иерархии, а психические расстройства могут быть расположены в определённой последовательности, отражающей поражение разных уровней психической интеграции, начиная от высшего и по направлении ко всё более элементарным.

РЕГИСТРАЦИЯ ВЫЗВАННЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ

РЕГИСТРАЦИЯ ВЫЗВАННЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ (event-related ERP) - ЭЭГ-методика, с помощью которой регистрируют реакцию мозга на заданный стимул с тем, чтобы определить, является ли эта реакция характерной (нормальной) или отклоняющейся.

РЕГИСТРАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ ОПЕРАТОРА

РЕГИСТРАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ ОПЕРАТОРА (от лат. registrum - список, перечень...) - фиксация объективными методами действий оператора на некоторый материальный носитель (бумажную или магнитную ленту, фото- или кинопленку, запись в память ЭВМ и др.) с целью их дальнейшего анализа и изучения. С этой целью применяется регистрация рабочих движений и позы оператора, движений глаз, движений органов управления, речевых сообщений, временных характеристик трудового процесса, некоторых физиологических показателей. Биомеханическую характеристику рабочих движений можно получить с помощью методов циклографии, киносъемки, голографии, гониографии и др. Пространственные перемещения фиксируются путем стереоскопической съемки, т. е. съемки двумя объективами с параллельными или конвергирующими оптическими осями. При исследовании угловых перемещений используются методы гониографии, тензометрии, измерения напряженности магнитных полей. Для изучения двигательной нагрузки используются шагомеры, они же могут применяться для регистрации вертикальных и горизонтальных движений рук. Регистрация движений глаз осуществляется с помощью специального датчика, который укрепляется на глазном яблоке, путем киносъемки или записи изменений биопотенциалов глазных мышц (см. Электроокулография), а также путем улавливания перемещений луча, отражаемого от глазного яблока. Для регистрации движений органов управления используются потенциометрические датчики с последующим усилением электросигнала и записью на осциллог-, рафе. Речевые сообщения (команды, доклады) фиксируются с помощью ларингофонов и магнитофонной записи. При этом важно регистрировать их одновременно с трудовыми операциями. Спектрально-временной анализ речи может дополнительно дать представление о степени нервно-эмоционального напряжения человека. Регистрация временных характеристик трудового процесса ведется с помощью хронометража, хронографии, фотографии рабочего дня. Для регистрации физиологических показателей используются электрофизиологические методы.

РЕГИСТРАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ

РЕГИСТРАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ (от позднелат. registratio...) - запись информации на носитель с целью дальнейшего ее использования потребителем - человеком или ЭВМ. Если потребитель - ЭВМ, то наиболее целесообразна кодовая форма представления информации; если же потребитель информации - человек, то форма ее представления должна быть удобной и привычной для восприятия человеком, а сама информация должна быть пригодна для широкого использования им без дополнительной переработки, с минимальной потребностью в декодировании, перемещении или интерполяции. Устройства Р. и. следует конструировать так, чтобы обеспечить простое и быстрое снятие печатных материалов. Следует предусмотреть также надежную индикацию расходуемого материала (бумаги, чернил, ленты). Там, где это нужно, регистрирующее устройство располагается так, чтобы на ленте легко можно было делать различные записи и пометки, не снимая ее с самописца, а ленту отрывать по мере ее поступления из устройства.

РЕГЛАМЕНТ ОБЩЕНИЯ ПРИ АУДИЕНЦИИ

Встретившись с соответствующим лицом в его кабинете, кратко изложите ему свое дело, заранее подготовив это изложение, и выслушайте ответ. Нельзя обременять такого руководителя длинным разговором, снова и снова обращаясь к нему с вопросами и соображениями (это не домашняя беседа). Если руководитель встает и говорит вам «Я больше не могу уделить вам времени», необходимо немедленно покинуть его кабинет.

РЕГРЕССИИ НЕВРОЗ

РЕГРЕССИИ НЕВРОЗ - общее название неврозов, доминирующим симптомом которого является регрессия функционирования.

РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ

РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ -

метод математической статистики, исследующий регрессионные зависимости. Цель р.а. состоит в определении общего вида уравнения регрессии, построения оценок независимых параметров, входящих в уравнение регрессии, и проверке статистических гипотез о регрессии.

* * *

(от лат. regressio - движение назад, греч. analysis - разложение) - метод математической статистики, позволяющий изучать зависимость среднего значения какой-либо случайной величины от вариации одной или нескольких других величин (в последнем случае речь идет о множественном Р. а.). Процедура Р. а. сводится к следующему. Пусть есть основания полагать, что изучаемые случайные величины х и у связаны некоторым соотношением. Тогда задача его описания распадается на установление общего вида зависимости и вычисление оценок его параметров. Стандартных методов выбора общего вида кривой не существует: необходимо сочетать визуальный анализ корреляционного поля с качественным анализом природы переменных. Причем последний должен иметь немалый удельный вес, т. к. зачастую получается такое распределение экспериментальных точек в корреляционном поле, что оно статистически согласуется с несколькими резко отличающимися друг от друга кривыми, и только априорные знания материала могут решать, какая из них более адекватна. Степень адекватности оценивается обычно методом наименьших квадратов. Методы оценок параметров разработаны для линейных и параболических зависимостей, поэтому они наиболее часто применяются на практике. В случае, когда вид зависимости существенно отличается от параболического, удобно перейти к новым координатам, преобразующим зависимость к линейному или хотя бы параболическому виду. Для этого используются специальные формулы для оценки статистической адекватности линейного или параболического приближения.

РЕГРЕССИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕГРЕССИЯ (В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА)

РЕГРЕССИЯ (В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА) - негативный Защитный механизм (бегство от ситуации). Регрессия не решает проблему, ситуация остается, и вся энергия конфликта, не нашедшая выхода вовне, направляется на разрушение самой личности.

РЕГРЕССИЯ ГИПНОТИЧЕСКАЯ

РЕГРЕССИЯ ГИПНОТИЧЕСКАЯ - явления психологической регрессии, вызванные с помощью гипноза. Например, взрослый человек под воздействием внушения ведёт себя как ребёнок и, вероятно, таковым себя в это время он и осознаёт.

РЕГРЕССИЯ ПОВЕДЕНИЯ

РЕГРЕССИЯ ПОВЕДЕНИЯ - форма защитной реакции индивида при переживании им фрустрации, сильных степеней эмоциональной напряженности, стресса, состоящая в замене значимой для субъекта сложной задачи, решение которой затруднено в сложившейся ситуации, на более легкую. В связи с этим обедняется репертуар реализуемых субъектом поведенческих актов за счет использования более простых и привычных для него стереотипных действий и автоматизмов. Р. п. наиболее ярко проявляется в период эскалации конфликта. В отличие от замещения, смещения, генерализации и др. форм преодоления избыточного эмоционального напряжения, при которых целевая структура деятельности остается сохранной и осуществляется поиск новых путей ее реализации, для Р. п. характерны изменения в мотивационно-потребностной сфере, что приводит к качественной деградации поведения.

* * *

(лат. регрессия - «отход назад») - возвращение к прежнему стилю поведения, к типам поведения, связанным с детством, переход на предшествующие уровни психического развития. Ср. выражение впадать в детство.

Ср.:

Он… принялся читать книжки, знакомые еще с детства или с того времени, когда он служил у Гопфера. С неизъяснимым волнением освежал он в памяти «Житие св. Женевьевы», «Танненбергскую розу», «Ринальдини», «Робинзона Крузо» и, наконец, «Тысячу и одну ночь» (Б. Прус, Кукла).

* * *

форма психической защиты, выражающаяся в возвращении к более примитивным, нередко детскому типам поведения. Р.п. проявляется в стрессовых ситуациях.

РЕГРЕССИЯ САМОВОСПРИЯТИЯ

РЕГРЕССИЯ САМОВОСПРИЯТИЯ - расстройство самоосознавания, при котором пациент наяву или в сновидении ощущает себя вернувшимся в более ранний возраст (например, он чувствует себя ребёнком, как это бывает, в частности, при истерическом пуэрилизме). Встречаются пациенты, в особенности страдающие шизофрений, указывающие, что они неоднократно ощущали себя ранее или в данный момент ощущают себя буквально младенцами.

РЕГРЕССИЯ СОЗНАНИЯ

РЕГРЕССИЯ СОЗНАНИЯ (в конфликте) - переход от более высоких и сложных форм реагирования индивида на ситуацию взаимодействия к более простым. По мере обострения конфликта происходит регрессия сознательной сферы психики. Процесс носит лавинообразный характер, основывающийся на бессознательном и подсознательном уровнях психической деятельности. Он развивается не хаотически, а поэтапно, воспроизводя онтогенез психики, но в противоположную сторону. Первый этап Р. с. отражает развитие предконфликтной ситуации. Вырастает значимость собственных желаний и аргументов. Возникает страх, что будет утеряна почва для совместного решения проблемы. Растет психическая напряженность. Меры, принимаемые одной стороной для изменения позиции оппонента, понимаются противоположной стороной как сигнал к эскалации. Второй этап - начало эскалации. Все надежды сосредоточиваются на действии, заменяющем диалог. Однако ожидания участников парадоксальны: обе стороны надеются путем нажима и твердости вызвать перемену позиции оппонента, тогда как никто не готов уступить. Зрелый, сложный взгляд на реальность жертвуется в пользу упрощенного подхода, который легче поддерживать эмоционально. Действительные проблемы конфликта теряют значимость. Личность противника оказывается в центре внимания. На третьем этапе функционирование психики регрессирует приблизительно до уровня, соответствующего возрасту 6-8 лет. У человека еще присутствует образ «другого», но он больше не готов считаться с мыслями, чувствами и положением этого «другого». В эмоциональной сфере начинает доминировать черно-белый подход, т. е. все, что «не я» или «не мы», является плохим и поэтому отвергается. На четвертом этапе эскалации признаки поступательной Р. с. проявляются в форме абсолютизации негативной оценки оппонента и позитивной - себя. На карту ставятся «священные ценности», убеждения и высшие моральные обязательства. Сила и насилие принимают обезличенные формы, восприятие противоположной стороны застывает в жестком образе врага. Враг обесценивается до состояния «вещи» и лишается человеческих черт. Однако те же люди способны нормально функционировать внутри своей группы. Из-за этого неопытному наблюдателю трудно принимать во внимание их глубоко регрессировавшее восприятие других, принимая меры по урегулированию конфликта. Р. с. не является неизбежной для человека в трудной ситуации социального взаимодействия. Многое зависит от воспитания, усвоения моральных норм и всего того, что называют «социальным опытом конструктивного взаимодействия».

РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА

РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА - деятельность третьей стороны по воздействию на конфликт с целью изменения его развития. От управления конфликтом отличается меньшей организованностью и прогнозированностью и, соответственно, меньшей эффективностью.

* * *

вид деятельности Субъекта управления, направленной на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения.

РЕГУЛЯЦИЯ

РЕГУЛЯЦИЯ (по Пиаже) [лат. regula - норма, правило] - познавательная схема, характерная для дооперациональной стадии развития интеллекта и заключающаяся в частичном возвращении к исходному пункту рассуждений с изменением направления первоначальных рассуждений. Например, если начать вытягивать пластилиновый шарик в «колбаску» на глазах у ребенка, то у него первоначально может появиться впечатление об увеличении количества пластилина, т.к. кусок становится более длинным; когда же «колбаска» становится совсем тонкой, ребенок может поменять точку зрения: теперь ему кажется, что количество пластилина уменьшилось. Это изменение первоначального направления аргументации и есть действие познавательной Р. Р. имеют место уже в сенсомоторном поле восприятия, но наиболее отчетливо выступают на уровне представлений, непосредственно предшествующих операциональным уровням развития интеллекта. На конкретно-операциональной стадии Р. завершается операциями компенсации, обеспечивающими признание сохранения количества вещества в куске пластилина при любых трансформациях его формы. Р. как познавательная структура занимает промежуточное положение между так наз. ритмами, характерными для ранних видов функционирования (уровень рефлексов и инстинктивного поведения, по Пиаже), и группировками обратимых операций, как формами конечного равновесия, к которым стремятся в процессе своего развития сенсомоторный и репрезентативный (символический, дооперациональный) интеллект. Л. Г. Лидере

РЕГУЛЯЦИЯ ДВИЖЕНИЙ

РЕГУЛЯЦИЯ ДВИЖЕНИЙ (от лат. regulare - приводить в порядок...) - одна из функций психического отражения. Адекватность движений и действий человека условиям, орудиям и предмету деятельности возможна только в том случае, если последние так или иначе отражаются субъектом. Идея регулирующей роли психического отражения принадлежит И. М. Сеченову, который отмечал, что ощущения и восприятия являются не только пусковыми сигналами, но и своеобразными «образами», в соответствии с которыми производится регулирование движений. Последующие исследования подтвердили и развили эту идею, раскрыв физиологический, нейрофизиологический и психологический аспекты Р. д. Выделяют различные уровни Р. д. в соответствии с основами формирования психического отражения. В реальной деятельности человека разные уровни Р. д. выступают в неразрывном единстве. В зависимости от условий, орудий и предмета труда может наблюдаться лишь относительное доминирование одного из них. В процессе формирования навыков соотношение между уровнями Р. д. меняется. Эти изменения лежат в основе автоматизации движений (см. также Координация движений).

РЕГУЛЯЦИЯ МОТИВАЦИОННАЯ

РЕГУЛЯЦИЯ МОТИВАЦИОННАЯ - построение деятельности и поведения личности в целом в соответствии с актуально действующими мотивационными образованиями. В Р.м. деятельности фигурируют нежелательное и желательное состояния действительности, фиксируемые в побуждении. Процесс Р.м. - это преобразование действительности через акт деятельности. При этом уровень деятельностной мобилизации и готовность к функциональным, временным и материальным затратам примерно эквивалентна уровню значимости актуального побуждения. Переживаемая значимость ожидаемого результата может быть выше, но мобилизация не может быть выше сложившегося уровня значимости. В процессе Р.м. действует даже множество мотивов (полимотивированность деятельности), когда одни мотивы обеспечивают процессуальную сторону деятельности, другие - направленность всего акта деятельности; одни мотивы обеспечивают количественные показатели, другие - качественные; одни компоненты деятельности обеспечиваются модальностью типа желательности, другие - необходимости, отражающей возможные негативные последствия, и т. д. Важной особенностью Р.м. деятельности является оптимальность ее стимуляции, в соответствии с которой слабая мотивационная стимуляция не приводит к необходимому эффекту, но чрезмерная стимуляция в ряде случаев также блокирует высокую мотивацию виду либо функциональной перегрузки, либо снижения ожидаемой вероятности успеха (закон Йеркса-Додсона, данные Дж.Аткинсона, О.Хебба и др.). Принцип оптимальности в данном случае, как в ряде других, отражает ключевые акмеологические закономерности, лежащие в основе высших достижений профессионального и иного плана. В последнее время в русле этих представлений развивается зональная концепция мотивационной регуляции поведения (В.Г.Асеев).

РЕГУЛЯЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

РЕГУЛЯЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ - совокупность методов, способов и приемов воздействия той или иной национальной общности на своих членов, вызывающих изменения степени участия последних во внутригрупповых процессах и групповой деятельности.

РЕГУРГИТАЦИЯ

РЕГУРГИТАЦИЯ - стремительное движение жидкостей или газов в направлении, противоположном естественному, наблюдаемое в полых мышечных органах при их сокращении. Обычно возникает при нарушении функции мышечных жомов этих органов (например, желудка) или разделительных перегородок (например, клапанов сердца), а также при обратном направлении волны мышечного сокращения. Типичным примером регургитации является отрыжка. При недостаточности митрального или трехстворчатого клапанов сердца происходит регургитация крови из желудочков в предсердия во время систолы.

Регургитация отличается от рефлюкса - пассивного перемещения (затекания) жидкостей в сообщающихся полостях вследствие изменения гидростатических условий. Так, забрасывание в пищевод содержимого желудка при его сокращении обозначают как желудочно-пищеводную регургитацию, затекание содержимого желудка в пищевод при изменении положения тела из вертикального в горизонтальное - как желудочно-пищеводный рефлюкс.

РЕДЕРА ПАРАТРИГЕМИНАЛЬНАЯ НЕВРАЛГИЯ

РЕДЕРА ПАРАТРИГЕМИНАЛЬНАЯ НЕВРАЛГИЯ (описана норвежским офтальмологом G. Reder, 1889-1956) - клинический синдром, характеризующийся сочетанием постоянной интенсивной боли и нарушения чувствительности в зоне иннервации первой ветви тройничного нерва с признаками синдрома Горнера (миозом, легким птозом, но обычно без ангидроза). Может быть вызван опухолью, аневризмой, гранулематозным воспалением в средней черепной ямке.

J. G. Reder. Et tilf?lde av intrakraniel sympaticuslammelse. Norsk Magazin for L?gevidenskaben, 1918; 79: 999-1016.

РЕДЛИХА ЭНЦЕФАЛИТ

РЕДЛИХА ЭНЦЕФАЛИТ (Редлиха - Флатау болезнь, описана неврологами - австрийским Е. Redlich, 1866-1930, и польским Е. Flatau, 1869-1932; синоним - диссеминированный абортивный энцефаломиелит) - рассеянный энцефаломиелит, характеризующийся легким течением, проявляющийся чаще парестезиями и изменениями сухожильных рефлексов, выпадением брюшных рефлексов.

E. Redlich. Uber abortive Formen der Encephalomyelitis disseminata. Deutsche Medizinische Wochenschrift, Stuttgart, 1929; 55: 562-563.

РЕДУКЦИОННОЕ ДЕЛЕНИЕ

РЕДУКЦИОННОЕ ДЕЛЕНИЕ - деление клетки в ходе мейоза.

РЕДУКЦИЯ

РЕДУКЦИЯ -

(от лат. reductio - возвращение, приведение обратно) - восстановление прежнего состояния, сведение сложного к более простому; в психологии р. имеет нередко негативный аспект - сведение психических процессов к молекулярным, физиологическим, трактовка сложных психических явлений на базе "коллективных представлений", социальных стереотипов. Данные попытки получили название редукционализма в психологии.

РЕДУКЦИЯ, РЕДУКЦИОНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕДУКЦИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

РЕДУКЦИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА - термин K. Conrad (1958), обозначает снижение уровня психической активности со следующими симптомами: 1. стойкое снижение активности и работоспособности; 2. сужение круга интересов; 3. побледнение и стирание черт индивидуальности; 4. повышенная утомляемость и раздражительная слабость; 5. нерезко выраженные дисмнестические нарушения. G. Guber (1976) рассматривает «чистую» редукцию энергетического потенциала в качестве основного расстройства при шизофрении.

Предыдущая страница Следующая страница